Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. Нестандартные занятия в доу Формы организации детей на нетрадиционных занятиях

Нетрадиционные формы организации обучения в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений используют наиболее эффективно:

Занятия по подгруппам (формируются с учетом возрастных особенностей детей),

Кружковая работа (ручной труд, изодеятельность).

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учетная задача увлекает замыслом игры. Такие занятия помогают высвободить время ребенку, которое он использует по своему усмотрению: отдыхает или занимается тем, что ему интересно и эмоционально значимо.

Педагоги используют в работе различные формы «занятий с увлечениями», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование и лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.

Такие формы работы с детьми, как занятие – беседа – наблюдение в практике широко применяются. Сказотерапевтические занятия пользуются успехом в среде педагогов ДОУ, так как именно эта форма – особая, взаимодействие «взрослый - ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.

Игры соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок-ребенок), аукционы, игры – сомнения, игры – путешествия, диалоги, игры «Разгадай тайну» и другие, игры – схемы, игры – викторины.

К нетрадиционным формам работы с детьми относятся: методы повышения познавательной активности (профессор Н.Н.Поддъяков, А.Н.Клюева), элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирование, вопросы и повторения, решение логических задач, экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (профессор С.А.Смирнов): игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, стихотворений и так далее, игры – драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к деятельности всех детей, развивает речь, способствует развитию умения работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и взрослыми.

Но не следует увлекаться проведением занятий в нетрадиционной форме, если им не найдено место среди обычных типов занятий. Если проверяются и обогащаются знания детей или изучается новый материал, то имеет место применить нетрадиционную форму. Педагог всегда должен думать искать, пробовать новые методы и приемы в своей работе, чтобы детям было интересно и увлекательно.

Разделы: Работа с дошкольниками

Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка.

Нетрадиционные формы организации обучения в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений используют наиболее эффективно:

  • занятия по подгруппам (формируются с учетом возрастных особенностей детей),
  • кружковая работа (ручной труд, изодеятельность).

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учетная задача увлекает замыслом игры. Такие занятия помогают высвободить время ребенку, которое он использует по своему усмотрению: отдыхает или занимается тем, что ему интересно и эмоционально значимо.

Педагоги используют в работе различные формы «занятий с увлечениями», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование и лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.

Такие формы работы с детьми, как занятие – беседа – наблюдение в практике широко применяются. Сказотерапевтические занятия пользуются успехом в среде педагогов ДОУ, так как именно эта форма – особая, взаимодействие «взрослый - ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.

Игры соревнования, КВН, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок-ребенок), аукционы, игры-сомнения, игры-путешествия, диалоги, игры «Разгадай тайну» и другие, игры-схемы, игры-викторины.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А.Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие-беседа и занятие-наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я.Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок. Не менее интересными могут быть урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.
Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Так каким же должен быть современное занятие? Как сделать его лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в дошкольной практике оказалась воспитательная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является НОД "Музыка".

Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий (15-30 минут), твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Занятие как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже более трехсот лет.

Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка. Конструируя современный урок, занятие, не следует упускать из виду того, что наш воспитанник - это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрознен ном виде, образной форме.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что урок-занятие представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает педагогам решать педагогические проблемы.

Однако занятие, в его обычном понимании, не является единственной формой организации образовательной работы в ДОУ.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин "нетрадиционный" получил довольно широкое распространение. Это "нетрадиционная медицина", "нетрадиционные подходы в экономике", "нетрадиционные политические взгляды" и др. Особое место в этом перечне мы отводим "нетрадиционным формам" организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный - это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут со ответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычное занятие, а необычность такого урока проявляется в форме построения и ведения НОД "Музыка", которая основана на творческом воображении ребят и фантазии музыкального руководителя.

Для многих педагогов рамки нашего традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда педагог стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого ребенка, опираясь на непроизвольное внимание, а самих воспитанников активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-экскурсии.

Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на занятии. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок. (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).

Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Особое место в учебном процессе занимают Образовательная область "Музыка". Занятие - основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок занятия, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на занятиях музыке: - интегрированные занятия: музыка - развитие речи, музыка - изо, музыка - труд, музыка - ритмика; а также: занятие - путешествие, занятие - экскурсия, КВН, занятие - игра, занятие - сказка, занятие - концерт.

Занятие- КВН - также используется на занятиях музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь все как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри - это родители. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие занятия доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие занятия просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными. нетрадиционный урок музыка

Занятие - концерт. Разновидность обобщающего занятия в конце года. Цель его наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры детей, достигнутый в течение учебного года.

Концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в зале ДОУ; при этом возможно связь с другими группами. Строить концерт можно следующим образом. Вначале педагог рассказывает родителям, воспитателям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово музыкального руководителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если педагог сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении дошкольников к занятиям музыкой в течение года. Затем педагог приглашает в зал детей, которые входят в зал под музыку.

На концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные дошкольниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, или на ДМИ, музыка, включающая музыкально - ритмические движения.

Завершается концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для концерта в целом. "Пусть дошкольники уйдут с удовлетворенные как с праздника музыки!"- подчеркивается в программе.

Не менее интересными могут быть урок- сказка, урок-путешествие, урок- экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему :

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников »

Воспитатель : Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы , как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию )

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения ) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается , консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению .

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме .

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Публикации по теме:

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников»

Воспитатель: Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

    Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

    КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

    Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

    Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

    Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

    Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

    Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

    Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

    Игры-путешествия.

    Сказки.

    Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

    Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

    Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

    Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод:

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.