Рубрика

Габариты вагонов

В целях предотвращения возможности соприкосновения вагонов со станционными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути, все вагоны строят по определенному предельному очертанию - габариту. По своим размерам грузовые, пассажирские вагоны и рефрижераторный подвижной состав соответствуют габаритам подвижного состава.

Под габаритом подвижного состава подразумевают предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться установленные на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новые вагоны, но и имеющие максимальные нормируемые допуски и износы. Подвижной состав никакой своей частью не должен выступать наружу за пределы своего габарита.

Вагоны бывших железных дорог СССР колеи 1520 мм строились на основании требований ГОСТ 9238-73 по габаритам подвижного состава Т, 1-Т; 0-Т, 01-Т; 02-Т; 03- Т.

Габарит Т предназначен для вагонов, обращающихся по отдельным замкнутым направлениям реконструированных железных дорог СССР и МНР.

Габарит l-Т предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем железным дорогам СССР и МНР; 0-Т , 01-Т; 02-Т - для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам СССР колен 1520 –мм и зарубежных стран колеи 1435 мм. По габариту 03-Т строились вагоны для обращения по железным дорогам всех стран Европы и Азии.

В габарите 0-Т строились вагоны, обращающиеся не только на дорогах Советского Союза и МНР, но и на отдельных реконструированных магистралях стран-участниц организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Для вагонов, обращающихся по большинству направлений дорог стран-участниц ОСЖД, существует габарит 01-Т. В габарите 02-Т строились вагоны для обращения как по железным дорогам стран-участниц ОСЖД, так и ряда других стран Европы. Все пассажирские вагоны железных дорог СССР построены по габариту 0-Т. Исключение составляют двухэтажные вагоны с куполом для обозрения местности, построенные по габариту 1-Т, и вагоны международного сообщения, которые по своим размерам соответствуют габариту 03·Т. Рефрижераторный подвижной состав построен по габариту 1-Т.

Размеры вагонов должны также удовлетворять габариту приближения строений железных дорог, которым называется предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом.

На железных дорогах бывшего СССР действовали два габарита приближения строений: С и Сп. Габарит С предназначен для путей, сооружений и устройств общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных предприятий. Габарит Сп должен быть соблюден на всем протяжении подъездного пути от станции примыкания до территории промышленных предприятий: заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, грузовых дворов, складов и других предприятий промышленности.

Русский