«Изготовление модели легкового автомобиля. Методическая разработка "объемные модели и макеты" Разработки уроков изготовление технических моделей автомобили

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДВИЖУЩАЯСЯ МОДЕЛЬ

ГОНОЧНОГО АВТОМОБИЛЯ

Выполнил воспитанник объединения «Юный техник»

обучающийся 7Б класса МОБУ СОШ №12

Починяев Дмитрий Сергеевич

Руководитель объединения «Юный техник»

Камалова Клара Фатиховна

г. Нефтекамск

2014 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Техническое моделирование - первая ступень в подготовке учащихся в области спортивно-технического моделирования. Оно развивает интерес у обучающихся к технике.

Учащиеся приобретают знания в области:

Черчения;

конструирования;

технического моделирования и дизайна;

знакомятся с технической терминологией.

Учатся работать:

изготавливать модели, копии различного уровня (простая, действующая) автомобилей, самолётов и кораблей.

На занятиях развивается:

мелкая моторика рук,

образное и логическое мышление,

зрительная память,

дизайнерские способности,

Внимание,

аккуратность в исполнении работ.

Автомоделирование – одно из самых интересных и увлекательных занятий.
Суть его состоит в сборке действующих моделей автомобилей. Автомоделизм – это особая философия жизни. Некоторые автомоделисты предпочитают просто изготавливать модели транспортных средств, получая удовольствие от самого процесса сборки. Кто-то – коллекционировать масштабные модели. А некоторые – участвовать в спортивных состязаниях и соревнованиях. Разумеется, автомоделизм – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для создания сложных радиоуправляемых моделей необходимо владеть немалыми познаниями, дело это под силу только опытному автомоделисту. Новичку, только-только узнающему, что такое автомоделизм, стоит начинать знакомство с более простых моделей; постепенно совершенствовать конструкторское мастерство и только тогда переходить к более сложным автомобилям.

Современные тенденции упрощения всего и вся задели своими крылами и автомоделизм. Если раньше можно было приобрести только разрозненные материалы и детали, из которых – прилагая недюжинные конструкторские умения – надо было самостоятельно собирать модели, то теперь доступны уже полностью готовые к запуску или очень просто собирающиеся миниатюрные (или не очень) автомобили. Первые дают покупателю возможность немедленно вынуть их из коробки, включить, взять в руки пульт радиоуправления и насладиться выписыванием фигурных виражей. Этот простейший, но, тем не менее, достаточно интересный автомоделизм идеально подходит новичкам в мире радиоуправляемых моделей. Вторые же – легко собирающиеся – позволяют почувствовать себя настоящим конструктором, подробнее познакомиться с внутренним устройством модели. Это уже автомоделизм для более “продвинутых”.

Очень популярны радиоуправляемые автомобили с электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания. Как правило, подобные модели представляют собой уменьшенные копии настоящих транспортных средств. Они детально повторяют оригинальные автомобили. В такой форме автомоделизм уже выходит далеко за рамки простого увлечения, превращается в серьезный вид спорта. Соревнования, с участием подобных моделей, практически полностью идентичны настоящим автомобильным гонкам. Автомоделизм предоставляет великолепную возможность поучаствовать в гонках даже тем, кто никогда в жизни не держал в руках баранки автомобиля.

Но помним, что автомоделизм – это не только создание уменьшенных копий транспортных средств. Множество людей коллекционирует масштабные модели. Благодаря этому они получают возможность познакомиться с прошлым автомобилей, с прогрессом отрасли. Автомоделизм становится своеобразной формой учебника автомобильной истории. Воистину, автомоделизм – «умное» развлечение для неглупых людей.

ВЫБОР ИДЕИ

Занятия технического моделирования предусматривают развитие интереса к устройству простейших технических объектов. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию технических поделок - изготовление макетов, моделей и игрушек. Оформление изделий позволяет обучающимся развивать свою творческую фантазию и закрепить теоретические знания, полученные на занятии.

Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях, их назначении и правилах пользования.

Изготовление макетов, моделей, игрушек и сувениров из жести, тонколистового металла представляет собой понятие о простейших геометрических фигурах; знание о контуре, силуэте; первоначальные понятия о разметке. Изготовление выкроек и разверток, перевод их на жесть, стальной тонколистовой металл или другой материал.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Наименование

Кол.

Материал

Размер, мм

Корпус

Сталь

0,8х128х150

Ось

Сталь

4х80

Колеса

Резина

30х15

Батарейка

Сталь

21х62х70

Шасси

Сталь

0,8х104х215

Гонщик

Древесина

18х24

Кабина

0,8х85х148

Заклепка

Алюминий

3х3

Микродвигатель

28х33х40

Скоба

Сталь

0,8х16х124

Валик

Контурная модель

Наиболее простую контурную модель автомобиля обычно строят из картона. Если картон тонкий, его склеивают в два-три слоя.

Картонные модели имеют свои конструктивные особенности. Контур модели, изображенной на рис. 14, склеивают из двух половинок 1, вырезанных из картона в соответствии с выкройкой (рис. 15). Нижние края половинок отгибают по пунктирной линии. К контуру кузова с каждой стороны приклеивают крылья 2. К ним, в свою очередь, крепят накладки 3, вырезанные из плотной бумаги.

Рама (шасси) модели состоит из трех слоев картона. Первый слой, вырезанный по выкройке 4, приклеивают снизу к отогнутым краям контура кузова 1. Прежде чем приклеить второй слой, вырезают заштрихованные на рисунке полоски и в образовавшееся пространство вставляют жестяные подшипники 5. Поверх всего приклеивают еще третий слой. Таким образом подшипники оказываются прочно вклеенными между слоями рамы. Каждое колесо склеивают из трех-четырех картонных кружков, диаметр которых составляет 50 мм.

Изготовление осей и дальнейшая сборка ходовой части сложности не представляют.

Основными составными частями контурной модели автомашины любой марки являются силуэт корпуса и колеса. Материалом может вначале служить картон, а позднее, когда начинающий моделист приобретет некоторый опыт, он будет создавать модели из фанеры и снабжать их резиновыми двигателями.

Форму силуэта автомобиля, выбранного для моделирования, выполняют по шаблону или используют рисунок из журнала, альбома или книги. Перевести такую картинку на материал можно только в том случае, если изображение данного технического объекта имеет очертание с боковой стороны без искажения. Например, на рис. 16 показаны изображения (в данном случае - вид слева) автомашин разных марок - "Москвича" (1), "Жигулей" (2) и "Волги" (3). Можно изготовить модели этих машин, но можно также попробовать создать силуэт автомашины по собственному замыслу. Это могут быть пожарные машины, грузовые, автомашины для перевозок хлеба, молока, бензина, подъемные краны и т. д.

Объемные модели

Работу по изготовлению объемных макетов и моделей автомобилей можно начать с использования готовых форм. Например, бумажная тара (коробки и коробочки из-под пищевых продуктов, косметических и моющих средств, из-под лекарств, витаминов, фототоваров и т. д.) часто имеет в своей основе форму геометрических тел, и, манипулируя ими, можно изготовить самые различные макеты и модели технических объектов.

Из любой коробки, которая имеет форму правильной прямоугольной призмы, можно сделать модель автомобиля или автобуса.

Легковой автомобиль. Самую простую малогабаритную модель легкового автомобиля легко изготовить из трех спичечных коробков (рис. 17). На прямоугольный кусок картона размером 40×100 мм приклеивают два спичечных коробка, а сверху еще один. Затем их оклеивают бумагой, придающей форму кузову модели. Причем оклеивать нужно так, чтобы углы кузова были округленными. На нижней (боковой) части кузова прокалывают шилом четыре отверстия так, чтобы через них можно было пропустить две проволочные оси, на концы которых надевают заранее вырезанные картонные диски диаметром 20 мм с отверстиями в центрах. Затем концы осей загибают плоскогубцами под прямым углом и заклеивают дисками меньшего диаметра (колпаками).

Пожарный автомобиль . Теперь, когда у юного моделиста появился опыт использования готовых объемов и форм при постройке моделей автомобилей, пусть попробует совершенно самостоятельно выполнить работу по изготовлению модели пожарного автомобиля из спичечных коробков, катушек и других известных ему уже подручных материалов. Пропорции и размеры он тоже может определить сам в соответствии с рис. 18.

Выдвижную лестницу (1) изготовляют из тонкого картона, вырезав проемы между ступенями (2). Кронштейны для крепления лестницы (3) и лебедки (4) делают из стальной проволоки, а барабан (5) лебедки и колеса (15) - из катушек нужных размеров. Один конец нитки прикрепляют в нижней части верхней лестницы (5), другой - к барабану лебедки, после чего верхнюю часть лестницы вставляют в нижнюю (7). На катушку для пожарного шланга (8) наматывают кусок толстого гладкого шнура, имитирующего шланг. Платформу (9) автомобиля вырезают из толстого картона (при необходимости склеивая его из нескольких слоев). Крылья - подножки (10) вырезают из тонкого картона и после приклеивания к платформе укрепляют канцелярскими кнопками (11). В задней части платформы шилом прокалывают четыре отверстия для крепления катушки со "шлангом".

Для изготовления колес используем отпиленные щечки катушек (15). Четыре опорных кронштейна для подвески колес (12) изготовляют из дерева, фанеры или толстого картона и приклеивают к нижней части платформы (рамы). Оси выстругивают из деревянной реечки (можно использовать круглый карандаш) или выклеивают из бумаги в виде трубочек (13). Колеса, насаженные на оси, фиксируют шпильками. Сигнальный колокольчик может вполне имитировать пластмассовая пробочка от тюбика с зубной пастой, укрепленная на проволочном кронштейне (14). Основание лестницы и кабину сооружают из спичечных коробков, оклеивают бумагой и окрашивают.

Гоночный автомобиль . После постройки моделей, повторяющих в общих чертах обычные автомобили (легковой, грузовой, пожарный), можно приступить к созданию модели гоночного автомобиля с его необычными очертаниями (рис. 19).

Для этого берут лист плотной бумаги размером 150×210 мм (1) и кладут его на стол, узкой стороной к себе (2). Прижав его к столу линейкой, поставленной на ребро, вытягивают его на себя. Проделывают так несколько раз и, когда бумага начнет скручиваться, склеивают из него конус (5). Теперь, чтобы получился корпус автомобиля, следует слегка приплюснуть конус и обрезать его вершину (4). На рисунке указаны места установки осей колес (12 и 13) ветрового стекла (14) (ниже показан его шаблон 6), киля автомобиля (7), а также места установки заглушек в носовой (15) и задней (5) части корпуса и крючка.

Изготовив все детали в соответствии с чертежами и приклеив их на корпус автомобиля, приступают к изготовлению колес.

Оси колес делают из двух круглых карандашей: передняя ось - длиной 80 мм, задняя - 90 мм. Чтобы установить их, проделывают отверстия в корпусе автомобиля. А само колесо собирают из обода (5), дисков (9) и колпака (10).

Последовательность сборки: на диск колеса приклеивают обод, а на него - второй диск. В центре дисков проделывают отверстия по толщине оси. На оси автомобиля диски колес надевают так, как указано на рисунке. К ним приклеивают шайбы (11) по торцам осей, чтобы колеса не могли соскочить, а потом колпаки. Колеса на оси должны вращаться свободно.

Когда модель будет готова (рис. 20), раскрасьте ее по своему вкусу. Правда, провести четкие аккуратные линии на готовом корпусе не так-то легко. Проще использовать цветную глянцевую бумагу.

Можно, цепляя натянутую поперек трассы резинку за крюк моделей, "выстреливать" их, устраивая гонки на асфальте, на ровной дорожке или в комнате на полу.

Картонажные модели

Полиграфическая промышленность выпускает альбомы, в которых печатают в красках контуры и детали различных моделей, в том числе и автомобилей.

Легковые автомобили. Для изготовления модели легкового автомобиля из альбома вырезают по контуру все детали. Затем сгибают их по пунктирным линиям. Если нужно согнуть выкройку по длинной линии, то пользуются линейкой или угольником (рис. 21)

Склеивать детали лучше всего столярным клеем. Чтобы места склейки не расходились, их можно временно сжать прищепками для белья или канцелярскими скрепками.

После перенесения чертежа на плотную бумагу (рис. 22) в раме (1) делают надрезы по черным жирным линиям. Все детали сгибают по пунктирным линиям и, намазав белые клапаны клеем, склеивают. Колеса (5) наклеивают на картон и вырезают. Когда клей высохнет, приступают к сборке машины.

На раму (1) наклеивают кузов (2). К раме приклеивают спереди буфер (4), а сзади буфер (3). В колесах и в раме в местах, обозначенных точками, делают отверстия. Берут два кусочка проволоки и продевают их через отверстия в раме. На концы проволоки надевают колеса,

Чтобы колеса не соскакивали с осей, концы каждой оси отгибают вверх или вниз.

По такому же принципу изготовляется и модель автомобиля, предлагаемая на рис. 23.

Вырезав все детали, в раме (1) делают надрезы по черным жирным линиям. Затем, согнув все детали по пунктирным линиям и намазав белые клапаны клеем, склеивают их. Колеса (6) наклеивают на картон и вырезают. Когда клей высохнет, приступают к сборке машины.

На кузов (7), склеенный с рамой, приклеивают сверху капот (2). К капоту и передней части кузова прикрепляют клеем фары с радиатором (5), а к ним - буфер (4). К кузову сзади приклеивают буфер (5). Колеса к раме прикрепляют точно так же, как и у предыдущей модели.

Грузовой автомобиль . Приобретя теперь некоторый опыт работы с картонажами, можно самостоятельно перенести на плотную бумагу, вырезать и склеить детали и узлы грузового автомобиля (рис.24).

Начинают с изготовления двух коробчатых лонжеронов (1), между которыми вклеивают два несущих элемента (2). Теперь выклеивают кабину (3), капот двигателя (4) и кузов (5). Названные узлы, просушив, приклеиваем на обозначенные теми же цифрами места к раме. Осталось только приклеить бампер (10) и крылья- подножки (6), как это показано на рис. 25.

Оси (7) свертывают на клею трубочками и оставленными клапанами приклеивают на обозначенные места к раме. Колеса (8) склеивают из четырех дисков каждое. На внешние стороны наклеивают окрашенные диски (9). При необходимости их можно по предложенным шаблонам вырезать из более толстого картона. К картонным осям колеса можно прикрепить булавками, гвоздиками или пропустив сквозную стальную проволоку.

Самоходные модели

Легковой автомобиль . Для изготовления самоходной модели легковой автомашины (рис. 26) подходит коробка из-под печенья, у которой длина около 240 мм, ширина 150 мм и высота 60 мм (размеры могут быть и несколько иными). Для того чтобы на крышку коробки нанести контуры будущих боковых стенок кабины, площадь кабины крышки предварительно делят на 12 клеток. По клеткам наносят контуры боковых стенок с учетом линии сгиба. Затем острым ножом вырезают по контуру три стороны, а четвертую сторону фальцуют по линии сгиба. Далее приподнимают стенки кабины и укрепляют их острыми деревянными распорками в вертикальном положении. Отверстия для распорок предварительно прокалывают шилом. На кабину наклеивают крышу из заранее согнутого прямоугольного картона.

Перед наклейкой в картоне прокалывают отверстия в тех местах, где через них должны пройти острые концы распорок. Затем наклеивают крест-накрест еще один прямоугольный лист картона, образующий второй слой крыши, а также переднюю и заднюю стенки кабины. Для прочности на углы и грани кабины приклеивают бумажные уголки. Сзади машины можно приклеить картонные кили, придающие автомобилю более стремительный вид. Колеса вырезают из плотного картона (диаметр 50 мм), обтягивают резиновыми шинами. Шины для колес можно изготовить из старой велосипедной камеры.

Грузовой автомобиль. Для изготовления модели грузового автомобиля (рис. 27) подбирают подходящие коробки, из которых можно сделать кузов, кабину, капот двигателя. Рамой модели может служить картонный прямоугольник соответствующих размеров. На него наклеивают кузов, кабину и капот двигателя. К нижней части рамы приклеивают две картонные (лучше металические) скобы подходящих размеров с отверстиями для осей колес. Место для приклеивания каждой скобы подбирают так, чтобы передние колеса располагались под капотом двигателя, а задние - ближе к задней части кузова.

Оси для колес изготовляют из газетной бумаги, свернутой в трубочки,толщина которых соответствует диаметру отверстия катушки из-под ниток. Конец трубочки (оси) смазывают клеем и вставляют в отпиленную от катушки щечку. Второй конец оси (трубочки) пропускают через отверстия скобы, смазывают клеем и вставляют в другую щечку, отпиленную от катушки. Так делают переднюю подвеску колес и задний мост. В случае если для модели грузового автомобиля потребуются (по масштабу) колеса большего диаметра, на торец щечки наклеивают картонный диск нужного размера и снабжают его резиновой шиной. Модель окрашивают, отделывают и приводят в движение резиномотором.

Микроавтобус . Модель микроавтобуса (рис. 28) состоит из рамы, передней подвески, заднего моста и кузова. Чертежи развертки рамы (1) переносят на картон, фальцуют по линиям сгиба, вырезают по контуру, сгибают и склеивают.

Отверстия для осей могут быть круглыми, а на бумаге в клетку их легче вычертить и вырезать квадратными. Пока рама сохнет, можно приготовить для сборки переднюю подвеску и задний мост. Оси для колес делают из плотно скрученных (на клею) бумажных трубочек (7) или выстругивают из палочек и реек.

Длину осей рассчитывают так, чтобы колеса прикрывались кузовом. Для колес лучше использовать щечки катушек из-под ниток (6), диаметр отверстий которых должен совпадать с диаметром оси. Если все-таки отверстие окажется велико, то ось надо обернуть полоской бумаги, смазанной клеем, а если мало, то отверстие надо увеличить круглым маленьким напильником (надфилем) или зачистить ось.

При сборке в любом случае колесо сажают на ось вместе с клеем. Посадив одно колесо на ось, продевают ось через отверстие в раме и только после этого насаживают второе колесо. Подобная рама на колесах может подойти к любой автомодели такого размера. Каждую модель можно сделать самоходной, если поставить на нее резиномотор.

Контуры отдельных частей кузова микроавтобуса увеличивают до нужных размеров, переносят на картон и вырезают. Кузов состоит из боковых (2), задней (4) и передней (3) стенок, а также крыши (5). При сборке переднюю и заднюю стенки надрезают по линиям сгиба и изгибают. Когда кузов будет собран и просохнет, его устанавливают на раму и приклеивают торцовыми сторонами рамы (на чертеже они обозначены как места для клея) к внутренним сторонам задней и передней стенок корпуса. Модель микроавтобуса можно окрасить любыми красками, нарисовать или наклеить окна и другие элементы внешнего оформления.

Самоходную модель легковой автомашины (рис. 29) с резиномотором изготовляют из картона. Боковые стенки кузова (1) имеют довольно сложные для начинающих моделистов контурные очертания, поэтому эти детали лучше вырезать по готовому шаблону или по клеткам.

Сделав разметку на материале, надо добавить к контурным очертаниям боковой стенки кузова дополнительные клапаны для склеивания. Их выполняют произвольно только на прямых отрезках контурного очертания. Отверстия для передней подвески и заднего моста - сквозные, квадратной формы. Благодаря такой форме облегчается их вычерчивание и вырезание (можно вырезать ножом по линейке), при этом не снижается качество работы ходовой части. Окна обозначают аппликативно (наклеивают) или вырезают по контурным линиям с подклейкой целлулоида (или кальки) с внутренней стороны. Рамой для таких моделей служит картонный прямоугольник (2), вырезанный в соответствии с размерами.

Линии сгиба фальцуют, придавая этой детали П - образную форму в сечении. Раму вклеивают между двумя боковыми стенками (ее положение обозначено на чертеже боковой стенки линиями невидимого пунктира). Рама одновременно служит полом для кузова. Крышу (5) и всю верхнюю часть кузова вырезают в виде длинной полосы из более тонкого картона такой же ширины, как и рама. Картонную полоску прикладывают к клапанам боковых стенок.

Пока кузов просушивается, можно приступить к сборке передней подвески и заднего моста. Оси делают из плотно скрученных (на клею) бумажных трубочек, палочек или реек (как для ранее построенных моделей). Длину осей (3) рассчитывают так, чтобы колеса (4) находились с внешней стороны кузова, свободно вращались и немного отступали от боковой стенки. Для колес лучше всего использовать щечки катушек из-под ниток, диаметр отверстий которых должен совпадать с диаметром оси. Если отверстие окажется велико, то ось надо обернуть полоской бумаги, смазанной клеем, а если мало, то отверстие надо увеличить круглым напильником или зачистить плоским напильником ось.

При сборке колеса сажают на ось обязательно на клею. Посадив одно колесо на ось, пропускают ось через отверстия в раме и только после этого сажают на клею второе колесо.

Фары, бамперы и другие элементы выполняют аппликативно, а при желании их можно изготовить в соответствии с деталями и элементами, устанавливаемыми на автомобилях, а фары сделать действующими.

Эта модель может также быть снабжена резиномотором. Для этого берут две резиновые нити и неподвижно закрепляют их концы на середине оси задних колес так, чтобы при вращении рукой заднего колеса резина наматывалась на ось (рис. 30). Свободные концы резиновых нитей закрепляют в передней части рамы модели. Резина, наматываемая на заднюю ось, дает натяжение и, раскручиваясь, вращает задние колеса, которые толкают модель. Из резиновой трубки можно нарезать колечки, которые, натянув на колесные диски, можно использовать в качестве шин.

Гоночный автомобиль . При изготовлении простейшей ходовой части и кузова гоночного автомобиля надо еще до начала работ внимательно изучить рис. 31, на котором указаны все необходимые размеры. Здесь для создания модели использована фанера, которая в описанных до этого конструкциях не применялась.

Раму модели (1) и передние колеса (2) выпиливают из фанеры толщиной 3 мм, а задние колеса (3) - из фанеры толщиной 8 мм.

Заготовленные детали обрабатывают напильником и наждачной бумагой. На обод задних колес наклеивают полоски наждачной бумаги, чтобы обеспечить лучшее сцепление колес с поверхностью трассы.

В центре каждого колеса просверливают отверстие диаметром 1,5 мм. Скобы (4) для крепления осей колес вырезают из жести, просверливают в них отверстия диаметром 2 мм, отгибают концы и прибивают скобы к раме. Оси (5) изготавливают из проволоки диаметром 2 мм, вдевают их в скобы, а на концы плотно насаживают колеса.

Для изготовления роликов-катушек из двух отрезков карандаша выбивают грифель. Укрепляют ролики-катушки гвоздями на раме так, чтобы они свободно вращались (6).

Из канцелярской скрепки выгибают крючок (7) и укрепляют в носовой части рамы. Резиномотор (8) - это круглая или квадратная резина сечением 1×1 мм и длиной 250 мм. Один конец резины привязывают к задней оси, другой перекидывают через ролики-катушки и привязывают к крючку.

В одно из задних колес вбивают гвоздь - это будет заводная ручка. Из ватмана или другой плотной бумаги вырезают развертки (9, 10, 11) деталей кузова и окрашивают их цветной тушью или акварелью. Когда краска высохнет, детали склеивают, а потом клеем же прикрепляют их к раме. Модель готова. Можно приступить к запускам.

А теперь подумайте сами, как сделать другие кузова из ватмана и как поставить их на уже сделанную раму.

Липецк, 2006

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ……………………………….2

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ………………………………………….6

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО-Ф-15 …………………….8

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА ………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….14

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ

Для постройки контурных моделей автомобилей нужны следующие материалы: фанера толщиной 3 – 4 мм, картон, жесть, стальная проволока диаметром 2 – 2,5 мм, клей ПВА и «Момент», припой, резиновая нить и эмалевые краски.

Прежде всего все детали модели вычерчиваются в натуральную величину. Если нужно построить много одинаковых моделей, то чертёж переносится на кальку – он будет служить дольше.

Лист фанеры зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и накладывают на него копировальную бумагу, а сверху кнопками прикрепляют кальку с рабочим чертежом. Рисунок кузова автомобиля по длине должен быть размещён вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Все линии чертежа аккуратно обводятся карандашом. Прямые линии нужно проводить, пользуясь линейкой, кривые – с помощью лекал, окружности – циркулем.


Форму силуэта автомобиля можно выполнить также и по шаблону, сделанному из плотного картона.

Контурную модель автомобиля изготовить нетрудно. Составные части этих моделей следующие: силуэт (контур) корпуса, колёса и резиномотор.

Все детали, изображённые на чертежах, выпиливают лобзиком, а затем придают им обтекаемую форму, закруглив края надфилями и наждачной бумагой. Колёса нужно выпиливать особенно тщательно, чтобы модель лучше двигалась. В крайнем случае, колёса можно применить и уже изготовленные на заводе.

Для придания модели более объемной формы верхнюю её часть, те кузов, склеивают из нескольких одинаковых деталей, наложенных одна на другую. После сборки кузов приклеивают к раме. Шипы должны плотно входить в гнёзда, вырезанные в раме.

Затем приступают к изготовлению ходовой части модели. Две жестяные скобки П – образной формы служат подшипниками для осей, на которые насаживают колёса. Скобки прикрепляют к раме мелкими гвоздями, или приклеивают клеем, или прикручивают мелкими шурупами. Отверстия в скобках и колёсах сверлят дрелью. Для осей берут проволоку диаметром 2 – 2,5 мм. Очень удобно использовать для этого старые велосипедные спицы, вязальные спицы и др. Свободный конец оси просовывают в отверстие подшипника, надевают пластмассовую шайбочку и насаживают колесо. Тоже делают и с другой стороны. Шайбочки надевают для того, чтобы не было продольного смещения оси и колёса не тёрлись о края рамы.

Чтобы колёса не буксовали, на обода колёс наклеивают узкую полоску наждачной шкурки или надевают на колёса резиновые шины, вырезанные из старой велосипедной камеры.

Ход модели проверяют на ровной поверхности стола. Колёса должны касаться поверхности стола и вращаться легко и ровно.

Особый интерес представляет модель грузового автомобиля, где на раму с той же ходовой частью можно установить объёмный кузов в размерах натуральной величины модели.

Далее на модель устанавливают резиномотор. Для изготовления резиномотора подходят резиновые нити или ленты с сечением различной формы. В продаже имеется специальная авиамодельная резинка в мотках, рыболовная резина, а также резина входящая в состав наборов с материалами для постройки различных резиномоторных моделей.

Простейший резиномотор: один конец резины прикрепляется к гвоздику, вбитому в переднюю часть рамы, другой – к задней оси. Двигатель заводят движением задних колёс модели: при этом резина наматывается на заднюю ось.

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ

Приступая к изготовлению модели бронеавтомобиля, в первую очередь определяют масштаб и габаритные размеры, а также материалы, из которых она будет сделана. Так, для изготовления крупных моделей желательно взять ДВП, водостойкую фанеру толщиной 2,5 – 4 мм, плотный картон или жесть; для малоразмерных – фанеру 1 – 2,5 мм, картон, тонкий листовой пластик. Отдельные детали можно выполнить из пенопласта типа ПВХ или ПС – 1.

Работа разделяется на два этапа: изготовление шасси в сборе и бронекорпуса.

Используя руководство по устройству грузового автомобиля, сделать балки переднего и заднего мостов. Раму шасси выпиливают из фанеры толщиной 4 -5 мм.


Для малоразмерных моделей допускается применение готовых колес из наборов «Конструктор», для больших диски колёс и шины придётся делать самостоятельно.

Перед изготовлением корпуса вырезать шаблоны и с их помощью разметить материал. Начинают с основных деталей корпуса и кузова: боковых панелей, листов крыши, передней и кормовой частей деталей бронекапота и др. После вырезки или выпиливания необходимо подогнать и обработать стыки. Предварительно прорезываются двери (или наклеиваются имитирующие их листы картона) и смотровые люки.

Машина имеет полностью бронированную только кабину. Вооружение – пушка или пулемёт за коробчатым щитом большого размера в кузове. Там же, в боковых амбразурах, располагается пулемёт, который можно переставить с борта на борт. Ещё один пулемёт находится в кабине.

Готовые детали склеиваются друг с другом. Окрашивать модель лучше в два этапа: после изготовления шасси и бронекорпуса загрунтовать и зашпаклевать их с последующей шлифовкой неровностей и нанесением первого слоя краски. Окончательную окраску неяркой зелёной «защитной» краской провести после сборки, проверки и устранения недоделок.

Для окраски можно воспользоваться аэрографом или пульверизатором. С их помощью краску удаётся нанести равномерным слоем.

Модель бронеавтомобиля можно дополнить деталями, имитирующими различные части корпуса модели: заклёпки бронекорпуса, ручки дверей и люков, подножки, лесенки и др. (заводские или собственного изготовления).

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО –Ф – 15

1 ноября 1924 года рабочие завода АМО (теперь завод имени ёва – ЗИЛ) собрали первый советский грузовой автомобиль АМО –ф – 15.

Предполагается построить масштабную модель автомобиля АМО – Ф -15. Модель не является точной копией прототипа. Некоторое изменение масштаба и отсутствие нескольких деталей допущены с целью упрощения изготовления модели.

Работу по изготовлению модели начинают с кузова. Для работы потребуются следующие инструменты: лобзик с пилками, нож(резак),шило, плоскогубцы, напильники, надфили, наждачная бумага и др., а так же материалы: фанера 3 – 4 мм, ДВП, бруски и рейки, картон, толстый целлулоид и др.

Изготовление кузова начинают с выпиливания днища и боковин кузова. Эти детали по всей длине имеют неглубокие риски, имитирующие стыки досок кузова. На днище их 9, на боковинах по 6. Риски наносятся острым ножом с помощью железной линейки. Затем из подкузовных брусьев собирается остов. После сборки подкузовные брусья и инструментальные ящики приклеиваются к днищу кузова. Теперь остаётся приклеить на боковины накладки. По длине кузова их 4 , по ширине – 2.

Приступая к изготовлению кабины, обратить внимание на некоторые характерные особенности. На её задней стенке имеются риски, имитирующие стыки досок (их 11), и решётка заднего окна. Решётку проще всего изготовить из спичек. Для имитации радиатора можно использовать мелкую стальную, медную или латунную сетку, покрашенную в чёрный цвет.

Рама наиболее трудоёмкая часть модели. Сначала склеивают между собой продольный и поперечный лонжероны, уголки и поддоны рамы. Затем собирается передняя часть рамы и задние рессоры. Для предотвращения перекоса осей, проушины для крепления передних и задних колёс, задний мост и детали силовой передачи приклеиваются в последнюю очередь. Для изготовления карданного вала можно использовать обычные клеевые кисточки, а заднего моста – деталь, выточенную на токарном станке .

Для склейки деталей модели используют клей ПВА и клей «Момент». После сборки деталей и узлов начинается самая ответственная часть работы над моделью – подготовка её к покраске. От неё зависит внешний вид модели.

Все собранные детали зачищаются мелкой наждачной шкуркой. Щели, трещины тщательно шпаклюются нитрошпаклёвкой. Когда все детали отшпаклёваны и зачищены, приступают к их покраске.

Первые 10 автомобилей были окрашены в ярко – красный цвет. В дальнейшем окраска грузовиков была зелёной, серой или бежевой.

Распределение цвета такое: рама, подножка, приборная доска, рулевое управление, рычаги, решётка задней стенки кабины, крыша кабины и радиатор окрашиваются в чёрный цвет, всё остальное – в основной, например, тёмно – зелёный.

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА

Цель работы: ознакомить учащихся с устройством резономотора, рационально планировать работу, находить способы соединения деталей из различных материалов, развивать самостоятельность в практической работе и т. д.

Материалы и инструменты: фанера, толстый картон, проволока, лобзик, резак, наждачная бумага, клей и т. д.

Ход работы:

1. Выпилить корпус и раму из фанеры.

2. Определить размеры двух кронштейнов в зависимости от ширины рамы, разметить, вырезать и согнуть кронштейны из жести.

3. Разметить выкройку отвала бульдозера, вырезать и согнуть ее.

4. Продумать крепление кронштейнов и отвала, укрепить их на раме.

5. Изготовить колеса. Каждое склеить из 3 дисков: одного внутреннего диам. 42 мм и двух наружных диам.50 мм.

6. С помощью проволочных осей (в работе можно использовать вязальные спицы) установить колеса на кронштейны. Гусеницы изготовить из тесьмы. Шов сделать по возможности гладким.

7. Установить резиномотор. Резина должна обхватывать гвоздик передней части рамы, а концы ее следует привязать к задней оси.

8. Укрепить корпус на раме при помощи шипов и прорезей.

Список литературы:

1. «Техническое конструирование».М., изд. ДОСААФ, 1977.

2. «Учите детей мастерить». М., Просвещение, 1980.

3. «Энциклопедия самоделок юного мастера». М., Молодая гвардия, 1992.

4. , «Модель и машина». М., Просвещение, 1982.

5. «Начинаем мастерить из древесины». М., Просвещение, 1979.

6. «Техническое моделирование» (сост.).СПб, «Кристалл», 1997.

7. «Техническая игрушка в трудовом воспитании детей». М., просвещение, 1982.

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Валуйская городская станция юных техников»
Белгородской области
«Изготовление модели легкового автомобиля »

(Занятие 9-23 первый год обучения)


Методическая разработка для обучающихся 7 - 13 лет

Андреев Алексей Владимирович

г. Валуйки


2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. Пояснительная записка..……………………………………………………..3

2.Цель и задачи занятий……………………………………………………......4

3.Теоретический материал для проведения занятий………………….. …….4

3.1. Классификация автомобилей………………………….. …….........................4

3.2.Общее устройство автомобилей…………………… ……..........................5

3.3.Типаж автомобилей………………………………………. ….. …..............6

3.4.Конструирование……………………………………...................................7

3.5.Расчет редуктора……………………………………....................................7 3.6 Кинематические схемы подвесок авто­мобилей.........................................8

3.7 Автомобиль - прототип модели……………………...................................9 4. Практическая работа………………………………………….......................11

4.1. Проектировка конструкции модели……………………...........................11

4.2.Изготовление автомодели………………………………............................13

4.3.Проведение соревнований………………………………….......................14
5. Заключение……………………………………………………......................15
6. Литература………………………………………………...............................16

1. Пояснительная записка.
Задача педагогов дополнительного образования спортивно-технической направленности – пробуждать у ребят желание заниматься техническим творчеством, формировать мотивацию к инженерной деятельности в школьном возрасте посредством занятий техническим моделированием и конструированием.

Цель занятий в технических объединениях – развивать у обучающихся техническую смекалку, конструкторские и изобретательские способности, расширить область применения полученных знаний на практике.

Большой популярностью среди детей пользуется объединение автомоделистов. Как показывает опыт, большой интерес для школьни­ков представляют модели транспортных средств (особен­но автомобилей), так как эти модели являются примерами полноценных машин со всеми основными функциями и ха­рактерными признаками: двигателями, движителями, пере­даточными механизмами, рабочими органами, несущими конструкциями и т.д. И еще одним достоинством автомо­делизма является то, что модели можно испытывать на не­оборудованных площадях. Все это делает автомоделизм ин­тересным, доступным и достаточно дешевым видом моде­лизма.

Данная методическая разработка - это результат работы педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области Андреева Алексея Владимировича. Андреев А.В. руководит творческим объединением «Автомоделизм», имеет высшее техническое образование, вторую квалификационную категорию, педагогический стаж работы 3 года.

Тема «Модели грузовых и легковых автомобилей» изучается на занятиях первого года обучения. Основные типы занятий - сообщение новых знаний, комбинированные, занятие - соревнование. Методы, которые педагог использует на занятиях - наглядный, практический, частично-поисковый. Для изготовления модели легкового автомобиля понадобилось 30 учебных часов (15 занятий).

При определении формы изготавливаемой модели надо учитывать взаимодей­ствие человека и модели при ее эксплуатации (эргономи­ку), возможности изготовления в условиях мас­терских станции юных техников, приобретения отдельных деталей. При разработке формы модели целесообразно исполь­зовать простые материалы: бумагу, картон, пластилин, гли­ну. Необходимо проработать несколько вариантов и выб­рать наилучший из них. Также важно чтобы модель для начального этапа моделирования была доступна для изготовления детьми младшего школьного возраста, проста в изготовлении, чтобы школьник мог самостоятельно изготовить её и воспользоваться результатами своего труда. Изготовив модель, воспитанник может принять участие в играх и соревнованиях среди сверстников, что вызовет живой интерес к автомоделированию и позволит заниматься им далее, развиваясь и совершенствуясь.

При разработке формы модели надо помнить не только о технической стороне модели, но и эстетической. Хоро­шо работающая модель, которая к тому же и эстетично ис­полнена, вызывает удивление и восхищение. Моделисту-конструктору необходимо знать основные законы техни­ческого конструирования. При отделке моделей или других технических устройств необходимо применять современный дизайн. Большую помощь при определении формы и выборе цвета изделия могут оказать цветные фотографии, слайды, диапозитивы изделий, близких по назначению к создаваемой модели.

2. Цель и задачи занятий.
Цель: изготовить модель легкового автомобиля класса ЭЛ-4 для участия в областных соревнованиях по автомоделизму.

Задачи:


  • Ознакомить обучающихся с классификацией автомобилей, общим понятием об особенностях конструкции автомобилей разных классов;

  • Дать понятие о типах автомобилей;

  • Познакомить с правилами расчета отдельных частей автомобилей;

  • Учить выполнять технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи отдельных частей объемных моделей;

  • Познакомить с правилами сборки, регулировки, испытаний моделей;

  • Провести пробные и тренировочные запуски моделей;

  • Совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами;

  • Прививать интерес к автомоделизму.

3. Теоретические материалы для проведения занятий.

3.1 Классификация автомобилей.

Автомобили подразделяют на классы (по литражу двигателей или по общей массе автомобиля), виды (по эксплуата­ционному назначению), модели (по регистрационному номеру), модификации моделей автомобилей (по знаку модификации и по экспортному исполнению), В соответствии с указанной классификацией все автомобили имеют условное обозначение.

Первая цифра означает класс авто­мобиля. Легковые автомобили имеют четыре класса по литражу (рабочему объему цилиндра) двигателя: 1 -до 1,2 л; 2 - от 1,2 до 2 л; 3 - от 3 до 4 л; 4 - свыше 4 л.

Грузовые автомобили делят на семь классов по общей массе автомобиля или автопоезда: 1 - автомобиль общей мас­сой до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 по 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

Вторая цифра означает вид эксплуата­ционного назначения. Существует девять видов: 1 - легковые автомобили, 2 - автобусы, 3 - грузовые (бортовые), 4 - тягачи, 5 - самосвалы, 6 - цистерны, 7 - фургоны, 8 - электромобили, 9 - специальные автомобили (например трубовозы, мастерские и т. п.). К видам 1, 2 и 3 относятся стандартные автомобили, к видам 4, 5, 6 и 7 - специализированные автомобили, к видам 8 и 9 - специальные автомобили.

Третья и четвертая цифры в условном обозначении - это обозначение модели автомобиля, так называемый регистрационный номер. Класс и вид автомобиля могут оставаться прежними, а модель изменяться. Например, легковой автомобиль второго класса завода ВАЗ имеет несколько моделей: ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105.

Пятая (от 1 до 9) цифра в условно обозначении указывает на модификацию модели автомобиля. Например, если легковой автомобиль ВАЗ второго класса модели 01 выпускается с увеличенным литражем двигателя (в пределах класса), то в его обозначении появится пятая цифра 1: ВАЗ-21011. Если этот же автомобиль будет выпускаться с правым расположением руля - цифра 2 (ВАЗ-21012) и т. п. Цифру знака модификации устанавливает завод-изготовитель.

Шестая цифра в условном обозначении указывает на экспортное исполнение автомобиля. При этом употребляются только две цифры: 6 или 7. Цифра 6 это простое экспортное исполнение, цифра 7 - это экспортное исполнение для тропического климата.

Автомобили выпускаются с бензиновыми, газовыми и дизельными двигателями.
3.2 Общее устройство автомобилей.
Автомобили представляют собой совокупность механизмов и устройств, взаимно связанных между собой (см. рисунок 1). Автомобиль состоит из двигателя 5 , трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и кузова. В трансмиссию входят сцепление 12 , коробка передач 13 , карданная передача 15 , главная передача 20 , дифференциал 19 и полуоси 17.

Ходовая часть состоит из остова (рамы) 22 , на котором кре­пятся все механизмы и агрегаты автомобиля, передней подвески (рессор 7 и амортизаторов 8 ) и задней подвески 21 , осей 10 и 18, управляемых 9 и ведущих 16 колес.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма 6 и рулевого привода 11 ; тормозная система - из колесного тормозного механизма, управляемого педалью 4, и стояночного тормозного механизма 14 , управляемого рыча­гом 3 .

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и грузов. Он размещен на раме автомобиля. У гру­зовых автомобилей груз размещается на платформе 1 , а для водителя предусмотрена кабина 2 .


Схема расположения основных агрегатов автомобиля.

Рисунок 1


3.3 Типаж автомобилей.
Производство автомобилей организует­ся в пределах типажа, разработанного совместно производящими и эксплуатирующими организациями. Под типажом автомобиля понимают экономически оп­тимальную по номенклатуре и техническим параметрам совокупность, составляющую типоразмерные ряды, в которые автомо­били объединены общностью народно­хозяйственного назначения.

Типаж составляется раздельно по ви­дам автомобилей и строится на осно­вании классификационных параметров. Для легковых автомобилей классифика­ционные признаки - рабочий объем (в л) и собственная масса (в кг); для грузовых автомобилей - полная масса (в кг) и осе­вая нагрузка (в Н); для автобусов - габаритная длина (в м) и вместимость.

В типаже легковых автомобилей отра­жены: класс, группа, колесная формула, число мест и допустимая масса груза, полная масса, рабочий объем и макси­мальная мощность двигателя, максималь­ная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремон­та, трудоемкость обслуживания на 1000 км пробега.

В типаже грузовых автомобилей отра­жены: полная масса, базовая модель и основные модификации, грузоподъем­ность, колесная формула, мощность двига­теля, число цилиндров, удельная мощ­ность, осевая нагрузка.

В типаже автобусов отражены: габа­ритная длина, осевая нагрузка, назначе­ние, число мест для сидения, для про­езда стоя и общее, полная масса, мощ­ность двигателя, максимальная скорость, разгон с места до заданной скорости.

3.4 Конструирование.
Конструирование - разработка графической модели технического устройства, по которой возможна материа­лизация создаваемого устройства путем изготовления его в производственных условиях.

Слово «конструирование» происходит от латинского слова «construire» - строить, создавать, сооружать. Оно обозначает процесс создания нового устройства в виде ма­териального предмета, пригодного для практического ис­пользования.

Конструирование технического устройства проходит несколько стадий:


  • разработка более детального технического задания;

  • разработка эскизного проекта;

  • разработка технического проекта;

  • разработка рабочего проекта.
Перечисленные стадии оформляются в виде технических документов, совокупность которых составляет комплект конструкторской документации (КД), которая включает в себя текстовые документы и чертежи.
3.5 Расчет редуктора.
Так как двигатели, выпускаемые для автомоделей, являют­ся в основном высокооборотными (от 1 600 до 14 000 об/мин), то для обеспечения необходимой скорости передвижения, которая может быть определена по формуле, необхо­дим передаточный механизм - редуктор.

Редуктор служит не только для передачи вращения от вала двигателя к колесу, но и снижает количество оборо­тов вала двигателя и увеличивает крутящий момент (см. рисунок 2).

Передаточное число редуктора:

I = пдв / п к. ,

где n дв - частота вращения вала двигателя, об/мин; n к - частота вращения ведущего колеса, об/мин.

При передаче вращения гладкими колесами:

I = п1/ п 2 = d 2 / d1,

где d 2 - диаметр ведомого колеса, мм; d 1 - диаметр веду­щего вала, мм; п 1 - число оборотов ведущего вала; п 2 - число оборотов ведомого вала.

При наличии зубчатых передач:

I = n1 /n2 = z2/z1,

где z 1 ,- число зубьев шестерни; z 2 - число зубьев ведомо­го колеса. Здесь число i определяется для одной пары колес (одной ступени).

В многоступенчатой передаче:

i = i 1 i 2 .... i n

где i 1 , i 2 ..... i n - передаточные числа первой и последующей ступеней.






Некоторые варианты редукторов для моделей транспортных средств.

Рисунок 2.

3.6 Кинематические схемы подвесок автомобилей.
Подвески (см. рисунок 3), применяемые на моделях аналогичны автомобильным, однако при построении первых простейших моделей достаточно жесткой зависимой п-образной подвески.

Схемы подвесок.

а- зависимая; б - однорычажная независимая; в - двухрычажная независимая с рычагами равной длины; г - двухрычажная независимая с рычагами разной длины; д - независимая рачажно - телескопичекая; е - независимоая двухрычажная с торсионом; ж - независимая с продольным качанием.

Рисунок 3.

3.7 Автомобиль - прототип модели.
Для знакомства обучающихся с автомобилем - прототипом будущей модели, предоставим им наглядное изображение автомобиля.

В гамме легких коммерческих автомобилей компании FIAT – в 1999 году на бразильском заводе в г. Бетим, штат Минас-Жерайс, начался выпуск пикапа Strada (см. рисунок 4), который экспортируется во многие европейские страны. В настоящее время он уже занял крепкие позиции в своем классе на рынках Германии, Португалии и Греции и ряде других стран.

Рисунок 4.

Strada – новый пикап FIAT


Strada относится к семейству автомобилей FIAT-178, которые еще называют «мировыми автомобилями». Дело в том, что их конструкция отличается повышенной прочностью и надежностью, и предназначены они для выпуска и эксплуатации в странах без развитой сети дорог. В него входят также и модели Palio, Sienna и универсал Palio Weekend, которые планируется выпустить в России, в Нижнем Новгороде на производственных площадях СП «Нижегород Моторс» уже в этом году.

Высокое заданное значение грузоподъемности автомобиля – 630 кг, поставило перед его конструкторами сложную задачу разработки прочного несущего кузова с высокой жесткостью на кручение. Задача усложнялась тем, что Strada должен был иметь большую колесную базу – 2718 мм, чтобы получить длину грузовой платформы в 1,7 м. В результате ряда исследований удалось найти интересное решение. Кузов автомобиля, в отличие от многих аналогичных конструкций, не стали усиливать, приваривая к днищу дополнительные лонжероны (и превращая его, по сути, в рамный), а снабдили специальным каркасом.


Кузов Strada представляет собой пространственную конструкцию, сваренную из профилей закрытого сечения, воспринимающую нагрузки и обшитую внешними и внутренними панелями. Благодаря компьютерному моделированию сечения каркаса оптимальны в каждом конкретном месте кузова, что позволило снизить массу машины. Сложность работы заключалась также в том, что необходимо было учитывать и просчитывать зоны безопасности, или деформируемые в случае аварии передние и задние участки кузова. В результате, несмотря на внешнее сходство передней части с моделью Palio, Strada представляет собой очень оригинальный по конструкции современный пикап с высокими потребительскими свойствами.

Размеры грузовой платформы получились равными 1685 х 1350 мм. Правда, в зоне колесных ниш ширина отсека уменьшается до 1090 мм, зато пол платформы ровный, а загрузка производится через задний борт шириной 1095 мм. Именно для получения ровного пола автомобиль получил рессорную заднюю подвеску.

Правда, рессоры у пикапа выполнены по последним правилам: однолистовые, параболического профиля, широкие. Передняя подвеска типа Мак Ферсон, конструктивно схожа с применяемой на Palio, однако отличается повышенной прочностью элементов и жесткостью пружины. Минимальный дорожный просвет автомобиля составляет 165 мм, на машине установлены колеса с шинами 175/70R1488T повышенной грузоподъемности.

В Европу Strada поставляется с двумя типами двигателей: бензиновым, рабочим объемом 1242 см 3 мощностью 73 л.с. при 6000 об/мин и 1,7-литровым турбодизелем, развивающим 69 л.с. при 4500 об/мин. Коробки передач машин – пятиступенчатые, механические, с тросовым приводом механизма переключения. Пикап снабжен передними дисковыми и задними барабанными тормозами.


Следует отметить солидный перечень оборудования, которое может быть установлено на машину. Это наружные зеркала с электроприводом и электрообогревом, АБС, тент, колеса из легких сплавов, противотуманные фары и две надувные подушки безопасности для сидящих в кабине. Среди стандартного оборудования выделим противопожарную систему, подножку, расположенную за задним бортом, противоугонную систему с иммобилайзером.

Динамические качества автомобилей Strada достаточно высоки. Максимальная скорость с бензиновым мотором составляет 155 км/ч, с турбодизелем – 151 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч – 13,8 и 15,5 с соответственно. При 90 км/ч пикап расходует 6,3 л бензина и 6,0 л солярки. При 120 км/ч мы имеем цифры 8,7 л и 8,6 л. При испытаниях по городскому циклу получены значения: 8,3 и 7,8 л/100 км.

4. Практическая работа.
4.1 Проектировка конструкции модели .
Определившись в классе моделей, нами было принято решение о постройке модели из группы простейших, соответствующей параметрам Эл-4(объёмная модель автомобиля с электродвигателем). Электропитание модели внутреннее до5 Вольт. Длина не более 300мм.

Наша модель состоит в основном из трёх элементов: кузова, ходовой части и микроэлектродвигателя. По контурам автомобиля прототипа Фиат Strada вычертили развёртку кузова модели (см. рисунок 5).

Несущей конструкцией является рама (см. рисунок 6), к которой крепятся все элементы ходовой части, электродвигатель, источник питания и кузов модели. Для изготовления рамы выбрали шестислойную фанеру, так как к ней довольно несложно крепить все детали с помощью шурупов. Редуктор возможно использовать разной конструкции: зубчатый, фрикционный, ременный с передаточными числами i=4-8. Мы выбрали зубчатый.

Раскрой развёртки кузова модели.

Рисунок 5.


Чертёж рамы модели.

Рисунок 6.

4.2 Изготовление автомодели.
1. Кузов простейшей модели легкового автомобиля лучше сделать из бумаги, так как работа с этим материалом знакома начинающим автомоделистам. Воспользовавшись копировальной бумагой, переводим контуры развёртки корпуса на лист картона и аккуратно вырезаем по разметке. Загибаем клапаны, помеченные точкой, по пунктирной линии (для лучшего загиба прочертим линии изгиба карандашом).

Модель склеиваем от центра к краю, намазывая клеем не более двух клапанов ровным тонким слоем. Даём подсохнуть.

Клапаны, помеченные звездочкой, вначале загибаем по пунктирной линии, затем, нанеся клей с внутренней стороны, загибаем внутрь и плотно прижимаем. Затем приклеиваем накладные детали декора кузова, после высыхания клея красим нитроэмалью. Фары и фонари наклеиваем из с светоотражающей плёнки. Окончательную окраску выполняем маркерами.

2. Изготовление рамы автомодели начинаем с перевода рисунка на 6-миллиметровую фанеру, после чего по контуру выпиливаем лобзиком. Делаем отверстие для выключателя микро-электромотора.

3. Для изготовления подвески модели (см. рисунок 7) вырезаем из листового алюминия полоски для переднего и заднего моста. В указанных местах сверлим в них отверстия диаметром на 0,2мм больше диаметра осей колёс. Полоски сгибаем по пунктирным линиям в виде П-образных скобок. Эти скобки крепили на раме с помощью винтов с гайками или шурупов.

Чертеж подвески модели.

Рисунок 7

4. Оси колес ставим строго параллельно друг другу и перпендикулярно продольной оси днища. Только при этом условии модель будет двигаться прямо, никуда не сворачивая.

5. На ось двигателя устанавливаем ведущую шестерню (z 1 = 8). Ее можно припаять, если она металлическая, или плотно насадить на ось, если она пластмассовая. Ведомую шестерню (z 2 = 32) припаиваем к задней колесной оси. При отсутствии шестерен с таким числом зубьев можно использовать другие, но с тем же передаточным числом i = 4, например, z 1 = 6, 10, 12 и z 2 = 24, 40, 48 соответственно.

7. Устанавливаем источник питания - батарейку 4,5Вольт. Крепим батарейку скобой к раме с помощью шурупов.

8. Испытав шасси на ходу и подрегулировав узлы и механизмы окончательно, крепим кузов с помощью 10 шурупов по периметру кузова.

Модель готова. Можно принимать участие в соревнованиях по автомоделизму.


4.3 Проведение соревнований.
С целью отбора участника команды ВГСЮТ для участия в областных соревнованиях по автомоделизму проводим соревнование среди обучающих в автомодельном объединении.

Соревнования простейших моделей должны содержать в себе все основные элементы соревнований по автомодельному спорту.

Каждому участнику предоставляется три попытки, в зачет идет лучший результат, показанный в одной из них.

Соревнования моделей класса ЭЛ-4 проходят на площадке, имеющей следующую конфигурацию (см. рисунок 8).


Схема площадки для соревнований.

Рисунок 8.

Результат соревнований определяется по наибольшей сумме баллов, полученных за попадание в створ. При наезде на габаритную линию внешним колесом засчитывается попадание.

5. Заключение
Этот миниатюрный автомобиль с жесткой подвеской показал довольно хороший результат, заняв второе место в областных соревнованиях по автомоделизму в классе моделей Эл-4 (см. рисунки 9 и 10). Построив такую модель и опробуя её в действии, юный создатель не только приобщается к автомоделизму, но и становится конструктором, сделавшим первый шаг на этом поприще.

Модель на старте.

Рисунок 9

Модель при прохождении дистанции.

Рисунок 10

6. Литература.


  1. Автомобильный спорт. Правила соревнований. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.

  2. Александров Л.В. Моделирование - этап создания эффективных технических решений: Учеб. пособие/Л.В. Александров, Н.П. Шепелев. - М.: НПО «Поиск», 1991.

  3. Голубев Ю. Юному автомоделисту / Ю. Голубев, Н. Камышев. - М.: Просвещение, 1979.

  4. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М., 1980.

  5. Карачев А.А. Основы технического моделирования и конструирования. Учеб. пособие / А.А. Карачев, Е.М. Мазейкин, В.Е. Шмелев. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002.

  6. Карачев А.А., Шмелев В.Е. Спортивно-техническое моделирование. - Изд-во «Феникс», 2007.

  7. Осепчугов В.В., Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчёта. Москва Изд-во «Машиностроение»,1989.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Брянска Методическая разработка «Методика и технология изготовления модели машины» Подготовили: Медведева В.В., Якушева Н.В., педагоги дополнительного образования Брянск 2017

2 Введение Данная методическая разработка «Методика и технология изготовления модели машины» разработана с целью повышения уровня и качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в области начального технического моделирования. В методической разработке рассмотрено одно из направлений в начальном техническом моделировании изготовление модели грузового автомобиля. Раскрыто понятие начального технического моделирования, его значение и задачи по формированию умений и навыков учащихся. В материале содержится технологическая карта изготовления модели грузового автомобиля, материалы и инструменты, необходимые при работе. На занятиях по техническому моделированию важна не только модель, которую изготавливает учащийся, а и то, что он узнал в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал. Поэтому данная методическая разработка включает в себя презентацию, которая содержит следующую информацию: - мировая история создания грузового автотранспорта; - развитие грузовика в нашей стране за последнее столетие; - памятники, посвященные грузовику-труженику; - ЗАО «Брянский автомобильный завод»; - нетрадиционное использование грузового автомобиля.

3 налитическая часть Интерес к технике дети проявляют с ранних лет. Они видят, как развивается техника в нашей стране, им не терпится принять активное участие во всех делах и открытиях взрослых. Удовлетворяют этот интерес в работе с младшими школьниками, занятия по обучению их конструированию технических объектов. Техническое моделирование - один из видов конструкторскотехнологической деятельности учащихся. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей (автомобилей, судов, самолетов, ракет и т. п.). Техническое моделирование это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники. Начальное техническое моделирование это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений. В ходе реализации программы «Начальное техническое моделирование» учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят бумажные модели. Также проводятся беседы по истории авиации, флота, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. Программой предусмотрены беседы и рассказы о различных видах транспорта, о технике, облегчающей труд человека, о разнообразных технических объектах, о строительстве и архитектуре. Это пополняет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность,

4 вызывает у них потребность узнавать о технике все больше и больше. В программе используются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному ребенку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью. Одно из главных направлений в начальном техническом моделировании это изготовление моделей автомобильного транспорта. Здесь учащиеся занимаются не только изготовлением моделей конкретных машин, но и узнают историю развития автомобильного транспорта, классификацию транспорта по назначению (сельскохозяйственный, строительный и др.), знакомятся с устройством автомобиля, его разнообразием и применением. В данной методической разработке представлена технологическая карта изготовления базовой модели грузового автомобиля, на основе которой учащиеся смогут моделировать и более сложные модели машин. Практическая часть Изготовление модели грузового автомобиля Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы: Цветной картон, цветная бумага, гофрированный картон Деревянная палочка, пластиковая бутылка Карандаш, фломастер, линейка, ножницы, шило Клей ПВА

7 Заключение Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев неоднократно высказывался о том, что только существенное и качественное развитие в образовательных учреждениях РФ системы технического творчества позволит обеспечить надлежащую предпрофильную подготовку школьников, как будущих специалистов народного хозяйства и вооруженных сил. Поэтому очень важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребенка изготовлением моделей своими руками. Модели, предлагаемые учащимся, должны быть посильны для всех. На данном этапе каждый ребенок может проявить свое творческое воображение, выбирая индивидуальную окраску и оформление изготовленной им модели. Также учащиеся могут выполнять и творческие задания (элемент метода творческого проектирования), которые позволяют развить самостоятельность и творческую активность. Учащиеся самостоятельно разрабатывают и изготавливают изделие от идеи до её воплощения под руководством и контролем педагога на основании изученного материала. Во время обучения у учащихся развивается моторика, строится общение в своей группе, развиваются базовые и основные приёмы работы с простейшими инструментами, изучают устройство простых технических объектов. Умение хорошо владеть инструментом ручного труда приносит детям удовлетворение, сопровождается эмоциональным подъёмом. Такой труд имеет положительное влияние на развитие личности и на формирование устойчивых интересов к техническим занятиям. Эмоциональный подъём и интерес к технике позволяют создать благоприятные условия для развития инициативы учащихся, технической смекалки, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а значит, и занимать активную жизненную позицию.

8 Список литературы и Интернет-ресурсов 1. Адрианов П.Н., Галагузова М.А. Развитие технического творчества младших школьников. М.: Просвещение, Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, Автомобилестроение СССР. М., НИИН автопром, Памятники грузовикам Яндекс 7. ЗАО «Брянский автомобильный завод» 8. novate.ru 10 легендарных советских грузовиков


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Увлечение техникой у детей, как правило, начинается в старшем дошкольном возрасте. В этот период у ребенка возникает масса вопросов, связанных со строением, механизмами действия и

Пояснительная записка Одной из актуальных проблем развертывания внеучебной работы по технике является широкое привлечение к техническому моделированию школьников младших классов. Техника вторгается в мир

Департамент образования городского округа Тольятти Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Родник» городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Родник»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Основы моделирования» предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Кружок «Умелые ручки» в старшей группе. Руководитель педагог Первой квалификационной категории Широкова Лариса Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 70» Кировского района г.саратова «Рассмотрено» Руководитель ШМО /Ф.И.О. Протокол от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 «30» августа 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цель: Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в

Пояснительная записка Одной из главных задач обучения и воспитания учащихся на занятиях прикладным творчеством является развитие творческой культуры ребѐнка (развитие творческого нестандартного подхода

Направленность программы техническая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель программы формирование сознательного интереса к технике, развитие конструкторских задатков и способностей, расширение политехнического кругозора.

Пояснительная записка В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них

Рабочая программа кружка «Мастерилка» для 3 класса на 2015/2016 учебный год Разработчик программы Воспитатель класса Перепечина Мария Викторовна Высшей квалификационной категории Москва 2015 2 I. Пояснительная

План программы. 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи деятельности. 3. Содержание деятельности и образовательные технологии. 4. Организация образовательного процесса. 5. Результаты образовательного

Пояснительная записка В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления

МБДОУ д/с 21 МИНИ ПРОЕКТ Тема: «Волшебная бумага». Воспитатели Заковряшина С.В. Кривцова Е.А. Старшая групп, 2015г. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только

Пояснительная записка Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Детско-юношеский центр «Илья Муромец» «Рассмотрено»: Методическим советом Протокол / " от «& 3» 2016 г. ДО г. Иркутска ец»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые компетенции 4. Учебно-тематический план 5. Содержание образования 6. Материально-техническое оснащение 7. Литература СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» Принята на заседании методического совета 01.09.2016г. Протокол 1 Утверждена приказом директора ЦВР 361 от 01.09.2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступени творчества» Пояснительная записка Образовательная программа «Ступени творчества» имеет художественноэстетическую направленность. Обучение по данной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструирование и моделирование» Возраст учащихся 7-10 лет Срок реализации 2 года Составитель Назарова Нина Ивановна,

Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 года) (общекультурное направление) «Умелые ручки» Количество часов: 1 год обучения: 1 час в неделю, в год 33 часа 2 год обучения: 1 час в неделю, в год 34

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 273» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Заведующим МБДОУ 273 протокол 1 от 31.08.2018 С.Б. Кирюшиной Приказ 169 от 31.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности детского объединения «БУМАЖНЫЕ УЗОРЫ» Направление: художественно-эстетическое 1 класс Составитель: Калашникова Л.А., учитель начальных классов, первая категория;

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой» Дополнительная

Образовательная программа «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА» Автор: Мешари М.Т. ПДО СЮН Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет. Срок реализации 2 года Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую

Пояснительная записка Актуальность Программа «Бумажная пластика» представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 8 города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия 8» Лыкова Л.Л. «12» января 2015г. Рабочая программа кружка «Моя игрушка»

Программа внеурочной деятельности «Цветочные фантазии» п. Большой Исток 2016 Рабочая программа кружка «Цветочные фантазии» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС школьного образования. Программа

Пояснительная записка Декоративно-прикладное искусство удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Разработки занятий помогут привить детям интерес к культуре, истокам

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебная» направление: общекультурное для 2-Б класса на 2016-2017 учебный год Составитель: Идрисова Ф.И учитель начальных классов высшей квалификационной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1948 «Лингвист-М» (ГБОУ Школа 1948) РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения

Пояснительная записка Бумага сама по себе кладовая фантазии и игры воображения. Изготовление игрушек, поделок из бумаги труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги

Отдел образования Администрации Уйского муниципального района Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Уйский центр внешкольной работы» Ж.И.Тагирова Педагогический совет 1 «Утверждаю»

Пояснительная записка Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность программы научно-техническая. Программа "Техническое творчество" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического

Название проекта: Детский сад будущего Тематическое поле: детский сад Автор проекта: Романова А.В, Штырева С.И. Проблема: в процессе проектной деятельности, где сохраняется и поддерживается познавательная

1 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к учению; интерес к содержанию предмета «Технология»; желание принимать

И.Л. Третьякова учитель изобразительного искусства МОУ лицей 2 г. Волгограда Коллаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе На уроках изобразительного искусства дети обучаются различным

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1. Пояснительная записка 3 2. Учебно-тематический план 6 3. Содержание программы 7 4. Методическое обеспечение 9 5. Список литературы 6. Приложение «Календарно-тематическое планирование»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 6 «27» мая 2017 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Утверждаю: И.о. заведующей МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Л.П. Рябова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разработал: воспитатель 1 категории Баранникова Н.А. г. Уварово 2014 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ