Некоторые особенности употребления предлогов. Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским) — Гипермаркет знаний Слитное написание предлогов

Разделы: Русский язык

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Например:

  • сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
  • сделать подборку фразеологизмов на определенную тему составить словарик фразеологизмов,
  • сделать подборку примеров на определенную тему из художественной или учебной литературы,
  • изготовление учебных пособий (схем, опор, таблиц), составление кроссвордов по теме и др.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме и др.

Научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы. Выработать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез.

развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Учитель объявляет тему урока и задает проблемный вопрос.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ученики высказывают свои предположения)

Учитель обобщает: при употреблении ПРЕДЛОГОВ возникает ряд вопросов, связанных с их значением, стилистической окраской. И сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого мы вместе соберем информацию о предлогах, обработаем ее с точки зрения языковой нормы и проведем исследование. А результатом будет мини-проект “Речь в защиту предлога ИЗ

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

I. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. (Запись на доске.)

Встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; принять решение по выяснени(и, ю) обстоятельств; по здравому рассуждени(и, ю); получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта; поздравим лично по приезд(е, у).

Понаблюдайте,в каком значении употребляется в них предлог "ПО"?

(В значении ПОСЛЕ. Употребление предлога ПОСЛЕ носит нейтральный характер; ПО - книжный характер.)

II. Продолжаем собирать информацию о предлогах, выберите предлоги (речевая разминка).

  • Можно ли прийти домой с улицы?
  • Можно ли прийти домой со школы?
  • Можно ли принести с магазина мясо?
  • Можно ли принести со двора ведро?

(Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.

Значение предлогов В, НА - внутрь чего-либо, пространственные.)

Правильно ли "в этой связи"?

Какие части речи путают говорящие таким образом?

(Надо "в связи с…", то есть с тем, что было только что сказано…)

Можно ли так сказать:

"Благодаря снежным заносам движение прервано", "Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника"?

(Предлог БЛАГОДАРЯ не потерял еще своего первичного значения по связи с глаголом БЛАГОДАРИТЬ .)

Как же лучше сказать?

(Движение прервано из-за /ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ/ заносов).

В городском транспорте можно услышать: "оплатить за проезд", "уплатить за проезд".

Сопоставьте, какой вариант предпочтительнее с точки языковой нормы?

(В литературном языке принята беспредложная конструкция "оплатить что? проезд" и предложная конструкция "уплатить за проезд").

III. Это была речевая разминка перед более сложной работой, исследовательской работой. Всмотритесь в текст, что заметили?

1. Иду я со школы и вижу очередь возле книжной лавки, которая была большая и заинтересовавшая меня. 2. Я подошел более ближе, спросил, кто крайний, и выяснил, что дают. 3. Оказалось, что нужно заиметь лотерейный билет и с ним, если выиграешь, приобрести книгу или произведение. 4. Но настроение было у меня очень замечательное, я был уверен в то, что достанется повесть Бакланова "Альпийская баллада". 5. Получив билет, мне вручили желающую книгу.

(Текст требует правки, поскольку каждое предложение таит в себе несколько ошибок. Попробуем вместе откорректировать текст. Можно работать в группах или индивидуально).

В первом предложении три ошибки:

1 - иду из школы;
2 - придаточное определительное может быть отнесено и к очереди и к лавке, значит нужно переделать так, чтобы недоразумения не было;
3 - союз "и" связывает глагол и причастие.

Три ошибки и во втором предложении:

1 - или "более близко" или "ближе", т.е. или простая или составная форма сравнительной степени;
2 - спросил, кто последний;
3 - выяснил, что продают .

В третьем предложении четыре ошибки:

1 - нужно приобрести билет;
2 - вместо "с ним" написать "по нему",
3 - заменить слово “приобрести”, т.к. оно уже есть у нас;
4 - убрать слово "произведение".

В четвертом предложении фактическая ошибка: "Альпийскую балладу" написал Василь Быков. Убрать союз "но", убрать слово "очень", заменить указательное местоимение "то" на "том" (уверен в том).

В пятом предложении две ошибки:

1 - добавочное действие и основное должны относиться к одному предмету, следовательно, здесь деепричастный оборот нужно заменить придаточным предложением;
2 - заменить действительное причастие страдательным.

Как же грамотно должен звучать текст? (читает ученик).

Иду я из школы и возле книжной лавки вижу большую, заинтересовавшую меня очередь. Я подошел ближе, выяснил, что продают, и спросил, кто последний. Оказалось, что нужно приобрести литературный билет и по нему, если выиграешь, купишь книгу. Настроение у меня было замечательное, я был уверен в том, что мне достанется повесть Василя Быкова "Альпийская баллада". Когда я получил билет, мне вручили желаемую книгу.

В этом тексте не так много предлогов. И все же сможете вы их распознать? (Анализ исследования).

IV. Продолжим наблюдение. Укажите случаи ошибочного употребления падежных форм имени существительного с предлогом (Доска).

Наперекор - родителям, старших, судьбе.

согласно - приказа, распоряжению, данных..

благодаря - заботой, внимания, старанию.

Что вы скажете о предлогах СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, БЛАГОДАРЯ с точки зрения происхождения?

(Это производные предлоги: СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ - из деепричастия).

V. Предлагаю выборочную работу: один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи. Класс работает в тетрадях в двух колонках.

в течение года; договориться насчет похода; задача на подобие треугольников; остаться, несмотря на уговоры; средства переведены на счет; в течении реки; мчался, не смотря под ноги; задача наподобие предыдущей; впоследствии вернуться обратно; быть дома вследствие дождя.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

В начале урока звучали примеры ошибочного употребления предлога С

"прийти со школы, с магазина, вернуться с Москвы." В ходе исследования мы пришли к выводу: грамотный человек будет говорить: "из школы, из магазина, из Москвы".

Попробуйте написать мини-проект Речь в защиту предлога ИЗ. Или сочинение-миниатюру о предлоге в любом жанре: сказки, интервью. Те, у кого сейчас нетворческое настроение, вспомните производные предлоги, которые пишутся раздельно, слитно, и составьте с ними предложения.

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

Работы учеников.

Речь в защиту предлога “ИЗ”
ученицы 7 класса
ЦИРКУНОВОЙ Ксении

Я считаю, что предлог "ИЗ " помогает нам правильно употреблять в своей речи словосочетания. Порой мы даже не замечаем услышанные нами грубые речевые ошибки как в речи детей, так и взрослых. Например, говорят "с магазина", хотя нужно "из магазина", т. к. мы пришли из здания, а не спустились с него. Всегда нужно стараться не допускать таких ошибок и говорить правильно.

Речь в защиту предлога " ИЗ " и "С "
ученика 7 класса
ТРОФИМОВА Вадима

В русском языке существуют предлоги "ИЗ" и "С", которые постоянно путают между собой. Некоторые ученики говорят: "Я пришел со школы". Это неправильно, так как получается, что ученик слез со школы. А правильно говорят: "Я пришел из школы". У этих предлогов есть синонимы и антонимы. Предлогу "ИЗ" синоним "С", а антоним "В" и "НА". Для того чтобы не путать предлоги, надо воспользоваться простым правилом: "Если в предложении указано точное место, то пиши предлог "ИЗ", а если нет - то "С". Например: "Он приехал с севера. Но приехал из Москвы".

Речь в защиту предлога "ИЗ "
ученицы 7 класса
СОЛОДЧУК Александры

Для чего нужен предлог "ИЗ"?

Во-первых, предлог "из" нужен для того, чтобы правильно говорить, чтобы не путать его с предлогом "с". Например: пришел из школы, вышел из дома. А не "пришел со школы, вышел с дома".

Во-вторых, предлог "из" нужен для того, чтобы в мире не сократилось разнообразие предлогов. Так, например, исчезнет предлог "из" и за ним исчезнут предлоги тесно связанные с ним: "с", "на", "в".

Говорите правильно, размышляйте, и тогда вы поймете, зачем же нужен предлог "из".

Д.З. - Закончить творческую работу дома.

Литература:

  1. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. – М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. – с.168.
  2. Хазанова А. С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. – М: Владос, 1995. - Ч. 2. – с. 23.
  3. Сочинение. Практическое пособие. – М: “Московский лицей”, 1996. – с.16.

354. Прочитайте. Укажите предлоги и слова, к которым они относятся; затем укажите, с каким падежом употреблён каждый предлог. Выделите производные предлоги, образовавшиеся: а) из наречий, б) из существительных, в) из глаголов (деепричастий).

1) В ночь погода зашумела. (П.) 2) Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой. (П.) 3) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. (П.) 4) Ветер дул навстречу. (П.) 5) Дым багровый клубами всходит к небесам навстречу утренним лучам. (П.) 6) Река разлилась, и пришлось ехать кружным путём. 7) Задача решается путём приведения к единице. 8) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться. 9) Я узнал много нового благодаря вам.

§ 58. Особенности употребления некоторых предлогов

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».

После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...);

3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.

С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.

355. Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).

356. Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дядя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.) 16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Каш-танки прошёл незаметно. (Ч.)

357. Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вследствие и ставя существительные в нужном падеже.

1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

>> Русский язык: Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским)

Предлог как служебная частьречи

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), в отличие от самостоятельных, не называют предметов и явлений, их количество, свойства, качества и действия, не бывают членами предложения и не изменяются. Они нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений.

Предлог (по-укр.: прийменник) - служебная частьречи , которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетаниях и предложениях: вернуться из-за непогоды, к двум прибавить три, приготовить для нас.
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения: Солние влияет на погоду.
В русском языке обычно предлоги безударные, но в некоторых случаях ударение может переходить на предлог.

Обратите внимание!
надеть на руку, на ногу сделать за ночь, за день
остаться на год, на ночь, на день выехать за город повернуться на бок

спрятать за спину
идти по лесу, по полю выйти из дому, из лесу
Ударить по носу, по уху взять под руки

Предлог как служебная часть речи

По-русски
возле, у, около, близ вместо

По-украински біля
.-
Приведите из текста примеры самостоятельных и служебных частей речи и запишите их.
Ни одно явление природы так тесно и непосредственно не связано с жизнью человека, как погода и климат. Каждый из нас, проснувшись утром, смотрит в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. Людям свойственно интересоваться погодой, но у одних это вызвано просто любопытством, а у других - более серьёзными причинами.
(По С. Гончаренко)

Спишите, вставляя нужные буквы и объясняя орфограммы. Выделите предлоги и определите, с какими словами они связаны, а также какой частью речи являются эти слова.
Почему в Якутии нет пустыни?
В Якутии выпадает очень мало осадков, пр(е/и)бл(е/и)-зительно столько, сколько и в пустын(и/е) Каракумы. Так почему же в Якутии не появляет(ь?)ся пустыня? Просто там в почве зал(и/е)гает м(и/е)рзлота. Посте-пе(н/нн)о оттаивая, она р(о/а)вномерно снабжает влагой траву, кустарники и дерев(ь?)я. Не будь её, в Якутии вместо лесов была бы пустыня.
(По А. Смирнову)

Вместо пропусков вставьте уместные по значению предлоги.
Для чего служат предлоги в предложении?
Мы осторожно пробрались... чащу и... зарослей вереска увидели гнилой сосновый пень. ... него тянуло грибами и йодом.

Пня, спиной... нам, стоял барсук. Он расковырял день и засУнУл - середину пня, ... мокрую и холодную руху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос.
... его ног бегал и фыркал другой, маленький барсучок.
Он волновался и толкал нашего барсука носом... живот.
Наш барсук рычал... него и лягался задними пушистыми
лапами.

(К Паустовский)
Для справок: от, около, в, среди, на, у, к.

Прочитайте вслух стихотворные строки, найдите предлоги, определите, какие из них под ударением.
1. Летят пушинки чистые за луг, за сад, за лес и к нам парашютистами спускаются с небес (Вс. Рождественский). 2. Всё темней, темней и тише... Смолкли к ночи птицы; только на небе сверкают дальние зарницы (И. Суриков). 3. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз (Н. Некрасов). 4. А уж от неба до земли, качаясь, движется завеса, и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса (А. Фет). 5. Стужа злее на ночь... Заворочался в санях Михайло Иваныч (Н. Некрасов). 6. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой (А. Пушкин). 7. Но меж тем уж село солнышко давно; под-нялася вьюга, на небе темно (И. Суриков). 8. Вот из лесу вышли - навстречу как раз синеющей лентой, извилистой, длинной, река луговая (Н. Некрасов). 9. Сон и зной уже царили надо мной. Но вдруг я стоны услыхал, и взор мой на берег упал (Н. Некрасов). 10. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

(А. Пушкин).

Переведите текст на русский язык. Выпишите парами украинские и соответствующие им русские предлоги.
Там на Україні, де долина, тихо тече Рось, там між горами, між дубовими та липовими лісами стоїть велике містечко Богу слав.
Висока гора обривалася над Россю рівними, як стіни, скелями. Глибоке провалля повиставляло проти сонця свої жовті глинясті боки. Понад самісінькою Россю, попід глинястими стінами, поміж купами каміння в"ється дорога.
(За І. Нечуєм-Левицьким)

Н.Ф.Баландина, К.В. Дегтярева, С.А.Лебеденко, Русский язык 7 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Полный перечень тем по Русскомы языку для 7 класа, календарный план по всем предметам согласно школьной программы, курсы и задания поРусскому языку для 7 класа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село. (Н.); 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. (М. Г.) В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.
При глаголах чувства (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу, скучать по Михайловскому. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас. Ошибочным является употребление после отмеченных глаголов предлога за с творительным падежом, например: «Он скучает за вами», «Она тоскует за тобой».
После глаголов движения (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), бродил по полю (по полям) и т. п.
Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.
После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.
Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, ..., пять,..., десять, ..., двадцать,..., сорок, ..., пятьдесят, ..., девяносто, ..., сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по сорока, по пятидесяти...); 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т. п., по полтора, по полторы).
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.
Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его только с существительными, имеющими положительное значение, указывающими на то, за что можно принести благодарность: благодаря вашему совету, благодаря солнечной погоде и т. п. Поэтому, например, предложение вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильно.
С дательным падежом употребляется ещё три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор, например: 1) Я бросился навстречу брату. 2) Подобно грохота-нии) дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных.
Спишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), за-платить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном падеже. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.
225
8 - В. Ф. Греков
1) Она меж (дело и досуг) открыла тайну, как супругом самодержавно управлять. (П.) 2) Меж (горцы) пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. (П.) 3) Всегда я рад заметить разность между (Онегин) и (я). (П.) 4) Не тужи по (сны прелестные). (Держ.) 5) Он соскучился по (свой дя-дя). (Т.) 6) По (небо) крадётся луна. (П.) 7) Где-то вьётся прихотливым извивом просёлок, и бойко проскачет по (он) телега. (С.-Щ.) 8) По (окончание) университета он уехал работать в деревню. 9) По (прибытие) на место мы направились к коменданту. 10) По (истечение) срока отпуска он возвратился на завод. 11) Все дома были построены одинаково: фасад выходил на юг, на каждом фасаде было по (десять) окон, на каждой западной стене по (шесть) окон, на восточной тоже по (шесть), а сзади, на северной стороне, по (четыре) окна. 12) Согласно (указание штаба армии) отряд должен был перебраться на Двину. (Н. Ник.) 13) В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров. 14) Они будут видеться, будут каждый день просиживать по (несколько) часов вместе. (Гарш.) 15) В Петербурге, вопреки (его собственные ожидания), ему повезло. (Т.)
16) Благодаря (масса новых впечатлений), день для Капі-танки прошёл незаметно. (Ч.)
Спишите, употребляя предлоги благодаря, ввиду или вслед ствие и ставя существительные в нужном падеже.
1) ... (ожидаемые заморозки) пальмы убрали в оранжерею. 2) ... (ремонт железнодорожного полотна) поезд пришёл с опозданием. 3) ... (мужество и самообладание) машиниста авария была предотвращена. 4) Часть набережной была затоплена... (быстрый подъём воды) в реке. 5) ... (предстоящий турнир) шахматисты усиленно тренировались. 6) ... (правильное лечение и внимательный уход) больной скоро поправился.

Источник: Греков В. Ф.. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеоб- разоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, JL А. Чешко. - 4-е изд. - М. : Просвещение,2011. - 368 с.. 2011 {original}

Значительная часть предлогов принадлежит к стилистически нейтральной лексике: в, на, за, между, о, перед, по и мн. др. Некоторые предлоги имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжных стилях речи, например: вопреки, согласно, по мере, в отношении, применительно к, в лице, помимо, в связи и нек. др.

Ряд предлогов управляет не одним, а разными падежами существительных (см. выше); эти предложно-падежные сочетания могут различаться как по значению, так и по стилистическим свойствам, а также по употребительности: одни сочетания характерны для современного языка, а другие являются устаревшими. Встречаются в речи и неправильные, с точки зрения литературной нормы, способы соединения предлога с существительным.

Приведём примеры, иллюстрирующие все перечисленные случаи.

При глаголах «чувства»: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться и т. п.- предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну , плакать по отцу , горевать по мужу , тосковать по родному селу , скучать по Михайловскому . Но личные местоимения при указанных глаголах ставятся в предложном падеже, например: тужит по нем (возможно и по нему), плачет по вас, горюет по нас и т. д. Иногда встречается употребление в предл. падеже не только местоимений, но и существительных, например: тужит по сыне, плачет по отце, скучает по Михайловском и т. п. Такое употребление существительных считается или устарелым, или диалектным. Совершенно ошибочным является употребление после отмеченных глаголов

предлога за с творительным падежом, например: Он скучает за вами; она тоскует за тобой.

В современном языке всё шире развивается употребление после указанных глаголов «чувства» предлога о с предложным падежом: тужит о сыне, тоскует о муже, скучает о брате и т. п.

После глаголов сдвиження» (ходить, гулять, бежать, двигаться, взбираться, бродить и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу (по лугам), гулял по лесу (по лесам), бежал по берегу (по берегам), двигался по рельсам, взбирался по лестнице (по лестницам), бродил по полю (по полям) и т п.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь», например: поистечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город. Раньше наряду е предложным падежом употреблялся дательный падеж, например: Я уже писал царю тотчас по окончанию следствия. (П.) По короткому совещанию решили... (Г.) Теперь употребление дательного падежа в подобных сочетаниях считается ошибочным.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток пропадал из дома. (Допустим также вин. пад.: по сколько, по несколько).

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т. д., .употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; выдали по двести, по триста, по четыреста рублей ): 2) с дательным падежом при остальных числительных: один, пять,...

десять.... двадцать, ...сорок, ...пятьдесят, ...девяносто, сто (выдали по одному, по пяти, по сорока, по пятидесяти , ...): в современном языке получают всё большее распространение сочетания с винительным падежом: по пять, по десять , по пятьдесят, которые до недавнего времени оценивались как просторечные; 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот, по семисот и т. д., по полтора, по полторы).

В последнее время предлог по активно употребляется вместо других предлогов, а также используется в конструкциях, которые раньше были беспредложными, например: программа по литературе (вместо программа литературы), лекция по истории (вместо лекция об истории), совещание по животноводству, соревнования по плаванию, мастер по ремонту (сравните: совещание о животноводстве, соревнования в плавании, мастер ремонта) и т. п.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Предлог благодаря по происхождению является деепричастием. Сравните: 1) Благодаря отца , мы стали с ним прощаться (деепричастие); 2) Благодаря обильным весенним дождям яровые хлеба были превосходные (предлог).

Деепричастие благодаря употребляется с винительным падежом; лексическое значение деепричастия обусловливает преимущественное сочетание его с существительными одушевлёнными, винительный падеж которых совпадает по форме с родительным (благодаря брата, благодаря учителя за помощь и т

п.). Влиянием форм винительного одушевлённого, очевидно, и объясняется употребление после предлога благодаря существительных в родительном падеже, например: «благодаря совета», «благодаря весенних дождей» и т. п. Такое употребление является неправильным.

Лексическое же значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, обозначающими нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету..., благодаря солнечной погоде... и т. п. Поэтому сочетания вроде Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника следует считать неудачными.

Предлог согласно по происхождению является наречием. Раньше он употреблялся в сочетании с первообразным предлогом с; при этом сочетании существительное ставилось в творительном падеже, например: Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) Это сочетание считается вполне литературным и в современном языке, но встречается оно редко. Вместо него чаще употребляется предлог согласно с дательным падежом, например: Согласно вашему приказанию рота на смотр построена. Обороты с предлогом согласно более свойственны речи деловой, в которой иногда при предлоге согласно встречается родительный падеж (согласно вашего приказания), что противоречит литературной норме.

При предлоге вопреки, который по происхождению является наречным, в литературной речи тоже употребляется дательный падеж, например: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) (Сравните дательный падеж при глаголе перечить.) В живой речи иногда встречается ошибочное употребление родительного падежа.

С дательным падежом употребляются ещё три наречных предлога:навстречу, подобно, наперекор, например: I) Ябросилсянавстречу брату. 2) Подобно грохотанью дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. 3) Он всё делал наперекор желанию родных. В употреблении дательного падежа с предлогами навстречу иподобно ошибки встречаются редко, чаще ошибочно употребляют родительный падеж при предлогенаперекор: это, очевидно, объясняется влиянием синонимичного предлогапротив, который сочетается с родительным падежом (наперекор желанию, но против желания).