Виды и средства перевозок в туризме. Курсовая работа влияние транспортной системы на развитие сферы туризма Классификация и использование транспортных средств в туристских целях

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская Конвенция «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг.. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955г., Гватемальским протоколом 1971г. и Монреальским протоколом 1975г.

4 ноября 2003г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство: Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чи¬кагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

- пролетать над его территорией без посадки;

- приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);



- выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны-участницы Соглашения.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причи¬ненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб;

7) приведение деятельности авиационных предприятий в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.

Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, т.к. они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут.

При этом международные правовые документы охватывают следующий круг вопросов:

  • - инфраструктура
  • - дорожное движение
  • - требования к автотранспортным средствам
  • - условия работы экипажей транспортных средств
  • - налоговое обложение
  • - перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры
  • - перевозка специфических категорий грузов

В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973г. Согласно КАПП общая сумма возмещения , которая должна быть выплачена пострадавшему в связи с нанесением вреда его физическому или психическому здоровью, ограничивается суммой 250,000 швейцарских франков. В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков. Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.

Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.

Нерегулярная перевозка - это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.

Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые челночные перевозки - повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно.

Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Болгарией, Великобританией, Германией, Грецией, Грузией, Ираном, Италией, Кипром, Китаем, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словенией, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швецией и Эстонией.

К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок , относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991г.).

Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению , следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973г.).

Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию автотранспорта.

Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках.

В Российской Федерации принят ряд нормативных актов, с одной стороны, входящих в национальную законодательную базу в сфере автотранспорта, а с другой стороны, определяющих правовые нормы в международном автомобильном сообщении. К таким документам относится Федеральный Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 09.07.1998г.). Этот документ регулирует ряд правил, которые должны выполняться российскими и иностранными перевозчиками в международном сообщении.

С целью усиления требований к безопасности движения Правительством РФ 03.08.1996г. было принято постановление «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено введение сборов за проезд по автодорогам России в случае введения иностранными государствами сборов за проезд по их территории.

При осуществлении перевозок автомобильным транспортом во внутреннем сообщении также существует целый ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок.

Основным нормативным актом здесь является Устав автомобильного транспорта РСФСР (от 08.01.1969г. с последующими изменениями в редакции постановлений Совета Министров РСФСР 1969, 1974, 1980, 1988 и 1991гг.).

Одним из важных правовых документов, касающихся внутренних автоперевозок, является Закон РФ «О безопасности дорожного движения».

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23.10.1993г.), утвержденными Правительством РФ. Этим актом на территории России узаконено правостороннее движение.

В целях повышения безопасности автомобильных перевозок 08.01.1997г. был издан приказ Министерства транспорта «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

Для регулирования автомобильных перевозок на автомобильном транспорте взамен устаревших правил, действовавших в РСФСР, в 1997г. приказом Министерства транспорта были утверждены «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ».

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством, если перевозка носит международный характер, или с национальным законодательством, если она носит внутренний характер.

Воздушный транспорт имеет 3 уровня регулирования:

  • - национальное регулирование;
  • - межправительственное регулирование;
  • - международное регулирование.

Авиационные перевозки пассажиров в международном сообщении регулируются Варшавской конвенцией "Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок" от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (в дальнейшем - Правила), а также Гаагским протоколом к ней и всеми текущими дополнениями и приложениями. Разработаны и применяются пакеты правил и норм, разработанные IATA. Национальное законодательство учитывает нормы Варшавской и Гаагской конвенций. Варшавская конвенция является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках.

4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, заключенная в 1999 г. Она отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. Россия данную конвенцию пока не ратифицировала.

Среди правовых документов, Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944), Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944), Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952), Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963.).

Международные организации: Международная организация гражданской авиации (IСАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

При выполнении международных полетов экипажи воздушных судов России руководствуются:

В воздушном пространстве России:

  • - Воздушным кодексом РФ, Положением об пользовании воздушного пространства России, инструкцией по применению этого Положения;
  • - Основными правилами полетов в воздушном пространстве России и сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам. транспорт турист перевозка правовое

В воздушном пространстве иностранных государств:

  • - Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагской конвенцией, 1944), соответствующими международными стандартами, рекомендациями, а также правилами полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых выполняется полет;
  • - международными договорами России о воздушном сообщении и соответствующими разрешениями на полеты со стороны полномочных органов иностранных государств;
  • - Воздушным кодексом РФ и Основными правилами полетов в воздушном пространстве России, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве;
  • - сборниками аэронавигационной информации по международным воздушным трассам.

разработаны международные принципы организации воздушных пассажирских полетов, включая свободу полета над территорией или акваторией, находящейся под юрисдикцией других стран. Эти принципы, принятые в Чикаго на международной конференции по гражданской авиации, получили название "свободы воздухоплавания".

Полеты над водным пространством . Право полетов регулируется Конвенцией по морскому праву в целом и двусторонними соглашениями между государствами при полетах над их территорией, на которую распространяется государственный суверенитет.

Правовое обеспечение внутренних авиаперевозок. Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом РФ, который был принят 19 февраля 1997 г.

Правовое регулирование железнодорожных перевозок туристов. В 1921 г. под эгидой Лиги Наций в Барселоне (Испания) были приняты Конвенция и Статут о свободе транзита. Страны, принявшие конвенцию, обязывались способствовать друг другу в осуществлении транзитных перевозок по железным дорогам и воздушным путям сообщения.

Пограничные ж/д соглашения заключаются между железными дорогами граничащих стран.

Единая конвенция о международных перевозках (редакция 1980 г.), объединившая бернские конвенции, принятые в конце XIX в. рядом европейских государств. В ней отражены основные правила перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах в международном сообщении.

Ж/д перевозки, осуществляемые между различными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными госорганами.

Объединения: Организация сотрудничества железных дорог, основанная в 1956 г. В настоящее время в нее входят более 19 стран.

Международная ассоциация ж/д конгрессов, созданная еще в 1885 г. Ее основная цель - проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам ж/д транспорта, опубликование и распространение технической информации.

Международный союз железных дорог, созданный в 1922 г. В 1975 г. была создана Международная конференция по пассажирским тарифам. Эта неправительственная организация занимается выработкой и согласованием тарифов на перевозки грузов и пассажиров между европейскими странами.

Существует также целый ряд региональных объединений, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых ж/д перевозок: Европейская конференция министров транспорта, Латиноамериканская ж/д ассоциация, Союз африканских железных дорог, Ассоциация высокоскоростного движения на ж/д транспорте и др.

Основными документами, регулирующими ж/д перевозки во внутреннем сообщении, являются Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном ж/д транспорте", Устав ж/д транспорта РФ (от 10 января 2003 г.), Федеральный закон от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях", Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном ж/д транспорте (oт 11 марта 1999 г.) и др.

Последний Устав ж/д транспорта был принят Госдумой в январе 2003 г. Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами ж/д путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта общего пользования и необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключенных между ними и перевозчиком.

Правовое регулирование автомобильных перевозок. Женевская международная конвенция (Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки). Соглашение о Международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами. Европейское соглашение о международных магистралях и Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах. Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

Международное Европейское соглашение - касается работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Европейская конференция министров транспорта, организованна в целях предоставления органам, ответственным за принятие решений по транспортной политике, основ, необходимых для обмена идеями путем прямых консультаций.

Международного союза автомобильного транспорта. Цель защиту интересов национальных и международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозчиков.

В России в 1974 г. учреждена Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Российские нормативно-правовые акты, регулирующие международные автобусные перевозки: ФЗ "О госконтроле за осуществлением международных автобусных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; Постановления Правительства РФ "О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ"; Приказ Минтранса РФ, "О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции, Минтранса России, в автомобильных пунктах пропуска через госграницу РФ".

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется: "Уставом автомобильного транспорта РФ"; "Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ"; Положением "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Минтранспорта РФ".

Правовое регулирование перевозок туристов морским транспортом. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия является участницей этой конвенции. В документе предусмотрена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесения ему телесных повреждений, а также в результате утраты или повреждения багажа.

Вопросы морского судоходства находятся в компетенции международной морской организации International Maritime Organization (IMO). Эта организация занимается разработкой актов в области морских перевозок, имеющих международный статус. В результате ее деятельности были ратифицированы многие конвенции: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, Международная конвенция об унификации некоторых правил перевозки морем багажа и пассажиров, Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международная конвенция о поиске и спасении на море и др.

Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно этому документу, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о ней сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы.

Правовое регулирование перевозок туристов речным транспортом.

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который был принят в феврале 2001 г. Положения кодекса распространяются на внутренние водные пути России и размещающиеся на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты.

Кодексом предусмотрена возможность аренды судов на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. Более подробно эти вопросы отражены в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденных в феврале 2003 г.

Одной из важных глав Кодекса торгового мореплавания является глава о договоре фрахтования судна на время (тайм-чартер), Этот договор интересен турфирмам и другим организациям, использующим морские суда для массовых перевозок в туристских и иных целях.

По договору фрахтования судна на время судовладелец обязуется за установленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания.

При оформлении такого договора в обязательном порядке указываются:

· наименование сторон;

· цель фрахтования;

· название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, скорость и др.);

· район плавания;

· время и место передачи и возврата судна;

· стоимость фрахта;

· срок действия таймчартера.

Поддержание судна в исправном состоянии в течение всего периода таймчартера является обязанностью судовладельца. Фрахтователь обязан своевременно внести плату за пользование судно - обычно плата вносится авансом за определенный срок (полмесяца, месяц). В случаях несоблюдения сроков оплаты судовладелец имеет право расторгнуть договор и отозвать судно.

По договору таймчартера капитан и другие члены экипажа должны подчиняться распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, внутреннему распорядку на нем и составу экипажа. Распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, отдает фрахтователь. При этом фрахтователь не имеет права использовать судно для целей, не предусмотренных договором, либо в районе плавания, не предусмотренном соглашением. Кодекс торгового мореплавания предусматривает также договор фрахтования судна без экипажа (бербоутчартер). По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок пассажиров, грузов или для иных целей торгового мореплавания. В этом случае фрахтователь самостоятельно комплектует экипаж судна. Команда может состоять из лиц, ранее являвшихся или не являвшихся членами экипажа данного судна. Независимо от способа комплектования экипажа все его члены должны подчиняться распоряжениям фрахтователя во всех отношениях. В договоре бербоутчартера должны быть указаны:

Наименования сторон;

Название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные;

Количество расходуемого топлива;

Район плавания;

Цель фрахтования;

Время и место передачи и возврата судна;

Стоимость фрахта и срок действия соглашения.

В туризме бербоутчартер часто используется при реализации путешествий на небольших парусных судах - яхтах. Существует множество моделей яхт, которые различаются размерами и комфортабельностью. В случае аренды яхты без экипажа владельцу, желающему самостоятельно управлять судном, необходимо иметь шкиперское удостоверение. В России фирмой, предоставляющей услуги по прокату яхт с экипажем (тайм-чартер) и без экипажа (бербоутчартер), является чартерная средиземноморская компания «Русский Холидей». Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт виза не требуется. Яхту принимают на сутки по так называемому «паспорту судна», оформленному на хозяина судна или шкипера. Получить такой паспорт можно через Министерство транспорта РФ.

Одной из отличительных особенностей морских перевозок является расширенный круг полномочий капитана морского судна. Помимо общепринятых обязанностей, касающихся командования и управления судном, поддержания порядка на нем, оказания помощи любому лицу, терпящему бедствие на море, или неотложной медицинской помощи пассажиру или члену экипажа, капитан морского судна располагает правами, не связанными непосредственно с судовождением. Например:

При обнаружении состава уголовного преступления капитан может задержать подозреваемых в совершении преступления и проводить дознание;

В определенных ситуациях он обладает правом удостоверять завещания;

Может продать часть вверенного имущества при неотложной необходимости в деньгах для продолжения плавания судна.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗИК ПАССАЖИРОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСТПОРТОМ

Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом регулируются «Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации», который был принят Государственной Думой в феврале 2001 г.

Положения Кодекса распространяются на внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения (каналы, шлюзы); порты, расположенные на внутренних путях РФ; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ.

В Кодексе:

Даны определения основным понятиям, используемым в документе (внутренний водный транспорт, внутренние водные пути РФ, судоходство, судно, перевозчик, пассажир, речной порт и др.);

Определены области государственного регулирования внутреннего водного транспорта;

Установлены требования, предъявляемые к членам экипажа судна, а также права и обязанности капитана судна;

Рассмотрены правила аренды судов, права и обязанности перевозчиков и пассажиров;

Приведена классификация маршрутов водных перевозок.

Маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионно-прогулочные.

Транспортные маршруты обеспечивают транспортные связи между отдельными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованным расписаниям. Суда, эксплуатируемые на них, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные (между городом и тяготеющими к нему пунктами) и внутригородские (работающие в черте города) перевозки пассажиров. К транспортным маршрутам относятся также переплавные линии, действующие между пунктами противоположных берегов. Суда, работающие на переправах, обычно называют паромами - они могут быть пассажирскими, грузопассажирскими, грузовыми.

Туристские перевозки могут организовываться по общепринятым и специальным маршрутам и длятся более 24 ч. Таким образом, туристские маршруты предполагают ночевку пассажиров, что отражается на требованиях, предъявляемых к оборудованию туристских судов.

Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки пассажиров продолжительностью менее 24 ч.

В зависимости от вида маршрута устанавливаются правила перевозок пассажиров и порядок их обслуживания. Однако в любом случае между перевозчиком и пассажиром заключается договор перевозки. В подтверждение заключения договора пассажиру выдается билет на право проезда и багажная квитанция в случае провоза багажа. При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместо билета пассажирам могут быть выданы путевки или билет на перевозку группы пассажиров.

В соответствии с законодательством Российской Федерации на время перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте их жизнь и здоровье подлежат обязательному страхованию, за исключением пассажиров, перевозимых по пригородным, внутригородским, экскурсионно-прогулочным маршрутам и на переправах. Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа, общая страховая сумма - 120 МРОТ, установленных законом на дату приобретения проездного документа.

Кодексом внутреннего водного транспорта предусмотрена аренда судов, которая осуществляется на основании договора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом, принимающим его в аренду. При этом в договоре должны быть определены срок аренды, порядок расчета, права и обязанности арендодателя и арендатора, случаи расторжения договора. В аренду могут сдаваться суда с экипажем и без экипажа.

В Кодексе внутреннего водного транспорта рассмотрены права и обязанности перевозчика, а также права и обязанности пассажиров. Более подробно эти вопросы отражены в «Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте», утвержденных постановлением Правительства РФ № 72 от 06.02.2003 г. В соответствии с указанным документом перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне. При этом, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу. В местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

Пассажирам должны быть представлены условия перевозок, установленные государственными стандартами и другими нормативами, которые определяют комфортабельность судна. Пассажирские суда должны быть оборудованы устройствами отопления, вентиляции, освещения, санитарными узлами и снабжены необходимым инвентарем.

Пароходства обязаны организовать движение судов, перевозящих пассажиров и багаж, по расписанию. Кроме того, пароходство обязано обеспечить продажу проездного билета пассажиру до указанного порта назначения. Формы билетов и плацкарт, порядок продажи и пользования ими, срок их годности устанавливаются Министерством речного флота РФ.

Камеры хранения на вокзалах портов (пристаней) должны принимать ручную кладь от пассажиров за дополнительную плату без предъявления ими проездных документов. Запрещена сдача и прием в камеры хранения продуктов и опасных веществ, денег, документов и других ценных вещей, а также мест массой более 50 кг.

Продажа проездных документов может производиться заблаговременно или на текущие сутки. Предварительная продажа билетов осуществляется за 45-1 суток до начала перевозки в кассах, расположенных в начальных пунктах маршрутов и в промежуточных, за которыми закреплены пассажирские места. В кассах промежуточных пунктов маршрутов, где свободные места выявляются на основании сведений, получаемых с судов, предварительное оформление проездных документов производится за 24- 1 ч до начала рейса. Продажа билетов на текущие сутки начинается за 24 ч до отправления судна в рейс в начальных пунктах маршрута и не ранее чем за 1 ч до отправления судна в промежуточных пунктах. Прекращение оформления билетов в последних случаях производится с учетом времени, необходимого для посадки пассажиров на корабль.

Время продажи билетов для проезда на судах пригородных и внутригородских линий устанавливается распоряжением начальника порта (пристани) согласно расписанию движения судов.

Перевозчик может организовать доставку билетов и багажа по указанному клиентом адресу за отдельную плату. Прием заказов осуществляется по телефону на основании заявки, присланной по почте или телеграфу, и лично от заказчика. Порядок приема таких заказов устанавливается перевозчиком.

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях: невозможности перевозки пассажира в порт назначения вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных, не зависящих от перевозчика, причин; задержания судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна для государственных нужд; недоступности порта отправления или порта назначения для судна (блокада порта, авария судна, недостаточный для судоходства уровень воды и др.); гибели судна или его насильственного захвата; нарушения пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказа пассажира от соблюдения таких правил.

При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира:

До отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и за провоз его багажа;

До окончания рейса - плата за проезд и провоз багажа за непройденное судном расстояние.

Однако если прекращение договора вызвано нарушением пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или его действиями, создающими угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров, плата за проезд и провоз багажа пассажиру не возвращается. При прекращении по инициативе перевозчика договора перевозки пассажира во время рейса судна (за исключением случаев виновности в этом самого пассажира) перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или в ближайший населенный пункт в целях обеспечения пассажиру возможности прибыть в порт назначения.

Перевозчик может задержать отход судна, изменить маршрут перевозки или место высадки пассажира в случаях угрозы жизни и здоровью пассажиров.

Пассажир имеет право приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна; провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом; провозить с собой бесплатно ручную кладь, общая масса которой составляет не более 36 кг на водоизмещающих судах и не более 20 кг на скоростных судах (скорость движения которых составляет не менее 30 км/ч). При этом под ручной кладью понимаются легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более 1,8 м или суммарной длиной по периметру не более 2,6 м. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире.

При проезде на судах более чем на 500 км пассажир может сделать остановку в пути не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки. Заявить об остановке пассажир обязан начальнику порта, вокзала или пристани не позднее чем через 1 ч после прибытия судна. Следует помнить, что при остановке в пути плацкарта утрачивает силу и ее стоимость не возвращается.

Пассажир имеет право продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения. Срок действия билета продлевается в этом случае на все время болезни. Если по причине болезни пассажир желает сдать билет обратно в кассу, то деньги ему возвращаются полностью в случае сдачи билета до отправления судна и за вычетом стоимости плацкарты в случае сдачи билета после отправления судна.

Пассажир имеет право отказаться от перевозки до отправления судна (за исключением случаев проезда на пригородных, внутригородских и экскурсионных судах). При этом, если билет сдается:

Позднее чем за 6 ч до начала рейса, пассажиру возвращается полная стоимость проездного документа;

Если позднее, но до отправления судна, - стоимость билета за вычетом плацкарты.

В любом пункте маршрута после начала рейса пассажир имеет право прекратить перевозку. В этом случае перевозчик обязан вернуть ему провозную плату за непроследованное расстояние.

На судах транзитных и туристских маршрутов на платной основе могут быть организованы: прием от пассажиров заказов на подачу к причалам такси, бронирование мест в гостиницах, переноска ручной клади и (или) багажа с берега на судно и обратно, стирка и глажение белья, мелкий ремонт и чистка верхней одежды.

При осуществлении транспортных перевозок, пассажир имеет право заключить договор на перевозку багажа. (Как правило, на пригородных, внутригородских, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах перевозка багажа не производится.) Багаж к перевозке принимается без ограничения его количества. Пассажир имеет право объявить ценность багажа, не превышая его действительной стоимости. За декларирование ценности багажа взимается денежный сбор. Багаж принимается к перевозке:

В начальном пункте маршрута не позднее чем за 1 ч,

В промежуточном пункте - не позднее чем за 30 мин до отхода судна.

В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение 24 ч с начала календарных суток, следующих за днем его прибытия, после чего начисляется плата за его хранение. Багаж, не востребованный в течение 3 месяцев со дня прихода судна в порт, может быть реализован перевозчиком в установленном порядке. Предъявитель багажной квитанции имеет право в течение 6 мес. получить сумму, вырученную от продажи багажа (за вычетом сумм, причитающихся пункту назначения за хранение). Кодексом определяется ответственность перевозчика за нарушение договора о перевозке пассажира и его багажа. Так, за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием (за исключением перевозок по пригородному или внутригородскому маршруту или маршруту, действующему на переправе) перевозчик должен уплатить пассажиру по его требованию штраф в размере 3 % стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или багажа с момента их приема до момента выдачи получателю, если не докажет, что их утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом груз или багаж считается утраченным, если он не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза или багажа подлежит возмещению. Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, перевозчик должен вернуть взысканную за их перевозку провозную плату. Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, должны удостоверяться коммерческими актами или актами общей формы. Коммерческий акт подписывается начальником порта (пристани) или лицом, им уполномоченным, и лицами, участвовавшими в проверке груза, а также самим грузополучателем груза или багажа, если он присутствовал при этом. Эти акты прилагаются к претензиям в случаях предъявления последних к перевозчикам. При этом при полной утрате вещей к претензиям необходимо приложить багажную квитанцию; в остальных случаях - коммерческий акт, выданный пароходством о частичной утрате, порче или повреждении багажа.

Претензии, возникающие из-за перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к управлению пароходства отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии. К заявлению о возмещении полной или частичной утраты или повреждении груза (багажа) кроме коммерческого акта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза (багажа). Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить заявителя в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии. Если претензия отклонена пароходством или удовлетворена частично, то в уведомлении заявителю должно быть указано основание для такого решения. При этом все документы возвращаются заявителю (за исключением тех, на основании которых произведено удовлетворение претензии). Если такой ответ заявителя не удовлетворяет или его претензия оставлена без ответа, заявитель имеет право подать иск на пароходство в суд.

Внутренний водный транспорт обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным, организуя систему смешанных сообщений (железнодорожно-водных, железнодорожно-водно-автомобильных, а в отдельных случаях и водно-воздушных) и прямого сообщения (с участием речных и морских пароходств).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной России происходят значительные процессы по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при оказании туристических услуг. Для многих российских предпринимателей в области туристической деятельности, а также в государстве и обществе в целом, начинается процесс интенсивного экономического развития. В ближайшие годы нашу страну ждут события международного масштаба, такие как, например, Олимпийские игры в Сочи, в связи с чем, на мой взгляд, ожидается и развитие туристической инфраструктуры. Перед российской туристической индустрией стоит задача успешно конкурировать на международном туристическом рынке в условиях глобализации, открытости национальной экономики. Важнейшим условием конкурентоспособности России является современное и стабильное законодательство.

На сегодняшний день, Комитетом Государственной Думы по культуре и туризму готовится проект нового Федерального закона N 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации». Наряду с принятием данного закона ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне не менее важные вопросы государственной политики: включение туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д. Существует необходимость в серьезном совершенствовании существующего порядка статистического учета и отчетности. Туристическая индустрия нуждается в новых стандартах, нормах и системах классификаций, которые отвечали бы международным требованиям и в частности требованиям Всемирной торговой организации. Законодательство о финансовых расчетах -- пока еще практически чистая страница в туристическом бизнесе. Необходимы механизмы защиты национального туристского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2001;

    Андреев В.И.: Бюро международного молодежного туризма-М.: Инфра-2000г;

    Биржаков М.Б.: Введение в туризм. - С-Пб.: Торговый дом «Герда», 1999. - С.8.;

    Борисов К.Г.: Международный туризм и право, М.: Инфра-1999г.;

    Волошин Н.И.: Туристическая деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. - 1999. - № 11. - С. 57;

    Гуляев В.Г.: Организация туристической деятельности. - М.: Нолидж, 1996. - С.18;

    Данилова Л.Я.: Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2004, №4(41);

    Красавчиков О.А.: Гражданско-правовой договор и его функции. Свердловск, 1980.С.18-20;

    Лебедев В.М.: Договор обслуживания на туристических базах СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Свердловский юридический институт;

    услуг по ... целей перевозок туристов , ...
  1. Организация перевозок (3)

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    ... правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией ... регулирования ... оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа для личных нужд на федеральном ж\д транспорте» ... перевозок туристов по внутренним водным ...

  2. Транспортное обслуживание туристов

    Учебное пособие >> Физкультура и спорт

    ... перевозок Тема 5. Обслуживание туристов водным транспортом 5.1. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров водным транспортом 5.2. Обслуживание туристов на морских, круизных судах 5.3. Обслуживание туристов Хочу больше похожих работ...