Рубрика

Тележки грузовых вагонов

Тележки грузовых вагонов могут быть двухосными трехосными и четырехосными. Под транспортеры большой грузоподъемности подкатывают специальные многоосные тележки. Тележки грузовых вагонов отличаются от тележек пассажирских вагонов отсутствием люлечного устройства и буксового подвешивания, простотой конструкции и удобством осмотра.

Основной тип тележки - двухосные с литыми боковыми рамами. К ним относятся тележки типов ЦНИИ-Х3-0, МТ-50, УВЗ. Они имеют достаточную прочность и надежность в эксплуатации.

В 80 годах вагоностроительная промышленность выпускала только тележки ЦНИИ-Х3-0. Боковая рама этой тележки выполнена в виде целой стальной отливки, в средней части которой расположен проем для рессорного комплекта, состоящего из двухядерных пружин и фрикционных клиньев, а по концам - проемы для колесных пар с буксами. Средний проем по бокам в верхней части с каждой стороны имеет направляющие, к которым приклепываются сменные фрикционные планки, изготовленные из термически обработанной стали. На нижнем наклонном поясе боковины расположены пять шишек, имеющих вид усеченных конусов. В зависимости от величины размера между челюстями буксовых проемов шишки могут быть полностью срублены, частично или же все быть на месте. Количество оставшихся шишек определяет номер боковой рамы: все шишки срублены - № 0, имеется одна шишка - N 1, две - N 2 и так далее до N 5. Рамы в одной тележке должны быть одинакового номера.

Надрессорная балка коробчатого замкнутого сечения отлита заодно с подпятником, опорами для размещения скользунов и гнездами для фрикционных клиньев.

При вертикальных колебаниях вагона по плоскостям соприкосновения фрикционного клина с надрессорной балкой и фрикционной планкой возникают силы трения, которые эти колебания гасят.

При сборке тележки между надрессорной балкой и боковыми гранями направляющих рам выдерживается зазор от 2 до 9 мм. Этот зазор позволяет боковым рамам смещаться относительно друг друга при вписывании тележки в кривые участки пути. Надрессорная балка может перемещаться по отношению к рамам тележки в поперечном направлении. Эти перемещення амортизируются поперечной упругостью пружин и величина их ограничивается приливами на боковых рамах.

Тележки типа МТ-50 начали серийно пускаться с 1952 г. по модели, разработанной Уральским вагоностроительным заводом. Боковая рама и надрессорная балка тележки МТ-50 по конструкции аналогичны соответствующим частям тележки ЦНИИ-Х3-0 (модель 18-100). Боковые рамы нежестко связаны между собой колесными парами и надрессорной балкой. Место соединения надрессорной балки с направляющими боковых рам выполнено цилиндрической формы, для того чтобы исключить возможность защемления надрессорной балки в случае перекоса рам тележки.

Рессорный комплект тележки МТ-50 комбинированный, состоит из четырех спиральных пружин и эллиптической рессоры (в отличие от рессорного комплекта тележки ЦНИИ-Х3-0, выполненного только из спиральных пружин). Однако ходовые качества тележки МТ-50 значительно хуже типовой серийной тележки ЦНИИ-Х3-0.

Тележки типа УВЗ строились в период с 1936 1952 г. и отличались наличием поперечной связи (подрессорной балки), которая позднее была упразднена. По своему устройству тележка УВЗ почти аналогична конструкции тележки МТ-50. Отличается лишь наличием предохранительных угольников для удержания триангеля от падения на путь и местом соединения надрессорной балки с направляющими боковых рам, которое имеет прямоугольную форму.

Трехосные тележки подкатывают под шестиосные полувагоны, но широкого распространения они не получили, так как сложны по конструкции, затруднен осмотр и замена колодок и обладают невысокими ходовыми качествами. В эксплуатации имеются в основном два типа трехосных тележек: УВЗ-9М и УВЗ-І0М.

Четырехосная тележка подкатывается под восьмиосные вагоны. Она состоит из двух типов двухосных тележек ЦНИИ-Х3-0, объединенных соединительной балкой, у которой по концам в нижней части имеются два пятника и по два скользуна, которыми она опирается на подпятники и скользуны надрессорных балок двухосных тележек.

В средней части соединительной балки сверху расположены подпятник, служащий опорой для пятника рамы вагона, и скользуны, поддерживающие кузов при действии боковых сил.

Русский