Рубрика

Детали буксового узла и их возможные неисправности

Для нормальной работы подшипников должна быть обеспечена достаточная герметичность буксы, исключающая попадание внутрь нее пыли, механических включений, влаги, снега и т.п. Поэтому на стенках переднего отверстия, называемого зеркалом буксы и закрываемого крышкой, не должно быть неплотностей.

В буксах с подшипником скольжения четырехосных грузовых вагонов применяются стальные штампованные буксовые крышки с резиновым уплотнением.

Крышка на буксе крепится валиком длиной 225- 230 мм, который в свою очередь для предупреждения от выпадения крепится шплинтом с шайбой.

Резиновые шайбы, применяемые для уплотнения стенки корпуса буксы, изготавливают из морозостойкой резины. Для придания большей жесткости и удобства постановки в буксу шайба армирована стальным сердечником, представляющим собой фасонно-изогнутый пруток из отожженной проволоки диаметром 6 мм.

Наиболее ответственной деталью буксового узла вагона является подшипник, который непосредственно все нагрузки, действующие на буксу, передает на шейку оси. Кроме того, при движении вагона между подшипником и шейкой оси возникает значительное трение. В связи с этим подшипник должен быть достаточно прочным, а поверхность его, соприкасающаяся с шейкой оси, сделана из мягкого и одновременно износостойкого сплава. Поэтому подшипники изготавливают трехслойными, состоящими из стального корпуса, бронзовой армировки и баббитовой заливки. Подшипник обхватывает шейку оси на угол 120 градусов (1/3 длины окружности). Удельное давление, приходящееся на подшипник, достигает 3,7·-4,0 МПа (37 -40 кгс/см.кв.).

В небольшом количестве встречаются модернизированные подшипники, которые в целях уменьшения удельного давления имели увеличенный угол обхвата, но оказавшиеся неудобными при замене в условиях ПТО, более сложными в подгонке к шейке оси и значительно более дорогими в изготовлении из-за большого веса, не нашли широкого применения.

Часть новых подшипников, поступающих в эксплуатацию, двухслойная: бронзовая армировка в них отсутствует, а баббитовый слой крепится непосредственно к стальному корпусу.

Буксовый вкладыш, располагаемый между потолком буксы и подшипником, предназначен для удержания подшипника в верхней части буксы и облегчения выемки его при замене. Кроме того, наличие вкладыша в значительной степени уменьшает износ потолка буксы и обеспечивает равномерное распределение нагрузки на подшипник. Изготавливается вкладыш из стали марок Ст0-Ст5 штамповкой или литьем.

Конструктивно буксовый узел с роликовыми подшипниками более герметичен, чем с подшипниками скольжения. В процессе работы смазка из буксы не вытекает и пополняется только при вскрытии крышек букс, смонтированных на болтах. Герметизация буксы достигнута постановкой между крышкой и корпусом буксы уплотнительной прокладки. На прокладках установлены и смотровые крышки, имеющиеся на некоторой части букс. В задней части буксы уплотнение создает лабиринт, образуемый лабиринтным кольцом и выточками задней стенки буксы. Нормальная работа буксы с роликовыми подшипниками обеспечивается, если в нее заложено строго определенное количество смазки ЛЗ-ЦНИИ без каких-либо механических включений.

В буксах с роликовыми подшипниками имеются дистанционные кольца, если на шейке установлены цилиндрические и сферические подшипники. Лабиринтное кольцо всегда ставят на горячей посадке. В комплекте деталей с роликовыми подшипниками имеется торцевая гайка со стопорной планкой, на болтах, или крепительная шайба, также закрепляемая болтами. Последнюю монтируют после установки упорного кольца. Болты стопорной планки крепительной шайбы после закрепления фиксируют проволокой. В буксах с подшипниками скольжения четырехосных вагонов наиболее часто встречающимися повреждениями являются различные трещины и отколы. Трещины в верхней части корпуса допускаются длиной не более 150 мм, а трещины в нижней части вообще не допускаются, так как через них может вытекать осевое масло. Подлежат замене также буксы, имеющие отколы прилива для валика буксовой крышки и повреждения задней стенки, при которых не удерживается уплотняющая шайба или возможна утечка осевого масла. Признаком наличия трещин, через которые вытекает осевое масло, является скопление грязи на буксе. Наличие такой грязи или подтеков масла на наружной поверхности колеса также указывает на откол в задней стенке корпуса буксы или неисправность шайбы. Не допускаются к эксплуатации вагоны с буксами, имеющие осадку или перекос корпуса, вследствие чего букса соприкасается с осью, и изломом заплечиков или упорного бурта для вкладыша.

Детали роликовых подшипников могут иметь повреждения, в результате которых, буксовый узел нагревается. Нагрев букс с роликовыми подшипниками происходит из-за неправильного монтажа или комплектации подшипников, когда не обеспечена необходимая разница осевых и радиальных зазоров. Это случается при повреждении деталей подшипников, из-за трещин наружных или внутренних колец, трещин и отколов роликов, сепараторов, при некачественной буксовой смазке, когда в нее попадают металлические или другие включения. Нарушение работы буксового узла происходит также при самопроизвольном отвинчивании болтов крепления, выпадений стопорной планки или крепительной шайбы, отвинчивании крепительной гайки.

Нагрев буксы с роликовыми подшипниками может иметь место и при неправильной сборке тележки, когда перекошена рама, неточно установлены шпинтоны и т.д. Решение о возможности дальнейшего движения вагона с греющейся буксой принимает бригадир или мастер, имеющий право производства полной ревизии букс с роликовыми подшипниками, после вскрытия буксы и контроля деталей буксового узла.

Запрещается допускать к следованию вагоны, у которых отсутствуют, изломаны или погнуты буксовые крышки, отсутствуют или потеряли упругость пружины буксовых крышек, в результате чего зазор между крышками и зеркалом буксы более 5 мм и не обеспечивается достаточная герметичность буксы. В этих случаях отсутствующие крышки следует поставить, а неисправные заменить.

Буксовые вкладыши не должны быть погнутыми, иметь отколы или трещины. Износ опорной поверхности, при котором вкладыш теряет свою слегка выпуклую форму, не допускается.

Подлежат замене подшипники, у которых имеются трещины и раздавливание баббитового слоя, износ или откол баббитовой заливки, трещина или откол корпуса. Кроме того, необходимо заменить подшипники с любыми другими неисправностями, вызывающими трение букс, например, чрезмерно большая толщина заднего буртика подшипника, неравномерный износ заплечиков корпуса, из-за чего подшипник перекашивается, неправильная расточка баббитовой заливки.

Русский