Шикарный музей в Черноусово, с лёгкой руки геокешеров более известный как тайник "Автопастораль".
Для тех кому данное место не "баян": Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола,
начав свою историю в 1929, к концу XX века перестал существовать как автопроизводитель.
Однако остались люди, которые в том или ином качестве были связаны с заводом...
Один из них Михаил Красинец - испытатель, спортсмен (автомеханик гоночной команды Avtoexport-Moskvich, раллийный пилот клубных команд Москвы, выступавший на автомобилях Москвич с 1982 по 1991год, начал собирать свою коллекцию автомобилей рядом со своим домом в Москве под названием «Исторический автоклуб РЕТРО-МОСКВИЧ». Однако экспонаты коллекции стали подвергаться актам вандализма. Во избежание потерь Михаил увёз свои автомобили в деревню Черноусово Тульской области, стоящую на крутом берегу реки Чернь...
Со временем Красинец добился чтобы его коллекцию признали государственным музеем - он стал филиалом Чернского краеведческого музея, а коллекционер - директором собственного музея. Музей-коллекция несколько раз меняла названия, но в общем её можно охарактеризовать как собрание машин на которых ездили и работали советские люди с 1946 по 1991 годы. При этом выделяется продукция заводов АЗЛК, ГАЗ, и ЗИЛ...
На сегодняшний день коллекция Михаила насчитывает около 300 образцов автотехники...
Увидев приехавших гостей, к нам вышел сам Михаил. Было заметно, что несмотря на ранний час пожилой человек очень рад нашему визиту - по его словам мы здесь первые с ноября прошлого года. Не мешкая, он принялся проводить нам экскурсию по своему музею, рассказывая очень подробно и интересно про каждый экспонат - что это, как ему досталось, всевозможные интересные исторические подробности, связанные с каждым конкретным автомобилем...
Красинец живет не один. У него есть помощники, которые так же как и он потихоньку восстанавливают машины и вместе с ним строят планы о том какой здоровский и красивый можно устроить здесь музей, который станет гораздо более известен, чем сейчас...
Но все планы Красинца упираются в финансовый вопрос. Никто не заинтересован его музеем. Весь бюджет - это зарплата директора музея 5700 рублей + пенсия. Хотя, будучи занудой и скупердяем, мне вспомнилась по логике ещё квартира в центре Москвы, которая наверняка сдаётся, но это лишь мои предположения и я не привык считать лавэ в чужом кармане...
Большая часть коллекции - весьма редкие (а то и существующие в единственном экземпляре) автомобили. Например, это не "Победа", а полноприводный ГАЗ-М-72 - машина на шасси армейского джипа ГАЗ-69. Его можно считать одним из первых в мире комфортабельных внедорожников...
Или этот полноприводный Москвич-402 модификации М-410...
Отдельным рядом в музее представлены милицейские автомобили. О них Михаил рассказывает с особой любовью и уважением...
Позади основных экспонатов, в высоких зарослях травы и кустов находится запасник музея с автомобилями в совсем плохом состоянии. Михаил поначалу очень переживал, что мы будем снимать только убитую, ржавую технику, давая почву неправильному толкованию его коллекции. Поэтому поясню сразу - да, это не музей на Рогожском валу или музей Вадима Задорожного с отлакированными, в состоянии "с иголочки" машинами. Это другое. Это историческая коллекция техники, 99% которой должно было закончить свою жизнь на металлоперерабатывающем заводе. Но было спасено, куплено за 1000 рублей, 3000 рублей, 5000 рублей у стареньких дедушек и бабушек и увезено своим (!) ходом сюда. И те, кто интересуются автомобильной историей могут приехать сюда и увидеть вживую ту технику, на которой ездили и работали в середине прошлого века наши дедушки, бабушки, папы и мамы...
Фотография для моих родителей. Такой же 412-ый только в пронзительно сером цвете был когда-то самой первой машинкой в нашей семье, подаренной родителями мамы на свадьбу...
Праворульный реэкспортный "Москвич", привезенный из Англии. Особо внимательные зрители увидят, что спидометр проградуирован в милях в час...
Техничка" или автомобиль сопровождения раллийной команды...
И сама боевая машина...
Каркас безопасности, механический "дедушка" бортового компьютера штурмана, запуск с кнопки, 9-ступенчатая КПП, углепластиковые спортивные ковши...
Ещё один спортивный "Москвич". Мечта Красинца - подготовить несколько боевых "Москвичей", зимой расчищать бульдозером в полях трассу для гонок и организовывать покатушки для желающих...
Глядя на эту бардовую табуретку на колесах машинку все вспоминают классический фильм "Операция Ы"...
Кроме отечественных машин, в коллекции Красинца присутствует несколько иномарок...
У наиболее ценных автомобилей (как например эта "Чайка") Михаил сам поснимал некоторые элементы внутреннего и наружнего декора во избежание расхищений...
И действительно, целый отдельный дом, является материальной базой всего музея. По словам Михаила здесь собрано деталей и запчастей, которых хватит на то чтобы восстановить каждый автомобиль в коллекции до состояния "только что с конвеера" и ещё останется. Вполне верю...
А так мог бы выглядеть джип "Москвич". От экспериментального проекта остался только один образец, да и тот добрые люди сожгли. когда Красинец держал коллекцию ещё в Москве...
Уезжали из этого музея со смешанными чувствами. С одной стороны колекция впечатляет - множество машин на ходу (несмотря на непрезентабельный внешний вид), понимаешь, что они были спасены из металлолома и являются предметом вожделения многих других, гораздо более обеспеченных коллекционеров. С другой стороны понимаешь... не то что бесперспективность, а скажем малые шансы осуществления планов Красинца. Если вдруг свершится чудо и коллекционер найдет спонсора - это будет просто замечательно, но мне показалось, что как только перестанет существовать Михаил - фанатик, безнадежно влюбленный в машины, которым посвятил всю жизнь, перестанет существовать и музей - все растащат, продадут и попилят...
Поэтому поторопитесь. Возможно лет через 10 здесь будет лишь просто поле.
Михаил Юрьевич Красинец, бывший автогонщик АЗЛК, ушел из большого спорта и принялся коллекционировать старые автомобили. Первые свои коллекционные легковушки в масштабе 1:1 он ставил прямо под окнами своей московской квартиры в Преображенском районе. Скопище потрепанных колесных «ветеранов» регулярно подвергалось разрушительным набегам окрестных пацанов - били стекла, корежили двери, поджигали, а однажды, в день выборов, власти просто вывезли половину коллекции на свалку. Михаил с супругой продали московскую квартиру, на вырученные деньги купили еще несколько раритетов, и уехали со своими автомобилями в Тульскую область. Сейчас музей «Красинца» насчитывает более 300 автомобилей.
1. Начнем с грузовой части музея. Слева с табличкой - «ЗИЛ-164А», который выпускался в 61-65 годах. Долгое время эти автомобили были верными «рабочими лошадками» практически во всех автохозяйствах Советского Союза. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техники. Справа - «ЗИЛ-157» в модификации ПАРМ (передвижная авторемонтная мастерская). 157-ЗИЛы производились с 58 до 92 года, а некоторые серии до 94!
2. ЗИЛы и ГАЗы.
3. Грузовой автомобиль «ГАЗ-66А» повышенной проходимости и грузоподъёмностью 2 тонны. Выпускался в 64-68 годах. Легендарная проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах.
4. Двухдверный «Форд Гранада» начала 80-х годов.
6. Заросший травой «Москвич-401», на заднем плане семейство Газиков.
7. «Москвич-402».
8. «Москвич-423» - первый в СССР отечественный серийный автомобиль с пятидверным кузовом универсал, выпускался в 57-58 годах. Мощность двигателя первого универсала составляла всего 35 л.с.
9. Одинокая «Победа», ГАЗ-М 20.
10.
11. Еще один «Москвич».
12. Милиция.
13.
14. ЗАЗ-965А «Запорожец» или в экспортном варианте «Ялта». Это первое поколение запорожцев, которое выпускалось c 60 до 69 года. В СССР этот автомобиль пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (в районе трех тысяч советских рублей). Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось. Интересная особенность - лобовое и заднее стекло «Запорожца» взаимозаменяемы. Максимальная мощность двигателя - 27 л.с. при рабочем объеме - 887 см³.
15. «Москвич-400». Автомобиль представляет собой копию довоенного «Опеля-Кадет К38». После войны часть оснастки была вывезена с завода «Опель» в Рюссельсхайме, а оставшиеся штампы делал завод ЗИС. Задние двери открываются против движения, не по ГОСТу. «Москвич-400» стал первой в СССР по-настоящему массовой народной машиной, рассчитанной в основном на индивидуальных владельцев. В кадре один из автомобилей парка ОРУД (отдел регулирования уличного движения).
16. В послевоенные годы с запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного вездехода. Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От «Победы» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.
17. ГАЗ М-21, легендарная «Волга».
19.
20. Еще один «Запорожец».
22.
402 и 407 Москвичи.
Серийное производство «Москвича-402» было начато в апреле 1956 года. Впервые в нашем автомобилестроении были использованы панорамное цельногнутое ветровое стекло, телескопические амортизаторы, кнопочное открывание дверных замков, отпираемая изнутри крышка багажника и двуспицевое рулевое колесо. Передние сиденья раскладывались в удобную постель, а багажник обладал достаточно большим объемом – 0,34 м³. Все автомобили комплектовались ламповым радиоприёмником с диапазоном длинных и средних волн. Мощность двигателя 402-ого была 35 л.с.
407-я модель пошла в серийное производство в мае 1958 года, с 1960 года более мелкой и строгой стала облицовка радиатора. Некоторое количество автомобилей, впервые среди отечественных моделей, получили двухцветную окраску кузова и вследствие этого - неплохие шансы на экспорт. После довольно удачной модернизации двигателя, мощность которого удалось довести до 45 л.с., динамика машины значительно улучшилась, а максимальная скорость увеличилась со 105 до 115 км/ч.
23. Справа в ряд стоят «Москвичи-408» 64-75 годов выпуска. Во второй половине 1960-х автомобиль достаточно широко экспортировали под названием «Москвич-Элита». Автомобиль одним из первых в СССР тщательно прорабатывали с точки зрения пассивной безопасности, и он стал первым советским автомобилем, который на полигоне НАМИ подвергли лобовому удару - крэш-тесту. Небольшое количество «Москвичей-408» сделали в Ижевске, а под маркой «Рила-1400» автомобиль по лицензии выпускали в Болгарии.
24.
25. «Опель Рекорд С» - один из линейки западногерманских автомобилей представительского класса 67-71 годов выпуска.
26.
- Где этот чертов инвалид?
- Не шуми. Я - инвалид.
«С–3А» микролитражный автомобиль или мотоколяска 58-70 годов выпуска. Имеет трубчатую пространственную раму и мотоциклетный одноцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 10 л/с.
27. Еще одна мотоколяска - «СЗД». Ее 18-лошадный двигатель был откровенно слабоват для довольно тяжёлой конструкции в 500 кг и издавал при работе крайне неприятный треск.
28. Ни одной педали.
29. Одинокий 401-й.
30.
31.
32. Среди Москвичей стоит единственная в своем роде «Волна-407Ф» - самодельный автомобиль сделанный из стеклопластика на базе «Москвича-407».
33.
34.
35. Помощь на дороге.
36. «ГАЗ-12» или «ЗиМ-12» - советский шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан». Производился c 50 по 60 года. «ЗиМ» - первая представительская модель Горьковского автозавода. Автомобиль предназначался в основном для государственных и партийных чиновников. Частных машин было очень мало, хотя их свободно продавали, но цена приблизительно в 36000 рублей была для подавляющего большинства граждан СССР огромна.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45. Эмблема Горьковского автозавода на «ЗиМ-12».
46.
47.
48.
49.
51. ... и на капоте.
52.
53.
54.
55.
56.
57. «ГАЗ-13» 59-81 годов выпуска. Знаменитая «Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. легко разгонял даже полностью нагруженную машину до 160 км/ч и расходовал на сто километров пути всего 21 литр горючего. Впоследствии, в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались на бронетранспортеры.
58.
59.
60.
61.
62.
63. Карета скорой помощи на базе универсала «ГАЗ-22».
64.
65.
66.
67. Два «Форда Таунуса» 17М и 12М.
68. «Mercedes Benz W108» 64 года и «Волга-24».
69.
70.
71.
72.
73.
74. Интерьер «Победы». В отделке салона по традиции тех лет использовались мягкие, пастельные тона - бежевый, коричневый, серый. Массивные пластмассовые накладки придавали панели современный, аккуратный внешний вид. Пластик мог быть серым, цвета слоновой кости или коричневым, из такого же пластика были выполнены и руль, различные рукоятки и кнопки. Сама панель содержала весьма полный, по тем временам, набор приборов - спидометр, указатель уровня бензина, манометр, амперметр, термометр, лампы указателя правого и левого поворотов, часы с автоматическим подзаводом. Как дополнительное оборудование можно было заказать: два противосолнечных козырька, две пепельницы, прикуриватель, потолочный плафон, переносную лампу, зеркало заднего вида и двухтональный звуковой электросигнал.
75. Полноприводный универсал «Москвич-411».
76.
77.
78. «Опель Супер 6».
79. Салон «Москвича-407» еще с диваном.
80. А это уже «Москвич-408», у которого стоят раздельные сидения.
81. Интерьер «ЗиМа».
82. «ГАЗ-21».
83. «Форд Таунус».
84.
85. Бэтменмобиль «Бьюик Эйт» 39 года.
86. По состоянию салона видно, что машине уже 70 лет.
87. «Чайка». В просторном и комфортабельном салоне могут свободно разместиться семь человек. В нем имеется «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приёмник с автоматической настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. В подарок от Хрущёва «Чайку» получил революционер Фидель Кастро. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы.
88. Как и у многих посетителей, у меня сложилось двоякое впечатление после знакомства с экспонатами музея. С одной стороны все выглядит удручающе, заросшие травой автомобили гниют в поле и Михаил Красинец не в состоянии, как в финансовом, так и временном, в одиночку уследить за всеми машинами. С другой стороны для ретро автомобиля провести свой остаток дней в музее лучше, чем сгнить во дворах или умереть на свалке. Хочется верить, что Михаил найдет спонсоров и отреставрирует пусть не все, но хотя бы часть автомобилей.
Здравствуйте.
Наконец-то мы полноценно смогли открыть мотосезон, прокатившись с братом в музей Красинца в Черноусово, что в Тульской области (езда на работу/с работы открытием сезона у нас традиционно не считается:)) Погода была чудесная, сам музей оказался очень интересным местом, так что фоток в отчете будет очень много.
Музей Красинца — это не то, чтобы музей… Это такая почти помойка, кладбище старых автомобилей, которые гниют под открытым небом в глуши Тульской области. От этого конечно становится только интереснее! 🙂 Я туда собирался уже наверное года полтора, но то не было времени, то погода не позволяла, да и ехать туда-обратно почти 600 километров иногда лениво. Наконец-то добрался!
Красинец — персонаж очень неоднозначный. Чувак до середины 1990-х работал на АЗЛК в качестве гонщика и механика заводской команды. Потом, когда завод стал разоряться и Красинца отправили на покой, у него видимо что-то сдвинулось в голове, и он начал собирать старые автомобили разной степени раздолбанности, причем в основном Москвичи. В Москве это все добро очевидно некуда было ставить, и Красинец переехал в Черноусово со всей своей коллекцией. Постепенно коллекция пополняется, хотя судя по состоянию автомобилей скоро будет наблюдаться смена экспозиции в связи с утратой экспонатов.
Короче говоря, тачки гниют среди полей, а Красинец по-черному пьет. Поэтому если хотите съездить в Музей Красинца, не откладывайте, ибо хозяина музея может в любой момент окончательно погубить Зеленый Змий, и тогда очевидно все кладбище автомобилей быстренько растащат на металлолом. А местечко очень интересное! Горячо рекомендую съездить!
Дорога к Музею Красинца в Черноусово.
Из Москвы выезжаем по Варшавке и едем через Тулу на Орел. Доезжаем до Черни, в самой Черни сворачиваем налево на Ефремов. Поворот не сильно заметный, поэтому ориентироваться надо на мост. Проехали по мосту реку Чернь — все! Значит поворот проморгали и едете не туда! 🙂
На выезде из Черни справа сразу будет помойка. Прямо посреди помойки будет идти старая бетонка на Бортное. Нам туда. Бетонка потом свернет направо на Бортное, потом закончится и превратится в нормальную грунтовку, идущую среди полей. Если ехать по ней, рано или поздно упретесь в музей.
Есть и более хардкорная дорога, она короче, но, как обычно говорят джиперы, «на пузотерках не суйтесь». Ведет она напрямую через Угодь, там очень весело и эндурно, но до финиша дойдут не все! 🙂
Но начнем по порядку!
Выехали поздновато, но дачники все уехали накануне, поэтому в пробках с кофрами толкаться не пришлось. Дорога в целом нормальная. Местами колдобины, ремонты, но это все в Тульской области, по Московской можно лететь в свое удовольствие.
Уже летают майские жуки. Этот остался в живых 🙂 Еще парочку словил в шлем с летальным исходом.
Чернь оказалась приятным местом. Географические наименования вообще довольно часто формируют неправильные ассоциации. Согласитесь, что тот же Чехов или Серпухов априори кажутся гораздо лучше Черни 🙂 Чернь оказалась очень тихим и зеленым поселком с пасущимися на обочинах коровами разбегающимися в стороны от гула прямотоков курами. А я почему-то думал, что мы там увидим какой-нибудь завод))
С бетонки на Бортное начинается кайф! 🙂 Снимаем шлемы, дальше не будет ни ментов, но другого транспорта, а очень скоро исчезнет и дорога 🙂
Конечно мы поехали через Угодь 🙂
В принципе, в сухую погоду по этой дороге пройдет почти любой мотоцикл, кроме чопперов и спортов. Но с одним условием: без второго номера. Если едете с подругой, сверните лучше сразу на Бортное, иначе придется пассажиру идти пешком. В самой деревне Угодь есть довольно сложный спуск-подъем. После дождя туда вообще соваться страшно, в сухую погоду все проезжаемо. Потом, после подъема, начинаются поля, и там уже никаких проблем. На фотографии очень хорошая дорога для той местности. Потом началась плохая, и снимать было некогда 🙂
Вылетели в поля, а там такая красота!
Трава еще только пробилась, так что жечь можно просто по полю в любом направлении! Другой вопрос, что с разным результатом 🙂
И тут вдалеке показалось что-то, похожее на кладбище зараженной техники в . Мы поняли, что приехали 🙂
Музей ретро-автомобилей Красинца в Черноусово.
Тачек очень много, в основном Москвичи.
На самом деле этот музей после дороги через Угодь воспринимается как разбившийся в пустыне кашалот. Первая мысль — «Е-мое! Как это все сюда дотащили!?»
Сам Красинец к нашему приезду уже отметил День Победы, поэтому не то, что экскурсию проводить, на ногах стоять уже не мог 🙂 Из дома к нам вышла некая дама, то ли жена, то ли сожительница, не знаю, сказала, что музей бесплатный, и мы можем ходить и смотреть, только ничего не откручивать от автомобилей и курить подальше. Живут там скромно…
Мы скромненько припарковались на окраине музея и пошли лазить по экспонатам.
Смотритель музея.
Тут слова будут излишни. И так хорошо видно, в каком состоянии все находится.
Большой плюс, что везде можно посидеть, полазить под капотами. Делай, что хочешь!
В общем, общий вектор вы поняли. Куча старых раздолбанных тачек. Но там сама атмосфера просто крышу сносит! Идешь ты такой по территории «музея», уворачиваешься от сторожевой собаки, спотыкаешься о дырявое ведро, и тут бац! Видишь такое!
И ты пинаешь ведро, несколько секунд стоишь и любуешься, потом медленно наводишь объектив. Щелк! 🙂
Дело даже не в старых ржавых автомобилях. Если бы они стояли в городе, это была бы всего лишь свалка. Дело в контрастах!
Я еще накидаю фоток до кучи.
И вот бродим мы, бродим по музею, и тут в очередной раз появляется жена Красинца. И говорит, ребята, а вы в пожарников играли? Мы переглянулись, говорю, что не понимаю, о чем речь. Она говорит, я вам сейчас дам мокрые тряпки, пойдем поле тушить 🙂 Тушение местных полей никак не входило в наши планы, поскольку, мало того, надо было уже двигаться в Тулу, так еще и отстирывать экип как-то совсем не хотелось.
Дама была настойчива, рассказала, что она очень нервничает из-за пожаров и от этого у нее выпадают зубы 🙂 Мы не стали говорить ей, от чего реально у нее выпадают зубы, хотя ответ был на поверхности. Одутловатое от выпивки лицо плюс только при нас скурила наверное пол пачки сигарет.
В итоге мы позорно откупились. Перед поездкой я конечно читал, что в музее Красинца билетики не продают, и что каждый просто благодарит так, как считает нужным. Мы отблагодарили деньгами (дамочка просияла!), запрыгнули на мотоциклы и поехали в Тулу уже другим путем, через Бортное.
А вслед за нами приехала какая-то парочка, так что я думаю, там было кому поиграть в пожарников 😉
Обратный путь через Бортное проходит по полям, там очень приятная и красивая дорога, на которой местами можно смело держать 70-80 км/ч.
Тула.
В Туле до этого был много лет назад, и город мне ничем не запомнился. На обратном пути решили там переночевать просто от делать нечего. Заселились в самую дешевую гостиницу «Тула» с горячей водой из обоих кранов (как они это делают? :))
Тула как-то без изюминки совсем. Уехали оттуда, но так ничего и не запомнилось, даже фотоаппарат доставать не стал. Ну куча пушек везде и техники всякой стоит на улицах в качестве памятников, ну кремль там, как обычно, но все как-то не интересно. Заведений хороших мало, девчоночки в основном страшненькие. Да, и мотобату попались, повернув по незнанию под кирпич. Выписали нам по штрафу))
В итоге Музей Красинца — очень прикольное место! Природа потрясающая, в самом музее есть где полазить вдоволь, а дорога — вообще кайф! Рекомендую!
А в Тулу можно не ездить, делать там нечего.
Медленно пробираясь по разбитой грунтовке через поля и безжизненные деревни Тульской области, видишь, как перед тобой постепенно появляются десятки, сотни силуэтов старых автомобилей. В лучах закатного солнца, на фоне тоскливого среднерусского пейзажа перед вами стройными ряды встают «Москвичи», «Жигули», «Волги», «Запорожцы», «Рафики», «ЗИЛы» и другие машины, наполнявшие дороги страны десятки лет назад. Коллекцию более чем из 320 экспонатов собрал энтузиаст Михаил Красинец.
Музей ретро-автомобилей «Авто-СССР» находится в крохотной, на несколько домов, деревне Миллионная (часто указывается село Черноусово), примерно в 9 километрах от поселка Чернь, что на трассе М2 «Крым». Короткий маршрут до музея Красинца проходит через Уготь: сначала дорога представляет собой потрепанные бетонные плиты, а потом превращается в обычную грунтовку, местами с глубокой колеей.
01
Проехать в сухую погоду здесь получится и на моноприводном автомобиле с клиренсом от 150 мм, но если пойдет дождь, то можно крепко засесть на спуске к мосту через речку. Нам повезло с отсутствием осадков: на изящном Infiniti QX70 добрались до места без происшествий. Сюда есть и более простой, но чуть более длинный путь через деревни Донок и Бредихино.
02
03
Значительная часть коллекции появилась в 1993 году, когда автомеханик гоночной команды АЗЛК Михаил Красинец продал квартиру и вместе с женой переехал в Черноусово. «Деньги от московской квартиры разлетелись за три месяца. Тогда мы активно по 150-200 долларов скупали автомобили из снесенных гаражей, которые оказались на месте строительства Третьего транспортного кольца», – говорит Михаил.
04
Музей условно разделен на две неравные части: большинство автомобилей находится на поле, а меньшая, но самая ценная часть расположена на внутренней территории дома Красинца. «Вот, новое приобретение, – с нескрываемой радостью сообщает Михаил, показывая на синюю «копейку», – купили ВАЗ 21011 1976 года выпуска за 11 тысяч рублей».
05
Автомобили приобретаются исключительно на пожертвования посетителей музея, и все до последнего рубля идет на пополнение коллекции. Красинец признается, что был период, когда вообще есть было нечего. Хорошо, друзья помогли. Но Михаил выше этих бытовых и социальных проблем: «Я хочу, чтобы музей был сохранен, как Ясная Поляна Льва Толстова».
06
Очевидно, что на поддержание огромной коллекции не хватает ни сил, ни времени, а хранение под открытым небом плохо сказывается на состоянии автомобилей. «Два года я уже не работаю, после увольнение из соседнего музея. С нетерпением жду, когда начнут начислять московскую пенсию, тогда возможностей заниматься автомобилями будет больше», – рассказывает Михаил.
07
Один из самых заметных автомобилей из музея «Авто-СССР» в фотоотчетах путешественников – «милицейский» ГАЗ М-20. Но, на самом деле, эта машина гражданская и ранее не принадлежала госструктурам: «Вот эту «Победу» мы с партнерами нашли в одном из московских дворов в 1998 году. Надпись «ОРУД Милиция» уже сделал сам, кисточкой. Так же поступил и с одной из «21-х Волг», раскрасив ее под раллийный автомобиль. Из некоторых других экспонатов я тоже делал копии известных автомобилей».
08
Особая гордость Красинца – две «Чайки»: ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Первый представительский автомобиль, дизайн которого выполнен в стиле «детройтского барокко», выпускался в СССР с 1959 по 1979 год, а всего было произведено 3189 автомобилей. Роскошный седан с двигателем V8 под капотом и автоматической коробкой передач. Лимузин, конечно, просел, да и краска облупилась, но даже в таком состоянии «Чайка» выглядит впечатляюще. В салоне вообще красота – интерьер сохранился не в самом плохом состоянии. Красинец предлагает посидеть за рулем.
09
10
Вторая «Чайка» – ГАЗ 14. Лимузин, конечно, не такой изящный, как «тринадцатая», но выпущено их было меньше: с 1977 по 1988 год произведено примерно 1120 автомобилей. Естественно, Михаил сразу же называет порядковый номер этого автомобиля. Про каждый автомобиль в своей коллекции Красинец может рассказывать часами. «Вот, посмотрите, – открывая капот, говорит Михаил, – прекрасный 8-цилиндровый двигатель с двумя карбюраторами – в советской машине».
11
12
За «Чайками» ровным рядом, по дате производства, выстроены «Победы» и «Волги». Есть несколько редких «двадцать первых» из начальной серии со звездой на решетке радиатора. Здесь же неподалеку лежит уникальный полноприводный ГАЗ-21 с передним мостом и рессорами. А рядом – кабриолет «Москвич 420А» с рулевым колесом от «Опеля». Такие ставили на «Москвичи» до 1953 года.
13
Здесь и единственный оставшийся в мире «Москвич 3-5-5». Модель была построена в количестве трех экземпляров для государственных испытаний. Достаточно широкий автомобиль, пружинная подвеска, 1,7-литровый мотор и оригинальная коробка передач с подобранными под более мощный двигатель передаточными числами. Этот прототип, по идее, должен был превратиться в «Москвич 2140», но не случилось.
Интересная история появления редчайшего «Москвич 3-5-5» у Красинца. Автомобиль стоял на задворках музея АЗЛК, и в 1994 году его уже хотели порезать на металл. Однако тогда удалось договориться с директором музея о передаче седана Михаилу в обмен на подержанный мотор от «Волги». У Михаила Красинца, конечно, был такой двигатель, и через некоторое время обмен состоялся. Но это скорее исключение из правил – Красинец крайне редко что-то выменивает, а, тем более, ничего не продает из своей коллекции: «Все, что попало в музей, остается в музее. Здесь еще есть что продать, но этого делать я никогда не буду», – подытоживает Михаил.
Уникальная принципиальность Красинца вылилась в то, что многие автомобили, находящиеся за пределами его внутреннего двора, на поле, попросту заросли травой. Как можно одному, ну, может, с одним помощником, следить за таким огромным автопарком? Многие экспонаты подверглись разграблению (фары, элементы кузова и интерьера), от чего все это выглядит грустно, даже пугающе. Закономерность простая: чем дальше от дома Михаила, тем в более плачевном состоянии находятся экспонаты.
14
Здесь, в поле, есть не менее редкие и значимые экспонаты, чем во внутреннем дворе коллекционера. Например, спортивный автомобиль Москвич-2140SL «Ралли» гонщика Сергея Шипилова, купленный Красинцем в конце девяностых за пару сотен долларов.
Пожалуй, часть экспозиции в отрытом поле больше похожа на грандиозный art-объект, нежели на музей, вроде знаменитого кладбища старых автомобилей Old Car City в штате Джорджия – весьма популярное у туристов место, куда вход стоит 25 долларов. Что касается музея Михаила Красинца, то система оплаты здесь, как в : сколько считаешь нужным, столько и заплати. Фиксированной платы нет.
15
16
17
Здесь здорово проводить всевозможные фотосессии. Есть под рукой длинноногая блондинка или брюнетка с тяжелым взглядом – выйдет отлично. Да и лего-машинки, выданные за бонусы на заправке «Шелл», получаются прекрасно. Как говорится, кто на что горазд! Простор для полета фантазии безграничный.
18
Музей «Авто-СССР» и лично Красинца часто критикуют даже его близкие друзья, не говоря о ярых завистниках. Основная претензия – Михаил на своем погосте уничтожает редчайшие автомобили, не восстанавливая их. С другой стороны, многие, если не большинство машин из его коллекции, были бы уже уничтожены, пущены на металлолом в девяностые годы. Решайте сами, что это: музей, арт-объект или кладбище старинных автомобилей.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Как проехать. Карты созданы на основе Google Earth
Вариант короткий, но в дождливую погоду сложно проходимый
Вариант для любых автомобилей, но более длинный
За наводку на музей отдельное спасибо Виктору Борисову
В интернете не утихают споры по поводу музея/свалки ретро автомобилей и его создателя Михаила Юрьевича. Одни утверждают, что Красинец создал уникальный музей и спас множество автомобилей от небытия. Другие, что сумасшедший гонщик-пьяница собрал помойку у своего дома. Так или иначе, мы решили сами увидеть экспонаты, пообщаться с коллекционером. И составить собственное мнение об этом.
Черноусово - деревня из 4 домов. К ней ведёт полевая дорога. Музей представляет собой жилой дом, приусадебный участок и поле вокруг него - заставленные автомобилями.
Нас встретила женщина, по всему слегка выпившая (но были майские праздники). Она нас дружелюбно поприветствовала и разрешила походить по площадке с машинами, пока сама вызванивала хозяина.
Через какое-то время появился Михаил Красинец с другом-соратником. Он сильно извинялся за «непотребный» вид в связи с праздниками. В итоге, экскурсию проводил его единомышленник и соратник.
Все машины в плачевном состоянии, за ними не ухаживают. Имея смекалку и желание, экспозицию можно превратить в неплохую коллекцию, привлечь туристов и попробовать наладить инфраструктуру для посетителей музея. Но хозяева этим не занимаются.
Ну а теперь немного прогуляемся…
Экспозиция раскинулась на крутом берегу речушки, откуда открываются потрясающие виды.
Автомобиль «Волга» ГАЗ-21. Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год.
Капот «Волги» украшала фигурка оленя. Из-за частых случаев хищения статуэтки с капота автомобилей, а так же из-за её дороговизны в производстве и травмоопасности в 1962 году все украшения с капота «Волги» убрали.
ГАЗ-М-20 «Победа». Легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах.
Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
Всего было выпущено 235.999 машин, включая 14.222 кабриолетов и 37.492 такси.
ГАЗ-М-72 - советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Внедорожник, получивший название ГАЗ-М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69.
ГАЗ-М-12 «ЗиМ».
ГАЗ-12, до 1956 года — ГАЗ-М-12, «ЗиМ», иногда обозначался как «ЗиМ-12» —советский шести - семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом «шестиоконный длиннобазный седан», серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год).
«ЗиМ» — первая репрезентативная (представительская) модель Горьковского автозавода.
ГАЗ-13 «Чайка» —советский репрезентативный (представительский) легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 года.
Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
СМЗ С-3А — двухместный четырёхколёсный автомобиль - мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 л.с. Всего был изготовлен 203 291 автомобиль.
Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». После этого фильма автомобиль - мотоколяска получил «народное» прозвище «моргуновка».
С-3Д («эс-три-дэ») — двухместный четырёхколёсный автомобиль - мотоколяска Серпуховского автозавода (в то время ещё СМЗ). Автомобиль пришёл на смену мотоколяске С-ЗАМ в 1970 году.
Детали и виды на первой площадке:
Беседа среди экспонатов.
Есть на площадке и такие авто:
«Жигули» — торговая марка семейства автомобилей Волжского автозавода. Присвоена модели ВАЗ-2101 в июне 1970 года. За основу первой модели «Жигули» была взята итальянская модель FIAT-124. В быту «Жигулями» часто называют любую из вазовских моделей, хотя с формальной точки зрения это и неверно.
«Москвич-400». В 1947 году начался серийный выпуск легковых автомобилей «Москвич-400». Эта модель была разработана на основе немецкого «Opel Kadett» образца 1938 года и выпускалась частично на трофейном оборудовании.
«Москвич - 402» - легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год.
Всего было выпущено 87 658 «Москвичей-402» вместе с модификациями.
«Москвич - 423». Модификация авомобиля «Москвич - 402». Первый отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом «универсал», выпускался в 1957—1958 годах.
«Москвич-408» и его модификации. Выпускались в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, с сентября 1964 по декабрь 1975 года.
«Запорожец» — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод).
«Запорожец» выпускался в двух моделях с 1960 по 1994 год.
Ещё несколько кадров с площадки:
Гуляя по бесконечным рядам автомобилей, мы полюбовались заходящим солнцем.
Встретив закат и попрощавшись с нашим «гидом» мы покинули столь неординарное место.