Речевой праздник в детском саду старшая группа. План-конспект речевого праздника на тему «Путешествие в весенний лес. «В стране Правильной речи»

«В мире прекрасных слов»

Цель: Сформировать в сознании детей понятие «вежливость». Расширять знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях. Способствовать усвоению детьми социальных норм и правил. В игровой форме дать детям возможность приобрести и закрепить навыки культурного поведения.
Развивать позитивную мотивацию на общение, желание помочь окружающим. Воспитывать дружелюбие, сопереживание и толерантность.
Развивать речь детей, пополнить словарный запас словами: будьте так любезны, благодарю, разрешите. Активизировать речевые навыки. Формировать умения детей отвечать на вопрос полным предложением. Заинтересовать детей, дать возможность каждому проявить себя. Создать атмосферу радости, доброжелательности и творчества.

Оформление и оборудование: плакаты с пословицами, дерево вежливых слов, цветик семицветик с вежливыми словами, ширма с изображением леса, домик медведя, медвежьи следы, автобус (из стульев).

Ход мероприятия: После полдника привлекаю внимание детей необычным конвертом (наклеена бочка с мёдом, малина)
Прямо из леса
Вот так да!
Нам письмо пришло сюда.

Воспитатель: задаёт вопросы - От кого это письмо? А как вы догадались? (читаем)

В лес чудес вас приглашаю,
День рожденье отмечаю.
Вы ребята приходите,
Всех друзей с собой берите.
Мишка – Топтышка.

- приготовить подарок (успокоить)
- написать поздравительную открытку с добрыми словами
- внешний вид и т. д.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определённый час
Дружно всем собраться!
_______________________
Собрались вы все детишки?
И надели все штанишки
Чистые рубашки
Застегнули все кармашки.
Да платочек носовой
Не забыли взять с собой?
В гости к Мишеньке – медведю
Вместе с вами мы поедем.
(настраиваем детей на тишину и спускаемся в зал)
Воспитатель: Посмотрите, ребята нас здесь уже ждёт автобус № 6. Он отправляется по маршруту «Д/С «Лукоморье» - Лес чудес».
- Проходите пожалуйста в автобус аккуратно, не толкайтесь у входа, мальчики пропускайте девочек, рассаживайтесь поудобнее.
Шофёр: Здравствуйте, будьте так любезны, передавайте на билетики.

Воспитатель: Сел в автобус не зевай,
На билетик передай.
Если мал ты – денег нет
Ты шофёру шли привет!

Как в народе говорят: на добрый привет – добрый ответ. (Дети здороваются ладошкам по цепочке)
Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Мы спешим сказать вам – «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Чтоб пожелать вам в этот день
Прекраснейшего настроения.

Шофёр: Осторожно, двери закрываются. Автобус отправляется. В добрый час!
А не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час!»
Доброта – она от века
Украшенье человека!
(звучит песня «Мы едем, едем…», дети выполняют ритмичные движения и подпевают)

Шофёр: Остановка «Солнечный город», осторожно двери открываются.
(С шумом и криком забегает Незнайка)
Незнайка: Эй, стойте. Куда это вы без меня собрались?

Дети: Едем на день рождение к Мишке – Топтышке.

Незнайка: Здорово, классно! Там будет много мороженного, пироженного. Люблю я очень сладости и всяческие радости.
- Анну, расступись малявки, дайте сесть. (Всех толкает, усаживается на чужое место и начинает грызть семечки). Эй! Шофёр, чего не едем? Я уже готов.

Воспитатель: Ах! Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Незнаечка какой же ты не воспитанный.

Незнайка: Это еще, почему же? Чего я сделал вам не так?
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, что он сделал не правильно. Лера как ты думаешь? (выслушиваем ответы детей, дополняем, уточняем.) Обобщаю. Как называют таких людей? (невоспитанными, невежливыми)
Пассажиров уважать,
Никого не обижать,
Не ругаться ни когда,
Помнить о других всегда!

- А ещё ты забыл самое главное, когда зашёл в автобус и увидел нас.
Незнайка: А вспомнил! Удочку.

Воспитатель: Нет, ты забыл нам сказать волшебное слово.

Незнайка: Сим - салабим, Абракадабра.
Воспитатель: Ребята подскажите, пожалуйста, Незнайке какие вежливые слова нужно говорить при встрече? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.)

-Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
-Здравствуйте! Что особенного мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы нечего не сказали.
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
От того, что мы «Здравствуйте» друг другу сказали.

Незнайка: Ну, здравствуйте, а точнее добрый вечер.

Шофёр: Уважаемые пассажиры осторожно двери закрываются, автобус отправляется.
Воспитатель: Вот видишь Незнаечка, стать вежливым нелегко и не сразу можно этому научиться. Но это очень важно и в дальнейшем пригодится.
Незнайка: Да это проще простого. Я уже их все-все выучил, запомнил крепко-накрепко.

Воспитатель: Давайте ребята проверим Незнайку, все ли вежливые слова он знает и употребляет в нужном месте и в нужное время. (Ситуации)

- Мама утром разбудила
Что ты должен ей сказать?
Незнайка: - Ой, давай скорее кушать, чтобы мне не опоздать (в школу).

Воспитатель: Ребята, когда вы утром просыпаетесь, что нужно говорить? (с добрым утром)

- Вот позавтракал ты вкусно
Что же маме скажешь ты? (спа…)
Незнайка: Спокойной ночи малыши!

Воспитатель: Ребята, опять нужна ваша помощь. Как нужно поблагодарить маму? (спасибо)

- Когда в школу ты уходишь
Что ты маме говоришь? (до…)
Незнайка: Дай мамуля на морожно, если нужно позвонишь.

Воспитатель: Опять ты всё перепутал. Что говорят когда прощаются? (до свидания)

-Выходил ты из подъезда
И людей всех растолкал.
Скажешь всем ты из…
Незнайка: Из-за вас я, на автобус опоздал.

Воспитатель: Да! Что-то тут опять не так? Выручайте ребята (извините)
Незнайка: Ох, как жалко, наверное, никогда я не стану вежливым.

Воспитатель: Не переживай, мы с ребятами тебе поможем разобраться в огромном мире прекрасных слов. Оставайся с нами, и скоро про тебя будут говорить – «Вон пошёл самый вежливый и воспитанный коротышка, гордость Солнечного города». Очень приятно быть вежливым, как наши дети – этим можно гордиться

Шофёр: Конечная остановка Лес Чудес.
Воспитатель: Ребята приехали ура! Вы тихонько выходите, кто живёт здесь посмотрите.
Какая чудесная природа, что же скажем мы при встрече?
Добрый вечер зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Добрый вечер ёлочки – зелёные иголочки.
Добрый вечер облака и широкая река.
Птицы, звери добрый вечер!
Очень рады нашей встрече.
(исполняется песня «Здравствуйте»)

На ширме появляется ворона.
Ворона: Кар - кар! Здравствуйте, рада видеть таких воспитанных гостей в нашем лесу. Здравствуйте, здравствуйте!

Незнайка: Послушай ворона, где ты так красиво научилась говорить
Ворона: Я знаю много скороговорок, могу и вас научить.

- На дворе трава, на траве дрова (дети проговаривают)

Ой! Какие вы молодцы, сразу видно умеете и любите красиво говорить. Присаживайтесь, отдохните с дороги и познакомьтесь с нашими лесными жителями. До свидания ребята!

(за ширмой кто-то чихает) появляется зайчик.
Заяц: Апчхи! Извините, пожалуйста, я слегка простудился.

Незнайка: Эй! Ты чего тут расчихался?
Воспитатель: Будь здоров и не чихай, нос платочком прикрывай.

Когда рядом с тобою кто-то чихает
Будьте здоровы, ему пожелают.
И будет счастлив человек,
Здоровым станет на сто лет!

Заяц: Спасибо вам мои друзья, теперь здоровым буду я. К доктору идти боюсь, лучше с вами остаюсь.
Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчику побороть свой страх и расскажем ему весёлое стихотворение – чистоговорку.
Чи-чи-чи! чи-чи-чи!
Ты чихаешь всё апчхи!
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Заболел, иди к врачу!
Чо-чо-чо! Чо-чо-чо!
Может быть, болит плечо?
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Не хочу идти к врачу.

Ча-ча-ча! Ча-ча-ча!
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи! чи-чи-чи!
Помогают нам врачи!
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Решено, иду к врачу!
(Заяц прощается)
Появляется белочка и поёт песню.
Белка: Шишечка моя упала, на вас нечаянно попала.
Извините, извините, будьте так любезны, шишечку вы мне поднимите.

Незнайка: Вот раззява ай-ай-ай! В меня ты шишки не кидай.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста (белка благодарит)

Белка: Ой! Как я рада, что в лес пожаловали гости. Только вот один очень не воспитанный.
Незнайка: (огорчённо) Это опять, наверное, я!? Что же мне делать?
Белка: Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Соберем для тебя цветок вежливых слов. На волшебных лепестках загадки их нужно отгадать.
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ….спасибо!
2. Если бранят вас за дело, за шалости. Вы отвечаете…..простите, пожалуйста!
3. Если прервать разговор вы хотите, нужно сначала сказать….извините!
4. Пусть даже настроение ужасное, сказать при встрече не забудьте ….здравствуйте!
5. В любой стране при расставании, кто вежлив, скажет….до свидания!
6. Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день!
7. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться….доброе утро!
8. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого…здоровья!
9. Вам спасибо говорю, от души….благодарю!

Незнайка: Ах! Какой красивый цветочек получился. Теперь я, стану самым вежливым коротышкой в нашем городе. Пойду и других научу говорить красивые слова! Спасибо вам огромное! До новых встреч друзья!
Белка: Хорошо я повеселилась и доброе дело сделала, а теперь мне пора своих бельчат кормить.
Воспитатель: Белочка подожди минуточку, будь так любезна, покажи нам дорогу к мишке-топтышке.
Белка: А вот посмотрите, там вдалеке видны его следы, идите по ним и попадёте в берлогу. Всего вам доброго! До свидания! Счастливого пути!
(благодарим, прощаемся)
Дети идут по следам и говорят речёвку:
В гости к мишеньке идём
И подарочки несём:
Банку мёда и конфет
И цветов большой букет.
Сладких яблок, апельсинов-
Ведь у мишки именины!

Воспитатель: Вот мы и добрались, давайте тихонечко позовем мишутку.
- Мишка-мишенька вставай и гостей скорей встречай!
(из-за ширмы выходит медведь)
Медведь: здравствуйте мои друзья! Очень рад всех видеть я!

Дети: Мы тебя все поздравляем!
В день рожденье пожелаем:
Чтобы всё было как в сказке,
В добром здравии и ласке.

Воспитатель:
Здравствуй мишенька дружок,
Становись скорей в кружок.
Вы ребята не зевайте
Каравай все запевайте.
(говорим пожелания и дарим подарок)
Вот подарок небольшой,
Сделать нам по силам.
То, что сделано с душой,
Будет тебе милым!

Медведь: Очень сладости люблю, вам спасибо говорю. А от пожеланий ваших всё вокруг лишь стало краше!
- На день рождении принято играть и веселиться. Я приготовил для вас игру с весёлыми загадками. Если моя загадка учит добру и вежливости, нужно хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – промолчать.
Воспитатель: Ребята будьте очень внимательны, слушайте, не отвлекайтесь. Нужные слова вовремя произносите, а на загадку вредную – молчите!

1. Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твёрдо?»
2. Кто из вас скажите братцы, забывает улыбаться?
3. У кого из вас ребятки руки грязные и пятки?
4. Кто из вас в трамвае тесном, уступает старшим место?
5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
6. Кто в группу по утрам спешит и «Здравствуй» нам не говорит?
7. Кто быть вежливым мечтает, малышей не обижает?

Медведь: Какие вы воспитанные и вежливые с вами очень приятно общаться.

Воспитатель: Да мишутка недаром в народе говорят: «Ласковое слово – лучше мягкого пирога»
Медведь: Вот ребятки я для вас угощение припас (выносит пирог). Угощайтесь на здоровье.

Воспитатель: Спасибо мишенька дружок только слышим мы гудок!
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
- Вам спасибо за приём!
До свиданья! Мы пойдём!
Нам пора уж собираться, в путь дорогу отправляться. Наступил уже и вечер. Будь здоров! До скорой встречи!

Проходим к автобусу.
Шофёр:
В лесу чудес вы побывали,
Много нового узнали?
И наверно стали вы очень даже вежливы!?
Расскажите мне друзья про волшебные слова.
Дети читают стихи:
1.-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
2.-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день! -ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
3.За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказать и сколько раз…
4.Это доброе слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно,
Потому что нам без «пожалуйста»
Очень было бы не уютно.
5.Если друга вдруг обидел
И в чём-то виноват.
Вы скажите «извините»
Он, конечно, будет рад.
6.Когда ляжем мы в кроватку,
Чтобы спали сладко, сладко.
Что же могут нам сказать?
«Доброй ночи» пожелать.
7.Нам желают доброго пути-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно.
Они просты и не новы,
Но мы опять повторим всё равно:
-Добрые люди, будьте здоровы!

Шофёр: Едем! А с хорошей, доброй песней путь намного интересней! (песня любая)
Воспитатель: А вот и наша остановка «Д/С «Лукоморье». Мыс вами вернулись из увлекательного путешествия. Чему оно нас научило? Каким мы должны все быть? (воспитанными, вежливыми, добрыми, хорошими; знать красивые, волшебные слова….)
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом всем,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли.
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Шофёр: Расстаёмся мы сейчас.
Добрый путь вам! В добрый час!

Воспитатель: В заключении отметим: Будьте вежливыми дети!
(прощаемся, выходим из зала)

Конспект игры - занятия по речевому развитию для старших дошкольников

Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
(Путешествие в прошлое)

Цель: формирование словаря старших дошкольников посредствам деятельностного подхода.

Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь детей, формируя представление о значение слов: противень, (дело) спорится, прихватки; закреплять умение подбирать точные определения для характеристики предмета;
продолжать знакомить детей с русскими народными пословицами и поговорками о труде.

Социально-коммуникативное развитие:
формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой и игровой деятельности;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познавательное развитие:
расширять представления детей о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинным обычаям и обрядам;
расширять кругозор в части представлений о труде;

Художественно-эстетическое развитие:
формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.

Материал:
соленое тесто, посуда, народные костюмы.

Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок;
слушание русской народной музыки;
экскурсии в русскую избу;
знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;

Заучивание потешек, поговорок.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Инсценировка «Ленивица»

Ведущий: Есть на свете маленькое село. Называется оно «Пословицино».
Звучит музыка «Во саду ли, в огороде…», дети-артисты занимают место в избе.
Ведущий: В селе «Пословицино» живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди хлеб убирать, а они – на солнышке лежать».

Действующие лица: Матушка, ее дочка Ульяна, вторая дочка – Настенька, хор.
Настенька: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась. (садится к печке, начинает вышивать)
Матушка: Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрема одолела. (зевает)
Настенька: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив!
Матушка: Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна: Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (ходит, ищет ложку)

Хор запевает:
Хорошо лентяю жить –совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает как найти.
Ульяна: Ой-ой-ой, не надо про меня петь!

Все вместе: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ведущий: Какие пословицы народ сказал Ульяне? Какие еще пословицы еще вы ей скажите? (ответы детей: Терпенье и труд всё перетрут. Кто не работает, тот не ест. Труд украшает человека. Терпенье и труд всё перетрут. И другие).
Ведущий: Поможем Ульяне исправиться? Напечем калачей? Проходите в горницу. Вот нам матушка и тесто на калачи замесила (раздает соленое тесто) . А как нам испечь калачи? На что же они похожи? (ответы детей)
А, может, нам Настенька подскажет?
Настенька: Чтобы справиться с задачей и калачик замесить,
Надо два кона колбаски крепко нам соединить.

Ведущий: А вы знаете, чтобы дело спорилось, народ в старину сопровождал свои действия песнями. А что значит «спорится»? (ответы детей).
А чтобы у нас дело спорилось, давайте будем петь и лепить калачи.
Звучит фонограмма «Ай, качи-качи-качи…», дети поют и лепят калачи.

Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.

Ведущий : Славные у нас калачи получились. А что же дальше с ними делать? (ответы детей: смазать маслом, поставить в печь). Правильно.
На чем же мы их выпекать будем? На противне? Что это? Это железный лист, предназначенный для выпечки. Есть ли у нас в горние противень?
(Дети выкладывают калачи на противень и ставят в печь)

Ведущий: А пока пекутся наши калачи,
Вы мои ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:

Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Ведущий: В жарком пламени печи поспели наши калачи! Как мы их достанем, ведь пламя печи жаркое? (ответы детей). Правильно, возьмем прихватки? А почему их так назвали? От какого слово произошло слово «прихватки»? (ответы детей).
Ведущий достает калачи (заранее поставленные в печь).
Какие получились у нас калачи? (ответы детей: румяные, красивые, ароматные, пышные, аппетитные, вкусные).
Знает ли теперь Ульяна о том, что «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Понравилось вам в селе «Пословицино»? Какие пословицы вы услышали и узнали? Узнали вы новые слова?
Вот пришла пора прощаться, возвращаться в детский сад,
Калачами славными угощать ребят.

Конспект

Праздника «Путешествие в город красивой речи»

В старшей группе детей с общим недоразвитием речи.

Цели:

- подведение итогов обучения за год;

Обобщение навыков и умений, полученных детьми в процессе обучения и воспитания;

Формирование навыка правильной речи;

Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания, интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: план города красивой речи, воздушные шарики каждому ребенку, ворота Города красивой речи, озеро плавного дыхания, дыхательные тренажеры «Бабочка» (раздаточный материал), сказочные ворота, домик для Феи; мяч, картинки для игры в маленькие слова, бассейн, 2 удочки, картинки на разные звуки в бассейне.

Роли: Острослов (взрослый),

Фея Красивой речи (взрослый).

Ход праздника.

(Дети входят в зал и выстраиваются полукругом).

РЕБ. Позади учебный год,

Жизнь стремительно идет.

Показать мы вам хотим

Как красиво говорим.

РЕБ. Нас учили не спешить,

И красиво говорить,

Думать, правильно дышать,

Песни петь и танцевать!

(Песенка на мотив «От улыбки хмурый день светлей…»

1. В «Непоседе» радостно живем,

Веселимся и танцуем и играем.

Мы всегда внимательны к словам,

И красиво говорить не забываем.

Припев:

Никогда мы не спешим,

И красиво говорим,

И старательно заданья выполняем..

Дышим плавно, глубоко,

Расслабляемся легко.

Говорить красиво очень мы желаем.

2. Заниматься тоже нам не лень.

Педагоги учат нас всему на свете!

Мы растем, умнеем каждый день,

Вам за труд нелегкий благодарны дети.

Припев.

РЕБ. Мы пока не всё ещё умеем,

И порой смешим вас, может быть.

Подрастём и скоро повзрослеем,

Будем мы красиво говорить!

ВЕД . Вы хотите говорить правильно и красиво? Тогда сегодня мы отправимся в путешествие в Город Красивой Речи. Полетим на воздушных шарах!

Но сначала надо накачать воздушные шары.

Упражнение «Насос» - «Мяч» парами.

(вносятся воздушные шары каждому ребенку)

ВЕД: Отправляемся в полёт.

«Шар воздушный полетит

Он ребяток всех помчит

В город незнакомый».

(Дети под муз. бегут на носочках «Облака, белогривые лошадки»)

(Дети подходят к воротам Города Красивой Речи. Шарики отдают родителям).

ВЕД: Вот мы и приехали в Город Красивой Речи.

Посмотрите, здесь много улиц, парков, домов, площадей и даже замков.

Давайте погуляем по Городу Красивой Речи. Здесь есть озеро плавного дыхания, парк звонкого соловья, площадь противоположностей, переулок маленьких слов, бассейн чистого произношения, улица Красивой речи.

ВЕД: Мы остановимся на Озере Плавного Дыхания . Над озером летают красивые бабочки. Дует лёгкий ветерок. Давайте покажем, как плавно он дует.

(Упражнение с дыхательным тренажером «Чья бабочка дольше полетает»).

ВЕД. А теперь пойдем в Парк Звонкого Соловья . Потренируемся петь вместе с ним.

Песенка про гласные звуки .

Для пения гласные звуки важны –

И напевны, и нежны,

Летят как птицы в синеву –

А – Э – И – О – У.

Как быстрые волны свободной реки,

Звуки гласные легки.

Будто бы птицы на лету –

А – Э – И – О – У.

Крикливо и громко не надо их петь –

Горло может заболеть.

Ушки держите начеку А – Э – И – О – У.

ВЕД : Вот перед нами Площадь противоположностей . Здесь мы поиграем в игру

«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот» (с мячом)

Я буду говорить вам слова и бросать мяч, а вы, возвращая мяч, называете другое, с противоположным значением.

Горячий - … умный - …хороший - … весёлый - … толстый - … лёгкий - …большой -- … светлый - … добрый - … большой - …, быстрый - … широкий - …, мягкий - … высокий - …

ВЕД . А рядом с Площадью противоположностей находится

Переулок маленьких слов (картинки )

В этом переулке живут разные предметы. Но все они очень маленькие. Назовите их.

(мяч - …, стол - …, трава -…, дом - …, шкаф - …, кошка - …, кровать - …, банка, стул - …, книга - …, флаг - …, чашка - …, шапка - …)

ВЕД : А сейчас отправимся на Улицу красивой речи. .

Здесь все жители говорят красиво. А хозяйка этой улицы - Фея Красивой речи.

Сейчас мы с ней познакомимся.

А где же она? Вот кто-то идет.

(Входит Острослов) Муз. фон.

ОСТРОСЛОВ: Здравствуйте, ребята.

ВЕД : Давайте поздороваемся.

(ЗДОРОВАЮТСЯ )

ВЕД: А кто вы?

ОСТРОСЛОВ: Я Острослов, житель Города красивой речи. Я живу на улице Красивой речи. Я всегда был веселым, любил шутить, но теперь мне очень грустно. Однажды на нашу улицу налетел страшный вихрь и все заволокло мглой. А когда она рассеялась, все увидели, что Фея Красивой речи пропала. Это злой Дед-Буквоед похитил нашу Фею. Опечалился я и не знаю, что делать.

ВЕД : Поможем Острослову найти Фею Красивой речи и вернуть ее домой, на улицу Красивой речи.

(Острослов незаметно уходит).

ВЕД : Дружно в путь мы все пойдем,

Фею с вами мы найдем.

А чтоб было веселее нам идти,

Повторим чистоговорки мы в пути:

Са-са-са, мы идем в леса. (Руслан, Паша)

Ша-ша-ша, шагаем не спеша, (Егор Ф., Максим)

Ра-ра-ра, вышли мы с утра, (Данила, Арина)

Ры-ры-ры, кусают комары. (Даша, Саша)

Ло-ло-ло, на улице тепло (Карина, Егор К.)

Ал-ал-ал, кто в пути устал? (Георгий, Дарина )

Ла-ла-ла, добрые дела. (Женя, Витя)

Идём, идём, идём, Фею мы найдём! (Все)

ВЕД: А где же наш Острослов? Я расскажу вам, что с ним случилось, а вы мне помогайте.

(Дети стоят около зеркал).

Психогимнастика (пред зеркалом)

Опечалился наш Острослов (показ мимикой).

И вдруг видит, перед ним избушка, а в ней сердитый Дед-буквоед.

(показ мимикой).

Где я?, - удивился Острослов? (показ удивления)

В стране Напряжения – грозно отвечает Дед-Буквоед – Отсюда еще никто не выходил.

Зачем пожаловал? – говорит грозно Дед-Буквоед (показ мимикой грозного Деда-Буквоеда).

Рассказал Острослов ему свою историю. «Так и быть, - говорит Дед-Буквоед, - помогу я тебе».

(Входит Острослов)

ОСТРОСЛОВ: Дед-Буквоед дал мне задание, но без вас я не справлюсь. Поможете мне?

ВЕД: Поможем Острослову? Давайте сядем на полянку (садятся на коврик).

Вот первое задание. Бассейн чистого произношения . В нём картинки на разные звуки. Тот, кого я вызову, должен поймать картинку, в названии которой есть звук, который каждый из вас научился правильно говорить.

Руслан , какой ты звук научился говорить? (С). Вот и найди картинку с этим звуком.

Руслан «С»; Георгий – «Л»; Витя – «Л»; Арина - «РЬ»,

Даша «РЬ», Егор К – «Ш», Карина – «Л», Данила – «ЛЬ»;

Максим – «Ш», Дарина – «Л»; Егор Ф. – «Л»; Саша - «Л»,

Женя – «Л»; Паша – «Ш».

(Дети парами выходят и «ловят» удочкой с магнитом картинки, затем чётко их называют).

ОСТРОСЛОВ: «Есть для вас игра такая,

Самый умный отгадает.

Рифму быстро подберет,

И тогда уж в путь пойдет».

(Острослов читает предложения, дети добавляют последнее слово).

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Наша козочка скакала да и ноженьку … (сломала).

Но скажу тебе по чести: ведь нельзя сидеть на … (месте).

Наша козочка поплачет, а поправится… (заскачет).

Будет козочка скакать, деток рожками …(бодать).

Дети козу приголубят, ведь они её так …(любят).

Ей давайте скажем, братцы, что нехорошо …(бодаться).

И еще сказать нам нужно, что играть мы будем …(дружно).

Это всем давно известно – без игры… (неинтересно).

ИГРА «КОЗОЧКА МЕ-КЕ-КЕ».

Я козочка Ме-ке-ке, я гуляю на лужке (идут по кругу)

Острые рожки, тоненькие ножки (показывают» рожки, прыгают на носочках)

На самой макушке бархатные ушки (ладошками показывают «ушки»),

Язык полотняный (показывают язык «лопаточкой»),

Хвостик конопляный (показывают хвостик),

Как прыгну – сразу забодаю! (прыгают и бодаются).

ВЕД : Все вы, дети, рифмы отгадали,

Замечательно в игру играли,

Только Фею мы не отыскали.

Волшебные слова нам надо повторять.

МУЗ.-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ (координация движений с речью)

Мы шагаем в дальний путь, (Маршируют).

Фею надо нам вернуть (Движения руками к себе).

Мы идем по горам, (Высоко поднимают ноги).

По дремучим лесам. (Поднимают руки вверх, в стороны).

Вот вдали мы видим дом. (Поворачиваются в стороны, прикладывая поочередно

Левую и правую руки ко лбу).

Может, наша Фея в нём? (Хлопают).

(подходят к домику).

ВЕД : Вот и подошли мы к замку. Да вон и Фея в нем.

ВЕД . Вы все правильно сделали и Фея Красивой речи свободна!

(выходит из домика фея – музыка )

ФЕЯ: Очень вы меня развеселили,

И красивой речью удивили.

Предлагаю вам в театр поиграть.

(Инсценировки, диалоги)

  1. « РАЗГОВОР С КОТОМ ».

РЕБ. Почему ты чёрен, кот?

КОТ: Лазил ночью в дымоход.

РЕБ: Почему сейчас ты бел?

КОТ: Из горшка сметану ел.

РЕБ: Почему ты серым стал?

КОТ: Меня пёс в пыли валял.

РЕБ: Так какого же ты цвета?

КОТ: Я и сам не знаю это!

  1. «ЗАЯЦ И ЛИСА».

ЛИСА: Зайка, зайка, белый хвост,

Где ты был?

ЗАЙКА: Косил овёс.

ЛИСА: Где овёс?

ЗАЙКА: Журавль склевал.

ЛИСА: Где журавль?

ЗАЙКА: Медведь прогнал.

ЛИСА: Где медведь?

ЗАЙКА: Сидит в ловушке.

ЛИСА: Где ловушка?

ЗАЙКА: На горушке.

ЛИСА: Где горушка?

ЗАЙКА: Вечерком смыло в речку ручейком.

  1. « ОХОТНИК».

РЕБ: Расскажи, охотник, толком:

Как же справился ты с волком?

ОХОТНИК: Я поймал его.

РЕБ: А как?

ОХОТНИК: Забежал он в тот овраг,

Где растет трава-дурман,

Скок – и прямо в мой карман!

  1. «ВОЛК И ЛИСА».

Встретил рыжую лису.

ВОЛК: Лизавета, здравствуй!

ЛИСА: Как дела, зубастый?

ВОЛК: Ничего идут дела,

Голова еще цела.

ЛИСА: Где ты был?

ВОЛК: На рынке.

ЛИСА: Что купил?

ВОЛК: Свининки.

ЛИСА: Сколько взяли?

ВОЛК: Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке…

ЛИСА: Кто отгрыз?

ВОЛК: Собаки!

ЛИСА: Жив ли, милый куманёк?

ВОЛК: Еле ноги уволок.

Как твои, лиса, дела?

ЛИСА: На базаре я была.

ВОЛК: Что ты там видала?

ЛИСА: Уток я считала.

ВОЛК: Сколько было?

ЛИСА: Семь с восьмой.

ВОЛК: Сколько стало?

ЛИСА: НИ одной!

ВОЛК: Где же эти утки?

ЛИСА: У меня в желудке!

5.«ФЕДУЛ».

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Починить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава!

  1. БЕЛОЧКА И ЗАЯЦ.

ЗАЯЦ: Где ты, белочка, живёшь?

Что ты, белочка, жуёшь?

БЕЛКА: В сосняке, в лесу густом

Есть в дупле уютный дом.

ЗАЯЦ: А мороз трескучий, злой

Не страшит тебя зимой?

БЕЛКА: Греет сильно рыжий мех.

Эта шубка лучше всех.

Заберусь в своё дупло,

И зимою мне тепло.

  1. ЕЖИК

- Ёж, Ёж, где ты живешь?

Я живу в густом лесу.

- Ёж, ёж, что ты несёшь?

Деткам яблочко несу.

Что ты, ёж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

  1. ЁЖ И МЫШКА.

- Ёжик колкий, дай иголок,

Чтобы сшить штанишки

Для моих детишек.

Что ж. не жалко мне иголок,

Я на ножках лишь не колок.

- Ёжик, ёжик, помоги.

Сшить детишкам башмаки.

Лишь на шейке и на брюшке

Я помягче, чем подушка.

А иголок миллион –

Шей штанишек хоть вагон!

- Ёжик, ёжик, не шути!

Ёж, ежишка, помоги!

Надо шапки, шубки мышкам,

Помоги одеть малышек!

Не шуми, я дам иголок

Для мышаток, для полевок.

Штопай, шей, вяжи ты мышкам,

Чтоб не кашляли малышки!

ВЕД. ВЕД. Давайте споем веселую песенку.

Песенка-чудесенка.

ВЕД. Вот и закончился наш праздник. Вы убедились, чтобы говорить правильно, красиво надо немало потрудиться. А труд никогда не бывает напрасным. Пусть не все у нас еще получается, но мы и дальше будем стараться. Желаю всем творческих успехов, отличного здоровья и прекрасного настроения!


Предлагаемый вам сценарий речевого праздника является итоговой работой коррекционных групп ДОУ для детей старшего и подготовительного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Речевой материал праздника подобран таким образом, чтобы дети с разным уровнем речевого развития смогли реализовать свои речевые умения и навыки.

Весь материал представлен в игровой форме, характеризуется постоянной сменой деятельности детей, динамикой сюжета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ВОТ И ЛЕТО НАСТУПИЛО...»

Тип занятия: занятие-праздник.

Цель: использование детьми полученных речевых навыков в реализации коммуникативной программы.

Задачи:

  1. активизировать словарный запас по лексическим темам «Лето»,
    «Рыбы», «Луг», «Цветы», «Насекомые», «Дикие животные», «Лес»,
    «Ягоды»;
  2. образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
    суффиксами;
  3. подбирать слова-антонимы;
  4. закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  5. употреблять в речи сложные предлоги;
  6. использовать связные высказывания;
  7. развивать диалогическую речь, просодическую сторону речи;
  8. закреплять фонематический анализ и синтез, буквенный гнозис, навыки
    чтения;
  9. формировать правильное речевое дыхание;
  10. использовать логоритмику с элементами психогимнастики (эмоции,
    мимика), пантомиму (жесты), пластику (снятие мышечного тонуса);
  11. развивать высшие психические функции;
  12. закреплять пространственный гнозис;
  13. развивать общие моторные координации у детей.

Оборудование: макет-ребус по теме «Рыбы», буквы для кроссворда, разрезные предметные картинки-отгадки по теме « Дикие животные», цветы, атрибуты от костюмов диких животных, мяч, оснащение для оформления зала, костюмы для героев.

Предварительный просмотр:

Ход занятия /. Приветствие.

Вед. У. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем итоговом речевом празднике!

Вед. 2. Желаем вам получить удовольствие от общения с нами и нашими детьми. Хотелось бы, чтобы вы испытали на нашем празднике такие эмоции, как Радость!

Вед.1. Удивление!

Вед. 2. Гордость!

Вед. 1. Восхищение!

ПРИЯТНОГО ВАМ ПРОСМОТРА! (Вместе)

И. Основная часть.

Вед. 2. Пришла пора пригласить наших участников! (Входят дети)

Вед. 1. Снова год прошел не зря

Встретились мы вновь, друзья,

Как же все вы повзрослели!

Жили дружно? Не болели? Год назад мы все здесь были. Уговор наш не забыли? «Говорить всегда, везде: В саду, дома, во дворе. . . Нужно нам - красиво, внятно, Чтобы было всем понятно!»

Вед. 2. Целый год вы не ленились,

Четко говорить учились,

Много нового узнали:

И читали, и писали. . . А теперь пришла пора Отдохнуть нам, детвора! - Отправляемся в поход, Паровозик всех нас ждет!

Предварительный просмотр:

Слышишь? Он гудок дает. В лето нас с собой зовет!

(Музыка громче звучит)

Вед. 1. Мы прибыли к станции. А вот к какой, догадайтесь сами. «Что за станция такая? Речка, волнами играя, Все на месте не стоит, А бежит, бежит, бежит...»

  1. Станция возле речки, значит, какая это станция? (Речная}
  2. Нас веселый паровоз

К станции «Речной» привез!

Отгадайте, кто это на берегу возле реки?
«Летом с удочкой сидит,

Только солнце встанет! Он за поплавком следит -Рыбка не потянет?» (Рыбак) (Входит рыбак.)

Рыбак. Я - веселый рыбачок,

Ловлю рыбу на крючок. И сидеть мне целый день У реки совсем не лень.

А для вас, ребятки, в запасе
У меня есть ребусы-загадки.
Ребусы вы разгадайте!

И названия рыб узнайте! (Дети отгадывают ребусы и «вылавливают» магнитной удочкой картинки-отгадки.)

Рыбак. Молодцы, ребята! Все мои ребусы разгадали!

Богатый у меня сегодня улов!

С вами мне пора прощаться,..

И с уловом домой возвращаться. Вед. 1. - Рыбачок, оставайся с нами, вместе будем путешествовать.

Вед. 1. Снова ребята, пора

В паровозик собираться

В путь дорогу отправляться... (Звучит музыка)

Предварительный просмотр:

Вед, 1. Пахнет свежею травою,

И пестреет все вокруг,

Потому что перед нами

Зеленеет ярко... (Луг)

- Прибыли мы на станцию какую? (Луговую) Хозяйка луга моя добрая знакомая - цветочная фея. А вот и она.

(Входит Фея цветов.)

Фея цветов. Вас приветствую, друзья!

Фея цветов - это я!

Целый день над лугом летала

И нектар я с цветов собирала.

Стало скучно мне одной.

Где народ мой луговой?

Бабочки, скорее вылетайте!

И цветочки опыляйте!

Танец «Бабочек и цветов».

Фея цветов. - А сейчас мы отдохнем, игры дружно проведем!

Мячик буду я бросать,

Слово «наоборот» нужно подобрать.

(Проводится игра «Скажи наоборот» - перекидывая мяч друг другу, дети подбирают слова-антонимы к словам:

Большой - маленький высоко - низко расцветать - увядать

Крупный - мелкий далеко - близко открываться - закрываться

Широкий -узкий громко - тихо ползать - летать

Толстый - тонкий часто -редко огорчать -радовать

Темный - светлый медленно - быстро
Яркий - тусклый тяжело - легко.)

Фея цветов. Мячик снова я бросаю,

Слова обычные называю.

К кому мячик попадет,

Слово обычное «ласково» назовет.

(Проводится игра «Назови ласково» - перекидывая мяч друг другу, дети
образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных:
Трава-травка луг-лужок василек-василечек

муха-мушка жук-жучок цветок-цветочек

Предварительный просмотр:

стрекоза-стрекозка паук-паучок стебель- стебелечек

червяк-червячок лист-листочек

букашка-букашечка муравей-муравьишка

ромашка-ромашечка крыло-крылышко.)

Вед. 1. - Дорогая фея цветов! Мы приглашаем тебя с нами отправиться в

путешествие!

Вед. 1. - Поезд наш гудок дает

- Ой, куда же мы попали?
Ели, сосны до небес!
Полон сказок и чудес
Перед нами дети?...(77ес^

Какая это станция? (Лесная)

А в лесу хозяйка другая.
Это, ребята, фея лесная!
А вот и она.

(Входит Фея лесная.)

Фея лесная. Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть!

В летний лес я на прогулку

Предлагаю вам пойти,

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем!

Чтоб идти не скучно было,

Песню дружно заведем! (Идут змейкой, поют хороводную «По малину в лес пойдем...» - 2 куплета.

По малину в лес пойдем...

Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко По малину в лес пойдем, В лес пойдем, в лес пойдем,

Предварительный просмотр:

Плясовую заведем, Заведем, заведем. Солнышко на дворе, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка!

Останавливаются, поворачиваются в круг)

- Я - волшебница лесная,
Все в добро я превращаю...
Волшебство мое начинается

Дети в лесных зверей превращаются.

Покажем повадки и характер диких зверей. Двигаемся друг за другом по
кругу, слушаем слова:

  1. Пойдем мягко, как лисята. Ступаем легко, осторожно на носочках,
    хвостиком следы заметаем. Лицо спокойное, расслабленное.
  2. А теперь пойдем, как мишка-косолапый. Вразвалочку, неуклюже.
    Увидел малиновый куст мишка, остановился, удивился. Брови
    поднимайте, глаза широко открывайте, голосок включайте:
    «Аааааааааа!» И лапы от удивления в стороны развел. Обрадовался
    мишка, широко улыбнулся: «Эээээээээээээ!» Заметил мишка, что
    малина-то еще не поспела, огорчился: «Уууууууууууу!» Голосок
    понижаем. Не огорчайся, мишка, лето только началось, еще много
    разных ягод в лесу созреет.
  3. Ребята, поскачем, как заинька-трусишка. Продвигаемся вперед на 2-х
    ногах, боязливо оглядываемся по сторонам. Нет ли врагов злых рядом!
  4. А теперь, как серый волк-волчище. Продвигаемся вперед широкими
    скачками, но бесшумно, на носочках. Покажем все грозного волка,
    оскалим острые зубки.
  5. Остановились, сели на корточки, прижали голову к коленочкам.
    «Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся (Поднимаем голову, улыбаемся, радуемся

солнечному теплу).

Ежик встал и потянулся!

Медленно поднимаемся, руки тянем вверх, к солнышку. Руки опускаем и медленно снова поднимаем. Носом вдох глубокий делаем. Выдыхаем через

Предварительный просмотр:

рот. Губы «трубочкой» делаем. В лесу дышится глубоко, спокойно и легко! (Повторяем дыхательную гимнастику 5 раз)

- Ребята, присаживайтесь удобнее на лесной полянке. Лесные звери захотели
поиграть с вами в прятки.

Слушайте правила игры.

По частям тела зверюшек нужно узнать, кто, где прячется рассказать.
Например:

  1. За пеньком прячется лиса, потому что из-за пенька выглядывает лисий
    хвост.
  2. Под елкой прячется медведь, потому что из-под елки выглядывают
    медвежьи уши.
  3. За березой прячется волк, потому что из-за березки выглядывает волчья
    морда.
    (Повторить 2-3 раза)

Фея лесная, - Молодцы! Всех зверей отыскали, никого не забыли.

Мне пора уже проститься

И на луг свой возвратиться

Но прежде, чем я уйду, хочу познакомить вас, ребята, со своим старым

знакомым, сказочным гномом Оле-Лукойе.

Фея лесная уходит, выходит гном.

Гном. Рад нашей встрече, дорогие друзья! Много разных сказок знаю я. Но прежде чем в сказку дверь отворить, Должны мой кроссворд вы дружно решить.

Слушайте загадки и называйте слова-отгадки. Дети подготовительной
группы будут слова-отгадки из букв выкладывать, а остальные дети должны
отыскать картинку и выложить из ее частей «отгадку».

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет. (Коза)

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. В сказку добрую заглянуть. Тепла!

Вед. 1. Здоровья!

Все вместе: И хорошего настроения!

Вед. 2. Всем спасибо за внимание!

Вед. ]. Праздник окончен! До свидания!

(Дети уходят из зала.)


Программное содержание:

Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».

Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.

Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.

Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).

Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.

Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.

Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.

Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.

Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй всем я говорю

Даже соседской кошке

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся

Дети все мы умные

Умеем петь и рисовать

И обо всем рассказывать.

Воспитатель. — А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)

Что это? (Буквы)

Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

Дидактическая игра «Отметить звук символом»

Воспитатель. Прочитайте?

ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!

Из слогов состоят? (Слова)

Со слов, состоит? (Предложение)

Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)

Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.

«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом — и земля, и крыши домов, даже на деревьях — снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие … »

О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)

Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила. (холодная зима)

Выпал. (белый, пушистый снег)

Снег покрыл. (землю, деревья, дома)

Все деревья.(стоят голые)

Только. (елки, сосны стоят зеленые)

Перелетные птицы. (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)

Люди. (беспокоятся о них)

Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима. (любимое время года)

Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?

Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна — зеленого, лето — красного, осень — оранжевого.

Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ ».

В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).

Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.

Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)

Загадки для детей на тему Времена года

Писатель от центра «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

Писатель от центра «ВЕСНА»

Где весна приходит

Значит, к нам пришла…(весна)

Писатель от центра «ЛЕТО»

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).

Писатель от центра «ОСЕНЬ»

Юбочка ярко красочная

И оранжевые ленты

И темно-красное ожерелье

И желтые как воск сапожки

Это ….. по саду гуляет

В золотое пальто сад одевает (Осень)

Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!

Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их

Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.

Дидактическая игра «Времена годы»

Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.

Приглашаю синоптиков рассказать о погоде

Синоптик от центра «ЗИМА» — Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.

Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.

Синоптик от центра «ВЕСНА» — В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» — Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.

Синоптик от центра «ОСЕНЬ» — Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.

Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»

Пальчиковая разминка «Соберем листочки».

Будем листочки собирать

листочек каштана

(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)

Акации, кленовый, березовый, тополиный

Листочки мы возьмем

В букетик их соберем.

Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца

(Дети снимают листочки и называют)

Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.

(Эксперимент с бобами)

Исследователь от центра «ЗИМА»

Зимой жил в сумке на стене

На самом дне

Исследователь от центра «ВЕСНА»

Весной из чашки воду пил,

Белый побег он пустил,

В рыхлую землю упал —

Стебелек зеленым стал.

Исследователь от центра «ЛЕТО»

Летом пустил обильные цветки,

Связал тугие стручки.

Исследователь от центра «ОСЕНЬ»

Недаром его посадил —

Сто бобов он мне родил

Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?

Упражнение для пальчиков «Дикие животные»

Все дикие животных

Водятся в лесу

Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана

Все звери скрылись, вот чудеса!

Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.

Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.

Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.

Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.

Физминутка «Собираем грибы»

По грибы мы в лес ходили

Их в корзину положили

Полную корзину с верхом

Мы накрыли лопухом

Есть в нем сыроежка,

И опенок тонконожка,

И толстый Боровичок,

И загорелый Моховичек.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.

(Дети составляют коллажи)

Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.