Почему в Саудовской Аравии женщинам нельзя водить машину? Страны где женщинам запрещено ездить за рулем

В Саудовской Аравии права женщины очень ограничены, поэтому подобные запреты там никого не удивляют. Что касается вопроса о том, почему в Саудовской Аравии женщинам нельзя водить машину, то здесь можно выделить несколько причин.

Закон о запрете женского вождения в Саудовской Аравии

Интересно, что закона, который запрещал бы женщинам ездить на автомобиле, на самом деле здесь нет. Но при этом им не выдают разрешение на вождение, даже в случае наличия иностранных прав. В результате этого, появление женщины на дороге считается нарушением, за которое обязательно следует наказание.

Интересный факт: 6 ноября 1990 года двадцать отважных женщин решили устроить протест, выехав на автомобилях на улицы Эр-Рияда. Как последствие, женщин задержали и выпустили только после того, как их опекуны подписали соглашение о том, что их подопечные больше никогда не будут водить машины. Так же женщин на месяц наказали тем, что забрали паспорта, уволили с работ и запретили общаться с прессой.

Почему в Саудовской Аравии женщины не могут водить автомобиль?

Для того чтобы удовлетворить интересующихся, была названа не одна причина данного запрета:

  • в Саудовской Аравии женщины обязательно должны прикрывать свое лицо, а вождение на автомобиле подразумевает его открытие;
  • в случае получения прав, женщина захочет вести более активную жизнь, в результате чего может забыть о доме и семье.
  • участие в дорожном движении предусматривает постоянное взаимодействие с людьми, в том числе и с чужими мужчинами, что в этой стране считается дурным тоном.
  • женщины заполонят большую часть дороги, что будет ограничивать мужчин и не давать им самостоятельно управлять машинами;
  • сидение в автомобиле вредит женскому здоровью, что увеличивает риск рождения больных детей.

Нынешний король государства заявил, что он совсем не против видеть женщин на дороге, но случится это тогда, когда общество будет готово к столь глобальным изменениям.

Интересно, что в загородных местностях уже сейчас можно увидеть много женщин-водителей, которые несмотря на запреты свободно передвигаются наравне с мужчинами. Со временем, уверены жители, власть подпишет закон, который позволит выдавать женщинам права.

ТАСС, 24 июня. Женщины в Саудовской Аравии отныне могут управлять автомобилем, не опасаясь наказаний и штрафов. В воскресенье вступил в силу декрет короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда об отмене запрета на вождение транспорта для жительниц королевства.

Согласно постановлению, начиная с 24 июня саудовские автомобилистки становятся полноправными участниками дорожного движения. До этого дня Саудовская Аравия оставалась единственной в мире страной, где действовали подобные ограничения, а нарушительницы жестоко наказывались.

Указ и подготовка

Саудовский монарх 26 сентября 2017 года подписал указ, наделяющий женщин правом получать водительские удостоверения наравне с мужчинами. Тогда же был сформирован межведомственный комитет, отвечающий за осуществление распоряжения. С тех пор была подготовлена необходимая законодательная база, разработана система штрафов, в городах королевства прошла масштабная кампания по информированию населения. К маю открылись первые автошколы, а в начале июня власти приступили к выдаче прав.

Женщины посещали организованные для них профильные мастер-классы, форумы, автосалоны, курсы вождения. При этом их интерес не ограничивался только легковыми автомобилями, отныне они также могут управлять большегрузными машинами, мотоциклами и другими видами наземного транспорта.

В преддверии отмены запрета на вождение в Саудовской Аравии приняли закон, защищающий права женщин. В частности, запрещается размещать фотографии автомобилисток, нарушителям грозит штраф более $130 тыс. или год тюрьмы. Кроме того, вне закона оказались любые публикации, в том числе в социальных сетях, порочащие честь жительниц королевства. Эти меры призваны обезопасить женщин-водителей от неприятностей во время самостоятельных путешествий.

Перемены в жизни женщин

До недавних пор Саудовская Аравия считалась не только самой закрытой арабской страной в мире, но и самой консервативной по отношению к женщинам. Саудовское общество требовало от них придерживаться норм пуританского ислама. Ситуация изменилась с приходом к власти короля Сальмана и его сына Мухаммеда.

В рамках стратегии "Видение-2030" власти намерены довести число работающих женщин до 30%. Им уже стали доступны ранее считавшиеся запретными профессии таксиста, авиадиспетчера, открыты вакансии в полиции и армии, массово принимаются на работу сотрудницы в торговые залы и фитнес-центры, ориентированные исключительно на женщин. Кроме того, значительно возросло число саудовских женщин-предпринимателей.

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома без сопровождения мужчины и посещать спортивные мероприятия. При этом большинство запретов официально не прописаны ни светских, ни в религиозных законах, они существуют просто на уровне традиций. Но в наказание за нарушение этих традиций часто даже убивают.

Делать что-либо без согласия мужчины-опекуна

Мужчина-опекун - чаще всего муж, отец или брат - тот человек, который всецело управляет жизнью любой женщины в Саудовской Аравии. Без его разрешения женщина не может заключать или разрывать брак, получить образование, работать, уезжать куда-либо за границу или в пределах страны и даже сделать плановую операцию. Каждый шаг, каждое действие требует согласие или непосредственного участия мужчины-опекуна. Даже просто общаться с мужчиной-неопукуном строго запрещено.

Совершать что-то, что могло бы отразиться на чести мужчины-опекуна

При этом мужчина-опекун, защищающий и опекающий женщину, вправе требовать от неё благоразумного поведения. Считается, что если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет честь в глазах общества. А это очень серьёзно. Если женщина своим поведением портит честь мужчины-опекуна, тот вправе наказать её и в крайних случаях даже убить. Причём это не просто какой-то устаревший догмат. Практика убийств чести происходит в Саудовской Аравии каждый день. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Наиболее консервативные граждане тогда призывали правительство полностью запретить Facebook , потому что он, по их словам, подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение. Для женщины в Саудовской Аравии является сильнейшим позором арест религиозной полиции. А арестовать они могут за что угодно. Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с посторонними мужчинами, публично расстреляли братья, в присутствии отца.

Появляться на улице с открытыми частями тела

Согласно шариату, чтобы посторонний мужчина не соблазнился женщиной, она обязана в общественном месте покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. Но в некоторых провинциях страны женщин обязывают закрывать всё лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки. Однако, с 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком «сексуальными».

Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

В Саудовской Аравии присутствует ярко выраженная половая сегрегация. Она затрагивает всех женщин, которых мужчины-опекуны стараются максимально ограничить от окружающего общества и любых контактов с незнакомыми мужчинами. Любые торжественные мероприятия проходят с разделением мужчин и женщин. Большинство домов в стране имеют отдельные входы. Притом любому мужчине, кроме хозяина, запрещено входить в женскую часть дома. Разделены также и все общественные места: торговые центры, парки развлечений, пляжи, общественный транспорт, образовательные учреждения. Причём довольно часто школьники двух полов учатся не просто в разных зданиях, но и в разное время, чтобы они ни в коем случае не пересекались друг с другом. Нарушение принципов половой сегрегации, особенно со стороны женщин, приравнивается к преступлению.

Работать где ей нравится

Начнём с того, что для женщин в Саудовской Аравии вообще не поощряется любая наёмная работа. С раннего детства девочек учат, что их главная роль - рожать и воспитывать детей, поддерживать семейный очаг, заботиться о семье. Женщина, конечно, может работать, но только в специально отведённых для женщин местах и не во всех сферах деятельности. Можно работать врачом, медсестрой, учителем. Но это только если удалось прежде получить подходящее образование, что сделать тоже крайне трудно. К тому же, на любую работу женщина в Саудовской Аравии может устроиться только с разрешения мужчины-опекуна.

Посещать открытые спортивные мероприятия

Не смотря на то, что в стране существуют женские спортивные команды, ни в каких более-менее значимых спортивных соревнованиях им участвовать нельзя. До 2008 года Саудовская Аравия была единственной страной в мире, которая не представляла женщин на Олимпийских играх. В школах саудовские девушки не получают никакого спортивного образования, да и к остальным спортивным сооружениям имеют крайне ограниченный доступ. Но посещать открытые спортивные мероприятия женщинам строго запрещено.

Водить машину

Передвижение женщин по стране и так очень ограничено. Без сопровождения мужчины-опекуна им не разрешается даже выходить из дома, не говоря уже о каких-то поездках или путешествиях. Водить машину женщинам запрещено, им не выдают государственные лицензии на вождение даже в том случае, если у них есть иностранные права. Большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. Так, например, профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. А другой влиятельный шейх Салех Лохайдан как-то заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами. Справедливости ради, стоит отметить, что запрет на вождение машин женщинами повсеместно нарушается в сельской местности страны.

Пользоваться общественным транспортом

Как правило, женщины Саудовской Аравии не могут пользоваться и общественным транспортом. Во-первых, потому что это не безопасно с точки зрения контактов с посторонними мужчинами. Во-вторых, многие транспортные компании в принципе не перевозят женщин. Хотя, в некоторых поездах есть специальные секции с отдельным входом, расположенные в конце составов, специально для женщин.

Выбирать себе супруга

Не смотря на то, что в 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков, договор между женихом и отцом невесты до сих пор считается обязательным. Ситуация осложняется ещё и тем, что в стране отсутствует минимальный брачный возраст. Большинство высших религиозных деятелей считают, что девочка пригодна для брака с 9 лет, а мальчик с 15. Они также полагают, что девушку нужно обязательно выдать замуж до наступления половой зрелости. Ни о каком сознательном выборе супруга тут не может быть и речи. Кроме того, такая практика крайне негативно сказывается на женском образовании. Девушки, заключившие ранний брак (до 16 лет) потом как правило уже не получают полноценное образование и, соответственно, не могут работать. Не стоит забывать, что в стране официально разрешено многожёнство. Мужчине позволено иметь до четырёх жён.

Выходить из тюрьмы досрочно

А вот тут начинается самое интересно. В Саудовской Аравии религиозная полиция может арестовать женщину буквально за что угодно. Например, за «неправильную одежду», за общение с посторонним мужчиной. И даже если женщина стала жертвой изнасилования, то она может понести наказание в виде тюремного срока за то, что недостаточно покрывала тело или была знакома с будущим насильником. При этом в стране существует традиция, что заключённый может быть досрочно освобождён, если выучит наизусть Коран, или получит помилование от короля по случаю праздника или коронации. Но женщины-заключённые таких привилегий лишены. Более того, даже по истечении полного срока заключения, женщина может быть освобождена из тюрьмы только по разрешению мужчины-опекуна. И нередко случается так, что опекуны настаивают на увеличении срока наказания, или даже вовсе отказываются от женщин. И тогда они вынуждены сидеть в тюрьме долгие годы.

Широкую огласку получил случай, произошедший в 2015 году, когда женщина уличила своего мужа в супружеской измене со служанкой и тайно сняла целующуюся пару на видео, после чего опубликовала в интернете. Самой этой женщине теперь грозит тюремное заключение и штраф в 87,6 тысячи евро за «оскорбление чести и достоинства мужа».

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома

10 вещей, которые нельзя делать женщинам в Саудовской Аравии

 07:01 11 марта 2017

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома без сопровождения мужчины и посещать спортивные мероприятия. При этом большинство запретов официально не прописаны ни светских, ни в религиозных законах, они существуют просто на уровне традиций. Но в наказание за нарушение этих традиций часто даже убивают.

Делать что-либо без согласия мужчины-опекуна

Мужчина-опекун - чаще всего муж, отец или брат - тот человек, который всецело управляет жизнью любой женщины в Саудовской Аравии. Без его разрешения женщина не может заключать или разрывать брак, получить образование, работать, уезжать куда-либо за границу или в пределах страны и даже сделать плановую операцию. Каждый шаг, каждое действие требует согласие или непосредственного участия мужчины-опекуна. Даже просто общаться с мужчиной-неопукуном строго запрещено.

Совершать что-то, что могло бы отразиться на чести мужчины-опекуна

При этом мужчина-опекун, защищающий и опекающий женщину, вправе требовать от неё благоразумного поведения. Считается, что если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет честь в глазах общества. А это очень серьёзно. Если женщина своим поведением портит честь мужчины-опекуна, тот вправе наказать её и в крайних случаях даже убить. Причём это не просто какой-то устаревший догмат. Практика убийств чести происходит в Саудовской Аравии каждый день. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Наиболее консервативные граждане тогда призывали правительство полностью запретить Facebook, потому что он, по их словам, подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение. Для женщины в Саудовской Аравии является сильнейшим позором арест религиозной полиции. А арестовать они могут за что угодно. Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с посторонними мужчинами, публично расстреляли братья, в присутствии отца.

Появляться на улице с открытыми частями тела

Согласно шариату, чтобы посторонний мужчина не соблазнился женщиной, она обязана в общественном месте покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. Но в некоторых провинциях страны женщин обязывают закрывать всё лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки. Однако, с 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком «сексуальными».

Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

В Саудовской Аравии присутствует ярко выраженная половая сегрегация. Она затрагивает всех женщин, которых мужчины-опекуны стараются максимально ограничить от окружающего общества и любых контактов с незнакомыми мужчинами. Любые торжественные мероприятия проходят с разделением мужчин и женщин. Большинство домов в стране имеют отдельные входы. Притом любому мужчине, кроме хозяина, запрещено входить в женскую часть дома. Разделены также и все общественные места: торговые центры, парки развлечений, пляжи, общественный транспорт, образовательные учреждения. Причём довольно часто школьники двух полов учатся не просто в разных зданиях, но и в разное время, чтобы они ни в коем случае не пересекались друг с другом. Нарушение принципов половой сегрегации, особенно со стороны женщин, приравнивается к преступлению.

Работать где ей нравится

Начнём с того, что для женщин в Саудовской Аравии вообще не поощряется любая наёмная работа. С раннего детства девочек учат, что их главная роль - рожать и воспитывать детей, поддерживать семейный очаг, заботиться о семье. Женщина, конечно, может работать, но только в специально отведённых для женщин местах и не во всех сферах деятельности. Можно работать врачом, медсестрой, учителем. Но это только если удалось прежде получить подходящее образование, что сделать тоже крайне трудно. К тому же, на любую работу женщина в Саудовской Аравии может устроиться только с разрешения мужчины-опекуна.

Посещать открытые спортивные мероприятия

Не смотря на то, что в стране существуют женские спортивные команды, ни в каких более-менее значимых спортивных соревнованиях им участвовать нельзя. До 2008 года Саудовская Аравия была единственной страной в мире, которая не представляла женщин на Олимпийских играх. В школах саудовские девушки не получают никакого спортивного образования, да и к остальным спортивным сооружениям имеют крайне ограниченный доступ. Но посещать открытые спортивные мероприятия женщинам строго запрещено.


Водить машину

Передвижение женщин по стране и так очень ограничено. Без сопровождения мужчины-опекуна им не разрешается даже выходить из дома, не говоря уже о каких-то поездках или путешествиях. Водить машину женщинам запрещено, им не выдают государственные лицензии на вождение даже в том случае, если у них есть иностранные права. Большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. Так, например, профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. А другой влиятельный шейх Салех Лохайдан как-то заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами. Справедливости ради, стоит отметить, что запрет на вождение машин женщинами повсеместно нарушается в сельской местности страны.

Пользоваться общественным транспортом

Как правило, женщины Саудовской Аравии не могут пользоваться и общественным транспортом. Во-первых, потому что это не безопасно с точки зрения контактов с посторонними мужчинами. Во-вторых, многие транспортные компании в принципе не перевозят женщин. Хотя, в некоторых поездах есть специальные секции с отдельным входом, расположенные в конце составов, специально для женщин.

Выбирать себе супруга

Не смотря на то, что в 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков, договор между женихом и отцом невесты до сих пор считается обязательным. Ситуация осложняется ещё и тем, что в стране отсутствует минимальный брачный возраст. Большинство высших религиозных деятелей считают, что девочка пригодна для брака с 9 лет, а мальчик с 15. Они также полагают, что девушку нужно обязательно выдать замуж до наступления половой зрелости. Ни о каком сознательном выборе супруга тут не может быть и речи. Кроме того, такая практика крайне негативно сказывается на женском образовании. Девушки, заключившие ранний брак (до 16 лет) потом как правило уже не получают полноценное образование и, соответственно, не могут работать. Не стоит забывать, что в стране официально разрешено многожёнство. Мужчине позволено иметь до четырёх жён.

Выходить из тюрьмы досрочно

А вот тут начинается самое интересно. В Саудовской Аравии религиозная полиция может арестовать женщину буквально за что угодно. Например, за «неправильную одежду», за общение с посторонним мужчиной. И даже если женщина стала жертвой изнасилования, то она может понести наказание в виде тюремного срока за то, что недостаточно покрывала тело или была знакома с будущим насильником. При этом в стране существует традиция, что заключённый может быть досрочно освобождён, если выучит наизусть Коран, или получит помилование от короля по случаю праздника или коронации. Но женщины-заключённые таких привилегий лишены. Более того, даже по истечении полного срока заключения, женщина может быть освобождена из тюрьмы только по разрешению мужчины-опекуна. И нередко случается так, что опекуны настаивают на увеличении срока наказания, или даже вовсе отказываются от женщин. И тогда они вынуждены сидеть в тюрьме долгие годы.

Широкую огласку получил случай, произошедший в 2015 году, когда женщина уличила своего мужа в супружеской измене со служанкой и тайно сняла целующуюся пару на видео, после чего опубликовала в интернете. Самой этой женщине теперь грозит тюремное заключение и штраф в 87,6 тысячи евро за «оскорбление чести и достоинства мужа».

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,