Как ездить с механической коробкой передач. Пять важных уроков вождения на механике для начинающих Как быстрее научиться ездить на механике

В последние годы спрос на автомобили с механической коробкой передач стал несколько ниже. Водители все чаще отдают предпочтение машинам с автоматом, ссылаясь на то, что управлять ими заметно проще.

Впрочем, отказываться от классической механики пока никто не собирается, так как она по-прежнему превосходит автоматические коробки передач сразу по нескольким параметрам. Во-первых, механика гораздо надежнее и долговечнее, а в случае поломки ее ремонт обойдется дешевле, нежели ремонт АКПП.

Во-вторых, управлять автомобилем с механикой в зимнее время гораздо безопаснее, чем машиной с автоматом. В-третьих, автомобили с МКПП стоят несколько дешевле аналогов с автоматической трансмиссией, да и при эксплуатации они более экономичны в плане расхода топлива.

Итак, вы решили приобрести автомобиль с механической коробкой передач, однако не имеете представления о том, как ездить на механике. В этой статье мы поэтапно расскажем вам об основных нюансах управления машиной с механикой.

Шаг первый: передачи МКПП

Управляя машиной с МКПП, от водителя требуется самостоятельно переключать скорости в наиболее подходящий для этого момент. Большинство механических трансмиссий имеют 4 или 5 скоростей (реже 6 или даже 7) и одну заднюю передачу. Для правильного переключения между ними водителю необходимо знать следующее:

  • Педаль сцепления. Выжав данную педаль до отказа, в коробке передач срабатывает специальный механизм, после чего водитель может спокойно переключаться с одной скорости на другую, используя ручку переключения передач. Если же на педаль сцепления нажимать кое-как, то скорости будут переключаться с характерным скрежетом и хрустом, что в последствии может привести к поломке МКПП.
  • Нейтральная передача. Если включить нейтральную передачу при работающем двигателе, то крутящий момент от последнего не будет передаваться на колеса, а значит машина не сдвинется с места. После переведения рычага в нейтральное положение можно спокойно переключиться на любую передачу.
  • Вторая передача. В большинстве случаев первая передача используется исключительно для трогания с места, а вот вторая является своеобразной «рабочей лошадкой». Активировав ее, можно легко съехать с крутого склона или уверенно лавировать в плотном потоке городского транспорта.
  • Задняя передача. Эта передача отличается от других скоростей в механической коробке передач. Она имеет наибольший диапазон работы. Выбрав ее, вы сможете разогнаться быстрее, чем на первой передаче. Однако ездить на задней долгое время не рекомендуется, так как это может привести к поломке МКПП.

Заметим, что для каждой скорости предусмотрен свой максимальный крутящий момент, достичь который можно с помощью педали газа. Управляя машиной с МКПП, вы будете чувствовать каждую скорость, что не только добавляет драйва, но и способствует лучшему контролю над автомобилем.

Шаг второй: расположение скоростей передач

Так как во время езды необходимо быть полностью сфокусированным на дороге, то, пересаживаясь на механику, водителю необходимо запомнить расположение всех передач, указанных на ручке переключения.

Для новичков рекомендуется обратиться к опытным водителям и, сев на место переднего пассажира, со стороны понаблюдать, как синхронно нажимать педаль сцепления и переключать передачи. Так же стоит обратить внимание, на каких скоростях водитель переключается с одной передачи на другую.

Вероятно, что первые дни за рулем автомобиля на механике вы все равно будете искать глазами рычаг коробки передач и вспоминать какое его положение соответствует той или иной скорости. Со временем это пройдет, и вы научитесь переключать передачи машинально.

Также новичкам свойственно ошибаться при выборе оптимальной скорости для переключения с одной передачи на другую. Здесь важно не суетиться, стараясь ориентироваться на звук мотора. Так, при включении слишком высокой передачи обороты двигателя будут низкими, а машина не захочет набирать скорость.

В это случае необходимо переключиться на более низкую передачу. Если же обороты двигателя очень большие, то вы едете на заниженной передаче, и для разгрузки трансмиссии стоит перейти на более высокую.

При наличии в автомобиле тахометра (указывает количество оборотов двигателя), водитель может переключать скорости ориентируясь на его показатели. Конечно, каждая модель по своему индивидуальна и требует особого порядка переключения передач, однако в большинстве случаев переходить с одной скорости на другую можно при достижении отметки в 3 000 об/мин.

Переключаться с одной скорости на другую можно и с помощью спидометра. Так, первая передача подходит для езды со скоростью от 1 до 25 км/ч, вторая — от 25 до 50 км/ч, третья — от 50 до 70 км/ч и т.д. Впрочем, это далеко не точные значения, и чем мощнее у вас автомобиль — тем сильнее будут отличаться эти диапазоны в сторону увеличения.

Шаг третий: запуск двигателя

Перед тем как завести мотор автомобиля с механической коробкой передач необходимо сначала выжать педаль сцепления и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение. Категорически запрещается включать двигатель машины при включенной передаче, так как это приведет к неконтролируемому движению транспортного средства, что создаст потенциально опасную ситуацию.

Запустив двигатель, дайте ему время прогреться. Заметим, что в холодное время года для прогрева замерзшего в трансмиссии масла рекомендуется удерживать педаль сцепления в течении нескольких минут после включения нейтральной передачи.

Шаг четвертый: правильное использование педали сцепления

Сцепление является важнейшим механизмом, позволяющим плавно переходить с одной передач на другую. Как уже отмечалось выше, чтобы не допустить поломку МКПП, педаль сцепления нужно всегда выжимать полностью. Нажимать на педаль стоит исключительно левой ногой, а правую использовать для нажатия на педали газа и тормоза.

Первое время начинающим водтелям сложно идеально отпускать сцепление после переключения скоростей, однако со временем вы приобретете необходимый опыт. Ну а на первых порах новичкам рекомендуется плавно отпускать сцепление. Это позволит почувствовать, когда крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.

Если педаль сцепления нажата не до конца, то рекомендуется избегать ненужных ускорений. Также не стоит оставлять педаль сцепления нажатой более чем на две секунды, поэтому даже на светофорах используйте нейтральную передачу.

Шаг пятый: грамотная координация действий

Чтобы научиться ездить на механике необходимы хорошо слаженные и скоординированные действия. Для примера разберем процесс переключения для 1-ой и 2-ой передач. Для начала вы должны выжать педаль сцепления до упора, после чего переключить ручку скоростей на первую скорость.

Затем необходимо плавно отпустить педаль сцепления, при этом медленно нажимая на педаль газа. Когда педаль сцепления будет где-то в середине своего хода, вы почувствуете, как крутящий момент начнет передаваться от двигателя на колеса.

Полностью отпустив педаль сцепления вы можете разогнаться где-то до 25 км/ч, после чего потребуется переключиться на вторую передачу. Для этого потребуется вновь выжать педаль сцепления до конца, перевести ручку скоростей на вторую передачу и плавно, не отпуская педаль сцепления, прибавить газу.

Шаг шестой: Дауншифтинг

Дауншифтинг (от англ. downshifting) — это переход на пониженную передачу. С его помощью вы сможете не только замедлить автомобиль, но и выбрать наиболее подходящую для движения скорость.

Переключение на пониженную передачу можно использовать в случаях, когда необходимо снизить скорость, при этом не прибегая к педали тормоза (например, на мокром или обледеневшем дорожном покрытии). В этом плане механическая трансмиссия гораздо безопаснее автоматической, так как она предоставляет водителю полный контроль над транспортным средством.

Для примера разберем ситуацию, когда с помощью дауншифтинга можно остановить машину, движущуюся со скоростью 70 км/ч:

  1. Необходимо нажать на педаль сцепления и переключить коробку на 3-ю скорость, при этом переместив правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
  2. Чтобы избежать работы двигателя на высоких оборотах, следует плавно отпустить педаль сцепления.
  3. Перед остановкой автомобиля необходимо еще раз выжать сцепление.
  4. Не стоит включать первую скорость в качестве пониженной передачи.

Используя подобный метод можно остановить автомобиль гораздо быстрее и безопаснее, чем при использовании педали тормоза.

Шаг седьмой: Задняя передача

При включении задней передачи стоит быть особенно осторожными. В случае неправильного включения рычаг переключения передач может выскочить, поэтому категорически запрещается включать заднюю скорость до полной остановки автомобиля.

Заметим, что у некоторых автомобилей с МКПП для включения задней передачи требуется сначала нажать специальную кнопку на рычаге коробки. Также стоит помнить, что задняя передача рассчитана на достаточно высокий диапазон работы, а значит во избежании резкого набора скорости на педаль газа нужно нажимать плавно, без лишних усилий.

Шаг восьмой: трогаемся в горку на механике

Из-за рельефа местности в мире практически не существует идеально ровных дорог, поэтому автомобилисту приходится раз за разом заезжать на склоны, а затем спускаться с них. Если не пользоваться тормозами, то при остановке в таких местах автомобиль просто будет скатываться с горки или под горку. Трогаться на наклонных дорогах также заметно сложнее, поэтому лучше заранее потренироваться в знакомой для вас местности.

Остановившись во время подъема на склоне и поставив машину на ручной стояночный тормоз, перейдите на нейтральную передачу. Далее вам необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу.

Плавно отпуская сцепление и нажимая педаль газа, в какой-то момент вы почувствуете, что машина пытается тронуться. В этот момент необходимо убрать ручник и чуть добавить больше газа, чтобы начать уверенное движение на подъем.

В дальнейшем необходимо будет отказаться от использования ручника, трогаясь в гору с помощью быстрого переноса ноги с педали тормоза на акселератор.

Шаг девятый: Парковка

Припарковавшись и заглушив мотор автомобиля, необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу. Это защитит ваш автомобиль от скатывания. В качестве дополнительной страховки также можно поднять рычаг стояночного тормоза (если ручник электронный, то необходимо нажать на кнопку).

Запомните, что вернувшись в автомобиль вы должны сначала переключить передачу в нейтральное положение и только потом заводить мотор.

Шаг десятый: Практика

Многие новички, которые только получили права, боятся садиться за руль автомобилей с механикой, считая их управление сложным и запутанным. Чтобы побороть этот страх рекомендуется попрактиковаться на специальных площадках. Отсутствие других автомобилей позволит не торопясь разобраться с нюансами управления машиной с механической трансмиссией.

Уже после пары таких занятий вы почувствуете в себе уверенность, после чего можно будет пробовать попрактиковаться на дорогах общего пользования. Делать это рекомендуется ранним утром или поздним вечером, когда движение на дорогах не столь интенсивное.

Заключение

На данный момент среди молодого поколения автомобилистов бытует мнение, что механическая трансмиссия морально устарела и не так комфортна, по сравнению с автоматом. Это не совсем так.

Механика по-прежнему является одной из самых надежных трансмиссий, и несмотря на некоторое снижение комфорта вождения взамен она предоставляет полный контроль на автомобилем. Именно поэтому многие спортивные модели до сих пор оснащаются исключительно МКПП.

Автомобиль — самое популярное в современной жизни средство передвижения. Однако езда на современных авто требует определённых навыков, которые приобретаются на курсах вождения (как правильно трогаться на "механике", например). Опытные эксперты-преподаватели посвятят вас в премудрости таинства укрощения стального коня.

Коробка-"автомат" - это просто

Учитывая современные тенденции мирового автомобилестроения, все больше машин, которые попадают к нам на рынок, оснащены автоматической коробкой передач. Такое техническое устройство в значительной мере упрощает весь процесс - от обучения до вождения.

Водителю не нужно осваивать сложные комбинации переключения рычагов и педалей, как это происходит в случае с механической коробкой. Он может полностью сосредоточить свое внимание на более важных аспектах обучения: ситуации на дороге, чтении знаков движения и т. п. Поэтому довольно большой процент современных потребителей покупает автомобиль именно с автоматической коробкой передач, чтобы не учиться, как ехать на "механике".

Коробка-"автомат" - это недешево

Но здесь нужно учитывать несколько малоприятных в финансовом плане нюансов. Во-первых, изначальная стоимость такой машины существенно больше по сравнению с точно такой же, но оснащённой механической коробкой передач. Причем уровень комфортабельности такого автомобиля может отличаться только этим моментом. Во-вторых, факт наличия в вашем авто автоматической коробки существенно отразится на показателях расхода топлива. И как бы вас ни убеждали в автосалоне в обратном, ссылаясь на современные топливные системы, все равно посещать бензоколонки вы будете намного чаще владельцев аналогичных машин на "механике".

Поэтому если вы хотите сэкономить на первоначальной цене, которую предстоит заплатить в автосалоне, и не нести дополнительных расходов на топливо в процессе эксплуатации, лучше остановиться на варианте авто с механической коробкой передач. Тем более что понять, как быстро трогаться на "механике", не так уж сложно.

"Механики" бояться - за рулем не сидеть

Многих пугает возможная сложность управления таким автомобилем. Попытаемся рассмотреть и развеять основные страхи, связанные с "механикой".

Самый сложный процесс, связанный с осваиванием механической коробки, заключается в моменте начала движения. "Как научиться трогаться на механике?" - в панике думают будущие водители, и выбирают машину с "автоматом".

Новичкам действительно довольно сложно научиться контролировать свои руки и ноги одновременно. А именно эти движения нужны, чтобы начать движение. Не стоит забывать и про дорожную обстановку, ее тоже необходимо контролировать, одновременно нажимая педали и переключая селектор коробки передач.

Шаг первый: помним о сцеплении

Итак, как научиться трогаться на "механике"? Начнём с запуска двигателя. Перед включением зажигания крайне важно убедиться в том, что ручка переключения передач находится в нейтральном положении. Для этого необходимо отжать крайнюю левую педаль, которая называется сцеплением, до упора. После этого правой рукой переведите кулису в нейтральное состояние.

Никогда не пытайтесь "поставить на нейтралку" с неотжатым сцеплением. Это может серьезно повредить коробку передач. Ваша левая нога практически всегда должна быть готова нажать на эту педаль. В этом заключается сущность управления механической коробкой.

Шаг второй: включаем передачу

Вы завели двигатель, и теперь готовы начать движение. Комбинация, которую вы проделываете затем, довольно проста. Левая нога выжимает педаль сцепления до упора, при этом правой рукой вы включаете первую передачу.

Желательно, чтобы в этот момент левой рукой контролировался руль вашего автомобиля. Итак, вы включили первую передачу. Напомним, что схема включения, как правило, расположена на рычаге переключения. Чтобы усвоить, как правильно трогаться на "механике", неплохо потренироваться включать передачи без включённого двигателя, доведя это действие до автоматизма.

Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать

Передача включена, левая нога отжала сцепление. Следующее действие - постепенное отжатие педали сцепления. При медленном и плавном ходе отжимаемой педали автомобиль начинает медленное движение. В этот момент вы получаете ответ на вопрос о том, как плавно трогаться на "механике".

Здесь все зависит от настройки механизма сцепления конкретного автомобиля. Как правило, сцепление "подхватывает" в самом начале или в середине хода педали.

Когда автомобиль начал движение, правой ногой необходимо начинать нажатие педали газа. Именно начинать - это не случайная описка. В отличие от педалей сцепления и тормоза, педаль газа довольно чувствительна, и резкое ее нажатие может привести к остановке мотора. Поэтому правой ногой необходимо постепенно увеличивать обороты двигателя, а левой все больше отжимать педаль сцепления.

Ни в коем случае при начале движения нельзя резко бросать педаль сцепления. Это тоже может привести к незапланированной остановке двигателя или неприятным рывкам. Именно эти рывки, как правило, вызывают опасения у новичков, которые не знают, как правильно трогаться на "механике".

Согласованная работа обеих ног при нажатии педалей газа и сцепления является залогом плавного движения с места. Руки после переключения селектора КПП должны находиться на руле, а внимание быть сосредоточено на лобовом обзоре или зеркалах.

А как остановиться?

Когда вы освоите, как правильно трогаться на "механике", вспомните о торможении. В этом случае задействованы педали сцепления и тормоза. Для того чтобы остановить автомобиль, его надо снять с текущей передачи. Это достигается нажатием педали сцепления и переводом правой рукой селектора КПП в нейтральное положение. Потом следует нажать педаль тормоза. Если возникнет потребность в экстренном торможении, то его можно осуществить путем одновременного нажатия педалей сцепления и тормоза.

В зарубежных странах преобладают легковые машины с автоматической коробкой и там навыки вождения автомобилей на МКП практически утеряны. Но в России желающих научиться водить машину на механической коробке передач по-прежнему много, потому авто на механике:

  • имеют меньшую стоимость;
  • более мощные по сравнению с машинами, у которых автоматическая коробка передач.

К тому же многие водители предпочитают ездить на механике, потому что эта коробка передач позволяет лучше чувствовать автомобиль и быстрее реагировать на разные ситуации на дороге. Также водитель сам может регулировать расход топлива. Ну и еще один немаловажный повод научиться ездить на механике – только от вождения машины на МКП можно почувствовать настоящий драйв.
При поломке ремонт МКП обойдется дешевле, чем ремонт автоматики.

В чем особенности управления авто с МКП

Навыки правильного переключения скоростей при пользовании авто с АКП должны быть выработаны до автоматизма. Их помогут получить профессиональные уроки вождения на механике для начинающих.

В машинах с МКП нет сложной электроники, выравнивающей скорости вращения шестерней на валу, но есть педаль сцепления. Она отключает трансмиссию для того, чтобы водитель мог поставить рычаг передач в нужную позицию и изменить скорость.

Большинство авто имеют 4-5 скоростей и заднюю передачу. Рассмотрим, для чего они необходимы.

  1. «Нейтралка». Это позиция переключателя, при которой крутящий момент не передается на колеса. В этом положении машина не может начать движение, даже если нажать педаль газа.
  2. Первая. Она предназначена для того, чтобы автомобиль мог двинуться с места. На этой скорости можно разогнаться до 20 км в час. Ее включают при вхождении в повороты, подъеме на крутую гору, при выполнении маневров в небольшом пространстве. Расход топлива на этой скорости — максимальный.
  3. Вторая является переходной. Ее включают при спуске с горки, маневрировании в пробках на дороге. Также она является переходной к другим скоростным передачам.
  4. Третья, четвертая и пятая передачи позволяют разогнать автомобиль до нужной скорости на дороге.
  5. Задняя — необходима для разворотов и парковки. Включать ее нужно осторожно, потому что автомобиль с включенным реверсом разгоняется быстрее, чем на первой передаче.

Как научиться ездить на механике с нуля. С чего начать обучение

Для того, чтобы хорошо водить машину с МКП, расположение скоростей надо помнить с закрытыми глазами. На дороге вам будет некогда подсматривать на рычаг переключения скоростей. Самоучитель вождения автомобиля даст вам хорошие подсказки, но без практических занятий закрепить навыки будет трудно. Также мы подскажем, с чего начать практические занятия.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Не переживайте, если первое время вам придется мысленно представлять коробку передач, чтобы не глядя переключить рычаг. Через пару месяцев навыки закрепятся, и вы сможете это делать автоматически.

Еще один вопрос, который интересует тех, кто хочет научиться ездить на машине с МКП: «Когда переключать одну передачу на другую?»

Чтобы точно знать, когда поставить рычаг на более низкую скорость, или на более высокую, нужно прислушиваться к оборотам двигателя. Когда вы слышите частые обороты, то переключайте на высокую скорость. Если обороты пониженные и при надавливании на газ машина не разгоняется, нужно поставить рычаг на меньшую передачу.

Если на панели приборов у вас есть тахометр, то можно ориентироваться на его показатели. Переключать передачу на повышение можно, когда обороты двигателя станут 3000 за минуту.

При повышении скорости на 20 км/ч нужно задействовать новую передачу. Но это правило подходит не для всех автомобилей. Если у машины мощный мотор, то повышение передачи может происходить при увеличении скорости на 30 км/ч.

Правильно ездить на механике поначалу немного трудно, но потом вы сможете это делать легко и свободно. Надеемся, наши уроки вождения на механике вам обязательно пригодятся. Кроме этого не забывайте учить правила дорожного движения.

Уроки вождения для начинающих на механике

  1. До поворота ключа, вдавите педаль сцепления до упора и переведите рычаг скоростей МКП на «нейтралку». Только не запускайте двигатель с включенной скоростью, чтобы машина не начала двигаться неожиданно и не случилось аварии.
  2. Поверните ключ и подержите пару минут сцепление нажатым. Это нужно сделать, чтобы силовой агрегат прогрелся.
  3. При выжатом сцеплении поставьте переключатель на первую передачу. Плавно отпускайте педаль сцепления, пока не услышите, что обороты двигателя начали снижаться. С этого момента также плавно жмите педаль газа, чтобы машина пришла в движение. Начало движения автомобиля с механической коробкой передач может произойти рывком, если отпустить сцепление слишком быстро. Если не нажать вовремя педаль газа, то двигатель заглохнет.
  4. Если вы все сделали правильно, то машина двинулась с места. Когда автомобиль разгонится до 15 км/ч, выжмите сцепление и переключитесь на вторую передачу.

Важно: Чтобы при включении передач не было слышно скрежета и хруста, означающего, что идет трение шестерен, обязательно до упора выжимайте сцепление. Начало вождения всегда начинается с выжатого сцепления.

Урок 2. Теория вождения — как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач

В разделе «Езда на механике для чайников» можно встретить такой совет: если ситуация требует неотложной остановки, можно правой ногой нажать педаль тормоза, затем когда скорость будет снижаться до 10 км/ ч, и машина начнет трястись, нужно выжать педаль сцепления и переключиться на «нейтралку». Самоучитель по вождению для начинающих утверждает, что когда навыки вождения достигнут автоматизма, вы будете нажимать тормоз при выжатом сцеплении и нейтральной скорости.

Существует еще один способ торможения для механической коробки передач, который водители называют термином «дауншифт». Этот способ позволяет остановить автомобиль плавно.

Для этого нужно сделать такие манипуляции:

  1. Начинайте понижение скорости, когда автомобиль проезжает 70 км/ч.
  2. Выжмите сцепление и переключите рычаг скоростей на третью передачу.
  3. Когда скорость снизится на 20 км/ч, выжмите сцепление и переключитесь на 2 передачу.
  4. На второй скорости останавливайтесь с помощью плавного нажатия тормоза, выжав сцепление. Первую передачу, как понижающую, не включайте.

    Посетив автодром, вы сможете попробовать оба способа на практике.

Урок 3. На каких оборотах правильно переключать передачи при езде – подробная инструкция

Каждая передача рассчитана на определенную скорость движения, задаваемую оборотами двигателя.

Примерные границы скоростей для каждой передачи представлены в таблице

Передача Минимальная скорость, км/ч Максимальная, км/ч
Первая 0 40
Вторая 10 60
Третья 30 90
Четвертая 50 мах

Чтобы разогнать машину до определенной скорости нужно переключать передачи на механике по нарастающей.

Рассмотрим пошагово, как разогнать автомобиль до 60 км/ч. подразумевается, что машина наберет это значение на четвертой передаче.

  1. Начните движение на 1 передаче и разгонитесь до 20 км/ч.
  2. Переключите рычаг на 2 передачу и разгонитесь до 40 км/ч.
  3. Переключитесь на третью, и наберите 60 км/ч.
  4. Переключитесь на 4 передачу.

Так вы обеспечите в каждом режиме правильную работу двигателя. Его обороты на каждом этапе будут приблизительно в одном диапазоне. Если водить машину правильно, то можно сэкономить топливо.

Урок 4. Правила парковки на авто с МКПП. Краткая инструкция

  1. Заглушите мотор.
  2. Нажмите до упора сцепление и поставьте рычаг на первую передачу. Так вы обезопасите свой автомобиль от скатывания. Только не забывайте потом, поставить рычаг на «нейтралку» до включения двигателя.
  3. Включите стояночный тормоз (ручник).

Быстро научиться водить машину на механике получится, если отрабатывать навыки вождения ежедневно.

Урок 5. Правила пользования ручником в ситуации с подъемом на возвышенность на автодроме

На крутом подъеме дороги новичкам сложно удерживать автомобиль от скатывания назад вначале движения. В этой ситуации действовать надо так:

  1. Включите ручник и поставьте рычаг МКП на «нейтралку».
  2. Нажмите сцепление, включите первую передачу и положите ладонь на рычаг ручника.
  3. Плавно отпускайте сцепление и когда обороты двигателя начнут снижаться, снимите авто с ручника и нажмите на газ.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Если отпустить ручник раньше положенного времени, то машина покатится назад. В этой ситуации, не забывайте плавно отпускать сцепление и добавлять газ. Машина сначала остановится и начнет движение вперед.

Часто из-за незнания тонкостей эксплуатации машин с механикой новички попадают в неприятные ситуации на дороге, подолгу не могут завестись или внезапно глохнут на светофоре, чем вызывают неодобрительные возгласы едущих позади водителей. Недовольные водители яростно сигналят, из-за чего новичок ещё больше входит в ступор и теряется. Чтобы подобных ситуаций не возникало, достаточно досконально изучить, как правильно ездить на механике и довести все действия до автоматизма.

Преимущества и недостатки

Так как ездить на механике до сих пор предпочитают многие водители, стоит рассмотреть ключевые особенности и преимущества данной трансмиссии, а именно — почему они до сих пор пользуется столь высоким спросом. Механическая КПП относится к виду трансмиссии, которая предполагает активацию необходимых передач вручную водителем с учётом особенностей дальнейших действий, а также текущих условий езды. То есть механика предназначается для ручного определения направления и регулировки диапазона скоростей.

Кроме задней и нейтральной встречается от 4 до 7 ступеней, а ключевая особенность заключается, собственно, в наличии сцепления, а автоматика ограничена лишь педалью газа и тормоза. Именно при нажатии на соответствующую педаль становится возможным переключение скоростных режимов.

ТС с МКПП обладают следующими неоспоримыми преимуществами, которые отмечают многие водители в ходе эксплуатации:

  • повышенный КПД, более высокая динамика;
  • проходимость существенным образом улучшена;
  • возможность запуска агрегата «с толкача»;
  • доступна буксировка ТС на любые дистанции;
  • диапазон вариаций езды более разнообразен;
  • высокий уровень надёжности;
  • простота обслуживания;
  • ремонтные работы обходятся не так дорого.

Так как водить машину с механической коробкой передач нравится не всем, без недостатков не обошлось, поэтому придётся рассмотреть и эту сторону медали:

  • использование повышенных или пониженных оборотов для передвижения приводит к снижению ресурса силового агрегата;
  • неграмотное обращение со сцеплением и ошибки в переключении передач приводит к повышению вероятности поломки самой КП;
  • постоянная необходимость контролировать положение педали сцепления и переключать скоростные режимы приводит к повышенной усталости водителя, особенно, когда речь идёт о поездках на длительные расстояния;
  • новичкам достаточно сложно разобраться со сменой передач и довести данный процесс до автоматизма.

МКПП с 5 и 6 ступенями наиболее распространены. Основное предназначение рычага представлено обеспечением взаимодействия коробки передач с мотором. Порядок расположения педалей во всех ТС с механикой одинаковый.

  1. Сцепление – крайняя левая педаль, передающая крутящий момент между мотором и колёсами. Данная педаль активируется во всех ситуациях изменения скоростного режима, для чего она выжимается до упора и затем планомерно отпускается. Данная педаль идентична нейтралке, если она отжата, поскольку разрушает связь между мотором и колёсной системой ( , читайте в статье нашего автора).
  2. Тормоз – центральная педаль, обеспечивающая торможение посредством прижатия колодок к барабанам тормозной системы и дискам.
  3. Газ – педаль, регулирующая подачу топлива за счёт закрытия и открытия дроссельной заслонки. Располагается справа. Отпускание акселератора провоцирует падение скорости.

Величину скорости, на которой необходимо осуществлять переход на очередную передачу, определяют мощностные показатели транспорта.

Инструкция по управлению авто с МКПП

Рассмотрим основные аспекты, о которых должны знать новички.

Как трогаться на МКПП

Поскольку правильно трогаться на механике не каждому удаётся с первой попытки, первостепенно стоит рассмотреть конкретно этот аспект.

  1. Предварительно настройте зеркала и водительское кресло так, чтобы вам было комфортно.
  2. Рычаг должен быть на нейтралке, заведите мотор путем поворота ключа.
  3. Нажмите на тормоз и выжмите сцепление, выберите первую ступень.
  4. Перенесите ногу на газ, параллельно отпускайте понемногу сцепление.
  5. Начинайте дозировать тягу посредством газа, пока ТС не начнёт уверенно двигаться без подергиваний. Так как трогаться на механике для новичков сложно, не всегда удаётся сразу добиться плавного движения.
  6. Уберите ногу со сцепления и продолжайте стабильно нажимать на газ, чтобы набрать скорость.
  7. Как только требуемый скоростной диапазон будет достигнут, отпустите газ и снова перенесите ногу на сцепление, после чего активируйте вторую передачу. Теперь сцепление можно отпускать не так плавно и аккуратно.
  8. Отсутствие рывков и толчков со стороны автомобиля будет свидетельствовать о том, что вы правильно выбираете необходимую передачу (почему , читайте в материале нашего автора).

Повышенные передачи

Так как переключить передачи на механике требуется на этапе набора скорости, последовательность действий водителя будет выглядеть следующим образом:

  1. Переключение передач на механике следует начать с ослабления газа и стремительной активации сцепления.
  2. Переведите рычаг на нейтралку и активируйте следующую передачу.
  3. Нажмите на газ, сцепление по прежнему стоит отпускать плавно.
  4. Переход на дальнейшие скоростные режимы реализуется по тому же принципу.

От скорости движения напрямую зависит скорость выполнения данных действий.

Пониженные передачи

Чтобы понять, как правильно переключать передачи с целью снижения скоростного режима, стоит ознакомиться со следующей инструкцией:

  • притормозите до оптимальной скорости путем плавного отжатия газа и полностью выжмите сцепление;
  • активируйте более низкую передачу после установки рычага на нейтралку;
  • убирать ногу со сцепления следует плавно, после чего можно позволить себе добавить газ.

Тогда как переключать скорости на механической коробке передач, пропуская несколько положений при повышении скорости новичкам строго запрещено, делать то же самое при снижении скоростного режима вполне допустимо.

Чтобы уметь вовремя остановится и не создавать предпосылок для аварийной ситуации, следует понять, как правильно тормозить на механике. Разные способы подходят для отдельных погодных и дорожных условий:

  1. В дождливую погоду, во время гололёда или горке отпустите педаль газа и плавно жмите на тормоз. Практически перед остановкой поставьте ногу на сцепление и переключите рычаг КПП на нейтралку.
  2. Стоит научится пользоваться и другим способом, используемым при благоприятных погодных условиях. Отпустите газ и нажмите на сцепление до пола, после чего начинайте плавно выжимать тормоз, пока ТС полностью не прекратит движение. Активируйте нейтральное положение и отпустите все педали. Активируйте функцию ручного тормоза, даже если уходите из машины на пару минут.
  3. Чтобы научиться притормаживать, отпустите газ, опять же плавно, и слегка надавите на тормоз. Ничего не делайте со сцеплением, если переключение на более низкий скоростной режим не входит в ваши планы.
  4. Так как тормозить двигателем на механике в некоторых случаях более целесообразно, необходимо освоить и этот подход. К таким случаям относится движение по склону. С высокой ступени необходимо спуститься на более низкую. Снижение скорости произойдёт сразу, даже если не притрагиваться к педали газа, поскольку активируется движение на холостых оборотах. Выбирайте следующий более низкий скоростной режим. Давить на газ при отпущенном сцеплении вовсе не нужно.

Убедитесь, что на дорожном полотне позади автомобиля отсутствуют помехи, используя соответствующие зеркала. Повернув голову назад, можно с лёгкостью убедиться в том, что в «мёртвых зонах» нет помех, которые вас собьют с толку.

Активируйте сцепление и активируйте заднюю передачу, медленно снижайте давление на педаль сцепления, аналогичным плавным движением давите на газ. Задняя передача требует более высокой тяги (оборотов), помимо этого её следует использовать исключительно при полной остановке ТС.

Недопустимо отпускать педаль сцепления полностью, а дозировка тяги педалью газа должна быть максимально аккуратной, чтобы избежать неожиданных рывков и потери контроля авто. При движении назад не допускаются рывки или внезапные повороты рулём, поскольку такие действия часто приводят к потере управления транспортом и аварии.

Вождение автомобиля с механической коробкой передач происходит с соблюдением определенного алгоритма переключения ручки. Рывки и дерганья машины ломают составные элементы коробки.

Начиная вождение, ознакомьтесь с теорией, узнайте принцип работы механических коробок передач.

У трансмиссии (МКПП) 2 предназначения:

  • передача крутящего момента силового агрегата автомобиля к колесам;
  • регулирование объема тяги, в различных условиях движения.

Вождение машин с механическими коробками подразумевает при переключении передач потерю скорости транспортным средством (движение происходит инерционно). Переключают ручку плавно, без торможения авто.
Управление МКПП расположено в салоне - ручка с правой стороны от водителя. Трогается машина с механикой при первой передаче, потом переключается на вторую, затем водитель руководствуется показаниями тахометра, звуком мотора или собственными ощущениями и в соответствующий момент переключает коробку, обеспечивая скорость выше предыдущей.

Основа работы трансмиссии подразумевает принцип изменения крутящего момента ступенями. Переключая ручку в салоне авто, начинают двигаться шестерни. Ступени характеризуются определенной скорость вращения. Ездить на пониженной передаче при большой скорости чревато поломками механических коробок. Различают четырех, пяти, шести ступенчатые коробки.
Расчет зависимости скорости машин с механикой и выбранной передачей отображают в таблице.

Используя указанные параметры можно управлять ненагруженным автомобилем. В реальности скорость уменьшается в зависимости от сопутствующих факторов.
Первую передачу используют трогаясь с места. Вторую-спускаясь под уклоном и в пробках. Третью - используют по городу, а остальные для загородных трасс.
При нейтральной передаче крутящий момент привода не передается колесам. Работающий двигатель при нейтральной передаче и нажатой педали газа оставляет в статичном положении машины.

Назначение и расположение педалей:

  1. Расположенная слева- сцепление, выжимают в пол (левой ногой), начиная движение машины и переключении скоростей.
  2. Педаль посредине-тормоз. Нажимается правой ногой.
  3. Крайняя правая педаль-газ, функционирует зависимо с педалью сцепления: газ нажимают, отпуская педаль сцепления.

Достоинства МКПП:

  • маленькая масса;
  • удобный ремонт и обслуживание;
  • маленькая стоимость изготовления;
  • отсутствует система охлаждения;
  • выносливость;
  • возможна буксировка машины;
  • плавная езда;
  • демократичное потребление топлива;
  • шанс заниматься экстремальным вождением;
  • в экстренных ситуациях машина заведется «с толкача»;

Минусы МКПП:

  1. шанс перегрузить мотор и коробку;
  2. нельзя постепенно изменять передаточные отношения;
  3. трудно подобрать передачу;
  4. ниже комфорт (чем АКПП);
  5. утомительная езда в городском потоке автотранспорта.

Механическая коробка обеспечивает адекватный режим работы мотора при разных условиях езды. Осуществляется регулировка скорости ручным методом переключения ступеней.

Обязательно посмотрите видео: как правильно трогаться с МКПП:

Водительская поза в авто

«Чайники» пытаются сесть в автомобиль, странными способами: садятся в авто спиной и начинают разворачиваться на кресле, принимая удобное положение для того, чтоб управлять авто.
Подойдите к машине, со стороны водителя, откройте левой рукой дверцу транспортного средства и направьте правую ногу к педали газа, садитесь, плотно закройте дверцу.
Отрегулируйте водительское место, учтите:

  1. Спинка сиденья водителя располагается с маленьким наклоном (угол наклона приближен к 90 градусов).
  2. Спина плотно прилегает к спинке сидения.
  3. Ноги не достают к рулевому колесу.
  4. Водитель наблюдает в зеркалах заднего вида пространство сзади и слева от машины.

Отрегулируйте водительское место, воспользовавшись механизмами на сидении. Ноги свободно достают к педалям и согнуты в коленях. Производить регулировку сиденья при движении машины категорически запрещено. Неправильно выставленное сидение - напряжение позвоночника и локтевых суставов водителя, плюс уменьшение концентрации внимания. Регулировка водительского места выполнена правильно: прислонившись к спинке кресла и переключая передачу, удаленную от водителя, водитель не чувствует дискомфорт.

Начало вождения

Вождение автомобиля с механической коробкой передач начинается с освоения расположения скоростей. Чтоб во время движения транспортного средства выполнять переключение автоматически, не присматриваться к рычагу переключения. Проходят начальный этап обучения с выключенным двигателем, так безопаснее.
Запомнить расположение передач стоит последовательно переключая рычаг коробки в различные положения. Схема расположения передач нанесена на рычаг. Схема отсутствует - посоветуйтесь с водителями, пусть подскажут расположение каждой передачи. Среднее положение (рычаг свободно двигается)- нейтральное.

Научившись переключать ручку коробки, переходите к следующему этапу: совместите переключение скоростей с нажиманием педалей сцепления и газа. Поставьте ручку коробки в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление, запустите мотор и прогрейте до рабочей температуры. Если температура окружающей среды ниже нуля: прогревая двигатель жмите на педаль сцепления. Так ускорится прогрев масла в коробке. Заводите авто при выключенной передаче — чтобы машина не начинала движение бесконтрольно.
Начиная вождение, плавно отпустите педаль сцепления и одновременно нажмите на педаль газа. Чтоб машина не заглохла двигателю необходимо набрать обороты. Увеличивают их нажав на газ (легонько), чтоб не спровоцировать резкий старт. Педаль сцепления во время переключения скоростей не нажимайте дольше 2 секунд.
Научитесь переключать скорость, используя тахометр, или прислушивайтесь к силовому агрегату. Если обороты мотора маленькие и авто не набирает нужную скорость, то переключите на нейтральное положение, затем перейдите на пониженную передачу.

Если обороты мотора очень высокие, включите более высокую передачу. Показания тахометра помогут ориентироваться на обороты двигателя.
Чтоб научиться ездить назад, освойте управление задней скоростью. Включать ее можно остановив автомобиль. При неправильном переключении рычага передача выскочит. На задней скорости коробка очень быстро набирает обороты. Поэтому ездить на ней продолжительное время опасно.

Торможение в разных ситуациях

Останавливаясь на сухом покрытии, не переключайте автомобиль с высоких передач на низкие, снизьте обороты на этой передаче.
Водить авто в дождливую погоду и когда гололед опасно: дорожное покрытие становится скользким. Поэтому при торможении авто нужно переключиться на пониженную передачу, чтоб сбросить скорость. Это позволит контролировать угол возможного заноса машины.
Желаете научиться тормозить на скользкой дороге? : придерживайтесь инструкции:

  • сбросить обороты;
  • отпустить сцепление;
  • переключиться на пониженную передачу;
  • снова выжать сцепление.

Последовательность этих действий приводит к «торможению двигателем», позволяет избежать блокировки колес у машины.

Автомобиль забуксовал в снегу? — воспользуйтесь методом «раскачивания» транспортного средства. Для этого делайте движение вперед на первой скорости, затем включите заднюю скорость и выполните движение назад.

Техника остановки авто на дороге имеющей уклон. Поставьте машину на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу, отпустив ручной тормоз, переключитесь на первую скорость, выжимайте сцепление и трогайтесь с места, отпуская сцепление и одновременно плавно нажимая на газ. Будет момент, когда авто перестанет отъезжать назад, в таком положении можно машину держать на подъеме или холме без использования тормоза.
Чтоб оставить транспортное средство на парковке, остановите мотор, нажмите на педаль сцепления и включите первую передачу. Это позволяет предостеречь авто от скатывания. Можно воспользоваться ручным тормозом. Вернувшись в машину, обязательно переключите рычаг коробки в нейтральное положение.

Для резкого торможения на сухой дороге применяют схему:

  • отпускают педаль газа;
  • нажимают педаль сцепления;
  • нажимают тормоз, чтоб остановить машину;
  • переключаются на нейтральную передачу и отпускают педали;
  • ставят авто на ручной тормоз.

Торможение методом дауншифтинга останавливает машину быстрее, чем использование только педали тормоза. Чтоб воспользоваться такой техникой применяют схему:

  • выжать педаль сцепления и переключиться на третью передачу;
  • поставить правую ногу на педаль тормоза;
  • начать плавно убирать ногу с педали сцепления;
  • перед полной остановкой машины выжимают еще раз педаль сцепления;
  • не пользоваться первой скоростью, как меньшей передачей.

Вождение автомобиля с механической коробкой передач -трудоемкий процесс, тяжелее вождения с АКПП. Приобретя определенные навыки и опыт водитель, освоив принцип работы механических коробок, чувствует автомобиль, он понимает связь между скоростями и коробкой.

  1. Нельзя ездить на нейтральной передаче, при скатывании автомобиля с уклона может произойти блокировка колес и потеря контроля над управлением. Небезопасно водить авто на скользкой дороге.
  2. Подъезжая к светофору, тормозите двигателем, затем включайте пониженную передачу.
  3. При управлении машиной не выжимайте часто сцепление - это вредит выжимному подшипнику, пользуйтесь нейтральным положением рычага коробки.
  4. В зимнее время не оставляйте автомобиль на ручнике: тормозные колодки подмерзнут и авто не тронется с места.
  5. Переезжая лежачего полицейского, уменьшайте скорость вдали от него, а перед самой преградой резко отпустите тормоз.
  6. При движении транспортного средства со стабильной скоростью, не держите левую ногу над педалью сцепления. Это приводит к перенапряжению мышц и непроизвольному нажатию на сцепление, что чревато его поломкой.
  7. Работа мотора нестабильная: нажмите на сцепление и дождаться пока двигатель начнет правильно работать.
  8. Выжимайте сцепление в пол перед переключением передачи.
  9. Зная, что нужно будет припарковать автомобиль на склоне, берите в дорогу кирпич, подложите его под колесо машины и авто не скатится.
  10. Перед включением задней передачи, останавливают транспортное средство.
  11. Начинающие водители при переключении скоростей ориентируются на тахометр. Водить авто нужно с учетом возможной поломки мотора из-за высоких оборотов двигателя.
  12. Автомобиль заглох, не нужно сразу начинать его заводить. Повремените минутку: стартер не перегреется и не разрядится аккумулятор.

Права получены, но нет уверенности в правильном вождении, выберите неперегруженные машинами дороги и потренируйтесь в езде. Вы привыкнете к машине и почувствуете себя уверенно.

Вождение автомобиля с механикой требует терпения и сил начинающего водителя. Растерявшись на дороге и разнервничавшись прижмите авто к обочине, включите аварийку, успокойтесь и продолжите движение.

Начинающему водителю нужно игнорировать хамское отношение других водителей (насмешки и подрезание машин обозначенных знаком ученик).
Вступая в дебаты с хамами во время езды вы рискуете стать участником ДТП, после происшествия придется чинить кузов собственного авто. Начинающему водителю за рулем автомобиля нужно:

  • Быть собранным (отсутствует паника);
  • Быть вежливым по отношению к другим участникам движения;
  • Прислушиваться к работе мотора;
  • Присматриваться к тахометру;
  • Смотреть в зеркала.

Пройдет время и новичок научится правильно пользоваться МКПП. Грамотное управление автомобилем позволяет экономить топливо, плюс дает шанс почувствовать мощь мотора.