Рубрика

Рессоры и рессорное подвешивание

Рессорное подвешивание представляет собой систему упругих элементов и гасителей колебаний, смягчающих удары, передаваемые колесами кузову, и гасящих колебания, возникающие при движении. Кроме того, рессоры и пружины передают направляющие усилия со стороны колес на раму тележки и кузова.

При прохождении колесными парами неровностей пути (стыков, крестовин, пучин и т.п.) возникают динамические нагрузки, в том числе ударные. Появлению динамических нагрузок способствуют также разного рода дефекты колесной пары. Если бы не было рессорного подвешивания, то кузов вагона жестко воспринимал бы все динамические воздействия, что приводило бы к быстрому разрушению конструкции самого вагона и перевозимого в нем груза и невозможности проезда пассажиров, тем более при высоких скоростях движения.

В тележках грузовых вагонов используют эллиптические рессоры и пружины.

Эллиптическая рессора состоит из двух листовых, обращенных одна к другой своими вогнутыми сторонами, образующими при этом эллипс. Каждая листовая рессора собрана из пяти наборных листов сечением 120х12 мм. Листовые рессоры соединены между собой по концам специальными литыми скобами, называемыми наконечниками эллиптической рессоры. Такие рессоры входят в рессорный комплект двухосных тележек МТ-50 и УВЗ. Кроме эллиптической рессоры, в рессорный комплект тележек МТ-50 и УВЗ входят четыре двухрядные пружины. Рессорный комплект устанавливают на пластину специальными гнездами рессор и пружин и такой же пластиной накрывают сверху.

В тележках под рефрижераторными вагонами применены многорядные эллиптические рессоры Галахова повышенной гибкости.

Каждая листовая рессора в них состоит из шести листов сечением 76х10 мм.

Рессорный комплект тележки ЦНИИ-ХЗ-0 включает в себя два клиновых амортизатора и семь двухрядных пружин, каждая из которых состоит из наружной и внутренней пружин. В зависимости от грузоподъемности вагона в тележках этого же типа рессорный комплект может быть из семи, шести и пяти двухрядных пружин. Семь пружин, например, входят в каждый рессорный комплект восьмиосных и четырехосных вагонов грузоподъемностью 63-66 т. Шесть пружин, расположенных по схеме, имеются в рессорном комплекте тележек вагонов грузоподъемностью 50 т. В изотермических вагонах, массой брутто 65 т, временно багажных, вагонах для перевозки скота и специализированных для перевозки автомобилей рессорный комплект состоит из пяти пружин, установленных по схеме.

В трехосных тележках УВ3-10М рессорный комплект из пружин сочетается с фрикционными гасителями колебаний. В тележке УВ3-9М рессорный комплект состоит из четырех двухрядных пружин, идентичных пружинам тележки ЦНИИ-ХЗ-0, но внутри пятой пружины вместо внутренней расположен амортизатор трения. В тележке УВ3-1ОМ внутри каждой двухрядной пружины имеется фрикционный гаситель колебаний.

В тележках пассажирских вагонов подвешивание двойное. Рессорно-пружинные или пружинные комплекты двойного подвешивания состоят  из надбуксового и центрального. В состав надбуксового рессорного подвешивания входят двойные (тележка ЦВТК, усиленная), одинарные цилиндрические пружины (тележки ЦMB, КВЗ-И2) и одинарные цилиндрические пружины с фрикционными гасителями колебаний (тележки КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, габарита 03-Т РИЦ, а также тележки этих типов для колеи 1435 мм). Надбуксовое подвешивание тележки вагона РТ-200 состоит из двух цилиндрических пружин и фрикционного гасителя колебаний. Центральное (люлечное) подвешивание состоит из эллиптических пятирядных рессор системы Глахова (тележки ЦМВ, КВЗ-И2, ЦТВК усиленная) или из двух комплектов трехрядных пружин с наклонно установленными гидравлическими гасителями колебаний (тележки КВ3-5, КВЗ-ЦНИИ, габарита 03-Т РИЦ). Пружина находится между резиновой прокладкой корпуса буксы и основанием шпинтона тележки. Втулки, сухари и другие детали закреплены комплектно с помощью тарельчатой пружины и гайки. Высота пружин в свободном состоянии у тележек ЦМВ - 309 мм, КВЗ-5 - 296 мм; КВЗ-ЦНИИ и габарита 03-Т - 266 мм; диаметр прутка первой пружины 40 мм, а остальных 36 мм. Число рабочих витков у надбуксовых пружин тележек ЦМВ, КВЗ-5 составляет 4,4, а у тележек КВЗ-ЦНИИ и габарита 03-Т - 3,9. Трехрядные пружины центрального рессорного подвешивания изготавливают из прутков диаметром соответственно 40; 30; 20 мм. Высота каждой пружины, в свободном состоянии у тележек КВЗ-5 - 296 мм, а у тележек КВЗ-ЦНИИ и габарита 03-Т (РИЦ) - 496 мм. Пружины центрального подвешивания тележек различаются по наружному диаметру, у тележек КВЗ-5 внутренняя, средняя и наружная пружины имеют диаметры соответственно 140; 200; 240 мм, а у тележек КВЗ-ЦНИИ, габарита 03-Т (РИЦ) - 160; 240; 370 мм.

В состав центрального рессорного подвешивания входят и гидравлические гасители колебаний, которые устанавливают на тележках КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, габарита 03- Т (РИЦ) и некоторых других типов.

На тележках ТСK-1 центральное подвешивание стоит из пневматических рессор и гидравлических гасителей колебаний. Надбуксовое подвешивание выполнено в виде пружин и фрикционных втулок.

Русский