Технологический процесс технического обслуживания. Технологический процесс то. Принцип укрупнения операций

Под технологическими процессами по­нимают последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида технического воздействия. Порядок осуществления технологического процесса зависитот вида и объема технического воздействия, при этом следует учитывать право владельца автомобиля на проведение вы­борочных работ из объемов ТО и текущего ремонта (TP) в любом сочетании.

Технологический процесс должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и TP, что предполагает применение универсальных и специализирован­ныхпостов, и, следовательно, возможность проведения различ­ных сочетаний производственных операций всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).

Основу организации технологического процесса на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие для проведения ТО и TP, проходят мойкуи поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектован­ности производственно-технической базы и ее состояния. К основным элементам производственно-технической базы относятся производственные посты (мойки, приемки, углуб­ленной диагностики, ТО и TP) и специализированные участки (ремонта отдельных систем автомобиля, шиномонтажный и др.). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль по­ступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере осво­бождения постов направляется на тот или иной производст­венный участок. После завершения работ автомобиль поступа­ет на пост выдачи автомобилей.

Существуют различные варианты последовательности вы­полнения работ в зависимости от заказанной услуги:

1) П-УМР-Д б -ПР-К-УМР-С-В;

2) П-Д б -Дз-С-УМР-ПР-УР-ПР-К-УМР-С-В;

3) П-Дз-ПР-К-УМР-В;

4)П-Д 3 -С-УМР-ПР-УР- ПУ Кц -ПР-УМР-С-В;

5) П-УМР-ПР-УР-ПУ СЦ -ПР-К-УМР-В;

6) П - Дз - УМР- ПР-С-ПР - МУ - ПР - УУК - К - У MP - С - В;

7) П - Дз - УМР - ПР-УР-ПР - УУК - К - УМР - С - В;

8) П - ПР- В.

Условное обозначение означает:

П - приемка;

Д б - диагностика систем, определяющих безопасность дви­жения (проводится на посту приемки, оснащенном диагности­ческим комплексом, и как самостоятельный вид услуги входит в состав ТО, выполняемого по сервисным книжкам);

Дз - диагностика по заявкам клиентов (углубленная диаг­ностика);

УМР - уборочно-моечные работы;

С - стоянка (при возникновении оче­реди);



ПУ СЦ - производственный участок № 1 (слесарный цех);

ПУ Кц - производственный участок № 2 (кузовной цех);

ПР - постовые работы (включая установку автомобиля на подъемник);

УР - участковые работы (включают работы на специализи­рованных участках: шиномонтаж, балансировка, стапель, установки по очистке форсунок, мойка радиатора и т.п.);

УУК - стенд контроля и регулировки углов установки колес (сход-развал);

МУ - малярный участок (включает: окрасочную камеру и подготовительный участок);

К - контроль (производится на постах с заполнением листа осмотра, включающего: пробную поездку, контроль систем безопасности и регулировочные работы);

В - выдача автомобиля клиенту.

Вариант 1 - типичный вариант прохождения ТО по сервис­ной книжке, когда клиент приезжает при определен­ном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки автомобиль проходит диагностирование, приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целост­ность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборов сигнализации и освещения, уровень жидкостей. По­сле УМР производятся работы по ТО и устранению замечен­ных при осмотре неисправностей. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомо­биль выдается клиенту.

Вариант 2, когда клиент совмещает ТО и TP в одном посе­щении. Для этого помимо Д б производится углубленная диагностика Д 3 для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи.



Вариант 3 реализуется при ограниченном свободном вре­мени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.

Вариант 4 реализуется при поступлении автомобиля в мел­кий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампе­ра, капота и т.п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузов­ном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.

Вариант 5 исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки автомобиля на подъемник (например, шиномонтаж, баланси­ровка колес, заправка конди­ционера, промывка форсунок и т.п.).

Вариант 6 характерен для крупного ремонта - замены или ремонта элементов как кузо­ва, так и механических систем, обеспечивающих работу двига­теля, трансмиссии и подвески. Примером могут служить ава­рийные автомобили, ремонти­руемые по страховке.

Вариант 7 реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необ­ходимы проверка и регулировка угла установки колес.

Вариант 8 реализуется при необходимости устранения не­поладки автомобиля, не тре­бующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и С), или устранения неполадки после ремонта, когда причина очевидна.

Билет № 21

21. Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь. Цель, назначение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При организации процессов ТО и ремонта широко используют технологические карты, обуславливающие рациональное использование рабочего времени и рабочих мест, соблюдения требований качества, обеспечение синхронности постов и т. п.

На АТП используют обычно технологические карты двух видов: операционно-технологические и постовые.

Операционно-технологические карты содержат перечень работ, выполняемых на данном посту, на каждом рабочем месте. Номера операций из операционно-технологических карт соответствуют порядковому номеру операций постовых карт. Технологические карты разрабатывают на предприятии или принимают на основе справочных данных.

Снижение объемов работ по ТО недопустимо. Недопустимо также выполнять работы по ТР, не входящие в перечень работ ТР, рекомендуемых для выполнения совместно с ТО.

Поточная линия ТО - 1 предназначена для выполнения всего объема профилактических работ по ТО - 1, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.

Линия состоит из двух постов.

Перед постановкой автомобиля на первый пост, автомобиль загоняется на пост подпора для обогрева и сушки.

Первый пост предназначен для выполнения работ по тормозному механизму, колесам, подвеске, трансмиссии и смазочным работам. На посту работают двое слесарей по ремонту автомобилей 3 и 4 разрядов.

Второй пост предназначен для выполнения работ по двигателю, сцеплению, рулевому механизму и электрооборудованию. На посту работают: слесарь по ремонту автомобиля 4 разряда и слесарь - электрик 4 разряда.

Посты ТО - 2 предназначены для выполнения смазочных работ и работ по трансмиссии и т. п., для выполнения всего объема профилактических работ по ТО- 2, а также для выполнения сопутствующих работ по ремонту.

Таблица 2.10 - Перечень работ при ТО двигателя

Заменяемый узел

Трудоемкость, чел.- мин.

Болт крепления задней опоры двигателя

Болт крепления передней опоры ДВС

Ремни привода компрессора и насоса гидроусилителя руля

Ремень привода насоса водяного охлаждения и генератора

Ремень привода вентилятора

Ремень промежуточного вала вентилятора

Прокладка клапанной крышки

Краник слива охлаждающей жидкости

Шланг системы вентиляции картера

Хомут крепления труб системы выпуска

Прокладка корпуса масляного фильтра

Таблица 2.11 - Перечень работ при ТО системы питания

Таблица 2.12 - Перечень работ при ТО сцепления

Таблица 2.13 - Перечень работ при ТО трансмиссии

Таблица 2.14 - Перечень работ при ТО колес и ступиц

Таблица 2.15 - Перечень работ при ТО подвески

Таблица 2.16 - Перечень работ при ТО кузова и кабины

Таблица 2.17 - Перечень работ при ТО тормозной системы

Таблица 2.18 - Перечень работ при ТО электрооборудования

Заменяемый узел

Трудоемкость, чел.- мин.

Электордвигатель насоса системы обмыва стекол

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик давления масла

Датчик давления масла аварийный

Датчик уровня топлива

Оптический элемент

Рассеиватель указателя поворота

Рассеиватель заднего фонаря

Лампа фары

Лампа плафона кабины

Свеча зажигания

Ночной переключатель света

Колпачек свечи или распределителя

Провод высокого напряжения

Крышка распределителя зажигания

Предохранитель

Его узлов выполняется по опре­деленной технологии.

Технология ТО, ТР и диагностирования автомобиля - это совокупность методов определения и изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.

Технологический процесс - это со­вокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над транспортным средством (агрегатом).

Операция - законченная часть тех­нологического процесса, выполняемая над данным объектом (транспортным средством) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.

Часть операции, характеризуемая неизменностью применяемого обору­дования или инструмента, называется переходом.

На проведение технических обслуживаний, диагностирования, текущих ремонтов специализированными проектными организациями разрабатываются типовые технологии, которые для каждого конкретного АТП требуют привязки с учетом категории условий эксплуа­тации и особенно состояния производственно-технической базы.

При внедрении технологических процессов следует учитывать осна­щенность рабочих постов оборудова­нием, инструментом, приборами, тех­нологической документацией, прово­дить обучение исполнителей выпол­нению закрепленных операций и со­блюдению технических условий.

Правильно организованный тех­нологический процесс обеспечивает оптимальные затраты и безопасность труда, высокое качество работ, со­кращение передвижения исполните­лей, особенно, если 1 человек выполняет несколько операций, уравнивание за­грузки между исполнителями и по­стами, персональную ответствен­ность за качество выполнения за­крепленных операций.

Производственный процесс — это совокупность технологических процессов технического обслужива­ния и текущего ремонта представля­ет собой.

Рациональная последовательность выполнения работ обеспечи­вается технической документацией в виде технологических карт, технологических и заводских инструкций, технических ус­ловий и т. п.

Соответствие рабочего места дан­ным условиям выясняется на осно­вании его аттестации. Она позволяет сократить долю ручного и тяжелого физического труда, ликвидировать малоэффективные рабочие места, увеличить коэффициент сменности оборудования.

Аттестация прово­дится по четырем показателям:

  • оснащенности рабочего места технической документацией и технологическим оборудованием
  • планированию и условиям работы
  • разделе­ния или кооперации объемов работ
  • нормирования труда

Исходной доку­ментацией являются табели стандартизованного оборудования с ре­комендациями о размещении их по технологическому принципу, а также типовые технологии на техническое обслуживание и текущий ремонт.

Основой типовых технологий явля­ются технологические карты.

Технологическая карта - это форма тех­нологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в определенной последова­тельности операции, их составные части, профессия исполнителей и их местонахождение, технологическая оснастка, нормы времени, техниче­ские условия и указания.

Технологические карты являются первичными документами, на базе которых строится вся организация производства. Они подразделяются на операционные и постовые. Операционные карты содержат перечень воздействий по агрегатам, узлам, системам автомобиля. Постовые карты содержат перечень воздействий, выполняемых на конкретном посту (рабочем месте).

Для координации работ несколь­ких постов, технологически связан­ных друг с другом, например, на поточной линии технического обслуживания используют карты-схемы. Они содержат по каж­дому посту: общую характеристику работ и номера операций (согласно операционным картам), число ис­полнителей, места их расположения, трудоемкость работ.

Карты-схемы позволяют также совершенствовать производственный процесс путем перераспределения работ по постам, обоснования целесообразности создания специализированных постов.

Технологические карты входят в различные виды нормативно-технической документации, разрабатываемой автотранспортными объединениями, ассоциациями, вплоть до министерств.

Для описания технологии проведения гостехосмотра в настоящее время используется технологическая инструкция, представляющая собой набор технологических карт, описывающих порядок проведения отдельных видов контрольно-диагностических работ.

Кроме общей схемы технологического процесса данного вида ТО, ТР (по теме проекта) с применением диагностирования или схемы технологиче­ского процесса ремонта агрегатов, сборочных единиц или деталей следует составить схему управления производством для проектируемого объекта с применением ЦУП. Примерная схема организации управления производст­вом ТО и ремонта машин приведена на рисунке 3.3.

3.2.2 Разработка технологических процессов технического обслуживания и ремонта машин

В процессе проектирования технологических процессов возможны не­сколько вариантов технических решений, из которых необходимо выбрать один, например, применить определенный набор операций или использовать конкретное оборудование, специальные или универсальные приспособления, инструменты, режим работы. При этом расчетами доказывается преимущест­во принятых решений, позволяющих повысить производительность труда, снизить себестоимость, улучшить качество продукции и эффективность про­изводства в целом. При использовании для расчетов компьютерных про­грамм рекомендуется приводить алгоритм решения задачи.

При разработке технологических процессов ТО и ремонта необходимо учитывать особенности конструкции машины, условия ее эксплуатации, ор­ганизационно-производственные, технические, экологические, квалификаци­онные и другие факторы, позволяющие при рациональных материальных и трудовых затратах обеспечить качественное и безопасное проведение работ.

Технология технического обслуживания и ремонта представляет собой совокупность способов и приемов обеспечения нормативного уровня техни­ческого состояния машин, их агрегатов, сборочных единиц и деталей.

Выполнение всех работ по ТО и ремонту основывается на технологиче­ских процессах, совокупность которых представляет производственный про­цесс предприятия технического сервиса.

Исходными данными для разработки технологических процессов ТО и ремонта машин являются:

    годовая производственная программа;

    объект выполнения воздействия (машина, агрегат, узел, деталь);

    вид выполняемого технического обслуживания и ремонта;

    сборочный чертеж изделия (объекта воздействия), который должен содержать всю необходимую информацию для проектирования технологиче­ского процесса (проекции и разрезы, обеспечивающие быстрое и полное ос­воение конструкции; спецификации всех деталей и узлов, входящих в состав разбираемого изделия; размеры);

    технические условия на сборку, регулировку, испытания, контроль и приемку изделия;

    сведения о применяемом оборудовании и инструменте;

    сведения о надежности деталей изделий, возможных сопутствующих ремонтах;

    масса изделия или машины для выбора подъемно-транспортных средств.

Последовательность разработки технологического процесса заключает­ся в следующем:

    изучается конструкция изделия (узла, агрегата);

    составляется план проведения работ;

    определяется последовательность операций и переходов;

    устанавливается темп или такт выполнения работ;

    определяются нормы времени по каждой технологической операции;

    выбираются оборудование, исполнители, приспособления и инстру­мент;

    оформляется технологическая документация.

3.2.3 Разработка технологических процессов восстановления агрегатов, сборочных единиц и деталей машин

На основании ознакомления с конструкцией узла, условиями его рабо­ты, причинами потери работоспособности, признаками и характером неис­правностей, а также выявлением при эксплуатации наиболее изнашиваемых деталей указывается необходимость выполнения ремонтных работ и обеспе­чения работоспособности узла путем замены деталей или их восстановления.

При описании устройства узла, агрегата их конструкция может быть приведена в графической части проекта или РПЗ.

Разборка узла, агрегата или машины в целом осуществляется в опреде­ленной последовательности, которая определяется конструкцией изделия, а также программой предприятия технического сервиса и ее однородностью в отношении типов и марок ремонтируемых машин. В этом случае предусмат­риваются разборочные работы, и составляется структурная схема разборки.

При разработке схемы разборки ставится задача расчленить заданный узел на составные элементы (группы, подгруппы) таким образом, чтобы

можно было осуществлять разборку наибольшего количества этих элементов независимо один от другого (параллельно). Такое расчленение дает возмож­ность при организации ремонтных работ (на предприятиях с заданной про­граммой) обоснованно закреплять те или другие ремонтные работы за кон­кретными исполнителями.

Схему разборки строят так, чтобы соответствующие сборочные едини­цы были представлены в ней в том порядке, в каком эти элементы представ­ляется возможным снимать при разборке узла.

Группы, подгруппы и детали изображают на схеме в виде прямоуголь­ников с указанием индекса, наименования и количества элементов (рис. 3.4). При этом для сложных узлов разборку отдельных сборочных единиц можно представлять отдельной схемой. Прямоугольник, изображающий сборочную единицу, для большей наглядности можно выделить, обозначив его контур двойной линией (рис. 3.4, б).

Рис. 3.4. Условные обозначения на схеме разборки объекта:

a - детали; б - разборочные группы; в - одновременное снятие двух деталей

при разборке

На схеме прямоугольники, характеризующие сборочные единицы, ре­комендуется размещать слева, а детали - справа по ходу линии. Началом схемы разборки является сборочная единица, а концом - базовая деталь.

Структурная схема разборки узла вместе с его эскизом представляется на листе графической части проекта. Пример оформления технологической схемы разборки представлен на рисунке 3.5.

При разработке технологических процессов ремонта машин и восста­новления деталей технические характеристики изделия (дефекты, размеры, конфигурация и показатели точности), а также конкретные условия ремонт­ного производства, прежде всего, определяют решение основных задач про­ектирования данных процессов:

    определение типа производства (единичное, серийное, массовое);

    разработка основных схем маршрутов восстановления деталей;

    выбор поверхностей базирования, оценка точности и надежности;

    выявление дефектов, подлежащих устранению, определение допус­тимых, ремонтных, предельных значений размеров рабочих поверхностей деталей и разработка ремонтных чертежей;

    выбор способов устранения дефектов на основе конструктивно- технологических характеристик, показателей физико-механических свойств деталей и технико-экономических показателей способов их восстановления;

    разработка технологического маршрута восстановления детали;

    разработка технологических операций (рациональное построение и выбор структуры технологических операций; установление рациональной последовательности переходов в операции; выбор средств технологического оснащения, обеспечивающих оптимальную производительность при условии обеспечения требуемого качества; расчеты оптимальных режимов основных технологических операций и определение технических норм времени);

    выбор рационального варианта технологического процесса восста­новления деталей.

Технологический процесс восстановления детали, как правило, излага­ется в виде маршрутных (формы 2 и 1б по ГОСТ 3.1118) и операционных карт (форма 3 по ГОСТ 3.1404). Операционная карта технического контроля оформляется в соответствии с ГОСТ 3.1502 (формы 2 и 1б). При этом опера­ционные карты должны содержать карты эскизов, оформляемые по ГОСТ 3.1105 (формы 7 и 7а). Порядок оформления технологической документации на восстановление агрегатов, сборочных единиц и деталей машин подробно изложен во втором разделе учебника (см. п.п. 2.3.2).

В зависимости от масштаба ремонтного производства (единичное, мел­косерийное, серийное, массовое) распространены следующие формы органи­зации технологических процессов восстановления деталей:

    подефектная технология (технологический процесс разрабатывается на каждый дефект);

    маршрутная технология (технологический процесс разрабатывается на комплекс дефектов определенного сочетания, возникающих на деталях данного наименования);

Групповая технология (технологический процесс разрабатывается на группу однотипных деталей определенного класса, в соответствии с типиза­цией технологических процессов).

Подефектная технология характеризуется тем, что изношенные де­тали формируются в небольшие партии для устранения каждого отдельного дефекта. После устранения дефекта такие партии распадаются. Комплектова­ние деталей происходит только по наименованию, без учета их одноименно­сти и имеющихся дефектов. При этом запуск в производство больших партий деталей и применение специализированного оборудования, приспособлений и инструмента становится нерациональным. Прохождение деталей по цехам и участкам усложняется, а продолжительность цикла восстановления значи­тельно увеличивается. Такая форма организации применяется только на предприятиях с небольшими объемами восстановления.

Маршрутная технология характеризуется тем, что партия деталей, скомплектованная для определенного технологического маршрута, не распа­дается в процессе ее восстановления, а сохраняется от начала и до конца маршрута. При маршрутной технологии разрабатывается технологический процесс устранения определенного сочетания дефектов.

Маршрутная технология имеет наиболее эффективную (выгодную) по­следовательность выполнения технологических операций при кратчайшем маршруте прохождения деталей по цехам и участкам, так как возрастают значение и роль способа восстановления деталей, поскольку содержание маршрута определяется именно способом восстановления деталей. Так как детали имеют разнообразные дефекты, устраняемые различными способами, то сочетание дефектов не может быть охвачено одним маршрутом с одним технологическим процессом. Очевидно, для каждого сочетания дефектов (каждого маршрута) необходим свой технологический процесс. Номер мар­шрута устанавливается на участке дефектации. При этом количество маршру­тов должно быть минимальным.

Изменение числа технологических маршрутов восстановления в значи­тельной мере влияет на эффективность производства.

Большое количество маршрутов затрудняет планирование и учет про­изводства, усложняет технологическую документацию, а также требует уве­личения складских помещений. Поэтому применение маршрутной техноло­гии целесообразно при централизованном восстановлении деталей и в круп­ных специализированных предприятиях.

Снижение количества маршрутов, наоборот, сокращает время на ком­плектование производственной партии деталей, а, следовательно, снижает потребности в производственных площадях. Однако в этом случае в каждый технологический маршрут объединяются детали с различными сочетаниями дефектов, а это значит, что в маршрут включаются детали как бы с «несуще­ствующими» дефектами.

При определении содержания и количества маршрутов на основании анализа статистических данных по изучению износов и сочетаний дефектов руководствуются следующими положениями:

Рис. Э.5. Пример оформления технологической схемы разборки первичного вала коробки передач

    сочетание дефектов в маршруте, с которыми детали поступают на восстановление, должно быть естественным;

    количество маршрутов по каждой ремонтируемой детали должно быть минимальным (два, три, но не более пяти);

    в маршруте должна обеспечиваться технологическая взаимосвязь дефектов по способам их устранения;

    восстановление деталей по данному маршруту должно быть эконо­мически целесообразным.

При отсутствии этих сведений сочетание дефектов принимают, исходя из следующих основных признаков объединения естественных сочетаний дефектов в маршруты:

    функциональная взаимосвязь поверхностей детали требует включе­ния в один и тот же маршрут дефектов, устранение которых по отдельности не обеспечивает необходимой точности восстановления проектной геомет­рии отдельных поверхностей детали (соосность, параллельность, перпенди­кулярность);

    в один и тот же маршрут включаются дефекты, при устранении од­ного из которых автоматически (сам по себе) устраняется и другой;

    дефекты рядом расположенных поверхностей, для устранения кото­рых может быть применен общий технологический процесс, также включа­ются в один и тот же маршрут;

    рекомендуется объединять в один маршрут дефекты и их сочетания, устранение которых осуществляется по одинаковой технологии, а также де­фекты, которые можно устранять различными способами, но на общих рабо­чих местах;

    в одном и том же маршруте не допускается наличие взаимоисклю­чающихся дефектов;

    сопутствующие дефекты следует включать в каждый маршрут.

Сопутствующий дефект - это такой дефект, для установления которого

не требуется специального оборудования, и он может быть легко устранен в процессе слесарных операций (например, исправление резьбы, правка и т.п.).

В маршрутной технологии износ одной и той же поверхности принима­ется за несколько дефектов в случае, если при разных износах могут быть на­значены разные способы их устранения, например, дефект «износ шейки ко­ленчатого вала». В данном случае за один дефект принимается такой износ шейки коленчатого вала, при котором можно применить перешлифовку шей­ки до ремонтного размера, а за другой принимается износ шейки вала до раз­мера, при котором уже требуется наращивание металла (наплавка, напекание, железнение и т.п.). В этом случае дефекты будут взаимоисключающиеся.

В пояснительной записке распределение (сочетание) дефектов по мар­шрутам представляют в виде карты (табл. 3.12).

В качестве примера на рисунке 3.6 представлена схема технологиче­ского процесса восстановления оси опорного катка при трех технологических маршрутах. При этом детали с сочетанием дефектов Х 1,2,3 , Х 1,2 и Х 2,3 исклю­чены из-за большой трудоемкости и высокой себестоимости восстановления.

Таблица 3.12 - Карта сочетания дефектов вала по маршрутам

Рис. 3.6. Схема технологического процесса восстановления оси опорного катка при трех технологических маршрутах

Таким образом, из 1000 деталей, принимаемых на восстановление, эко­номически целесообразно восстанавливать лишь 49,5 % или 495 деталей, 387 деталей не будут требовать восстановления, а 118 деталей будут направлены в металлолом в связи с экономической нецелесообразностью их восстановления.

10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ

10.1. Понятие о технологическом процессе

Данные по надежности автомобилей, систематизированные в виде соответ­ствующих рекомендаций (система ТО и ремонта, виды ТО и ремонта, нормативы периодичности ТО и ресурса агрегатов, перечни операций ТО и ремонта и др.) определяют, что необходимо сделать для обеспечения работоспособности авто­мобилей. Эти технические воздействия можно выполнить различными способами (последовательность, оборудование, персонал и т.д.), т.е. применяя соответствующую технологию, устанавливающую, как при техническом обслуживании и ремонте следует обеспечивать необходимый уровень технического состояния автомобилей.

В общем виде технология (от греч. τεχνοσ – искусство, мастерство, уме­ние + λογοσ – понятие, учение, наука, сфера знаний) представляет собой сово­купность знаний о способах и средствах изменения или обеспечения заданных со­стояния, формы, свойства или положения объекта воздействия.

Применительно к технической эксплуатации автомобилей цель технологии – обеспечить заданный уровень рабо­тоспособности автомобиля или парка наиболее эффективными способами.

Технологический процесс это определенная совокупность воздействий, оказы­ваемых планомерно и последовательно во времени и пространстве на конкретный объект. В технологических процессах ТО и ремонта определены объекты воздей­ствия (автомобиль, агрегат, система, узел, деталь, соединение или материал), место, содержание, последовательность и результат проводимых воздействий, их трудоем­кость, требования к оборудованию, квалификации персонала и условиям труда.

Совокупность технологических процессов представляет собой производствен­ный процесс предприятия. Оптимизация технологических процессов позволяет при­менительно к конкретным условиям производства определить наилучшую после­довательность выполнения работ, обеспечивая высокую производительность труда, максимальную сохранность деталей, экономически оправданный выбор средств механизации и диагностики.

Завершенная часть технологического процесса, выполняемая одним или несколькими ис­полнителями на одном рабочем месте называется технологической операцией (чаще - операцией).

Часть операции, характеризуемая неизменностью оборудования или инстру­мента, называется переходом. Переходы технологического процесса могут быть расчленены на движения исполнителя. Совокупность этих движений представляет собой технологический прием.

Для выполнения технологических процессов необходимы технологическое оборудование, оснастка, инструмент.

Технологическое оборудование это орудия производства ТО и ремонта авто­мобилей, используемые при выполнении работ от начала до окончания техно­логического процесса. Оборудование подразделяется на специализированное, изго­тавливаемое непосредственно для целей технической эксплуатации автомобилей (моечные машины, подъемники, диагностические приборы, смазочно-заправочные устройства и пр.), и общего назначения (металлорежущие и деревообрабатываю­щие станки, прессы, кран-балки и пр.).

По назначению технологическое оборудование подразделяется на подъемно-осмотровое, подъемно-транспортное, специализированное для ТО и специализи­рованное для ТР.

Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие удоб­ный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опроки­дыватели, гаражные домкраты.

Вторая группа включает оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля. Это передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры.

Третья группа – это оборудование, предназначенное для выполнения кон­кретных технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепежных, смазоч­ных, диагностических, регулировочных, заправочных.

Четвертая группа – оборудование, предназначенное для выполнения техноло­гических операций ТР: разборочно-сборочных, слесарно-механических, электро­технических, кузовных, сварочных, медницких, шиномонтажных, вулканизационных и т.д.

Технологическая оснастка - орудия и средства производства, добавляемые к технологическому оборудованию для выполнения определенной части техно­логического процесса.

10.2. Автомобиль как объект труда при техническом

обслуживании и ремонте

Исходной базой при проектировании технологических процессов является информация по автомобилю как объекту воздействий при ТО и ремонте, включая особен­ности и специфику его эксплуатации (режимы работы на линии, ограничения по продолжительности ТО и ремон­та, оборудованию и др.).

Автомобиль является сложным объектом труда, и вы­полняемые по нему работу при техническом обслужива­нии и ремонте не всегда совместимы; они могут выпол­няться в различных производственных подразделениям предприятия автомобильного транспорта с использова­нием исполнителей различной специальности и квалифи­кации. Поэтому автомобиль как любое изделие обладает свойством технологичности, что очень важно для обес­печения его работоспособного состояния в процессе ТО и ремонта.

Технологичность – соответствие изделия требова­ниям производства и эксплуатации. Технологичность обеспечивается на стадии разработки конструкции авто­мобиля и должна обеспечить простоту компоновки, со­вершенство форм, удобство и минимальную трудоем­кость при ТО и ремонте.

Трудоемкость технологического процесса – показа­тель, характеризующий затраты рабочего времени на вы­полнение элемента работы (операции, перехода и т.д.) или всего технологического процесса в целом. Трудоемкость выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей зависит как от типа (легковые, грузовые, автобусы) и состояния автомобиля (пробег с начала эксплуатации, условия эксплуатации, особеннос­ти конструкции), так и от совершенства производствен­но-технической базы (производственные площади, обо­рудование и оснастка) предприятия и квалификации персонала.

В зависимости от типа подвижного состава работы по автомобилям, выполняемые в процессе ТО и ремонта распределяются неодинаково по видам технических воз­действий в автотранспортном предприятии (рис. 10.1).

Рис.10.1 – Распределение суммарной трудоемкости ТО и ремонта по видам транспортных средств, %: а – грузовые и легковые автомобили; б - автобусы

Работы технологических процессов ТО и ремонта авто­мобилей месту выполнения подразделяются на выполняе­мые сверху, снизу, в кабине или салоне. Количественное распределение данных работ зависит от типа подвижного состава (рис. 10.2). Для грузовых автомобилей количество работ, выполняемых в кабине значительно меньше, чем для легковых автомобилей и автобусов в кузове.

На формирование технологических процессов вли­яет ряд факторов (рис. 10.3). Эти факторы в первую очередь определяются конструкцией автомобиля, сложность и технологичность которой устанавли­вает требования по производственным площадям, технологическому оборудованию и оснастке, персона­лу и др.

Рис. 10.2 – Распределение работ по месту выполнения, %: а – легковые автомобили; б – грузовые автомобили; в - автобусы

Рис. 10.3 – Факторы, влияющие на проектирование технологических процессов ТО и ремонта

10.3. Классификация технологических процессов

технического обслуживания и ремонта автомобилей

Ос­новные признаки классификации и направления совершенствования технологических процессов ТО и ре­монта автомобилей следующие:

1. По целевой функции. Разделяют технологические процессы поддержания и восстановления работоспособ­ности автомобилей.

Технологический процесс поддержания работоспо­собности представляет собой комплекс работ, обеспечивающий нормальное функционирование технически ис­правных систем, с целью поддержания эксплуатационных параметров в пределах, обеспечивающих заданный уро­вень безопасности, экономичности и эстетичности.

Технологический процесс восстановления работоспо­собности представляет собой комплекс работ с целью устранения конкретного отказа или неисправности тех­нической системы в тех случаях, когда какой-либо из па­раметров безопасности, экономичности или эстетичнос­ти не соответствует полю допустимых значений или достигает предельного значения.

2. По характеру выполнения ремонтных воздей­ствий. Разделяют технологические процессы техничес­кого обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности автомобиля, включаю­щий в себя контрольно-диагностические, крепежные и другие работы, не регламентирующие глубокую подразборку объекта ремонта.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению или поддержанию работоспособности с восстановлением ресурса изделия и включающий в себя комплекс разборочно-сборочных работ.

3. По методу организации технологического про­цесса. Различают индивидуальный и агрегатный методы ремонта.

При индивидуальном методе ремонта технологичес­кий процесс построен так, что ремонтируемые агрегаты, системы и узлы не обезличиваются и устанавливаются после проведения работ на тот же автомобиль.

Агрегатный метод ремонта – метод ремонта, при ко­тором неисправные агрегаты заменяются новыми или за­ранее отремонтированными. Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойством полной взаи­мозаменяемости, независимой сборки и самостоятельно­го выполнения определенной функции в изделиях различ­ного назначения, например, двигатель, редуктор, насос и т.д. Замена агрегата может выполняться после отказа или по плану. Перечень заменяемых агрегатов, порядок прове­дения замен и указания по организации ремонта устанав­ливаются типовой нормативно-технологической докумен­тацией.

4. По степени привязки технологического процес­са к базовому подвижному составу. Имеют место технологические процессы ТО и ремонта семей­ства автомобилей на основе базовой модели и унифицированные технологические процессы ремонта автомобилей не зависимо от их марки. Например, техно­логия ТО является типовым технологическим процессом, а малярные работы – унифицированным.

5. По степени участия в технологической системе в целом, различают технологические процессы основно­го производства, процессы подготовки производства и вспомогательные технологические процессы.

Основными технологическими процессами являются все процессы, регламентирующие непосредственное воз­действие на агрегаты и узлы автомобиля, обеспечиваю­щие его работоспособность и безопасность.

Примерами вспомогательных процессов являются уборочно-моечные работы, а комплекс подготовки про­изводства обеспечивает складирование, хранение, выда­чу и учет запасных частей, инструмента и пр.

6. По степени механизации и автоматизации опе­раций ТО и ремонта. Различают комплексы ручных ра­бот, механизированные операции и автоматизированные технологические процессы.

Ручные работы – это работы, выполняемые с исполь­зованием комплекта стандартного инструмента и приспо­соблений.

Механизированные операции выполняются с приме­нением стандартного гаражного оборудования, напри­мер, подъемник, шиномонтажный стенд и т.д.

Автоматизированные технологические процессы осу­ществляются с применением, например, автоматизиро­ванных диагностических стендов.

7. По уровню безопасности технологических про­цессов. Различают технологические процессы, обеспе­чивающие нормальные условия труда, травмоопасные, пожароопасные и электроопасные.

Например, к травмоопасным относятся все комплек­сы разборочно-сборочных работ, пожароопасные – ма­лярные работы, электроопасные – работы в аккумулятор­ном цехе.

8. По уровню экологической безопасности. Разли­чают технологические процессы, влияющие на экологию почвы, водного бассейна, воздушного бассейна. Харак­терным примером технологического процесса, влияюще­го на экологию почвы является комплекс смазочно-очистительных работ, водного бассейна – уборочно-моечные работы, воздушного бассейна – аккумуляторные.

9. По месту выполнения ремонтного воздействия.Технологические процессы разделяются на постовые и цеховые.

10. По степени специализации постов и рабочих мест – в цехах. Различают универсальные и специали­зированные технологические процессы.

11. По методу организации движения автомобиля по посту. Выделяются технологические процессы, обес­печивающие работу на тупиковых постах, проездных по­стах и технологических линиях.

12. По методу организации постовых работ под днищем кузова. Различаются технологические процес­сы, реализуемые на канавных постах и с применением подъемников.

10.4. Этапы разработки технологических процессов

Исходными данными для разработки технологичес­ких процессов ТО и ремонта автомобилей являются:

1. Вид выполняемого технического обслуживания и ре­монта.

2. Объект выполнения воздействия (автомобиль, агрегат, узел, деталь).

3. Сборочный чертеж изделия, который должен содержать всю необходимую информацию для проектирования ТП:


  • проекции и разрезы, обеспечивающие быстрое и полное освоение конструкции;

  • спецификации всех деталей, узлов и сборок, входя­щих в состав разбираемого изделия;

  • размеры технические условия, которые необходимо соблюсти при сборке или регулировке.
4. Технические условия на сборку, регулировку, испыта­ния, контроль и приемку изделия.

5. Производственная программа (годовая или суточная), от величины которой зависит степень экономически оп­равданной механизации операций.

6. Сведения о применяемом оборудовании и инструменте.

7. Сведения о надежности деталей изделий, возможных сопутствующих ремонтах.

8. Масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств.

Техническое условие (ТУ) – нормативно-техничес­кий документ, устанавливающий требования к конкретно­му изделию. Он является неотъемлемой частью требова­ний к изделию и чаще всего устанавливается при отсут­ствии стандартов технических условий. ТУ являются ос­новным правовым документом, характеризующим каче­ство ТО и ремонта при сдаче выполненных работ, заключении договоров на услуги по ТО и ремонту, а также предъявления рекламаций.

Последовательность (алгоритм) разработки техно­логического процесса следующий:


  • изучается конструкция изделия,

  • составляется план проведения работ,

  • опреде­ляется последовательность операция и переходов,

  • уста­навливается темп (такт) выполнения работ,

  • определяют­сянормы времени на выполнение каждой операции,

  • выбираются оборудование, исполнители, приспособле­ния и инструмент,

  • оформляетсятехнологическая доку­ментация.
Технологическая документация представляет со­бой графические или текстовые документы, которые оп­ределяют технологические процессы технического обслу­живания и ремонта автомобилей. Единая система технологической документации устанавливает следую­щую технологическую документация: технологические карты, маршрутные карты, операционные карты, инструк­ции, операционные чертежи, ведомости заказа и нормы расхода запасных частей, материалов, инструментов, ос­настки и принадлежностей, а также другие документы.

Продолжительность выполнения работ технологичес­кого процесса называютнормой времени. Техническая норма времени – это регламентированное время выпол­нения технологической операции в определенных орга­низационно-технических условиях одним или нескольки­ми исполнителями соответствующей квалификации.

Норма времени определяется аналитически-исследо­вательским, аналитически-расчетным и укрупненно-комплексным методами. Первый метод основан на данных, полученных при помощи фотографии рабочего дня или хронометража, полученных на рабочем месте, второй – на расчетных данных с учетом производительности обо­рудования. На автомобильном транспорте чаще всего используется третий метод, при котором нормы времени определяются по укрупненным комплексам приемов ра­боты. Данное нормирование основано на использовании операционных карт на типовые операции, ранее пронормированные расчетами и хронометражем с последующим корректированием применительно к новой конструкции изделия.

Последовательность выполнения работ технического обслуживания и ремонта автомобилей отражается в пер­вичном документе ТП – технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспо­собления, применяемые при каждой операции или пере­ходе; квалификация исполнителей, норма времени на от­дельные операции и переходы и на всю технологию в целом.

Проектируя технологический процесс, необходимо рассматривать возможные варианты выполнения работ, предусматривая их совмещение по времени, месту и ис­полнителям с учетом применяемого оборудования. Пра­вильно выбранный вариант позволяет выстроить опера­ции и переходы в такой последовательности, когда для выполнения ТП потребуются минимальные затраты вре­мени при гарантированном качестве проведения работ.

При разработке ТП необходимо с учетом объема вы­полняемых работ и их повторяемости стремиться к наи­более полной и экономически оправданной механизации, всемерному сокращению ресурсных, энергетических и трудовых затрат, облегчению ручного труда.

Оптимальный вариант технологического процесса ТО и Р автомобилей позволяет получить следующие преиму­щества:


  • высокую производительность труда и качество работ;

  • исключить пропуски или повторения отдельных опера­ций и переходов;

  • рационально использовать средства механизации;

  • выполнить требуемую организацию и обустройство ра­бочих мест.
Рабочее место – это зона приложения труда рабочим по ТО и ремонту автомобилей.Рабочее место часть пространства, приспособленная для выполнения работ­ником (группой работников) производственного задания по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Рабочие места включают в себя основное и вспомо­гательное производственное оборудование, технологи­ческую и организационную оснастку, приспособления и инструмент. При организации рабочих мест учитываются антропометрические данные, достижения в области на­учной организации труда, передовой опыт, рекомендации физиологии, психологии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и техничес­кой эстетики.

В зависимости от численности исполнителей, закреп­ленных технологическим процессом за рабочим местом, рабочие места бывают индивидуальные и коллективные.

Рабочий пост представляет собой рабочее место, на площади которого устанавливается автомобиль или не­сколько автомобилей, т.е. рабочий пост является разно­видностью рабочего места.

На автомобильном транспорте рабочие места могут быть классифицированы следующим образом:


  • по категории работников рабочих, руководителей, специалистов, служащих;

  • по профессии т.е. по основным рабочим профессиям (автослесарей, диагностов, электриков, аккумуляторщи­ков, сварщиков и т.д.);

  • по виду производства ТО и ремонта (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и т.д.);

  • по степени механизации выполняемых операций ав­томатические, полуавтоматические, машинные, механи­зированные (машинно-ручные) и ручные (немеханизиро­ванные) процессы;

  • по размещению в пространстве неподвижные и под­вижные (маршрутные);

  • по расстановке рабочих индивидуальные и комплек­сные (бригадные);

  • по числу обслуживаемых постов однопостовые и мно­гопостовые;

  • по числу смен;

  • по условиям труда – нормальные, с тяжелым физичес­ким трудом, с вредными условиями производства.

10.5. Оформление технологической документации

Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На основании карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операция и переходов) между исполнителями.

Важнейший закон производства – соблюдение тех­нологической дисциплины. Технологическая карта явля­ется руководством для каждого исполнителя и служит до­кументом для технического контроля выполнения работ технического обслуживания и ремонта. На практике мож­но встретить следующие виды технологических карт:


  • для специализированного поста (постовая карта);

  • для работ по диагностированию автомобиля (диагнос­тическая карта);

  • специализированного переходящего звена (бригады) рабочих при использовании на предприятии метода спе­циализированных постов;

  • технологическая карта на определенный вид работ ТО, ТР, диагностирования (операционная карта);

  • технологическая карта на определенную операцию, вы­полняемую одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте (карта на рабочее место).
Разновидностью технологических карт являются кар­та смазки и химмотологическая карта.

Разработчиками технологической документации при­нято типовые технологические карты объединять в единый документ – руководство по ТО или ремонту автомобиля определенной модели. При этом технологии текущего ремонта разделяют для постовых и цеховых (участковых) работ.

Типовые технологии и руководства на ТО и Р автомо­билей могут включать в себя дополнительную информа­цию, которая будет необходимой при организации техно­логических процессов на автотранспортном предприятии. Например, к данной информации относится перечень оборудования, инструмента и приспособлений для вы­полнения работ; данные о возможных сопутствующих ре­монтах или потребность в запасных частях. Кроме этого, технологические карты имеют иллюстрации в виде рисун­ков, чертежей, схем и др.

Вся технологическая документация обязательно оформляется на листах со стандартной рамкой и основ­ной надписью.