Почему на поминках нельзя есть вилками: приметы. Почему на поминках нельзя есть вилками: традиции или здравый смысл? Почему на поминках нет вилок и ножей

Некоторые обычаи и традиции до такой степени прочно обосновались в подсознании, что люди часто даже не задаются вопросом, почему так сложилось. Ритуалы, связанные с фундаментальными событиями в жизни, уходят корнями в глубокую древность. Все обрядовые нюансы, связанные со смертью родных и близких, имеют определённый смысл, но он далеко не всегда очевиден. Например, почему на поминках нельзя есть вилками, откуда появилось такое чёткое предписание? Чаще всего объяснения ограничиваются фразой «так принято». Но кем именно, когда и почему — непонятно. Попробуем разобраться вместе.

Из чего складываются поминальные традиции?

Ритуальные обычаи, особенно связанные со смертью и похоронами, на самом деле имеют огромное психологическое значение. Некие чёткие предписания, определённый порядок действий - всё это позволяет несколько дистанцироваться от происходящего, сконцентрироваться не на трагическом событии и чувстве утраты, а на задаче сделать всё, как полагается. Вряд ли кто-то задумывается над тем, почему на поминках нельзя есть вилками. В процессе организации достойных проводов легче опираться на сложившиеся установки, не проверяя их на целесообразность и логику.

В нашем обществе традиционные похоронные ритуалы состоят из трёх основных пунктов: прощание, погребение и поминальный обед. Считается, что во время специальной ритуальной трапезы принято вспоминать о покойном хорошее, постепенно сосредоточиваясь на простой мысли, что нужно жить дальше. В качестве угощения традиционно предлагается кутья — сладкая каша с изюмом и маком, могут добавляться другие сухофрукты. Бюро ритуальных услуг предлагают организованные обеды, в меню включается первое и второе блюдо, а также кутья и блины. О количестве спиртных напитков и прочих нюансах решения принимаются в зависимости от запросов родственников и бюджета мероприятия.

Почему на поминках нельзя есть вилками?

Обычно в качестве причин такого категоричного запрета рассматриваются три главные точки зрения:

  • христианская;
  • языческая;
  • правоохранительная.

Религия в подавляющем большинстве случаев имеет главное и даже основное значение во всех похоронных ритуалах. Христианская традиция предполагает определённые обряды, которые совершаются священниками. Если рассматривать православие как самое распространённое верование большинства населения, то это довольно гибкий подход. Не обязательно должно быть отпевание в церкви, часто священники охотно идут навстречу прихожанам и проводят обряд на месте, а в храме потом просто заказывается служба.

Разбираясь, почему на поминках нельзя пользоваться вилками и ножами, многие идут с логичными вопросами к своим духовным пастырям.

Мнение православных священников

Если рассматривать вопросы религии непредвзято, со стороны исследователя, то можно легко заметить, как сквозь официальную религию проглядывают остатки язычества. Например, те же рождественские колядки или Масленица не имеют ничего общего с православием. Это, скорее, остаточные обряды, которые сохранились исключительно во имя успешной интеграции религии в жизнь народа. Если спросить православного священника, почему на поминках нельзя есть вилками, то ответ может обескуражить. Это не запрещено, нигде в Библии не написано о столовых приборах, которыми надлежит пользоваться. Откуда же взялось это предписание?

Традиции, правила, суеверия

Если углубиться в историю, то окажется что сама по себе вилка - это достаточно молодое изобретение. Несмотря на тот факт, что археологи находили вилки, датированные серединой XIV века, на территории Великого Новгорода, сравнительно широкое распространение этого столового прибора началось только после реформ Петра I. Как и другие начинания царя, оно воспринималось с огромным сопротивлением. Почему на поминках нельзя пользоваться вилками? Да потому что кто же может есть рогатиной, как не посланник дьявола!

Согласно традиционному поминальному меню, там нет ни одного блюда, которое требовало бы вилок и ножей в качестве столовых приборов. Кутью как обрядовое кушанье нужно зачерпывать исключительно ложкой, встречается даже странное мнение, что если эту кашу поддеть на вилку, то она «обидится». Для супа тоже нужна ложка, а блины берут руками, как и отламывают хлеб.

Поминальная поножовщина

Самая интересная и по-своему логичная версия запрета представлена сотрудниками полиции и службы скорой медицинской помощи. Поминальный обед традиционно предполагает определённое количество спиртных напитков, а в некоторых случаях водка должна быть в избытке. Так почему на поминках вилки и ножи нельзя давать в руки нетрезвых людей, которые могут поссориться между собой по поводу наследства? Потому что медикам и полицейским приходится бросать все насущные дела, чтобы прекратить бурные разборки с нанесением тяжких телесных повреждений, и спасать тех, кто уже пострадал.

Вилки на поминальном столе

В подавляющем большинстве случаев религиозные деятели не настаивают на определённой конфигурации столовых приборов для ритуальной трапезы по столь печальному поводу. Задаваясь вопросом о том, почему на поминальном обеде нельзя есть вилками, можно ограничиться вполне логичным объяснением по поводу банальной осторожности. Если верования и традиции кажутся более веским аргументом, их тоже не стоит сбрасывать со счетов — это народная мудрость, а с психологической точки зрения обычаи оказывают терапевтическое воздействие, помогая справиться с горечью утраты.

Православные поминальные традиции касаются не только дней и дат, но некоторых условностей . Одной из них является то, что на поминальный стол кладут только ложки. Чтобы ответить на вопрос, почему на поминках нельзя есть вилками, необходимо заглянуть в историю.

Одной из исторических предпосылок, почему на поминках не едят вилками, можно считать исключительно бытовой факт – на Руси вообще не пользовались вилками до времен Петра Великого. Именно первый российский император ввел в обиход вилки, а до этого даже в боярских домах пользовались только ложками. Как и любое нововведение, вилки вызывали неприязнь, их даже называли бесовским орудием по аналогии с трезубцем дьявола или хвостом черта. Неприятие особенно остро это проявилось у староверов, в их общинах до сих пор едят только ложками.

Еще одной версией, почему не нельзя пользоваться вилками на поминках, является обычная человеческая жадность и импульсивность. На поминальный обед съезжаются близкие родственники умершего человека, нередко прямо там же начинался дележ наследства, который в пылу могу закончиться поножовщиной.

Можно ли на поминках есть вилками по церковным канонам?

Представители православной церкви уже не единожды говорили о том, что использование вилок никак не противоречит церковным канонам. Для священнослужителей гораздо важнее проведение отпевания и соблюдение похоронной церемонии. Вопрос, почему на поминки не кладут вилки, к и ее обрядам не имеет никакого отношения.

Самой вероятной из всех причин не использования вилок на поминальных обедах, является традиция на поминках первым блюдом употреблять кутью. Также на поминки готовили блины, ставили блюда с хлебом и киселем. Для всех этих блюд вилка попросту не нужна, поэтому ее и не клали на стол.

Рано или поздно каждый человек в своей жизни соприкасается с таким печальным ритуалом как похороны. С давних пор с этим горестным обрядом связано очень много суеверий и примет. Ведь в момент прощания с усопшим мы напрямую соприкасаемся с неведомым и страшным миром теней, который при неправильном поведении способен сильно навредить оставшимся на земле.

Значение поминального обряда

Поминки – это особенная часть похоронной церемонии. Её смысл заключается в том, чтобы с помощью своеобразного подаяния отблагодарить людей, пришедших проводить усопшего в последний путь, и одновременно вспомнить всё то хорошее, что осталось на земле после покойного. Традиция поминальной трапезы появилась в глубокой древности, когда пищу вкушали прямо над могилой. Со временем ритуал перенесли в более цивилизованные условия, но первоначальный его смысл сохранился до наших дней. Он содержит несколько основных условностей, среди которых одной из главных наряду со специальной поминальной едой остаётся предубеждение, что на столе не должно быть вилок и ножей. Что же означает эта условность?

Экскурс в историю

Для того, чтобы понять один из смыслов традиции отказываться от вилок, необходимо знать некоторые исторические факты.

На Руси в допетровские времена в домах бояр и простых людей пользовались исключительно ложками. Крестьяне ели деревянными изделиями, а состоятельные и богатые граждане использовали серебряные и даже золотые столовые приборы.

После принудительного введения в обиход «острозубого» предмета многие консерваторы продолжали относиться к нему настороженно, а старообрядцы так и вовсе сравнивали с вилами – любимым оружием дьявола.

Соображения безопасности

Наряду с ножом вилка является довольно травмоопасным предметом, способным причинить серьёзные увечья. Поэтому дальновидные родственники до сих пор на поминках предпочитают обходиться без этих столовых приборов. Ведь часто именно во время поминок начинается обсуждение видов на наследство, в ходе которого часто возникают разногласия, иногда переходящие в настоящую драку. В такой ситуации наличие под рукой вилки или ножа может оказаться опасным соседством. Ведь в пылу ссоры обуреваемые жадностью родичи способны на любой необдуманный поступок вплоть до членовредительства.

Церковные каноны

Христиане не одобряют серьёзное отношение к различным приметам, считая суеверие одним из грехов, с которым следует бороться. Любой православный священник объяснит, что для истинно верующего человека гораздо важнее точное соблюдение ритуалов при отпевании и поминальной службе. А наличие ножей и вилок на обеде не имеет никакого отношения к церковным традициям и обрядам.

Практические причины

Самое вероятное объяснение приметы лежит в весьма прозаической плоскости. На любом поминальном обеде самым первым и главным является сладкое ритуальное блюдо под названием «кутья». Её готовят из рисовой или пшенной крупы с добавлением изюма. Такое кушанье очень неудобно брать вилкой, поэтому она попросту не нужна. Кроме того, с помощью ложки гораздо удобнее пробовать и другие традиционные для поминального стола блюда вроде киселя с хлебом или блинов.

Эзотерическое объяснение

Мистически настроенные люди уверены, что во время поминок душа умершего находится среди людей, собравшихся за обедом. Когда вокруг находится так много острых орудий вроде вилок и ножей, то эзотерической сущности покойника очень легко с помощью них причинить боль. Вонзаясь, словно штыки или копья, острия вилок наносят непоправимый урон человеку, ушедшему в мир иной.

ПОЧЕМУ НА ПОМИНКАХ ЕДЯТ ЛОЖКАМИ Вчера была на поминках, на поминальном столе, из приборов, только ложки. Так неудобно ложками рыбу, колбасу, винегрет... Но, других приборов нет - не положено. Кем и почему не положено? Решила я в этом вопросе разобраться. Православные верующие после похорон проводят несколько поминальных дней по умершим. Это происходит в день похорон, на третий день после смерти, на девятый, сороковой и на год. Потом ежегодно умершего поминают в годовщину смерти. Естественно, родственники умершего желают провести поминальный день по всем правилам православной веры. Но при этом мало кому удаётся избежать скатывания в языческие обряды и прочую ересь. Православные верования оказываются обильно сдобрены предрассудками. Например, чего стоит только один обычай оставлять на могиле умершего рюмку водки с куском чёрного хлеба, или втыкать зажжённую сигарету в могилу, если покойный был заядлым курильщиком. Человек умер, материальный мир его уже не интересует. Всё, чем родственники могут помочь ему, это вспоминать его в своих молитвах, раздавать милостыню от его имени, говорить о нём добрые слова и проводить достойные поминальные обряды. Одно из таких суеверий – это запрет на использование колюще-режущих предметов (вилок и ножей) во время поминального обеда. Церковь уже заявляла, что сервировка стола вилками и ножами никоим образом не противоречит канонам православной веры. Но данный предмет сервировки упорно не используется во время поминок, чем создаёт трудности участникам обряда при приёме пищи. Ведь разделывать крупный кусок мяса при помощи ножа и вилки намного удобнее, чем раздавливать его ложкой. Откуда же взялось заблуждение, что на поминках можно есть только ложками? Есть несколько версий возникновения этого суеверия. Как известно, на Руси ножи и вилки стали использоваться во время еды только при Петре I, который привёз этот обычай из Европы. Многие из его нововведений воспринимались консервативной частью населения (то есть, большинством) в штыки, и вилки также не были исключением. Староверы увидели в ней сходство с чёртовым хвостом или чёртовыми вилами, и считали грехом использовать на христианских поминках «дьявольское» изделие. И продолжали пользоваться за столом только ложками, причём не только на поминках, но и в повседневной жизни. Ещё одна версия связана с тем, что одним из обязательных блюд на поминальном столе является кутья, которая символизирует сладость Царствия Небесное. В этом случае суеверие гласит, что ткнув в неё острым предметом, можно потревожить покой усопшего, так сказать, «уколоть» его. Есть ещё одна историческая версия о причине того, что на поминках нельзя есть вилками. Когда умирал человек, а особенно богатый и могущественный, то на его похороны съезжались множество близких и дальних родственников. Отнюдь не всегда их целью было оказать почёт умершему и достойно проводить его в последний путь. Первоочередной причиной присутствия на похоронах был делёж наследства. И очень часто этот нервный и возбуждающий процесс начинался прямо во время поминальных обедов. Множество малознакомых людей, жаждущие урвать лишний кусок богатого наследства, подогретые спиртными напитками, предъявляли свои права, обоснованные и не очень, на наследство покойного. И вполне естественно, что дискуссия потенциальных наследников вскоре выходила за рамки словесных оскорблений и угроз, и начиналась массовая драка. Наличие на столе острых предметов грозило их активным применением в побоище и нанесением его участникам тяжёлых травм. С тех пор на столе во время поминального обеда находятся только ложки, которые крайне сложно использовать в качестве оружия. Это единственная версия, которая имеет рациональную основу, а не религиозную. Наиболее правдоподобная версия (также исторического генезиса) следующая. Как известно, канонический поминальный обед состоит из трёх блюд: кутьи, блинов и киселя. Кутью едят ложками (вилкой это будет просто неудобно), блины берут руками, а компот пьют из сосуда. Вилка и нож просто не нужны для такого поминального меню! Нечего резать, нечего накалывать. Видимо, именно поэтому их не было на столах, просто за ненадобностью. На самом деле, и вилка, и нож, могут быть спокойно использованы при сервировке на поминках. Гораздо важнее соблюдать поминальные дни, проводить обряды по усопшему, молить за его пребывание в Царствии Небесном, и творить добрые дела в память о нём. Это истинно православные и общечеловеческие ценности, а не языческие суеверия. (из инета)

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.