Чем смазывать печку на автомобиле. Рекомендации по смазке моторчика автомобильной печки. Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

Столкнуться с проблемой, когда во время включения вентилятора автомобильной печи начинают раздаваться звуки в виде скрежета, воя, треска или скрипа, может каждый автовладелец. Вращения вентилятора может не происходить даже при полностью исправной проводке. Возможно ли самостоятельно смазать моторчик печки и каким образом данный процесс выполнять? Сначала необходимо подготовить соответствующие для проведения такой процедуры инструменты. Вооружаемся крестовой или плоской отверткой (зависит от мотора отопительной системы), пассатижами и гаечными ключами подходящих размеров, тряпкой для чистки, молотком, несколькими каплями машинного масла, небольшим количеством бензина или спирта, а также новыми втулками (в случае, если вам заранее известны их параметры). Теперь можно начать разборку консоли приборов вашей машины, чтобы к отсеку печного вентилятора был получен полный доступ. При отсоединении клемм питания на моторе следует быть предельно аккуратными, чтобы не сломать находящиеся под клеммами контакты. Откручиваем винты или же гайки закрепляющие в отсеке мотор. Теперь следует снять лопасти. В случае отсутствия гаечного крепления лопастей вентилятора (когда лопасти просто плотно насадили на ось и их слишком сложно снять руками), можно слегка их нагреть с помощью, к примеру, строительного фена. В результате размягчения пластика при нагреве стянуть его будет намного легче.

Проводим очистку крыльчатки от имеющейся на ней грязи, благодаря чему будет улучшена балансировка крыльчатки и уменьшен износ подшипников. Далее можно приступить к разбору моторчика. В зависимости от его модели используем для разборки гаечные ключи или отвертку. Также крепление деталей корпуса у определенных моделей может осуществляться с помощью загнутых усиков, которые нужно аккуратно разогнуть отверткой или пассатижами. Кроме прочего можно встретить модели, где для закрытия мест расположения подшипников используются специальные съемные пластиковые колпачки. Для проведения смазки подшипников на подобных моторах требуется снять данные колпачки и в специально сделанные отверстия капнуть машинного масла. Если проведение этой процедуры не устранит скрип в таком моторе, однозначно потребуется его разборка. Все извлеченные из мотора внутренности и сам корпус следует вычистить от пыли, произведя затем тщательный осмотр подшипников-втулок. При их повышенном износе возможно заклинивание мотора. Произведите их замену в случае необходимости. Следующий момент – протирка бензином или же спиртом трущихся частей для полной очистки их от старой смазки и грязи. Когда бензин (спирт) испарится, в места трения наносим немного смазочного масла.

С помощью тряпки удаляем лишнюю смазку. Теперь можно начинать собирать мотор, выполняя действия в обратном порядке. Обратите внимание на точное расположение в своих местах всех прокладок, втулок и других деталей, дабы избежать скопления пыли в моторе и его неминуемой последующей поломки. После установки мотора отопителя на место, выполняем подсоединение клемм питания в соответствии с их полярностью. Проследите за правильностью подключения, чтобы из-за вращающегося в обратную сторону вентилятора не пришлось вновь снимать всю консоль. Во время чистки и смазки фиксируйте, откуда и что снимали. Можно помечать все на бумаге, чтобы запомнить правильно и не ошибиться. Надеемся, наши советы, как смазать моторчик печки своими руками, помогут вам не ошибиться при выполнении данного вида работы.

  1. всем доброго дня.......
    Как я уже писал тут, давеча заменил моторчик печки, моторчик ессно Кытай, хотя мне усиленно впаривали его как турецкий. В общем после установки эта СС*КА заскрипела, да ещё хуже старого. Вопрос такой - можно ли моторчик этот смазать, если да то чем и как и надолго ли это?

    Ну и до кучи.........думаю менять ремень ГРМ, встал вопрос по роликам, так вот каталог кажет два разных комплекта роликов на мой двигун. Возможно ли по ВИНу уточнить, какой именно у меня комплект стоит и есть ли между ними принципиальная разница?

    Заранее спасибо..............

  2. Про моторчик печки - не скажу, не знаю. А вот что касаемо роликов могу сказать одно, по WINу они должны пробиваться точно, а раз тебе в магазине не могут сказать каие твои - поищи лучше другой магазин, так спокойнее будет.

  3. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Если у тебя такой моторчик,





    P.S. Бродят мысли в голове на тему вкорячивания вместо подшипников скольжения подшипников качения. Помнится, на тазиках такое успешно практиковалось. Но там готовые моторчики (на шарикоподшипниках) продавались. Тут прийдется колхозить. Но это пока мысли.

  4. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Если у тебя такой моторчик,

    То можно и смазать. Я намедни этим занимался, поскольку мой моторчик тоже достаточно новый.
    Итак, в задней части откручиваешь два винта и отодвигаешь в сторону черный пластмассовый корпус (или как он там называется), в котором контакты торчат. С проводами осторожнее, в местах пайки не переломи. Далее снимаешь пластмассовый колпачок, он на двух защелках. С защелками тоже поаккуратнее, постарайся не сломать. Впрочем, когда я свой разбирал, он уже без одной защелки был, и так держится, его там провод подпирает. После снятия колпачка уже виден и сам вал, точнее, его задний конец . Снимаешь с него пружинную шайбу, регулировочные шайбы и вот уже открыто место для смазки. После снятия пружинной и регулировочных шайб вал по оси можно двигать туда-сюда миллиметров на 4-5.
    Сначала капаем туда спирт (расворитель, бензин), чтобы удалить остатки старой смазки и грязь. Ну, на всякий случай. Покрутил вал туда-сюда, еще покапал, опять покрутил. После испарения спирта напихал смазки (циатим) туда, где шайбы регулировочные были, капнул пару капель масла. Все это сопровождалось перемещением вала по его оси, вращением, дабы смазка проникла внутрь подшипника. Далее в шприц небольшой натолкал той же смазки, вместо иголки надел подходящую трбку длиной около 5 см (использовал кембрик-термоусадку) и выдавил немного в то место, в котором вал с другой стороны подшипника выходит, там еще такая конусная шайба имеется. Ну, и туда пару капель масла. Опять же, регулярно вал вращать, туда-сюда двигать.
    То же самое проделать с передним подшипником, но там доступ гораздо хуже к обеим его сторонам, если, конечно, крыльчатку не снимать. Но и тут помогает шприц с длинным "носиком".
    О смазке. Как говорил уже, использовал циатим, т.к. он достаточно жидкий, чтобы из шприца выдавливаться, да на морозе не шибко густеет. Масло - чтобы проникло все это лучше, обычное, бытовое (под рукой оказалось). Можно и моторное, думаю.
    Не претендую на оптимальность техпроцесса, да и насколько этой смазки хватит, не скажу. Во всяком случае, мой моторчик уже три дня не визжит.

    P.S. Бродят мысли в голове на тему вкорячивания вместо подшипников скольжения подшипников качения. Помнится, на тазиках такое успешно практиковалось. Но там готовые моторчики (на шарикоподшипниках) продавались. Тут прийдется колхозить. Но это пока мысли.

    Нажмите, чтобы раскрыть...


    Спасибо за науку!!!
    Буду снимать на днях и смазывать, а то уже сил нет этот скрип слушать.
    Потом отпишусь.........
  5. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Да, затягивать не стоит, а то без смазки подшипник быстро изнашивается. И еще. Рекомендую крыльчатку от пыли-грязи хорошо отчистить - балансировка восстановится (если, конечно, она там изначально производилась).

  6. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    P.S. Бродят мысли в голове на тему вкорячивания вместо подшипников скольжения подшипников качения. Помнится, на тазиках такое успешно практиковалось. Но там готовые моторчики (на шарикоподшипниках) продавались. Тут прийдется колхозить. Но это пока мысли.

    Хоршие мысли бродят я уже так сделал.
    выбиваем втулку и бежим в магазин подшипников, там подбирают по валу и по посадочному месту, бежим в гараж, втюхиваем подшипник и радуемся жизни
    менял только у крыльчатки из-за износа этой самой втулки, вторую просто смазал.
    Успехов

  7. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Ну, только что выполнил смазку моторчика.

    Во-первых о главном.

    Принципиальное отличие моторчиков производства Бош и прочих "оригинальных" от китайской порнографии:

    У боша вал буквально завальцован в тех местах, где расположены втулки. Вал абсолютно гладкий, на нем нет канавок для пружинных шайб для фиксации, соответственно втулки не смазываются вообще, точнее там есть заводская смазка, но её хватает на весь срок службы моторчика. НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА ЛИТЬ МАСЛО НА ВНЕШНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ВТУЛОК. Если такой моторчик заскрипел - замена и только замена. соответсвенно такая конструкция полностью исключает люфты вала. На моем старом моторчике люфта практически нет вообще.

    У китайского моторчика фиксация вала и якоря относительно корпуса достигается путем установки шайб регулировочных и пружинных шайб. на самом валу имеется 3 канавки для пружинных шайб - в задней части (торец, в районе крепления контактной группы и элемента, куда вставляется большая пружинная шайба-фиксатор для крепления моторчика в корпусе улитки) с внешней стороны втулки, в передней части (крыльчатка), тоже с внешней стороны втулки, а также с внешней стороны крыльчатки, судя по всему для фиксации крыльчатки.

    В моем случае отсутствовали две из трех пружинных шайб. Имелось в наличии только три регулировочных шайбы и пружинная шайба с торца. Вал имеет продольный свбодный ход миллиметров в 5-7. При нажатии на вал со стороны крыльчатки он пружинит, стремясь вернуться в прежнее положение, однако в предельном положении (нажато) юбка на валу касается втулки на торце и появляется пресловутый скрип.

    Что сделано - смазаны втулки графитовой смазкой, две из трех регулировочных шайб установлены со стороны крыльчатки и зафиксированы пружинной шайбой для предотвращения возникновения ситуации когда вал смещается в сторону торца и юбка начинает издавать скрип из-за касания втулки во время вращения вала.

    Моторчик установлен на место, отмечено сильное уменьшение уровня шума, пропал скрип. Однако это только за первые 30 минут работы моторчика. О дальнейшем развитии событий отпишусь позже.

    Да, как я уже писал в другой ветке, я резал улитку для облегчения процесса замены моторчика. Герметизация соединений сегодня выполнена путем наклейки на сопрягающиеся торцы отрезанных частей двустороннего скотча (1-2мм толщиной), который очень хорошо формуется и подгоняется под изгибы и т.д.

  8. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Какой мотор лежит в упаковке феби??? какие моторы НЕ_оригинальные нормальные, друган купил Феби с крыльчаткой на валу подключали - с балансировкой у него есть проблемы...

  9. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    11 дней - полет нормальный

  10. Ответ: Моторчик печки - можно ли смазать и как это сделать?

    Два месяца после смазки - полет хреновый . Стал слегка подсвистывать. Прогреется - пропадает. Пока негромкая музыка заглушает свист. Мотору года нет . Буду настраиваться на подшипник, благо, есть старый мотор для опытов.
    Кстати, вспомнил. Когда-то в заруле читал, как на классике борятся с сией бедой (там это болезнь). Предлагалось в качестве варианта просверлить в переднем подшипнике дырку малую, подвести к ней трубочку, а с другой стороны к трубочке подсоединить небольшой "мягкий" резервуар (или шприц) с маслом, который закрепить в удобном месте. Трубочку проложить так, чтобы масло самотеком НЕ текло. При очередном появлении свиста сдавливаем резервуар, порция масла подается к подшипнику .

  11. У меня свистел моторчик. Свист начинался только после примерно 30 минут езды с кондеем. В основном на 2-3 скорости моторчика. Недавно решил заменить и мотор и радиатор печки. Моторчик купил самый дешевый (дурак) JP Group, радиатор Бехр (но это не важно). Вобщем целый день камасутры с машиной и ура, все работает. Но счастье длилось только пару дней. Этот новый моторчик тоже начал свистеть. Примерно после получаса работы начинается свист, особенно когда разгоняешься на 1-2 передаче (то есть при инерции назад).
    Второй раз снимать печку никакого желания нет, тем более у меня нет гаража. В автосервисах за такую работу просят 3500 руб. Что можно сделать? Или покупать оригинал VAG? Может старый можно как то восстановить? Он вроде оригинальный еще. Хотя тут пишут что родные восстановлению не поддаются. И вобще, это точно моторчик свистит или может внутри печки заслонки какие нибудь посвистывают? Блин, никогда не думал что в Китае делают такое говно, которое на второй день уже работает хуже чем оригинал, которому 15 лет.

    И еще, добраться до моторчика со стороны испарителся никак не получится. Кондей стоит какой-то самопальный и печка с корпусом испарителся соединена не гофрой, а встык. Мы из-за этого и саму печку вдвоем целый час пытались вытащить, она за корпус испарителя цепляется, кое-как вырвали.

    Я в отчаянии...

В настоящее время производители стараются сделать автомобиль максимально комфортным для человека. Для этого они начиняют его удобными и полезными функциями: отопитель, обогрев сидений, электрические приводы подъёма стекла, кондиционер, круиз контроль и т.д.

Но самое интересное то, что принцип работы всех этих систем опирается на самые элементарные механизмы. Никаких нововведений нет. В пример можно взять отопитель салона или, как называют водители, печку. Её устанавливают в автомобили с середины прошлого века. Тогда она представляла собой моторчик, который загонял тёплый воздух в патрубки и выталкивал его наружу - в салон.

Немного позже вентиляторы стали делать в пластиковых корпусах, большей мощности и меньших размеров, чтобы снизить габариты с весом и повысить производительность. По сей день ничего не изменилось, только теперь в обогреве появились цифровые датчики, а также усовершенствованная система ходов, которая позволяет обдувать разные отсеки салона.

Пример моторчика печки

Благодаря новшествам устройство может самостоятельно поддерживать нужную температуру в автомобиле и эффективно его отапливать. Но ведь по-прежнему всё работает от того самого моторчика. Он является сердцем, которое, выйдя из строя, загубит всю систему. Такое происходит довольно часто даже в импортных машинах. Изнашиваются основные трущиеся элементы, и вентилятор начинает гудеть, скрипеть или вообще заклинивает. Чтобы этого не случилось, желательно иногда обслуживать мотор печки и знать чем его смазывать.

Сейчас существует два основных вида печек. Их классифицируют по принципу эксплуатации:

  • Стационарные. Это самая обыкновенная система, которая устанавливается на каждый автомобиль в обязательном порядке. Она работает от двигателя, то есть от его системы охлаждения. Антифриз, нагревающийся мотором, по патрубкам идёт к радиатору отопителя - в салон. Здесь и установлен моторчик, который либо дует, либо засасывает воздух от нагревательного элемента (радиатора). Он нагнетается в патрубки, которые отводятся на лобовое и боковые стёкла, а также к ногам пассажиров. Когда вентилятор включён, горячий воздух постоянно идёт по системе труб и обогревает весь салон;
  • Автономные. Ещё один вид отопителей, который является серьёзным конкурентом стационарному устройству. Выше рассмотренная система эффективна только тогда, когда прогреется двигатель, а точнее антифриз в системе охлаждения. В ином случае будет дуть холодный воздух. Автономный вариант в этом моменте имеет большое преимущество, поскольку позволяет отопить салон даже заглушенной машины. Сама печка представляет собой установку, которая расходует какое-нибудь топливо и нагревает воздух, антифриз или масло в специальной камере. За ней установлен моторчик, нагнетающий холодный воздух в раскалённое место. От него он выходит уже горячим потоком через сопло. Такая конфигурация позволяет работать вне зависимости от мотора.

Упрощенная схема устройства системы отопления автомобиля

Стоит отметить, что последний является дополнительной функцией и может устанавливаться как заводом, так и владельцем автомобиля. Очень хорошо, если две эти системы совмещены.

Также не менее важным параметром является экономия. В стационарной системе она наблюдается в ресурсе моторчика. То есть, в устройстве присутствует дополнительный патрубок, который выводится наружу автомобиля в виде воздухозаборника. На высокой скорости он захватывает поток воздуха, который идёт к радиатору отопителя. Таким образом, конструкция позволяет отключать электромотор при интенсивной езде и отапливаться одним наддувом.

В автономной системе вентилятор работает постоянно, но экономия здесь в другом. Основной элемент в обогреве раскаляется от сгоревшего топлива, подачу которого контролируют специальные датчики. Когда температура доходит до определённого значения, порция солярки, бензина или газа уменьшается. Устройство потребляет меньше ресурса и даёт больше тепла.

Какая из этих систем лучше, судить трудно. С одной стороны, используется теплоотдача мотора и таким образом повышается его КПД, а с другой - внедряется в автомобиль самостоятельная система, способная работать даже с заглушенным двигателем - автономно. Мы же поговорим о первом виде.

Электромотор, как и другие устройства, имеет свой ресурс. Если автомобиль старый, то с такими вещами часто случаются неприятности. Они проявляются в шумной работе или визге из-за отсутствия смазочного материала. Сам по себе мотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний устанавливается в корпус на бронзовые втулочки. Так вот, если это место пересыхает, то появляется скрип и неприятный звук.

Бронзовая втулка

Вообще при изготовлении таких втулок в бронзу добавляют графит, который служит твёрдой смазкой. То есть, в принципе, они должны работать без вспомогательных материалов. Однако, если в трущуюся пару попала влага или пыль, то проблемы обеспечены. Из-за них бронза окисляется и пересыхает, но через пару минут работы моторчика всё снова притирается. Поэтому визг пропадает быстро. Причиной его появления также является некачественный материал, из которого сделаны вал ротора и втулочки. Они могут просто постоянно гнить или окисляться, если они не покрывались антикоррозионными нержавеющими компонентами при изготовлении.

Бронзовые втулки

На многих заводах предусматривают такое развитие обстоятельств, поэтому втулку и вал оборудуют принудительной системой смазки. Это простое приспособление делает минимальным износ пары. Оно представляет собой специальный материал с высокой впитывающей способностью, который закрепляется вблизи гнезда втулочки. Чаще всего это колечко из войлока (фетр). Его нужно периодически пропитывать смазкой (обычным маслом), которая будет попадать на трущиеся детали и снижать трение. Если на вашем моторчике автомобильной печки установлен такой фетр, внимательно следите за ним. Когда слышен шум при работе, скорее всего просто высохла смазка в войлоке. Пропитайте его маслом и эксплуатируйте вентилятор снова.

Фетровое кольцо

С фетром ситуация понятна, но что делать, если сам электромотор некачественный ? Это проявляться в постоянной ржавчине на валу вентилятора, из-за того что в сталь не добавляли нужных компонентов при выплавке или же бронзовые втулки не содержат графита. В таком случае пара может сильно перегреться в месте трения и заклинить. Тогда ещё появляется риск пожара, который возможен при замыкании от перегрузки.

Обслуживать такие моторчики придётся намного чаще, ведь смазать их получится только густой смазкой (лучше графитовой). А она, как известно, долго не держится.

Смазывать ненадежные моторчики печи лучше графитной смазкой

Смазка бракованного моторчика печки

Хотя есть ещё один вариант, которым пользуются многие автовладельцы. Можно сделать войлочное кольцо самостоятельно и приклепать его к корпусу моторчика, а затем пропитать маслом. Оно ничем не будет отличаться от заводского изготовления и долго прослужит. То есть, с бракованным вентилятором тоже можно ездить, но придётся немного поморочить голову. Не у всех получится правильно смазать или доделать печку, чтобы не повредить другие системы, находящиеся вблизи. Лучше всего, конечно, просто заменить вентилятор на новый и забыть о проблемах.

Стоит ещё отметить, что вместо бронзовых втулок могут быть установлены роликовые или шариковые подшипники. В таком случае про их смазку можно вообще забыть, так как с завода для электромоторов они все идут закрытыми. То есть, в них уже набито необходимое количество смазочного материала.

Прежде чем смазывать, нужно сначала добраться до вентилятора. Чаще всего он установлен в салоне автомобиля, под главной панелью. Реже его можно найти под капотом (в этом случае снять не составит труда). Чтобы демонтировать моторчик в салоне, необходимо частично разобрать панель. Но перед этим лучше снять с аккумулятора клеммы, поскольку есть риск замкнуть проводку. Обшивка в каждом автомобиле снимается по-разному, поэтому здесь рекомендации не помогут. Чаще всего она крепится либо на защёлках, либо на шурупах.

Когда вы доберётесь до моторчика, не спешите его снимать. Сначала отсоедините всю примыкающую проводку (на редуктор и пневматический клапан). Если вы собрались демонтировать ещё и радиатор отопителя, то надо слить антифриз с системы охлаждения . Для этого нужно открутить краник на основном радиаторе и найти чистую посудину. Но весь тосол всё равно сцедить не удастся. Какая-то часть останется в патрубках, поэтому будьте осторожны при отсоединении.

Моторчик печки автомобиля со снятым пластиковым чехлом

Сам моторчик обычно крепится двумя или тремя болтами, а также может находится в пластиковом чехле, который тоже необходимо открутить. Чтобы смазать, его нужно сначала разобрать и оценить внутреннее состояние. В этом моменте нельзя спешить! Все детали должны отсоединяться легко, без усилия. Если что-то не получается, значит или не до конца откручено, или просто прикипело. Энтузиазм здесь неуместен.

Как смазать моторчик печки

У вентилятора должен сниматься пропеллер, и откручиваться верхняя крышка, в которую будет впрессована бронзовая втулочка. Вторая находится в самом корпусе (стакане). Прежде чем смазывать, оцените их состояние на наличие люфта или выработки. Если ротор в них болтается, то лучше сразу купить новые и заменить. Ну а если всё в порядке, то осталось промокнуть фетровое кольцо маслом (например, моторным) или обмазать всё солидолом и правильно собрать.