Проблема совести: аргументы. Примеры из художественной литературы. Сочинение на тему совесть Что такое совесть пример из жизни

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

ПЛАН
1. Вступление.
2. Определение совести.
3. Природа совести и ее обучение.
4. Проявление совести в качестве…
а) …советника;
б) …GPS-навигатора;
в) …прокурора или судьи.
5. Современное проявление совести.
6. Заключение.
7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ
«Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию. Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим. Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему. Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа. Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

Определение совести
Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма. К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель. Хочу привести буквально несколько из них:

1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». (Современный толковый словарь).
Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне. А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека. Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

Природа совести и ее обучение
Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения. Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума. Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

Возьмем теорию об искусственном происхождении совести . К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли. Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном. Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей. В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть. Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15). Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

Однако вопрос остается: почему совесть, как уже врожденная черта, имеет разное проявление у отдельных людей? Почему в одной и тоже ситуации, одни чувствуют угрызения совести, а другие – нет? Если подойти к решению этого вопроса от обратного, и лишь на минуту представить, что все люди, без исключения, поступают по шаблону хорошо-плохо, то картина рисуется не очень приятная. Сразу понятно, что при таком раскладе, нас окружало бы общество не людей, а роботов. К счастью, на самом деле это не так. Ведь даже если взять близнецов и поставить рядом, мы обнаружим, что привычки, поведение, манера общения очень разные, потому что нет двух одинаковых людей. А происходит так, потому что все мы рождаемся талантливыми интересными личностями и, в меру своих сил, развиваем свои таланты, работаем над ними. Потом в соответствии с обстоятельствами, в которых оказываемся, реализовываем их проявления. Но сравнить совесть с талантом нельзя. Хотя, чтобы заставить её реагировать, нужно тоже хорошо поработать, всё же она не есть генетически обусловленной особенностью человека. И если таланты у людей самые разные: у одного хорошо получается петь, у другого — танцевать, у третьего — рисовать и так далее, то совестью наделен каждый в одинаковый степени, потому что, еще раз повторюсь, она не обусловлена генетически, как, например, умение петь обусловлено уровнем развития голосовых связок, слуха и дыхательных путей человека.

Совесть можно сравнить с ходьбой. В какой-то мере эта способность человека также обусловлена генетически, но, в отличие от таланта, умением ходить наделены все люди, за исключением несчастных случаев. И, хочется сказать, что в процессе ходьбы задействуется столько механизмов нашего организма, что её тоже можно было бы причислить к талантам, но нет, ведь все здоровые люди могут ходить. Это способность запрограммирована изначально, и реализовывается походу формирования и роста ребенка, примерно в годовалом возрасте. Ни родители, ни первые воспитатели детского сада не учат этому, и никак не могут повлиять на процесс. Ребенок пойдет именно тогда, когда нужно будет этому произойти. На первый взгляд может показаться, что тут больше нечего сказать, но нет. Ведь ходить можно по-разному! Можно идти ровно с высоко поднятой головой, можно идти отрывистыми шагами, можно громко шаркать ногами, или идти, не глядя, и врезаться в прохожих. Вот на этот факт уже могут повлиять и родители, и воспитатели, но до определенного возраста. Очень быстро наступит момент, когда только сам обладатель походки начнет выбирать, что будет её формировать. И в первую очередь, влияние оказывает окружение человека.

Точно также обстоит дело и с совестью, она дана всем в одинаковой мере, но в то же время, подобно походке, является очень индивидуальной, ведь по походке можно узнать человека даже за несколько десятков метров. А также нельзя забывать, что совесть поддается обучению. Вспомним Маугли, героя «Книги Джунглей» и его походку, именно ‘общество’ повлияло на её необыкновенность. То же самое происходит и с совестью, окружение её формирует. А мы участвуем лишь в том случае, если сами выбираем общество, в котором проводим большую часть времени, а не общество выбирает нас. Кроме того, стоит помнить о том, что каждый из нас является ячейкой того самого общества, и нужно заниматься не только поиском подходящего окружения, а и становится достойным его человеком, человеком с крепко устоявшимися, хорошо аргументированными, личными принципами.

Еще немаловажно, что совесть нужно тренировать. Что если перестать ходить? Атрофируются мышцы. А что если не прислушиваться к совести? Она перестанет выполнять свою роль.

Три роли совести
Кстати, о роли совести. Общепринятые выражения, такие как «совесть не позволяет» или «совесть мучает, терзает» говорят о том, что проявление совести мы можем чувствовать как до принятия решения, так и после. Я хочу выделить три роли совести.

Первая роль та, которая проявляется до принятия какого-либо решения. Здесь совесть можно назвать нашим психологом или советчиком, потому что она помогает мысленно проиграть несколько возможных вариантов развития событий, посмотреть наперед, чем это все может закончиться и как это согласуется с нашими устоявшимися взглядами на жизнь. Более того, проводя такой анализ, можно даже определить, что мы будем чувствовать, если поступим так или иначе. К примеру, рассмотрим такую ситуацию. Едет девушка, сидя в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина лет 70. Первое побуждение было уступить женщине место, но потом она пооглядывалась и увидела, что через проход сидит в наушниках парень. Он играет на телефоне, не поднимая глаз. Она стала думать, что по всем правилам этикета – он должен уступить бабушке место. И решила продолжить читать свою книгу. Но совесть не перестала рассуждать с ней. Девушка не смогла сосредоточиться, и стала думать: что если бы завтра-послезавтра ехала её бабушка? Она бы не захотела, чтобы человек, сидящий на ее месте, так поступила. И не важно, что по правилам этикета парень должен встать, ведь у бабушки варикоз, ей нельзя и больно долго стоять. Было несколько вариантов поступить, и девушка прислушалась к совету своего ‘наставника’.

Еще одна роль совести, эта роль надежного, мудрого спутника, с которым не страшно куда-либо идти. Ее еще можно сравнить с GPS-навигатор ом, так как хорошо обученная совесть всегда вовремя подскажет правильный путь и самое оптимальное решение. От первого случая эта функция совести отличается тем, что она сама срабатывает без дополнительных обращений за советом. В путешествии бывает настолько хорошо в кругу друзей, что мы забываем перепроверять в правильном ли направлении движемся, но тут фраза навигатора «через 30 метров поворот направо» не только указывает куда ехать, а и напоминает о том, что пора включить мыслительные способности, пересмотреть маршрут и убедиться, что все в порядке. Точно также бывает и с совестью. В одном случае, будучи чем-то увлеченным, мы можем почувствовать конкретное её указание остановится и пересмотреть свои взгляды на какой-то из вопросов. В другом случае, нам может быстро прийти в голову определенное решение вопроса, пересмотрев которое уже в более свободной обстановке и задействуя разум, мы понимаем, что оно было самым правильным. Это не чудотворное проявления совести, а результат нашего обучения. Также как понадобится несколько программ и много усилий, чтобы создать GPS-навигатор, нам нужно будет хорошо потрудиться, чтобы обучить свою совесть. Тогда она будет правильно и вовремя реагировать, особенно если нам удается защищать её от «вирусов», которые могут исходить от людей с плохо или неправильно ‘запрограммированной’ совестью.

Последняя же роль , о которой я хочу сказать, наиболее распространённая. Чаще всего совесть дает о себе знать, когда человек уже совершил какой-то поступок. Например, в Библии мы можем читать о таком проявление совести Давида, когда он еще не был царем. Обстоятельства в определенный период складывались так, что он был несправедливо преследуем царем Саулом и вынужден был скрываться от него. Вскоре Давиду представилась возможность поступить непочтительно, проявить неуважение к царю, и он воспользовался её. Почувствовал ли он облегчение? Напротив, в Писаниях говорится: «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1-5), потому что в древнем Израиле неуважение к царю приравнивалось к неуважению к установленному Богом порядку. Хотя мы не находим в повествовании слово совесть, то что там описывается, наверняка, указывает на её проявление.

Уверенна, что у каждого из нас есть живые примеры терзаний совести. И в такие минуты хочется назвать её судьёй или прокурором. Она беспощадно указывает нам на наши промахи, и находит конкретные этому доказательства до тех пор, пока кто-то не сдастся, человек или его совесть. Поэтому очень часто она побуждает не только пересмотреть нравственные мерила человека, а признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы исправить её последствия. Кроме того, когда мы помним чувство дискомфорта, который причинил тот или иной наш поступок, уже меньше вероятности того, что мы совершим его снова. Этот опыт сохраняет целостность нашей личности и эмоциональное здоровье.

Современное проявление совести
Если затронуть вопрос эмоционального здоровья людей в целом, — состояние ухудшается. Некоторые объясняют это социально-экономическими проблемами. В какой-то мере это так, но 50-80 лет назад условия жизни не были легче, однако по результатам исследований в этой области, люди себя чувствовали намного лучше. Конечно причин много, но одна из главных причин, на мой взгляд, это специфическое проявление совести у людей в наши дни.

К сожалению, все чаще их жизненным кредо становятся такие выражения: «Не украдешь – не проживешь» или «Наглость – второе счастье». Такой подход к решению насущных вопросов подразумевает, что постоянно нужно спорить или идти на компромисс со своей совестью, а иногда и полностью её заглушить. Конечно, люди с таким отношением могут быть более успешны, например, в бизнесе, но в плане эмоционального равновесия — никогда не выиграют, потому что для этого нужно жить в мире своей совестью, иначе подсознание человека рано или поздно потребует объяснений.

Самое печальное во всем этом, что подвергается опасности в таком случае и эмоциональное состояние окружающих людей, у которых происходит, так сказать, разрыв шаблонов. Интересно, что такой процесс в современном обществе был задолго предсказан в книге Библия, на которую я так часто ссылаюсь в этой работе. Там говорится так: «Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Эти слова были высказаны Иисусом, когда он говорил о событиях, которые повлекут за собой начало правления Божьего правительства. О его приходе многие просят, произнося в молитве “Отче Наш” слова: «Пусть придет твое царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе» (Матфея 6:10).

Как бы то ни было, кто-то может утверждать, что по-другому в нашем мире нельзя. Годы идут, и нравственные нормы меняются. Но вопрос о том, кто устанавливает нравственные нормы для нашей совести остаётся. Выше говорилось, что установление этих самых норм и есть обучение нашей совести или её формирование. Воспитанием совести каждый занимается сам.

Сегодняшние нормы морали, конечно, усложняют задачу. Все меньше людей поступают по совести, но это не значит, что для совести больше не осталось в мире места. Я стараюсь сама и лично знакома с достаточным количеством людей, которые живут по совести, не уступая общепринятому взгляду на этот вопрос. И хочу сказать, что это нелегко, иногда такие люди чувствуют дискомфорт в современном обществе, но, в конечном итоге, они выигрывают. А выигрывают, потому что для по-настоящему счастливой жизни, помимо удовлетворения материальных потребностей, нужно не забывать об эмоциональных и духовных. Вопрос о последних двух даже не будет стоять без наличия хорошо обученной совести и опыта правильного её использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пришло время подвести итоги. В процессе своего исследование я пришла к выводу, что совесть – это внутреннее чувство, определяющее моральные ценности и принципы для человека. Иногда мы называем её внутренним голосом, потому что ее сигналы могут быть настолько ‘громкими’, что способны заглушить все остальные имеющиеся чувства вместе взятые. Совесть работает как с мыслительными способностями, рассуждая с нами, так и с нашим, образно говоря, сердцем, помогая на эмоциональном уровне прочувствовать последствия принятых решений. Поэтому я её сравнила в докладе с советчиком, который может помочь просчитать, а затем ощутить, что будет с нашими моральными устоями или душевным покоем. Затем я провела параллель с GPS-навигатором, так как иногда хватает первых звоночков совести, чтобы вовремя остановится и не наделать фатальных ошибок. И наконец, назвала ее судьей, потому что после осознания, что совершен неправильный поступок, угрызения совести мучительны до такой степени, что мы, бывает, выдумываем себе наказание, чтобы хоть как-то реабилитироваться в своих же глазах.

Относительно происхождения и формирования совести можно выделить два важных момента: первый, она была вложена изначально, подобно умению ходить, а второй, она формируется человеком и его окружением.

Кроме того, как и любой другой механизм, совесть приходит в негодность, если её не тренировать. Грустно было говорить о проявлении совести в наши дни. Люди всё чаще и чаще заглушаю голос совести. Положительное здесь то, что никто не сможет повлиять на нормы морали, присущи нашей совести, если мы сами этого не захотим. Поэтому у всех нас есть возможность формировать и правильно использовать свою совесть, и, как следствие, ощущать душевный покой и уверенность в себе.

Список литературы:
1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (А-Я), — Москва, «Азъ», 1992.
2. Т.Ф Ефремова. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, 2006.
3. Сохраняйте себя в Божьей любви, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2008, — 224.
4. Священное Писание — Перевод нового мира, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2007, — 1788.

  • Нравственное богословие
  • свт.
  • преп.
  • свт.
  • прот. Евгений Горячев
  • свт.
  • схиархим.
  • игум.
  • прот.
  • архим. Платон (Игумнов)
  • Алексей Леонов
  • Со́весть – способность человеческого к различению и , сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. ).

    Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. ). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

    В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим , пребывающим в человеческой душе Своей . Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим . Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.

    Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.

    Как услышать голос совести?

    Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует или .

    Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.

    Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).

    В отношении определения состояний совести в употребляются такие прилагательные, как «добрая» (), «чистая» (), «сожженная» (), «порочная» (), «оскверненная» () и др.

    Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом . Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и , либо и удовлетворение от совершенного действия.

    Свт. Игнатий Брянчанинов :
    «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».

    Ств. Феофан Затворник :
    «Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
    неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

    Патриарх Кирилл:
    Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
    Суд совести - это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек - это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей - все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.
    Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года

    Что такое совесть? Это осознание своей ответственности, способность принимать решения и действовать, исходя из соображений нравственности и морали. Это искусство самого себя оценивать и воспитывать, наказывать и хвалить. Так же, как голодный не убедит себя в сытости, а уставший и измученный – в том, что он полон сил, так и совесть не позволяет нам думать, что мы поступили хорошо, если мы поступили – плохо.

    Зачем нужна (и нужна ли?) человеку совесть?

    Для чего дан ему этот неподкупный судья и контролер всех его деяний, терзающий и обличающий его?

    Если бы люди не обладали совестью, то каждому из нас требовался бы надзиратель, который направлял бы все наши шаги, учил, воспитывал и следил за каждым нашим поступком. Над нами нет этого постоянного внешнего контроля, но есть другой – внутренний – наша совесть.

    Мы чувствуем ее, когда гордимся собой или мучаемся от осознания собственной вины. Мы прибегаем к ней, когда совершаем выбор. Ее голос направляет нас, когда мы идем по дороге жизни к своей цели. Вот зачем человеку совесть – чтобы мы сами могли разобраться в том, что происходит с нами и вокруг нас, и руководствовались верными ориентирами.

    Как направляющий, контролирующий фактор совесть неотделима от морали и нравственности. В ней, как в зеркале, отражается доброта и честность человека, его мотивы и ценности, убеждения, воля и характер. И если он поступает против совести – значит и против себя тоже, изменяя себе и попирая все самое важное и дорогое.

    Совесть жестока…

    Суд совести беспощаден. Можно обманывать других, но не себя: перед собой мы всегда предельно откровенны. Переступая черту, мы мучаемся и переживаем безнравственность своих поступков. В переживаниях рождается раскаяние, понимание своего долга и принятие правильного решения.

    … но совесть и снисходительна

    Если бы в жизни каждого человека совесть имела такое значение, была бы всегда беспристрастной, наше общество не знало бы лжи и предательства и было добрее и счастливее. Значит, с собственной совестью можно договориться? Если не обмануть, то усыпить ее бдительность, оправдаться, пойти на компромисс.

    Человек, чтобы облегчить себе жизнь и уменьшить муки совести, придумал немало способов:

    1. Он топит совесть в вине, развлечениях и наркотиках, полном безразличии ко всему.
    2. Глушит ее суетой и формализмом, текучкой повседневности.
    3. Оправдывает себя. Если у меня не сложились отношения с родителями – так потому, что они меня совсем не любят. Если мои знания поверхностны и ограниченны, я плохо образован и не стремлюсь развиваться – так я и не ученый, и самым умным становиться не собираюсь. А если я нечестен, жаден или жесток – так все такие, все врут, воруют и обижают других.

    И не так страшны эти попытки оправдаться и спрятаться от переживаний, как само отсутствие этих переживаний. Отсутствие внутренней силы, нравственного стержня. Отсутствие совести.

    Совесть должна быть доброй

    Но слепо следовать морали не менее опасно, чем игнорировать ее. Ведь моральные нормы не даются нам готовыми, нравственные поступки – всегда вдумчивые, добрые, проникнутые уважением к окружающим и заботой о них. Поступив по совести и сказав правду, иногда можно нанести непоправимый вред человеку, его семье и его отношениям с другими людьми. А сделав «доброе» дело или дав совет в какой-то ответственный момент жизни – какой риск мы берем на себя?

    Вот так сложна и неоднозначна роль совести в жизни человека. Формируясь под влиянием воспитания и самовоспитания, эмоций и впечатлений, укрепляясь вместе с развитием воли и личностной позиции, она должна быть тверда и неусыпна, но в то же время добра и отзывчива. И это качество нужно взращивать в себе, измеряя правильность своих поступков внутренними принципами и интересами других, прислушиваясь к голосу своей совести. Порой этот голос тих и плохо различим, он тонет в шумных столпотворениях, заглушается звуками радио и телевизора, перебивается газетами, журналами и пустой болтовней. Но оставшись наедине с собой, мы можем услышать его. И остаться верными себе и своей совести.

    О совести

    Совесть - это свойство личности человека. Совесть - это чувство правды, внутренний голос, который присутствует в каждом человеке и является для него путеводительным.

    Проблема текста может быть обозначена следующим об­разом. Совесть диктует каждому из нас те поступки, те нормы поведения, которые позволяют всем нам уживаться рядом, бок о бок, не ущемляя жизненного пространства другого, будь то товарищ по классу, однокурсник в вузе, сослуживец в трудовом коллективе. И на протяжении всей жизни мы меряем совестью свои поступки, плохие и хорошие.

    Комментируя данную проблему, скажем следующее. Мы все очень хорошо относимся к себе и считаем, что достойны уваже­ния окружающих, что заслужили его по праву. Но вместе с тем нам свойственны такие черты, как себялюбие, зависть, эгоизм. Иногда мы с тайным чувством радости встречаем жизненные неудачи других людей. Тогда наша совесть, то есть чувство правды, в нас молчит. В этом случае мы бываем близки к по­ступку бесчестному, который может иметь самые разрушитель­ные последствия. Но каждый должен иметь мужество сказать себе: «Да, я поступил не по совести, и мне должно быть стыдно. Того, что было, не вернуть, но я постараюсь исправить свою ошибку, искупить свою вину перед тем человеком, чьё доверие я не оправдал».

    Позиция автора выражена следующим образом. У людей по- разному складываются судьбы, все ищут место под солнцем, и это естественно. Но есть определённая черта, которую нельзя переступить ни в коем случае, не уронив себя, не запятнав свою совесть. Это черта, которая отделяет честь от бесчестия, желание исполнить данное обещание от лживых заверений, трудолюбие и целеустремлённость от «порханий» с места на место в поисках лёгкого хлеба. И в основе всего доброго, что есть в человеке, ле­жит его совесть, то есть способность критично, беспристрастно оценить себя, свои позиции и решить, а что ему нужно в этой жизни. Успех и карьера (часто любой ценой) или же возмож­ность называться человеком чести и, по большому счёту, спать спокойно из-за своей невозмущённой совести.

    Я согласен с позицией автора и подтверждаю её правиль­ность первым аргументом. Если обратиться к истории нашей страны, то мы увидим, что превращение её из страны аграрной, с консервативными формами жизни, в крупную индустриальную державу стало возможным благодаря самоотверженному труду наших соотечественников, строивших промышленные объекты, осваивавших Космос, поднимавших целину. Этими людьми руководили совесть и чувство долга, которое воплоти лось в словах: «Если не я, то кто же?»

    Второй пример, подтверждающий правильность позиции автора, приводим из романа Л.Толстого «Война и мир». Князь Ан­дрей Болконский в пору поисков жизненных успехов добровольно уходит на войну, оставив свою беременную жену в беспомощном состоянии под опекой отца, человека с тяжёлым характером. Смерть княгини Лизы - это следствие трагических обстоятельств, в числе которых эгоистичное поведение её мужа. Князь Андрей во время похорон жены понимает всю глубину своей вины, и это чувство будет преследовать его до конца жизни.

    Закончить сочинение можно словами из рассказа Чехова «Крыжовник»: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком…» Этим «кто-то» должна стать наша совесть, перед которой мы часто в долгу.

    Здесь искали:

    • Сочинение на тему совесть
    • совесть сочинение
    • есть совесть есть и стыд сочинение