Тест Bridgestone Blizzak DM-V2: лишние метры безопасности. Зимние шины Bridgestone — новые имена и новые технологии Торможение на льду

В выборе между шипами и «липучками» автовладельцы давно разобрались. В городе удобнее и комфортнее фрикционные шины, с регулярными выездами на зимнюю трассу — безопаснее шипованные. А действует ли это правило применительно к полноприводным внедорожникам и кроссоверам? Проверяем покрышки Bridgestone на полигоне Land Rover Experience .

Почему, собственно, акцент сделан на кроссоверах и внедорожниках? Самый главный аргумент — особенности эксплуатации. Ведь с легковушками все ясно — их ареал обитания асфальт, в зимний период времени чищенный или не чищенный. По бездорожью им не лазить, снежную целину не вспахивать, на зимнюю рыбалку к озеру через лес не ездить. Задача у шинников резко упрощается.

А вот куда сунутся владельцы кроссоверов или в какие приключения отправятся хозяева серьезных внедорожников, непонятно. Кроме того, у подобных автомобилей перед большинством легковых авто есть фора в виде полного привода. Ведь моноприводная машина даже на самой лучшей резине может застрять там, где проедет полноприводная на самой плохой. Так зачем же тогда переплачивать? Будем выяснять на практике.

Итак, в нашем распоряжении новая фрикционная покрышка Bridgestone Blizzak DM-V2. Особенностей у нее две: во-первых, она создана специально для кроссоверов и легких внедорожников, во-вторых, по заявлениям производителя, создавали ее, ориентируясь как раз на особенности эксплуатации в России. Последнее включает в себя суровый, с точки зрения японцев, климат и не самые лучшие дороги.

В общем-то процесс улучшения шины нового поколения оказался стандартным. У производителя тут выбор невелик — игра с рисунком протектора и резиновой смесью, из которой делается покрышка. В последнем случае Bridgestone продолжает улучшать свою запатентованную технологию Multi-Сell Compound, снабдив ее гидрофильным покрытием и RC-полимером. По словам представителей компании, все это позволило добиться дополнительно двух важных показателей: уменьшить зависимость от перепадов температуры и увеличить срок эксплуатации.

Работает система Multi-Сell по схожему с шинами Hakkapeliitta R2 принципу, откачивая из пятна контакта влагу. Только если у финской покрышки за это отвечают специальные ламели - «насосы» в протекторе, то DM-V2 работает по принципу губки, впитывая воду микропорами в составе шины.

За устойчивость на льду и снегу отвечает теперь новый направленный рисунок протектора, который получил 3D-ламели. Кроме того, усилены боковые блоки, благодаря которым не только улучшается поведение и управляемость на снегу, но и возрастает противодействие ударным нагрузкам. Проще говоря, шины стали крепче.

Для выполнения активно ездовой программы теста шин DM-V2 был предоставлен городской пижон Range Rover Evoque, который должен был показать способности резины Bridgestone в скоростном маневрировании на льду и снегу. Именно на подобные городские кроссоверы чаще всего и приходится выбор фрикционной резины.

Что сказать, несколько кругов по снежно-ледяному треку, змейки, переставки и даже «полицейский разворот» констатировали: безопасная езда на зимней дороге — это безостановочная работа при постоянном взаимодействии автомобиля, шин и, конечно, водителя.

Выездные полигонные тесты шин без конкурентов и измерительного оборудования, безусловно, направлены на создание субъективных ощущений. Автожурналисты в данном случае выступают в роли «продвинутых» пользователей, имея за плечами личный опыт эксплуатации и тестов разной резины и примеряя новинку, что называется, на себя: «Купил / не купил бы».

Главное в покрышках Bridgestone Blizzak DM-V2 — предсказуемость. На подтаявших участках, где на поверхность выступал грунт, бетон или асфальт, шины вели себя комфортно и, главное, стабильно, уверенно замедляясь. Выезд на снежную дорогу также не принес никаких волнений — четкий старт, постоянное следование за рулем и хорошие реакции на педаль тормоза.

Однако в снежных виражах шинам очень хорошо способствовал и сам автомобиль, помогая докручиваться в повороты полным приводом, стабилизироваться на прямых, а переборы со скоростью или перекручиванием руля подчищая страховочной электроникой.

Правда, через некоторое время трасса была раскатана в лед, на котором «фрикционки» «поплыли». Тут уж законы физики никакими составами смеси и электронными системами не обмануть — «липучкам» за голый лед цепляться нечем. Однако это не значит, что ездить по нему на таких шинах нельзя. В дело вступает главное действующее лицо безопасного движения — водитель.

Более того, организаторы даже специально выкатили автомобиль на ледяной каток, где уже инструкторы полигона Land Rover Experience показали, как нужно проходить повороты. Секрет прост! Помните автошколу, в которой учили, как тормозить на скользком покрытии? Правильно, рывками, нажимая/отпуская педаль тормоза, чтобы оставить автомобиль управляемым. (Этот процесс, собственно, заменила система ABS.)

Так вот, управление машиной на голом льду происходит по тому же принципу — водитель многократными рывками руля в сторону поворота закручивает машину в ледяной вираж, при этом четко контролируя скоростной режим и процесс сноса. Шины и стабилизирующая электроника тут выступают уже в дополнении. Пара-тройка кругов — и Evoque на шинах Blizzak DM-V2 уже уверенно попадал в траекторию.

Внедорожные препятствия мы покоряли на Discovery, обутом в знакомые шипованные шины Bridgestone Blizzak Spike-01. Для фонового сравнения по этой же трассе ехал и могучий Range Rover на все тех же «липучках» DM-V2.

Что сказать, последний благодаря не только хорошим шинам, но и тепловозной тяге мотора, а также гениальной системе полного привода Terrain Response со всеми электронно-управляемыми блокировками, конечно, нигде не застрял. Но, попадая колесами в выкатанные ямки, «трещал» всеми своими системами изрядно. То ли дело Discovery, который, вцепившись «когтями» в любую поверхность, тащил в гору, прорывал снег, царапал лед, но без малейших признаков пробуксовки ехал по заданному маршруту.

Преимущество на сложных поверхностях вгрызающихся шипов было очевидным, тем более что шипы у Bridgestone свои, фирменные. Шины Blizzak Spike-01 оснащаются шипами с технологией Cross-Edge Pin. По сути, на фланце шипа сделана крестовая насечка, благодаря чему уменьшается площадь соприкосновения, тем самым увеличивая давление на поверхность, так сказать, вгрызаемость шины в лед. Правда, не ясно, насколько увеличилась и стираемость такого шипа.

Помимо этого, усилено крепление шипа, а вокруг места посадки сделана специальная канавка, помогающая быстро очищать окружающую поверхность от снега. Как и фрикционные шины, Spike-01 усилены по контуру как для выносливости, так и для лучшего преодоления глубокого снега. На шипованной резине это чувствуется заметнее — идут покрышки по трассе заметно жестче. Состав смеси шипованной резины обязан еще и плотно держать железные «когти». Протектор получил расширенные перекрестные канавки, призванные лучше захватывать снег, а также самоочищающиеся ламели по всему пятну контакта.

Главный вопрос к шинам Bridgestone всегда касался комфорта, а если быть точнее, шумности. Имея сравнительный опыт покрышек Blizzak Spike-01 и шин серии Ice Cruiser, стоит сказать, что японцы сделали заметный шаг вперед. Однако при попадании покрышек на растаявшие участки снега отчетливое гудение присутствует и на новой модели. Тут, увы, деваться некуда — шипованные шины никогда не сравнятся по акустическому комфорту с фрикционными.

Каков итог?

Выводов стоит отметить два. Чуда не произошло. Рекомендации выбора между фрикционными и шипованными шинами для полноприводного кроссовера или внедорожника точно такие же, как и для любого другого автомобиля. Собираетесь покорять мало-мальское зимнее бездорожье — только шипы, и Blizzak Spike-01 в частности. Ни полный привод, ни мощный мотор не спасут. Они лишь помогают резине и водителю пройти сложные зимние участки быстрее и безопаснее.

Живете в условиях мягкой зимы и прекрасной работы коммунальных служб? Таких «липучек», как Blizzak DM-V2, хватит за глаза. Если даже уборщики проспят снегопад, фрикционные покрышки прекрасно отработают на снегу, особенно вкупе с полным приводом.

Ну а что касается непосредственно шин Bridgestone, то не уверен, что в прямых сравнительных тестах они обыграют всех конкурентов, но в своем ценовом диапазоне однозначно рекомендованы к выбору, особенно прагматичным покупателям.

Средняя цена шин Bridgestone Blizzak DM -V2

кроссоверной размерности 225/60 R 17 составляет порядка

6200 рублей за покрышку.

Шипованные Blizzak Spike -01 обойдутся около

8000 рублей.

Только на первый взгляд кажется, что все на свете зимние шины одинаковы, делятся на шипованные и нешипованные, и тест новой покрышки сводится к оценке «держит/не держит». На самом деле критериев оценки много, и наблюдательный владелец почувствует разницу в накате, тонкости сцепления с дорогой и изменившийся шумовой аккомпанемент. Так вот шины Blizzak DM–V2 удивили нас прежде всего тем, что они мягкие и тихие. Зимним колесам в принципе свойственно быть значительно более податливыми, чем летние, но Blizzak DM–V2 выполнены из микропористой, очень мягкой резины, и это чувствуется даже на ощупь. Первые же сотни метров вызывают настоящее удивление. Необыкновенная тишина! Исчез какой-либо звук, сопровождающий качение колес, мелкие неровности проглатываются, да и крупные во многом нивелируются. Bridgestone Blizzak DM–V2 предназначены для кроссоверов, и потому не лишены хороших сцепных свойств в специфических условиях. На мокром асфальте протектор из пористой резины впитывает влагу, а V-образная нарезка беговой дорожки и хорошо развитые канавки отводят воду. Шины неплохо справляются и со снежными заносами, даже если они частично состоят из мокрой слякоти с примесью грязи. Тут помогают дополнительные углубления в плечевых блоках, которые начинают работать, когда колесо немного проваливается в снежную толщу.

Примечательно, что уверенное сцепление, хорошая управляемость и стабильный контакт с дорогой сохраняются и на высоких (вплоть до 150 км/ч) скоростях. Причем чем сильнее мороз, тем это заметнее. Тут, без сомнения, главную роль играет податливость мягкой смеси, которая не дубеет при низких температурах. Шины отлично передают тормозные усилия. Стоит отметить, что при нагрузках в продольном направлении у Bridgestone Blizzak DM–V2 среди прочих зимних моделей почти нет конкурентов. Кроме того, в рыхлом снегу и песке, на мокрой и сухой дороге - качество сцепления стабильно, что встречается нечасто.

Но углубление в зимнюю реальность выявило и те факторы, которые должны насторожить владельца. В первую очередь DM–V2 заметно сдают позиции, когда под колесами оказывается чистый лед. Кто бы что ни говорил, а банальные шипы - единственное гарантированное решение. В городе лед редок, но если вам периодически приходится отклоняться от привычного маршрута и прокладывать путь по неизведанным зимним дорогам, будьте аккуратнее - боковую нагрузку на льду эти шины держат не так хорошо и в критическом повороте сцепления может не хватить. Еще одно заметное разочарование - прямое следствие мягкого протектора. Покрышка довольно быстро изнашивается, и два-три интенсивных зимних сезона для них будут пределом. Ну и еще один момент, опять-таки вытекающий из морозной специфики шин - они категорически не любят положительные температуры (выше 10 градусов). Машина начинает ощутимо плыть, возрастают сопротивление качению и расход топлива.

Подводя итог, определим сферу применения шин Bridgestone Blizzak DM–V2. Преимущественно это поездки за городом и зимние путешествия по белым от снега дорогам. То есть там, где велика вероятность встретить неочищенную трассу с плохим покрытием, ямами и грязью. Для непрерывного городского использования они тоже подойдут, но в меньшей степени, да и сотрутся на асфальте быстрее.

У обоих вариантов есть свои ярко выраженные достоинства и недостатки, при преимущественной эксплуатации на загородных трассах большим спросом до сих пор уверенно пользуются шипы, но взрывной количественный рост городских автопарков и технический прогресс в конструкции и технологии материалов нешипованной зимней резины сделали процесс выбора далеко не однозначным. А ведь в довесок к этому неуклонно растет доля полноприводных авто (особенно SUV), для которых эффект от применения шипов практически во всех дисциплинах (за исключением разве что торможения) меньше выражен, чем для их моноприводных собратьев.

Вполне логично, что на волне такого спроса производители шин вкладывают большие средства в улучшение характеристик, по которым нешипованные зимние покрышки отстают от своих шипованных визави (сцепление со снежным и ледовым покрытием, общий ресурс) при сохранении имеющихся преимуществ (вес, шумность, экономичность).

Самым ярким результатом стало появление шин в повседневном обиходе называемых «липучками». За качество сцепления с дорогой здесь отвечает не только выраженный протектор, но и сам материал, из которого сделана покрышка - она старается «прилипнуть» к дороге. Одним из пионеров данного решения является японская Bridgestone. Ранее ее модели Winter Dueler DM-Z2, Blizzak DM-Z3 и недавний флагман Blizzak DM-V1 разошлись по миру миллионными тиражами.

Но конкуренты не дремлют, поэтому в преддверии очередного зимнего сезона японцы представили свою новую «липучку» для SUV, которой уготована роль флагмана, - Blizzak DM-V2. Ожидания самого производителя по ее продажам настолько велики, что уже полным ходом идет строительство нового завода в Ульяновской области , а в страны СНГ эта модель поступит даже раньше начала продаж в остальном мире.

Что же вселяет оптимизм в японцев? Готовясь к тест-драйву (он проходил прошлой зимой на Дмитровском автополигоне) и читая материалы, понимаешь, что из-за количества применяемых ноу-хау реальную конкуренцию новичку на дороге могут составить мизерное количество моделей от не менее именитых брендов. Например, широко известные Michelin X-Ice 3, Nokian Hakkapeliitta R, GoodYear Ultra Grip Ice+ и Continental Viking Contact 5 (именно в таком порядке нам перечислили своих конкурентов инженеры японской марки).

Начали с азов. Ставшее когда-то прорывом применение смеси Multi-Cell Compound, имеющей микропоры и за счет этого впитывающей воду из пятна контакта, признали недостаточным. Оказалось, что потенциальные возможности технологии использовались лишь на треть! Поэтому в DM-V2 рисунок протектора был доработан с учетом специфики работы нового материала: ранее, если не вдаваться в технические детали, возможности протектора и смеси существовали скорее отдельно друг от друга. За счет внедрения новых решений расширилось пятно контакта, особенно на кромках, что дает стабильный прирост в качестве сцепления с дорогой, а также микропоры материала покрышки становятся готовы к работе практически без первичной обкатки и общая ходимость протектора также повышается.

Перед поездкой на полигон открытым остался лишь вопрос, зачем маркетологи марки убедили своих боссов свести зимние покрышки обоих типов под один бренд Blizzak? Неискушенному пользователю, прежде мало знакомому с продукцией марки, сложнее стало ориентироваться во всем многообразии обозначений, ведь модели теперь различаются только маловразумительными индексами в самом конце названия… Право, прежняя система разделения на отдельные семейства была более информативной. Но пора на полигон!

Учитывая, что новая модель предназначена для внедорожников, основной акцент при оценке делался на качестве управляемости при высоких скоростях - это и «лосиный тест», выполняемый на средней скорости 80 км/ч, и экстренное торможение с типичных для загородной дороги 110 км/ч. Ведь даже лишние пару метров тормозного пути могут стоить чьей-то жизни! Да и недостаточное гашение скорости при прохождении «змейки» может свидетельствовать о том, вернетесь ли вы в свой ряд после объезда неожиданного препятствия или поездка закончится во встречном кювете.

Для наглядных результатов тестовых заездов (отметим, что специальной высокоточной аппаратуры у нас не было) используются визуальные, хорошо понятные методики: упражнения проводятся на одинаковых машинах с разной резиной по одной и той же траектории несколько раз каждым водителем до получения стабильных результатов. Данные от производителя, полученные дорогостоящими методиками замеров, конечно, точнее, но как их проверишь? А результаты сертификационных испытаний скупы - «…соответствует ГОСТ».

И все же главное отличие новинки мы увидели. Это как раз те самые пресловутые несколько метров уменьшения тормозного пути или сужение коридора при прохождении «лосиного теста» на скоростях выше 50 км/ч. На меньших скоростях отличия заметить было сложно - все же предыдущая модель была весьма неплоха. Одновременно для сравнения тестовые авто обувались и в шины одного из конкурентов (на тестовых машинах с резины все надписи были срезаны, поэтому ее марку - Nokian Hakkapeliitta R - можно было определить лишь по боковинам и протектору). Здесь преимущества DM-V2 оказались менее выражены, зачастую конкуренты шли ноздря в ноздрю, но в одном Bridgestone давала фору - ее цена в том же размере была ниже.

Начало продаж Bridgestone DM-V2 запланировано на эту осень. Покупателям будет доступен весь основной спектр типоразмеров (более 50). Первое время шины будут японского производства, а затем, когда в 2016 году запустят российский конвейер, их начнут производить здесь, и цена станет еще более привлекательной. К середине 2018 года завод должен выйти на полную мощность в 12 тыс. штук в день и полностью обеспечивать потребности рынка России и СНГ.

Модель и конкуренты Bridgestone Blizzak DM-V2 Bridgestone Blizzak DM-V1 Michelin X-Ice 3 Nokian Hakkapeliitta R/SUV
Ширина, мм 205–285 205–285 155–255 175–255
Серия 40–80 45–75 40–70 40–70
Диаметр, " 15–20 15–22 13–19 13–19
Индекс скорости R (170 км/ч)-T (190 км/ч) R (170 км/ч) T (190 км/ч)-H (210 км/ч) R (170 км/ч)
Индекс нагрузки 96–116 96–116 75–104 75–107
Цена шины 225/65R17 в Интернете, руб. 6600 6400 7600 7900

Bridgestone Blizzak VRX 2 - наследница нашумевшей VRX, которая очень популярна по всему миру. Нашему покупателю она также приглянулась и многие автолюбители отдают предпочтения именно фрикционной резине от японского шинного гиганта. В июле 2017 года инженеры Бриджстоун представили данную модель и эта новость поменяла планы многих на покупку зимнего комплекта. К сожалению VRX 2 на данный момент реализуется исключительно в Японии, поэтому информации о ней очень мало. Тем не менее, местный портал Car Watch провел собственное тестирование данной новинки, а редакторы сайт постарались максимально точно адаптировать данный материал.

Стоит также отметить, что существует модель Bridgestone Blizzak Ice , имеющая такой же рисунок протектора и эксплуатационные характеристики. Поэтому данное исследование касается и ее.

Тестирование Бриджстоун Близак ВРХ 2 (Blizzak Ice)

Тестирование проходило в городе Баба, остров Хоккайдо. Хоккайдо - самый северный остров Страны Восходящего солнца, климатическая ситуация на острове похожа на нашу, с незначительными условностями. В любом случае, количество осадков там соизмеримо с нашими объемами.

Для тестирования был задействован известный не только в Японии специалист Мацуда Хидеки. Испытания проходили на новом Toyota Prius (4WD), шины использованы были в разных размерах применимых к автомобилю.

Несколько слов о шине

Протекторный рисунок автошины Blizzak VRX 2 был изготовлен в традиционном для серии асимметричном рисунке. Имеется внутренняя (inside) и внешняя (outside) сторона с разными функционалами. Такой рисунок позволяет получить повышенную устойчивость на снежном, сухом или заледенелом покрытии. Количество поперечных канавок было снижено, но теперь они порезаны в каждом направлении.

Боковина выглядит вполне привлекательно. Теперь она более выпуклая и эластичная. На ощупь - премиальная резина, способная поднять планку качества очень высоко.

Производительность на льду

Для начала нужно определить природу езды по льду. Во время выпадения большого количества осадков и дальнейшего заледенения дорог образуется ледяная корочка разной величины. Между данной корочкой и шиной формируется водяная пленка и удаление этой пленки является главной задачей любой фрикционной шины (липучки). Для этого производители используют мягкую резиновую смесь, большое количество прорезей и ламелей разной формы. Также изготовители часто манипулируют размером контактного пятна, распределяя давления на определенный активные области протектора.

Испытания проходили в крытом ледовом ангаре где поддерживается минусовая температура. Господин Хидеки для начала испытал старую Blizzak VRX. Как и ожидалось первая VRX показала великолепные результаты. Ускорение до 25 км/ч и внезапное торможение с работающим ABS дало хороший результат. Новая Blizzak VRX 2, в свою очередь, показала намного улучшенный результат, тормозной путь получился на 3 метра короче (1 корпус автомобиля). По ощущениям авто с новой авторезиной стало более маневренным, торможение чувствуется более резким.

Также Мацуда Хидеки отметил причину по которой он оставил систему ABS включенной. Он отметил, что рулевое управление в условиях гололедицы теряет свое эффективность в разы и даже профессиональные водители как он не отключают ABS. Безопасность - важнее всего, каким бы Вы выдающимся водителем не были.

Помимо прямого торможения Мацуда Хидеки опробовал новую ВРХ 2 на торможение во время маневров. По его словам, новинка отлично справляется с поставленной задачей. Передняя ось автомобиля плотнее сцепляется с дорожным покрытием, чем ось оборудованная первыми VRX . После этого господин Хидеки опробовал ту же операцию, но с повышенной скоростью. Резина стала больше скользить, тем не менее, по ощущениям шины ведут себя довольно корректно и даже есть определенный запас тормозного пути.

Причиной такого улучшенного поведения на льду производитель называет использование нового активного рециклированного каучука. На поверхности шины присутствует большое количество маленьких пузырей и водных путей. Таким образом, данная гидрофильная мембрана дает плотный контакт с заледенелой дорогой. В Blizzak VRX 2 также увеличили долю диоксида кремния, который в сочетании с активным всепенным каучуком дополнительно улучшает характеристики захвата.

Что касается рисунка протектора, то было обнаружено, что на рисунках протектора первого VRX прерывистое торможение при активации АБС вызывало «скошение блоков», соответственно площадь контакта уменьшалась. Это незначительный недостаток, тем не менее производители исправили и этот момент. В Близак ВРХ 2 были увеличены размеры всех составляющих элементов, чтобы затруднить деформацию. Жесткость была увеличена на 24% и увеличила область контакта с дорогой. Кроме того, производительность ламелей была также повышена за счет оптимизации краев sipe-блоков, которые дают эффект настоящих стальных шипов. Следует отметить, что повышение жесткости не оказал влияние на качество сцепления, как часто бывает в таких случаях.

Увеличение жесткости также привело к увеличению срока службы модели. Это была самая слабая сторона предыдущей VRX. Также это дало более равномерный износ — не менее важный показатель, говорящий о том, что резина будет эффективна не только будучи новой, но и при максимальном износе.

Производительность на снежном покрытии

Тест-драйв не ограничивался исключительно льдом. Поведение шины на заснеженном или сухом покрытии не менее важно. Bridgestone Blizzak VRX 2 четко реагирует на рулевые команды в заснеженных условиях и водителем интуитивно чувствуется, что уровень сцепления на порядок выше, чем у предшественницы. В ходе многократных тестирований было выяснено, что Blizzak VRX 2 имеет на снежном покрытии на 10% меньше тормозной путь. Также была увеличена производительность на сухом или мокром покрытии.

Для определения качества сцепления на снежном покрытия было использованы несколько автомобилей разной формы и размеров.

Акустический комфорт

Зимние автошины, как правило, имеют недостаток в данном компоненте, так как большое количество и размер канавок создает резонансный шум. Конечно, представленная новинка не является максимально тихой, так как такая задача не стоит перед производителем в первую очередь. Но оптимизация размеров канавок и расположения блоков позволила уменьшить шум высокочастотного шаблона.

Вывод

Из столь масштабного тестирования можно отметить то, что данная новинка — огромный качественный сдвиг не только для японского изготовителя, но и для шинной индустрии в целом. Первый VRX был настоящим революционным явлением на шинном рынке. До сих пор многие боятся их тестировать с аналогами из Мишлена или Континенталя, так как очевидные преимущества модели вкупе с ее сравнительно невысокой ценой разбивает «в пух и прах» конкурентные преимущества других брендов. Учитывая что зимняя резина Bridgestone Blizzak VRX 2 намного превзошла первую модель можно говорить о ней как о лидере продаж на многие годы.

Если на первый - с шипами или без, ответ находится относительно быстро, вариантов-то всего два, то вот ответить на второй с каждым годом все сложнее. Мало того что на рынке наряду с привычными Nokian, Bridgestone, Hakkapeliitta, Michelin и GoodYear появляются производители из Кореи и Китая, так производители шин плодят различные линейки брендов, а в рамках этих линеек еще и отдельные марки.

Однако похоже, что до некоторых из лидеров рынка уже начинает доходить, что нельзя так разрывать мозг покупателю, который того и гляди переметнется к конкурентам… Иного объяснения поступку маркетологов из Bridgestone, убедивших японских боссов, людей очень консервативных во всем, когда речь идет о даже малейших изменениях, сократить число наименований модельных рядов зимних покрышек. Теперь вся зимняя резина Bridgestone будет носить «фамилию» Blizzak, а отделить шиповку от «липучки» можно будет по «имени» - Spike или VRX. Первые две новинки новой номенклатуры зимних шин Bridgestone - нешипованную VRX и шипованную Spike-01, нам показали на Дмитровском полигоне.

Представлять новые зимние шины в Подмосковье «высадился» очень представительный десант японских топ-менеджеров, конструкторов и маркетологов. Знакомство с новинками мы начали с Bridgestone Blizzak VRX. Производитель позиционирует ее как городскую шину для опытных водителей. Чтобы максимально покрыть запрос рынка, в Bridgestone будут выпускать эту шину в 53 типоразмерах. Японцы утверждают, что главными преимуществами этой покрышки являются хорошее сцепление на льду и высокая эффективность при торможении на снегу. Конструктивно это обеспечивается новым асимметричным рисунком протектора и новой резиновой смесью Multicell Compound. В подтверждение своих слов хозяева демонстрировали впечатляющие кадры сравнительных тестов, на которых Bridgestone Blizzak VRX убедительно обыгрывала европейских конкурентов. Впрочем, во время подобных презентаций по-иному и не бывает…

Но если оставить иронию в стороне, то на увеличенных изображениях было видно, что резина напоминает губку, которая, попадая в воду и испытывая давление при контакте с поверхностью, набирает в поры-ячейки влагу. Они прилипают к поверхности, а затем, отжимаясь в пятне контакта, самоочищают протектор. Такова конструктивная идея нового состава резиновой смеси Multicell Compound, призванной улучшить водоотвод асимметричного рисунка протектора. Конкурентами этой шины в японской компании называют Michelin X-Ice 3, Nokian Hakkapeliitta R, GoodYear Ultra Grip Ice+, Continental Viking Contact 5).

На первом тесте явно было заметно преимущество Blizzak, имя которой давно уже стало синонимом «липучки». Хотя, как только мы выходили за пределы 40 км/ч, на которых настаивали инструктора, разница между «японкой» и «европейкой» становилась не столь заметной. Примерно тот же результат мы видели и на «лосином тесте». А вот где Blizzak VRX оказалась на голову выше конкурента, так это при прохождении «змейки». При скорости 60 км/ч поведение автомобиля было существенно легче контролировать и выправлять машину из заноса на шинах Bridgestone было проще, да и сам снос задней оси был заметно меньше. Если на площадке полигона лишние сантиметры сноса - это всего лишь сбитый конус, то в городском потоке - это чье-то крыло или дверь…

Новую шипованную покрышку Bridgestone Blizzak Spike-01 мы опробовали на автомобилях VW Passat и VW Touareg. Главным отличием этой модели шин стал новый вид шипа, немецкой разработки и производства. Его законцовка разделена на четыре маленьких шипа, каждый из которых цепляется за лед и помогает покрышке эффективнее справляться со своей задачей.

Набор упражнений был аналогичен. В разгоне на льду безоговорочного лидера не выявилось, хотя ранее на презентации нам показали кадры, на которых автомобиль с шинами Bridgestone уверенно сохранял траекторию и останавливался, а также проходил поворот по заметно меньшему радиусу, нежели машина на шинах-конкурентах. В торможении на снегу и «змейке» показатели Spike-01 и конкурента - Nokian Hakkapeliitta 7, были примерно равны, а вот в торможении на льду Bridgestone Blizzak Spike-01 выиграл у финского конкурента от 0,5 до 1 метра. К стандартному набору упражнений для Spike-01 был добавлен и участок, на котором демонстрировалось поведение шины в скоростном прохождении поворота и при разгоне в горку. На скорости 80 км/ч VW Tоuareg, обутый в Blizzak Spike-01, контролировать оказалось проще, нежели машину с покрышками Nokian Hakkapeliitta 7. Похоже, что продемонстрированные на презентации преимущества - не просто уловка маркетологов.

Говорить о том, насколько успешными будут эти новинки Bridgestone на российском рынке, пока трудно. Тем более что, отвечая на поднятый во время пресс-конференции вопрос о планах по локализации производства, японцы ответили вопросом на вопрос - «А вы бы какую резину Bridgestone купили - сделанную в Японии или в России?». Правда, получили они явно не тот ответ, на который рассчитывали: «Ту, что дешевле. Мы же покупаем японские фотоаппараты, сделанные на Тайване, а японские автомобили, сделанные в Европе…». Лица японских менеджеров на мгновение окаменели, но затем они уверенно произнесли мантру о превосходном качестве их продукции и связи этого качества с лейблом Made in Japan. Можно, конечно, было бы поспорить об этом, но важно другое - на сегодня в планах Bridgestone локализация производства не значится. А следовательно, шины Bridgestone останутся столь же недешевыми, сколь и эффективными. Впрочем, как говорят авторитеты, управляемость автомобиля и качество работы тормозов не меньше чем наполовину зависят от качества шин, а значит, что это явно не тот расходник, на котором стоит экономить…