Рубрика

Крытые вагоны и полувагоны

Крытые вагоны. Основным типом крытого вагона является четырехосный грузоподъемностью 64 т с объемом кузова 120 м.куб.

В восьмидесятых годах часть крытых вагонов строили с металлическим кузовом, который внутри обшит фанерой толшиной 10 мм. Вагоностроительная промышленность поставляла также крытые вагоны с металлическим кузовом и увеличенным до 4 м дверным проемом. Такой проем позволяет расширить применение погрузочно-разгрузочных механизмов. Значительную часть в парке крытых вагонов составляли вагоны грузоподъемностью 64 т с объемом кузова 106 м.куб.

Разновидностью крытых являются вагоны для перевозки скота. Их грузоподъемность 22 и 30 т. Они имеют крышу с деревянной опалубкой, крытой кровельной сталью. Внутри эти вагоны оборудованы кормушками и поилками, кольцами для привязи животных, полками для фуража, полками для запаса воды и решетчатыми дверями. В боковых стенах имеются вентиляционные люки. Так же в 80 годах была выпущена опытная партия двухярусных вагонов для перевозки мелкого и крупного рогатого скота, спроектированных на базе крытого четырехосного вагона грузоподъемностью 64 т. Так, например, мелкий скот можно разместить на двух ярусах или крупный рогатый скот - на нижнем ярусе, а мелкий - на верхнем.

К крытым вагонам относятся также четырехосные типа хоппер, снабженные люками для загрузки и выгрузки грузов и специализированные на перевозке цемента, зерна, сырья для минеральных удобрений, гранулированной сажи. Все эти вагоны приспособлены для механизированной погрузки и разгрузки.

Имеющееся в парке незначительное число цельнометаллических крытых вагонов длиной 2З,6 м предназначено для перевозки легковых автомобилей, а для перевозки апатитового концентрата крытые вагоны оборудованы поднимающимся кузовом.

 

Полувагоны. Этот тип подвижного состава не имеет крыши и поэтому позволяет полностью механизировать погрузку, а там, где есть вагоноопрокидыватели, также и разгрузку. В пунктах, где нет вагоноопрокидывателей, сыпучий груз из полувагонов разгружается через люки в полу, закрываемые крышками. При открытии люков груз высыпается за счет собственного веса. Основную массу среди эксплуатируемыx полувагонов составляют четырехосныe грузоподъемностью 63-65 т, имеющие металлический кузов или с деревянной обшивкой из досок толщиной 40 мм. Почти во всех полувагонах торцовыми стенами кузова являются двустворчатые двери, укрепленные на угловых стойках. В целях повышения прочности кузова у вагонов старой постройки торцевые двери заварены в закрытом положении.

Крышки люков, изготовленные из гофрированныx стальных листов с балками, шарнирно подвешены к хребтовой балке. Спереди крышка люка закрепляется с помощью запорного механизма, состоящего из закидки, сектора и планки. В нижней части закидки есть два зуба. Обычно при закрытии люка крышку поднимают и ставят на первый зуб закидки. После зтого ломом через скобу, специально приклепанную для этого к нижней обвязке кузова, поджимают крышку так, что она захватывается вторым зубом закидки. В закрытом положении закидка удерживается запорным сектором. Каждый люк снабжен двумя запорными механизмами. Внутри полувагоны оборудованы приспособлениями для крепления перевозимых грузов. 

Кроме четырехосных, в парке имеется незначительное количество шестиосных полувагонов, выпуск которых из-за несовершенства ходовых частей (две трехосные тележки) в последние годы прекращен.

В настоящее время идет поставка восьмиосных полувагонов грузоподъемностью 125 т (рис. 1), у которых ходовая часть представляет собой две типовые двухосные тележки ЦНИИ-Х3-О (модель 18-100), связанные между собой соединительной балкой.

Для перевозки сыпучих грузов (уголь, руда) в замкнутых маршрутах часть полувагонов выпускают с глухим кузовом, т.е. без торцовых дверей и разгрузочных люков в полу. Такие вагоны на металлургических комбинатах разгружают на вагоноопрокидывателях.

3начительная часть старотипных полувагонов, построенных до 1951 года, переоборудована специально для перевозки контейнеров. После модернизации деревянную обшивку боковых стен в этих вагонах сняли, средние стойки удалили, а в середине оставили деревянный проем, используемый для нанесения необходимых надписей. Торцовые двери сняты, а вместо них поставлено легкое ограждение из уголков: горизонтального, приваренного к угловым стойкам посередине их высоты, и двух вертикальных, соединенных вверху с горизонтальным и концевой балкой внизу. Никакие другие грузы в этих вагонах не перевозят.

В парке имеются специализированные полувагоны для перевозки горячего агломерата, горячих окатышей, кокса, торфа.

К числу полувагонов относятся также вагоны-самосвалы (думпкары), хопперы-дозаторы для перевозки щебня и бункерные для перевозки битума.

Вагоны-самосвалы предназначены для перевозки навалочных грузов (камня, руды, щебня, строительных материалов и т.п.). Кузов имеет невысокие открывающиеся при выгрузке борта и, когда при помощи воздушных цилиндров он опрокидывается и занимает наклонное положение, груз высыпается на одну сторону пути. Думпкары имеют большую тару, поэтому их применение выгодно только, когда они часто выгружаются, т.е. при перевозках на короткие расстояния, например, от карьера до железной дороги. Строят вагоны-самосвалы с различной осностью (четырех-, шести- и восьмиосные) и грузоподъемностью от 50 до 180 т. Принадлежат эти вагоны обычно не дорогам, а промышленным предприятиям.

Хопперы-дозаторы предназначены для   перевозки щебня при строительстве и ремонте железнодорожных путей. Это полувагоны с наклонными торцевыми стенами, имеют дозирующие устройства, позволяющие отсыпать щебень для балластной призмы земляного полотна слоем необходимой толщины.

Полувагоны для перевозки битума имеют бункера с двойными стенками и устройства для опрокидывания бункеров. Битум заливается в бункера в горячем состоянии, но при остывании он затвердевает. Перед выгрузкой в пространство между двойными стенками бункера впускается пар, который прогревает и подплавляет тонкий слой битума, прилегающий к внутренним стенкам. Этого вполне достаточно, чтобы битум при опрокидывании бункера легко выгрузился из него большой глыбой весом 10-17 т. После выгрузки бункер возвращается в первоначальное положение. Имеются два типа четырехосных полувагонов для перевозки битума: грузоподьемностью 40 т с четырмя бункерами и 50 т с тремя бункерами.

Русский