Система электронного мониторинга подконтрольных лиц. Система электронного слежения и устройство браслетов. Справка Плюсы и минусы ареста «в домашних тапках»

Виталий Мосеев / 19.08.2016

В России в 2010 году президент России Дмитрий Медведев поручил внести изменения в уголовно-исполнительную систему для гуманизации системы наказания. Это позволило ФСИН не лишать осужденных свободы, а предложить альтернативный вид наказания: ограничение передвижения. Для этого используются комплексы, состоящие из электронного браслета и устройства отслеживания. Данные с них передаются на сервера ФСИН. Декриминализация некоторых уголовных статьей, переполненность тюрем и сизо приведут к тому, что количество лиц, которых удастся исправить без лишения свободы, в ближайшее время значительно вырастет.

Исправление без заключения

Несмотря на сокращение уровня преступности в стране с 2005 года, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. На 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 864 тыс. человек. В некоторых регионах наблюдалась нехватка мест в следственных изоляторах и в исправительных учреждениях. Темпы строительства и реконструкции таких учреждений и изоляторов не соответствовали темпу роста количества осужденных лиц. Установленные лимиты по количеству осужденных в некоторых учреждениях были превышены до 40%. Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, к увеличению случаев заболеваемости, к дополнительной нагрузке на персонал ФСИН.


Чтобы снизить нагрузку на учреждения, с ФСИН провела эксперимент по использованию электронных браслетов по программе Евросоюза. В 2010 году ведомство отмечало успешное завершение эксперимента. В это же время Президент России Дмитрий Медведев поручил внести изменения в уголовно-исполнительную систему для гуманизации системы наказания. Эксперты отмечают, что правонарушители, которые содержатся под стражей, выходят искалеченными морально и физически. Из-за того, что с реабилитацией в обществе у них возникают проблемы, многие встают на путь рецидива. Также одной из важнейших задач, обозначенных в концепции развития уголовно-исправительной системы России до 2020 года, стало расширение применения наказаний и мер, которые не связаны с лишением свободы. Иными словами, задача государства состоит в том, чтобы люди, исправление которых возможно без лишения свободы, не попадали за решетку.

В ноябре 2011 года к ограничению свободы было осуждено 10,7 тыс. человек, из них 442 использовали электронные браслеты, которые отслеживают передвижение. К январю 2012 года устройствами слежения снабдили 1,4 тыс. осужденных.

Некоторые производители браслетов для ФСИН

При применении альтернативных видов наказания ФСИН России взаимодействует с отечественными разработчиками и производителями специального оборудования. Так, Главный центр инженерно-технического обеспечения ФСИН России опубликовал технические условия, согласно которым была проведена разработка оборудования электронного мониторинга.


Компания «Интеллектуальные системы и технологии» разработала легкий силиконовый браслет, полностью герметичный (степень защиты IP67). Внутри браслета находится: токопроводящий сенсор разрыва и открытия ремня, печатная плата с радиомодулем и питанием от батареи. В комплекте браслета присутствует защелка ремня для старта слежения за браслетом. Радиус действия браслета на открытом воздухе - до 80 метров.

Базовая станция осуществляет мониторинг за осужденными с электронными браслетами в пределах заданного периметра. Одна базовая станция позволяет вести мониторинг 128 браслетов по технологии GPRS.

Фирма «Корпорация – ИТ» по заказу ФСИН производит оборудование электронного мониторинга индивидуальных объектов с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. Так, Комплекс оборудования АТ-Периметр АТ-Браслет предназначен для контроля нахождения человека в заданной области пространства. Контролируемый радиус – от 5 до 100 метров.

Как работает система?

В 2011 году для отслеживания лиц, которые были ограничены в свободе передвижений и использующих электронные браслеты, была создана система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). СЭМПЛ представляет собой комплекс электронных устройств, в который входят электронный браслет и контрольные устройства. Комплекс позволяет отслеживать все передвижения осужденного в пределах города проживания. Устройства контроля были разработаны российскими конструкторами, а за основу функционирования системы был взят опыт Великобритании.

Информация обо всех передвижениях передается на сервер и компьютеры ФСИН с помощью устройств слежения. Устройства слежения делятся на два типа: стационарные и мобильные. Стационарное устройство устанавливается по месту проживания осужденного и требует периодической подзарядки. Срок службы батареи передатчика составляет 3 года. Это устройство фиксирует время входа и выхода из помещения. Радиус действия достигает 50 метров.


Устройство постоянного слежения состоит из передатчика в форм-факторе «браслет», переносного устройства GPS-слежения и усилителя сигнала для использования в помещениях. Браслет фиксируется на ноге осужденного после измерения лодыжки. Ремешок подгоняется так, чтобы оставалось место для носка. Специальный инструмент сжимает застежку замка, снабженного специальными контактами. Каждый браслет имеет уникальный номер, который фиксируется за определенным осужденным.

Инспектор получит оповещение, если осужденный выйдет за пределы разрешенной территории. Повторное нарушение служит поводом для передачи материалов в суд, который может рассмотреть вопрос о замене ограничения свободы лишением свободы. Мобильное устройство слежения должно находится в радиусе пяти метров от браслета, иначе сигнал пропадет. Если сигнал исчезнет, то на место будет направлена служба реагирования.


Снять датчик самостоятельно без физических повреждения оборудования возможно, однако в случае поломки нарушителю грозит штраф в размере 100 тыс. рублей. Браслет рассчитан на работу при температуре от 0 до 100 градусов Цельсия. Герметичность прибора обеспечивается при погружении в пресную и соленую воду глубиной до пяти метров на 15 минут.

Радиус действия этого устройства практически не ограничен. Суд сам предписывает ограничение передвижения. Одним осужденным суд предписывает ограничение передвижения в рамках конкретного муниципального образования на весь срок наказания, вторым – в указанные часы, преимущественно ночные, третьим запрещается приближаться к объектам из списка (например, школы, детские сады, место проживания конкретных людей и т.д.). Операторы СЭМПЛ с учетом решения суда самостоятельно устанавливают границы, пересекать которые осужденный не имеет права. Кроме того, в специальной программе сотрудники ФСИН могут задать запрещенные и разрешенные зоны посещения.


В феврале 2015 года ФСИН приступила к замене старых браслетов на новые. Модернизированные передатчики могут служить от одной батареи в течение семи лет, а не трех, как было до этого. Замена на новые передатчики будет производится по мере выхода аккумуляторов старых из строя. Конструкция крепления ремня и замка браслетов претерпела изменения, что позволило исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности устройства.


СЭМПЛ использует детальные карты городов и регионов, поддерживает картографические сервисы известных поисковых систем, систему ГЛОНАСС. Вся информация поступает на сервер мониторинга - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации. Обработка и отображение информации происходит с помощью стационарного пульта мониторинга.

СЭМПЛ обеспечивает надзор за осужденными путем сбора, накопления, обработки, хранения и предоставления уголовно-исправительным инспекциям информации о соблюдении подконтрольными лицами ограничительных мер и данных об их местонахождении.

Использование СЭМПЛ позволяет снизить нагрузку на сотрудников уголовно-исправительных инспекций. Ранее для контроля лиц, чья свобода передвижений была ограничена законом, сотрудникам ФСИН приходилось использовать автотранспорт для посещения осужденных. Однако расходы на топливо и отсутствие возможности наблюдать за местоположением осужденного в любое время были существенными недостатками. Их устранение позволило повысить эффективность работы ФСИН.


Переполненность тюрем и СИЗО и гуманизация уголовно-исполнительной системы приведут к тому, что количество лиц, получивших вместо реального заключения такую меру пресечения, как ограничение передвижения, в России будет только расти. Это обусловлено не только планируемой декриминализацией статей УК РФ «Побои» и «Неуплата алиментов» (нарушитель может совершить это преступление единожды и будет подвергнут административному наказанию), но и смягчением наказания для лиц, совершивших мелкие кражи (сумма до 5 тыс. рублей). Последних планируется не лишать свободы, а ограничить ее с помощью новейших технологий.

Лаборатория СЭМПЛ

(система электронного мониторинга подконтрольных лиц)

Одной из важнейших задач, обозначенных в Концепции развития УИС РФ до 2020 года, является расширение сферы применения наказаний и мер, не связанных с лишением свободы. Для снижения вероятности повторных преступлений осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы вводится в действие система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ).
СЭМПЛ – совокупность средств персонального надзора и контроля и технические средства и устройства региональных информационных центров обеспечивающие дистанционный надзор за осужденными и контроль выполнения предписанных им ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах.
Целью функционирования СЭМПЛ является обеспечение в территориальных органах ФСИН России надзора за осужденными путем сбора, накопления, обработки, хранения и предоставления УИИ информации о выполнении подконтрольными лицами предписанных им ограничений и контроля их местонахождения.
Определяя совокупность средств персонального надзора вводятся следующие понятия:

  • стационарное контрольное устройство - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещения о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях;
  • мобильное контрольное устройство - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного вне мест, оборудованных СКУ, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС (далее - сигнал GPS/ГЛОНАСС);

  • браслет электронный - электронное устройство, надеваемое на осужденного в целях его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;

  • стационарный пульт мониторинга - компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным предписанных ограничений.

С учетом возросшей потребности в подготовке квалифицированных кадров УИИ, обладающих специальными профессиональными компетенциями в области применения СЭМПЛ, ФСИН России было принято решение об организации в СЮИ ФСИН России обучения сотрудников УИИ по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ» в рамках курсов повышения квалификации.
Для выполнения поставленной задачи, кафедрой управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, были разработаны и прошли согласование во ФСИН России рабочие программы повышения квалификации сотрудников УИС и учебно-методические комплексы «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ», «Организационно-правовые и технические основы деятельности администраторов СЭМПЛ».
Для обеспечения материально-технической базы был исполнен Государственный контракт на поставку оборудования для СЭМПЛ с ФГУП ЦИТОС ФСИН России на сумму 10 582 890 рублей.
В Самарском юридическом институте ФСИН России на базе кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС была создана «Лаборатория СЭМПЛ», целью которой является формирование у сотрудников УИС профессиональных компетенций в сфере применения СЭМПЛ, в структуру которой входят:

  • кабинет технического обеспечения СЭМПЛ, оснащенный 16 СПМ с предустановленным специальным программным обеспечением и оборудованием информационного обмена с сервером мониторинга;
  • кабинет организационно-правового обеспечения СЭМПЛ на 30 обучаемых;
  • макет жилого помещения подконтрольного лица для отработки практических навыков по использованию СЭМПЛ.

На базе «Лаборатории СЭМПЛ» ведутся научные разработки: организационно-технические и правовые основы применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц; влияние применения оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц на динамику повторной преступности; электронная система мониторинга за осужденными к принудительным работам для обеспечения надзора за ними.
Материально-техническая база Лаборатории СЭМПЛ, профессорско-преподавательский состав, прошедший стажировку по использованию оборудования СЭМПЛ, и наличие учебно-методических материалов позволили в 2012 год подготовить 6 групп по программе повышения квалификации «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ» и 2 группы по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности администраторов СЭМПЛ». Всего, за 2012 год обучение прошли 158 сотрудников УИИ.
На инициативной основе в 2012 году была создана учебная группа из числа слушателей 5 курса в количестве 28 человек для обучения по направлению «Система электронного мониторинга поднадзорных лиц» (операторы). Подготовка операторов осуществлялась для 12 комплектующих органов, из таких регионов как: Самарская, Пензенская, Саратовская, Волгоградская, Псковская, Оренбургская и Свердловская области, Кабардино-Балкарская республика, республика Башкортостан, республика Татарстан, республика Северная Осетия-Алания, республика Коми.
Кроме того, в ноябре 2012 года на базе Лаборатории СЭМПЛ проведен семинар-тренинг по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ», в котором приняли участие 44 сотрудника ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области и 12 сотрудников института.
В 2013 году по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности администраторов СЭМПЛ»прошли подготовку 16 сотрудников ФСИН России.
В настоящее время по программе «Организационно-правовые и технические основы деятельности операторов СЭМПЛ», обучаются 25 сотрудников ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области.
Тесное сотрудничество СЮИ ФСИН России с ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области позволяет реализовывать модель практико-ориентированного обучения. На базе Промышленного филиала ФКУ УИИ ГУФСИН России по Самарской области создано рабочее место сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.
Лаборатория СЭМПЛ является уникальным подразделением, на базе которой обеспечивается подготовка операторов и администраторов системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, ведется научная деятельность по проблемам использования СЭМПЛ. На сегодняшний день, аналогов у лаборатории СЭМПЛ в России не существует.
В 2012 году Лаборатория системы электронного мониторинга подконтрольных лиц Самарского юридического института ФСИН России признана лауреатом конкурса «100 лучших вузов России» в номинации «ЛАБОРАТОРИЯ ГОДА» и награждена почетным дипломом.

Коллеги, нужна помощь в решении следующего вопроса! несовершеннолетнему 14-ти лет (является воспитанником школы-интерната, ранее не судим) назначили ОС (ч.1 ст.158 УК РФ- преступление небольшой тяжести) . В связи со злостным уклонением осужденного от отбывания наказания на основании ст.53 УК РФ дважды выходили в суд с представлением о замене, на второй раз мировой суд удовлетворил наше представление и осужденный был направлен в ВК на 61 сутки. На следующий день адвокат подал апелляционную жалобу в федеральный суд, в которой указал на необоснованность и незаконность в удовлетворении нашего представления со сслыкой на ст.88 УК РФ. В жалобе адвокат просил отменить постановление мир.суда и дать осужденному возможность продолжить отбывание наказание. В федеарльном суде данная жалоба была удовлетворена, судья федерального суда очень возмущался по поводу нашего представления, говоря о том, что мы вообще не имели никакого права направлять такое представление, т.к. наказание в отшении данной категории лиц должно исполняться со ссылкой на ст.88 УК РФ и постановление пленума ВС №1 от 01.02.2011 г., в котором запрет замены ОС на л/с не оговорен. Нами было пояснено, что наказание осуществляется на основании ст.53 УК РФ, инструкции, которая построена на этой статье и целой главы УИК РФ, где нет разграничения в исполнении данного вида наказания между совершеннолетними и несовершеннолетними,соответственно согласно нормам данных НПА мы были обязаны направить такое представление, но наши доводы не были учтены. В настоящее время осужденный продолжает злостно уклоняться от отбывания наказания и согласно той же ст.53 УК РФ мы снова будем обязаны направить представление о замене. Подскажите пожалуйста- было ли обоснованным удовлетвоерение судом апелляционной жалобы, правильна ли в данном случае ссылка на ст.88 УК РФ, какие действия должны быть у сотрудников УИИ в случае повторного злостного уклонения осужденного от отбывания наказания?


ст. 88 п. 6 УК РФ. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые .

Это по аналогии с ИР малолетке, на старом форуме писалось об этом.. Лишение свободы назначено быть не может. Так что придется Вам с этим жить. Мой совет пишите в прокуратуру за разЪяснениями.

Эксперты российского НИИ космического приборостроения признали, что электронные браслеты для слежения за арестантами, на закупках которых, как считает Следственный комитет, в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) было похищено как минимум 1,3 млрд рублей, фактически не выполняют своей главной функции. Любой арестант может легко разобрать и снять с себя разработанные по заказу тюремного ведомства устройства при помощи обычных ножниц или плоскогубцев, а контролирующий его сотрудник ФСИН этого даже не заметит.

Как рассказали «Известиям» источники в спецслужбах, еще до возбуждения Следственным комитетом уголовного дела о миллиардных махинациях во ФСИН при закупках спецоборудования в НИИ космического приборостроения и ведущем научном подразделении МВД «Специальная техника и связь» (СТиС) были проведены две экспертизы электронных браслетов, официально известных как система электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ).

Результаты экспертиз оказались обескураживающими, - рассказывает «Известиям» высокопоставленный собеседник в спецслужбах. - Выяснилось, что электронные браслеты фактически непригодны для тех целей, под которые они создавались. Я даже не понимаю, как ФСИН может с помощью этих приборов хоть как-то следить за поднадзорными лицами?

Согласно документам, эксперты провели целый ряд испытаний и почти сразу же сделали неутешительный вывод: «Объективный контроль за расположением отсутствует». Речь идет об отсутствии приема сигналов систем ГЛОНАСС и GPS.

То есть операторы СЭМПЛ из числа сотрудников ФСИН не могут определить точное местонахождение «клиента», - поясняет собеседник.

Более того, согласно данным экспертиз, операторы даже не могут определить степень заряда аккумулятора электронного браслета. Им доступны лишь данные о напряжении в батарее. Но исходя из этого они не могут рассчитать, когда и в какой момент аккумулятор будет до конца разряжен и браслет полностью отключится.

Отдельно отмечается, что сигналы тревоги с электронного браслета или стационарного контролирующего устройства - СКУ (оно устанавливается в доме поднадзорного лица) поступают на рабочее место оператора с запозданием в 8–10 минут. При этом аппарат предусматривает обратную связь «клиента» со своими кураторами из ФСИН. Человек может в любой момент вызвать инспекторов уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), нажав кнопку SOS. Однако, как выяснили проверяющие, для этого необходимо удерживать кнопку не менее 5 секунд.

В чрезвычайной ситуации это может быть невозможным, - делают категорический вывод эксперты.

Также эксперты пришли к выводу, что на браслет может отрицательно влиять окружающая среда. От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает ложный сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Помимо этого, прибор начинает давать сбои, если в помещении температура поднимается выше комнатной.

Монтаж замка, по мнению специалистов, тоже не выдерживает никакой критики. Оказывается, закрепляется браслет не специальным инструментом, а обычными плоскогубцами.

Причем для несанкционированного избавления от браслета не нужны никакие приспособления, достаточно перерезать ремешок обычными ножницами, - поясняют эксперты. Конструкторы запланировали, что устройство будет подавать сигнал в случае нарушения целостности ремешка, однако ремешок легко разобрать и перепаять контакты так, чтобы удлинить ремень и снять браслет.

Как только «клиент» снимает браслет и тот остается длительное время без движения, оператор по идее должен получать сигнал. Однако, как подчеркивают специалисты, такого сигнала аппаратура не передает. В ходе испытаний браслет оставался не месте в течение почти трех суток, однако ни одного сообщения об этом на пульт дежурным не пришло. Это не дает возможности понять, находится ли браслет на человеке или уже давно снят, а сам арестованный подался в бега.

Кроме того, эксперты отметили, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, но носить его можно только в широких штанах или обуви с низкими голенищами. Это ограничение бьет в первую очередь по женщинам, которые любят обтягивающие брюки и узкие высокие сапоги.

Недостаточная надежность конструкции может привести, по мнению экспертов, к ложному срабатыванию или повреждению браслета без какого-либо злого умысла.

Стоит отметить, что само стационарное контролирующее устройство по принципу действия фактически ничем не отличается от сотового телефона, внутри него находится SIM-карта. Однако, как выяснили эксперты, она в приборе не фиксируется и периодически выпадает из разъема.

По данным ФСИН, сейчас в России во всех подразделениях тюремного ведомства используются 9827 электронных браслетов, в том числе в Москве - 177 браслетов. Из них 165 - для приговоренных судом к ограничению свободы, и лишь 12 приборов носят поднадзорные лица, находящиеся под домашним арестом. Самыми известными из обладателей электронных браслетов являются фигурантка уголовного дела о многомиллиардных хищениях в Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Сергей Удальцов, обвиняемый в организации массовых беспорядков.

Адвокаты Евгении Васильевой уже жаловались на браслет, который якобы постоянно дает ложный сигнал тревоги, связывая это с низким качеством устройства.

Напомним, что электронные браслеты производились в ведомственном предприятии ФСИН ЦИТОС. На конец прошлого года было произведено и поставлено 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Сейчас по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении на них цен СКР расследует уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Не исключено, что его фигурантами могут стать высокопоставленные сотрудники ФСИН.

Как утверждают в самом ведомстве, экспертиза качества электронных браслетов проводилась по инициативе ФСИН.

В ходе экспертиз был выявлен ряд несоответствий заявленным требованиям, - пояснили «Известиям» в пресс-бюро ФСИН. - Следующие партии будут закупаться у других поставщиков и производителей.

В тюремном ведомстве подчеркивают, что отказываться от применения электронных браслетов никто не собирается, а те, что сейчас используются, работают без сбоев.

Как рассказали "Известиям" источники в спецслужбах, еще до возбуждения Следственным комитетом уголовного дела о миллиардных махинациях во ФСИН при закупках спецоборудования в НИИ космического приборостроения и ведущем научном подразделении МВД "Специальная техника и связь" (СТиС) были проведены две экспертизы электронных браслетов, официально известных как система электронного мониторинга за поднадзорными лицами (СЭМПЛ).

— Результаты экспертиз оказались обескураживающими, — рассказывает "Известиям" высокопоставленный собеседник в спецслужбах. — Выяснилось, что электронные браслеты фактически непригодны для тех целей, под которые они создавались. Я даже не понимаю, как ФСИН может с помощью этих приборов хоть как-то следить за поднадзорными лицами?

Согласно документам, эксперты провели целый ряд испытаний и почти сразу же сделали неутешительный вывод: "Объективный контроль за расположением отсутствует". Речь идет об отсутствии приема сигналов систем ГЛОНАСС и GPS.

— То есть операторы СЭМПЛ из числа сотрудников ФСИН не могут определить точное местонахождение "клиента", — поясняет собеседник.

Более того, согласно данным экспертиз, операторы даже не могут определить степень заряда аккумулятора электронного браслета. Им доступны лишь данные о напряжении в батарее. Но исходя из этого они не могут рассчитать, когда и в какой момент аккумулятор будет до конца разряжен и браслет полностью отключится.

Отдельно отмечается, что сигналы тревоги с электронного браслета или стационарного контролирующего устройства — СКУ (оно устанавливается в доме поднадзорного лица) поступают на рабочее место оператора с запозданием в 8-10 минут. При этом аппарат предусматривает обратную связь "клиента" со своими кураторами из ФСИН. Человек может в любой момент вызвать инспекторов уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), нажав кнопку SOS. Однако, как выяснили проверяющие, для этого необходимо удерживать кнопку не менее 5 секунд.

— В чрезвычайной ситуации это может быть невозможным, — делают категорический вывод эксперты.

Также эксперты пришли к выводу, что на браслет может отрицательно влиять окружающая среда. От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает ложный сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Помимо этого, прибор начинает давать сбои, если в помещении температура поднимается выше комнатной.

Монтаж замка, по мнению специалистов, тоже не выдерживает никакой критики. Оказывается, закрепляется браслет не специальным инструментом, а обычными плоскогубцами.

— Причем для несанкционированного избавления от браслета не нужны никакие приспособления, достаточно перерезать ремешок обычными ножницами, — поясняют эксперты. Конструкторы запланировали, что устройство будет подавать сигнал в случае нарушения целостности ремешка, однако ремешок легко разобрать и перепаять контакты так, чтобы удлинить ремень и снять браслет.

Как только "клиент" снимает браслет и тот остается длительное время без движения, оператор по идее должен получать сигнал. Однако, как подчеркивают специалисты, такого сигнала аппаратура не передает. В ходе испытаний браслет оставался на месте в течение почти трех суток, однако ни одного сообщения об этом на пульт дежурным не пришло. Это не дает возможности понять, находится ли браслет на человеке или уже давно снят, а сам арестованный подался в бега.

Кроме того, эксперты отметили, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, но носить его можно только в широких штанах или обуви с низкими голенищами. Это ограничение бьет в первую очередь по женщинам, которые любят обтягивающие брюки и узкие высокие сапоги.

Недостаточная надежность конструкции может привести, по мнению экспертов, к ложному срабатыванию или повреждению браслета без какого-либо злого умысла.

Стоит отметить, что само стационарное контролирующее устройство по принципу действия фактически ничем не отличается от сотового телефона, внутри него находится SIM-карта. Однако, как выяснили эксперты, она в приборе не фиксируется и периодически выпадает из разъема.

По данным ФСИН, сейчас в России во всех подразделениях тюремного ведомства используются 9827 электронных браслетов, в том числе в Москве — 177 браслетов. Из них 165 — для приговоренных судом к ограничению свободы, и лишь 12 приборов носят поднадзорные лица, находящиеся под домашним арестом. Самыми известными из обладателей электронных браслетов являются фигурантка уголовного дела о многомиллиардных хищениях в Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Сергей Удальцов, обвиняемый в организации массовых беспорядков.

Адвокаты Евгении Васильевой уже жаловались на браслет, который якобы постоянно дает ложный сигнал тревоги, связывая это с низким качеством устройства.

Напомним, что электронные браслеты производились в ведомственном предприятии ФСИН ЦИТОС. На конец прошлого года было произведено и поставлено 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Сейчас по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении на них цен СКР расследует уголовное дело по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). Не исключено, что его фигурантами могут стать высокопоставленные сотрудники ФСИН.

Как утверждают в самом ведомстве, экспертиза качества электронных браслетов проводилась по инициативе ФСИН.

— В ходе экспертиз был выявлен ряд несоответствий заявленным требованиям, — пояснили "Известиям" в пресс-бюро ФСИН. — Следующие партии будут закупаться у других поставщиков и производителей.

В тюремном ведомстве подчеркивают, что отказываться от применения электронных браслетов никто не собирается, а те, что сейчас используются, работают без сбоев.