Когда необходима замена масла в дизельном двигателе. Что влияет на интервал замены масла в дизельном двигателе? Периодичность смены масла в дизельном двигателе

Для каждого автомобиля существует своя периодичность замены масла в двигателе. ВАЗ-2106 - отечественная машина, которая требует его обновления через каждые 10-15 тысяч километров. У других марок автомобилей свои сроки. К примеру, периодичность работающем на бензине, - 15 тысяч километров. А у только сошедшего с конвейера автомобиля - после стартовых 3 000 км, так как в первое время эксплуатации нового двигателя в масле скапливается стружка.

Периодичность в дизельном двигателе "Рено" - 10 тысяч километров. Перечислять марки и модели бессмысленно, а рекомендации производителей не всегда применимы в реальных условиях. Поэтому проще самому разобраться, как и от чего зависит периодичность замены масла в двигателе. "Фольксваген", "Лада", "Додж" или любой другой автомобиль нуждаются в этом для нормальной работы.

Зачем менять масло

Одним словом ответить на этот вопрос невозможно. Ведь масло в автомобиле играет важную роль, которая не ограничивается одной-двумя функциями. В первую очередь масло снижает потребление двигателем топлива. А это немаловажно при нынешнем экономическом положении. "Сердце" автомобиля работает устойчивее, не дымит и не глохнет с качественной смазывающей жидкостью. Благодаря маслу поломки двигателя уменьшаются, а мощность увеличивается. Оно смазывает все детали в моторе во время работы, стенки в блоке цилиндров. Таким образом снижается трение частей между собой и облегчается работа двигателя автомобиля. И уже вследствие этого увеличивается мощность и уменьшается расход топлива.

Ни в коем случае не пытайтесь сэкономить на моторном масле, так как именно оно дает возможность работать "сердцу" вашего железного коня.

Периодичность замены моторного масла в двигателе

При покупке автомобиля каждый водитель обращается к рекомендациям производителя о смене смазывающей жидкости. Для современных двигателей, с учетом повышенного качества масла, рекомендуют производить его замену в среднем через каждые 13 тысяч километров. Однако здесь стоит принять во внимание: изготовитель рассчитывает, что эксплуатация производится при нормальных условиях. Ведь чем хуже обстановка, в которой используется транспортное средство, тем больше расход масла и, следовательно, чаще необходимо производить его замену. К нестандартным условиям относятся: частая смена климатических условий (резкие перепады температур, сильные ветра, повышенная влажность и прочее), езда по неровной поверхности (к примеру, в горах), частая перевозка тяжелых предметов. В случае, если условия езды можно отнести ненормальным, пробег перед заменой масла следует снизить на тридцать процентов. То есть в среднем его нужно будет поменять через 9-10 тысяч километров.

Учтите, что передвижение на автомобиле по городу приравнивается к нестандартным условиям. Это объясняется частыми пробками, которые так же быстро поедают масло, как и бездорожье.

Что влияет на периодичность замены масла

Факторы, влияющие на частоту замены масла:

  • Состояние двигателя автомобиля.
  • Возраст транспортного средства.
  • Качество масла.
  • Манера езды.
  • Календарный период.
  • Качество топлива.
  • Частота использования автомобиля.

Что сделать, чтобы снизить частоту замены масла

Периодичность обновления смазывающей жидкости можно уменьшить за счет выполнения некоторых действий:

  • После покупки подержанного автомобиля замените масло и фильтр.
  • Не заполняйте смазывающей жидкостью мотор, который издает стук или несвойственный шум. Проведите диагностику двигателя на СТО.
  • После долгого простаивания образуется конденсат, ухудшающий свойства масла.
  • Резкий старт и быстрый разгон - одни из причин быстрого износа.
  • Использование типа масла в зависимости от сезона.
  • Приобретение качественного топлива.

Качество смазывающей жидкости влияет на то, как часто вы будете его менять, следовательно, к процессу подбора необходимо подойти ответственно.

Виды и свойства масел:

  • Минеральное. Наиболее вязкое. Требует замены через каждые 4 000 км.
  • Синтетическое. Имеет самую высокую цену по причине высоких защитных свойств.
  • Полусинтетическое. В условиях нашего климата является оптимальным выбором, так как зимой с его помощью двигатель быстро прогревается, а детали защищены от повреждений.

Замена масла в дизельном двигателе

В связи с другим строением в данном моторе замена масла производится в два раза чаще, чем в других. Так, к примеру, при использовании бензина обновление смазывающей жидкости следует производить через 15 тысяч километров. А в дизельном двигателе придется сменить масло уже через 8000 км.

Владельцам автомобилей с данным типом мотора следует внимательно подходить к выбору смазывающей жидкости. По большей части дизельному двигателю подходят полусинтетические и синтетические масла, но не лишним будет обратиться за помощью при выборе к руководству по эксплуатации.

Инструкция по замене

Прежде чем приступить к замене масла в двигателе, следует выбрать правильное и качественное. Какой смазывающей жидкости отдать предпочтение, вы уже знаете, поэтому определить подходящую вам не составит труда. После того, как вы нашли искомое, можно приступать к самому процессу.

Прогреваете двигатель до минимальной рабочей температуры. Если вы только что приехали, то, наоборот, дождитесь, пока масло остынет немного. Это необходимо, чтобы не обожечь руки. Теперь подготовьте емкость, в которую вы будете сливать оставшееся внутри мотора масло. Когда все подготовлено, можно приступать к отвинчиванию пробки на картере двигателя. Чаще всего это нижняя точка на поддоне. Для удобства можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации вашего транспортного средства. Первым делом при помощи гаечного ключа откручиваем пробку, затем помогаем руками. Заранее подставьте емкость, потому что масло начнет литься внезапно и с очень большой скоростью. Поэтому лучше заранее себя подстраховать. Также эти манипуляции позволят вам не потерять пробку картера.

В среднем слив масла занимает около пяти минут, в редких случаях немного больше. Не стоит переживать, что вы не полностью изъяли его из двигателя. Это не страшно, потому что в моторе остается, как правило, около трёх процентов от старого масла.

Тщательно осмотрите слившуюся жидкость в ёмкости. Обязательно обратите внимание на присутствие различных примесей в слившемся масле. В зависимости от их количества легко определить, необходима ли промывка двигателя, либо можно в этот раз обойтись лишь заменой жидкости.

Если нет большого количества примесей, попросту залейте новое масло. Следите за заполнением двигателя по щупу. Масло, залитое в двигатель, должно составлять приблизительно около 80% от общего объёма. Потом во время эксплуатации автомобиля вы будете лишь доливать масло по мере необходимости. Теперь обратите внимание на Если необходимо, смените и его. На этом процесс замены масла считается завершенным.

Когда следует менять фильтр

Производить необходимо, чтобы смазывающая жидкость фильтровалась. Если он будет засорен, то работа двигателя в это время равноценна езде без него. Любой фильтр необходимо обновлять через каждые 10 тысяч км. К примеру, периодичность замены масла в двигателе "Мерседес" имеет этот же промежуток. Не предприняв действий по своевременному его обновлению, вы повредите мотор. Причиной тому будет загрязненный фильтр, который не способен очищать масло, поэтому оно начнет поступать к трущимся парам неочищенным, что в будущем обернется для владельца дорогостоящим ремонтом.

Вакуумная замена

Иногда вовремя не получается обновить смазывающую жидкость в двигателе. И здесь на помощь приходит экспресс- (вакуумная) замена. Процесс основан на извлечении использованного масла под давлением за несколько минут. Производится это при помощи специального оборудования, находящегося на СТО. То есть самостоятельно выполнить эту процедуру не получится. У вакуумной замены масла есть свои последователи и противники. Многие считают, что такое обновление смазывающей жидкости губительно для двигателя автомобиля. Другие - наоборот. Поэтому каждый автовладелец решает сам, что для его транспортного средства лучше.

Периодичность замены масла в двигателе ВАЗ 2107

Отечественные автомобили требуют более частого обновления расходных материалов. Поэтому рассмотрим подробнее замену масла на ВАЗ 2107.

Первое обновление смазывающей жидкости после покупки производится через первые 3000 км пробега. Затем - через каждые 4000.

Алгоритм замены масла:

  • Для начала автомобиль загоняется на эстакаду.
  • Под двигателем установите емкость для слива.
  • Откручивается пробка с горловины.
  • С помощью ключа отвинчивается сливая пробка (используйте ключ на 17).
  • Рукой откручивайте масляной фильтр. Если не получается, воспользуйтесь ключом.
  • Чистым куском ткани вытираете привалочную плоскость фильтра. Производите его замену.
  • Закручиваете маслосливную пробку.
  • Заливаете смазывающую жидкость.
  • Наносите моторное масло на резиновое кольцо.
  • Закручиваете фильтр на место.
  • Вливаете масло с помощью лейки, контролируя уровень по щупу.
  • Закручиваете крышку горловины.
  • Запускаете двигатель и проверяете качество выполненной замены.

Все действия почти такие же, как при обновлении смазывающей жидкости в других автомобилях.

Замена масла в иномарках

Смена масла в двигателе разных марок существенно не отличается. Ее можно выполнить по примеру обновления смазывающей жидкости у ВАЗ 2107. Главным отличием является пробег, после которого необходимо менять масло у отечественных и иностранных автомобилей. Так, у транспортных средств нашего производства он небольшой, чего нельзя сказать о зарубежных. К примеру, периодичность замены масла в двигателе "Митсубиси Аутлендер" составляет раз в 15 000 километров. Это почти в шесть раз реже, чем у ВАЗ 2107.

Как опытному владельцу транспортного средства, так и новичку нелишним будет вспомнить рекомендации автомехаников:

  • При самостоятельной смене масляного фильтра обязательно заполните его наполовину. Так первый запуск двигателя пройдет легко. Резинку на фильтре также слегка смажьте.
  • Внимательно выбирайте производителя моторного масла. Помните, что вязкость - не самый главный критерий.

Многие владельцы автомобилей имеют неправильное представление об интервалах замены масла в дизеле . Попробуем разобраться логически, как вывести оптимальный интервал, а также развенчаем некоторые из мифов о замене масла.

Несмотря на то, что производители некоторых автомобилей рекомендуют достаточно длинные интервалы замены масла, это не всегда может быть применимо к конкретным условиям эксплуатации автомобиля. В первую очередь, это связано с достаточно сложными условиями эксплуатации большинства автомобилей. К примеру, в условиях Российской Федерации представлен широчайший диапазон вариантов дорожного покрытия, от грунтовых дорог до автобанов . В первом случае агрегаты автомобиля испытывают повышенную нагрузку бездорожьем , во втором - высокими скоростями .

К факторам повышенной нагрузки можно отнести и большое разнообразие климатических зон в нашей стран, а значит периодическую эксплуатацию при сильных морозах и в условиях жары . Добавим к этому многочасовые пробки в мегаполисах, и станет очевидно, что условия эксплуатации реального автомобиля далеки от «лабораторных». В этом случае более частая замена масла в дизеле позволит избежать множества проблем. Регулярная замена масла и масляного фильтра поможет максимально продлить жизнь двигателя.

Какую функцию выполняет моторное масло?

Большинство людей считают, что моторное масло создано лишь для смазки деталей двигателя. Так оно и было несколько десятилетий назад. Современное моторное масло это гораздо больше, чем просто смазочный материал, оно абсолютно необходимо, чтобы сохранить двигатель и другие агрегаты автомобиля в рабочем состоянии.

Так, современное моторное масло в автомобиле:

  • защищает все детали двигателя от возникновения коррозии;
  • охлаждает двигатель и его детали;
  • отводит продукты износа и нагара от двигателя, оставляя их на сетке фильтра.

Но все эти функции способно выполнять лишь свежее масло, так как со временем масло «изнашивается» и теряет значительную часть своей эффективности в силу ряда причин.

Причины ухудшения свойств масла

К основным причинам ухудшения свойств масла можно отнести:

  • излишний перегрев
  • снижение вязкости
  • загрязнение
  • истощение пакета присадок

Разберем каждую из причин более подробно.

Излишний перегрев.

В то время как температура горения вашего масла может колебаться вокруг отметки 100-110 градусов, внутри двигателя оно достигнет гораздо более высоких температур. Это может привести к выжиганию, коксованию (озолению) , а также к другим проблемам, включая потерю давления масла из-за слишком низкой вязкости в экстремальных ситуациях. Такое наращивание объема горелого масла со временем может засорить масляные каналы и привести к серьезным поломкам. Стоит отметить, что синтетическое масло менее восприимчиво к тепловому стрессу, так как оно было разработано для эксплуатации при более высоких температурах.

Снижение вязкости.

Современные автомобильные масла имеют широкий диапазон вязкости, которая меняется в зависимости от температуры масла. Это очень важное свойство, так как во время холодного пуска необходимо, чтобы масло не было слишком вязким, а при высоких температурах важно сохранить некоторую вязкость для обеспечения давления на несущих поверхностях. Вот почему на упаковке мы видим различные маркировки масел, например 10W30 или 10W20, отражающие вязкостные характеристики масла. Производители повышают индекс вязкости масел при помощи различных присадок. Однако с течением времени происходит деградация присадок в результате неизбежных химических реакций в процессе эксплуатации. В результате масло теряет свою вязкость, что, в свою очередь, отрицательно влияет на давление масла, его поток и другие свойства.

Синтетические масла в этом отношении более стабильны и со временем демонстрируют меньший качественный сдвиг.

Загрязнения.

Масло активно очищает внутренние компоненты двигателя. Частью пакета присадок, особенно в дизельных маслах, является моющее средство . Масло стремится загнать в ловушку загрязнения (например, зольные образования), и «увести» их подальше от агрегатов двигателя в масляный фильтр, или развести в общем объеме масла жидкие и газовые элементы, ухудшающие работу системы (например, углерод, воду, гликоль).

Масляные температуры почти всегда регулируются выше 100 градусов Цельсия, чтобы выпарить любой водяной пар, но чрезмерный холостой ход в прохладном месте может быстро привлечь влагу. Вода является особенно опасным включением, поскольку она разбавляет масло и ионизирует кислоты, которые вызывает коррозию. Топливо также может разбавлять масло, что, в свою очередь, снижает индекс его вязкости. Единственно верным решением при существенном загрязнении является замена масла в дизеле на свежее.

Истощение пакета присадок

Для обеспечения наилучшего качества масла каждая нефтяная компания формирует собственный пакет используемых присадок. Они могут включать в себя диалкилдитиофосфат цинка (ZDDP), дисульфид молибдена, модификаторы вязкости коэффициентом рефракции, пломба-кондиционеры, анти-пены и другие добавки. Со временем эти добавки взаимодействуют и с загрязняющими веществами, и непосредственно с частями двигателя автомобиля, в результате чего их эффективность значительно снижается.

Некоторые мифы о замене масла в дизеле.

«Необходимо менять масло каждые 5000 км».

Это одна из рекомендаций, которую можно отнести к «крайностям». Фактически, нет никаких оснований менять масло каждые 5000 км на абсолютном большинстве моторных транспортных средств. Но и вреда от этого не будет. Единственный «вред» частой замены масла в дизеле - неоправданные траты денег и времени . Это не повредит двигателю ни в малейшей степени, поэтому если замена масла в дизеле каждые 4-5-6 тысяч километров необходима вам для душевного спокойствия, то можете спокойно продолжать это делать.

«Необходимо менять масло каждые 25000 км».

Это другая, но гораздо более опасная крайность. Увеличение интервала замены масла просто не стоит той "экономии" , последствия могут обойтись значительно дороже. Исключение составляют некоторые специальные транспортные средства, которые предназначены для работы в течение длительных интервалов времени, кроме того, некоторые производители масел выпускают продукцию с увеличенным сроком службы.

В случае со спецтехникой, масляный фильтр имеет увеличенный размер, дающий возможность обрабатывать и удерживать большое количество загрязняющих веществ. Но используя масло с увеличенным сроком службы на обычном автомобиле длительное время, для сохранения эффекта, необходимо регулярно заменять масляный фильтр , в этом случае замена фильтра будет производиться чаще, чем замена масла. «Синтетические масла только для новых автомобилей, мой слишком стар».

Синтетическое масло будет работать в любом двигателе . Оно имеет лучшие свойства, чем обычные масла, поэтому двигатель, в любом случае, скажет вам «спасибо».

Безусловно, лучший способ определить оптимальный интервал и марку при замене масла - это руководство по эксплуатации вашего автомобиля. В нем отражены интервал замены масла в дизеле, тип и минимально допустимое качество масла.

Выводы

Без сомнений синтетическое масло защитит ваш дизельный двигатель как никакое другое. Но для многих городских жителей средней полосы России, использующих автомобиль в достаточно спокойном режиме , вполне подойдет и полусинтетическое либо минеральное масло. Если же вы любите высокие скорости или часто используете автомобиль для перевозки тяжелых грузов , то в ваших интересах менять масло чаще и пользоваться синтетическими маслами, поскольку такое использование существенно ускоряет старение масла. Кроме того, учитывая резкие перепады температур от зимы к лету, целесообразно рассмотреть вопрос об использовании масел различной вязкости в определенное время года, например, более высокой вязкости в летние месяцы и менее вязкое для холодных пусков зимой.

Регулярная замена масла в дизеле — один из важнейших аспектов длительной эксплуатации вашего автомобиля! Если у вас есть сомнения по периодичности или типу масла для вашего дизельного автомобиля, наши специалисты всегда готовы проконсультировать и помочь в выборе оптимально подходящего продукта.

Замена масла в роботе или вариаторе позволит избежать преждевременного износа коробки передач, продлить ее срок службы, улучшить комфорт во время вождения и избежать аварийных ситуаций. Главное, это доверять работу профессионалам - СТО SPOT. Убедитесь в этом сами - позвоните по телефону

Многие автовладельцы не знают, через сколько менять масло в двигателе своего автомобиля или сомневаются в предоставленных производителем данных по периодичности замены расходников. И неспроста. через каждые 10-15 тысяч километров зачастую не совсем верно.

Лучше при этом руководствоваться количеством отработанных моточасов и средней скоростью . В ответе на вопрос о том, как часто менять масло в двигателе присутствует много составляющих. Среди них - рекомендации автопроизводителя, условия эксплуатации машины (тяжелые/легкие, в городе/на трассе, часто/редко используется), пробег до замены масла и общий пробег, техническое состояние автомобиля и используемое масло.

Также на периодичность замены масла в двигателе влияют дополнительные факторы - количество моточасов, мощность и объем двигателя, время с последней замены масла (даже без учета эксплуатации машины). Далее мы подробно расскажем вам о том, как часто менять масло в двигателе, каким оно бывает, и других вещах, которые наверняка будут вам полезны.

Для тех, кто не хочет вдаться в подробности и детально во всем разобраться сразу дадим ответ по интервалу смены: в городских условиях масло «работает» 8-12 тысяч, на трассе/легком режиме движения без пробок отрабатывает до 15 тыс. км. Наиболее точно узнать когда менять может дать лишь лабораторный анализ отработки масла.

Что влияет на частоту замены

Каждый автопроизводитель в мануале к машине указывает подробную информацию о том, когда менять масло в двигателе. Однако дело в том, что эти сведения не всегда корректны. Как правило, в документации стоит значение 10...15 тысяч километров пробега (в каждом отдельном случае количество может отличаться). Но на самом деле на пробег между заменами влияют несколько факторов.

10 показателей влияющих на сроки замены моторного масла

  1. Вид топлива (газ, бензин, дизель) и его качество
  2. Объем двигателя
  3. Марка ранее залитого масла (synthetic, Semy-Synt, mineral oil)
  4. Классификация и тип применяемых масел (API и система longlife)
  5. Состояние моторного масла
  6. Способ замены
  7. Общий пробег двигателя
  8. Техническое состояние авто
  9. Эксплуатационные условия и режимы
  10. Качество расходных материалов

Предписания производителя в этот список не включен, поскольку для него сервисный интервал – понятие маркетинговое.

Режимы эксплуатации

В первую очередь на сроки замены масла в двигателе влияет эксплуатация автомобиля . Не вникая в суть различных переходных процессов, стоит упомянуть два основных режима - по трассе и в городе. Дело в том, что когда автомобиль едет по трассе, во-первых, километраж набегает гораздо быстрее, а во-вторых, происходит нормальное охлаждение двигателя. Соответственно, нагрузка на мотор и на используемое в нем масло не так высока. Напротив, если машина используется в городе, то пробег у нее будет значительно ниже, а нагрузка на двигатель будет выше в силу того, что она часто стоит на светофорах и пробках с включенным мотором. Охлаждение при этом будет недостаточное.

В связи с этим более грамотно было бы рассчитывать, через сколько нужно менять масло в двигателе, опираясь на моточасы , как это делается в грузовой, сельскохозяйственной и водной технике. Приведем пример. 10 тысяч километров в городских условиях (со средней скоростью 20...25 км/ч) машина проедет за 400...500 моточасов. А те же 10 тысяч по трассе со скоростью 100 км/ч - лишь за 100 моточасов. Тем более, что условия эксплуатации двигателя и масла на трассе гораздо мягче.

Езда в условиях мегаполиса справедливо приравнивается к езде по жесткому бездорожью в вопросе того, как она губит масло. Особенно это актуально в случае, когда его уровень в картере ниже среднего, а еще хуже, когда он меньше минимального уровня. Также помните, что летом в жаркую погоду на масло воздействует гораздо большая нагрузка вследствие высокой температуры, в том числе от раскаленной поверхности дорог в мегаполисах.

Объем и тип двигателя

Что влияет на частоту замены масла

Чем мощнее двигатель, тем легче для него пережить изменение нагрузки, а также трудные условия эксплуатации. Соответственно, и на масло не будет оказываться такое сильное воздействие. Для мощного мотора движение по трассе со скоростью 100...130 км/ч не оказывает существенной нагрузки, она будет ниже средней. При увеличении скорости нагрузка на двигатель, а значит, и на масло, будет изменяться плавно.

Другое дело малолитражки. Как правило, на них установлена “короткая” трансмиссия, то есть, передачи рассчитаны на небольшой скоростной диапазон, и диапазон рабочих оборотов. Соответственно, малолитражные двигатели испытывают большие нагрузки в критических режимах, чем мощные. Когда нагрузка на мотор увеличивается, то растет и температура его поршней, а также увеличивается количество картерных газов. Это приводит к общему повышению температуры, в том числе и температуры масла.

Особенно несладко приходится малолитражным форсированным двигателям (например, 1,2 TSI и другим). В этом случае нагрузка дополняется еще и турбиной.

Дополнительные факторы

Сюда стоит отнести высокую температуру термостатирования (рабочую температуру), плохую вентиляцию картера двигателя (особенно при езде в городских условиях), использование некачественного или неподходящего для данного двигателя масла, наличие грязи в масляных каналах, засоренный масляный фильтр, рабочий температурный диапазон масла.

Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах.

Также большое значение играет тип используемого масла - , или полностью . О каждом из упомянутых видов вы можете почитать отдельно по приведенным ссылкам.

Зачем нужна регулярная замена масла

Индикация на приборной панели

Что может случиться с машиной, если долго не менять масло в двигателе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, какие функции оно выполняет. Любое масло состоит из так называемой “базы” и некоторого количества присадок. Именно они выполняют защиту деталей двигателя.

Во время эксплуатации машины, и даже ее стоянки, происходит беспрерывное химическое разрушение присадок. Естественно, что при езде этот процесс выполняется быстрее. При этом формируются естественные отложения на картере двигателя, происходят окислительные процессы с отдельными составляющими масла, меняется его вязкость и даже уровень кислотности pH. Именно эти факты являются ответами на вопрос - зачем менять масло раз в год минимум .

Некоторые автопроизводители и производители моторных масел указывают, через сколько надо менять масло в двигателе не по пробегу, а по периодичности, как правило, по месяцам.

А при значительной нагрузке описанные процессы в масле происходят с еще большей скоростью. Особенно при большой температуре. Однако современные производители постоянно улучшают технологии и химические составы своих масел. Поэтому они способны длительное время противостоять загрязнению и воздействию высоких температур.

Во многих современных автомобилях ЭБУ постоянно отслеживает, через какое время менять масло в двигателе. Естественно, это решение принимается на основе эмпирической методики. В ее основе лежат фактические данные - среднее количество оборотов двигателя, температура масла и мотора, число холодных пусков, скоростной режим и так далее. Кроме этого, в программе учитываются погрешности и технические допуски. Поэтому компьютер сообщает лишь приблизительное время , когда нужно менять масло в двигателе.

К сожалению, на полках магазинов не только Российской Федерации, но и других стран СНГ, в настоящее время продается большое количество некачественных или попросту поддельных моторных масел. А учитывая, что и топливо у нас зачастую некачественное, то периодичность замены масла нужно еще корректировать. В частности, если говорить, через сколько км менять масло в двигателе, то рекомендуемое количество нужно уменьшить приблизительно на треть. То есть, вместо часто рекомендуемых 10 тысяч менять через 7...7,5 тысяч.

Меняйте масло НЕ РЕЖЕ одного раза в год вне зависимости от того, эксплуатируете вы машину или нет.

Перечислим причины и последствия несвоевременной замены моторного масла:

  • Формирование отложений . Причины этого явления заключаются в процессе разрушения присадок или загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Следствиями становятся значительное снижение мощности мотора, увеличения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, их почернение.
  • Значительный износ двигателя . Причины - масла теряют свои свойства из-за изменения состава присадок.
  • Повышение вязкости масла . Это может произойти по тем же причинам. В частности, из-за окисления или нарушения полимеризации присадок вследствии неправильного подбора масла. К проблемам, возникающим на почве этого, стоит отнести трудности с циркуляцией масла, значительный износ двигателя и отдельных его элементов. А возникающее масляное голодание двигателя может привести к , в критических случаях возможен даже отказ двигателя.
  • Проворот шатунных вкладышей . Это происходит по причине засорения масляного канала загустевшим составом. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши. Из-за этого возникает их перегрев и проворот.
  • Значительный износ турбокомпрессора (при его наличии). В частности. велик риск повреждения ротора. Он возникает по причине того, что отработанное масло оказывает значительное воздействие на вал компрессора и подшипников. Вследствие чего на них образуются повреждения и царапины. А кроме этого, грязное масло приводит к засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.

Не эксплуатируйте машину с подгоревшим и загустевшим маслом. Это подвергает мотор значительному износу.

Описанные выше проблемы свойственны машинам, эксплуатирующихся в городских условиях. Ведь именно она считается одной из самых сложных для двигателя. Далее приведем интересные фактические данные, которые были получены экспериментально. Они помогут вам определиться, через какой пробег менять масло в двигателе.

Результаты экспериментов с маслами

Специалистами известного автомобильного журнала «За рулем» были проведены полугодовые исследования нескольких типов синтетических масел при условиях эксплуатации машин в городских пробках (на холостых оборотах). Для этого двигатели работали в течении 120 моточасов (аналог пробега 10 тысяч километров по трассе) на оборотах 800 об/мин без охлаждения. В результате были получены интересные факты...

Первое - вязкость всех моторных масел при продолжительной работе на холостых оборотах до определенного (критического) момента существенно меньше , чем при езде “по трассе”. Это происходит по причине того, что на холостых оборотах возникает пропуск отработанных газов и несгоревшего топлива в картер двигателя, где все это смешивается с маслом. При этом в топливе может оказаться некоторое (незначительное) количества масла.

Значение падения вязкости моторного масла составляет порядка 0,4...0,6 сСт (сантистокс). Это значение находится в пределах 5...6% от среднего уровня. То есть, вязкость находится в пределах нормы. Однако это происходит лишь до определенного момента.

Чистое и отработанное моторные масла

Приблизительно на 70...100 моточасе (у каждого масла по-разному, однако тенденция у всех одинаковая) вязкость начинает резко возрастать. Причем гораздо стремительнее, чем при работе в режиме “трасса”. Причины этого заключаются в следующем. Масло постоянно контактирует с продуктами неполного сгорания (о чем писалось выше), и достигает своего критического насыщения. Упомянутые продукты имеют определенную кислотность, которая и передается маслу. Также сказывается отсутствие вентиляции и малая турбулизация топливовоздушной смеси вследствие того, что поршень ходит относительно медленно. Из-за этого скорость сгорания топлива ниже среднего, а попадание отработанных газов в картер максимально.

Распространенное мнение о том, что в режиме холостого хода в двигателе образуется большое количество грязи экспериментально не подтвердилось. Однако при этом количество высокотемпературных отложений было мало, а количество низкотемпературных отложений - велико.

Что касается продуктов износа, то их количество значительно больше у масла, эксплуатируемого в режиме “пробки”, чем у того, которое было на “трассе”. Причина этого заключается в низкой скорости движения поршней, а также высокой рабочей температуре масла (отсутствие вентиляции). Что касается угара, то каждое масло ведет себя по своему. Однако можно утверждать, что по причине высоких рабочих температур и увеличения густоты также будет увеличиваться и угар.

На основании приведенной информации попытаемся систематизировать данные и ответить на вопрос, через сколько километров менять масло в двигателе.

Далее подробнее остановимся на вопросе, с какой периодичностью менять масло в двигателе. Как указывалось выше, к рекомендациям автопроизводителей необходимо относиться весьма скептически. Не совсем игнорировать их, но вносить свои поправки . Если вы ездите на машине лишь в условиях города (по статистике, таких автовладельцев большинство), то это означает, что масло эксплуатируется в тяжелом режиме. Помните, что чем меньше масла в картере - тем быстрее оно стареет. Поэтому его оптимальный уровень - немного ниже на индикаторном щупе.

Через сколько тысяч менять масло в двигателе?

Расчет моточасов для замены масла

Выше мы писали о том, что грамотнее высчитывать периодичность замены масла по моточасам. Однако сложность такой методики заключается в том, что порой трудно перевести километры в моточасы, и на основании этой информации получить ответ. Рассмотрим подробнее две методики, которые позволяют эмпирически , однако достаточно точно, вычислить, через сколько менять синтетическое (и не только) масло в двигателе. Для этого ваша машина должна иметь ЭБУ, который показывает среднюю скорость и расход топлива за последние хотя бы одну тысячу километров пробега (чем больше пробег, тем точнее будут вычисления).

Итак, способ первый (расчет по скорости). Для этого вам необходимо знать среднюю скорость вашего автомобиля за последние несколько тысяч километров пробега и рекомендации автопроизводителя, на каком пробеге необходимо менять масло. Например, пробег до замены масла - 15 тысяч километров, а средняя скорость по городу - 29,5 км/ч.

Соответственно, чтобы вычислить количество моточасов, необходимо расстояние разделить на скорость. В нашем случае это будет 15000 / 29,5 = 508 моточасов. То есть, получается, чтобы производить замену масла при данных условиях, необходимо использовать состав с ресурсом 508 моточасов. Однако в реальности таких масел попросту не существует на сегодняшний день.

Предлагаем для вас таблицу, где приведены типы моторных масел и соответствующие им значения моточасов по API (American Petroleum Institute):

Предположим, что в двигателе автомобиля залито масло класса SM/SN, которое имеет рабочий ресурс 350 моточасов. Для вычисления пробега необходимо 350 моточасов умножить на среднюю скорость 29,5 км/ч. В результате получим 10325 км. Как видите, этот пробег разительно отличается от того, который предлагает нам автопроизводитель. А если средняя скорость будет составлять 21,5 км/ч (что более характерно для больших мегаполисов с учетом пробок и простоев), то с теми же 350 моточасами мы получим 7525 км пробега! Теперь наглядно становится ясно, почему необходимо делить рекомендуемый автопроизводителем пробег в 1,5...2 раза .

Другой метод расчета основывается на количестве расходуемого топлива. В качестве исходных данных нужно знать, какой объем топлива по паспорту тратит ваша машина на 100 км пути, а также это фактическое значение. Его можно взять из того же ЭБУ. Предположим, что по паспорту машина “берет” 8 л / 100 км, а фактически - 10,6 л / 100 км. Пробег для замены остается прежним - 15000 км. Выведем пропорцию и узнаем, сколько теоретически машина должна потратить на преодоление 15000 км: 15000 км * 8 литров / 100 км = 1200 литров. Теперь произведем аналогичные расчеты для фактических данных: 15000 * 10,6 / 100 = 1590 литров.

Теперь нам нужно вычислить, при каком расстоянии необходимо проводить фактическую замену масла (то есть, сколько автомобиль проедет на теоретических 1200 литрах топлива). Воспользуемся аналогичной пропорцией: 1200 литров * 15000 км / 1590 литров = 11320 км.

Представляем для вас электронный калькулятор, который позволит вам вычислить значение фактического пробега до замены масла, используя следующие данные: теоретический расход топлива на 100 км, фактический расход топлива на 100 км, теоретическое расстояние до замены масла в километрах:

Однако самый простой и действенный метод проверки - визуальный осмотр состояния масла. Для этого не ленитесь периодически открывать капот и проверять, не загустело и не подгорело ли масло. Его состояние можно оценить визуально. Если вы увидели, что масло стекает со щупа как вода, то это верный признак, что масло подлежите замене. Еще один интересный метод проверки - по растеканию состава по салфетке. Очень жидкое масло образует большое и жидкое пятно, которое скажет вам о том, что жидкость пора менять. Если это так - сразу же езжайте в автосервис или проведите процедуру самостоятельно.

Как часто менять масло в дизельном двигателе

Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.

Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5...2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.

Как правило, большинство отечественных автовладельцев машин с дизельными двигателями меняют масло через каждые 7...10 тысяч километров пробега в зависимости от машины и используемого масла.

Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число - тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11...14 единиц.

Второе немаловажное число, характеризующее масло, - это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля.

Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:

  • масло A - 5W30 (TBN 6,5);
  • масло B - 5W30 (TBN 9,3);
  • масло С - 10W30 (TBN 12);
  • масло D - 5W30 (TBN 9,2).

Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:

  • масло A - 5W30 (TBN 6,5) - полностью было отработано через 7000 км;
  • масло B - 5W30 (TBN 9,3) - полностью было отработано через 11500 км;
  • масло С - 10W30 (TBN 12) - полностью было отработано через 18 000 км;
  • масло D - 5W30 (TBN 9,2) - полностью было отработано через 11500 км.

То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:

  1. Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
  2. Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11...12.
  3. Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8...10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6...7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.

Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.

Выводы

Таким образом, каждый автовладелец должен сам для себя решить, через сколько менять масло в двигателе. Это необходимо делать с учетом индивидуальных обстоятельств. Рекомендуем вам пользоваться методиками расчета по моточасам и расходу бензина, приведенным выше (в том числе, калькуляторами). Кроме этого, всегда визуально оценивайте состояние масла в картере двигателя. Так вы значительно снизите износ мотора вашей машины, что избавит вас от необходимости проводить дорогостоящие ремонты. Также при замене покупайте качественные масла, рекомендованные производителем.

В результате чего выдвигаются повышенные требования к качеству дизельного моторного масла. На интервалы замены масла в дизеле влияет качество заправляемого дизтоплива, а также условия эксплуатации конкретного силового агрегата.

Современные дизельные моторы предполагают использование масел, класс которых не ниже В2 по АСЕА (CD по API). Что касается вязкости, подбор осуществляется согласно допускам производителя того или иного . Наиболее широко для дизеля применяются универсальные синтетические и полусинтетические масла с индексом 5W40 и 10W40. Дополнительно нужно учитывать тип используемого масла (минеральное, полусинтетическое и синтетическое масло) и строго придерживаться рекомендуемого интервала замены.

Как уже было сказано, качество дизельного топлива и определенные условия эксплуатации напрямую влияют на ресурс моторного масла. В том случае, если не менять смазку своевременно, застаревшее масло накапливает в себе частицы пыли и грязи.

Присадки в масле имеют свойство со временем распадаться, что приводит к потере способности эффективно смазывать и защищать от износа трущиеся поверхности, снижается моющая способность.

В критических случаях наблюдается полная закупорка и всего двигателя грязным и загустевшим маслом, что приводит к серьезным поломкам силового агрегата. Для дизельного двигателя это означает крайне дорогостоящий ремонт.

  1. В процессе эксплуатации дизельного двигателя рекомендуется использовать соответствующее по всем допускам масло одного бренда, которое изначально предназначено для дизельного мотора (не является универсальным). Параллельно замене моторного масла в обязательном порядке меняется масляный фильтр системы смазки двигателя.
  2. Быстрое потемнение и даже почернение моторного масла после его замены прямо указывает на активное действие диспергирующих и моющих присадок, которые обязательно входят в его состав. Изменение цвета не означает, что смазка потеряла свои свойства.
  3. Постоянная езда на масле одного типа и производителя исключает вероятность взаимодействия остатков старого масла со свежим и образования нерастворимых отложений в двигателе. Получается, необходимость промывки дизельного мотора перед заменой масла становится намного менее актуальной.
  4. Чтобы застраховать себя от приобретения подделки, покупайте моторное масло только у официального дилера или в официальных точках продажи.

Читайте также

Как выбрать масло для дизельного двигателя, основные характеристики. Универсальное масло для (турбо) дизеля, рекомендации, допуски автопроизводителей.

  • Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.
  • Особенности дизельного мотора и свойства дизельных моторных масел. Влияние солярки и бензина на моторное масло, особенности сгорания смеси. База и присадки.