Рубрика

Колесные пары

Колесная пара является одной из ответственных частей вагона. Она направляет движение по рельсовому пути и воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы и обратно.

Безопасность движения поездов во многом зависит от качества осмотра колесных пар, а их состояние оказывает влияние на плавность хода, поэтому в эксплуатации за их состоянием установлено тщательное наблюдение.

Колесная пара состоит из оси и двух напрессованных на нее цельнокатаных колес. Оси различаются формой шейки - для роликовых подшипников или скольжения и формой поперечного сечения - сплошные или полые. Колесные пары с роликовыми подшипниками применяются следующих типов: РУ-950, РУ1Ш-950 РУ1-950 и РУ-І050, где РУ обозначает роликовая унифицированная, 1 - характеризует конструкцию оси, Ш - крепление подшипников шайбой, а цифры 950 и 1050 соответствуют диаметру колеса в мм. Для вагонов с подшипниками скольжения применяются колесные пары типа ІІІ-950, которые подкатываются под грузовые вагоны, оси типов РУ, РУ1 и РУ1Ш, оборудованные роликовыми подшипниками, и с колесами диаметром 950 мм устанавливают под грузовые вагоны, а с колесами диаметром 950 и 1050 мм - под пассажирские вагоны. Колесные пары с роликовыми подшипниками изготавливают только двух типов - PУl-950 и РУ1Ш-950.

Наружная поверхность колеса, соприкасающаяся с рельсом, называется поверхностью катания. Форма этой поверхности имеет определенный профиль и размеры. Гребень колеса направляет движение колесной пары по рельсовой колее и предохраняет сход колесной пары с рельсов. Уклоны обеспечивают совмещение продольной оси подвижного состава с осью пути при движении на прямых участках и облегчают прохождение кривых и стрелочных переводов, также создают условия более равномерного по ширине колеса износа (проката) поверхности катання.

Ось представляет собой стальной круглый брус. В вагонной оси по длине ее различают несколько частей имеющих разные диаметры и назначение.

В осях для подшипников скольжения шейки служат опорными поверхностями для подшипников. Они выполняются строго цилиндрической формы с гладко обточенной, отшлифованной и накатанной поверхностью. Бурт ограничивает перемещение подшипника вдоль шейки оси в наружную сторону. Передняя галтель является переходом от буртов к шейкам оси, а на подступичные части напрессовываются колеса. Предподступичныe части являются промежуточными между шейкой и подступичной частью. Задняя галтель нужна для перехода от шеек к предподступичным частям. При несоблюдении плавности перехода, наличии царапин или рисок на задних галтелях в этих местах наиболее вероятен излом шейки. Предпоступичные галтели  создают переходы от предподступичныx частей оси к подступичным. Средняя часть оси расположена между подступичными частями.

Оси для букс с роликовыми подшипниками отличаются от осей с подшипниками скольжения формой шеек, которые не имеют буртов, и некоторыми размерами. Концевая часть шейки оси имеет резьбу для наворачивания специальной торцовой гайки, удерживающей роликовые подшипники от сползания. Для предупреждения самоотвинчивания гайки на торце оси имеется паз, в котором укрепляется стопорная планка, входящая своим хвостовиком в одну из одинадцати прорезей гайки. В пазу на продольной его оси на одинаковом расстоянии от центра высверлены два отверстия с резьбой, предназначенные для крепления стопорной планки болтами.

В осях роликовых колесных пар типа РУ1Ш-950 крепление подшипников от продольного смещения осуществляется шайбой, которая крепится к торцу шейки оси тремя болтами. На торце шейки в связи с этим на одинаковом расстоянии от центра под углом 120 градусов высверлены три отверстия с резьбой.

На элементы колесных пар (оси и колеса) наносят клейма и знаки, свидетельствующие о времени и месте изготовления этих элементов, а также формирования и освидетельствования колесной пары.

На одном из торцов оси колесной пары наносят знаки и клейма об изготовлении и формировании оси. Этот торец считается правым. Если колесная пара подвергалась опробованию на сдвиг колес, то также наносят клейма: на правый торец оси знак опробования на сдвиг (две последовательно поставленные буквы «Ф»), условный номер завода или колесных мастерских, дата опробования на сдвиг, приемочные клейма Министерства транспорта.

На втором торце оси колесной пары, называемом левым, наносят знаки и клейма полного освидетельствования.

Русский