ИЖ-Планета Спорт - уникальный спортивный ИЖ! Особенности конструкции и производства

В Советском Союзе особенно востребованы и популярны были мотоциклы собственного производства, поэтому некоторые заводы выпускали несколько моделей, ставших в дальнейшем легендами. Одним из них считается Иж Планета Спорт.

Модель позиционировалась как спортивный советский мотоцикл с отличными техническими характеристиками. В то время как СССР покорял мотоцикла производства Чехии, Иж Планета Спорт набирал свои обороты, став отличным конкурентом Яве. Выпускали этого спортивного коня с 1873 по 1984 года, и за это время завод Ижмаш выпустил не одну тысячу моделей, сохранившихся до сегодня.

Плюсы:

  • один из самых быстрых советских мотоциклов;
  • стильная внешность;
  • небольшой вес;
  • удобная подставка;
  • универсальная и удобная посадка.

Минусы:

  • не подойдет как первый мотоцикл;
  • имеет много шума;
  • двухтактная система
  • бывают проблемы с передним тормозом.

Технические характеристики Иж Планета Спорт

За все время выпуска производитель старался сделать мотоцикл как можно лучше, поэтому он регулярно поддавался модернизации. Таким образом, у мотоцикла Иж Планета Спорт характеристики все разные, но основные части остались неизменными.

Основная длина мотоцикла составила 207 см, ширина в зависимости от модификации от 79 до 81 см, а высота везде одинаковая - 91 см. Мотоцикл получил отличный двигатель, который выдает порой отличные динамические данные. При наличии всего 1 цилиндра и работы в 2-х тактном режиме Планета спорт сможет выдать максимальную скорость до 140 км в час. Согласитесь, приставка «Спорт» в модели как раз кстати, учитывая такую скорость. Если ездить по трассе. Средний расход топлива составляет 3, 5 литров на 100 км, при езде в городе показатель может увеличиться до 7 литров. Мотор обладает продувкой через три канала, что очень хорошая функция для подобной модели. Основные модификации мотоцикла оснащались мотором на 350 кубических сантиметров, но также можно было увидеть иж планета спорт 500 кубов.

С качественными и в то же время простыми тормозами, а также качественной резиной мотоцикл имеет отличный тормозной путь. При скорости в 60 км/час планета остановиться через 16 метров, при езде на скорости в 30 км/час это расстояние сократиться до 7 метров.

Обзор и история Иж Планета Спорт

Уже в первые годы выпуска Иж набрал невероятную популярность, мотоцикл был универсальным и мог эксплуатироваться как на городской дороге, так и в длительных путешествиях не только по трассе, но и на бездорожье. Даже сегодня данная модель считается одной из самых лучших среди «Ижей», сотни экземпляров до сих пор эксплуатируются. Многим будет интересна история мотоцикла, и стоит заметить, что при выпуске модели у соотечественников был небольшой шок, ведь при наличии на то время мотоциклов этот был самым быстрым. Так получилось, что внешний дизайн планеты спорт был не таким, как его собратья, конструкторы взяли образцы у японских мотоциклов 60-х годов, таких как Yamaha 350R5 или Kawasaki A1 Samurai.

тюнинг Иж Планета Спорт

Вскоре большая популярность Иж Планета Спорт заставила завод Ижмаш начать экспорт в другие страны, и в итоге мотоциклом пользовались в Нидерландах, Финляндии и Великобритании. Даже там он смог составить серьезную конкуренцию импортным известным брендам. Начальная цена мотоцикла в Советском Союзе начиналась с 1 050 рублей, но вскоре производитель округлил ее до 1 тысячи. Конечно, в те времена это были большие деньги, но людей это не останавливало, они хотели этот спортивный «байк».

Что касается более подробных технических характеристик модели, то производитель сделал настоящий прорыв в производстве мотоциклов СССР. Если в номере Планеты вы увидите букву «М», ваш железный конь обладает функцией раздельной смазки мотора, а это уникальное изобретение. Но стоит отметить, что такая функция присутствует только у моделей 1974 год выпуска.

Двигатель Иж Планета Спорт

Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики - мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

Внешность Иж Планета Спорт

На фото можно увидеть, что по внешнему виду мотоцикл был полностью уникален и не имел основных сходств с другими моделями Ижмаша. Планета Спорт был больше похож на японских конкурентов, но все равно имел ряд отличительных характеристик. Например, на фото иж планета спорт можно заметить огромный топливный бак объемом 14 литров с особым дизайном. Как и большинство моделей тех времен планета получила большую круглую фару и сплошное сиденье.

В те времена мотоцикл имел несколько неофициальных названий, среди которых «Пёс» и «Спортак». Если вы сегодня увидите подобную модель в отличном состоянии, знайте, что это большая редкость и цена иж планета на сегодняшний день может достигать 1 000 долларов.

Видео Иж Планета Спорт

Испытывает «За рулем»«ИЖ—Планета-спорт». Это многообещающее название заранее сулило встречу с мотоциклом, сочетающим в себе надежность и простоту дорожной «Планеты» с совершенно новыми качествами — резвостью и легкостью, присущими чисто спортивным мотоциклам. Изучение технической характеристики подтверждало эти ожидания: мощность одноцилиндрового двигателя у него выше на целых 14 сил, а вес на 23 килограмма меньше. Знакомство, которого так ждали, состоялось при несколько необычных обстоятельствах. На Центральном телевидении готовилась передача, и в ней нужно было показать последние образцы мототехники. Для этой программы из Ижевска (как и из других городов) прислали мотоцикл. Мы его увидели — и с первого взгляда влюбились. Зачем ждать весны и потом ехать в Ижевск, гнать машину оттуда, если она уже здесь? Эта мысль всем показалась разумной. С согласия руководства завода редакция «За рулем» получила его сразу после телепередачи. Понятно, что он для нас никак специально не подготавливался. Мотоцикл был в самом «рядовом» исполнении, к тому же без раздельной системы смазки. Но как раз это давало возможность сравнить его позже с машиной, снабженной такой системой. Первая встреча состоялась 13 января. День был морозный, градусов пятнадцать, с ветром. Освобожденный от упаковки и консервации, мотоцикл стоял на снегу и казался елочной игрушкой, только очень большой. Его стройные и строгие очертания, умело подобранные пропорции, яркий желтый цвет бензобака и крышек бортовых ящиков в сочетании с хромированными ободами, грязевыми щитками, с полированными поверхностями двигателя оставляли впечатление гармоничности, единства композиции. Но не это приятное впечатление было главным. По-настоящему нас волновал вопрос о пуске двигателя — ведь мотоцикл целую ночь провел на улице. А из писем мы знали: многие жаловались на трудный пуск. И поначалу опасение вроде бы подтвердилось. Мотоцикл «чихнул» раз-другой и умолк. Вывернутая свеча (А7,5УС) оказалась мокрой. Тогда мы решили поставить более «горячую» свечу — А8У. После этого двигатель пустился с первой попытки. С этой свечой один из нас наездил зимой около 600 километров. Она ни разу не отказала, мотоцикл в любую погоду пускался одинаково охотно (разумеется, под головкой стояла медная прокладка, снижающая степень сжатия на период обкатки). Мотоцикл энергично разгонялся, оставляя позади ЯВЫ. Максимальная скорость, разрешенная заводом на первый период обкатки, — 90 км/час — с этой свечой достигалась и поддерживалась безболезненно. Надо сказать, что и на других свечах — чехословацких ПАЛ 14-7 и 14-8, немецкой БОШ-225 двигатель пускался так же уверенно и легко. А вот на более «холодных» (тоесть с большим калильным числом) — БОШ-265 и английской свече «Чемпион-5», с которыми мы экспериментировали, случались осечки — их порой «забрасывало». На прогретом моторе эти свечи работали прекрасно во всех диапазонах. Зимняя езда — не самое большое удовольствие. Но она иногда позволяет сделать интересные наблюдения. Однажды — дело было в конце февраля — после обеда повалил обильный мокрый снег. И к концу дня стало подмораживать. На московских улицах появился лед. А предстояло проехать около 20 километров. Не раз и не два за эту дорогу на поворотах и при торможении у светофоров казалось, что вот-вот мотоцикл «по-щенной в пыль-пухляк. И все-таки подвеска, нагруженная водителем, пассаж ироми 20 килограммами багажа, «не потекла», «не пробила» ни разу. А вот глушителю досталось изрядно. Впрочем, неприятности с-ним начались раньше. Хоть он и подвешен к раме в задней части на резиновых втулках, вибрации не пощадили его: на второй тысяче километров пробега отвернулась гайка, потерялся болт. Пришлось их заменить. На четвертой тысяче эта история повторилась. , На пятой тысяче было решено прочистить акустический фильтр глушителя. Но вынуть его оказалось не так-то просто — он пригорел накрепко. Пришлось отвернуть гайки, снять крышку-хвостовик и проехать так по тряской дороге«ижПЛАНЕТАСПОРТ»Экипажная частьскользнется». Но он уверенно держался на дороге. Когда же наступила пора чистых сухих дорог, устойчивость мотоцикла уже перестала удивлять. Мы привыкли к тому, что его можно «класть» на асфальте как угодно — он всегда управляем и устойчив. Это можно объяснить не только достаточной жесткостью рамы и широким маятником, но и хорошей подвеской. Ход передней вилки достаточно велик, и она ни разу «не пробивала» до упора. То же можно сказать ио задних амортизаторах. Впрочем, пассажиры вносят поправку в общую их оценку: они могли бы быть и помягче. Конструкция амортизаторов удачна, Их легко разбирать, они достаточно просты и эффективны, легко регулируются для нужной нагрузки — стоит лишь повернуть рычаг в одно из трех фиксированных положений. Работа всей подвески в целом проверялась в самых разных условиях: и на хорошем асфальте, и на булыжнике, и на проселке. Трудный экзамен она выдержала, когда пробег мотоцикла подходил к восьми тысячам. Случилось так, что около 350 километров мы проехали по разбитой грунтовой дороге, местами засыпанной крупным щебнем (чуть ли не валунами), местами преврв-Появление новой модели мотоцикла всегда вызывает интерес. А если к тому же эта модель означает веху в отечественном мотоциклостроении, то такой интерес тем более понятен и оправдан. И мы вовсе не удивились, когда сразу же после выхода на дороги «ИЖ—Планетыспорт» (о нем рассказывалось в № 1 журнала за 1974 год и № 9 за 1975 год) в редакцию стали приходить многочисленные письма. Чтобы ответить на такие письма, мы проводим испытания, для которых заводы предоставляют нам машины. Оговоримся сразу: редакционные испытания не дублируют заводские, а имеют целью оценить мотоцикл с точки зрения рядового потребителя, запросы которого вырисовываются из читательских писем. Здесь мы расскажем, как проходил у нас опытную эксплуатацию новый ижевский мотоцикл.несколько километров — вставка отделилась от глушителя, ее удалось извлечь. Заводская инструкция советует проводить очистку через 9 тысяч километров пробега. Нам думается, эту цифру надо уменьшить, хотя бы для удобства проведения операции. Огромной сигаре глушителя, как уже сказано, досталось больше всего на дороге Казань—Ижевск. Она задевала за крупные камни, цепляла концом за края ям, царапала дорогу на поворотах. А про крюк центральной подставки, прижатый снизу к глушителю, и говорить нечего — его в конце концов просто отогнуло назад. Конечно, такой бесхитростный корпус удобен в производстве. Но ведь машина-то в своем названии не зря имеет слово «спорт». А этот низко расположенный прямой и толстый глушитель ограничивает ее возможности. Д аже просто проселок становится для машины нежелательным. А уж о настоящей пересеченной местности и говорить нечего. Наверное, в новых вариантах ИЖ—ПС стоит поднять заднюю часть глушителя. Технология технологией, но ведь есть еще и необходимость (кстати, насколько нам известно, конструкторы уже разрабатывают новый глушитель).: . " ; Рассказ о редакционном ИЖ—ПС мы начали с ходовой части. Чтобы закончить с этой темой, осталось сказать несколько слов о тормозах, колесах и задней цепи. Тормоза все время вызывали у нас восхищение. Задний тормоз мягкий, эластичный. Передний — очень сильный и более резкий. К этому надо привыкнуть, Колеса в целом не вызвали замечаний. Спицы мы подтягивали не чаще, чем на других мотоциклах. А вот открытая цепь — это уже вопрос серьезный. По этому поводу считали необходимым высказаться едва ли не все, кто писал в редакцию о «Планетеспорт». Чаще всего высказывания сводились к одному: открытая цепь — это плохо, это шаг назад.значительный пробег по пыльным дорогам — запас регулировки цепи был исчерпан уже к восьми тысячам. Это в общем-то большой пробег для мотоциклов такого типа, и он устроил бы владельцев ИЖ—ПС, если бы цепи можно было всегда купить в магазине. Но это уже другая тема. Когда вначале мы сказали, что «ИЖ—Планета-спорт» знаменует этап в своей области, то имели в виду два основных нововведения: на этом серийном мотоцикле применены 12-вольтовая система электрооборудования (вместо 6-вольтовой) и раздельная система смазки. О раздельной смазке поговор имв следующий раз. Пока же об электрооборудовании. Переход на 12 вольт назревал давно,Мы не склонны к такой категоричности. Конечно, закрытая цепь долговечнее. Конечно, она требует меньше ухода. Но ведь на этом, по существу, и кончаются ее преимущества. Избавляясь же от громоздких кожухов, резиновых чехлов и их патрубков на двигателе, конструкторы существенно выигрывают в весе, что на машинах такого типа очень важно. Кроме того, более мощ - ный двигатель несравнимо быстрее изнашивает цепь, и нужно постоянно и очень внимательно следить за ее натяжением. А делать это проще, если цепь открыта. В инструкции написано, что контролировать натяжение нужно через каждые 500 километров пробега. От себя подтвердим — это не преувеличение. Один из нас только раз прозевал и тут же поплатился: цепь соскочила. Хорошо, что скорость была невелика, все кончилось благополучно. iK слову, та же инструкция советует проваривать цепь в графитовой смазке через 3000 километров пробега. К этому тоже следует прислушаться. При надлежащем уходе и при эксплуатации на хороших дорогах цепь служит около 10 000 километров. В нашем же случае — очень динамичная езда в городе, зимняя эксплуатация иа ныне стал просто необходим. При возросших скоростях и интенсивности движения светотехника дорожных мотоциклов сильно отстала от требований дня. Но даже их слабенькие фары и подслеповатые задние фонари ночью через 2—3 часа «выкачивали» аккумулятор, а мощность генератора была столь мала, что он не мог «прокормить» даже одну фару... На «Планете-спорт» установлен 12-вольтовый 100-ваттный генератор переменного тока. Через выпрямитель он питает аккумулятор. А вместе они с лихвой снабжают энергией и 45-ваттную лампу дальнего света, и мощный задний фонарь, и указатели поворота, и зажигание, и еще несколько ламп. Только мотоциклист может оценить, какое это облегчение — ночью ехать по хорошо освещенной дороге, а не прокрадываться впотьмах. Помнится, начинался длинный крутой спуск, мы ехали с ближним светом. Четко ограниченный луч хорошо высвечивал обочину. Когда же мы включили дальний свет, яркое белое пятно упало на противоположный склон и обрисовало дорогу до самых мелких деталей. Это было не просто приятно, это уменьшало во много раз опасность при ночной езде.За 8 тысяч километров в электрооборудовании обнаружился только один дефект: отвалился экран, установленный перед лампой. Он упал на рефлектор и изрядно его попортил, пока мы сообразили, почему свет стал другим и что дребезжит в фаре. Отметим один конструктивный недостаток: новый, центральный переключатель (замок зажигания) еще доступней для лихих людей, чем даже старый ижевский. Это серьезно, потому что мо - тоцикл не снабжен никакими противоугонными устройствами, и если даже предусмотрительный владелец машины вздумал бы отключить аккумулятор, вынуть предохранитель, то все равно ничего бы не изменилось. Ведь аккумуляторный отсек закрыт крышкой, которая прижата самым обыкновенным барашком. У нас один из барашков потерялся на ходу от вибрации. Пришлось его заменить обычным винтом. И раз уж об этом зашла речь, напомним: за крепеж ом на машине нужно следить в оба. Среди писем, с которыми нам пришлось познакомиться, было немало таких, авторы которых утверждали: мотоцикл совсем не приспособлен для дальних туристских поездок: на него невозможно установить багажник (мешает задний фонарь), ветровой щиток. Что ж, резонные замечания. Мотоцикл — спутник молодости, «синоним» дальних дорог. А в дальней дороге не обойтись без багажа. Мы попытались оборудовать наш мотоцикл и щитком и багажником. И то и другое сделано на скорую руку, перед дорогой. Но практическая проверка показала: багажник свои функции выполняет. К слову, на дорогах мы встречали и «планеты-спорт» с покупными, незначительно переделанными багажниками. Ветровой щиток хорошо защищает от ветра, пыли и дождя. Уже первые поездки показали: это резко снижает утомляемость — ведь теперь на водителя не давит встречный поток воздуха. Да и для двигателя это на пользу — м ожно по его шумам (раньше их не было слышно) судить о том, как он работает. В заключение хотелось бы ответить еще на один вопрос, часто встречающийся в письмах: почему с таким мощ - ным мотоциклом нельзя использовать коляску? Одному из нас довелось побывать на ижевском машиностроительном заводе пройти по цехам, где делают «Планетуспорт». Он видел, как из отдельных элементов сваривается рама, как она правится в специальных кондукторах. Но самое главное — он видел, как эта рама, жестко закрепленная в приспособлении, отправляется в печь и подвергается термической обработке, закаливается. Если до этого было очевидно, что сама конструкция рамы, облегченной насколько можно, не рассчитана на эксплуатацию с боковым прицепом, то после посещения завода стало ясно, почелАу на нее, как и утверждает инструкция, нельзя приваривать какие бы то ни было кронштейны. Остается последний, самый серьезный вопрос — о двигателе. Но это — тема следующей статьи. Б. ДЕМЧЕНКО, мастер спорта, Э. КОНОП, инженер, Л. ОВСИЕВИЧ, инженер Фото Л. Овсиевнча

ИЖ Планета Спорт - дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1974 по 1985 год.

Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 60-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие социалистические страны, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами MZ. Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1974 году, в СССР первые 500 мотоциклов были реализованы в период с июня по сентябрь 1975 года, в момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1200 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1985 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились Иж-ПС первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.


Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных моделей ИЖ. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшеством того периода. Первые партии «Планеты Спорт» оснащались японским электрооборудованием Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0х19.



Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М с меньшим диамером диффузора, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних «японцев» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой. К 1979 году «Планеты Спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, ухудшив качество основных деталей.
На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».
Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «Спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США.
Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным «тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под поршневую группу кроссовой 500-кубовой «чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

Техническая характеристики:
Общие данные (в скобках - данные для версий с 1979 года )
База мотоцикла 1350 (1390) мм
Длина 2050 (2070) мм
Ширина 730 (810) мм
Высота 1100 (1150) мм
Дорожный просвет 145 (135) мм
Сухая масса 135 (145) кг
Максимальная скорость 140 (130) км/час
Расход топлива:
при скорости 60 км/час 3,5 л/100 км
при скорости 100 км/час 6,5 л/100 км
Время разгона до 100 км/час 11 сек
Тормозной путь со скорости 60 км/час 12 м
Запас хода около 400 км

Двигатель:
Тип двигателя двухтактный, с трёхканальной продувкой
Число цилиндров 1
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 75 мм
Рабочий объём 340 куб.см
Степень сжатия 9,5-10,5 (8,7-9,2)
Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин 32 (28) л.с.
Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин
Система смазки раздельная (совместно с топливом 1:25)
Система охлаждения потоком встречного воздуха
Система питания
Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
Карбюратор “Микуни” (К-62М)
Диаметр диффузора 32 мм
Производительность главного жиклёра 190 куб.см/мин

Трансмиссия:
Первичная передача косозубыми шестернями
Сцепление многодисковое в масляной ванне
Коробка передач четырёхступенчатая
Переключение передач ножное
Задняя передача открытая, втулочно-роликовой цепью
Передаточное число первичной передачи 2,18
Передаточное число задней передачи 2,47
Передаточные числа коробки передач:
I передачи 3,17
II передачи 1,81
III передачи 1,26
IV передачи 1,0

Ходовая часть:
Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!)
Передняя подвеска бесштоковая телескопическая вилка
Ход подвески 155 мм
Задняя подвеска маятниковая
Ход подвески 90 мм
Размеры шин:
переднего колеса 3,00-19″
заднего колеса 3,50-18″
Тормоза колодочные
Диаметр тормозного барабана:
переднего колеса 190 мм
заднего колеса 170 мм

Электрооборудование:
Напряжение бортовой сети 12 В
Генератор ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
Напряжение генератора 14 В
Мощность генератора 100 Вт
Аккумуляторная батарея 6МТС-9
Регулятор напряжения ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
Свеча зажигания А-23

Заправочные ёмкости и ГСМ:
Топливный бак 14 л, бензин АИ-93
Масляный бак 1,5 л, масло МС-20

Появление в 1974 году на отечественном рынке мотоцикла Иж Планета Спорт стало сенсацией. Поклонники мототехники получили возможность приобрести советский мотоцикл, по своим характеристикам сравнимый с импортными машинами такого класса. В тот период его вполне можно было поставить в один ряд с такими моделями, как Yamaha 350 R5 или Kawasaki A1 Samurai.

Высокие технические характеристики Иж Планета Спорт 350 позволяли ему успешно конкурировать с продукцией чешских специалистов по производству мотоциклов, различными модификациями Jawa и CZ. Но отечественная промышленность оказалась плохо подготовлена к выпуску продукции, требующей высокой технологической культуры.

Несмотря на все усилия коллектива Ижевского мотоциклетного завода, их детище сохранило немало детских болезней, и в 1984 году было снято с конвейера под предлогом низкой рентабельности.

История Иж Планета Спорт – наглядный пример того, что создание любой технически сложной продукции неразрывно связано с технологическими возможностями промышленности и уровнем подготовки производственного персонала. Но, несмотря на ряд имевшихся конструктивных недостатков, выпущенная в количестве 215210 штук модель оставила глубокий след в сердцах любителей промчаться по хорошему асфальту на двух колёсах.

Технические характеристики Иж Планета Спорт


Для 1974 года мотоцикл выглядел очень современно. Покрашенный в яркий оранжевый цвет, ставший фирменным для машин этого семейства, он выделялся в потоке и был предметом зависти многих советских граждан, имевших водительские права категории «А». Но дело было не только в красивой стилистике. Под стать дизайну были и заявленные для Иж Планета Спорт технические характеристики. В 1974 году они выглядели следующим образом:

  • Габариты (длина/ширина/высота) мм – 2070/790/1150.
  • Колёсная база – 1390 мм.
  • Эксплуатационный дорожный просвет – 135 мм.
  • Масса (сухая) – 135 кг.
  • Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки.
  • Рабочий объём двигателя – 340 куб. см.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 76×75 мм.
  • Номинальная мощность – 32 л. с. при 6700 об. мин и степени сжатия 10,5:1.
  • Подача смазки – раздельная.
  • Охлаждение – воздушное.
  • Система образования горючей смеси – карбюраторная, с диаметром впускного канала 32 мм.
  • Бортовая сеть – 12 В.
  • Тормоза – барабанные, с диаметром переднего барабана 190 мм и заднего – 170 мм.
  • Коробка передач – четырёхступенчатая, с ножным переключением. Имеется передача заднего хода.
  • Максимальная заявленная скорость – 140 км/час.

Говоря об истории создания байка, нельзя не отметить, что главный конструктор проекта, Василий Иванович Панов, разрабатывая новый Иж Спорт 350, использовал технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на создаваемых вместе со специалистами МАМИ спортивных мотоциклах:

  • Двигатель с раздельной системой смазки, благодаря которой узлы силового агрегата выдерживали высокие нагрузки, а расход топлива в экономичном режиме сократился до 4,5 литра на 100 км.
  • Раму закрытого типа из трубчатого профиля, прошедшую термообработку после наложения сварных швов.
  • Амортизирующие резиновые подушки, на которых силовой агрегат крепился к раме. Благодаря этому снижались вибрации и повышался эксплуатационный комфорт.
  • Подвеску современной конструкции. На переднем колесе – телескопическая вилка. Подвеска заднего колеса – маятникового типа.

Полученные на Иж Планета Спорт 350 технические характеристики достигались, не в последнюю очередь, благодаря тщательной подгонке деталей. Из-за отсутствия необходимых технологий эту подгонку подчас приходилось выполнять вручную.

Особенности конструкции и производства


Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Отличия по годам выпуска


В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения. Одни были связаны со стремлением усовершенствовать технику. Другие были вызваны требованиями руководства отрасли снизить себестоимость продукции. Поднять цену Иж Планета Спорт 350 выше 1000 рублей не позволяли расценки, устанавливаемые на продукцию конкурентов.

К примеру, JAWA 350/634 стоила 1080 рублей, а CZ-350 – 980 рублей. Для ясности картины, укажем основные изменения, разделив их по годам:

  • 1975 год. Переднюю вилку удлинили на 2,5 мм, изменив размер установленных на ней гофр им верхнюю траверсу. Вместо головки цилиндра с веерным оребрением, двигатель Иж Планета Спорт получает ГЦ с более привычными, линейно расположенными рёбрами охлаждения. Переключатели и ряд электрических комплектующих, хотя и остались импортными, были от другого производителя. Карбюратор Mikuni AEX стали постепенно заменять на карбюратор Mikuni VM32-89. Увеличили толщину спиц (с 3,5 до 4 мм) и толщину стенок переднего тормозного барабана.
  • 1976 год. Вместо фары иностранного производства, используют отечественную, ФГ137. Аналогичная ситуация и со спидометром. Если ранее мотоцикл комплектовали деталью от Pannonia T5, то теперь ей на смену приходит отечественная модификация СП-102. На амортизаторах более не устанавливают верхние кожухи. Конец трубы глушителя загибают вверх. Несколько изменяют конструкцию и оребрение цилиндра.
  • 1977 год. Мотоцикл полностью комплектуют отечественными приборами наружного освещения. Меняется форма заднего крыла. Изменяется конструкция картера двигателя. Конкретно – места крепления, поскольку силовой агрегат начинают жёстко крепить к раме, отказавшись от амортизирующих резиновых втулок. Воздушный фильтр нового образца теперь занимает всё подседельное пространство, из-за чего реле-регулятор напряжения перемещают под топливный бак. Основные характеристики Иж Спорт остаются на прежнем уровне.
  • 1978 год. Карбюратор Mikuni уступает место отечественной модели К62М. Из импортной электрики остаются лишь японские поворотники. Появляется противоугонный замок.
  • 1979 год. Замена спидометра СП102 на СП102А и японских поворотников на отечественные (только для внутреннего рынка). Маятник удлиняют на 480 мм. Соответственно, увеличивается база мотоцикла (до 1440 мм) и его габаритная длина (до 2150 мм). Возрастает у Иж Спорт и вес, достигая в данной модификации 155 кг.
  • 1980 год. Трос и редуктор спидометра изготавливают не под лопатку, как ранее, а под квадрат. Несколько изменяют конструкцию впуска. На крышках инструментальных ящиков теперь красуются не наклейки, а алюминиевые шильдики.

В процессе производства мотоцикл Иж Планета Спорт претерпел столь значительное количество изменений, что это не могло не сказаться на его характеристиках. Установка карбюратора отечественного производства привела к ощутимому ухудшению технических характеристик двигателя. Мощность снизилась с 32 до 28 л. с.

С вносимыми в конструкцию коррективами связаны и разночтения в источниках, отвечающих на вопрос, сколько весит Иж Планета Спорт. Показатели сухой массы колеблются в пределах 135 – 155 кг. В том, что у поклонников двухколёсной техники особенно ценятся машины первых годов выпуска, нет ничего удивительного.

Они лучше изготовлены и укомплектованы, отличаются более высокими динамическими характеристиками. Под занавес производства в паспорте Иж Планета Спорт скорость указывали не 140, а всего лишь 135 км/час. Возрос расход топлива.

Двигатель Иж Планета Спорт


Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

  • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
  • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
  • Трёхканальную систему продувки , улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
  • Неразборный коленчатый вал , опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
  • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
  • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт


Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

Тюнинг Иж Планета Спорт


Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

  1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
  2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

Тюнинг(форсировка) двигателя

Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

Тюнинг своими руками


Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

Как настроить зажигание Иж Планета Спорт


Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:

  • Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм.
  • Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм.
  • Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.

Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.

Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.

Понравилась статья, про Иж Планета Спорт и характеристики этой модели – не единственное, что вас интересует в истории отечественного машиностроения? Оставайтесь на нашем сайте, и сможете узнать для себя много интересного. Например, о том, чем хорош грузовой мотороллер Муравей, или как можно произвести тюнинг Иж Юпитер 5 с максимальной эффективностью.



Еще с советских времен мотоцикл Иж Планета Спорт по достоинству считается одним из самых уникальных не только в стране, но и в мире. Рассмотрим подробнее некоторые его особенности.

История мотоцикла ИЖ Планета Спорт

В период с 1974 по 1985 год на Ижевском заводе выпускалась модель "Планета Спорт 350 ". Как по своему строению, так и по дизайну она очень отличалась от предыдущих моделей мотоциклов, являясь транспортным средством среднего класса. Основной категорией людей, на которых ориентировались создатели Спорт 350, являлись туристы и просто любители отдыха, так как высокая проходимость мотоцикла позволяла ему с легкостью проходить по самым разным дорожным покрытиям.

Довольно необычным был и внешний дизайн мотоцикла. Невозможно не отметить его явное сходство с мотоциклами японского производства времен шестидесятых годов. Благодаря всем его очевидным достоинствам и технической составляющей, в определенные годы мотоциклы ИЖ новые поставлялись в ряд социалистических стран, где он смог составить достойную конкуренцию таким известным производителям, как «Ява» и MZ.

С июня по сентябрь 1975 года были выпущены первые пятьсот экспериментальных моделей, которые тогда продавались по цене 1200 рублей. После их успеха на автомобильном рынке, серийное производство было налажено и до конца 1985 года мотоцикл Иж Планета плотно держались на конвейерной сборке. Мотоцикл Иж Планета Спорт полюбился большей части населения нашей страны, но больше всего ценились самые первые модели. После долгих лет эксплуатации их стоимость могла возрастать в разы.

Что касается основных технических составляющих, то мотоцикл Иж Планета отличился и здесь. Его детали были практически уникальны, так как прочие модели мотоциклов "Иж" имели совершенно другие запчасти. Модель Спорт была первой, в которой для двигателя стали использовать систему раздельной смазки. Двигатель комплектовался вместе с японским карбюратором Mikuni, благодаря чему достигалась столь высокая мощность.

Технические характеристики мотоцикла Иж

  • Объем двигателя: 340 см3
  • Диаметр поршня: 76 мм
  • Мощность: 6700 об/мин (32 л.с.)
  • Сухая масса мотоцикла: 135 кг
  • Удельная мощность: 237 л.с./тонну
  • Разгон до 100 км/ч за 11 секунд

Как можно заметить, характеристика мотоцикла Иж Спорт, особенно для своего времени, были невероятно высоки. Для первой выпущенной партии было использовано японское электрооборудование марки Denso. Именно ввиду установки такого оснащения к советскому машиностроению стали предъявляться требования совершенно другого уровня.

Помимо этого, первая партия обладала передним колесом размерами 3,0 на 19. Мощность последующих выпускаемых моделей снизилась до 28 лошадиных сил, так как карбюраторы советского производства обладали диффузором меньшего диаметра.

Последние изменения в истории Иж Планета Спорт

1979 год внес некоторые, не самые лучшие, изменения в создание мотоциклов. Производители стремились полностью избавиться от иностранных частей и деталей, которые были более качественными, нежели запчасти отечественного производства. Цена на запчасти к мотоциклам соответственно была снижена.

Уже в апреле 1975 на основе столь популярного и любимого людьми Планеты Спорт было запущено производство новых моделей:

  • спортивный Иж М-15
  • кроссовый Иж-К-15

«Пес» - именно таким прозвищем советские мотоциклисты наградили Планету Спорт. Он был популярен и востребован на протяжении долгих лет, благодаря чему неоднократно подвергался моторному тюнингу. Цилиндр Пса затачивался, как правило, под поршень «ЧеЗет» или М-412 Москвича.

Вот таким был путь рождения Планеты Спорт 500. Его можно назвать поистине великим произведением искусства советским тюнингистов.

Видео: Обзор мотоцикла Иж Планета Спорт

Если Вы хотите узнать больше про автомобиль бмв х6 , тогда заходите на сайт www.bmw-premium.ru, посвященный автомобилям марки BMW.

Похожие материалы: