Пдд знаки приоритета дорожного движения. Знаки приоритета дорожного движения Приоритетные знаки дорожного движения

Вторая группа дорожных знаков – это знаки приоритета. Пожалуй, самые важные . Просто знаки приоритета применяются для того, чтобы регламентировать очередность проезда транспортных средств на пересечениях проезжих частей (в том числе, и перекрестках), а также на узких участках дороги (например, в местах проведения дорожно-ремонтных работ).

Знаки приоритета определяют очередность проезда на пересечениях и узких участках дорог

Несоблюдение принципов очередности проезда – это, наверное, самая «популярная» причина ДТП. Именно поэтому мы постараемся максимально эффективно рассмотреть эту группу дорожных знаков. Тем более, что она не так объемна.

Одно существенное замечание. Как правило, все дорожные знаки (за исключением знаков приоритета) имеют какую-либо единую форму или цветовую гамму. И только знаки приоритета не похожи друг на друга.

«Главная дорога» (2.1)

Наиболее популярное место установки знака – въезд на перекресток, а зона его действия чаще всего распространяется на перекресток (или пересечение проезжих частей). И в этой связи знак «Главная дорога» указывает водителю на то, что он въезжает на перекресток, где будет пользоваться преимуществом при его проезде.

Только важно помнить, что на перекрестке есть (как минимум!) два главных «въезда». И разъезжаться два транспортных средства, обладающие приоритетом, должны по правилу «правой руки», то есть уступая помехе справа, или уступить дорогу трамваю как — см. рисунок выше.

Очень часто знак «Главная дорога» устанавливается совместно с одним из вариантов таблички «Направление главной дороги» (8.13). Это делается тогда, когда главная дорога на перекрестке меняет свое прямолинейное направление.

В этом случае правила проезда перекрестка не изменяются: приоритет имеют водители, выезжающие с главных направлений (соотнося очередность своего проезда с правилом «правом руки»).

Таким образом, знак «Главная дорога» указывает на преимущественное право проезда нерегулируемого перекрестка.

«Конец главной дороги» (2.2)

Название знака отвечает само за себя: он устанавливается перед перекрестком и указывает водителю на то, что он больше не будет обладать преимуществом, которым пользовался ранее — при проезде предшествующих перекрестков.

Если знак «Конец главной дороги» применяется автономно (не сочетаясь с другими знаками приоритета), то водитель должен расценивать грядущий перекресток в качестве равнозначного. При его проезде он обязан применять правило «правой руки» (уступить дорогу помехе справа).

Однако чаще всего указанный знак выставляется совместно со знаками «Уступите дорогу» (2.4) или «Движение без остановки запрещено» (2.5). В этом случае водитель должен расценивать перекресток в качестве неравнозначного, на котором он уже не обладает преимуществом, ибо въезжает на него с второстепенного направления.

Правила разрешают размещать этот знак, предварительно (на некотором расстоянии до перекрестка), а также повторно – непосредственно перед перекрестком.

«Пересечение с второстепенной дорогой» (2.3.1)

«Примыкание второстепенной дороги» (2.3.2 — 2.3.7)

Большое семейство «родственных» знаков, которые устанавливают, как правило, вне населенного пункта. Все эти знаки указывают водителю на то, что на перекрестке они будут двигаться по «жирной полосе», то есть пользоваться преимуществом перед водителями, двигающимися по пересекаемой (или примыкаемой) дороге.

Треугольная форма знаков с красной каймой делает их очень похожими на предупреждающие знаки. Это сходство не случайно: правила установки и одних, и других знаков совпадают – за 150-300 метров до соответствующего перекрестка вне населенного пункта и за 50-100 метров в населенном пункте.

«Уступите дорогу» (2.4)

Указанный знак, в отличие от предшествующих знаков приоритета, указывает водителю на то, что на данном перекрестке он должен будет предоставить преимущество водителям, которые двигаются по главной дороге.

В том случае если на перекрестке главная дорога меняет свое направление, знак «Уступите дорогу» устанавливается совместно с табличкой «Направление главной дороги» (8.13).

Знак может устанавливаться и перед выездами на главную дорогу с прилегающих территорий. Это делается в том случае, когда водители не будут иметь возможности однозначно определить приоритетность при проезде таких пересечений.

«Движение без остановки запрещено» (2.5)

Это единственный знак восьмиугольной формы. Оригинальная форма и цветовое решение не позволят спутать его с каким-либо другим знаком.

Видео — знаки приоритета дорожного движения с комментариями:

Знак предписывает водителю следующие действия: уступить дорогу водителям, которые двигаются по главной дороге и совершить обязательную кратковременную остановку. И даже если на главной дороге нет транспортных средств, которым надо предоставить преимущество, — все равно: совершение кратковременной остановки является обязанностью водителя.

Таким образом, принцип действие знака «Движение без остановки запрещено» аналогичен знаку «Уступите дорогу». Но интересующий нас знак имеет дополнительное требование – обязательная кратковременная остановка.

Указанный знак применяется в двух основных случаях:

1) перед пересечениями (перекрестками), на которых не обеспечивается достаточная видимость транспортных средств, приближающихся к пересечению по главной дороге;

2) перед нерегулируемыми железнодорожными переездами (без светофора, шлагбаума и дежурного).

Требование знака об обязательном прекращении движения на таких участках позволит водителю адекватно оценить ситуацию и предпринять необходимые меры безопасности.

Принципиален вопрос о месте остановки водителя, двигающегося под данный знак.

Перед перекрестком останавливаться следует так:

1) перед стоп-линией;

2) при ее отсутствии – перед краем пересекаемой проезжей части.

Перед железнодорожным переездом правило остановки несколько иное:

1) так же перед стоп-линией;

2) при ее отсутствии – перед знаком.

Таким образом, знак «Движение без остановки запрещено», установленный перед пересечением, требует не только уступить дорогу, но и совершить кратковременную остановку (независимо от наличия и ли отсутствия транспортного средства, двигающегося по главной дороге).

«Преимущество встречного движения» (2.6)

«Преимущество перед встречным движением» (2.7)

Это «родственные» знаки с прямо противоположными принципами действия: первый обязывает уступить дорогу, а второй, напротив, извещает о преимущественном праве в движении.

Видео урок — знаки приоритета дорожного движения:

Возникает закономерный вопрос: «А для чего создавать еще одну пару знаков, говорящих о приоритете движения?». Дело в том, что указанная пара знаков никогда не выставляется на перекрестках и иных пересечениях. Они созданы специально для узких участков дороги, где затруднен встречный разъезд транспортных средств.

Первый знак — «Преимущество встречного движения» — по форме очень похож на запрещающие знаки. Это является лишним свидетельством того, что водитель, двигаясь под этот знак, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам.

Второй знак — «Преимущество перед встречным движением» — напоминает информационные знаки и, судя по названию, предоставляет водителю преимущество при проезде узкого участка дороги.

Двигаясь под этот знак, водитель имеет право проехать первым.

Подведем общий итог

Знаки приоритета – это очень важное средство регулирования дорожного движения. Они определяют очередность проезда пересечений и узких участков дороги.

И еще один важный и существенный момент: действие знаков приоритета отменяется и светофора.

Знаки приоритета движения разработаны для того, чтобы автомобилисты максимально безопасно проезжали суженые участки автомагистралей, опасные места автотрасс и перекрестки.

Главная дорога (ГД) – ключевые указатели приоритета

В ПДД последней редакции предусматривается наличие 13 таких дорожных знаков. Два важнейших из них – 2.1 и 2.2 определяют начало и завершение ГД (главной дороги). На большинстве перекрестков транспортных артерий городов стоит указатель 2.1. Он дает преимущество движения любому автомобилисту, едущему по основной трассе к перекрестку.

В населенных пунктах знаки приоритета ставятся перед каждым пересечением дорог.

ПДД дают возможность монтажа таких знаков и вне поселений, ведь за городом безопасность движения не менее важна. За городом описываемый указатель приоритета ставят:

  • в начале въезда на ГД;
  • на участках поворота ГД (изменения направления);
  • перед тяжелыми для дорожного движения перекрестками;
  • в конце ГД.

ПДД требует, чтобы перед сложными перекрестками указатель 2.1 ставился за 150–300 метров. Это позволяет участникам дорожного движения заранее подготовиться к повороту. Когда ГД меняет направление на каком-либо из перекрестков, под знаком монтируется таблица «Направление ГД» (8.13). Она показывает, куда поворачивает главная дорога после пересечения магистралей.

О том, что ГД окончилась, сигнализирует указатель 2.2 ПДД. Под ним иногда размещается и предупреждение – «Уступите дорогу» (2.4), если завершение главной трассы приходится на место перед перекрестком, где другие водители располагают правом первоочередного движения.

К таковым ПДД относят семь дорожных указателей:

  • «Пересечение с второстепенной по важности трассой»;
  • «Примыкание справа к второстепенной трассе» – три указателя;
  • «Примыкание слева» – также три указателя.

Это – знаки приоритета дорожного перемещения, хотя по форме они являются предупреждающими. Они определяют очередность пересечения перекрестков и указывают водителям на особенности сложных мест, где сходится несколько дорог (конфигурация перекрестков), а также обращают внимание водителей на потенциально небезопасные участки дорожного движения.

В городах такие дорожные знаки ставят за 80–100 м от сложных перекрестков, за городом – за 150–300 м. Они очень важны для водителей, так как предупреждают о местах, где их может подстерегать опасность попасть в аварию.

Другие указатели приоритета движения

В ПДД есть еще четыре указателя, относящихся к этой группе:

  • 2.4 – требует пропустить другой транспорт;
  • 2.5 – исключает возможность безостановочного движения перед проблемным местом на дороге;
  • 2.6 – обуславливает приоритет встречного движения;
  • 2.7 – говорит о преимуществе перед движением по встречной полосе.

Указатель 2.4 говорит человеку за рулем уступить трассу автомобилям, которые едут по пересекаемой дороге. Если же под ним имеется таблица 8.13, преимуществом проезда обладают машины, едущие по ГД.

Вне городов знак 2.4 ставят за 150–300 м до пересечения автотрасс (при этом он снабжается добавочной табличкой, на которой указано точное расстояние до опасного места), затем – перед сложной развязкой на дороге.

Когда видимость автомобилей, едущих к перекрестку по пересекаемой трассе, мала, вместо знака «Уступите дорогу» ставится (2.5). Данный знак по ПДД вынуждает водителя остановиться перед пересечением дорог и одновременно напоминает ему, что он движется по второстепенной трассе. Дальнейшее движение допускается только после того, как автомобилист полностью оценит ситуацию на дороге. Указатель 2.5 монтируется еще и перед . Участникам дорожного движения необходимо останавливаться прямо перед ним.

Перед узкими участками трасс ставят знаки 2.6 и 2.7. Первый из них запрещающий по форме и приоритетный по назначению. Важно понимать – он требует, чтобы вы уступили трассу другой машине на проблемном участке дорожного движения. То есть, если вы уверены, что не создадите аварийной ситуации, останавливаться перед таким указателем необязательно.

ПДД описывают два вида знака 2.6:

  • на желтом фоне – временный указатель; предупреждает о дорожных работах, вызывающих сужение проезжей части;
  • на белом фоне – постоянный указатель.

Знак под номером 2.7 относится к категории приоритетных, будучи информационным по своей форме. Данный указатель дает преимущество транспортным средствам в вопросе проезда опасной дорожной зоны (например, моста).

Обязательно запомните знаки приоритета. Они помогут вам избежать многих опасных ситуаций на автодорогах.

По данной теме.

Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Это самая малочисленная группа знаков, и запомнить их легко. Изучив знаки приоритета, у вас никогда не возникнет вопросов кто первым должен проезжать перекресток или узкую часть дороги, а кто должен уступить дорогу.

2.1 "". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. Как правило, данный знак применяется в населенных пунктах, в случае его установки вне населенного пункта, на проезжей части такой дороги запрещена стоянка.

2.2 "". Данный знак устанавливается в конце дороги, которая несколько перекрестков подряд до этого была главной. Знак 2.2 сам по себе не обязывает водителя уступать дорогу.

2.3.1 "".

2.3.2 - 2.3.7 "". Примыкание справа - 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, слева - 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7.

Знаки 2.3.1-2.3.7 обычно устанавливаются вне населенных пунктов и только на главной дороге (об этом сигнализирует жирная линия на самом знаке). Данные знаки похожи на предупреждающие знаки и могут устанавливаться за 150-300 м до перекрестка. Увидев такой знак, водитель должен понимать, что он находится на главной дороге. Знаки 2.3.2-2.3.3 устанавливаются в том случае, если угол между осями главной и второстепенной дороги составляет 60-90°; если угол менее 60° - устанавливаются знаки 2.3.4-2.3.7.

2.4 "". Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной. Водитель может проезжать данный знак без остановки, если он не создает помех другим участникам дорожного движения. Данный знак обычно устанавливается непосредственно перед перекрестком, но, в некоторых случаях вне населенного пункта знак может устанавливаться с табличкой 8.1.1 "Расстояние до объекта", информируя водителя, что впереди перекресток, на котором установлен знак 2.5.

2.5 "". Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 "Направление главной дороги" - по главной дороге.

Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии - перед знаком.

В отличие от знака 2.4 "Уступите дорогу", знак 2.5 "Движение без остановки запрещено" требует от водителя обязательной остановки транспортного средства в любом случае, даже если он не создает никому помех. Знаки 2,4 и 2.5 не действуют на регулируемом перекрестке, если им управляет регулировщик, либо светофор в режиме зеленый-желтый-красный.

2.6 "". Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.

2.7 "". Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам.

Знаки 2.6 и 2.7 устанавливаются в паре - один из знаков с одной стороны узкого участка дороги, другой - с другого. Водитель, увидев знак 2.6 "Преимущество встречного движения", должен уступить дорогу встречному транспорту только в том случае, если разъезд затруднен. В случае, если встречный разъезд не вызывает трудностей, можно двигаться без остановки.

Запомнить у кого преимущество достаточно просто по красной стрелке на знаке, символизирующей запрет. Если красная стрелка на знаке направлена от вас (снизу-вверх), преимущество у встречного транспорта; если красная стрелка направлена к вам (сверху-вниз) - преимущество у вас.

Это самая малочисленная группа знаков, их всего-то 13 штук.

И назначение этих знаков простое и ясное – установить понятную всем водителям очерёдность проезда.

1. Знаки, устанавливающие очерёдность проезда перекрёстков.

Знак 2.1 – Главная дорога.

На перекрёстках неравнозначных дорог знаки приоритета будут стоять со всех сторон!

В данном случае пересекаемая дорога – второстепенная (перед водителями легковых автомобилей знаки «Уступите дорогу»).

Мы с автобусом – на главной дороге и, значит, имеем право на первоочередное движение.

В населённых пунктах такая картина будет наблюдаться на всех перекрёстках на всём протяжении главной дороги.

Вне населённых пунктов перекрёстки из-за рельефа местности не всегда могут быть своевременно замечены водителями. А ведь перекрёсток – это потенциальная опасность, и об опасности надо предупреждать, причём, предупреждать заранее.

Но предупреждать – это же функция предупреждающих знаков. Правила уже приучили водителейОб опасности предупреждаем знаками треугольной формы!

Поэтому, чтобы не сбивать с толку водителей, Правила не стали ничего изобретать и ввели в обращение следующие семь знаков треугольной формы.

По форме эти знаки предупреждающие, но по назначению – знаки приоритета. Введение таких «гибридов» позволило решить одновременно три важнейшие задачи по обеспечению безопасности движения:

1) благодаря форме – предупредить водителей о возможной опасности;

2) благодаря символам – сообщить водителям конфигурацию перекрёстка;

3) благодаря назначению – установить очерёдность проезда через перекрёсток.

На дорогах вне населённых пунктов эти знаки устанавливаются за 150 – 300 метров до перекрёстка, и в данном случае там, на перекрёстке, наша дорога – главная! А символ на знаке показывает, с какой стороны ждать опасность.

Отметим, что ГОСТ допускает установку этих знаков и в населённых пунктах. В этом случае они будут установлены за 50 – 100 метров до перекрёстка.

Знак 2.2 – Конец главной дороги.

Знак 2.2 «Конец главной дороги» устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной.

Если главная дорога оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, тогда на одной опоре вместе со знаком 2.2 будет установлен и знак 2.4 «Уступите дорогу».

А вот сейчас – это перекрёсток равнозначных дорог.

Знак 2.4 – Уступите дорогу.

Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, …

…а при наличии таблички 8.13 – транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Вне населённых пунктов знак 2.4 «Уступите дорогу» устанавливают дважды.

Безусловно, знак 2.4 будет стоять непосредственно перед перекрестком.

Но сначала (на расстоянии 150 – 300 метров до перекрестка) будет стоять предварительный знак с дополнительной табличкой, информирующей водителей о том, сколько точно осталось до пресечения с главной дорогой.

Знак 2.5 – Движение без остановки запрещено.

Знак 2.5 устанавливают вместо знака 2.4, если не обеспечена видимость транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге.

На рисунке как раз такой случай – справа пересекаемую дорогу не видно из-за густой растительности.

Вместе с таким знаком на проезжей части наносят стоп-линию, показывающую, где надо останавливаться.

Но даже если стоп-линии нет, останавливаться нужно именно у края пересекаемой проезжей части.

Так требуют Правила и это логично – только отсюда пересекаемая дорога хорошо просматривается в обоих направлениях.

Продолжить движение можно только после того, как водитель оценит ситуацию на пересекаемой дороге!

На дорогах вне населённого пункта водителей обязательно предупредят о приближении к знаку 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Делается это с помощью специальной таблички с английским словом “STOP”, скомбинированной с предваряющим знаком 2.4 «Уступите дорогу»

У знака 2.5 есть ещё одно применение. Его могут установить перед железнодорожным переездом.

В этом случае при отсутствии стоп-линии стоять нужно у знака.

Осталось только поговорить ещё о двух знаках.

Они тоже относятся к знакам приоритета и тоже устанавливают очерёдность проезда,

но не перекрестков, а узких участков дорог .

Эти два знака тоже гибриды. Знак 2.6 только по назначению знак приоритета, а по форме – самый настоящий запрещающий.

Только имейте в виду, знак 2.6 не запрещает движение, он обязывает уступить дорогу встречному транспорту. А уступить дорогу, как вы знаете, не обязательно остановиться.

Если глазомер подсказывает, что на мосту вы без проблем разъедетесь с встречным, можете продолжать движение.

Тут главное, чтобы глазомер не подвёл!

Знак 2.7 по форме – информационный, но по назначению – это тоже знак приоритета. Он предоставляет водителям, въезжающим на этот мост преимущественное право проезда.

Обратите внимание – с той стороны спиной к нам стоит круглый знак. Не может быть никаких сомнений – это знак 2.6.

Знаки приоритета – немаловажная часть ПДД. По ним водители ориентируются на сложных местах: ремонтируемые участки, различные пересечения, перекрестки и сужения. Кто едет первым, а кто ждет – все это регламентирует указанная группа знаков. Рассмотрим подробнее знаки приоритета дорожного движения картинки с пояснениями.

2.1 Знак «Главная дорога»

На тех перекрестках, где нет светофоров, регулирует, какая из частей перекрестка – главная дорога. Передвигающийся по ней транспорт едет первым. За пределами населенных пунктов (сел, городов и др.) запрещается стоянка в радиусе действия «Главной дороги».

Радиус охватывает перекресток полностью, сколько бы он не вмещал пересечений, и иногда заканчивается на знаке 2.2 (см. ниже).

Для повышения информативности дополняется знаком 8.13. На нем главная отмечена черной толстой линией, указывающей траекторию движения по ней.

Устанавливается на перекрестках:

  • сразу при въезде;
  • за ним; тогда он действует на кусок пути, включая ближайший перекресток.

2.2 Знак «Конец главной дороги»

Сообщает, что нужно пропустить транспорт на ближайшем пересечении дорог, поскольку водитель едет уже по второстепенной.

Иногда дополняется 2.4 – «Уступи дорогу». Означает: необходимо беспрепятственно пропустить транспорт, едущий по главному направлению. И только потом ехать дальше, и совершать маневры.

Когда такого дополнения не наблюдается, дороги перекрестка равноправны. Пропускается автомобиль (или другой участник движения), едущий по правую руку.

Размещается около пересечения дорог.

Знаки приоритета с 2.3.1 по 2.3.7

Они работают по одинаковым правилам размещения, радиусу действия и ограничениям. Отличаются только углом, образуемым второстепенным и главным направлениями:

2.3.2, 2.3.4 и 2.3.6 – правостороннее примыкание второстепенного пути;

2.3.3, 2.3.5 и 2.3.7 – такое же, но левостороннее;

знак 2.3.1 – они пересекаются.

Их ставят, не доезжая перекрестка:

  • за 50–100 метров в пределах населенного (поселок и т.п.) пункта;
  • в иных вариантах – в 150–300 метров.

Знаки рассмотренной группы ставят, когда пересечение или примыкание плохо видно тем, кто находится за рулем, из-за рельефных особенностей местности.

2.4 Знак «Уступите дорогу»

Подразумевает, что участнику движения предписывается притормозить и пропустить транспорт, едущий по главной дороге, и не создавать ему помех.

Указанный знак дополняется еще несколькими:

  • знак 2.2 – окончание главной.
  • знак 8.13 – поясняет траекторию главной дороги.
  • знак 8.1.1 – информирует о дистанции до перекрестка, где водителю будет нужно уступить путь. Тогда дополняющий знак (2.4) будет стоять прямо при выезде на перекресток.
  • знак 8.1.2 – также сообщает о дистанции до перекрестка, но с припиской, что ехать через перекресток, не прекратив движение и не осмотревшись, запрещается. В таком случае участник движения увидит второй знак – 2.5, призывающий к остановке.

Знак 2.4 ставят как основной перед перекрестком, или ранее него – как дублирующий.

2.5 Знак «Движение без остановки запрещено»

Восьмигранный, отличающийся формой от всех прочих знаков. Уведомляет водителя о требовании прекращения движения возле STOP-линии, а в тех случаях, когда она не предусмотрена – перед пересечением. Если при этом встретился ж/д переезд, не снабженный шлагбаумом, а линии нет, нужно приостановиться возле знака.

Размещается:

  • около самого перекрестка;
  • возле переезда ж/д путей.

Знаки 2.6 и 2.7

2.6 временный 2.6

Указывают на наличие тесного места, где нужно разъехаться транспортным средствам, едущим друг другу навстречу.

знак 2.6 «Преимущество встречного движения» говорит пропустить встречный транспорт;

знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением» позволяет въехать на тесный промежуток первым.

Устанавливаются при заезде на мосты малой ширины, в ситуациях ремонта автодороги и на других сужениях (в т. ч. на горном серпантине).

  1. Трамвай в большинстве случаев нужно пропустить, даже если его рельсы — второстепенная дорога, и он выезжает на главную.
  2. Знаки приоритета перестают действовать, когда есть работающий светофор, или если движением управляет регулировщик.

Соблюдение знаков приоритета – залог предотвращения аварийных ситуаций.

Видео: ПДД Знаки приоритета дорожного движения с пояснениями