Открытый классный час "У народа есть слова: хлеб - всей жизни голова". Классный час " хлеб- всему голова" Классный час хлеб всему голова

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ст.№6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

Классный час по теме: «Хлеб - всему голова»

Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I - III ст№6, специалист II категории

Аннотация к разработке классного часа по теме

«Хлеб - всему голова»
Постоянное изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена . Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношени е к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.

Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.

Классный час

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цели:

Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.

Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».

Ход мероприятия

Звучит песня «Хлеб - всему голова!»

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

1 уч. Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч. В нем - здоровье наше, сила

В нем - чудесное тепло

В нем - земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3 уч. Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим - будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся - это к слезам, подгорит - это к печали, потрескается - жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2уч. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Викторина. Дети, а знаете ли вы…

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор - хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1уч. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2уч. Вот он - румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Чтение стихотворения

Ученик 1: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Ученик 2: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Ученик 3: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Ученик 4: Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Много снега - много хлеба.

Хлеб - всей жизни голова.

Будет хлеб - будет и песня.

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Не будет хлеба - не будет и обеда.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Большой урожай - это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Звучит музыка

Инсценировка стихотворения

Т. Коломиец «Праздник каравая»

Учитель:

К пятиклашкам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становится в середину круга)

Пекаря!

Он не грел на печке бок -

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

(входит пекарь, становится рядом с караваем)

Мельника!

Не молол он чепуху!

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй

Кого хочешь - выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь - выбирай!

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами -

Тягачами, тракторами!

А награда - урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь - Слава урожаю в зернах!

Мельник - Слава караваю на столе!

Хлебопашец - Слава, слава дружным рукам!

Рабочий - Слава, слава труженикам!

Хлеб - это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

А. Морозов

Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»

Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Хлеб, мир, жизнь - самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди - сироты, а земля - страдалица. И наоборот, земля - наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)


Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

(Угощение гостей)

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. - (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! - М., «Детская литература», 1974

4. http :// nsportal . ru / nachalnaya - shkola / vospitatelnaya - rabota /2012/11/22/ klassnyy - chas - na - temu - khleb - vsemu - golova

Разработка внеклассного мероприятия 4 класс

Учитель: Гармашова Светлана Михайловна

Тема: Хлеб – всему голова

Цель:
развивать навыки исследовательской деятельности, умения представлять результаты своего труда;

показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания – хлебом.
рассказать историю происхождения хлеба;
раскрыть его значение для нашего народа;
воспитывать патриотизм, бережливость,
уважение к чужому труду;
расширить кругозор учащихся.

Задачи:
Сформировать у детей представления о том, откуда на столах у людей появляется хлеб: Научить бережному отношению к хлебу.
Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;
Углубить и расширить знание детей о хлебе.
Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.

Учитель: Чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь другу другу, улыбнитесь гостям!
Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Много запахов на свете, всех, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.

Учитель: Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе.

А сейчас я расскажу вам легенду о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие. Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню: Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою, словно голодная! »

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою, князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо: Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.С тех пор хлеб считают святым, данный богом.

Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходила мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

За всю многовековую историю своего развития человечество изобрело две гениальные вещи! Всё остальное – это результат разумного использования этих двух вещей. Без них человек не представляет свою жизнь. Они необходимы ему каждый день. Как вы думаете, что это за изобретения?

(Это, конечно же, хлеб и книга – верные спутники человека).

По древней русской традиции на Руси дорогих гостей встречают всегда хлебом и солью.

Как вы думаете почему?

Это знак уважения и гостеприимства.

Чтец1.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем.

Чтец 2

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель:

Ребята, дома каждая группа вместе с родителями занималась исследовательской деятельностью.Сегодня мы подведём итоги нашего исследования, результатом стала книга, которую мы собрали. И назвали её « Хлеб-всему голова».

1глава называется «История возникновения хлеба»

1-й ученик :

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой


2-й ученик: А в древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба


3-й ученик:

У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.


4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.

Учитель: Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка. И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену.

А теперь следующая глава нашей книги . « Хлеб большим трудом родится ». Слово ребятам, которые проводили исследование по этой теме (выступление ребят 2 группы).

1-й ученик:

Хлеб считается священным продуктом. Это связано с его свойством быстро утолять голод. Более того, тот, кто знает, каким нечеловеческим трудом давался этот самый продукт нашим предкам. Понимает, почему он имеет такой высокий статус среди всех продуктов питания. У народа есть слова « Хлеб - всей жизни голова». А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба? Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет хлеб. Чтоб вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

2-й ученик:

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка

(ученик показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу)

Учитель: А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1 . Хлеб начинается с заснеженных полей,

Где сладко спят зелёные ростки,

Чтобы не скоро, через много дней

Взойти и превратиться в колоски!

Их будет ветер бить, сушить жара.

Дожди их заливают через край,

Но явиться желанная пора

И колос превратиться в урожай!

Чтец 2 . Созревшее зерно грузовики

На элеватор дружно повезут,

А из сухой просеянной муки

Ковриги хлеба пекари спекут.

Чтец 3. И снова отберут отборное зерно,

Что будет ждать распаханной земли,

И скажем мы: «Озимые взошли!»

Вот так родиться хлеб

И белый и ржаной.

И в именины – радость пирога.

Поэтому от хлеба нам с тобой

Крупица каждая должна быть дорога Вы молодцы. Спасибо вам за творческую работу. А я хочу добавить, что в далёкие времена вместо тракториста в поле были пахарь и жнец, вместо мукомола мельник. Сколько труда и надежд вкладывают земледельцы каждый год в хлеб.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

Следующая глава книги « Блокадный хлеб».

На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».

Ученик:

Ногою пинающий хлеб,

Голодных не знающий лет,

Что были лихие года.

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

1-й ученик:

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. . От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода.

2-й ученик:

А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

”125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Физминутка.

Волшебное превращение.

Мы - зернышки. (Присели)

Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).

Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).

Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).

Помололи зернышки в муку (ладошки потерли)Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).

Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, увеличиваемся, руки в стороны).

Вот какой каравай получился.

Учитель: И так открываем следующую главу нашей книги. Она называется « О хлебе насущном – золотые слова!»

Как вы понимаете, золотые слова?(много песен, стихов, загадок и сказок посвятил народ хлебу).

Самые мудрые слова о хлебе- золотые слова заключены в песнях, пословицах и поговорках, загадках и стихах. Многие из них вам знакомы. Ребята следующей группы предлагают вам сейчас вспомнить некоторые из них.

1 .Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной.
Шёл к тебе издалека!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
2 .В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!

Вот он, хлебушко душистый!
Вот он, тёплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
3 .Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В ней земли родимой соки
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём

Ребята приготовили для вас загадки

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.

Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай?

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Семь плугов тащит.

(Трактор)

Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба.

(Элеватор)

Был он зернышком давно -

Смотрит солнышком в окно.

(Каравай)

Учитель: Хлеб всегда и везде – являлся началом всех начал, ”Будет хлеб – будет жизнь”

Не случайно в народе говорят ”Хлеб - всему голова”

Так и называется следующая глава ”Хлеб - всему голова” В этой главе, речь пойдет об интересных традициях, обычаях народа, связанных с хлебом.

1-й ученик:

Хлеб наделяли некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути.

На Руси к хлебу всегда относились с большим почтением. Сам русский царь-государь посылал свежевыпеченные калачи в знак уважения высокопоставленным лицам. Да и в наши дни почетных гостей принято встречать хлебом-солью.

2-й ученик:

Во время свадебной церемонии молодожены клали руки на хлеб

Будем жить в любви и в согласии. Хлеб не простой свидетель, еще и поручитель.

- ”Клянусь хлебом!” – говорит кавказец.

Туркмен не коснется хлеба ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды руками. Уронив кусочек. Тут же поднимет и коснется губами – как бы. Прося прощения.

Множество народов кормится хлебом. И каждый народ возвышает хлеб в своих обычаях, традициях. Соблюдая старинные обычаи, люди как бы обращаются к хлебу на ”Вы”.

Учитель: Следующая глава называется «Хлеб-это здоровье»

1.Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек съедает в сутки 300–500 г. хлеба, при тяжелой работе все 700 г. детям. Подросткам нужно 150–400 г. хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

2. Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень. Для выпекания хлебобулочных изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой диатеза, способствуют укреплению мышц.

Учитель: Мы немало рассказали,

Много нового узнали.

Знаем главные слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Вот так закрылась последняя глава нашей книги. Я думаю, что в нашей книге могут появится новые интересные главы. Вот наша книга (показ книги).

Может ли она ещё кому-нибудь пригодиться? (ответы детей).

Я согласна с вами, проделана большая работа и такая интересная книга, я думаю пригодиться ребятам из других классов, малышам из детских садов.

Рефлексия.

Ребята, наша встреча подошла к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу? Высказать своё мнение вы сможете при помощи фраз. 1 Я расскажу дома…

2. Я унесу с собой…

Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на партах лежат колоски добра. И чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом, давайте и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, добра и любви, сколько есть у нас с вами.(дети добавляют свои колоски в сноп колосьев).

«ГКС (К) ОУ РМ Поводимовская школа-интернат»

Ломшина О.А. Классный руководитель.

Классный час «Хлеб – всему голова».

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.

1. Вступительная часть.

– Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

(Хлеб.)
Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.
Сегодня мы будем говорить о хлебе. (Учитель на доске открывает тему урока).

Как вы понимаете эти слова? («Хлеб - всему голова».)

Хлеб основной продукт питания на столе. Хлеб мы кушаем и во время завтрака, обеда, ужина. Если весь стол уставлен блюдами и не будет хлеба, то человек не насытится. Ведь говорят: «Без печки холодно --- без хлеба голодно».

Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду, когда человек впервые попробовал хлеб.

Слово учителя . Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Ведь для того, чтобы появился хлеб на столе должны потрудиться очень много людей.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.
Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.
Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г ) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.

Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

3.Сценка: «Хлеб святой». Сейчас ребята покажут вам сценку.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь.

А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
4. Рассказ учителя (продолжение).

– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

    Крошки не выкидывайте. Можно отдать их птичкам.

Для приготовления одного батона хлеба нужно использовать 10 000 зёрен. А сколько зёрен нужно использовать для того чтобы накормить всю страну?
5. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
3. Викторина «Мозговой штурм».

В о п р о с ы в и к т о р и н ы:

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

---какой путь проходит хлеб, чтобы оказаться у нас на столе?

( ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД---МАГАЗИН)

    Конкурс «Караваев».

--В течении 3-х минут слепить караваи. (3 человека из разных классов).
Остальные играют в игру «Жок –жок –жок –это пирожок»

Чтение стихотворения, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).
Рассматривание изделий из солёного теста, сделанных детьми.

-Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на хлебозавод брать у всех караваи чудные! Осталось их в печку засунуть и подождать пока они высохнут.

    Частушки.

Говорим и скажем снова

Повторим, как дважды два:

Хлебушек всему основа

И, конечно. Голова.
Сколько рук его растили,

Сколько поту утекло!

В хлебе вся людская сила,

И здоровье и тепло.
Много лет и много зим

Люди наслаждаются.

Основной продукт едим-

Хлебушек всем нравится.
Из пшеницы золотистой

Хлеб уложен горочкой

До чего же он душистый

Хлеб с хрустящей корочкой.
Если пахнет в доме хлебом,

Если вкусен хлебный квас,

Радость будет за обедом,

Хлеб в деревне – просто класс.
Тем, кто хлеб для нас печёт,

И, кто землю пашет,

Уваженье им, почёт

И спасибо наше.

    Ученик.

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!
Слово учителя . И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Воспитатель Редрухина Евгения Евгеньевна

Классный час на тему «Хлеб – всему голова». Цели и задачи:

    познакомить с историей хлеба, формировать представление о том, как делают хлеб, воспитывать чувства бережного отношения к хлебу, любви к Родине,
к людям труда,
    закрепить представление детей о значимости хлеба.
Оборудование: Плакат со словами «Хлеб – всему голова». Ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон.

Ход классного часа.

Учитель. Отгадайте загадку: И пшеничный, и ржаной, Пахнет он землёй родной.(Хлеб) Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово! Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Под звуки песни «Русское поле» (Муз. Я.Френкеля.сл. И Гофф) Слайд 1. В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах. Девочка держит хлеб-соль.Читают стихотворение. Мальчик. Слава миру на Земле! Девочка. Слава хлебу на столе! Мальчик. Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил. Девочка. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем С круглым белым караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Мальчик. С караваем соль подносим, Поклоняясь отведать просим Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! (Вручает хлеб-соль гостям). Учитель. С хлебом связано много обрядов. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; хлеб брали с собой, отправляясь свататься, везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Хлеб – очень ценный продукт. Он имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб? Слайд 2 . - Было это давным-давно. Впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзине зёрнышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными. Так люди обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Слайд 3. - Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зёрна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали ещё одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применил его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зёрна легче отделяются от колосьев. Слайд 4. - Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зёрна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зёрен. Это и было вторым открытием хлеба. Слайд 5. - Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом и аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испёк из него хлеб, тогда он обрёл и родину. Слайд 6 . - Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из простого теста. Слайд 7. - С тех пор прошло много времени. Люди придумали огромное количество рецептов приготовления хлеба. Слайд 8. - На Руси хлеб пекли в русской печи. Слайд 9. - Не раз хлеб спасал людей в тяжёлые времена. В годы Великой Отечественной войны хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. Слайд 10. - В наше время производство хлеба механизировано и автоматизировано. А знаете ли вы, откуда к нам на стол приходит хлеб? Выходят учащиеся, читают стихотворения. Ученик 1. Вот хлеб – высок, румян и свеж. Его ты ежедневно ешь: Орловский, рижский, заварной. Пшеничный любишь и ржаной. Ученик 2. Не забывай же никогда, Какого стоило труда Поднять тугую целину Плугами в трудную весну. Удобрить землю под зерно, Чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если дождь иль град?! Их много - всяческих преград – Преодолеть нам суждено. Ученик 4. Запомни же как дважды два, Народной мудрости слова: «Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит». И если ты не глуп, не слеп, Цени народный, трудный хлеб. Физминутка. Дождик, дождик поливай. Будет хлеба каравай. Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.

Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Слайд 11. Где бы ни был выпечен хлеб, как бы он ни выглядел, это всегда самое уважаемое блюдо на столе, его ставили в центре стола и считали главным блюдом. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова!» Святое дело – вырастить хлеб. Булкина деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях учёных – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони – пшеничные зёрна. Так делает и комбайн: срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, высыпает их в грузовики. Ни одно зерно не пропадает.Потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из неё румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол. Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе? Посмотрите на слайд 12 и выберите те профессии, которые имеют отношение к хлебу. Слайд 12. ( Артист, пианист, токарь, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр , портной , мельник , агроном, врач, селекционер ). Учащиеся называют профессии. Слайд 13. Хлеб надо беречь.Из зёрнышка пшеницы можно получить коло 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен.

Ученик 1. Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели. Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 2. Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны, Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 3. Вот зерно течёт рекой, Чтобы сделаться мукой. Мы говорим: «хлеб» (хором). Ученик 4. Пусть кружится в квашне, Запекается в огне. Мы говорим «хлеб» (хором). Ученик 5. Ешь его, расти и помни: В мире нет труда огромней, Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб. Учитель. Учащиеся нашего класса подготовили пословицы и поговорки о хлебе. Ученики выступают с пословицами и поговорками. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хлеб хлебу брат. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Человек хлебом живёт, а не промыслом. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Без хлеба, без соли худая беседа. Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлебушко – калачу дедушка. Будет хлеб – будет и песня. Хлеб да каша пища наша. Плох обед, когда хлеба нет. Хлеба нет – корочка в честь. Хлеб – дар божий, отец, кормилец. Палата бела, а без хлеба в ней беда. Учитель. Спасибо ребята. А сейчас давайте отгадаем загадки. Учащиеся отгадывают загадки. Загадка 1. Вырос в поле колоском На столе лежит куском. (Хлеб). Загадка 2. Железный нос в землю врос, Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг). Загадка 3. Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю тёплую уйду, К солнце колоском взойду. В нём тогда таких, как я, Будет целая семья. (Зерно). Загадка 4. Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб). Учитель. Молодцы, правильно отгадали загадки. Выходят мальчик и девочка и читают стихотворение. Мальчик. На поле, и в шахте, и в небе От милой отчизны вдали Немыслима жизнь без хлеба, Без хлеба родимой земли. Девочка. В лазоревых лентах колосья Венчают державный наш герб, Хлеб – радость, и счастье, и гордость. Могущество Родины – хлеб! Учитель. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. С детских лет цените и берегите кусок хлеба как самое большое богатство на земле. К хлебу нужно относится с большим уважением. Звучит «Песенка о хлебе» музыка Цитлина, слова Кагановой. Песенка о хлебе.” Музыка Цитлина. Слова Кагановой. Хор. 1. Сеют в поле зёрна раннею весною, А над ними светит солнышко родное, А над ними светит солнышко родное. 2. На ветру весёлом Зашумят колосья, Будет урожайной Золотая осень. 3. И зерно в амбарах Потечёт рекою, И его машины Сделают мукою. 4. На заводе пекарь Хлеб печёт с любовью,
Скажет он ребятам: Ешьте на здоровье” Детей угощают пирогами.