Задачи на движение в одном направлении. Скорость сближения и скорость удаления Последнее посещение скорость сближения

Тема: Скорость сближения и скорость удаления.

Цель: познакомить с новыми понятиями «Скорость сближения и скорость удаления», развивать умение решать задачи на движение.

    Орг момент.

    Открываем тетради Число. Классная работа.

На столах ручка зеленая синяя, простой карандаш, линейка, фломастер

    Велосипедист двигался со скоростью 100м/мин, какое расстояние он преодолел за 3 минуты?

    Записать формулу и решение.

    За 20 минут на скейте мальчик преодолел 800метров. С какой скоростью он двигался?

    Записать формулу и решение.

    Найдите формулу, по которой решали.

    Туристы в походе двигаются со скоростью 5 км/час, За какое время они преодолеют 25 км?

  • Записать формулу и решение.

    Найдите формулу, по которой решали.

    Постановка проблемы.

    Послушайте условие задачи: два судна одновременно отправились на встречу друг другу. Скорость одного 70 км/ч, скорость другого – 80 км/ч. Через 10 часов они встретились. Чему равно расстояние между портами?
    – Что значит «одновременно»?
    – Давайте смоделируем задачу.
    (У доски наглядный показ)
    – На сколько км за час приблизилось к месту встречи первое судно? Второе?

    Дети решают задачу, ученик за доской. Сверяем решение.

    70* 10 = 700 км расстояние, пройденное 1 судном;
    80 * 10 = 800 км расстояние, пройденное 1 судном;
    700 + 800 = 1500 км расстояние между двумя портами.

    у этой задачи есть второй способ решения.

Тема нашего сегодняшнего урока СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ И СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ.

Давайте сформулируем цели урока

Какую цель поставим перед собой на следующий этап урока? (Познакомиться с новым понятием, используя новое понятие, вывести формулу. Понять, что при совместном, одновременном движении двух объектов навстречу друг другу, за каждую единицу времени расстояние сокращается на сумму скоростей движущихся объектов)

Давайте попробуем вывести формулы скорости сближения. Вспомним, какими буквами обозначается скорость, как происходит сближение.

Сравните 2 чертежа. Что заметили? В чем отличие? Одинаковы ли виды скоростей?
– Как вы думаете, на каком чертеже будет идти речь о скорости сближения, а где – о скорости удаления?

Объяснение понятий “скорость сближения” и “скорость удаления”.

Переход на Слайд 4 “1) Встречное движение”.

Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
– Какое это движение?
– В какой точке оказались Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 5“2) Движение в противоположных направлениях”.

Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
– Какое это движение? Заполним таблицу.
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.

Возьмите листочки. Напишите мне формулу скорости сближения и формулу скорости удаления

Проверка на слайде

Рассмотрите схемы задач, определите, о какой скорости движения идет речь (сближения или удаления), соедините с подходящим выражением и вычислите его.

    Учащиеся проверяют выполнение задания с помощью Слайдов 12–13.э

  1. Решение задачи следующий слайд

  2. Итог урока.

    Подошёл к концу наш урок. О чем сегодня узнали на уроке? Что важно знать, чтобы определить скорость сближения или удаления? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о движении в одном направлении. В таких задачах два каких-нибудь объекта движутся в одном направлении с разной скоростью, отдаляясь друг от друга или сближаясь друг с другом.

Задачи на скорость сближения

Скорость с которой объекты сближаются друг с другом называется скоростью сближения .

Чтобы найти скорость сближения двух объектов, которые движутся в одном направлении, надо из большей скорости вычесть меньшую.

Задача 1. Из города выехал автомобиль со скоростью 40 км/ч. Через 4 часа вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов второй автомобиль догонит первый?

Решение: Так как на момент выезда второго автомобиля из города первый уже был в пути 4 часа, то за это время он успел удалится от города на:

40 · 4 = 160 (км)

Второй автомобиль движется быстрее первого, значит каждый час расстояние между автомобилями будет сокращаться на разность их скоростей:

60 - 40 = 20 (км/ч) - это скорость сближения автомобилей

Разделив расстояние между автомобилями на скорость их сближения, можно узнать, через сколько часов они встретятся:

160: 20 = 8 (ч)

1) 40 · 4 = 160 (км) - расстояние между автомобилями

2) 60 - 40 = 20 (км/ч) - скорость сближения автомобилей

3) 160: 20 = 8 (ч)

Ответ: Второй автомобиль догонит первый через 8 часов.

Задача 2. Из двух посёлков между которыми 5 км, одновременно в одном направлении вышли два пешехода. Скорость пешехода, идущего впереди, 4 км/ч, а скорость пешехода, идущего позади 5 км/ч. Через сколько часов после выхода второй пешеход догонит первого?

Решение: Так как второй пешеход движется быстрее первого, то каждый час расстояние между ними будет сокращаться. Значит можно определить скорость сближения пешеходов:

5 - 4 = 1 (км/ч)

Оба пешехода вышли одновременно, значит расстояние между ними равно расстоянию между посёлками (5 км). Разделив расстояние между пешеходами на скорость их сближения, узнаем через сколько второй пешеход догонит первого:

Решение задачи по действиям можно записать так:

1) 5 - 4 = 1 (км/ч) - это скорость сближения пешеходов

2) 5: 1 = 5 (ч)

Ответ: Через 5 часов второй пешеход догонит первого.

Задача на скорость удаления

Скорость с которой объекты отдаляются друг от друга называется скоростью удаления .

Чтобы найти скорость удаления двух объектов, которые движутся в одном направлении, надо из большей скорости вычесть меньшую.

Задача 2. Два автомобиля выехали одновременно из одного и того же пункта в одном направлении. Скорость первого автомобиля 80 км/ч, а скорость второго - 40 км/ч.

1) Чему равна скорость удаления между автомобилями?
2) Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?
3) Через сколько часов расстояние между ними будет 200 км?

Решение: Сначала узнаем скорость удаления автомобилей друг от друга, для этого вычтем из большей скорости меньшую:

80 - 40 = 40 (км/ч)

Каждый час автомобили отдаляются друг от друга на 40 км. Теперь можно узнать сколько километров будет между ними через 3 часа, для этого скорость удаления умножим на 3:

40 · 3 = 120 (км)

Чтобы узнать через сколько часов расстояние между автомобилями станет 200 км, надо расстояние разделить на скорость удаления:

200: 40 = 5 (ч)

Ответ:
1) Скорость удаления между автомобилями равна 40 км/ч.
2) Через 3 часа между автомобилями будет 120 км.
3) Через 5 часов между автомобилями будет расстояние в 200 км.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Дидактические:

  • познакомить с понятиями “скорость сближения”” и “скорость удаления” умения проверять правильность вычислений;
  • закрепить умение читать и строить модели движения;
  • развивать и закрепить умение решать задачи на движение, умение составлять обратные задачи;
  • закрепить вычислительные навыки сложения, вычитания, умножения и деления чисел, а также навыки вычислительных действий с дробями;

Развивающие:

  • развитие творческих способностей, памяти, умения мыслить логически грамотно;
  • развитие математической грамотной речи;

Воспитательные: воспитание интереса к математике;

Оборудование: Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 4 класс, ч.2”, тестовые карточки. Компьютер, проектор, интерактивная доска. Иллюстративный материал (презентация в формате MS PowerPoint) <Презентация.ppt>.

Ход урока

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
– Вспомним правила посадки.
– Запишите число.

Цель урока (Постановка учебной задачи).

– Вспомните, пожалуйста, сколько объектов может одновременно двигаться по числовому лучу? Откуда могут начинать свое движение объекты? В каких направлениях могут двигаться объекты? С какой скоростью могут двигаться объекты?
– Сегодня мы выясним, что такое “скорость сближения”, “скорость удаления”, что нужно знать, чтобы определить, какая это скорость, как найти скорость сближения или удаления.
– Запишем тему урока “Скорость сближения и скорость удаления”.

Математический диктант.

  1. Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность.
  2. Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.
  3. На сколько 200 >, чем 184?
  4. Чему равны 2/3 от числа 27?
  5. Во сколько раз 320 больше, чем 20?
  6. Какое число увеличили в 3 раза и получили 57?
  7. Сумму 95 и 105 разделить на 10.
  8. 2/5 числа составляют 12. Найдите целое число.

Индивидуальные задания.

Выполняются на доске 2-мя учащимися во время математического диктанта.

Задание 1.

S V t Формула
I ? км 45 км/ч 7 ч
II 180 м ? м/мин 5 мин
III 960 м 16 м/с ? с
IV ? км 60 км/ч 60 мин

Задание 2.

Изобразите движение точек на координатном луче и запишите формулу движения точек:

  1. Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в правом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в левом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
  2. Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в левом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в правом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?

Проверка математического диктанта и индивидуальных заданий.

Проверка математического диктанта.

– В ответах математического диктанта зашифровано слово. Чтобы расшифровать его, нам поможет алфавит русского языка.
– Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы в строчку.

Переход на Слайд 2 “Математический диктант”.

– Что у вас получилось? Проверяем.

По каждому клику на Слайде 2 заполняется один столбец таблицы.

– У кого получилось слово “скорость”, ставит себе 5.
– На какие 2 группы можно разделить числа математического диктанта?

  1. на четные / нечетные
  2. на круглые / некруглые;

– Что такое “скорость движения”?

Проверка задания 1.

S V t Формула
I 315 км 45 км/ч 7 ч S=V*t
II 180 м 36 м/мин 5 мин V=S:t
III 960 м 16 м/с 6 с t=S:V
IV 60 км 60 км/ч 60 мин S=V*t

– Как найти расстояние, зная скорость и время объекта?
– Как найти скорость, зная расстояние и время объекта?
– Как найти время, зная расстояние и скорость объекта?

Проверка задания 2.

– Сравните 2 чертежа. Что заметили? В чем отличие? Одинаковы ли виды скоростей?
– Как вы думаете, на каком чертеже будет идти речь о скорости сближения, а где – о скорости удаления?

Физкультминутка для глаз.

Объяснение понятий “скорость сближения” и “скорость удаления”.

Работа с упражнением 1 урока 24 (Слайды 3–6). По ходу объяснения ученикам задаются вопросы о том, что они видят на экране и после их ответов ученик заполняет таблицу на доске, остальные - в учебниках, затем учитель переходит к следующему шагу анимации.

Переход на Слайд 3 “1) Встречное движение”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
– Какое это движение?
– В какой точке оказались Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.


– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 4 “2) Движение в противоположных направлениях”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
– Какое это движение? Заполним таблицу.
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами?

– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 5 “3) Движение вдогонку”.

– Посмотрите на экран.
– Что вы можете сказать о движении Крокодила Гены и Чебурашки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
– В какой точке оказались Крокодил Гена и Чебурашка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.

– На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
– В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
– Сделаем вывод.

Переход на Слайд 6 “4) Движение с отставанием””.

– Посмотрите на экран
– Что вы можете сказать о движении Пончика и Незнайки?
– Какое это движение?
– Из каких точек началось их движение?
– В какой точке оказались Пончик и Незнайка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
– Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
– На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
– Произойдет ли встреча?
– Сделаем вывод.
– Что такое “скорость сближения”? (Это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени. )
– Что такое “скорость удаления”? (Это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени. )

Составление опорной схемы.

Переход на Слайд 7 “Опорная схема”.
– Составим опорные схемы ко всем видам движения.

Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Решение задач с комментированием.

Для закрепления знаний учащимися разбираются и решаются задачи на все виды движения.
– Решим несколько задач и определим, о какой скорости: сближения или удаления идет речь? Чему она равна? А помогут нам в этом герои сказки “Золотой ключик”.

Работа со Слайдами 8–11. Ученики определяют по Слайду, к какой опорной схеме относится задача, и предлагают способ ее решения.

Работа с классом:

  1. Переход на Слайд 8 “Задача на движение в противоположных направлениях”.
Кот Базилио с лисой Алисой и Буратино разошлись с Поля Чудес в противоположных направлениях со скоростями 6 ед./мин и 25 ед./мин. Как и с какой скоростью изменится расстояние между ними?
  • Переход на Слайд 9 “Задача на встречное движение”.
  • По озеру одновременно навстречу друг другу плывут Буратино на кувшинке и черепаха Тортила. Скорость Буратино 14 ед./ч, а скорость Тортилы 9 ед./ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
  • Переход на Слайд 10 “Задача на движение с отставанием”.
  • Карабас Барабас выбежал из харчевни вслед за Буратино со скоростью 3 ед./с. Как изменяется расстояние между Карабасом Барабасом и Буратино, убегающим от него со скоростью 8 ед./с?
  • Переход на Слайд 11 “Задача на движение вдогонку”.
  • Пьеро, сидя на зайце, догоняет Буратино со скоростью 5 ед./с. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними, если Буратино бежит со скоростью 2 ед./с?

    Индивидуально:

    1. Разбойники гонятся за Буратино, который убегает от них со скоростью 19 ед./мин. Как изменяется расстояние между Буратино и разбойниками, если они бегут со скоростью 23 ед./мин.
    2. Составьте обратную задачу к 1-ой задаче.
    3. Измените условие 2-ой задачи так, чтобы она решалась “-”.
    4. Измените условие 4-ой задачи так, чтобы она решалась “+”.

    Самостоятельное решение задач (тест).

    Для проверки знаний и умений по данной теме учащиеся получили тестовые карточки с заданием “Установите соответствие между схемой задачи и ее решением (1 и 2 варианты)”.
    – Рассмотрите схемы задач, определите, о какой скорости движения идет речь (сближения или удаления), соедините с подходящим выражением и вычислите его.

    Взаимопроверка решений задач.

    Учащиеся проверяют выполнение задания с помощью Слайдов 12–13.

    Итог урока.

    – Подошёл к концу наш урок. О чем сегодня узнали на уроке? Что важно знать, чтобы определить скорость сближения или удаления? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

    Домашнее задание.

    Примеры, задача

    Выставление отметок и поощрение учеников.

    В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались словесно и поощрительными медальками.

    Список использованных источников и литературы.

    1. Учебник Л.Г. Петерсон “Математика 4 класс, ч.2”.
    2. Картинки с персонального сайта Николая Козлова http://nkozlov.ru/library/s318/d3458/

    Как найти скорость сближения*? и получил лучший ответ

    Ответ от Star Lord [новичек]
    Если объекты движутся в одном направлении, то вычитать.
    Если навстречу друг другу или в разные стороны, то складывать.


    Ответ от Ириша *** [новичек]
    +


    Ответ от щпг окые [новичек]
    -


    Ответ от Егор Багров [активный]
    X+Z=Y (X-скорость, Z-скорость2,Y-ответ)


    Ответ от Гек Финн [гуру]
    Теория:
    Все задачи, связанные с движением решаются по одной формуле. Вот она: S=Vt. S – это расстояние, V- скорость движения, и t – это время. Эта формула - ключ к решению всех этих задач, а все остальное написано в тексте задачи, главное, задачу внимательно прочесть и понять. Второй важный момент, это приведение всех данных в задаче величин к единым единицам измерения. То есть, если время дается в часах, то расстояние должно измеряться в километрах, если в секундах, то расстояние в метрах соответственно.
    Решение задач:
    Итак, рассмотрим три основных примера на решение задач на движение.
    Два объекта выехали друг за другом.
    Предположим, что вам дана такая задача: из города выехал первый автомобиль со скоростью 60 км/ч, через полчаса выехал второй автомобиль со скоростью 90 км/ч. Через сколько километров, второй автомобиль догонит первый? Для решения такой задачи у нас имеется формула: t = S /(v1 - v2).Так как время нам известно, а расстояние нет, то мы ее трансформируем S= t(v1 - v2).Подставляем цифры: S=0,5 (30 мин.) (90-60), S=15 км. То есть оба автомобиля встретятся через 15 км.
    Два объекта выехали в противоположенном направлении.
    Если вам дана задача, в которой два объекта выехали навстречу друг другу, и нужно узнать, когда они встретятся, то нужно применять следующую формулу: t = S /(v1 + v2).Например, из пункта А и Б, между которыми 43 км, ехал автомобиль со скоростью 80 км/ч, а из пункта Б в А ехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через сколько времени они встретятся? Решение: 43/(80+60)=0,30 часа.
    Два объекта выехали одновременно в одном направлении.
    Дана задача: из пункта А в пункт Б вышел пешеход, двигающийся со скоростью 5 км/ч, а также выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Во сколько раз велосипедист быстрее доберется из пункта А в пункт Б, если известно, что расстояние между этими пунктами 10 км. Сначала нужно найти время, за которое пешеход пройдет это расстояние. Переделываем формулу S=Vt, получаем t =S/V. Подставляем числа 10/5=2. то есть пешеход потратит на дорогу 2 часа. Теперь высчитываем время для велосипедиста. t =S/V или 10/15=0,7 часа (42 минуты). Третье действие совсем уж простое, мы должны найти разность времени пешехода и человека на велосипеде. 2/0,7=2,8. Ответ таков: велосипедист доберется до пункта Б быстрее пешехода в 2,8 раза т. е. почти в три раза быстрее.

    Итак, допустим, наши тела двигаются в одном направлении. Как ты думаешь, сколько случаев может быть для такого условия? Правильно, два.

    Почему так получается? Уверена, что после всех примеров ты с легкостью сам разберешься, как вывести данные формулы.

    Разобрался? Молодец! Пришло время решить задачу.

    Четвертая задача

    Коля едет на работу на машине со скоростью км/ч. Коллега Коли Вова едет со скоростью км/ч. Коля от Вовы живет на расстоянии км.

    Через сколько времени Вова догонит Колю, если из дома они выехали одновременно?

    Посчитал? Сравним ответы - у меня получилось, что Вова догонит Колю через часа или через минут.

    Сравним наши решения...

    Рисунок выглядит вот таким образом:

    Похож на твой? Молодец!

    Так как в задаче спрашивается, через сколько ребята встретились, а выехали они одновременно, то время, которое они ехали, будет одинаковым, так же как место встречи (на рисунке оно обозначено точкой). Составляя уравнения, возьмем время за.

    Итак, Вова до места встречи проделал путь. Коля до места встречи проделал путь. Это понятно. Теперь разбираемся с осью передвижения.

    Начнем с пути, который проделал Коля. Его путь () на рисунке изображен как отрезок. А из чего состоит путь Вовы ()? Правильно, из суммы отрезков и, где - изначальное расстояние между ребятами, а равен пути, который проделал Коля.

    Исходя из этих выводов, получаем уравнение:

    Разобрался? Если нет, просто прочти это уравнение еще раз и посмотри на точки, отмеченные на оси. Рисунок помогает, не правда ли?

    часа или минут минут.

    Надеюсь, на этом примере ты понял, насколько важную роль играет грамотно составленный рисунок!

    А мы плавно переходим, точнее, уже перешли к следующему пункту нашего алгоритма - приведение всех величин к одинаковой размерности.

    Правило трех «Р» - размерность, разумность, расчет.

    Размерность.

    Далеко не всегда в задачах дается одинаковая размерность для каждого участника движения (как это было в наших легких задачках).

    Например, можно встретить задачи, где сказано, что тела двигались определенное количество минут, а скорость их передвижения указана в км/ч.

    Мы не можем просто взять и подставить значения в формулу - ответ получится неверный. Даже по единицам измерения наш ответ «не пройдет» проверку на разумность. Сравни:

    Видишь? При грамотном перемножении у нас также сокращаются единицы измерения, и, соответственно, получается разумный и верный результат.

    А что происходит, если мы не переводим в одну систему измерения? Странная размерность у ответа и % неверный результат.

    Итак, напомню тебе на всякий случай значения основных единиц измерения длины и времени.

      Единицы измерения длины:

    сантиметр = миллиметров

    дециметр = сантиметров = миллиметров

    метр = дециметров = сантиметров = миллиметров

    километр = метров

      Единицы измерения времени:

    минута = секунд

    час = минут = секунд

    сутки = часа = минут = секунд

    Совет: Переводя единицы измерения, связанные с временем (минуты в часы, часы в секунды и т.д.) представь в голове циферблат часов. Невооруженным глазом видно, что минут это четверть циферблата, т.е. часа, минут это треть циферблата, т.е. часа, а минута это часа.

    А теперь совсем простенькая задача:

    Маша ехала на велосипеде из дома в деревню со скоростью км/ч на протяжении минут. Какое расстояние между машиным домом и деревней?

    Посчитал? Правильный ответ - км.

    минут - это час, и еще минут от часа (мысленно представил себе циферблат часов, и сказал, что минут - четверть часа), соответственно - мин = ч.

    Разумность.

    Ты же понимаешь, что скорость машины не может быть км/ч, если речь, конечно, идет не о спортивном болиде? И уж тем более, она не может быть отрицательной, верно? Так вот, разумность, это об этом)

    Расчет.

    Посмотри, «проходит» ли твое решение на размерность и разумность, и только потом проверяй расчеты. Логично же - если с размерностью и разумностью получается несостыковочка, то проще все зачеркнуть и начать искать логические и математические ошибки.

    «Любовь к таблицам» или «когда рисунка недостаточно»

    Далеко не всегда задачи на движение такие простые, как мы решали раньше. Очень часто, для того, чтобы правильно решить задачу, нужно не просто нарисовать грамотный рисунок, но и составить таблицу со всеми данными нам условиями.

    Первая задача

    Из пункта в пункт, расстояние между которыми км, одновременно выехал велосипедист и мотоциклист. Известно, что в час мотоциклист проезжает на км больше, чем велосипедист.

    Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт на минут позже, чем мотоциклист.

    Вот такая вот задача. Соберись, и прочитай ее несколько раз. Прочитал? Начинай рисовать - прямая, пункт, пункт, две стрелочки…

    В общем рисуй, и сейчас сравним, что у тебя получилось.

    Пустовато как-то, правда? Рисуем таблицу.

    Как ты помнишь, все задачи на движения состоят из компонентов: скорость, время и путь . Именно из этих граф и будет состоять любая таблица в подобных задачах.

    Правда, мы добавим еще один столбец - имя , про кого мы пишем информацию - мотоциклист и велосипедист.

    Так же в шапке укажи размерность , в какой ты будешь вписывать туда величины. Ты же помнишь, как это важно, правда?

    У тебя получилась вот такая таблица?

    Теперь давай анализировать все, что у нас есть, и параллельно заносить данные в таблицу и на рисунок.

    Первое, что мы имеем - это путь, который проделали велосипедист и мотоциклист. Он одинаков и равен км. Вносим!

    Возьмем скорость велосипедиста за, тогда скорость мотоциклиста будет …

    Если с такой переменной решение задачи не пойдет - ничего страшного, возьмем другую, пока не дойдем до победного. Такое бывает, главное не нервничать!

    Таблица преобразилась. У нас осталась не заполнена только одна графа - время. Как найти время, когда есть путь и скорость?

    Правильно, разделить путь на скорость. Вноси это в таблицу.

    Вот и заполнилась наша таблица, теперь можно внести данные на рисунок.

    Что мы можем на нем отразить?

    Молодец. Скорость передвижения мотоциклиста и велосипедиста.

    Еще раз перечитаем задачу, посмотрим на рисунок и заполненную таблицу.

    Какие данные не отражены ни в таблице, ни на рисунке?

    Верно. Время, на которое мотоциклист приехал раньше, чем велосипедист. Мы знаем, что разница во времени - минут.

    Что мы должны сделать следующим шагом? Правильно, перевести данное нам время из минут в часы, ведь скорость дана нам в км/ч.

    Магия формул: составление и решение уравнений - манипуляции, приводящие к единственно верному ответу.

    Итак, как ты уже догадался, сейчас мы будем составлять уравнение .

    Составление уравнения:

    Взгляни на свою таблицу, на последнее условие, которое в нее не вошло и подумай, зависимость между чем и чем мы можем вынести в уравнение?

    Правильно. Мы можем составить уравнение, основываясь на разнице во времени!

    Логично? Велосипедист ехал больше, если мы из его времени вычтем время движения мотоциклиста, мы как раз получим данную нам разницу.

    Это уравнение - рациональное. Если не знаешь, что это такое, прочти тему « ».

    Приводим слагаемые к общему знаменателю:

    Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:Уф! Усвоил? Попробуй свои силы на следующей задаче.

    Решение уравнения:

    Из этого уравнения мы получаем следующее:

    Раскроем скобки и перенесем все в левую часть уравнения:

    Вуаля! У нас простое квадратное уравнение. Решаем!

    Мы получили два варианта ответа. Смотрим, что мы взяли за? Правильно, скорость велосипедиста.

    Вспоминаем правило «3Р», конкретнее «разумность». Понимаешь о чем я? Именно! Скорость не может быть отрицательной, следовательно, наш ответ - км/ч.

    Вторая задача

    Два велосипедиста одновременно отправились в -километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на часов раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.

    Напоминаю алгоритм решения:

    • Прочитай задачу пару раз - усвой все-все детали. Усвоил?
    • Начинай рисовать рисунок - в каком направлении они двигаются? какое расстояние они прошли? Нарисовал?
    • Проверь, все ли величины у тебя одинаковой размерности и начинай выписывать кратко условие задачи, составляя табличку (ты же помнишь какие там графы?).
    • Пока все это пишешь, думай, что взять за? Выбрал? Записывай в таблицу! Ну а теперь просто: составляем уравнение и решаем. Да, и напоследок - помни о «3Р»!
    • Все сделал? Молодец! У меня получилось, что скорость велосипедиста - км/ч.

    -«Какого цвета твоя машина?» - «Она красивая!» Правильные ответы на поставленные вопросы

    Продолжим наш разговор. Так какая там скорость у первого велосипедиста? км/ч? Очень надеюсь, что ты сейчас не киваешь утвердительно!

    Внимательно прочти вопрос: «Какая скорость у первого велосипедиста?»

    Понял, о чем я?

    Именно! Полученный - это не всегда ответ на поставленный вопрос!

    Вдумчиво читай вопросы - возможно, после нахождения тебе нужно будет произвести еще некоторые манипуляции, например, прибавить км/ч, как в нашей задаче.

    Еще один момент - часто в задачах все указывается в часах, а ответ просят выразить в минутах, или же все данные даны в км, а ответ просят записать в метрах.

    Смотри за размерностью не только в ходе самого решения, но и когда записываешь ответы.

    Задачи на движение по кругу

    Тела в задачах могут двигаться не обязательно прямо, но и по кругу, например, велосипедисты могут ехать по круговой трассе. Разберем такую задачу.

    Задача №1

    Из пункта круговой трассы выехал велосипедист. Через минут он еще не вернулся в пункт и из пункта следом за ним отправился мотоциклист. Через минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через минут после этого догнал его во второй раз.

    Найдите скорость велосипедиста, если длина трассы равна км. Ответ дайте в км/ч.

    Решение задачи №1

    Попробуй нарисовать рисунок к этой задаче и заполнить для нее таблицу. Вот что получилось у меня:

    Между встречами велосипедист проехал расстояние, а мотоциклист - .

    Но при этом мотоциклист проехал ровно на один круг больше, это видно из рисунка:

    Надеюсь, ты понимаешь, что по спирали они на самом деле не ездили - спираль просто схематически показывает, что они ездят по кругу, несколько раз проезжая одни и те же точки трассы.

    Разобрался? Попробуй решить самостоятельно следующие задачи:

    Задачи для самостоятельной работы:

    1. Два мо-то-цик-ли-ста стар-ту-ют од-но-вре-мен-но в одном на-прав-ле-нии из двух диа-мет-раль-но про-ти-во-по-лож-ных точек кру-го-вой трас-сы, длина ко-то-рой равна км. Через сколь-ко минут мо-то-цик-ли-сты по-рав-ня-ют-ся в пер-вый раз, если ско-рость од-но-го из них на км/ч боль-ше скорости дру-го-го?
    2. Из одной точки кру-го-вой трас-сы, длина ко-то-рой равна км, од-н-времен-но в одном на-прав-ле-нии стар-то-ва-ли два мотоциклиста. Ско-рость пер-во-го мотоцикла равна км/ч, и через минут после стар-та он опе-ре-дил вто-рой мотоцикл на один круг. Най-ди-те ско-рость вто-ро-го мотоцикла. Ответ дайте в км/ч.

    Решения задач для самостоятельной работы:

    1. Пусть км/ч — ско-рость пер-во-го мо-то-цик-ли-ста, тогда ско-рость вто-ро-го мо-то-цик-ли-ста равна км/ч. Пусть пер-вый раз мо-то-цик-ли-сты по-рав-ня-ют-ся через часов. Для того, чтобы мо-то-цик-ли-сты по-рав-ня-лись, более быст-рый дол-жен пре-одо-леть из-на-чаль-но раз-де-ля-ю-щее их рас-сто-я-ние, рав-ное по-ло-ви-не длины трас-сы.

      Получаем, что время равно часа = минут.

    2. Пусть ско-рость вто-ро-го мотоцикла равна км/ч. За часа пер-вый мотоцикл про-шел на км боль-ше, чем вто-рой, соответственно, получаем уравнение:

      Скорость второго мотоциклиста равна км/ч.

    Задачи на течение

    Теперь, когда ты отлично решаешь задачи «на суше», перейдем в воду, и рассмотрим страаашные задачи, связанные с течением.

    Представь, что у тебя есть плот, и ты спустил его в озеро. Что с ним происходит? Правильно. Он стоит, потому что озеро, пруд, лужа, в конце концов, - это стоячая вода.

    Скорость течения в озере равна .

    Плот поедет, только если ты сам начнешь грести. Та скорость, которую он приобретет, будет собственной скоростью плота. Неважно куда ты поплывешь - налево, направо, плот будет двигаться с той скоростью, с которой ты будешь грести. Это понятно? Логично же.

    А сейчас представь, что ты спускаешь плот на реку, отворачиваешься, чтобы взять веревку…, поворачиваешься, а он … уплыл...

    Это происходит потому что у реки есть скорость течения , которая относит твой плот по направлению течения.

    Его скорость при этом равна нулю (ты же стоишь в шоке на берегу и не гребешь) - он движется со скоростью течения.

    Разобрался?

    Тогда ответь вот на какой вопрос - «С какой скоростью будет плыть плот по реке, если ты сидишь и гребешь?» Задумался?

    Здесь возможно два варианта.

    1-й вариант - ты плывешь по течению.

    И тогда ты плывешь с собственной скоростью + скорость течения. Течение как бы помогает тебе двигаться вперед.

    2-й вариант - ты плывешь против течения.

    Тяжело? Правильно, потому что течение пытается «откинуть» тебя назад. Ты прилагаешь все больше усилий, чтобы проплыть хотя бы метров, соответственно скорость, с которой ты передвигаешься, равна собственная скорость - скорость течения.

    Допустим, тебе надо проплыть км. Когда ты преодолеешь это расстояние быстрее? Когда ты будешь двигаться по течению или против?

    Решим задачку и проверим.

    Добавим к нашему пути данные о скорости течения - км/ч и о собственной скорости плота - км/ч. Какое время ты затратишь, двигаясь по течению и против него?

    Конечно, ты без труда справился с этой задачей! По течению - час, а против течения аж часа!

    В этом и есть вся суть задач на движение с течением .

    Несколько усложним задачу.

    Задача №1

    Лодка с моторчиком плыла из пункта в пункт часа, а обратно - часа.

    Найдите скорость течения, если скорость лодки в стоячей воде - км/ч

    Решение задачи №1

    Обозначим расстояние между пунктами, как, а скорость течения - как.

    Путь S Скорость v,
    км/ч
    Время t,
    часов
    A -> B (против течения) 3
    B -> A (по течению) 2

    Мы видим, что лодка проделывает один и тот же путь, соответственно:

    Что мы брали за?

    Скорость течения. Тогда это и будет являться ответом:)

    Скорость течения равна км/ч.

    Задача №2

    Байдарка в вышла из пункта в пункт, расположенный в км от. Пробыв в пункте час минут, байдарка отправилась назад и вернулась в пункт в.

    Определите (в км/ч) собственную скорость байдарки, если известно, что скорость течения реки км/ч.

    Решение задачи №2

    Итак, приступим. Прочитай задачу несколько раз и сделай рисунок. Думаю, ты без труда сможешь решить это самостоятельно.

    Все величины у нас выражены в одном виде? Нет. Время отдыха у нас указано и в часах, и в минутах.

    Переведем это в часы:

    час минут = ч.

    Теперь все величины у нас выражены в одном виде. Приступим к заполнению таблицы и поиску того, что мы возьмем за.

    Пусть - собственная скорость байдарки. Тогда, скорость байдарки по течению равна, а против течения равна.

    Запишем эти данные, а так же путь (он, как ты понимаешь, одинаков) и время, выраженное через путь и скорость, в таблицу:

    Путь S Скорость v,
    км/ч
    Время t,
    часов
    Против течения 26
    По течению 26

    Посчитаем, сколько времени байдарка затратила на свое путешествие:

    Все ли часов она плыла? Перечитываем задачу.

    Нет, не все. У нее был отдых час минут, соответственно, из часов мы вычитаем время отдыха, которое, мы уже перевели в часы:

    ч байдарка действительно плыла.

    Приведем все слагаемые к общему знаменателю:

    Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые. Далее решаем получившееся квадратное уравнение.

    С этим, я думаю, ты тоже справишься самостоятельно. Какой ответ у тебя получился? У меня км/ч.

    Подведем итоги


    ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

    Задачи на движение. Примеры

    Рассмотрим примеры с решениями для каждого типа задач.

    Движение с течением

    Одни из самых простых задач - задачи на движение по реке . Вся их суть в следующем:

    • если движемся по течению, к нашей скорости прибавляется скорость течения;
    • если движемся против течения, из нашей скорости вычитается скорость течения.

    Пример №1:

    Катер плыл из пункта A в пункт B часов а обратно - часа. Найдите скорость течения, если скорость катера в стоячей воде км/ч.

    Решение №1:

    Обозначим расстояние между пунктами, как AB, а скорость течения - как.

    Все данные из условия занесем в таблицу:

    Путь S Скорость v,
    км/ч
    Время t, часов
    A -> B (против течения) AB 50-x 5
    B -> A (по течению) AB 50+x 3

    Для каждой строки этой таблицы нужно записать формулу:

    На самом деле, можно не писать уравнения для каждой из строк таблицы. Мы ведь видим, что расстояние, пройденное катером туда и обратно одинаково.

    Значит, расстояние мы можем приравнять. Для этого используем сразу формулу для расстояния:

    Часто приходится использовать и формулу для времени:

    Пример №2:

    Против течения лодка проплывает расстояние в км на час дольше, чем по течению. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения равна км/ч.

    Решение №2:

    Попробуем сразу составить уравнение. Время против течения на час больше, чем время по течению.

    Это записывается так:

    Теперь вместо каждого времени подставим формулу:

    Получили обычное рациональное уравнение, решим его:

    Очевидно, что скорость не может быть отрицательным числом, значит, ответ: км/ч.

    Относительное движение

    Если какие-то тела движутся друг относительно друга, часто бывает полезно посчитать их относительную скорость. Она равна:

    • сумме скоростей, если тела движутся навстречу друг другу;
    • разности скоростей, если тела движутся в одном направлении.

    Пример №1

    Из пунктов A и B одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля со скоростями км/ч и км/ч. Через сколько минут они встретятся. Если расстояние между пунктами км?

    I способ решения:

    Относительная скорость автомобилей км/ч. Это значит, что если мы сидим в первом автомобиле, то он нам кажется неподвижным, но второй автомобиль приближается к нам со скоростью км/ч. Так как между автомобилями изначально расстояние км, время, через которое второй автомобиль проедет мимо первого:

    II способ решения:

    Время от начала движения до встречи у автомобилей, очевидно, одинаковое. Обозначим его. Тогда первый автомобиль проехал путь, а второй - .

    В сумме они проехали все км. Значит,

    Другие задачи на движение

    Пример №1:

    Из пункта А в пункт В выехал автомобиль. Одновременно с ним выехал другой автомобиль, который ровно половину пути ехал со скоростью на км/ч меньшей, чем первый, а вторую половину пути он проехал со скоростью км/ч.

    В результате автомобили прибыли в пункт В одновременно.

    Найдите скорость первого автомобиля, если известно, что она больше км/ч.

    Решение №1:

    Слева от знака равно запишем время первого автомобиля, а справа - второго:

    Упростим выражение в правой части:

    Поделим каждое слагаемое на АВ:

    Получилось обычное рациональное уравнение. Решив его, получим два корня:

    Из них только один больше.

    Ответ: км/ч.

    Пример №2

    Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист. Через минут он еще не вернулся в пункт А и из пункта А следом за ним отправился мотоциклист. Через минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость велосипедиста, если длина трассы равна км. Ответ дайте в км/ч.

    Решение:

    Здесь будем приравнивать расстояние.

    Пусть скорость велосипедиста будет, а мотоциклиста - . До момента первой встречи велосипедист был в пути минут, а мотоциклист - .

    При этом они проехали равные расстояния:

    Между встречами велосипедист проехал расстояние, а мотоциклист - . Но при этом мотоциклист проехал ровно на один круг больше, это видно из рисунка:

    Надеюсь, ты понимаешь, что по спирали они на самом деле не ездили- спираль просто схематически показывает, что они ездят по кругу, несколько раз проезжая одни и те же точки трассы.

    Полученные уравнения решаем в системе:

    КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ

    1. Основная формула

    2. Относительное движение

    • Это сумма скоростей, если тела движутся навстречу друг другу;
    • разность скоростей, если тела движутся в одном направлении.

    3. Движение с течением :

    • Если движемся по течению, к нашей скорости прибавляется скорость течения;
    • если движемся против течения, из скорости вычитается скорость течения.

    Мы помогли тебе разобраться с задачами на движение...

    Теперь твой ход...

    Если ты внимательно прочитал текст и прорешал самостоятельно все примеры, готовы спорить, что ты все понял.

    И это уже половина пути.

    Напиши внизу в комментариях разобрался ли ты с задачами на движение?

    Какие вызывают наибольшие трудности?

    Понимаешь ли ты, что задачи на "работу" - это почти тоже самое?

    Напиши нам и удачи на экзаменах!