Рубрика

Характеристика вагонов

Независимо от типа и назначения каждый вагон состоит из пяти основных узлов:

- ходовых частей;

- кузова;

- рамы;

- тормозного оборудования;

- ударно-тяговых устройств.

К ходовой части вагона относится тележка, включающая раму, колесные пары, буксы с подшипниками, детали рессорного подвешивания и др.

Кузов служит помещением для пассажиров или тарой для перевозимых грузов. Он прочно укрепляется на раме и по своему устройству зависит от рода перевозимого в нем груза.

Рама вагона, являясь основанием кузова, состоит из продольных и поперечных балок, жестко соединенных между собой, и связывает части вагона, воспринимая действующие на него вертикальные и горизонтальные усилия.

Тормозное оборудование служит для замедления движения или полной остановки поезда и удержания его на месте.

Ударно-тяговые (автосцепные) устройства предназначены для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, передачи тяговых и сжимающих усилий, возникающих в поезде, а также для удержания вагонов в составе на определенном расстоянии друг от друга.

Для сравнения различных вагонов между собой пользуются их технико-экономическими характеристиками и параметрами. Основными из которых являются: грузоподъемность, тара, коэффициент тары, удельный объем, нагрузка на ось, нагрузка от колесной пары на рельс, погонная нагрузка и база.

Грузоподъемность - зто максимально допустимый вес груза, который можно погрузить в данный вагон. Эта величина в тоннах проставляется на боковых стенах кузова, бортах платформ, котлах цистерн масляной краской в установленные для этого местах.

Тарой вагона называется общий вес вагона в порожнем состоянии. Эта величина в тоннах проставляется на раме вагона с обеих сторон.

Коэффициент тары показывает долю веса порожнего вагона, приходящуюся на 1 т полезного груза при загрузке его до полной грузоподъемности. Этот измеритель характеризует выгодность использования вагонов разных типов и определяется делением тары на грузоподъемность.

Удельный объем характеризует вместимость вагона. Он показывает величину объема кузова в кубических метрах, приходящуюся на 1 т грузоподъемности. Так, например, если современный четырехосный крытый вагон имеет объем кузова 120 м.куб., а его грузоподъемность 64 т, то получим 120:64=1,87. Для платформ применяется понятие удельная площадь, которая является результатом деления площади пола в квадратных метрах на грузоподъемность.

Нагрузка на ось получается делением общего веса вагона-тары и грузоподъемности (брутто) за вычетом веса колесных пар на осность вагона.

Нагрузка от колесной пары на рельс определяется делением веса брутто на число колесных пар. Эта нагрузка в настоящее время допускается не более 215,7 кН (22 тс), а для отдельных типов вагонов 245,11 кН (25 тс). Эффективность вагона определяется также погонной или статической нагрузкой, приходящейся на 1 м пути.

Погонная нагрузка подсчитывается делением веса брутто вагона на длину его по осям сцепления автосцепкой. Для магистральных линий максимальная величина данного показателя установлена 78 кНм (8 тс/м) исходя из прочности мостов и других искусственных сооружений.

Базой вагона называется расстояние между осями пятников. Вагоны различных типов, имея близкие по значению характеристики, общие некоторые параметры и совершенно одинаковые отдельные узлы, тем не менее отличаются друг от друга в основном устройством кузова.

Русский