Квадроцикл для дорог общего пользования. Квадроцикл и город: совместимы ли эти понятия? Есть ли специальные знаки

Можно ли ездить на квадроцикле по городу и что может потребовать автоинспектор. Впоследнее время на дорогах общего пользования все чаще можно встретить квадроциклы. Вместе стем, за ними все чаще гоняются сотрудники ГАИ. Итак, можно ли ездить на ATV по городу и какие для этого нужны документы?

Вообще, стоит признать, что квадроцикл – идеальный городской транспорт. Он более устойчив, чем мотоцикл, с ним проще при парковке на подъемах, у него автоматическая трансмиссия. В конце концов, водитель квадроцикла лучше защищен он дождя и грязи. Но учитывая, что техника ATV еще не очень распространена, да и законов в ее отношении четких нет, что водители, что инспекторы ГАИ часто сталкиваются с проблемами.

Никаких ограничений для этого нет. Но квадроцикл должен иметь полный комплект светового оборудования и зеркала. Если ATV этими необходимыми девайсами не оборудовано, у инспекторов ГАИ возникнут вопросы. Конечно, можно сколько угодно рыться в законодательстве и спорить. Но давайте скажем прямо: без поворотников и зеркал ездить по городу на квадроцикле опасно, как для вас, так и для других участников движения.

Однако, движение квадроциклам по автомагистралям запрещено. Да и вообще, где есть знак, что тракторам въезд запрещен, туда нельзя и на такой технике.

Нужен ли шлем?

Из официального ответа ГАИ следует, что шлем рекомендуется, но не обязателен. Но поскольку многие инспекторы не очень знают регламенты и законы, да и ради собственной безопасности, шлем все же лучше надевать. Больше того, скорее всего, требование ездить на квадроцикле в шлеме, рано или поздно введут в законодательство и пропишут в ПДД.

Где нельзя ездить на квадроцикле?

Ездить на квадроцикле нельзя по автомагистралям, а также в городе, где есть знаки «Автомобильная дорога» и «Движение тракторов запрещено».

Кроме того, запрещено кататься по тротуарам и в парках. Хотите хорошего бездорожья – езжайте в лес или за город.

Какие документы нужны для езды на квадроцикле?

Во-первых, нужно получить водительское удостоверение тракториста-машиниста. Во-вторых, квадроцикл нужно зарегистрировать в Гостехнадзоре и получить паспорт самоходной машины, а также номер. Обязательно пройти техосмотр, а затем оформить ОСАГО на квадроцикл. Словом, все необходимые документы, как на трактор.

Стоит ли ездить на квадроцикле по городу?

Несмотря на свои явные преимущества в качестве городского транспорта, квадроцикл имеет ряд недостатков для передвижения по городу. Во-первых, утилитарные машины не рассчитаны на длительное движение на высоких скоростях по твердым покрытиям. Стало быть, ATV (особенно китайский) будет чаще ломаться. Во-вторых, к такой технике автолюбители еще не привыкли, ее почему-то не замечают на дорогах, стараются подрезать и не пропустить. Поэтому с этой точки зрения, конечно, по городу ездить на квадроцикле не стоит. Но иногда, для того, чтобы добраться к месту покатушек, использовать ATV в городе вполне можно.

Квадроциклы, как внедорожный транспорт, набирали популярность в последние 5-7 лет. В различных дилерских центрах можно найти недорогие модели, которые идеально подходят для загородного катания. Однако каждый владелец такого агрегата или тот, кто только планирует покупку, наверняка задумывается о том, допускается ли в наше время на квадроцикле ездить по городу?

Вопрос стоит рассмотреть, потому что имея подобный транспорт, хочется знать его возможности и особенности эксплуатации. Благодаря этому можно избавить себя от всевозможных проблем с ГИБДД и другими органами власти.

Так разрешена ли езда на квадроцикле по городским улицам?

Да, строгих ограничений нет. Однако всё равно потребуется выполнить некоторые условия и учесть все выдвигаемые требования. После этого можно смело кататься по городу на своём мини-внедорожнике.

Многие называют квадроциклы чуть ли не идеальным видом транспорта для города. И он действительно обладает рядом неоспоримых достоинств. Сюда можно отнести некоторые из них:

  • Мобильность;
  • Высокая мощность и отличная проходимость;
  • Небольшой расход топлива;
  • Устойчивость во время движения;
  • Простота в эксплуатации.

Однако, конечно, большинство автомобилистов планирует ездить на собственном квадроцикле только в качестве своеобразного развлечения. Соответственно, эксплуатируется такой транспорт в основном только за городом.

Из-за того, что основная цель - это исключительно отдых и развлечение, далеко не все думают о том, что будут выезжать на дороги общего пользования. И именно от этого порой зависит дальнейшая судьба транспортного средства. В этом связи лучше сразу ответить для себя на эти вопросы, чтобы впоследствии выбирать агрегат максимально точно соответствующей предъявляемым требованиям.

Требования ГИБДД

На самом деле до сих законодительно не закреплены все положения о квадроцикле. Из-за этого часто возникают определённые сложности в трактовке законов, особенно когда дело доходит до движения по дорогам общего пользования. В основе всего лежит требование по обеспечению безопасности для всех участников на трассе, поэтому пока угрозы нет, запреты также не накладываются.

Если вы планируете ездить на своём внедорожном транспорте по дорогам всеобщего пользования, тогда необходимо учесть следующие требования:

  • Наличие полноценных фар, поворотников и зеркал заднего вида;
  • Общая масса не выше 400 кг;
  • Максимальная скорость выше 40 км/час.

Как уже было сказано, необходимо обеспечить безопасность, поэтому транспорт должен вписывать без проблем в общий автомобильный поток на городских трассах. Транспортное средство без поворотников и зеркал просто очень опасно как для самого водителя, так и для других автомобилистов.

Соответственно, когда дело доходит до покупки нового квадроцикла, следует внимательно изучить законодательство РФ и проанализировать требования. Если катание по дорогам общего пользования не стоит в планах, тогда вполне можно сэкономить и купить более простую модель без осветительной техники и чрезмерно мощного двигателя.

Документация

Немаловажный вопрос - оформление документов на эксплуатацию квадроциклов в городских условиях. При себе необходимо иметь несколько основных документов:

  • Страховой полис;
  • Технический осмотр;
  • Водительское удостоверение.

Езда по городу не разрешена тем, кто не прошёл обучение в специализированных автошколах, поэтому для начала стоит иметь при себе водительское удостоверение. С его помощью можно удастся уладить некоторые проблемы с сотрудниками ГИБДД.

Получение водительских прав и обучение езде

Если вы планируете ездить на своём агрегате по дорогам общего пользования, тогда вам потребуется получить специальные права водителя-тракториста. Впрочем, не стоит опасаться, потому что, как правило, получить новое удостоверение не так сложно, так как требования в целом достаточно стандартны.

  • Теория безопасной эксплуатации самоходных машин;
  • Теория ПДД;
  • Практика вождения по дорогам общего пользования.

В некоторых случаях для опытных автомобилистов процесс обучения заметно упрощается до практического экзамена. Инструкторы часто готовы пойти навстречу, не заставляя повторно проходить теорию.

Если вы приобрели новый агрегат, отвечающий всем требованиям с технической точки зрения (наличие фар, поворотников и зеркал), и если вас интересует езда по городу, тогда следует выполнить следующие требования:

  • Получить водительские права необходимого образца;
  • Зарегистрировать транспортное средство в Гостехнадзоре в соответствии со всеми требованиям;
  • Оформить паспорт мини-трактора (самоходной машины);
  • Пройти процедуру технического осмотра;
  • Получить страховой полис ОСАГО.

Стоит отметить, что в подобных вопросах следует ориентироваться на трактора, потому что квадроциклы традиционно относят именно к этой категории транспортных средств. Законодательство Российской Федерации в данных вопросах регулярно меняется и дорабатывается, поэтому принимаются новые поправки. Однако в целом ситуация далека от совершенств. Впрочем, это не говорит о том, что владельцы внедорожных квадроциклов будут испытывать значительные сложности в этом деле.

Особенности передвижения по городу

Квадроциклы - это достаточно специфический вид транспорта. Он больше подходит для езды по бездорожью и грунтовым трассам, нежели по городским дорогам общего пользования. Поэтому его редко выбирают для активной эксплуатации в городской черте. Тем не менее, время от времени возникает необходимость добраться до нужного места или просто перегнать самоходную машину в гараж.

Есть несколько недостатков и других особенностей, с которыми приходится считаться:

  1. Утилитарные машины и самоходные агрегаты в силу особенностей своей конструкции не предназначены для длительной езды по твёрдой ровной поверхности (асфальту).
  2. Особые требования к эксплуатации и ремонту, особенно при использовании в нестандартных ситуациях.
  3. Неоднозначное отношение других участников движения к квадроциклам.

Если говорить конкретно, то квадроциклы конструируются с учётом определённых требований, так что длительное движение на высокой скорости по городу зачастую приводит к серьёзным поломкам.

Кроме того, всем известно отношение основной категории автомобилистов к мотоциклистам, велосипедистам и водителям скутеров. Так что в такой ситуации вполне можно столкнуться с неприятными ситуациями, когда другие водители просто не уступают дорогу или не соблюдают некоторые правила дорожного движения.

Помимо этого никаких значительных ограничений нет, так что после приобретения нового внедорожного агрегата есть возможность вполне легко и быстро приспособить его для передвижения по городским улицам, оформив все необходимые документы.

Права на квадроцикл 2018-2019 годов должны быть в обязательном порядке оформлены владельцами названных транспортных средств. Чтобы избежать проблем при оформлении прав, гражданам рекомендуется изучить правила получения водительских удостоверений. Найти их можно в нашей статье.

Права на квадроцикл и снегоход

Что такое квадроцикл?

Прежде чем выяснить, нужны ли права на квадроцикл, следует ознакомиться с самим определением «квадроцикл».

Как указано в нормах ГОСТа Р 51815-2001, квадроциклом признается 4-колесное мототранспортное средство.

Максимальная скорость транспорта не должна быть ниже 25 км/ч. Показатель максимальной мощности транспортного средства не должен превышать 15 кВт.

Масса квадроцикла не должна превышать 400 кг (или 550 кг, если транспорт будет использоваться для перевозки грузов).

Права на квадроцикл являются обязательными для водителей этого вида мототранспортных средств.

Что такое снегоход?

Под снегоходом подразумевают механическое транспортное средство, которое обеспечивает беспрепятственное передвижение по снежной поверхности.

Законодатель обязывает каждое лицо, управляющее снегоходом, оформлять соответствующие права.

Штраф за отсутствие прав на квадроцикл или снегоход

Административная ответственность за езду на квадроцикле или снегоходе без соответствующего водительского удостоверения предусмотрена в ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Данная статья содержит в себе наказание в виде штрафа. Штрафная санкция взыскивается с нарушителя установленных правил в размере от 5 000 до 15 000 рублей.

Права какой категории нужны на управление квадроциклом?

Чтобы ответить на вопрос, какие права нужны для управления квадроциклом, необходимо обратиться к законодательству. Согласно ст. 4 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796, на квадроцикл нужны права категории «А».

Однако категория водительского удостоверения «А» включает в себя 4 подкатегории. Какая категория нужна на квадроцикл, установлено также в Постановлении № 796 (ст. 4). Квадроциклы и снегоходы входят в число внедорожных мототранспортных средств группы I, имеющих максимальную скорость до 50 км/ч.

Таким образом, для управления снегоходом или квадроциклом водителю потребуется оформить права тракториста-машиниста категории «А1».

Со скольких лет можно ездить на квадроцикле и как получить права?

Где получить водительское удостоверение?

Выяснив, какие права нужны на квадроцикл, водителю следует узнать об особенностях порядка их оформления.

Получить удостоверение можно в государственной инспекции гостехнадзора. Права выдаются, если кандидат успешно сдаст экзамены на право управления самоходными машинами.

Не знаете свои права?

Удостоверение водителя выдается территориальными отделениями гостехнадзора, расположенными по месту жительства гражданина.

Если сдать экзамен на получение водительского удостоверения тракториста-машиниста желает военнослужащий, то пройти испытания на права он может на территории дислокации воинской части.

Законодатель предусматривает исключительные случаи сдачи экзамена на права. Так, в отношении переселенцев, беженцев, а также граждан, находящихся в длительной командировке, и моряков разрешение о допуске к экзамену принимают главные инспекторы отделения гостехнадзора субъекта РФ.

Такие решения принимаются вне зарегистрированного места жительства или пребывания гражданина.

Требования к кандидатам на получение прав

К прохождению экзаменационных испытаний для получения удостоверения категории «АI» могут быть допущены только те лица, которые достигли 16-летнего возраста. Соответственно, и управлять квадроциклом можно не ранее чем с 16 лет.

Законодатель также требует от граждан, желающих получить права на снегоход или квадроцикл, прохождения медицинского освидетельствования.

По итогам осмотра в специализированном медицинском учреждении водитель получит справку установленного образца. Документ, оформленный медиками, должен содержать разрешение на допуск лица к управлению самоходными машинами.

Также претенденту на водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI» необходимо пройти теоретическую подготовку. Для получения прав на снегоход или квадроцикл допускается самостоятельная подготовка.

Кто может принимать экзамен на права?

Согласно требованиям, описанным в ст. 13 и 14 Постановления N 796, в качестве экзаменатора может выступать лицо:

  • находящееся в должности государственного инженера-инспектора гостехнадзора;
  • в возрасте не моложе 23 лет;
  • имеющее диплом о среднем или высшем специальном техническом образовании;
  • владеющее удостоверением тракториста-машиниста той категории, которую хотят получить кандидаты.

Документы для прохождения экзамена

Претендентам на получение удостоверения следует заранее подготовить следующие бумаги:

  • Паспорт (либо другой документ, удостоверяющий личность).
  • Медицинскую справку.
  • Документ об обучении.
  • Удостоверение тракториста-машиниста (если ранее выдавалось).
  • Фотографии форматом 3×4.

После рассмотрения указанных документов уполномоченные органы выносят решение о назначении:

  • места проведения экзаменационных испытаний;
  • даты экзамена;
  • времени сдачи экзамена.

Экзаменационные испытания

После заполнения индивидуальной карточки водитель переходит к сдаче экзамена.

Алгоритм прохождения экзамена на права категории «АI» предполагает:

  1. Тестирование по правилам безопасности использования самоходных машин.
  2. Проверку теоретических знаний кандидата об общих правилах дорожного движения.
  3. Практические испытания, проводимые на закрытой площадке и по специальному маршруту в городских условиях.

Лица, успешно прошедшие все этапы тестирования, получают водительское удостоверение под расписку. Документ действителен в течение 10 лет.

Подводя итог, отметим, что оформление прав является обязательным для всех лиц, желающих на законных основаниях ездить на квадроциклах и снегоходах. Получив необходимое водительское удостоверение в местных органах гостехнадзора, водитель может управлять мототранспортным средством, не опасаясь административных санкций со стороны сотрудников дорожной инспекции.

Квадро циклы, квадри циклы и трициклы. В чем различия?

Наверняка, вы уже знакомы с таким транспортным средством, как квадрОцикл ... Оказывается для его управления обычные водительские права не подходят. А о том, какие подходят, вы узнаете чуть Также поговорим о различных типах квадроциклов и даже упомянем о снегоходах.

Но начнем мы наш экскурс с новой категории транспортных средств «B1» - трициклы и квадрициклы. Эти названия, в отличие от «квадрОциклов», у нас пока еще не на слуху и встретить подобный транспорт на российских дорогах крайне сложно.

Вообще-то многие считают, что категория «В1» позволяет управлять авто с автоматической коробкой передач. Но нет, это совершенно новая, до недавнего времени неизвестная нам категория транспорта. Хотя, конечно, все относительно. Просто существующий ранее подобный транспорт относили к другим категориям.

Что такое квадрицикл и трицикл?

Квадри циклы - это четырехколесные мототранспортные средства, (трициклы - трехколесные), предназначенные для использования по дорогам общей сети и подлежащие в ГИБДД в общем порядке.

Примерами квадрицикла может служить советский автомобиль-мотоколяска СЗМ-С3Д «Инвалидка», (слева на рисунке). Кто-то из вас возможно помнит это «недоразумение» советской инженерной мысли со стрекочущим мотоциклетным двигателем.

Трициклы, (фото в центре), очень распространены в азиатских странах как грузо-пассажирский трехколесный мото-транспорт, (наш аналог - мотороллер «Муравей»).

А вот трехколесный мотоцикл увидеть можно разве что в крупных городах и то, если очень постараться. Просто подобные трициклы у нас водятся разве что у мото-эстетов или у рукастых кулибиных.

Кстати, большие квадрициклы довольно часто называют Шоссейным квадрОциклом, а на западе их сокращенно именуют GG-Quad, также Moto Quad, Quad Bikes и пр.

Любой из вас, при желании, может запросто обзавестись как минимум трициклом... Шквал восторженных и любопытных взглядов на дороге в ваш адрес обеспечен!


Пример имеющегося в свободной продаже трицикла - «Родстер Спайдер»

Бесспорно, современная трехколесная техника выглядит очень эффектно, но стоит это чудо... почти как полноценный автомобиль. Также, по признанию одного из владельцев, в отличии от двухколесных мотоциклов, стоять в пробках на таком аппарате придётся не реже, чем на автомобиле, при этом комфорта будет значительно меньше. Особенно в ненастную погоду.

Грубо говоря, квадрициклы - это либо трех- или четырехколесные мотоциклы, либо мини автомобили, на которые нужны такие же документы, как на машину или мотоцикл. При покупке к подобному транспорту прилагается Паспорт транспортного средства (ПТС).


Пример Паспорта транспортного средства (ПТС)

Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?

С 5 ноября 2013 года в водительских правах появилась новая категория «B1»* - трициклы и квадрициклы.

Это конечно все так, но есть некоторые важные нюансы в определении категории водительских прав, необходимых для управления подобным транспортом...
Попробуем разобраться.

В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?

При ненагруженной массе такого т.с. более 400 кг, водитель должен иметь при себе права с открытой подгатегорией «B1».

А владельцам легких трициклов и квадрициклов, (с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров) необходимо иметь права с категорией «М» ** либо обладать любой другой открытой категорией водительских прав.

__________
* - менее 550 кг при грузоперевозках.

Т.е. трициклы и квадрициклы, в зависимости от необходимых категорий прав на управление ими, условно можно разделить на:

"M" - легкие трициклы и квадрициклы (мопеды);
"А" - трициклы и квадрициклы, в том числе входящие в младшую категорию "А1"
"В1" - тяжелые трициклы и квадрициклы (более 400кг);

И стоило ли ради мизерного количества подобного транспорта «городить огород», и отделять его от остальных?

Вопрос спорный. Возможно, время трициклов и квадрициклов в нашей стране еще не настало... Поживем, увидим.


Пример концепта электо-трицикла «Toyota-i-ROAD»

Права на квадрОцикл и снегоход

Квадро циклы - это мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (мотовездеходы, снегоболотоходы), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для движения вне дорог общего пользования.

На некоторых квадроциклах руль и посадка водителя не отличается от автомобильной.

Основной документ квадроцикла - это Паспорт самоходной машины (ПСМ). Подобные паспорта также выдаются на трактора и на другую строительную технику, поэтому квадроцикл можно смело назвать минитрактором.


Пример Паспорта самоходной машины.

Регистрировать* квадроциклы, (как и мотовездеходы, снегоболотоходы и даже снегоходы), необходимо в органах Гостехнадзора и для управления ими необходимо иметь права тракториста.

Если точнее: удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории «А1» - внедорожные мототранспортные средства.

* - для регистрации «квадрОцикла», у собственника имеется не более 10-ти суток с момента его приобретения; (- либо до истечения срока действия рег. знаков «Транзит»). Эти сроки регистрации относятся к любым и определены они 1 пунктом «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации...» . Кстати, проходить техосмотр подобных транспортных средств также требуется.

Как получить права на квадроцикл (снегоход)?

Удостоверение тракториста-машиниста на категорию «А1» можно получить с 16 лет. Для допуска к экзамену вам необходимо получить медицинскую справку с допуском к управлению тракторами (самоходными машинами) и подготовиться к квалификационному экзамену, который проводят сотрудники органов Гостехнадзора.


Обновленный бланк Удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).

Экзамен на получение прав тракториста-машиниста состоит из теории и практики. Теория принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ, а практика проходит в два этапа на закрытой площадке (трактородроме).

На практическую часть экзамена можно попасть только после успешной сдачи теории. Сданный теоретический экзамен, действителен в течение 3 месяцев. Если этот срок пропущен, то перед допуском на практическую часть, необходимо будет еще раз успешно сдать теорию.

На первом практическом этапе необходимо выполнить упражнения:

  • начало движения с места на подъеме;
  • разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи;
  • постановка самоходной машины в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);
  • торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

Второй этап практического экзамена принимается на специальном маршруте в условиях реального функционирования самоходной машины.

Повторные экзамены назначаются не ранее чем через 7 дней. Но если 3-ри раза подряд не вы не сдаете практику, то при последующей (4-ой) попытке с вас потребуют документы о дополнительном обучении.


Пример квадроцикла, на который нужны права тракториста «А1»

Квадроцикл стал набирать популярность относительно недавно, хоть и появился давно. У многих возникают вопросы относительно этого вида транспорта — на них постараемся ответить.

Чем квадроцикл лучше мотоцикла или автомобиля?

Однозначно на этот вопрос нельзя ответить. Многое зависит от ваших предпочтений.

По сравнению квадроцикл выделяется следующими достоинствами:

Более высокая проходимость и удобность вождения.

Да, мотоцикл в некоторых местах проходит лучше, но факт на лицо — «квадр» в большинстве случаев выиграет своей устойчивостью и проходимостью в условиях бездорожья, дождя и снега. Но проигрывает в условиях густого леса, где не всегда можно протиснуться. Вдобавок нет необходимости «держать» равновесие, что в свою очередь снижает утомляемость в условиях многодневного путешествия.


Более высокая весовая загрузка.

Если в случае с мотоциклом неправильная загрузка вещами приведёт к дестабилизации равновесия в условиях бездорожья или повышенной скользкости, то на квадроцикле к этому загрузка не приведёт из-за своих четырёх «лап». Но соблюдать правило следует — если всё скинуть на один бог, то шанс опрокидывания выше при наклонной или бездорожной(с кучей ям и камней) поверхности.

При детальном выборе стоимость хорошего квадроцикла будет ниже популярных мотоциклов.

Более высокая «безопасная» скорость движения по бездорожью.

Почему в кавычках, спросите вы? При неопытности вождения высокая развиваемая скорость приведёт к опрокидыванию, а травмы от подобного будут более тяжёлыми, нежели в случае с мотоциклом. Но факт есть факт — на квадроцикле можно развивать более высокую скорость движения. Выше приведены очевидные достоинства, но как быть с автомобилем?

Более высокая проходимость.

Снова проходимость, но с пометкой «в большинстве случаев». Как правило — и мотоцикл, и квадроцикл не пройдёт глубокие ямы, реки и тому подобное. Но преимущество не теряется — на квадроцикле легче объезжать опасные места, проходить сквозь лес и так далее.

Ценовая категория.

Более менее хороший квадр стоит в разы дешевле, чем неплохой внедорожник(за исключением пары единиц).

Расход топлива.

Если в среднем автомобилю на сотню километров требуется 10-12 литров, то квадроциклу нужно около 5.