Сценарий праздника "хлеб-всему голова" в начальной школе. Праздник для начальной школы "Хлеб - наше богатство!". Сценарий Всемирный день хлеба сценарии мероприятий для школьников

Тема: «Чудо земли – хлеб!»

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб - всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».
« Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка». Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.
Под звуки песни « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах.

(на экране демонстрируется увеличенный плакат на тему « Как пришел к тебе хлеб».)

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать праздник с чтения стихотворения: Есть пословица в народе

« Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

После вступительного слова звучит песня « Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.

Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».

1 ученик:

Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь в дали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.

2 ученик:

Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.

3 ученик :

На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.


Ведущий:

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.


4 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова:

Все дети :

Хлеб – всей жизни голова!


Ведущий:

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденныйкусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов мукипервого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
(колоски раздаются детям).


5 ученик :

Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы – золотые зернышки,
Живем лучистым светом,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Отдельно каждый - зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной.

6 ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

7 ученик:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

8 ученик :

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день – денской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год

Хлеб на блюде подает,

9 ученик :

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

10 ученик:

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.

Все вместе :

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!

Рассказ учителя:

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол.
- Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

11 ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

А какие пословицы знаете вы?

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»)

12 ученик :

Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышко, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель .

День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

1 ученик :

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик :

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик .

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

Учитель :

Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

5 ученик :

Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
Ешь его, расти и помни:
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

(во время выступления на экране демонстрируются кадры, посвященные весеннему севу, уборке урожая в ООО «Буланихинское», экскурсии на механизированный ток, на пекарню)

6 ученик :

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторыПесню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

7 ученик :

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.

8 ученик :

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Учитель .

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

А также помни:

Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.

Учитель.

Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.
Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а сколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. « Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. « Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем »,- сказал я. «Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Где можно взять хлеб, прежде чем его положить его на стол? Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. Ребята, а что делают на току?

Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

Учитель:

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни
человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из
Муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

9 ученик :

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

10 ученик :

Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике, а также приглашает всех гостей к столу).

Предварительный просмотр:

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Сценарий праздника

«Хлеб - всему голова»

во 2-б классе

учителя Прусаченковой Н. А.

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу

Задачи:

1. углублять знания учащихся о хлебе;

2. воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

3. воспитывать бережное отношение к хлебу

Оформление класса: на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г

Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

  1. Вступительная часть

Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?”

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

Сколько стоит мой самородок?

1000 руб. - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.

Мальчик: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и с почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка: Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль и рук!

Передают хлеб-соль учителю.

Учитель: Вот он - хлебушко душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел…

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Хором: Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе!

Учитель ставит каравай хлеба на стол.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

  1. Выступление детей
  1. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

  1. Весна звенит ручьями

Стрекочет как будильник,

И зиму выключает,

Как будто холодильник.

Запели дружным хором

Под яркими лучами

Басистые моторы

Со звонкими плугами.

  1. И вот под снегом талым

Распахнуты поля -

Платком пуховым стала

Широкая земля.

И вслед за тракторами

Старается весна,

Чтоб стали колосками

Ржаные семена.

Девочка.

Мы золотые зёрнышки
Живём лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.

Дети исполняют песню «Расти, колосок»

(текст песни в книге В. А. Георгиевского, Л. И. Шитиковой

«Проведение праздников в начальной школе», 1983 год, стр. 67).

  1. Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка.

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб нажнет и в тот же миг

Обмолотит и провеет

И нагрузит в грузовик.

  1. Повернется руль проворный

Под уверенной рукой.

И опять польются зерна

Золотой живой рекой.

  1. Не ищите в этом тайны,

Ни при чем здесь волшебство -

Просто взял штурвал комбайна

Мастер дела своего.

  1. Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

  1. В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло. Удобно.

Сможет он как будто дома

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

  1. Едет хлеб на мельницу,

Мельницу - чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

  1. Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический -

Уж сюда наверняка

Помещается мука!

11.И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,

Богатырь - муковоз

На завод муку повез.

12.От завода - автомата

Льется теплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак.

Все, что хочешь испечет

Этот сказочный завод.

13.Все быстрее, все резвее

Появляются буханки.

Этот сказочный конвейер

Лучше всякой самобранки.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит.

Учитель: Мне до земли

Поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд - его имя.

Мир - его отчество,-

И для народа он самый родной!

Дети исполняют песню «Зернышко»

Тема «Хлеб и война» (звучит тихая военная музыка)

14.Даже не верится, что когда-то

На поле, сожжённом огнём батарей,

Перед атакой герои- солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

15. Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Учитель:

С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов - дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.

16. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.

Учитель: Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало,

Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зерен лежит в пашнях.

Вот собрать бы их вместе - да в кучу!

Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали.

Снова вышли бы в бой под бомбежку!

Да, жалеть надо хлебную крошку!

Ведущий.

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети).

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).

Ведущий.

«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Ученик.

Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

  1. Даже не верится, что на свете

В какой-нибудь очень далекой стране

С черствой лепешкой голодные дети

Порою встречаются только во сне.

  1. Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной грязи.

  1. И если примечу кусок в небрежье,

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Поднять и спасти это чудо земли!

  1. Если каждый ученик нашей школы за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по школе это составит 32,5 кг или 36 буханок в день!

(показывает кусочек хлеба в 50 г и передает другому)

  1. Хлеб - драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

(передает хлеб следующему ученику)

  1. Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

(передает хлеб другому ученику)

  1. «Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Хором: Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!»

  1. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила зернышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок!

  1. Скажи мне,
    Как правильней землю назвать:
    Земля дорогая?
    Земля золотая?
    Нет, лучше, наверно,
    Сказать ей:
    «Родная! Земля наша милая,
    Добрая мать!

Коллективное исполнение учащимися песни «Моя Россия»

4. Игра «Доскажи пословицу»

Плох обед, … (когда хлеба нет)

Покуда есть хлеб и вода, … (все не беда)

Земля кормит людей, … (как мать детей)

Без хлеба - …. (нет обеда)

Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)

Каравай хлеба не …. (свалится с неба)

Не надо хвалиться, если не знаешь, как …. (хлеб родится)

Не ленись с плужком - будешь с …. (пирожком)

Работай до поту, так поешь …. (в охоту)

У народа есть слова: «Хлеб - всей жизни … (голова).

5. Инсценировка по сказке Г.-Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб»

(см. книгу «Сценарии тематических праздников» Е. А. Мухиной, Москва, 2005г., с. 14)

Ведущий1 : Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

Ведущий2 :

Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

Ведущий1 :

Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

Ведущий 2 :

Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

Ведущий1 :

И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

Ведущий2 :

И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Ведущий1 :

Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Ведущий2 :

Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

Ведущий1 :

«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

Ведущий2 :

Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

Ведущий1 :

Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.

6. Заключительная часть (выходят 3 ученика)

Хором: Помните! Хлеб - не просто еда!

  1. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

  1. Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

  1. В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

ты человеком быть перестал!».

7. Чаепитие с хлебобулочными изделиями, приготовленными родителями

Песня «Солнышко-зернышко»


1.

Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.

Все дождинки сброшены с неба - это просто вода,
Серые горошины, капли проливного дождя.

Припев:
Ливнями весенними
Только на мгновение
Небо рассыпается,
Снова улыбается
Солнышко лучистое в небе золотистым огнем.

А весна-проказница на опушке леса опять
За березкой прячется и не хочет лето встречать.

Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.

Кристина Полозова
Сценарий мероприятия «Хлеб - всему голова»

Сценарий праздника «Хлеб - всему голова » для детей старшего дошкольного возраста

Цели : Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к труду; добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба ;- учить детей беречь хлеб .

Оформление : Осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка рисунков на осеннюю тематику.

Предварительная работа : Слушание русских народных песен, разучивание народных игр, пословиц, поговорок, разучивание стихов, плясок, песен.

Звучит русская музыка. Входят дети, одетые в русские народные костюмы.

Ведущая : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном зале на праздник. К нам пришли гости. Давайте встретим гостей песней.

Исполняется песня «К нам гости пришли» .

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о хлебе . Знаете ли вы, чем пахнет ломоть ржаного, трудового хлеба ?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб .

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом , тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы , чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел ! Как в народе говорят о хлебе ? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети :

Рамина : Хлеб всему голова .

Кирилл : Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Лиза : Хвала рукам, что пахнут хлебом .

Лида : Берегите хлеб - он наше богатство .

Алиса : Хлеб – батюшка , а водица – матушка.

Настя : Хлеб бросать – силу терять.

Тимоша : Пот на спине, зато хлеб на столе .

Ведущая : Хлеб - основной продукт питания. Он нужен человеку каждый день. Мы знаем, что осень - горячая пора для тех, кто убирает урожай. Давайте споем песню, о том, какие дары приносит осень.

Песня «Что нам осень принесет?»

Ведущая :

Отчего глаза сияют

У ребят, у дошколят?

Все Дети :

Нынче праздник урожая,

Праздник хлеба у ребят !

Дети читают стихи.

Карина : Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

Никита : В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля ,

А на каждом колосочке держится земля.

Артур : Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Лера : В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ваня П : В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой.

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Тимоша : И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок .

Амина : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

А сейчас ребята станцуют хоровод, который называется «Земелюшка – чернозем» .

Выбегают дети с колосьями, присаживаются на колено, выходит ребенок –

Петушок (Тимоша, хочет склевать зернышко.

Зернышко (Ваня М) :

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья!

Петушок убегает.

Все дети :

Дождик, дождик, припусти!

Дай колосьям подрасти.

Лей, лей, веселей,

Землю-матушку полей.

Выбегает ребенок – Дождик (Кирилл, поливает колосья.

Ведущая :

Золотое солнышко,

Ты согрей-ка зернышки!

Ребенок – Солнышко (Лиана) обегает детей.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети!

Нашу землю освети!

Чтобы нашим колоскам

Зеленеть, цвести, расти!

Ведущая :

Колосочки поспевают,

Комбайнеры выезжают,

Быстро и дружно

Убрать нам хлеб нужно !

Дети-комбайнеры (Все Мальчики) “убирают” хлеб .

Ведущая : Вот и убрали хлеб с полей

Убран хлеб , и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Ведущая : Зимой зерно хранили в амбарах, чтобы всегда можно было испечь свежий хлеб . Как повадилась вдруг мышь на зерно бегать. Проучим мышь, чтоб она забыла в амбар дорогу.

Исполняется Игра- ловишка «Мышь в амбаре завелась» Мышь (Васена С.)

Дети выбирают, кто будет изображать мышь, делятся на две группы (мальчики и девочки) и поют, стоя одна группа напротив другой.

Девочки : Мышь в амбаре завелась,

Все зерно поела.

Мальчики : Что же это за напасть,

Разве это дело?

Девочки : А мы выловим ее,

Ставим мышеловку.

Мальчики : И захлопнется за ней

Мышеловка ловко.

Мышь : А я в норку убегу,

И зерно постерегу.

Дети берутся за руки и делают воротики. Мышь пробегает в воротики, дети пытаются ее поймать.

Ведущая : Вот мы и мышку проучили, и зерно сберегли.

Ведущая : А сейчас, ребятки, загадаю вам загадки.

Зимой бело

Весной черно

Летом зелено

Осенью стрижено. (Поле)

Весь из золота отлит

На соломинке стоит. (Колосок)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печь)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб )

Он бывает с толокном

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает

В печь сперва его сажают

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо

Ну, теперь, зови ребят

По кусочку всё съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Ведущая : Но путь хлеба на наш стол еще не закончен. С элеватора зерна везут на мельницу, где из них получают муку.

Василиса Д : Даже стены тут приятно

Пахнут хлебом ароматным :

Много дружных пекарей

Хлеб пекут здесь на заре .

А потом его - в машины

И развозят в магазины

Вот откуда к нам на стол

Теплый, вкусный хлеб пришел !

Ведущая : Ребята, а вы знаете, что выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки)

Исполняется танец : «Танец с колосьями» .

Василиса Бизеева :

Праздник хлеба встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Ставит хлеб на стол перед гостями.)

Ведущая : Всех приглашаем к праздничному столу. А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом. Берегите, дети, хлеб !

Алиса : Хлеб наш берегите !

Хлебом не сорите !

Хлеб наш уважайте !

С хлебом не играйте !

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.

Задачи:

  • Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
  • Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
  • Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
  • Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.

Оборудование и оформление:

  1. Плакаты: “Хлеб – всему голова!”, “Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!”, “Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!”, “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил”.
  2. Выставка книг о хлебе.
  3. “Каравай” на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

Ход праздника – игры

Ведущий: Уважаемые гости и дети прошу всех встать.

(Звучит песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (фонограмма).)

Чтец 1.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.

Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы.)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную татарстанскую землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу).

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1.

Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук

Чтец 2.

За лесами, за лугами,
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Чтец 3.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Чтец 4.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук

Чтец 5.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.

“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.

“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.

Конкурс “Калейдоскоп профессий”.

Дети делятся на две команды “Колосок” и “Зёрнышко”.

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

Учитель. Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись.

Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.

Игра “Собери урожай”.

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

– Без хлеба сыт не будешь.

– У кого хлебушко, у того и счастье.

– Плох обед, коль хлеба нет.

– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.

– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!

Ведущий: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Лучшими хлеборобами в этом году в нашем районе признаны: комбайнер из ООО имени Джалиля – Ш.Фасхутдинов. В поле он трудится с 4 утра и до первой росы. С начала уборочной кампании намолотил почти 600 тонн зерна. Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

Конкурс капитанов “Знаток техники”.

Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.

(Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик.)

Учитель.

Хлеб под столом,
Брошенный прямо в пыль
Кто ж это совесть свою
Выбросил как утиль?
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он
Сколько труда вложено в эти куски! ”

Ученик.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь шумят комбайны,
Хлеб идёт со всех сторон.

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!
В годы тягот и лишений.

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
“Хлеб всей жизни голова!”

(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)

Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.

1-й ученик:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.

2-й ученик:

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

3-й ученик:

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

4-й ученик:

Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.

1-й ученик:

Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.

2-й ученик:

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Внучка:

Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка!”

(Команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ– очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам.)

2-й ученик:

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)

3-й ученик:

Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

4-й ученик:

Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай? (Плуг.)

5-й ученик:

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)

1-й ученик:

Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)

2-й ученик:

Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)

1-й ученик:

Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)

2-й ученик:

Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)

Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(Подсчитываются очки заработанные в конкурсах.)

Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!

Список использованной литературы.

  1. Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
  2. М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
  3. Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва “Ознакомление с окружающим миром”.
  4. В.Дацкевич “От зерна до каравая”.

Цель : Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

1. Углублять знания учащихся о хлебе.

2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Развивать логическое мышление.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.

6. Развивать воображение.

Оформление зала : На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.

Действующие лица

4 ребенка.

Элементы костюмов

Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.

Дети — одеты в обычную школьную одежду.

Реквизит

- «Булочки» из пенопласта или поролона.

Несколько стаканов компота.

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.

Соленое тесто.

Праздник начинается со сценки. Звенит звонок.

1-й ребенок : Перемена! Скорее в столовую!

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.

2-й ребенок : Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок : С хлебом не смешно шалить!

4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!

1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!! Дети разбегаются.

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?

Дети : Нет!

Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь : Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Игра «Откуда берётся хлеб»

Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

За верную последовательность ребёнок награждается сушкой.

Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

Читает стихотворение «О хлебе»:

У крестьян торжественные лица,

Поле все зарей освещено.

В землю за колхозного станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели.

Как отец, склонился над зерном

В куртке, перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива буйно колосится.

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...

За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

А вы хлеб любите?

Дети: ДА!!!

Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки...

Пекарь : Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Только вот о пирожках забыли... Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки...

Игра «Мама пироги печёт»

Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.

Вот так бабушка прядет,

Мама так пирог печет,

Так цыплят зовет сестра,

Я на липу влез с утра.

Колет дед вот так дрова,

Я несу их вглубь двора.

Так отец рубанком — струг,

Все умею я, мой друг!

Пекарь : Какие вы молодцы! Все успеваете!

А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба святого все приестся.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Горька работа, да хлеб сладок.

Жнут порою, а жуют зимою.

За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

Пекарь : Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.

«Конкурс караваев»

Пекарь достает соленое тесто.

Сделать его очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь.

Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики». Затем Пекарь устраивает выставку караваев.

Наградить желательно всех «пекарей».

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать — такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» — сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру опять же о пирожках.

Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»

Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок — это (пирожок).

Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач — вот (калач).

Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи— мы любим (калачи).

Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).

Пекарь : Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?

Дети читают по очереди строчки из стихотворения:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несведенные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки своей корзины.

Пекарь уходит. Звучит любая песня о хлебе.