Методы опробования автотормозов в грузовых поездах. Порядок полного опробования автотормозов грузового поезда

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.

Сокращенное опробование выполняют:

Ø после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;

Ø после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

Ø после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

Ø в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в …
главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;

Ø в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45 , после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика «Отпустить тормоза» машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в этом положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 — 5,2 кгс/см 2 , а в грузовых и грузо-пассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона.

На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги).

После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

Если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста, целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длине грузового поезда более 100 осей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 , как при полном опробовании.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 — 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабине локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.

Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

Дежурный по станции (ДСП) сообщает оператору ПТО о заходе локомотива под состав поезда, предъявленного к проведению полного опробования автотормозов.
Оператор ПТО (ДСП при отсутствии оператора ПТО), дает указание по радиосвязи осмотрщикам вагонов прибыть на соответствующий путь (парка, станции) и приступить к полному опробованию автотормозов предъявленного поезда:
  • Осмотрщики вагонов на …путь заходит локомотив, приступить к полному опробованию тормозов.
Осмотрщики вагонов подтверждают полученные указания, начиная с головного:
  • - На … путь заходит локомотив приступить к полному опробованию тормозов. Осмотрщик вагонов «Фамилия».
И следуют на путь (парка, станции) к предъявленному для проведения полного опробования тормозов поезду.



Осмотрщик вагонов головной группы сообщает машинисту о наличии пассажирских вагонов, локомотивов и вагонов моторвагонного подвижного состава в составе грузового поезда, о загрузке вагонов в составе (груженые, порожние), а также дает команду машинисту локомотива произвести сцепление с составом и сообщает по радиосвязи оператору ПТО (ДСП):
  • – На … пути к составу производится прицепка локомотива.
Оператор ПТО (ДСП) по громкоговорящей связи дублирует:
  • – Осторожно, на … пути к составу производится прицепка локомотива.

После прицепки локомотива к составу и перехода машиниста в рабочую кабину помощник машиниста по команде машиниста должен продолжительным трехкратным открытием крана через концевой рукав продуть тормозную магистраль локомотива со стороны состава, соблюдая при этом технику безопасности, соединить рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, открыть концевой кран сначала у локомотива, а затем у вагона.


Ответственность за правильное сцепление автосцепок, соединение рукавов, открытие концевых кранов между локомотивом и первым вагоном возлагается на машиниста локомотива.
При обслуживании локомотива одним машинистом продувку тормозной магистрали, соединение рукавов и открытие концевых кранов выполняет осмотрщик вагонов.
После полной зарядки тормозной магистрали поезда машинист локомотива докладывает оператору ПТО (ДСП) о готовности к проведению полного опробования автотормозов.

Осмотрщики вагонов докладывают оператору ПТО (ДСП) о готовности к проведению полного опробования автотормозов (осмотрщики вагонов всех групп, начиная с головного):

  • - Поезд № … на … пути приступаю к полному опробованию тормозов. Осмотрщик вагонов «Фамилия».
  • ……. осмотрщики вагонов «Фамилия» (всех групп).
Осмотрщик вагонов с хвоста поезда докладывает последним с указанием времени начала
опробования.
  • - Приступаю к полному опробованию тормозов на … пути, время … . Осмотрщик вагонов «Фамилия».

Оператор ПТО (ДСП), убедившись в правильности восприятия указания, на графике работы отмечает время начала опробования тормозов и подтверждает сообщение:

  • - Верно выполняйте. Время …. Оператор (ДСП) «Фамилия».

Осмотрщик вагонов хвостовой извещает осмотрщика головной группы и машиниста локомотива о начале проведения проверки:
  • - На … пути продуваю. В «хвосте» «Фамилия».
и соблюдая технику безопасности, открывает последний концевой кран хвостового вагона на 8-10 секунд. По интенсивному выходу воздуха убеждается в свободности прохождения сжатого воздуха по ТМ и закрывает концевой кран.

При срабатывании автотормозов локомотива, определяемом по загоранию лампы "ТМ" сигнализатора N 418, машинист обязан протянуть ленту скоростемера (если локомотив не оборудован КЛУБ, КПД).

По истечении не менее 2 минут машинист подает один короткий сигнал и производит ступень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см2 (переводит ручку крана машиниста из II положения в V положение), с последующим переводом ручки крана машиниста в IV положение.

Осмотрщик вагонов головной группы по радиосвязи сообщает осмотрщику вагонов хвостовой группы:

  • – «На… пути производим ступень торможения». В «голове» «Фамилия».

Осмотрщик вагонов хвостовой группы, убедившись по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию тормозных колодок к поверхности катания колес, по радиосвязи через осмотрщика головной группы передает указание машинисту локомотива «Отпустить тормоза»:

  • - Тормоза хвостовых вагонов сработали. Отпустить тормоза. В «хвосте» «Фамилия».


Получив указание от осмотрщика вагонов головной группы «Отпустить тормоза» машинист локомотива протягивает ленту скоростемера (если локомотив не оборудован КЛУБ, КПД), подает два коротких сигнала и производит отпуск автотормозов:

При переводе машинистом локомотива ручки крана в I положение осмотрщик вагонов головной группы дает команду осмотрщику вагонов хвостовой группы о замере времени отпуска двух хвостовых вагонов:

  • - На … пути замеряем время отпуска хвостовых вагонов. В «голове» «Фамилия».

Осмотрщик вагонов хвостовой группы подтверждает:

  • – Понятно, на … пути замеряю время отпуска. В «хвосте» «Фамилия».
При этом осмотрщик вагонов хвостовой группы фиксирует время начала отпуска тормозов, находясь на междупутье между последним и предпоследним вагоном, убеждается в отпуске тормозов по уходу штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от поверхности катания колес, фиксирует наибольшее время отпуска тормозов одного из хвостовых вагонов, имеющего максимальное значение, для внесения в «справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», и сообщает осмотрщику вагонов головной группы и оператору ПТО (ДСП):
  • – Время отпуска хвостовых вагонов … секунд. В «хвосте» «Фамилия».


Оператор ПТО фиксирует время отпуска двух хвостовых вагонов в графике исполненной работы. При длине поезда менее 100 осей машинист самостоятельно производит отпуск таким же порядком, при этом время отпуска 2-х хвостовых не замеряется.

После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик вагонов головной группы обязаны проверить плотность тормозной сети. Для этого после отключения компрессоров регулятором по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления (на паровозах путем закрытия паровыпускного вентиля насоса) и последующего снижения этого давления на 0,4 - 0,5 кгс/см2 замерить время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см2 при поездном положении ручки крана машиниста.

На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали (УКПТМ), проверку плотности производить по показанию этого устройства.
Для поездов с локомотивом в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов указано в Приложении Б.

Осмотрщик вагонов хвостовой группы обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона при помощи манометра. Для этого осмотрщик устанавливает на головку соединительного рукава последнего вагона манометр и открывает концевой кран, сообщив о результатах проверки оператору ПТО (ДСП) и осмотрщику вагонов головной группы:

  • - Поезд № … на … пути давление в хвосте … кгс/см2, хвостовой вагон № … . В «хвосте» «Фамилия».
перекрывает концевой кран хвостового вагона, снимает манометр, увязывает ручку концевого крана, подвешивает соединительный рукав.

Осмотрщик вагонов головной группы подтверждает переданную информацию:

  • - Поезд № … на … пути давление в хвосте … кгс/см2, хвостовой вагон № … . В «голове» «Фамилия».


Оператор ПТО (ДСП) подтверждает переданную информацию осмотрщиком вагонов хвостовой группы:
  • – Хвостовой вагон № …, давление в хвосте … кгс/см2. Оператор (ДСП) «Фамилия».
сверяет номер хвостового вагона с номером в натурном листе и записывает в графике исполненной работы.

По окончании вышеуказанных операций и после полной зарядки тормозной магистрали до установленного давления, машинист локомотива сообщает осмотрщику вагонов головной группы о готовности к проведению проверки действия автотормозов в поезде.

Осмотрщик вагонов головной группы сообщает о готовности к проведению проверки действия автотормозов осмотрщику вагонов хвостовой группы:

  • – Поезд № … на … пути готов к торможению. В «голове» «Фамилия».
Осмотрщик вагонов хвостовой группы по радиосвязи через осмотрщика вагонов головной группы дает команду машинисту:
  • – На … пути "тормозим". В «хвосте» «Фамилия».
Осмотрщик вагонов головной группы подает команду машинисту произвести торможение. Машинист подает один короткий сигнал, управляющего органа крана машиниста переводит из поездного в положение служебного торможения, снижает давление в уравнительном резервуаре на 0,6-0,7 кгс/см2 (0.06-0.07 МПа) с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения. При этом, машинист должен замерить плотность тормозной магистрали поезда в положении управляющего органа крана машиниста обеспечивающего поддержание зарядного, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более, чем на 10% в сторону уменьшения.

Осмотрщик вагонов головной группы сообщает осмотрщику хвостовой группы о начале торможения:

  • - Поезд № … на … пути затормозили. В «голове» «Фамилия».
выходит из кабины машиниста и следует к первому вагону.


Осмотрщик вагонов хвостовой группы замеряет выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона и передает информацию осмотрщику вагонов головной группы:
  • – На … пути выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона …мм. В «хвосте» «Фамилия».

Осмотрщик вагонов головной группы подтверждает переданную информацию:

  • – На … пути выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона …мм. В «голове» «Фамилия».

По истечении 2-х минут (120 с) для грузовых поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный (горный) режим или 10 минут (600 с) – при воздухораспределителях, включённых на горный режим перед затяжными спусками, осмотрщики вагонов проходят вдоль состава (с правой стороны) и проверяют состояние и действие тормозов у каждого вагона и убеждаются в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колёс с нанесением меловых разметок на неисправные приборы тормозного оборудования.

Схема проходов осмотрщиков

При встрече осмотрщиков головной и хвостовой групп осмотрщик головной группы записывает в справку: «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» номер вагона, у которого произошла встреча и дает указание машинисту локомотива по радиосвязи через оператора ПТО (ДСП) на отпуск автотормозов:
  • - Поезд № … на … пути тормоза сработали. Отпустить тормоза. Осмотрщик вагонов «Фамилия».

Осмотрщики вагонов при встрече ставят надписи на встречном вагоне «ТГВ» - осмотрщик с головы состава и «ТХВ» - осмотрщик с хвоста состава.
В случае, если для проведения полного опробования автотормозов привлечены более двух осмотрщиков информацию о номере встречного вагона для внесения в справку: «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» передает каждый осмотрщик по радиосвязи осмотрщику вагонов головной группы.
Оператор ПТО (ДСП), получив сообщение от осмотрщика вагонов о готовности к проверке отпуска автотормозов, дает указание машинисту локомотива на отпуск автотормозов:

  • - Машинист поезда № … на … пути тормоза сработали. Отпустить тормоза. Оператор (ДСП) «Фамилия».

Машинист локомотива после получения команды от осмотрщика вагонов головной группы или оператора ПТО (ДСП) «Отпустить тормоза» подает два коротких сигнала и отпускает тормоза:


После начала отпуска автотормозов осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормоза у каждого вагона поезда по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от поверхности катания колес с нанесением меловых разметок на неисправные приборы тормозного оборудования.

При выявлении не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается выполнять их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены, и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

Осмотрщики вагонов после проверки на отпуск автотормозов сообщают, начиная с головного оператору(ДСП):

  • - Тормоза поезда № … на … пути отпустили. Осмотрщик вагонов «Фамилия».
  • …….. осмотрщики вагонов «Фамилия» (всех групп).

Осмотрщик вагонов хвостовой группы после проверки на отпуск автотормозов сообщает осмотрщику головной группы и оператору (ДСП):

  • - Тормоза хвостовой части поезда № … на … пути отпустили. Осмотрщик вагонов «Фамилия».

Оператор (ДСП), получив сообщение от осмотрщиков вагонов подтверждает информацию:

  • - Поезд № … на … пути тормоза отпустили. Оператор (ДСП) «Фамилия».

После окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде осмотрщик вагонов головной группы должен вручить машинисту ведущего локомотива справку: «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии, а после опробования с выдержкой в течение 10 мин. перед затяжными спусками сделать в справке отметку о произведенном опробовании, сообщив оператору (ДСП) о завершении полного опробования автотормозов и готовности поезда:

  • - Поезд № … на … пути (парка станции) «…», полное опробование тормозов закончено, справка: «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинисту «Фамилия» вручена, время … В «голове» «Фамилия».

Сокращенное опробование тормозов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сокращенное опробование тормозов.
Рубрика (тематическая категория) Авто

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.

Сокращенное опробование выполняют:

Ø после прицепки поездного локомотива к составу, в случае если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;

Ø после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

Ø после всякого разъединœения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединœения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

Ø в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;

Ø в грузовых поездах, в случае если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45 , после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика ʼʼОтпустить тормозаʼʼ машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в данном положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 - 5,2 кгс/см 2 , а в грузовых и грузо-пассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона.

На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги).

После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

В случае если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста͵ целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длинœе грузового поезда более 100 осœей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 , как при полном опробовании.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 - 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабинœе локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.

Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

Сокращенное опробование тормозов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сокращенное опробование тормозов." 2014, 2015.

Для проверки исправного состояния тормозов подвижного состава существуют два вида их опробования: полное и сокращенное. Первое производится на станциях формирования и оборота перед отправлением поезда, после смены локомотива, перед затяжными спусками и в ряде других случаев.

Первая фаза процесса полного опробования тормозов заключается в проверке плотности тормозной сети. В пассажирских поездах для этого перекрывают комбинированный кран или кран двойной тяги и через 20 с замеряют падение давления в ТМ, которое не должно превышать 0,02 МПа за 1 мин или 0,05 МПа в течение 2,5 мин.

В грузовых поездах, в отличие от пассажирских, из-за отключения ЗР обратными клапанами ВР при понижении давления в ТМ оно в ней быстрее по сравнению с темном мягкости падает, и тормоза срабатывают. Поэтому в них проверка плотности осуществляется косвенным образом, на основе анализа темпа снижения давления в ГР.

После выключения компрессора регулятором давления и последующего снижения давления в ГР на величину 0,05 МПа (для стабилизации термодинамических процессов) измеряют время его дальнейшего падения на 0,05 МПа при поездном положении ручки КМ и сравнивают с табличным. Последнее, зависящее от длины состава и типа локомотива, должно быть меньше полученного. В противном случае осмотрщикам вагонов необходимо повысить плотность ТМ, снизив утечки из нее. Кроме этого, во всех грузовых поездах они обязаны произвести измерение поездного давления в магистрали хвостового вагона, используя манометр, устанавливаемый на головку соединительного рукава, и убедиться, что давление не ниже установленного Инструкцией (средняя разница давлений между головной и хвостовой частями поезда не должна превышать 0,07-0,08 МПа).

Вторая фаза полного опробования заключается в проверке по всему поезду действия тормозов по выходу штока ТЦ и прижатию колодок к поверхности катания колес, но не ранее чем через 2 мин после произведенного торможения. Отпуск тормоза каждого вагона проверяют по уходу штока ТЦ и отходу колодок от колес.

В пассажирских поездах согласно регламенту после проверки плотности выявляют исправность ЭПТ и чувствительность автоматического тормоза ступенью разрядки ТМ на 0,05-0,06 МПа, после чего все тормоза должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента их отпуска КМ. Все неисправности, выявленные в процессе полного опробования тормозного оборудования на вагонах, должны быть устранены и оно на этих вагонах вновь проверено.

После окончания полного опробования осмотрщик обязан вручить машинисту справку по форме ВУ-45 об обеспеченности поезда тормозными средствами. В ней указываются данные о требуемом и фактическом расчетном нажатии колодок, количестве ручных тормозов в осях для удержания поездов на месте и наличии ручных тормозных осей в них, количестве (в %) в поезде композиционных колодок, данные о плотности тормозной сети поезда, значение поездного давления в ТМ хвостового вагона грузового поезда, а также величина выхода штока ТЦ последнего вагона.

Сокращенное опробование тормозов по их действию на последних двух вагонах в поездах производят в следующих случаях: после прицепки поездного локомотива к составу, тормоза которого проверены полным опробованием; после смены локомотивных бригад без отцепки локомотива; после любого разъединения рукавов в составе поезда, после стоянки более 20 мин пассажирских поездов и более 30 мин грузовых, а также в ряде других случаев, предусмотренных Инструкцией . Плотность тормозной сети при этом не определяют. Отметку о проведенном сокращенном опробовании делают в имеющейся у машиниста справке по форме ВУ-45.

9.3.1. Сокращенное опробование тормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза двух хвостовых вагонов в поездах производится:

после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива; после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в поезде:

в пассажирских поездах: после стоянки более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже зарядного давления ТМ, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из главной кабины;

в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание тормозов или изменение плотности более чем на 20% от указанной справки о тормозах ф. ВУ-45; в грузовых поездах после стоянки более 30 минут.

При стоянке грузовых поездов более 30 минут на перегонах, а также на разъездах, обгонных пунктах и станциях, где нет осмотрщиков вагонов или работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей указывается начальником дороги), должна производиться проверка автотормозов в соответствии с п.9.4.1, этой Инструкции.

если при проверке плотности ТМ машинист обнаружит ее изменение больше чем на 20 % от указанной справки ф. ВУ-45, выполнить сокращенное опробование тормозов:

если на локомотиве, который имеет сигнализатор № 418, сигнальная лампа “ТМ” загорается на стоянке, проверить исправность сигнализатора ступенью торможения, при котором лампа “ТМ” должна погаснуть. Убедившись в нормальной работе сигнализатора, произвести сокращенное опробование автотормозов:

На станциях, где имеется штатные осмотрщики вагонов, сокращенное опробование производится этими осмотрщиками по заявке машиниста, а при отсутствии осмотрщиков - локомотивной бригадой или работниками, обученными выполнению операции по опробованию автотормозов.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится в пунктах смены локомотива и локомотивных бригад по действию тормоза двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов в каждом прицепленном вагоне:

9.3.2. В пассажирских поездах сокращенное опробование выполняется сначала электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива в соответствии с пунктом 9.2.3. без проверки напряжения ЭПТ в хвостовом вагоне и без выключения тумблера цепи питания ЭПТ в период проверки его отпуска с учетом и. 9.3.1. этой Инструкции по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

9.3.3. При выполнении сокращенного опробования по сигналу работника, который отвечает за опробование тормозов, «Произвести торможение» машинист обязан подать свистком один короткий сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования.

После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение подается сигнал «Отпустить тормоза». По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза с постановкой ручки крана машиниста в I положение в пассажирских поездах с повышением давления в уравнительном резервуаре до 5,0-5,2 кгс/см 2 , а в грузовом и грузопассажирском поезде до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного давления с переводом ручки в поездное положение. Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки (станционной сети), осмотрщики вагонов и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда и целостность ТМ в соответствии с

п.п.9.2.3., 9.2.4. этой Инструкции, а при длине грузового поезда более 200 осей, осмотрщик вагонов обязан проверить зарядное давление в магистрали последнего вагона порядком, установленным п.9.2.4. После окончания такого опробования машинисту вручается справка ф. ВУ-45, как при полном опробовании.

9.3.4. При прицепке к поезду, который прибыл, вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепляемого вагона и плотность тормозной магистрали поезда, а в грузовом поезде, кроме того, проверить целостность ТМ поезда. При каждом сокращенном опробовании автотормозов осмотрщик вагонов, а где эта должность не предусмотрена, дежурный по станции, главный кондуктор, составитель поездов или работники, на которых возложены обязанности производить опробование тормозов, делают отметку о произведенном сокращенном опробовании автотормозов (с отметкой об изменении состава поезда, с указанием номера хвостового вагона) в справке ф. ВУ-45, которую имеет машинист. В случае изменения плотности ТМ вследствие прицепки (отцепки) вагонов, новые данные плотности тормозной сети заносит машинист в справку ф. ВУ-45.

Если сокращенное опробование тормозов пассажирского поезда было выполнено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования тормозов в справке ф. ВУ-45, которую имеет машинист.

9.3.5. На станциях, где не предусмотрена должность осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в пассажирских поездах проверяют проводники вагонов, в грузовых поездах - работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник дороги).

9.3.6. Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны, произвести повторное сокращенное опробование тормозов. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях - выключить их и выпустить воздух через выпускной клапан, сделать об этом отметку в справке ВУ-45.