Рубрика

Смена колесных пар

Работы по смене колесных пар выполняются на механизированном пункте или специально выделенных ремонтных путях станции, которые для этого должны иметь запас исправных колесных пар различных по типу и диаметру колес, подъемные средства и необходимые приспособления. Порядок работ при смене колесных пар зависит от конструкции и типа тележек, вагона, наличии подъемных и других ремонтных средств.

Для четырехосных вагонов на тележках с литыми боковыми рамами и колесными парами с подшипниками скольжения этот порядок следующий:

поднимают конец вагона, под которым расположена тележка с неисправной колесной парой, на высоту450-500 мм;

выкатывают тележку и подклинивают исправную колесную пару;

из букс неисправной колесной пары удаляют подбивочный материал и соевое масло;

краном с помощью скобы, зацепляемой за среднюю часть оси неисправной колесной пары, поднимают конец тележки на высоту 2/3 диаметра колеса;

под боковые рамы (ближе к неисправной колесной паре) устанавливают две небольшие ставлюги или козлы. При опускании тележек колесная пара, выйдя буксами из буксовых направляющих, возвращается на рельсы, из букс вынимают вкладыши и подшипники, для чего буксы несколько приподнимают в их передней части, снимают буксы, осматривают и очищают их, заменяют неисправные пылевые шайбы и буксовые крышки;

убирают неисправную колесную пару и на ее место подают исправную, соответствующую типу и массе брутто ремонтируемого вагона, комплектуют буксовые узлы на исправной колесной паре, на переднюю часть буксы во избежание переворачивания ее на шейке оси навешивают специальные балансиры и с помощью крана колесную пару приподнимают, следя за тем, чтобы буксы вошли в буксовые челюсти боковых рам;

удаляют ставлюги или козлы из-под боковых рам. После этого поднятый конец тележки вместе с колесной парой опускают на рельсы;

буксы заправляют польстерами или валиками и заливают соевым маслом, тележку подкатывают под вагон и опускают его.

При замене роликовой колесной пары исключается необходимость в выполнении работ по демонтажу и комплектовке буксовых узлов, так как колесная пара подкатывается с роликовыми буксовыми узлами. Все работы по замене колесной пары в вагоне выполняют два слесаря.

В восьмиосном полувагоне технологию смены колесной пары определяет ее порядковый номер под вагоном: первая, вторая или третья и четвертая. Во всех случаях подъемки необходимо подклинить исправную четырехосную тележку.

Для замены первой колесной пары используют винтовые струбцины, устанавливаемые с обеих сторон вагона для создания жесткой связи между промежуточной балкой рамы вагона и концами боковых рам двухосной тележки. При подъемке одного конца кузова полувагона электродомкратами вместе с ним поднимутся и концы боковых рам крайней двухосной тележки. Колесная пара, выйдя своими буксами из челюстей, оказывается свободной для замены.

При необходимости выкатки второй колесной пары один слесарь отсоединяет горизонтальную затяжку, соединяющую вертикальный и обходной рычаги, а другой с помощью специальных скоб подвешивает наружный конец соединительной балки четырехосной тележки к упорам крышек люков, расположенным на промежуточной балке рамы полувагона. Подъемка одного конца кузова вагона вместе с концом связанной со скобами соединительной балки до освобождения шкворня крайней двухосной тележки позволяет выкатить эту тележку из-под вагона.

Чтобы сменить третью или четвертую колесные пары, необходимо выкатить полностью четырехосную тележку. Для этого тормозную рычажную передачу четырехосной тележки надо отсоединить от подвагонной тормозной тяги и произвести подъемку кузова вагона электродомкратами. В выкаченной четырехосной тележке наружную двухосную тележку следует подклинить и при необходимости замены третьей колесной пары отсоединить горизонтальную тягу, соединяющую вертикальный и обходной рычаги. Подняв краном внутренний конец соединительной балки, внутреннюю тележку выкатывают и производят замену в ней колесной пары обычным порядком.

При необходимости замены четвертой колесной пары выкатка внутренней тележки не требуется. Достаточно краном с помощью захвата приподнять неисправную колесную пару и концы боковин, установить под них ставлюги или козлы и, опустив неисправную колесную пару на рельсы, выкатить ее и заменить другой. Поднимать груженый восьмиосный вагон разрешается электродомкратами грузоподъемностью 40 т.

Русский