Устройства безопасности механизмов передвижения. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов Как изменить единицы измерения шкалы

КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ

РД 22-28-35-99

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий документ распространяется на рельсовые пути башенных кранов, кранов-лесопогрузчиков (далее - кран) с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН и устанавливает требования к конструкции, устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей.

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на рельсовые пути кранов, используемых в специфических условиях эксплуатации:

В районах вечномерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;

В районах с повышенной сейсмичностью;

В местностях с карстовыми явлениями;

На макропористых просадочных грунтах;

На слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;

На косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;

Непосредственно на конструкциях возводимых объектов;

Над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства рельсовых путей;

На криволинейных участках;

На участках разового перегона крана с одного объекта на другой;

Для стреловых кранов на рельсовом ходу;

При суммарной нагрузке от колес на опоры (рельсы) более 1300 кН, то есть с использованием двух рельсов на одной «нити».

1.3. Требования настоящего документа подлежат выполнению работниками проектных, строительных и эксплуатирующих рельсовые пути организаций.

1.4. Организации, разрабатывающие проекты рельсовых путей, должны иметь лицензию Госгортехнадзора России на право проектирования подъемных сооружений.

1.5. При разработке специальных проектов должны быть учтены требования РД 22-28-35-99 и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации кранов.

1.6. Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсового пути допускается только по рекомендациям головной организации (приложение А).

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. В настоящем РД используются следующие термины и определения:

Рельсовый путь - конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки на основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

Устройство рельсового пути - подготовка, возведение и обустройство рельсового пути.

Нижнее строение рельсового пути - земляное полотно, обеспечивающее заданную несущую способность грунта, и водоотвод.

Верхнее строение рельсового пути - совокупность элементов конструкции пути, укладываемых на земляное полотно, воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на земляное полотно.

Путевое оборудование - устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию крана (тупиковые упоры, выключающие линейки, ограждения, знаки безопасности и др.).

Заземление - электрическое соединение рельсового пути с заземляющим устройством.

Заземляющее устройство - совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

Заземлитель - металлический проводник (группа проводников), непосредственно соприкасающийся с землей.

Заземляющий проводник - металлический проводник, соединяющий заземляемые части рельсового пути с заземлителем.

Водоотвод - сооружение для отвода воды.

Балластная призма - элемент верхнего строения пути, служащий для распределения нагрузок от колес крана через опорные элементы на земляное полотно.

Плечо земляного полотна «а» - расстояние по горизонтали от нижнего края балластной призмы до бровки земляного полотна.

Плечо балластной призмы - расстояние от верхнего края балластной призмы до торца опорного элемента (без учета подсыпки).

Боковое плечо балластной призмы « » - плечо балластной призмы до торца полушпалы или продольной поверхности железобетонной балки.

Торцевое плечо балластной призмы « т » - плечо балластной призмы до продольной поверхности крайней полушпалы или торца железобетонной балки.

Опорные элементы - элементы (шпалы, полушпалы, балки, плиты), служащие для передачи нагрузки от рельсов на балластную призму.

Рельсовая «нить» - рельсы, связанные между собой болтовыми соединениями с накладками, воспринимающие и передающие нагрузки на балластную призму от опор крана на всем протяжении пути.

Старогодные рельсы - рельсы, годные к эксплуатации, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

Тупиковый упор - устройство, предназначенное для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков рельсового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Копир (выключающая линейка) - устройство, обеспечивающее отключение механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей длины пути.

Стяжка - элемент конструкции пути, установленный между рельсовыми «нитями» и обеспечивающий стабильность колеи пути.

Продольный уклон - разность отметок головок рельсов, отнесенная к длине 10 м.

Поперечный уклон - разность отметок рельсов в поперечном сечении пути, отнесенная к колее.

Длина рельсовой «нити» - суммарная длина рельсов.

Рабочая длина пути - расстояние, на которое может беспрепятственно перемещаться вдоль пути кран при работе без наезда на выключающие линейки.

2.2. В настоящем документе использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении Б.

3. КОНСТРУКЦИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Рис. 1. Путь:

а - на деревянных полушпалах; б - на железобетонных балках;

1 - земляное полотно; 2 - водоотвод; 3 - балластная призма; 4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - стяжка; 8 - выключающая линейка; 9 - копир; 10 - упор тупиковый безударного типа; 11 - упор тупиковый ударного типа; K - колея; A - ширина земляного полотна; S - размер опорных элементов (поперек оси пути); a - плечо земляного полотна;  - боковое плечо балластной призмы; h б - толщина балластной призмы;

h - толщина слоя подсыпки балласта; h к - глубина котлована; l - расстояние от края балластной призмы до края дна котлована;  т - торцевое плечо балластной призмы; L - длина рельсовой «нити» пути; L зп - длина земляного полотна пути

Длина пути на период монтажа крана или эксплуатации неподвижно установленного крана (без его перемещения вдоль пути) должна равняться 1,5-кратной величине базы крана, но не менее 12,5 м.

3.1. Нижнее строение пути

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

3.1.1. Протяженность земляного полотна принимается из условия обеспечения рабочей длины пути крана с учетом требований настоящего документа.

3.1.2. Ширина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

A K + S + 2 (a + ) + 3h  ,

Где K - колея, мм;

S - размер опорного элемента поперек пути, мм;

a - плечо земляного полотна (а  400 мм);

 - боковое плечо балластной призмы (  200 мм);

3h  - размер двух проекций откосов балластной призмы толщиной h  , мм.

3.1.3. Длина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

L зп L + 2 т + 3h  ,

Где L - длина рельсовой «нити», мм;

т - торцевое плечо балластной призмы, мм ( т  1000).

3.1.4. Земляное полотно допускается выполнять полностью из насыпного грунта (грунт должен быть однородным с основным или песчаным) либо частично - из насыпного и основного грунта.

3.1.5. Не допускается применять насыпной грунт:

С примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;

В виде смеси недренирующего грунта (глина, суглинок) с дренирующим;

Слоями, где высокодренируюший грунт будет покрыт грунтом с меньшей дренирующей способностью;

В мерзлом (полностью или частично) состоянии.

3.1.6. Плотность грунта, г/см 3 , земляного полотна должна быть не менее:

1,7 - для мелких и пылеватых песков;

1,65 - для супесей и суглинков;

1,55 - для тяжелых суглинков;

1,5 - для пылеватых суглинков и глин.

3.1.7. Расстояние l от края балластной призмы до края дна котлована (см. рис. 1) при устройстве пути у неукрепленного котлована, траншеи или выемки должно быть не менее глубины выемки h к плюс 400 мм, для песчаных и супесчаных грунтов - 1,5 глубины выемки h к плюс 400 мм.

3.1.8. Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003; поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего фунта, должен быть в пределах 0,0080,01 в сторону от возводимого сооружения или котлована.

Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным.

3.1.9. Водоотвод должен располагаться по оси пути или со стороны пути, противоположной возводимому объекту или котловану с уклоном не менее 0,003, и быть включенным в общий водоотвод строительной площадки.

3.1.10. Поперечный профиль водоотвода должен быть трапециевидным глубиной не менее 0,35 м и шириной по дну не менее 0,25 м с откосами:

При песчаных и супесчаных грунтах - 1:1,5;

При остальных грунтах - 1:1.

В условиях повышенной влагонасыщенности грунта сечение водоотвода допускается увеличивать.

3.1.11. Водоотвод допускается не выполнять в районах с засушливым климатом и при наличии песчаных грунтов.

В скальных грунтах допускается устраивать поперечный профиль водоотвода с откосами треугольной формы глубиной не менее 0,25 м.

3.1.12. Допускается выполнять водоотводы с засыпкой высокодренирующим материалом (щебень, гравий, крупнозернистый песок).

3.2. Верхнее строение пути

В состав верхнего строения пути входят балластные призмы, опорные элементы (полушпалы, железобетонные балки), подкладки под рельсы, рельсы и их крепления, накладки и стяжки.

3.2.1. Балластная призма должна устраиваться отдельно под каждой рельсовой «нитью» пути. При ширине колеи пути 4 м и менее балластная призма может выполняться на всю ширину пути.

3.2.2. Для устройства балластной призмы следует применять балластные материалы (балласт): щебень из естественного камня по ГОСТ 7392, гравий, гравийно-песчаную смесь по ГОСТ 7394, крупный или среднезернистый песок. Допускается применять также гранулированные или доменные шлаки с прочностью на сжатие не менее 0,4 МПа (4 кгс/см 2). Характеристики и материалы балластных призм приведены в табл. 1.

3.2.3. Толщина балласта определяется расчетом из условия прочности земляного полотна.

3.2.4. Откосы боковых сторон балластной призмы должны быть выполнены с уклоном 1:1,5.

3.2.5. Верх балластной призмы выполняют в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.

Верх балластной призмы после укладки опорных элементов (полушпал) и рельсов дополнительно подсыпают слоем балласта h не менее чем на 50 мм (см. рис. 1).

Таблица 1

Характеристики балласта


Материал балластной призмы

Крупность частиц

Фракция частиц, мм

Содержание частиц нормального размера, % по массе, не менее

Допуски

Примечание

Максимальный размер частиц, мм

Содержание частиц, % по массе

менее нормального размера

более нормального размера

песка

Щебень из естественного камня

Крупный (нормальный)

25-70

90

100

5

5

-

Частиц размером менее 0,1 5 мм должно быть не более 2 %

Гравий карьерный

-

3-60

50

100

50

5

-

Гравий сортированный

-

3-40

90

60

5

5

-

Песок

Крупный и средний

0,5-3

50

-

50

50

-

Частиц размером менее 0,1 5 мм должно быть не более 10% по массе, в том числе глины не более 3 %

Шлак гранулированный

-

0,5-3

90

-

10

5

-

Частиц размером менее 0,1 мм допускается не более 4 % по массе

Доменный шлак

-

3-60

50-80

80

30

15

Размером до 3 мм 20-50

Таблица 2

Щебеночного под железобетонными балками

Песчаного под железобетонными балками

Щебеночного под деревянными полушпалами

при принятых типах рельсов и земляном полотне из грунта


песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

До 200

120

100

100

100

100

100

150

100

100

130

100

100

300

270

230

250

100

100

От 200 до 225

140

100

100

120

100

100

170

100

100

150

100

100

350

320

280

280

100

100

От 225 до 250

170

140

120

150

100

100

200

150

130

180

100

100

-

370

330

-

100

100

От 250 до 275

250

210

190

200

100

100

-

220

200

-

100

100

-

420

380

-

100

100

От 275 до 300

-

300

280

-

130

110

-

350

330

-

130

110

-

-

-

-

-

-

От 300 до 325

-

430

360

-

150

130

-

530

520

-

210

190

-

-

-

-

-

-

3.2.6. Выбор опорных элементов производят на основе расчета на прочность. При нагрузке от колеса на рельс до 275 кН применяют деревянные или железобетонные полушпалы. При большей нагрузке рекомендуется применять железобетонные балки типа БРП-62.8.3 (рис. 2), допускающие подбивку балластного материала под балкой, или плиты.


Рис. 2. Железобетонная балка типа БРП-62.8.3

Применение других типов железобетонных балок, а также плит допускается по согласованию с головной организацией.

3.2.7. Для пути применяют деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал по ГОСТ 78.

Полушпалы изготовляются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра.

Допускается применение полушпал из бревен с отесанными поверхностями или из деревянных брусьев по ГОСТ 8486 (рис. 3).

Полушпалы должны иметь длину не менее 1375 мм и размеры в соответствии с табл. 3.


Рис. 3. Поперечное сечение деревянных полушпал:

а - обрезная; б - необрезная; в - брус

Таблица 3

Размеры полушпал


Вид полушпал

Тип

Размеры, мм

h

h 1

b

b 1

b 2

Обрезная



180

150

165

250

-

Необрезная



180

-

165

250

280

Брус

-

200

-

-

250

-

Расстояния между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ±50 мм.

3.2.8. К недопустимым дефектам при изготовлении полушпал относятся:

Радиальные трещины по торцу длиной свыше половины ее высоты;

Продольные трещины длиной свыше 150 мм и глубиной более 50 мм;

Поперечные трещины длиной по торцу свыше половины ее ширины;

Сучки в местах опирания подкладок;

Гнилостные пятна размером более 20 мм в местах опирания подкладок и более 60 мм на остальных поверхностях;

Внутренняя гниль;

Червоточины глубиной более 50 мм.

3.2.9. Звенья пути с деревянными полушпалами рекомендуется выполнять инвентарными с креплением торцов полушпал посредством швеллеров в целях повышения жесткости элементов секции звена пути и облегчения перевозки.

3.2.10. Для облегчения разборки пути в зимнее время рекомендуется применять изолирующие многослойные прокладки, укладываемые под полушпалы (балки) таким образом, чтобы прокладки охватывали их нижнюю и частично боковые поверхности.

В качестве прокладок следует применять рубероид, толь, картон или другие материалы, пропитанные битумом, отработанным машинным маслом, нигролом или солидолом.

3.2.11. Рельсы путей (типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 по ГОСТ 7174, Р65 по ГОСТ 8161) должны использоваться новые либо старогодные I и II групп годности в соответствии с классификацией ТУ 32 ЦП-32-561 «Технические условия об использовании старогодных рельсов на железных дорогах широкой колеи», прошедшие проверку и ремонт на рельсосварочных предприятиях Министерства путей сообщения или ведомственных предприятиях.

Предельные значения выбраковки железнодорожных рельсов по вертикальному и горизонтальному износу (рис. 4) приведены в табл. 4.

Таблица 4

Размеры по выбраковке рельсов


Тип рельса

Р43

Р50

Р65

Предельные значения, мм

h 1

133,0

144,5

171,5

b 1

61,0

62,0

63,0

Номинальные значения по ГОСТ, мм

h 0

140,0

152,0

180,0

b 0

70,0

72,0

75,0

Тип рельса должен соответствовать указанному в проекте пути или инструкции по монтажу крана завода-изготовителя.

3.2.12. Под рельсы укладывают металлические подкладки (рис. 5) из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535 толщиной 16 мм.


В строительных и ремонтных работах на смену обычному уровню пришел лазерный. Со временем такой инструмент стал доступен не только профессионалам, но и простым смертным. Если вы интересуетесь покупкой нивелира, то из этой статьи сможете почерпнуть много полезных советов касательно выбора лазерных уровней. Мы предлагаем вам оценить возможности наиболее удачных моделей, вошедших в наш небольшой рейтинг.

Точечный, линейный или ротационный?

Все лазерные уровни в зависимости от конструкции делятся на четыре группы:

  • точечные. В эту группу входит самое простое оборудование, и уже исходя из названия понятно – оно способно строить лишь точки. Самые простые – одну, но их может быть и две, и три. Модели нивелиров такого типа применяются для решения простых задач: разметки под крепления для полок, картин, могут использоваться и при оклейке стен обоями;
  • линейные. Такие устройства проецируют на поверхность линии. Если их две, то они образуют перекрестие. Но таких линий может быть больше и, конечно, с их количеством увеличивается функциональность и стоимость прибора. Часто их называют построителями плоскостей, т.к. с их помощью разметку можно нанести сразу на пол, стены и потолок, сформировав тем самым единое рабочее пространство. Это очень удобно, когда на объекте трудится сразу несколько человек. В данном сегменте находятся уровни профессионального класса, которые могут применяться практически на всех этапах строительства или ремонта. Для большинства людей их польза становится очевидной при облицовке плиткой или отделке гипсокартоном;
  • ротационные. Если приборы линейного типа могут проецировать лучи только на угол в 180°, то ротационные – способны образовать разметку на 360°. Установив такое устройство внутри помещения или на строительной площадке, вы сможете охватить большую площадь, чем при использовании линейных построителей. Эти функциональные уровни стоят дорого и востребованы преимущественно профессионалами.
  • комбинированные. Часто необходимо сочетать функции сразу нескольких типов лазерных нивелиров – так появляются ротационные уровни с возможностью построения дополнительных линий и точек. Неудивительно, что это самые дорогие приборы.

Какие характеристики важны?

По традиции сведем все самые важные параметры в одну небольшую табличку и попробуем описать каждый из них.

Характеристики и возможности лазерных уровней
Критерий сравнения Разновидности Примечание
Температурный диапазон от -10 до +40 °С и от 5 до 40 °С Модели с более узким диапазоном рабочих температур предназначены для работы при положительной температуре. Если же помещение неотапливаемое или объект находится на открытом воздухе, то зимой стоит использовать уровни с более широким диапазоном, захватывающим отрицательные температуры. Последние приборы конструктивно сложнее, поэтому и дороже.
Дальность от 2 до 50 м (без приемника) и до 50-200 м (с приемником) Для работы в помещениях вполне достаточно оборудования первого типа. Оно дешевле и расходует меньше энергии батареи, чем нивелиры, бьющие на 50 м и далее (с приемником лучей). Последние используются сугубо в профессиональной деятельности на больших объектах, например, при строительстве дома и заливке больших площадей.
Точность* отклонение от 0,1 мм/м и больше Самые высокоточные приборы (0,1-0,2 мм/м) применяются в сфере строительства при работе на больших расстояниях, где отклонение в несколько миллиметров может стать катастрофичным. Для отделки подходит техника с точностью от 0,3 мм/м до 0,8 мм/м.
Количество и направление лучей от одного и больше, вертикаль/горизонталь Самое распространенное решение – два луча, образующих перекрестие. Чем больше лучей, тем удобнее разметка. Важно, чтобы производителем была предусмотрена функция работы каждого из лазеров по отдельности.
Тип крепления 1/4″, 5/8″ Определяет резьбу крепления к штативу или держателю. Есть модели с двумя типами крепления. В большинстве случаев можно использовать переходники.
Цвет луча Красный, зеленый Приборы с красным лазером являются наиболее распространенным решением, однако зеленые проекции лучше видны, особенно заметна разница при хорошем освещении. При этом такие устройства дороже, требуют больше электропитания и могут работать только при положительной температуре.
Функциональность Самовыравнивание По умолчанию в обычных моделях перед работой необходимо выровнять устройство по встроенному в него пузырьковому уровню. Функция самовыравнивания или самонивелирования позволяет контролировать ход этого выравнивания с помощью автоматики. Приборы с такой функцией при отклонении от правильного положения более чем на 3-4 градуса подают звуковой сигнал или заставляют лазерный луч мигать. До этих значений он сам выходит на горизонт.
Самоотключение Для экономии заряда батареи нивелир отключается спустя какое-то время.
+дальномер Позволяет не только проводить разметку, но и использовать лазерный луч для измерения длины.

* У любого измерительного оборудования есть предел точности измерения (погрешность). Проверить точность очень просто: достаточно установить прибор на расстоянии 1 м от стены, сделать отметку на линии, потом отодвинуть уровень еще на метр и сделать еще одну. Расстояние между первой и второй отметками не должно превышать паспортного значения.

В наш рейтинг вошли наиболее популярные устройства известных производителей измерительной техники. Здесь нашлось место и простым недорогим приборам, и высокоточным изделиям для профессионального применения. Все цены указаны исключительно для сравнения.

1. DEKO Laser Level – от 660 руб.


Если вас интересует простой и недорогой китайский линейный нивелир, например, для укладки плитки, то можно рассмотреть модель DEKO Laser Level LV-01 с Алиэкспресс. Он строит всего две линии, расположенные под прямым углом друг к другу, т.е. позволяет решать довольно ограниченный круг задач, но ведь это 660 руб!

Крепление возможно как на гвозди или саморезы, так и на штатные присоски. Питание осуществляется от трех элементов АА (в комплекте не идут). Установить правильное положение позволяют два пузырьковых уровня, а наличие встроенного транспортира обеспечивает удобное выставление угла отклонения линии относительно горизонта.

По традиции небольшой обзор от владельца девайса.

2. Ермак 659-022 – от 3000 руб.


Ермак родом из Китая – именно так можно сказать про эту модель бюджетного построителя. Несмотря на то, что устройство пользуется большим спросом, найти в продаже Ермак 659-022 не так-то просто, равно как и подробное описание изделия. Устройство не отличается высокой точностью, поэтому использовать его рекомендуется только в небольших помещениях. По отзывам отделочников желательно еще и проверить качество настройки прибора перед его эксплуатацией.

Учитывайте, что имеющуюся в нем функцию самонивелирования отключить не получится. В указанную стоимость входит штатив, кейс, очки и две батареи АА. С таким прибором можно проводить практически все работы в квартире, начиная выравниванием потолка и заканчивая монтажом полок на стену.

Небольшой обзор от человека, который приобрел этот нивелир для изготовления ниши из гипсокартона.

3. Bosch Quigo II – от 3000 руб.


В первую очередь хочется похвалить производителя за создание этого компактного прибора по более чем приемлемой цене. Не зря его называют карманным построителем, ведь Bosch Quigo II представляет собой куб с гранями 6,5 см и массой всего 250 г. Поставляется в металлической коробке с универсальным креплением. Кстати, сам уровень имеет отверстие с резьбой под 1/4″, т.е. для установки можно использовать практически любой фотоштатив. Энергии для этого малыша хватает от работы двух батареек ААА. Имеется функция самовыравнивания в пределах 4-х градусов, ее можно отключить для решения других задач. Превышение лимита сопровождается световым сигналом.

В общем, must have в любом доме – пригодится и обои правильно поклеить, и с гипсокартоном поработать, и плитку положить. Среди нюансов можно отметить довольно низкую точность, поэтому прибор лучше использовать на небольшом расстоянии от плоскости разметки – чем дальше, тем толще будет линия, и тем хуже ее будет видно. Ну и можно использовать только сразу две линии – отключить одну из них нельзя.

Оценить этот кубик в действии можно по следующему небольшому видео обзору.

4. KaiTian 5 Lines – от 3800 руб.


KaiTian 5 Lines 6 Points – неплохой вариант лазерного построителя плоскостей, который можно заказать на Алиэкспресс с доставкой из Китая. Что можно отметить в первую очередь? Производитель позаботился о комплектации, и в наборе уже имеется удобный компактный кейс, батареи AA (3 шт.), провод зарядки и очки. За такую цену устройство, способное построить 5 линий, – настоящая находка. Вызывает уважение и качество применяемых материалов: внизу – металл, сверху – добротный пластик.

Прибор стоит на ножках, имеет тонкую регулировку и звуко-световую индикацию для уведомления об отклонении от плоскости основания (не более 3 градусов). В нижней части имеется резьбовое крепление на 5/8″.

Учитывая доступную стоимость по сравнению с аналогичными товарами, данную модель на Алиэкспресс заказывают довольно часто. Ниже на видео один из очередных довольных покупателей делится своими впечатлениями.

5. Condtrol MX2 – от 5000 руб.

Интересное решение реализовано в модели Condtrol MX2 с российскими корнями, но китайского производства. Этот компактный прибор строит всего две линии, но чем он по-настоящему хорош, так это работой до 30 часов на двух батарейках АА и пятью различными вариантами креплений: ремешок, саморез, зажим, магнит, штатив. Несмотря на относительно малый угол разверстки луча, его более чем достаточно для ремонта в квартире или небольшом строительстве.

Прибор можно назвать полупрофессиональным, т.к. он допускает использование специального приемника, увеличивающего дальность проецирования. Линии можно строить по отдельности, что также упрощает работу и позволяет экономить заряд. Прочный усиленный корпус, а также возможность устанавливать прибор на штативы 1/4″ и 5/8″ делают этот аппарат поистине незаменимым в наборе инструментов любого мужчины. В стандартную комплектацию входит сумка, переходник крепления, кабельная стяжка и батарейки. Доплатив еще 800-1000 руб., можно приобрести расширенную версию, включающую также штатив, очки, мишень, ремешок и вместо сумки – кейс.

Посмотреть на оборудование в действие и оценить количество возможных способов крепления можно в следующем видео от производителя.

6. ADA 2D Basic Level – от 7000 руб.


Если вы надумали серьезный ремонт, и не планируете тратить на него долгие годы, то существенно ускорить процесс поможет комбинированный нивелир ADA 2D Basic Level. Данное устройство от китайского производителя проецирует всего две линии и отвес, но этого достаточно для полноценной работы в квартире или частном доме. Каждую из линий можно строить по отдельности. Конструкцией предусмотрен пузырьковый уровень для более точного и быстрого предварительного выравнивания устройства, имеется подсветка, что позволяет работать даже в сумерках. Основание поворотное на трех регулируемых ножках.

Прибор оснащен функцией самонивелирования в пределах 3-х градусов (можно отключить). Для крепления на штатив или специальный крепеж предусмотрена резьба на 5/8″. В комплекте кроме самого построителя находится сумка, очки, мишень с магнитным креплением и 3 батареи АА.

Небольшой видео отзыв от владельца, раскрывшего все особенности работы с этим построителем.

7. Bosch PLL 360 – от 9000 руб.


Вращение лазерной головки в ротационной модели Bosch PLL 360 обеспечивает построение горизонтали вокруг прибора. Второй линией можно построить одну вертикаль – этого вполне достаточно для проведения большинства видов строительных и отделочных работ. Устройство оснащено механизмом самовыравнивания в пределах 4 градусов и предназначено для работы при положительных температурах. Речь идет о разметке внутри помещений, т.к. дальность нивелира не превышает 20 м.

Очень популярный вариант среди отважившихся на самостоятельный ремонт и начинающих профи. Для питания нужны 4 батарейки АА. Резьба под штатив – 1/4″. Производитель предлагает две комплектации: 1) с чехлом и держателем; 2) с чехлом и штативом. Комплект 2 стоит дороже в среднем на 600-1000 руб.

Небольшой видео обзор от владельца устройства.

8. KAPRO 888 – от 9300 руб.


Израильский построитель KAPRO 888 подойдет для работы в больших помещениях и на открытых площадках. Защищенный от пыли корпус надежно сохраняет начинку прибора, способную проецировать две вертикали и одну горизонталь. Каждую из линий можно отключать. На одном заряде прибор работает не более 8 часов ввиду большой мощности излучения, питание осуществляется тремя батарейками АА. В комплекте футляр, очки, приспособление для установки на треногу, а также элементы питания и настенный держатель.

Несмотря на минимальный набор функций, его часто используют в своей деятельности профессиональные отделочники, которые ценят такую технику за тонкую четкую линию даже на больших расстояниях.

Ниже небольшой ролик об этом устройстве.

9. ADA Cube 360 – от 10000 руб.


ADA Cube 360 относится к категории компактных профессиональных лазерных нивелиров. Это прибор ротационного типа, способный разметить сразу все помещение по горизонтали и восставить одну вертикальную линию. Среди преимуществ можно отметить обилие функций (самовыравнивание, отключение при бездействии), широкий рабочий диапазон температур, большую дальность и возможность работы в связке с приемником. Прочный корпус с резиновыми прокладками надежно защищает содержимое от ударных и вибрационных воздействий. Он всего лишь в полтора раза больше ранее рассмотренного «кубика» от Бош, но возможности его гораздо шире. Например, он имеет сразу две резьбы крепления на 1/4″. Питание осуществляется стандартными источниками типа АА в количестве 3 штук.

Производитель предлагает сразу четыре комплектации. Самая простая включает только прибор и батарейки (Basic Edition). Можно купить версию с очками, креплением и чехлом, которая обойдется примерно на 500-1000 руб. дороже (Home Edition). Если кроме самого прибора нужен только штатив и чехол, то доплата составит в районе 1000 руб. (Professional Edition). Все ранее обозначенное оборудование, а также кейс – получаем самую навороченную версию, отличающуюся от базовой еще на 2000-3000 руб. (Ultimate Edition).

Небольшой ролик, из которого вы узнаете об особенностях этого прибора.

10. Geo-Fennel – от 28000 руб.


Geo-Fennel FL 250 VA-N – одна из наиболее популярных моделей лазерных нивелиров, применяемых профессиональными строителями и отделочниками. Это устройство ротационного типа, способное строить одну плоскость и точку. При этом можно проецировать либо вертикаль, либо горизонталь (крепление на 5/8″), а также выбирать скорость вращения головки, переключаться в режим наклона или самовыравнивания.

Прибор отличается высокой точностью и самовыравнивается при отклонении на 5 градусов. С помощью пульта можно управлять устройством на большом расстоянии от него. Способен работать как на аккумуляторе, так и на обычных батарейках. В комплект входит прочный и качественный кейс, мишень, пуль дистанционного управления, очки, приемник, крепление на рейку, аккумулятор, зарядка, две батарейки АА.

Каков товар в действии можно посмотреть в следующем ролике.

11. ADA TopLiner – от 30000 руб.


Профессиональный лазерный построитель плоскостей ADA TopLiner 3×360 – это ротационный прибор с тремя вращающимися головками, обеспечивающими проекцию сразу трех линий с разверсткой 360 градусов. Одно это уже является огромным преимуществом перед бюджетными вариантами, а если добавить сюда высокую точность и видимость линии даже на значительном расстоянии, то модель явно обходит аналоги.

Устройство снабжено функцией самоотключения и самонивелирования в пределах 4,5 градусов, способно работать в широком температурном диапазоне. Монтируется на штатив с помощью резьбы 1/4″ или 5/8″. В качестве питающего элемента используется аккумулятор. Зарядка осуществляется непосредственно подключением прибора к сети, в этот момент он может работать без аккумулятора. В комплекте вы также найдете сумку, зарядку, аккумулятор емкостью 3300 мА, специальное крепление и магнитную мишень.

О том, какие возможности раскрываются перед владельцем такого построителя, вы можете узнать из следующего видео.

Выбор редакции

Несмотря на то, что все рассмотренные нами модели относятся к разным сегментам, мы выбрали наиболее удачные на наш взгляд модели исходя из сферы их применения и соотношения цена/качество. В наш ТОП попали недорогой китайский комбинированный лазерный уровень – KaiTian 5 Lines 6 Points , инструмент от небезызвестного производителя – , а также профессиональный построитель – ADA TopLiner 3 x360 .

Сводная таблица по представленным моделям
Модель Тип Точность, мм/м Дальность без приемника, м Рабочая температура, °С Max угол разверстки Самонивелирование
линейный 0,3 10 +5…+40 90
линейный 0,5 10 +5…+40 120
линейный 0,8 7 +5…+35 60
комбинированный 0,2 10 -10…+50 360
линейный 0,3 20 0…+50 120
комбинированный 0,3 20 -5…+45 180
ротационный 0,4 20 +5…+40 360
линейный 0,3 30 -10…+45 120 3,5°
ротационный 0,3 20 -5…+45 360
комбинированный 0,1 20 -20…+50 360
ADA TopLiner 3×360 ротационный 0,2 20 -10…+40 360 4,5°

Одним уровнем не обойтись!

Если вы не приобрели расширенную версию, включающую все необходимое для работы с лазерным уровнем, то вам могут потребоваться штатив, специальное крепление, очки, приемник и элементы питания.


Штатив или тренога нужны для более удобной установки построителя. Производители нивелиров обычно снабжают свои устройства резьбовым соединением на 1/4″ или 5/8″. К слову, если вы увлекаетесь фотографией и ранее приобретали для съемки штатив, то его можно также задействовать в работе с разметкой – он обычно имеет стандартный разъем под 1/4″. Стоимость самых дешевых треног стартует с отметки в 1000 руб. Можно подобрать параметры треноги исходя из условий эксплуатации лазерного уровня.

В продаже имеются и специальные разборные штанги с телескопической ступенью, которые устанавливаются враспор между стенами или полом и потолком. Стоят они наш взгляд неоправданно дорого, а их применение не всегда удобно. Смотрите сами на примере из видео ниже.

Держатель


Более доступный вариант крепления представляет собой небольшое приспособление с фиксацией к основанию с помощью клипсы или путем подвешивания на саморезы, гвозди, магнит и т.п. Как правило, имеют универсальные размеры и могут применяться для различных моделей построителей плоскостей. Стоимость таких держателей начинается в районе 500 руб., но нужно учитывать, что для тяжелых ротационных нивелиров они не подходят. На примере следующего видео можно оценить удобство использования крепления.


Специальные очки с цветными стеклами нужны лишь для того, чтобы лучше видеть разметку в условиях яркого освещения. Сразу предупреждаем, что они не работают как защитное оборудование для ваших глаз. В зависимости от цвета лазера используют изделия с зелеными или красными стеклами. Чаще всего последние, просто потому что лазеры красного цвета являются наиболее распространенными. Рекомендуем купить очки в первую очередь, ведь цена стартует всего лишь с 170 руб., а удобство работы – бесценно.

Приемник


При работе на большой площади, особенно это касается открытых объектов с хорошим освещением, увидеть луч глазом просто невозможно, даже с помощью очков. Выручают высокочувствительные детекторы-отражатели лазерного уровня или приемники. Такие приборы позволяют определить место прохождения разметки и перенести ее на рабочую поверхность, увеличивая тем самым дальность нивелира до 100 и более метров. Попадание луча на детектор сопровождается звуком и/или световой индикацией. Нужно помнить, что каждый приемник подходит сугубо к тем моделям, для которых он адаптирован. Цены на такие устройства стартуют с отметки 3000 руб. и могут достигать стоимости самого построителя.


Если вы не собираетесь часто использовать лазерный уровень, то для сохранения прибора можно задействовать коробку, в которую он упакован производителем. В ином случае желательно приобрести чехол или кейс, т.к. точный инструмент чувствителен к внешним воздействиям и защита для него будет вовсе не лишней. Цена первого стартует от 1000 руб., кейс дороже – от 2000 руб. Обращаем ваше внимание, что многие производители выпускают модели девайсов с разной комплектацией. Например, в базовом комплекте – только нивелир, в более продвинутом – уровень и штатив, в полном – все, включая кейс.

Аккумулятор

В качестве источников питания могут использоваться элементы АА и ААА, а также фирменные аккумуляторы. Стандартные батарейки удобны и универсальны, их легко заменить новыми. Другое дело – аккумулятор. Он может выйти из строя и исчезнуть из продажи. Поэтому, если у вас есть выбор, делайте ставку на лазерные уровни, питающиеся от стандартных батареек.

Как устроен и работает мостовой кран?

Мостовые краны (рис. 2.5) устанавливают в заводских цехах и на скла­дах. Мост 4 крана перемещается по надземному крановому пути 2, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность от 5 до 50 т и пролет до 34,5 м.

Рис. 2.5. Мостовой кран:

1 - кабина; 2 - крановый путь; 3 - грузовая тележка; 4 - мост

Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемеща­ющейся по нему грузовой тележки 3. На тележке расположены меха­низм подъема и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъема на тележке может быть установлен вспомогатель­ный механизм, грузоподъемность которого в 3 - 5 раз меньше грузо­подъемности основного механизма.

Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую часть цеха: подъемопускание груза, передвижение грузовой тележки, пере­движение моста.

Кран-балка - это мостовой кран, у которого грузовой тележкой яв­ляется электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъемностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с исполь­зованием подвесного пульта.

Как устроен козловой кран?

Мост козлового крана (рис. 2.6) опирается на наземный крановый путь 1 при помощи опор 2 и ходовых тележек 7. Консоли 3 - это части мо ста, выступающие за опоры, консоли увеличивают зону обслуживания крана. На рисунке изображен козловой кран с подвесной грузовой те­лежкой 5, совместно с которой перемещается кабина управления 6.

Рис. 2.6. Козловой кран:

1 - крановый путь; 2 - опора; 3 - консоль; 4 - мост; 5 - грузовая тележка; 6 - кабина; 7 - ходовая тележка

Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность до 60 т и пролет до 34,5 м.

Как устроены башенные краны?

Башенные краны (рис. 2.7) различаются по конструкции, типу стрел, способу установки.

1. По конструкции:

    кран с поворотной башней (рис. 2.7, а);

    кран с неповоротной башней (рис. 2.7, б).

2. По типу стрел:

    кран с подъемной стрелой (рис. 2.7, a);

    кран с балочной стрелой (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Башенные краны:

а - кран с поворотной башней и подъемной стрелой; б - кран с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 - рама; 2 - опорно-поворотное устройство; 3 - платформа; 4 - противовес; 5 - башня; 6 - кабина; 7 - стрела; 8 - ходо­вая тележка; 9 - консоль; 10 - оголовок; 11 - грузовая тележка

3. По способу установки:

    кран стационарный;

    кран передвижной (см. рис. 2.7, а, 6).

Башенные краны выполняют четыре рабочих движения: подъем-опу­скание груза, изменение вылета, поворот крана, передвижение крана.

Поворотная платформа 3 кранов с поворотной башней опирается на ходовую раму 1 с помощью опорно-поворотного устройства 2. На поворотной платформе таких кранов смонтированы башня 5 со стре­лой 7, противовес 4 и механизмы крана. К поворотной части кранов с неповоротной башней относятся оголовок 10 со стрелой и консолью 9 противовеса. У кранов с подъемной стрелой вылет изменяется по­воротом (подъемом) стрелы относительно опорного шарнира. У кра­нов с балочной стрелой вылет изменяется за счет передвижения гру­зовой тележки 11 по неподвижно закрепленной стреле.

Передвижные башенные краны перемещаются по крановым путям с помощью ходовых тележек 8. Краны с высотой подъема более 70 м изготавливают стационарными (приставными), их устанавливают на фундамент и закрепляют к строящемуся зданию.

В настоящее время в строительстве в основном работают башенные краны грузоподъемностью 5... 12 т. Высота подъема некоторых пере­движных кранов может достигать 90 м, а приставных 220 м.

Как устроены стреловые краны?

Все стреловые краны (рис. 2.8) имеют собственный источник энергии (силовую установку) - дизельный двигатель, поэтому они могут ра­ботать там, где отсутствует электроэнергия.

Рис. 2.8. Стреловые краны:

а - автомобильный кран; б - гусеничный кран; в - кран на специальном шас­си; г - пневмоколесный кран; 1 - стрела; 2 - гидроцилиндр; 3 - платформа; 4 - опорно-поворотное устройство; 5 - ходовая рама; 6 - выносная опора; 7 - башенно-стреловое оборудование; 8 - гусек; 9 - выдвижные секции

Стрела 1 таких кранов шарнирно закреплена на поворотной платфор­ме 3, которая с помощью опорно-поворотного устройства 4 разме­щается на ходовом устройстве 5. На поворотной платформе разме­щаются механизмы крана: механизм подъема груза, механизм изме­нения вылета, механизм поворота. Краны большой грузоподъемно­сти могут оборудоваться основным и вспомогательным механизмами подъема.

Автомобильные краны (рис. 2.8, а), краны на специальном шасси (рис. 2.8, в), короткобазовые краны являются наиболее мобильными, они перемещаются по автомобильным дорогам в транспортном положе­нии, но могут выполнять подъем груза только на выносных опорах.

Гусеничные (рис. 2.8, б) и пневмоколесные (рис. 2.8, г) краны могут перемещаться по строительной площадке с грузом на крюке, при этом грузоподъемность пневмоколесных кранов примерно в 2 раза мень­ше, чем на выносных опорах.

Стреловые краны различаются по исполнению стрелового оборудова­ния и типу привода механизмов.

1. По исполнению стрелового оборудования различают краны:

    с гибкой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, б, г);

    жесткой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, а, в).

2. По типу привода механизмов различают краны:

    с электрическим приводом механизмов;

    гидравлическим приводом механизмов.

Стрела кранов с гибкой подвеской удерживается и изменяет угол на­клона с помощью канатов. В этом случае применяется стрела решетча­той конструкции. Для увеличения зоны обслуживания стрела снабжа­ется гуськом 8 или применяется башенно-стреловое оборудование 7.

Стрела кранов с жесткой подвеской удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров 2. В этом случае применяется телескопическая стрела, состоящая из основной секции и двух-четырех выдвижных секций 9. Изменение вылета у кранов с жесткой под­веской осуществляется за счет изменения угла наклона стрелы, а так­же за счет выдвижения секций стрелы (телескопирования).

Гусеничные и пневмоколесные краны имеют обычно электрический привод механизмов и гибкую подвеску стрелового оборудования. Гид­равлический привод механизмов и жесткую подвеску стрелового обо­рудования имеют автомобильные краны, короткобазовые краны и краны на специальном шасси автомобильного типа.

Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

    ограничитель грузоподъемности;

    ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа в его крайнем верх­ нем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;

    ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий электропередачи (ЛЭП). Устанавливаются на стреловых кранах;

    регистратор параметров работы крана;

    координатная защита для предотвращения столкновения с препят­ствиями в стесненных условиях работы. Устанавливается на стре­ловых и башенных кранах;

    звуковой сигнал;

    указатель грузоподъемности, соответствующей вылету;

    указатель угла наклона крана (креномер).Устанавливается на стреловых кранах;

    анемометр - указатель скорости ветра, автоматически включа­ющий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана. Устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах;

    противоугонные устройства. Устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе. В качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и кли­новые упоры.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъем­ности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вы­лета:

более чем на 15 % - для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т м включительно;

более чем на 10 % - для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничи­тель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегруз­ку более чем на 25 %.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опу­скание груза и уменьшение вылета.

Как работает ограничитель механизма подъема?

Ограничитель механизма подъема груза предназначен для автомати­ческой остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозах­ватного органа.

Рис. 2.9. Устройства безопасности кранов:

а - ограничитель механизма подъема; б - указатель грузоподъемности; 1 - крюковая подвеска; 2 - груз; 3 - концевой выключатель; 4 - стрела; 5 - шкала; 6 - стрелка

Ограничителем является концевой выключатель 3 (рис. 2.9, а), элект­рические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза 2. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска 1 поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъема.

Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не ме­нее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъем он может быть включен на опускание.

Как определить грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета?

Согласно производственной инструкции стропальщик должен уметь определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зави­симости от вылета и положения выносных опор.

На кранах с гибкой подвеской стрелового оборудования указатель грузоподъемности (рис. 2.9, б) устанавливают в нижней части стрелы 4. Такой указатель имеет стрелку 6, которая всегда располагается в вер­тикальном положении независимо от угла наклона стрелы. Стрелка указывает значение грузоподъемности на шкале 5, соответствующее данному вылету и положению выносных опор.

Современные стреловые краны с жесткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъемности, который располагает­ся в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъемность крана на данном вылете у крановщика.

Какие бывают грузозахватные органы?

Грузозахватные органы - это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза. Наиболее распространенными из них являются крюк, грейфер, электромагнит. В зависимости от вида грузозахватного органа различают краны:

    крюковой;

    грейферный;

    магнитный.

Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.

Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?

Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стро­пов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.

Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.

Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крю­ком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.

Рис. 2.10. Однорогий (о) и дву­рогий (б) грузовые крюки:

1 - зев; 2 - замок; 3 - хво­стовик; h- высота рабочего сечения

Рис. 2.11. Крюковая подвеска:

1 - канат; 2 - щека; 3 - блок; 4 - ось; 5 - гайка; 6 - подшипник; 7 - траверса; 8 - крюк

Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми каната­ми 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части под­вески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части - траверса 7, на которой ус­тановлен крюк.

Крюк крана устанавливают на упорном под­шипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольно­го свинчивания.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:

    трещины и надрывы на поверхности крюка;

    крюк не вращается;

    отсутствует или неисправен предохранительный замок;

    крюк разогнут;

    износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты h (см. рис. 2.10) рабочего сечения крюка.

Как устроены грузоподъемные электромагниты?

Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.

Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электриче­ский ток напряжением 220В. Электрический ток создает сильное маг­нитное поле, удерживающее груз.

ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недоста­точно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.

Какие бывают грейферы?

Грейфер - это двухчелюстной или многочелюстной ковш для переме­щения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.

1. По конструкции различают следующие виды грейферов:

    двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13);

    многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома;

    трех- и четырехпалые, предназначенные для круглого леса.

2. По типу привода механизма замыкания челюстей:

    канатные (см. рис. 2.13);

    моторные.

Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные. Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов.

Рис. 2.12. Грузоподъемный электромагнит:

1 - корпус; 2 - катушка; 3 - кабель; 4 - цепь

Рис. 2.13. Двухчелюстной канатный грейфер

Одноканатные грейферы применяют в случае пере­мещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строитель­стве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.

Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием пред­приятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида ма­териала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузо­подъемность крана на рабочем вылете.

Как устроен рельсовый крановый путь?

Для башенных, козловых и других рельсовых кранов укладывают рель­совый путь (рис. 2.14) на подготовленное земляное полотно с водоот­водными канавками 1. Крановый путь состоит из балластного слоя (призмы) 2, деревянных или железобетонных шпал 3 и рельсов 4. Рель­сы прикрепляют к деревянным шпалам костылями или путевыми шу­рупами, а к железобетонным - болтами с гайками. В стыках рельсы соединяют накладками 7.

На концах пути устанавливают тупиковые упоры 6, предотвращающие сход крана с рельсов. Перед тупиковыми упорами закрепляют выключающие линейки 5, предназначенные для автоматической остановки механизма передвижения крана.

Рис. 2.14. Крановый путь:

1 - канавка; 2 - балластный слой; 3 - шпала; 4 - рельс; 5 - выключающая линейка; 6 - тупиковый упор; 7 - накладка; 8 - перемычка

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крано­вых путей:

    трещины и выколы рельсов;

    отсутствие, разрушение или неполный комплект крепежных дета­лей;

    излом, поперечные трещины, гниль в деревянных шпалах;

    сплошные опоясывающие трещины, обнажения арматуры в железобетонных шпалах;

    отсутствие или неисправность тупиковых упоров;

    неисправное заземление кранового пути.

Что такое защитное заземление? Как оно защищает человека?

Защитное заземление - это преднамеренное соединение корпуса электроустановки с заземляющим устройством. Заземление необходимо для защиты обслуживающего персонала, так как в случае нарушения изоляции частей электроустановки, находящихся под напряжением, корпус электроустановки также оказывается под напряжением.

В трехпроводных электрических сетях (рис. 2.15, а) корпус электроустановки 1 соединяют заземляющим проводником 2 с заземляющим устройством. Электрическое сопротивление тела человека R 4 не менее 1 000 Ом. Электрическое сопротивление заземления R 3 должно быть не более 4 Ом. В таком случае человек, прикоснувшийся к корпусу электроустановки под напряжением, окажется присоединенным параллельно малому электрическому сопротивлению защитного зазем­ления. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, поэтому через тело будет протекать ток, не являющийся опасным для жизни и здоровья человека.

Рис. 2.15. Схемы устройства защитного заземления в трехпроводной (а) и четырехпроводной (б) электрических сетях:

1 - электроустановка; 2, 3 - проводники; 4 - нулевой провод

При включении электроустановки в четырехпроводную сеть (рис. 2.15, б) с заземленным нулевым проводом 4 корпус электроустановки соеди­няют с этим проводом проводником 3. Такой способ защитного зазем­ления называют занулением. В этом случае пробой на корпус превра­щается в короткое замыкание, при котором срабатывает предохрани­тель, поврежденная цепь размыкается, предупреждая поражение человека.

Как выполняют заземление крана?

У рельсовых кранов заземляется крановый путь. Все рельсы соединя­ют стальными перемычками 3, 4 (рис. 2.16) с помощью сварки. Кра­новый путь соединяют с заземлителями 6 не менее чем двумя зазем­ляющими проводниками 5. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт. При подключении к четырехпроводной сети крановый путь также соединяют стальным проводником 7 с кор­пусом рубильника 1, подающего напряжение на кран.

Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в слу­чае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.

ВНИМАНИЕ! При неисправности или отсутствии заземления стропаль­щик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действи­ем электрического тока.

Рис. 2.16. Защитное заземление крана:

1 - рубильник; 2 - кабель; 3,4 - перемычки; 5,7 - проводники; 6 - заземлитель

Почему стропальщик должен знать расположение рубильника, пода­ющего напряжение на кран?

При возникновении на кране пожара стропальщик должен отклю­чить источник электропитания. Также необходимо обесточить элек­трооборудование при попадании человека под действие электриче­ского тока.

Рубильник (автоматический выключатель) 1 (см. рис. 2.16) располо­жен на пункте подключения крана к электрической сети.

Ограничитель передвижения. Ограничитель передвижения состоит из конечного выключателя, укрепленного на ходовой тележке крана, и отключающего устройства в виде линейки или упора, установленных на крановом пути. Работа ограничителей показана на рис. 101. При движении крана в направлении, показанном стрелкой, рычаг конечного выключателя поворачивается отключающим устройством, вследствие чего контакты выключателя размыкают электрическую цепь.

Конструкция отключающего устройства зависит от типа конечного выключателя.

Рис. 101. Ограничители передвижения: а - с отключающей линейкой, 6 - с отключающим упором; 1 - конечный выключатель КУ-701, 2 - линейка, 3 - конечный выключатель ку-704, 4 - упор конечным выключателем КУ-704,

Отключающая линейка 2 (рис. 101, а) применяется с конечным выключателем КУ-701, имеющим возвратное устройство, под действием которого рычаг выключателя, будучи выведен из рабочего положения, возвращается в это положение после снятия нагрузки. Отключающий упор (рис. 101, б) применяется вместе с не имеющим возвратного устройства. Рычаг этого выключателя может находиться в трех положениях: рабочем и двух отключенных. Рычаг поворачивается в отключенное положение и возвращается в рабочее при обратном движении крана с помощью упора.

Регулирование ограничителей передвижения заключается в установке отключающих линеек или упоров.

Рис. 102. Ограничители поворота: а - с приводным конечным выключателем, б - с рычажным конечным выключателем и перекидной вилкой; 1 - поворотная платформа, 2 - венец опорноповоротного устройства, 3 - шестерня, 4 - конечный выключатель ВУ-250, 5 - кронштейн, 6 - поворотная часть крана, 7 - конечный выключатель КУ-701, 8 - вилка, 9, 11 - винтовые фиксаторы, 10 - неповоротная часть крана, 12 - рычаг конечного выключателя

Ограничитель поворота. В ограничителе поворота, показанном на рис. 102, а, применен конечный выключатель ВУ-250, вал которого через встроенный в выключатель редуктор (с передачей 1-50) с помощью шестерни 3 связан с зубчатым венцом 2 опорно-поворотного шарикового круга. Конечный выключатель крепится на кронштейне к поворотной платформе 1". Вращение крана вызывает поворот вала конечного выключателя и размыкание контактов выключателя при достижении валом определенного положения. Регулируют ограничитель изменением положения кулачковых шайб в выключателе


ВУ-250. Такие ограничители поворота установлены на большинстве кранов серии КБ.

На ряде кранов применяется ограничитель поворота (рис. 102, б), который состоит из рычажного конечного выключателя 7, установленного на поворотной части 6 крана, и вилки 8, шарнирно укрепленной на неповоротной 10 части крана. При повороте крана вправо рычаг 12 конечного выключателя наезжает на наклонную плоскость вилки, поворачивается и контакты конечного выключателя размыкаются. При повороте влево рычаг конечного выключателя после поворота крана на 360° входит в вилку, поворачивает ее в положение, указанное на рис. 102, б пунктирной линией, и проходит дальше до возвращения в исходное положение (через 360°). При дальнейшем вращении крана влево рычаг наезжает на наклонную плоскость вилки и конечный выключатель размыкает электрическую цепь.


Ограничитель обеспечивает возможность двух оборотов крана от исходного положения. Регулируют ограничитель, устанавливая уровень вилки с помощью винтовых фиксаторов 9 и 11.

Ограничители пути тележки и угла наклона стрелы. На кранах с грузовой тележкой ограничитель вылета обычно выполняют с помощью конечного выключателя ВУ-250, вал которого связан цепной передачей с валом редуктора грузовой тележки. На ряде кранов ограничитель вылета устроен аналогично ограничителю передвижения крана, причем конечные выключатели устанавливаются на стреле в начале и конце движения тележки, а отключающий упор устанавливается на самой тележке.

На кранах с подъемными стрелами конечный выключатель ограничителя вылета различными способами связан со стрелой и срабатывает, когда стрела подходит к максимальному или минимальному рабочему вылету.

Рис. 103. Конструктивная схема ограничителя-указателя вылета: 1 - валик, 2, 4 - конечные выключатели, 3 - кулачки, 5 - градуированная шкала, 6 - стрелка, 7 - рычаг, 8 - тяга, 9 - сгон, 10 - кронштейн стрелы

В ряде случаев ограничитель вылета совмещен с указателем вылета (рис. 103). Валик 1 ограничителя через рычаг 7 и тягу 8 соединен с кронштейном стрелы 10. В крайних положениях, соответствующих минимальному и максимальному вылету, укрепленные на валике кулачки 3 отключают конечные выключатели 2 или 4. Соединенная с валиком стрелка 6 указывает вылет по градуированной шкале 5. Регулируют ограничитель, изменяя длину тяги 8 с помощью сгона 9.


Ограничитель высоты подъема. Эти ограничители устанавливают на кране так, чтобы после остановки лебедки при подъеме без груза зазор между крюковой подвеской и конструкцией стрелы или грузовой тележки был не менее 200 мм. Работа ограничителя высоты подъема, как правило, основана на том, что крюковая подвеска упирается в груз (или скобу), связанный с рычагом конечного выключателя, либо непосредственно, либо с помощью каната и отводных блоков.

Рис. 104. Ограничитель высоты подъема: а - для кранов с подъемными стрелами, б - для кранов с грузовыми тележками; 1 - конечный выключатель, 2 - канат ограничителя, 3 - серьга, 4 - груз, 5 - направляющая скоба, 6 - грузовой канат, 7, 13 - крюковая подвеска. S - конечный выключатель, 9 - блоки, 10 - канат ограничителя, 11 - грузовая тележка, 12 - груз ограничителя

Ограничитель высоты подъема, применяющийся на кранах с подъемными стрелами (рис. 104, а), состоит из конечного выключателя 1 и груза 4 с двумя направляющими скобами 5, в которые заведены ветви грузового каната 6. Груз через серьгу 3 и канат 2 связан с рычагом конечного выключателя. В нормальном положении груза контакты выключателя замкнуты. Когда крюковая подвеска упирается в груз и приподнимает его, освобожденный от груза рычаг конечного выключателя поворачивается под действием собственной пружины и размыкает контакты.

В ограничителе высоты крана с грузовой тележкой (рис. 104, б) груз 12 ограничителя подвешивают на канате или цепи к грузовой тележке и связывают его при помощи каната 10 небольшого диаметра с конечным выключателем 8. Один конец каната укреплен на головной секции стрелы, а второй - на рычаге выключателя. Канат пропущен через систему отклоняющих и направляющих блоков 9, установленных на стреле, тележке и грузе. Такая система запасовки обеспечивает натяжение каната и, следовательно, рабочее положение рычага конечного выключателя при перемещениях грузовой тележки. Конечный выключатель 8 может быть установлен на стреле или в любом другом месте металлоконструкции крана.