Психологические основы безопасного управления трактора. Общие правила безопасной работы на тракторе. Безопасная эксплуатация тракторов

УТВЕРЖДЕНО:

Решением педсовета протокол №1

От_______________________ года

Председатель педсовета

Дмитриев В.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку " СХМ "

Основы управления и безопасность движения

Ступень обучения: среднее общее образование

Класс 10-11

Количество часов 48

Мастер п/о: Савенков Николай Васильевич

Программа разработана на основе: постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 №796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста – машиниста на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 03(1.1, 1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7) – 2000г., утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Пояснительная записка

Главной задачей профессиональной подготовки обучающихся является обеспечение социальной защищенности выпускников, за счет приобретения востребованной профессии тракториста-машиниста.

Программа составлена в соответствии со стандартом РФ профессионального образования ОСТ 9. ПО. 02. 37. 54 – 2000г. Содержание программы разработано на основе примерной программы подготовки трактористов категории «В», «С».

Данная рабочая программа подготовки трактористов-машинистов категории «В», «С» составлена для школьного учебного курса и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих из числа обучающихся 9 – 11 классов.

В процессе теоретических занятий обучающиеся изучают устройство, ТО, хранение и ремонт колесных тракторов с мощностью двигателя до 25,7 кВт (Т-16, Т-25) и от 25,7 кВт до 77,2 кВт (ЮМЗ-6, МТЗ и его модификации). В программу также включены разделы: ПДД, охрана труда, основы управления и безопасности движения, оказание первой доврачебной помощи.

Последовательность изучения тем по предметам и количество часов может быть изменено с учетом специфики образовательного учреждения при условии, что программа будет выполнена полностью.

Для проведения занятий оборудован специальный кабинет по устройству, ТО, ПДД и первой медицинской помощи.

Обучение вождению проводится вне сетки расписания мастером производственного обучения, имеющего удостоверение тракториста-машиниста соответствующих категорий, по графику, утвержденному руководителем.

Занятия по разделу «Оказание первой медицинской помощи проводятся медицинским работником (школьной медсестрой или работником сельского ФАПа).

Требования к результатам освоения программы.

Тракторист-машинист категории «В», «С» должен знать:

    Устройство, ТО всех узлов и агрегатов трактора;

    ПДД и основы законодательства в сфере дорожного движения.

    Основы безопасного управления транспортным средством.

    Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

    Приемы и правила оказания первой доврачебной помощи.

    Правила ТБ при ТО, ремонте и эксплуатации транспортных средств.

Тракторист-машинист категории «В», «С» должен уметь:

    Безопасно управлять транспортным средством, соблюдать ПДД;

    Выполнять контрольный осмотр транспортного средства.

    Обеспечивать безопасную перевозку грузов.

    Уверенно действовать в нештатных ситуациях.

    Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

    Устранять мелкие неисправности, возникшие во время эксплуатации транспортного средства с соблюдением ТБ.

Тематический план предмета
основы управления и безопасности движения

1.1.

Техника управления трактором.

1.2.

Дорожное движение

1.3.

1.4.

1.5.

Действия тракториста в штатных и критических режимах движения

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

Итого по разделу:

38

Раздел 2: Правовая ответственность тракториста

2.1.

2.2.

Уголовная ответственность

2.3.

Гражданская ответственность

2.4.

2.5.

2.6.

Итого по разделу:

10

Всего по разделам:

48

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Тема1. 1Техника управления трактором

Посадка тракториста за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия тракториста по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регули­рования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештат­ных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Скорость и дистанция. Железнодорожные переезды.

Тема 1.2 Дорожное движение

Эффективность, безопасность и экологичность дорожно-транспортного процесса.

Факторы влияющие на безопасность. Определяющая роль квалификации тракториста.

Обеспечение безопасности и экологичности дорожного движения. Требования по безопасности, предъявляемые к самоходной машине.

Тема 1.3 Психофизические и психические качества тракториста

Зрение, слух и осязание – важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный тракторист. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Тема1.4 Эксплуатационные показатели трактора

Показатели эффективного и безопасного выполнения транспортных работ: габариты, масса, скорость, устойчивость, топливная экономичность. Силы, вызывающие движение трактора: тяговая, тормозная, поперечная. Сила сцепления колес с дорогой. Устойчивость против опрокидывания. Тормозная система, рулевое управление.

Тема 1.5 Действия тракториста в штатных и критических режимах движения

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия тракториста при возникновении юза, заноса и сноса. Действия тракториста при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия тракториста при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия тракториста при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Тема 1.6 Дорожные условия и безопасность движения

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий. Движение по зимникам, ледовым переправам и другим опасным участкам дороги.

Тема 1.7 Дорожно-транспортные происшествия

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Причины и условия возникновения ДТП.

Тема 1.8 Безопасная эксплуатация тракторов

Техническое состояние механизмов и сборочных единиц. Безопасный пуск двигателя и блокировка пуска. Рулевое управление, тормоза, ходовая часть, электрооборудование. Экологическая безопасность.

Тема 1.9 Правила производства работ при перевозке грузов

Правила погрузки, разгрузки и перевозки грузов. Погрузочно-разгрузочные площадки. Длинномерный груз. Крепление груза. Техника безопасности при погрузке и разгрузке.

Тема 2. 1 Административная ответственность

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие удостоверения тракториста, задержание транспортного средства и т.д.).

Тема 2.2 Уголовная ответственность

Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности).

Условия наступления уголовной ответственности.

Тема 2.3 Гражданская ответственность

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Тема 2.4 Правовые основы охраны природы

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Тема 2.5 Право собственности на трактор

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства

Тема 2. 6 Страхование тракториста и трактора

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Согласовано:

замдиректора по УВР ____________ /Руднева Н. В./

Г.

Курская область, Обоянский район, с. Афанасьево

МБОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно-тематическое планирование

По предмету « Основы управления и безопасность движения»

Ступень обучения : среднее общее образование

Класс- 10-11

Количество часов 48 в неделю 3

Мастер п/о: Савенков Николай Васильевич

Планирование составлено на основе рабочей программы Савенкова Н. В. ,

утвержденной решением педсовета (протокол от 31. 08. 2016г. № 1)

Календарно-тематический план по предмету

«Основы управления и безопасности движения»

1 раздел:

Техника управления трактором

7 – 8

Дорожное движение

9 – 10

Психофизические и психические качества тракториста

11 – 12

Эксплуатационные показатели трактора

13 – 18

Действия тракториста в штатных и критических режимах

19 – 24

Дорожные условия и безопасность движения

25 – 30

Дорожно-транспортные происшествия

31 – 36

Безопасная эксплуатация тракторов

37 – 38

Правила производства работ при перевозке грузов

Всего по разделу

38

39 – 40

2 раздел

Административная ответственность

41 – 42

Уголовная ответственность

43 – 44

Гражданская ответственность

45 – 46

Правовые основы охраны природы

Право собственности на трактор

Страхование тракториста и трактора

Всего по разделу

10

Итого

48

Качество знаний и уровень овладения обучающимися практическими умениями и навыками.

Балл"5 " ставиться, если обучающийся, проявил знания, характеризующиеся правильностью, полнотой, осознанностью, системностью, прочностью и действенностью, а задание выполнил качественно, самостоятельно, активно, в установленное время, соблюдая требования культуры труда.

Балл "4" ставиться, если обучающийся, проявил знания и выполнил задание о основном соответствии с критериями для балла "5", но допустил незначительные ошибки в изложении учебного материала или при выполнении задания, которые сам устранил после замечания учителя.

Балл "3" ставиться, если обучающийся, проявил знания и понимание лишь основного учебного материала, смог объяснить естественнонаучные основы устройства и действия трактора, лишь по наводящим вопросам учителя; задание выполнил в основном правильно, но недостаточно быстро и качественно, часто обращался за помощью учителя и товарищей.

Балл "2" ставиться, если обучающийся, проявил незнание и непонимание большей части учебного материала; выполнил задание не полностью, низкого качества, несамостоятельно, несвоевременно, со значительными нарушениями требований культуры труда.

Балл "1" ставиться, если обучающийся, не знает учебного материала и не выполнил задание.

Ресурсное обеспечение программы

    Билеты по безопасной эксплуатации трактора для подготовки трактористов категорий «В», «С».

    Инструкции по ТБ.

    Административный, гражданский, уголовный кодексы РФ.

Правила техники безопасности при работе на тракторе


К работе на тракторе допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение на право управления трактором.

Перед пуском двигателя рычаг переключения передач должен находиться в положении «Н - только после остановки», рычаг переключения муфт грузового вала и заднего хода и рычаги гидрораспределителя навесного устройства - в положении «Нейтральное», а стояночный тормоз - затянут.

Преодолевать водные преграды надо при глубине брода не более 1 м после тщательной подготовки и проверки маршрута движения. Двигаться следует на пониженном режиме без остановок.

Прицепы и прицепные орудия должны иметь жесткие сцепки, не позволяющие им набегать на трактор.

Не допускается перевозка людей на прицепных орудиях, навесных машинах и вне кабины трактора. Запрещается находиться в кабине трактора более двух человек, включая тракториста.

Запрещается работать на тракторе при неисправных рулевом управлении, тормозной системе, электроосвещении и сигнализации, ходовой части, прицепном устройстве и при отсутствии крыльев над колесами. Не разрешается работать на тракторе с неисправными приборами.

Все рычаги управления трактором должны фиксироваться в соответствующих положениях. На полу кабины должен быть резиновый коврик.

Свободный ход рулевого колеса для нового трактора должен быть не более 0,435 рад (25°). При увеличении свободного хода более 0,610 рад (35°) следует устранить зазоры в шарнирах тяг следящего устройства.

Тормоза трактора должны быть исправны. При торможении трактора, движущегося по сухому и твердому грунту со скоростью 8,33 м/с (30 км/ч), тормозной путь должен быть не более 13 м. при скорости 5,56 м/с (20 км/ч) - не более 6,5 м. Полностью выжатая педаль тормоза не должна упираться в пол кабины.

Перед троганием с места необходимо убедиться, что давление воздуха в пневматической системе тормозов не менее 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).

Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены, закрыты крышками и не должно быть течи электролита.

Перед включением включателя «масса» после длительной стоянки трактора (более суток), особенно в летнее время, следует открывать верхние крышки контейнеров аккумуляторных батарей на время не менее 5 мин для удаления взрывоопасной водородно-воздушной смеси, образующейся в процессе саморазряда.

Доливать в электролит аккумуляторных батарей нужно воду, а не серную кислоту, так как брызги кислоты могут причинить сильные ожоги.

Следует соблюдать осторожность при работе с антифризом: он ядовит, и попадание даже небольшого его количества в организм человека может вызвать тяжелое отравление. При эксплуатации термоса более одних суток в нем следует сменить воду.

При работе на склонах следует проявлять особую осторожность в вождении трактора. Уклон не должен превышать 0,087 рад (5 °).

Поперек склона разрешается работать только на передачах I и II режимов.

Переезд через плотины, гати и мосты разрешается только на пониженных скоростях.

Переезжать с навесными машинами через канавы, бугры и другие препятствия рекомендуется под прямым углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора.

При движении под уклон запрещается использовать накат. При движении накатом по прямой без уклона рычаг переключения передач необходимо установить в положение «Н - только при движении».

Прицеплять к трактору и навешивать сельскохозяйственные машины и орудия на трактор должны лица, обслуживающие данные машины. Прицепщик, навешивающий машину, должен стоять в стороне до полной остановки трактора и начать сцепку (навеску) только после сигнала водителя.

Подъезжать на тракторе к сельскохозяйственным машинам, орудиям или прицепам нужно на малой скорости с не полностью выжатой педалью слива.

Перед троганием с места необходимо убедиться, что путь свободен и между трактором и сельскохозяйственными орудиями, а также в районе шарнирного устройства рамы нет людей. О начале движения предупредить сигналом.

При длительной остановке не разрешается оставлять навесное сельскохозяйственное орудие в поднятом положении. Запрещается находиться под поднятым орудием.

Поворачивать и разворачивать трактор с навесным орудием следует плавно.

Перед тем как выйти из трактора, необходимо установить рычаг переключения передач в положении «Н - только после остановки», рычаг переключения муфт грузового вала и заднего хода и рычаги распределителя - в положение «Нейтральное» и затянуть стояночный тормоз.

Допустимая скорость трактора на подъездных путях и проездах должна быть не более 2,77 м/с (10 км/ч), в производственных помещениях - не более 0,56 м/с (2 км/ч).

Для подъема переднего и заднего мостов и трактора необходимо применять домкраты грузоподъемностью не менее 120000 Н (12000 кгс). Под колеса трактора следует устанавливать колодки.

При пользовании домкратами, погрузке и разгрузке трактора во избежание складывания полурам нужно установить на штоки гидроцилиндров поворота разрезные втулки, предотвращающие перемещение штоков. Для погрузки и разгрузки трактора необходимо применять кран грузоподъемностью не менее 150000 Н (15 000 кгс) со специальным захватом.

При подъеме трактора запрещается работать неисправными инуструментом и тросами, находиться под трактором.

Работы, связанные с применением электросварки непосредственно на тракторе, следует выполнять при выключенном выключателе «массы».

При накачивании шин на колесе не должны находиться манометр, монтажный инструмент и другие предметы.

Не разрешается находиться напротив боковин шин; запрещается контролировать давление в шине при включенной подаче воздуха; следует периодически проверять давление в шине, не допуская его превышения.

При хранении трактор необходимо установить на прочные подставки или козлы.

При использовании трактора на транспортных работах нужно соблюдать следующие меры предосторожности: проверять надежность работы пневматической системы тормозов; особое внимание следует уделять выбору скорости движения, учитывая дорожные условия, радиус поворота, обзорность, особенности и состояние транспортных средств и перевозимого груза. Разрешается движение с максимальной скоростью 8,3 м/с (30 км/ч) только на дорогах с сухим твердым покрытием. Запрещается агрегатировать с трактором прицепы и трайлеры с неисправной тормозной системой.

К атегория: - Тракторы Кировец

ТЕМА: ДВИЖЕНИЕ ПО ЗАГОРОДНЫМ ДОРОГАМ

Цель: дать важные сведения о сельском транспор­те (тракторах и прицепах к ним, самоходных

сель­хозмашинах, гужевом транспорте); изучить допол­нительные требования к движению

гужевых пово­зок и погонку животных.

Занятие: 8/8

Урок: 33

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: брошюры ПДД (раздел 24), плакаты с изображением

сельскохозяйственной транспортной техники, самоходных

сельхозмашин и гужевой по­возки; знаки 1.26 «Перегон скота»,

1.27 «Дикие животные», 3.8 «Движение гужевых повозок

запрещено», 3.6 «Движение тракторов запрещено», 3.7 «Движение

с прицепом запрещено».


Ход урока:
I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

Что такое травма, чем она может быть вызвана?

Каковы признаки вывиха и первая помощь при нем?

Что делать, если нет шин и подручных материалов?

Каковы общие правила наложения шины при переломах?

II. Основная часть

классах», стр. 72-75


Современное село немыслимо без транспорта. С по­мощью сотен тысяч автомобилей, тракторов и прицепов перевозят удобрения и посевной материал на поля, корм для скота - на фермы, продукцию сельскохозяйствен­ных предприятий - на заготовку, переработку или про­дажу.

Сельскохозяйственная транспортная техника и само­ходные сельхозмашины движутся по дорогам, т. е. уча­ствуют в дорожном движении, и поэтому подчиняются Правилам дорожного движения. К сельскохозяйствен­ным самоходным машинам относятся тракторы, само­ходные шасси, комбайны.

Тракторы - незаменимая тяговая сила для всевоз­можных сельскохозяйственных машин и орудий. В сельском хозяйстве применяются гусеничные тракторы и колесные. Эта техника обладает высокими тяговыми качествами и хорошей проходимостью, а колесные трак­торы - и достаточно высокой скоростью при движении по дорогам.

Кроме применения на полевых работах, очень часто тракторы используются как тягачи, они буксируют при­цепы с сельскохозяйственными грузами не только по сельским, но и по шоссейным дорогам. При перевозке таких грузов трактору с прицепом не всегда удобно подъехать к месту погрузки или разгрузки, ухудшается маневренность и проходимость, поэтому создана особая конструкция трактора, получившая название «самоходное шасси» - колесный трактор, на основании которо­го устанавливается транспортная тележка.

Гужевой транспорт - повозка, в которую запрягает­ся лошадь (лошади), - старейшее транспортное средст­во из числа тех, которыми пользуются люди. На таких повозках в сельской местности перевозят сельскохозяй­ственную продукцию, сырье и другие грузы.

Для того, чтобы сельский транспорт не мешал дви­жению других транспортных средств и правильно вы­полнял свою задачу, водители тракторов, комбайнов, са­моходных шасси и гужевых повозок обязаны знать и выполнять Правила дорожного движения. Для управле­ния тракторами, самоходными шасси и комбайнами во­дители обязательно должны иметь удостоверение на право управления этими машинами.

Предлагаю найти в ПДД знаки, регулиру­ющие движение на загородных дорогах сельхозмашин, гужевых повозок и скота (см. приложение рис. 44).

Обращаю внимание на знак с изображени­ем бегущего лося - «Дикие животные». Он устанавли­вается там, где дорога проходит по лесам, заповедни­кам, где на проезжей части могут появиться дикие животные.

Предлагаю в ПДД, в разделе 24 «Допол­нительные требования к движению велосипедов, мопе­дов, гужевых повозок, а также к погону животных» (кроме п. 24.3), найти ответы на вопросы (при необходимости до­полняю ответы учеников).

В каком возрасте разрешается управлять гужевой повозкой и быть погонщиком животных?

Нередко возницами гужевых повозок и погонщиками скота вы­ступают учащиеся средних школ, работающие в селе во время про­изводственной практики. Управлять гужевой повозкой разрешается лицам не моложе 14 лет, а в некоторых случаях этот возраст мо­жет быть снижен до 12 лет.

Где и как должны двигаться гужевые повозки?

Возница гужевой повозки должен в течение всего времени дви­жения держать вожжи в руках, ехать только по крайней правой полосе в один ряд, не дальше 1 м от края проезжей части. Выезд на большее расстояние допускается лишь во время обгона, объезда. Пе­ред совершением маневра водитель (возница) должен подавать пре­дупредительные сигналы. Разрешается движение гужевых повозок по обочине, если это не создаст помехи движению пешеходов. На до­рогах, не предназначенных для движения гужевого транспорта, ус­танавливается запрещающий знак «Движение гужевых повозок за­прещено».

Предупредительные сигналы водителя гужевой повозки: а - сигнал поворота налево; б - сигнал поворота направо; в - сигнал торможения.

Где, когда и как следует перегонять животных?

Как правило, это происходит в светлое время суток и в тех ме­стах, где установлен знак «Перегон скота». Погонщики должны на­правлять животных как можно ближе к правому краю дороги. Преж­де чем приступить к перегону скота через дорогу, погонщики оста­навливают стадо, убеждаются в том, что ни с одной из сторон нет приближающегося транспортного средства, выходят на середину до­роги, становятся примерно на ее продольной оси лицом друг к другу и пропускают стадо между собой. Если во время перехода через доро­гу появится какое-нибудь транспортное средство, погонщики пода­ют водителю знак остановиться, и он обязан ему подчиниться, пе­реждав, пока животные пройдут через дорогу. Самостоятельно, без присутствия взрослых перегонщиков, погон стада животных уча­щимся запрещается.

В каких местах и как можно перегонять животных через же­лезнодорожные пути?

Местами, отведенными для прогона скота, служат железнодо­рожные переезды или специально оборудованные скотопрогоны. Ста­до в целях безопасности переводят через железнодорожный переезд группами, при перегоне скота должны соблюдаться ПДД и указания дежурного по переезду.

Что запрещено водителям гужевых повозок, погонщикам вьючных, верховых животных и скота?

Оставлять на дороге животных без надзора, прогонять их через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток или в условиях недостаточной види­мости, вести животных по дороге с асфальта- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.


III. Закрепление материала:

Можно ли оставлять гужевую повозку на дороге без присмотра?

IV. Итог урока
V. Домашнее задание: Конспект, ПДД раздел 24.

ТЕМА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДВИЖЕНИЮ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Цель: закрепить знания элементарных правил ве­лосипедистов. Дать понятия о порядке движения

на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и маневрирования, о

технических требовани­ях к велосипеду.

Занятие: 9/8

Урок: 34

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: велосипеды для езды в детском автого­родке (если их нет, то

занятие можно организовать, используя макет перекрестка, его

разметку и зада­чи для велосипедистов).
Ход урока:
I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

Какое транспортное средство называется гужевой повозкой?

Можно ли оставлять гужевую повозку на дороге без присмотра?

Какие сигналы подает водитель гужевой повозки при повороте налево, направо и при

торможении?

Как должен действовать водитель гужевой повозки при выезде на дорогу с прилегающей

территории или с второстепенной дороги в местах с ограниченным обзором? (Вести

животное под уздцы).

II. Основная часть

Сообщение темы и цели занятия

Объяснение нового материала: Л.П. Оривенко «Уроки по правилам дорожного движения в 5-9

классах», стр. 75-78


Повторение пройденного материала.

С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Ездить на велосипеде может даже самый маленький, но только там, где нет движения автомобилей - на закрытых, или загород­ных площадках, стадионах, и в других безопасных местах. По ули­цам и дорогам, по велодорожкам разрешается ездить ребятам с 14 лет , а если велосипед с подвесным двигателем - с 16 .

Где можно обучаться езде на велосипеде?

В тех местах, где нет автомобильного движения: во дворе, на стадионе, на территории пионерского лагеря...

Где запрещено ездить на велосипедах и почему?

Нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, по алле­ям парков, бульваров, так как всегда есть риск задеть пешеходов.

Чем в первую очередь нужно руководствоваться, покупая вело­сипед?

Необходимо подобрать велосипед по росту. На слишком высоком ве­лосипеде сидеть неловко, ноги не достают до педалей. Управлять таким велосипедом трудно. Неудобно также водить велосипед, если он мал.

Можно ли кататься на одноместном велосипеде вдвоем?

Это запрещено правилами. Когда на велосипеде едут два челове­ка, то управлять им очень трудно и можно упасть или попасть под машину.

Можно ли ездить на велосипеде, держась одной рукой или во­обще не держась за руль? Запрещено.

Дополнительные требования к порядку движения велосипедистов по проезжей части.

Сообщаю новые сведения о дополнительном требовании движения велосипедистов по проезжей части.

Правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, по­этому во время движения им необходимо следить за дру­гими транспортными средствами, пешеходами, сигнала­ми светофоров.

В многополосном потоке машин велосипедист зани­мает первую полосу, едет возле тротуара, на расстоянии не более 1 м от него или края проезжей части дороги.

Двигаться можно только в один ряд друг за другом.

Выезжать за крайнюю правую полосу разрешается лишь для объезда или обгона. При этом следует преду­преждать едущих сзади водителей, подавая сигнал пово­рота налево, вытянув левую руку в сторону, либо пра­вую согнув в локте вверх. Закончив объезд, велосипе­дист снова занимает место в правой крайней полосе.

Левый поворот или разворот велосипедисту разреша­ется делать, не слезая с велосипеда, только на перекрест­ке и в том случае, если он поворачивает с улицы, где име­ется одна полоса движения в данном направлении и по ней не ходят трамваи. При этом следует всегда пропус­кать транспортные средства. Во всех остальных случаях для того, чтобы сделать поворот налево или разворот, на­до сойти с велосипеда и, держа его за руль, перейти че­рез дорогу, соблюдая правила движения для пешеходов.

На перекрестке равнозначных дорог велосипедист должен всегда пропускать транспортные средства, при­ближающиеся справа, независимо от направления его движения.

Если на улице есть велосипедная дорожка, обозна­ченная соответствующим знаком 4.4, то едут только по ней. На нерегулируемом пересечении велосипедной до­рожки с дорогой все велосипедисты должны уступать до­рогу транспортным средствам, движущимся по дороге.

Велосипедистам разрешается ездить по обочине до­роги, но при этом они Должны соблюдать осторожность, не мешать другим пешеходам.

Велосипедистам разрешается перевозить на велоси­педах груз, но перевозимые предметы не должны ме­шать им в управлении и выступать более чем на полме­тра по длине и ширине за габариты велосипеда. Если это требование не соблюдать, управлять велосипедом будет трудно. Кроме того, за выступающий предмет легко за­деть проезжающему мимо автомобилю, а это может при­вести к несчастному случаю.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

Этап 1. Проверка велосипеда перед выездом (технические тре­бования к велосипеду) и его устройство:

Установить сиденье по своему росту: при нижнем положении педали нога, опирающаяся на нее, должна быть слегка согнута в ко­лене, но не вытянута, иначе будет трудно управлять велосипедом;

Велосипед должен иметь надежные тормоза (5);

Руль (3) должен быть хорошо закреплен;

Проверить натяжение цепи (6);

Проверить состояние колес (чтобы во время движения колеса не делали восьмерки), а также давление в шинах, затяжку резьбовых соединений в осях передних и задних колес (7) и в других местах;

Проверить исправность звонка (2);

Спереди должен быть фонарь с белым светом, а сзади с крас­ным (4) и красным светоотражателем.

Этап 2. Отрабатывание правил маневрирования:

Сигналы при левом повороте - вытянуть левую руку гори­зонтально в сторону или подать правую согнутую в локте вверх;

Сигналы при правом повороте - вытянуть правую руку го­ризонтально в сторону или поднять левую, согнутую в локте вверх.
III. Закрепление материала:

С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Где можно обучаться езде на велосипеде?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: Конспект; ПДД раздел 24.

Урок резервный

Тема урока: Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Безопасность туристов.

Цель урока: рассказать учащимся о правилах водного и велосипедного похода.
Ход урока
1. Организационный момент

2. Изучение нового материала.

3. Изучение нового материала.


В походах по рекам, озерам, морям и водохранилищам удачно сочетаются элементы познавания окружающей при­родной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям име­ет ряд особенностей.

В самом простом походе турист-водник должен уметь хо­рошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра про­довольствие и снаряжение; правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причали­вать к берегу и отваливать (отходить) от берега. Турист-вод­ник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встре­чающиеся на водных маршрутах, владеть приемами их преодоления, уметь применять различные способы самостра­ховки и взаимной страховки.

С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть: сильные течения, пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повы­шенной скоростью течения), перекаты (мелководные участки русла реки, расположенные поперек реки по всей ее шири­не), захламленное русло, плотины и т. п.

Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть, а при низких температу­рах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Путешествие по воде тре­бует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и бы­строго выполнения команд руководителя.

Для водного туризма используются различные виды лег­ких гребных судов; наиболее распространены байдарки, ката­мараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, дол­бленки, плоскодонки и суда местной постройки.

Большинство туристов-водников совершают свой первый поход на корпусно-разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, рас­познавать препятствия.


Подготовка к водному путешествию.

Если для водного путешествия будет использована де­ревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использова­на бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщатель­но осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой не­обходимо взять ремонтный набор, в ко­торый могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножни­цы и др.

В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безо­пасности.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, ко­торый необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застеги­вающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых /металлических) емкостях с плотно завинчивающимися крыш­ками.

Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бе­лье, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэти­леновых мешках.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке - в носовой части поверх багажа, в байдарке - на но­совой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности це­лесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег.

При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины - весла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку на во­ду, занимает свое место.

В походе судно должно находиться на расстоянии зри­тельной и голосовой связи с идущими спереди и сзади. Крик на воде должен означать только одно: «Терпим аварию!» Во всех остальных случаях это грубейшее нарушение дисцип­лины.

Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По ко­манде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу. Сидящий впереди турист выходит из лодки, подводит ее к берегу, за­бивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и с соблюдением правил безопасности выходят на берег.

При остановке на ночлег или на большой привал необхо­димо выбрать место для бивака. Берег реки должен быть удо­бен для причаливания и выноса судов. На берегу должна быть площадка, на которой можно разместить суда на ночь, и пло­щадка для установки палаток и разведения костра. Кроме того нужно помнить, что в таежной и тундровой зонах лучше выбирать хорошо проветриваемые места - там меньше комаров.

Туристы-водники часто устраивают биваки у впадения притока в основную реку, где обычно хорошо ловится рыба. Желательно для бивака использовать места старых стоянок и старых кострищ. Не рекомендуется устраивать бивак на острове - ночью уровень воды мо­жет подняться.

Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и вы­носят их (за исключением плотов) на берег. На время стоян­ки все суда должны быть привязаны.

Если погода ненастная, то организацию бивака начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

Возможные аварийные ситуации в водном походе

Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплыв­шие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, из­влечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать суд­но на мелководье.

Судно перевернулось на пороге . Команда перевернувше­гося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Коман­ды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с пе­ревернувшейся лодки вещи - продукты, костровые и спальные принадлежности.

Спасение тонущего . Если возникает необходимость в спа­сении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. 1 °сле этого один из находящихся в лодке, лежа на носу.

На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя ве­лосипед в руках, несложно преодолевать различные препят­ствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велоси­педистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в не­сколько раз выше скорости пешехода.

За день движения подготовленные велосипедисты в за­висимости от различных условий похода (погодные усло­вия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение, он может укрепить его на велосипеде.

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-х гг. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество вело­сипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовывали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петер­бург, из Санкт-Петербурга в Париж.

В настоящее время привлекательность велосипедных пу­тешествий растет, особенно после того, как в продаже появи­лись различные виды велосипедов и расширились возможно­сти велосипедных походов.

Каждый участник велосипедного похода должен в совер­шенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь гото­вить велосипед к походу и содержать его в исправном состо­янии.

Для юных велосипедистов существуют определенные воз­растные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не мо­ложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах

также с 14 лет. Однако этот возраст решениями соответству­ющих органов республик в составе Российской Федерации, краев, областей может быть снижен, но не более чем на 2 года.

Юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня. В любом случае необходимо хорошо усвоить Правила до­рожного движения и обязанности велосипедиста как водите­ля транспортного средства (подробнее об этом см. учебник 5 класса, § 2.4).

Для велосипедных путешествий и туристских походов го­дятся любые велосипеды - как дорожные, так и спортивные.

Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регули­ровать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идет по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более легкие колеса с узкими шинами, они имеют более легкий ход и хо­рошую маневренность. Спортивные велосипеды предпочти­тельнее использовать при езде по дорогам с твердым покры­тием (асфальтовым или бетонным).


4. Закрепление материала:

Назовите основные особенности водного туризма и подготовки к нему.

Назовите основные опасные факторы водного туризма.

Перечислите основные меры безопасности, которые необходимо соблю­дать на маршруте в

водном походе..
5. Итог урока
6. Домашнее задание: § 2.4, стр. 51-57. вопросы на стр. 57

Карточка к уроку № 24

1. Соблюдение __________________________________ во время активного отдыха в природных условиях имеет большое значение для обеспечения личной безопасности человека.

При любом виде активного отдыха на природе человек находится в режиме автономного существования, т.е. на «самообеспечении» своих жизненных потребностей. Для этого необходимо: _______________________________________________________________________________________

2. Перед использованием листья ______________ необходимо вымыть, измельчить и прикладывать к ране.

1. _________________________________________ в походе обеспечивает профилактику различных заболеваний и травм, способствует сохранению бодрости, здоровья, хорошего настроения и высокой работоспособности.

2. ______________________Растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов. Свежий сок ________________останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством.
1. ________________ предохраняет внутренние органы и мышцы человека от ушибов, от солнечной радиации, от проникновения в организм человека различных микроорганизмов, возбудителей болезней.

2. __________________ - многолетнее травянистое растение. Растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов. Свежий сок ________________останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством.


№ 4

1. ___________ нужно мыть каждый вечер после дневного перехода. При этом нужно осматривать кожу _______, обрабатывать имеющиеся на ней трещины, царапины, потертости йодом и зеленкой. На следующий день перед выходом на маршрут необходимо смазать травмированные места и заклеить их лейкопластырем. На больших и малых привалах целесообразно снимать ботинки и носки, чтобы дать __________отдохнуть.

Чтобы не натирать ___________ в походе, важно следить за состоянием обуви. В походах желательно пользоваться шерстяными или хлопчатобумажными ___________, которые следует _________каждый день вечером.

2. Листья ___________применяются в тех же случаях, что и листья __________________.


№ 5

1. _________ сушить обувь у костра, т.к. она от этого твердеет, теряет гибкость и будет натирать ноги. Для просушки обуви на ночь ее можно плотно набить сухим сеном, мхом или колосьями дикорастущих злаков. К утру, она будет сухой.

2. ___________- многолетнее травянистое растение, распространено во всех регионах России. Растет на сырых лугах, по берегам рек, по пустырям. ____________обладает жаропонижающим, обеззараживающим и общеукрепляющим свойством.
№ 6

1. Если ______________ нет – попроси у товарища, используй мыло. Нет __________________ – пальцем, предварительно тщательно вымыв руки.

2. _________________________ обладают кровоостанавливающим действием и способствует заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельченные листья.
№ 7

1. ____________________ –

2. __________________ - многолетнее травянистое растение. Растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов.

№ 1 Ответы: к Уроку 24

1. Соблюдение правил личной гигиены во время активного отдыха в природных условиях имеет большое значение для обеспечения личной безопасности человека.

При любом виде активного отдыха на природе человек находится в режиме автономного существования, т.е. на «самообеспечении» своих жизненных потребностей. Для этого необходимо: снаряжение, запасы продовольствия и аптечка, а также умение пользоваться дарами природы.

2. Перед использованием листья подорожника необходимо вымыть, измельчить и прикладывать к ране


1. Соблюдение правил личной гигиены в походе обеспечивает профилактику различных заболеваний и травм, способствует сохранению бодрости, здоровья, хорошего настроения и высокой работоспособности.

2. Подорожник растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов. Свежий сок подорожника останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством.

1. Кожа предохраняет внутренние органы и мышцы человека от ушибов, от солнечной радиации, от проникновения в организм человека различных микроорганизмов, возбудителей болезней.

2. Подорожник - многолетнее травянистое растение. Растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов. Свежий сок подорожника останавливает кровотечения, обеззараживает раны, обладает бактерицидным и заживляющим свойством.
№ 4

1. Ноги нужно мыть каждый вечер после дневного перехода. При этом нужно осматривать кожу ног , обрабатывать имеющиеся на ней трещины, царапины, потертости йодом и зеленкой. На следующий день перед выходом на маршрут необходимо смазать травмированные места и заклеить их лейкопластырем.

На больших и малых привалах целесообразно снимать ботинки и носки , чтобы дать ногам отдохнуть.

Чтобы не натирать ноги в походе, важно следить за состоянием обуви. В походах желательно пользоваться шерстяными или хлопчатобумажными носками , которые следует стирать каждый день вечером.

2. Листья полыни применяются в тех же случаях, что и листья подорожника .
№ 5

1. Нельзя сушить обувь у костра, т.к. она от этого твердеет, теряет гибкость и будет натирать ноги. Для просушки обуви на ночь ее можно плотно набить сухим сеном, мхом или колосьями дикорастущих злаков. К утру, она будет сухой.

2. Полынь - многолетнее травянистое растение, распространено во всех регионах России. Растет на сырых лугах, по берегам рек, по пустырям. Полынь обладает жаропонижающим, обеззараживающим и общеукрепляющим свойством.
№ 6

1. Если зубной пасты нет – попроси у товарища, используй мыло. Нет зубной щетки – пальцем, предварительно тщательно вымыв руки.

2. Листья крапивы обладают кровоостанавливающим действием и способствует заживлению ран. Прикладывают к ране свежие измельченные листья.
№ 7

1. Личная гигиена – комплекс гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене относится уход за своим телом, зубами и волосами, за одеждой и обувью.

2. Подорожник - многолетнее травянистое растение. Растет вдоль дорог, на полях, по лесным опушкам и берегам водоемов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА К УРОКУ № 19


1. Назовите типы временных укрытий.

Навес, заслон, шалаш, снежная траншея, снежная пещера.

2. От чего зависит выбор типа укрытия?

От времени года, вашего умения, трудолюбия и физического состояния.

3. Каковы требования к выбору места для устройства временного укрытия?

Место должно быть:

Сухое, недалеко от воды (ручей, речка)


4. Перечислите способы добывания огня при автономном существовании в природных условиях

С помощью: спичек; зажигалки; огнива, кремня и трута; увеличительное стекло; лука и палочки

5. Назовите способы добывания воды.

- Выкапывание небольшой ямки на берегу водоема;

Сбор влаги с помощью полиэтиленового мешка;

Сбор утренней росы.

Сбор дождевой воды;

Растопив снег, лед.



6. Каким способом можно продезинфицировать воду? Если у вас имеется марганцовка и 5-ти процентная спиртовая настойка йода.

Марганцовка – сделать бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;

5-ти процентная спиртовая настойка йода – 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 часа.


7. Какие приспособления можно использовать для добычи мелких животных и птиц?

Ловушки, силки, петли и другие приспособления.

8. Что может служить средствами сигнализации и подачи сигналов бедствия?

- яркая одежда;

Дымовые сигнальные костры;

Электрический фонарь;

Яркий костер;

Международные сигналы бедствия, которые можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев.

Урок Вводный ТЕМА: Введение в курс ОБЖ для 6 класса


Цель: Научить учащихся беречь окружающую среду; познакомить учащихся

со спосабами ориентирования на местности и навыкам движения по

азимуту.

Ход урока
1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: вопросы на стр. 64 Л.П. Оривенко «Уроки по правилам дорожного

движения в 5-9 классах»,

3. Изучение нового материала: стр. 8-16

Объявление темы и цели (см. выше)

Объяснение нового материала
Введение в курс ОБЖ для 6 класса

«Для чего нужно изучать ОБЖ?».

Скажите, что изучает предмет «Основы безопасно­сти жизнедеятельности». Как расшифровывается аббревиатура «ОБЖ»? (О - основы, то есть самое важное, основное, не особен­ но вдаваясь в детали, тонкости. Б - безопасность, то есть жизнь без опасностей, возможное избежание риска для себя и окру­ жающих. Ж - жизнедеятельность, то есть повседневная жизнь во всех ее проявлениях: быт, работа, транспорт, отдых и т. д.)

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоро­вья - пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда су­ществовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях его развития это были, в основном, естественные, природные опас­ности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизне­деятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уце­леть, уберечься от гибели». Как вы думаете, почему, с чем это свя­зано? (Учащиеся высказывают свои мнения, свое видение этой проблемы.)

Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здо­ровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб, соизмеримый с национальным доходом.

Основные цели курса, ОБЖ :

* Выработать привычки ЗОЖ (здорового образа жизни).

* Выявлять признаки потенциальной опасности и по возмож­ности, устранять их.

* Более полно представлять характер грозящей опасности, предвидеть возможные пути ее развития.

* Принимать верные меры по самоспасению и оказанию по­мощи другим.

* Действовать уверенно в любых сложных ситуациях

4. Закрепление материала:


  • Почему важно изучать предмет ОБЖ?

  • Перечислите основные цели курса, ОБЖ.

  • Почему человек должен беречь окружающую его природную среду?

  • Почему природа взаимосвязана с человеком?

  • Почему в настоящее время стал привлекательный отдых на природе?

5. Итог урока
6. Домашнее задание: §1.1 стр. 8-11

Чтобы избежать несчастных случаев, тракторист должен внимательно относиться к своим обязанностям и строго соблюдать правила техники безопасности.

При подготовке к работе запрещается пускать трактор с неисправными или плохо отрегулированными механизмами.

Нельзя доверять посторонним лицам пуск двигателя и управление трактором. Перед пуском двигателя следует убедиться, что рычаг коробки передач стоит в нейтральном положении.

Подъезжать к машине для ее навески или прицепки нужно на малой скорости и без рывков, при этом между трактором и машиной не должно быть людей.

Все операции технического ухода можно проводить только при неработающем двигателе. Запрещается находиться под навесной машиной (или на ней), поднятой в транспортное положение.

Для выполнения всех сельскохозяйственных работ (кроме междурядной обработки) колесными тракторами колеса расставляют на широкую колею.

Когда поднимают трактор домкратом, необходимо под трактор ставить предохранительные козлы или другие надежные подставки.

Перед троганием трактора с места надо убедиться, что ничто не мешает начать движение. При движении трактора нельзя входить в его кабину или выходить из нее, переходить с трактора на машину агрегата или обратно.

При поворотах надо убедиться, что нет людей или каких-нибудь препятствий в пределах досягаемости навесной или прицепной машины. Круто поворачивать опасно.

Нельзя переезжать железнодорожные пути в неразрешенных местах, а также при приближении поезда, при открытом семафоре и на большой скорости. При одновременном переезде нескольких тракторов между ними должен быть интервал не менее 8 м.

Перед переездом через мосты, плотины, броды и т. п. нужно убедиться в возможности переезда. Запрещается ездить на тракторе поперек крутых склонов. При буксировке машин и орудий следует пользоваться только жесткой сцепкой. Применять канаты, цепи и тросы для буксировки машин не разрешается.

При выполнении колесными тракторами транспортных работ и работе в условиях пересеченной местности необходимо выполнять следующие правила:

1. Эксплуатировать трактор на транспорте при наибольшей ширине колеи. Поддерживать давление в шинах в соответствии с заводскими указаниями.

2. Перевозка людей на тракторных прицепах, специально для этого оборудованных, допускается только при наличии на прицепе исправных тормозов, управляемых с рабочего места тракториста.

3. На скользких дорогах надо осторожно пользоваться тормозами, чтобы избежать заноса и опрокидывания трактора. При необходимости резкого торможения тормозить, не выключая муфту сцепления. При этом число оборотов двигателя надо уменьшить, но так, чтобы он не заглох.

Торможение двигателем эффективно при движении по горным обледенелым, заснеженным или грязным дорогам, где торможение при помощи одних тормозов может привести к аварии.

4. При работе на транспорте скорость трактора на поворотах должна быть не выше 9, а при непогоде - не выше 2-3 км/ч. При крутом спуске под уклон следует придерживаться скорости не выше 2-3 км/ч во избежание заноса или опрокидывания трактора.

5. На горной и холмистой местности категорически запрещается работать с прицепами, не оборудованными тормозами с приводом от трактора.

6. Резкое включение педали муфты сцепления может привести к опрокидыванию трактора и несчастным случаям. При отрыве передних колес трактора от почвы водителю нужно немедленно выключить муфту сцепления, чтобы предотвратить аварию.

7. Если прицеп застрял, нельзя допускать резких рывков трактором, так как это может привести к опрокидыванию трактора.

8. Не доезжая до спуска или подъема, водитель должен включить первую или вторую передачу и на ней преодолеть спуск. Переключать передачи на крутых подъемах и спусках воспрещается.

9. При работе с тяжелыми сельскохозяйственными машинами, навешенными сзади, надо устанавливать балласт (дополнительные грузы) на передний брус рамы.

После остановки трактора нельзя уходить от него, не заглушив двигатель. Доливать воду в радиатор неохлажденного двигателя разрешается только в рукавицах. Снимая крышку, нельзя стоять против ветра или низко наклоняться к горловине, чтобы не обжечься паром. При спуске горячей воды из радиатора необходимо соблюдать осторожность.

Правила противопожарной безопасности на тракторе

1. К месту заправки разрешается подъезжать только с подветренной стороны.

2. Во избежание взрыва топлива не разрешается отвертывать пробки железных бочек, ударяя по ним металлическими предметами, и подносить к бочке открытое пламя.

3. Работать на тракторе без искрогасителя запрещается.

4. Нельзя находиться около трактора во время грозы.

5. Промасленную одежду и обтирочный материал следует хранить вдали от огня.

6. Воспламенившееся топливо нужно засыпать песком, землей, прикрыть войлоком или брезентом.

Кроме перечисленных общих правил, трактористы обязаны строго соблюдать правила безопасности, составленные для работы на каждой сельскохозяйственной машине.

Выполнять работы или транспортное передвижение разрешается только на полностью исправных машинах. Машины, которые имеют неисправности, указанные в перечне к эксплуатации не допускаются.

1. Тормозные системы.

1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой (испытания проводятся на горизонтальном участке дороги, площадке с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием).

1.2. При торможении не обеспечивается прямолинейность движения (не более 0,5 м).

1.3. Нарушена герметичность гидравлического привода.

1.4. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,5кГс/кв.см за 15 минут после полного приведения их в действие.

1.5. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.6. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние машин на соответствующем техническому требованию уклоне.

Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние: - транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 град (31%)включительно, - легковых автомобилей в снаряженном состоянии - на уклоне до 23% включительно.

2 Рулевое управление.

2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении у колесных машин превышает допустимые значения, указанные заводом – изготовителем, не более 25 град.

2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

2.4 У машины на гусеничном ходу:

Свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота более допустимого заводом - изготовителем;

Неполное торможение барабана муфт поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;

Различная величина свободного хода тормозных педалей или превышает допустимую заводом - изготовителем.

3. Внешние световые приборы.

3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции машин (на машинах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от машин других марок и моделей).

3.2 Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25476-91.

3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5 Спереди машины установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла.

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией машины стеклоомыватели.

5. Колеса шины и гусеницы.

5.1. Шины колес имеют остаточную высоту почвозацепов (рисунка протектора):

Ведущих колес - менее 5 мм;

Управляемых колес - менее 2 мм;

Колес прицепов - менее 1 мм.

5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели машины. На одной оси установлены шины различного размера или рисунка протектора.

5.5. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не более 0,1 кГс/кв. см (0,01 МПа).

5.6. Провисание гусеничных цепей машин на гусеничном ходу превышает 35 - 65 мм.

5.7. Остаточная высота почвозацепов гусениц гусеничных машин менее 7 мм.

5.8. Число звеньев в левой и правой гусеничной цепи не одинаково.

5.9. Имеются трещины и изломы в звеньях гусеничной цепи.

5.10. Разность провисаний левой и правой гусеничных цепей более 5 мм.

6. Двигатель.

6.2. В двигателях с воздушным охлаждением воздухозаборное отверстие не защищено ограждающей сеткой.

6.3. Имеются течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск выхлопных газов в соединениях выхлопного коллектора с двигателем и выхлопной трубой.

6.4. Внешний уровень шума двигателей тракторов превышает 85 дБа на расстоянии 7 м.

7. Прочие элементы конструкции.

7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией машины зеркала заднего вида, стекла кабины.

7.2. Не работает звуковой сигнал (уровень звука сигнала должен быть на 8 дБа выше уровня внешнего шума машины).

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кабины, запоры бортов платформы прицепа, запоры горловины цистерн, пробки топливных баков, механизм регулировки положения сидения водителя, противоугонное устройство, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверями, спидометр, тахограф, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Отсутствует устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче.

7.7. Неисправны тягово-сцепное и опорно-седельное устройства тягача и прицепного звена, отсутствует страховочное приспособление.

7.8. Рычаги управления рабочими органами машин и орудий не имеют надежной фиксации в заданном положении.

7.9. Движущиеся, вращающиеся части машин (карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи и т.п.) не ограждены защитными кожухами, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала.

7.10. Подтекание масла и других рабочих жидкостей в гидросистеме машин и их рабочих органах.

7.11. Повышенные перемещения в подвижных сопряжениях.

7.12. Ослаблено крепление кабины, двигателя, рулевой колонки, компрессора, пускового двигателя, облицовки и т.п.

7.13. Отсутствуют:

На самоходных машинах: медицинская аптечка, первичные средства пожаротушения, знак аварийной остановки; ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией;

На тракторах, тяговое усилие которых составляет более 3 т - противооткатные упоры (не менее двух).

7.14. Регистрационный знак отсутствует, либо не соответствует требованиям стандарта.

7.15. Отсутствует знак "Автопоезд" на колесных тракторах (класса 1,4 т и выше), работающих с прицепами.

При неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления а также стеклоочистителя и (или) стеклоомывателя в дождливую погоду, запрещается также следование к месту ремонта.

Для движения в темное время суток машины должны быть оснащены достаточным количеством внешних и внутренних приборов освещения. Работать в темное время суток с выключенными приборами освещения запрещается.

Машины имеющие топливные баки или отопительные устройства, в том числе и для обогрева кабины, должны быть оснащены огнетушителями.

Ременные и цепные передачи, валы и другие вращающиеся и подвижные детали, вблизи которых могут находиться люди, должны быть закрыты ограждениями или кожухами. Выполнять работы или транспортное передвижение со снятыми ограждениями или кожухами запрещается.

На машинах с работающим двигателем запрещается: осматривать агрегаты и узлы, выполнять сборочные, монтажные, наладочные, регулировочные, ремонтные и другие работы. При работающем двигателе допускается проведение прослушивания двигателя и измерение частоты вращения валов.

На машинах имеющих подвижные рабочие органы запрещается производить осмотры, наладочные, ремонтные и любые другие работы, находясь под рабочими органами, не зафиксированными установленным способом. В случае необходимости проведения таких работ рабочие органы устанавливают на предусмотренные конструкцией запоры, а при отсутствии последних надежно укрепляют козлами, бревнами, вагами опирающимися на землю. При проведении таких работ следует исключать возможность нахождения кого либо вблизи органов управления.

Водитель должен следить постоянно, за тем чтобы в опасной зоне не находились люди. Опасной зоной погрузчика считается вся площадка необходимая для его маневрирования, увеличенная на 5 метров во все стороны. В случае появления людей в опасной зоне работы немедленно прекращаются, рабочее оборудование укладывается на опорную поверхность, а люди выводятся из опасной зоны. Для предотвращения попадания людей в опасную зону она должна быть огорожена или соответствующим образом обозначена.

Во время работы или транспортного передвижения запрещается кому либо находиться на металлоконструкциях машины. Запрещается поднимать людей на рабочих органах машины. В кабинах самоходных машин может находиться столько людей, сколько предусмотрено конструкцией, однако в кабине погрузчика могут находиться кроме водителя только люди имеющие непосредственное отношение к выполняемой работе.

При накачивании воздухом шин колес погрузчика запрещается кому либо находиться вблизи колеса со стороны съёмного бортового кольца. Шины размерами более 14-20 накачивать непосредственно на машине запрещается. Шина с ободом снимается с машины и укладывается для накачки в специальный ящик с крышкой.

Сосуды работающие под давлением воздуха запрещается накачивать сверх установленного давления.

При осмотрах и подтяжке соединений трубопроводов гидросистем, система в целом должна быть освобождена от давления. После выключения двигателя и отключения привода насоса, следует несколько раз вывести из нейтрального положения рычаги управления рабочими органами машины.

При разрубании канатов систем управления, или такелажных канатов, канаты с обоих сторон от места разрубания следует обматывать проволокой. При выполнении операции пользоваться средствами защиты глаз.

Работать на машине в изношенной одежде и рваных перчатках запрещается.

Заправлять машину горючим можно только при выключенном двигателе.

При снятии заливной пробки с горячего радиатора соблюдать осторожность, пользоваться сухой рукавицей или тряпкой.

Запускать двигатель без подключенного воздухоочистителя запрещается.

Перед запуском двигателя все рычаги устанавливать в нейтральное положение.

Водитель не должен оставлять машину с работающим двигателем без наблюдения. При необходимости отлучиться, даже на короткое время, двигатель должен быть остановлен и предприняты меры против самопроизвольного перемещения машины и непредусмотренного использования машины.

В начале движения и работы машины включать муфты, или заменяющие их механизмы, а также увеличивать подачу топлива следует плавно, особенно при больших нагрузках.

При движении вниз под уклон следует оставлять включенными передачи трансмиссии.

Перед поворотами, во избежание заноса или опрокидывания машины следует снижать скорость движения.

Водитель должен вести машину на скорости, обеспечивающей безопасность себя и своей машины, так и окружающих людей и машин.

При движении по дорогам общего пользования водитель обязан включать осветительные приборы.

При остановке машины водитель должен включать тормоза ходовых колес, а при стоянке на уклоне стояночные тормоза. Сходить с машины до её полной остановки запрещается.

Во избежание сползания под откос машины располагают таким образом, чтобы от колес до края откоса было не менее 0,5 м.

Для заправки машины топливом и для продувки топливопроводов следует пользоваться насосами. Засасывать топливо в шланг и продувать топливопроводы ртом запрещается.

После работы с этилированным бензином следует промыть руки обычным бензином или керосином.

Следует постоянно следить за исправностью и герметичностью системы питания двигателя, обнаруженные неплотности немедленно устранять.

Инструментальный ящик и огнетушитель держать в постоянной готовности.