Качество бензина на разных заправках. Горючие слёзы. Почему на заправках столько некачественного бензина? Миф: На российских АЗС недоливают топливо

Почему на заправках перестали заливать бензин до полного бака и имеют ли заправщики право оставлять в "заложниках" кредитную карту? Корреспонденты сайт попытались разобраться в ситуации

Москва. 15 сентября. сайт – Совсем недавно эта формула работала легко и просто на любой АЗС Москвы и Подмосковья. Ты говоришь "До полного, пожалуйста", протягиваешь наличные или кредитную карту. И все, дело сделано. Деньги сняты, бензин заправлен и можно ехать дальше, ни о чем не задумываясь. Некоторое время назад система начала сбоить. На заправках стали появляться написанные от руки и напечатнные на принтере объявления на листах А4 "До полного не заправляем!", а кассиры стали просить предъявить наличные деньги даже в том случае, если вы собирались оплачивать заправку кредитной картой.

Диалог на АЗС "Роснефть" №74, Новорижская трасса, август 2010 г., поздняя ночь, смог:

- До полного, пожалуйста.

- До полного мы больше не заправляем.

- Почему?

- Распоряжение руководства. Назовите сумму, на которую Вы хотите заправиться?

- Тысяча.

- Вы уверены, что тысяча поместится?

- Ммм… Да (в этот момент ты начинаешь судорожно вычислять: кажется, полный бак – это около полутора тысяч, там вроде бы оставалось больше четверти, да, тысяча поместится).

- (в ответ на протянутую кредитную карту) А у Вас точно есть деньги?

- Если Ваша кредитка не сработает, Вы сможете внести тысячу наличными?

- Да, наверно (начинаешь вспоминать, есть ли у тебя наличные. Очередь за спиной утомленно вздыхает – дачники рвутся в Москву).

- Заправляю. Но Вы уверены, что у Вас на карте есть деньги?

С аналогичными ситуациями корреспонденты сайт столкнулись впоследствии не раз и не два. На АЗС "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" в Москве и Подмосковье нам из раза в раз отказывали в заправке до полного бака, а также требовали гарантировать наличную сумму в случае оплаты по кредитке. Доходило едва ли не до абсурда. На заправке "ЛУКОЙЛа" на подъезде к аэропорту "Домодедово" настоятельно просили убедиться в том, что в кошельке есть наличность. Только после убедительного взмахивания тысячерублевой купюрой, бензин пошел. С аналогичной ситуацией столкнулись мы и на заправке "Роснефти" на выезде с Шоссейной улицы на Волгоградский проспект в Москве. На все той же АЗС на Новой Риге кассир пояснила, что если бы кредитка "не прошла", а у нас бы не оказалось наличных денег, то пришлось бы оставлять карточку и чеки в залог. И ехать за необходимой суммой. Она вытащила откуда-то из-под кассы стопку из четырех-пяти кредиток и показала нам: "Видите, у нас сплошь и рядом такое происходит" (отметим, что с точки зрения закона, изымать вашу кредитную карту заправщики права не имеют).

Таинственное "распоряжение компании" не заправлять до полного и принимать кредитки только с гарантией наличности висело в воздухе, но нигде не обретало материальных черт. Заправщики утешали нас, шли навстречу, один раз даже все-таки заправили привычно – до полного и по кредитной карте. Однако разъяснений, что же происходит на московских заправках, хотелось. Первоначально мы пошли по пути простого гражданина – позвонили по "горячей линии" "Роснефти" и поинтересовались сутью пресловутого распоряжения. Однако девушка-оператор помочь нам не смогла, правда, заметила, что изымать кредитную карту в залог на заправках права не имеют. Исчерпывающее объяснение предоставили уже сами компании. Как выяснилось, да, мы живем по новым правилам. Разве что нам – как водится – никто об этом не сказал.

Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе компании "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", согласно существующей сегодня системе расчетов на АЗС компании, оператор не имеет права отпускать топливо без предварительной оплаты. Схема, когда клиент сначала заправляется, а потом расплачиваетесь картой, называется "постоплата". В связи с частыми случаями, когда клиенты уезжали, не оплатив полученное топливо, система "постоплаты" на АЗС "ЛУКОЙЛа" была отменена. Также возникали проблемы, когда после заправки автомобиля выяснялось, что на карте недостаточно средств для оплаты топлива или возникали сложности технического характера, например, отсутствие связи с банком.

В компании указали на то, что если клиент непременно хочет по карте залить полный бак, а не какое-то конкретное количество литров, то существует единственный вариант. Так, покупатель говорит оператору "полный бак" и отдает карту, оператор списывает с карты средства, которых с запасом должно хватить для заправки автомобиля, например, 3 тыс. рублей, и включает ТРК. После того, как автовладельцу залили полный бак, оператор полностью возвращает на карту списанную сумму, те самые 3 тыс. руб., и списывает с карты средства еще раз, но уже на то конкретное количество литров, которое показал счетчик ТРК. Таким образом, покупатель должен получить три чека: первый - на списание 3 тыс. руб., второй - на возврат этих средств и третий - на списание уже точной суммы по количеству полученных литров. При этом, первоначально списанные средства (3 тыс. руб.) будут возвращены владельцу на карту, согласно условиям договора покупателя с банком-эмитентом карты, а это может длиться до 45 дней. Получается, что при заправке до полного бака по карте не только увеличивается время обслуживания, но и на карточном счету покупателя "замораживается" определенная сумма. Именно сложность описанной процедуры обуславливает отношение операторов к "заправке по карте до полного бака". "Вопрос очень актуальный, и сейчас мы рассматриваем возможность возврата к системе "постоплаты" на некоторых АЗС", - заявили в "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукте". Представители "ЛУКОЙЛа" также добавили, что в компании нет никаких документов, на основании которых клиенту могут отказать в заправке автомобиля в случае непредъявления наличных средств при намерении расплатиться банковской картой.

В пресс-службе "Роснефти" подтвердили, что сталкиваются с подобными ситуациями (отсутствие средств на картах покупателей или технические проблемы со связью во время обработки карт). В результате, могут возникнуть ситуации, когда оператор должен будет возместить средства за продажу топлива из собственного кармана. В компании добавили, что в случае отказа клиента предъявить наличными сумму предполагаемую к списанию с карты, вряд ли он получит отказ в обслуживании, скорее всего, ему предложат авторизовать карту на определенную сумму по описанному выше способу - в три приема. В то же время в "Роснефти" отметили, что в случае изъятия карт в залог до возмещения наличными суммы за проданное топливо необходимо сообщать о таком инциденте по телефону горячей линии.

Жители столицы интересуются, на каких заправках лучше заправляться в городе Москве. Представленный рейтинг АЗС ориентируется на качество, а также дополнительные преимущества, которые предлагают станции.

Теперь к вопросу о том, какая АЗС всё же лучшая в столице. Как видите, играет большую роль тот факт, где вы заправляетесь и какое у дизтоплива или бензина качество. Поэтому мы собрали для вас лучшие автозаправочные станции, которые работают на . В учёт принимается качество предлагаемого горючего, уровень доверия и репутация компании. Да, могут быть исключения по причине недобросовестного непосредственного руководства отдельно взятых станций. Но в большинстве своём именно на этих АЗС предлагается самое оптимальное топливо.

Среди негативных отзывов самыми популярными являются жалобы на недолив топлива. Организация на такие жалобы не отвечает, колл-центр практически не работает. Что касается положительного воздействия на двигатель и трансмиссию авто, то в действительности оценить его довольно трудно – для этого необходимо долгосрочное использование. Хотя после заправки мотор практически не слышно, работает плавно и без сбоев. Пользователи также подтверждают понижение расхода топлива и экономию средств. Самым существенным недостатком компании является недостаток сервиса и квалификации персонала в некоторых АЗС Москвы, а также неодинаковое качество самого топлива.

Компания ЕКА не занимается разработкой или добычей нефти, а только покупает топливо у крупных импортёров и реализует его в розничных сетях. Является представителем Московской Топливной Ассоциации, имеет положительные результаты всех проверок. Среди преимуществ компании стоит выделить сезонность, качество и экологичность продукции. Также организация славится более чем 1000 компаний-партнёров и доверием крупнейших поставщиков России, среди которых Роснефть, Лукойл и Сибнефть.

Положительные отзывы свидетельствуют о качественном сервисе и топливе, которое ещё не подводило. Соответствие ГОСТам и техническому регламенту на сайте никак не подтверждается. Также доступны скидочные карты и возможность рассчитаться за топливо специальными бонусами «Спасибо». С другой стороны, негативные отзывы свидетельствуют о недоливе топлива на разных заправках, отсутствие обратной связи и рабочей горячей линии. Руководство компании заявляет, что не всегда имеет возможность контролировать работу АЗС в дальних .

Татнефть – один из реализаторов топлива бюджетного сегмента, чем и завоевали доверие и популярность среди столичных автомобилистов. Организация не производит топливо, а просто реализует продукцию крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, тщательно контролируя качество каждой поставки в специализированных лабораториях. Организация утверждает, что для топлива используются только самые лучшие присадки, которые не имеют отрицательного эффекта на ходовую систему автомобиля и защищают двигатели от быстрого износа.

Отзывы свидетельствуют о том, что на АЗС Татнефть октановое число топлива соответствует заявленному. При этом компания постоянно модернизирует заправочные станции, чтобы конкурировать с лидерами рынка. Для этого регулярно открываются новые кафе и расширяется ассортимент услуг и товаров в минимаркетах. Также плюсом является то, что Татнефть открыто говорит о том, что в топливо добавляются присадки.

Большинство автомобилистов пользуются услугами Татнефть исключительно благодаря невысокой стоимости топлива. При этом практически половина отзывов носят отрицательный характер – качество услуг на разных точках меняется.

Это относительная новая сеть АЗС Москвы, которая быстро обрела популярность среди автомобилистов столицы. Проверки клиентов показывают, что компания предоставляет экологичное и доступное топливо среднего уровня. Руководство утверждает, что для повышения качества обслуживания регулярно проводятся проверки и модернизации АЗС. И это заметно по сервису в кафе и местах отдыха. Трасса является поставщиком нового вида топлива – Премиум Спорт, увеличивающее ускорение и динамику. Бензин рекомендуется использовать для мощных автомобилей с большим количеством лошадиных сил.

Отзывы клиентов, в целом, положительные. На территории большинства АЗС Трасса оборудованы кафе и минимаркеты. Компания сотрудничает с другими поставщиками топлива и предоставляет топливные карты, действующие у партнёров. Многие водители пишут, что на дизтопливе от Трасса автомобиль действительно проезжает дальше. С другой стороны, некоторые нововведения организации вызвали негативную реакцию. Например, с недавних пор оплачивать бензин непосредственно после заправки нельзя. Также водители жалуются на качество топливо в дальних районах столицы. В центральной части сервис и качество бензина на высоте.

British Petroleum является одной из крупнейших сетей не только в Москве и России, но и по всему миру. Компания занимается добычей и реализацией топлива в собственной сети АЗС. Основным партнёром на территории России является Роснефть, способствующая разработке новых источников и технологий добычи нефти. Компания имеет рекомендации от таких мировых автомобильных брендов, как Ягуар, Вольво, Шкода и т. д.

Главным козырем BP является особый бензин Activ с уникальными свойствами, реализация которого в России началась ещё в начале 2000-х годов. Руководство утверждает, что специальное топливо очищает форсунки дизельного двигателя, камеры сгорания и клапаны. Благодаря этому через 30 часов работы двигатель практически полностью восстанавливает мощность. Также стоит выделить список постоянных реорганизаций сервиса и самих АЗС, которые потом перенимают крупнейшие представители сегмента. На территории России сегодня действуют 5 нефтеперерабатывающих завода, откуда и производятся поставки топлива.

С другой стороны, компания неоднократно была замешана в крупных скандалах. Например, в 2012 году руководство получило обвинения в дискриминации рынка и искусственном завышении цен на топливо, после чего они так и остаются одними из самых высоких в нашем рейтинге заправок. Крупнейший скандал произошёл в 2010 году, когда в Мексиканском заливе взорвалась нефтедобывающая платформа «Глубоководный горизонт». В результате инцидента рейтинг топлива был понижен на один пункт, а компания по сей день несёт убытки и устраняет последствия аварии. Несмотря на это, качество топлива остаётся лучшим среди других .

Международные эксперты оценивают качество топлива Роснефти и сервис на автозаправках как один из лучших в регионе. Организация внедрила собственные стандарты обслуживания, проверки качества и характеристик топлива. Роснефть отказалась от услуг сторонних инстанций и имеет собственные мобильные лаборатории, которые контролируют качество продукции на всех этапах поставки – от добычи до непосредственно транспортировки на АЗС. Такие лаборатории также совершают регулярные случайные проверки сервиса и качества на всех АЗС по Москве. Компания является официальным партнёром Минобороны РФ и других крупнейших представителей сегмента.

Роснефть имеет лицензию от British Petroleum, что свидетельствует о высоком качестве топлива, соответствие европейским стандартам и постоянно обновляемым технологиям. Помимо бензина, АЗС Роснефть предлагает все виды топлива, включая дизель, газ и моторные масла. На территории России расположено более 1000 АЗС, львиная доля которых находится в Москве.

Основное преимущество компании перед другими участниками рейтинга заключается в том, что здесь работает обратная связь. Горячая линия действительно обрабатывает жалобы клиентов и предоставляет результаты проверок. С другой стороны, многие водители оставляют негативные отзывы, свидетельствующие о низком сервисе.

В 2014 году каждый четвёртый водитель назвал «Газпром нефть» своей предпочтительной АЗС по качеству бензина. Чтобы поблагодарить клиентов за их лояльность, компания улучшает программу лояльности Going the Same Way, которая насчитывает более 11,4 млн. участников в 29 регионах России, большинство находится в Москве. Участники могут собирать баллы на топливо, продукты и услуги на АЗС.

Одной из ключевых задач, которые ставит перед собой руководство компании, является поддержание высокого качества топлива, моторного масла и других продуктов, доступных на их автозаправочных станциях. Большая часть топлива поступает с Московского, Ярославского и Омского НПЗ, которые являются одними из самых передовых в России. В 2013 году нефтеперерабатывающие заводы компании перешли на выпуск моторного топлива экологического стандарта Евро-5.

В 2014 году, после завершения своей программы обеспечения качества и перехода на производство топлива стандарта Евро-5, Газпром перешли ко второму этапу программы модернизации заводов – увеличение глубины переработки и производства светлых нефтепродуктов. Крупнейшим нефтеперерабатывающим активом компании является Омский НПЗ, который был лидером отрасли в 2014 году, перерабатывая рекордные 21,3 млн. тонн сырой нефти в течение года.

На автозаправочных станциях Москвы «Газпром» предоставляется широкий спектр дешёвых услуг: бесплатный Wi-Fi, автомойка, воздушные насосы, заправка воды, терминалы с быстрой оплатой, банкоматы и широкий ассортимент туристических товаров, включая товары собственного бренда. Комфортабельные Drive Cafe предоставляют клиентам свежую выпечку, вкусный кофе или чай и всё, что им нужно для дороги.

Организация идёт в ногу с лучшей сервисной практикой и регулярно увеличивает количество автозаправочных станций. Информация о сети АЗС доступна на интерактивной карте или через мобильное приложение.

Почётное первое место в топе занимает одна из лучших сетей АЗС Москвы Лукойл. Организация может похвастаться большим количеством наград и сертификатов, предлагает любые виды бензина, включая экологический и Евро-5. Высокая стоимость топлива оправдывается действительно его высоким качеством – большинство отзывов свидетельствуют о том, что бензин Лукойл не вредит двигателю или ходовой системе автомобиля. Именно поэтому основная часть автомобилистов Москвы выбирает Лукойл в качестве постоянного поставщика топлива и заправляются только здесь.

Компания успешно реализует партнёрскую программу и с 2010 года предоставляет услуги дилерам и частным реализаторам на условиях франшизы. Каждая новая АЗС обязательно должна соответствовать разработанным высоким стандартам и пройти строгий отбор. Лукойл располагает собственными нефтеперерабатывающими заводами и лабораториями.

Только вам решать, где вы будете заправлять собственный автомобиль. Но экономить, пытаясь заливать самый дешёвый бензин, точно не стоит. Это влечёт за собой множество проблем. А какие АЗС в Москве вы считаете лучшими и почему? Обязательно пишите своё мнение в комментариях и аргументируйте.

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

Надо сказать, что таблички с перечеркнутым телефоном имеются не на всех автозаправках – в основном на АЗС, принадлежащих весьма крупным сетям. И уже это заставляет задуматься об их актуальности – если какие-то предприятия «автомобильного питания» не заморачиваются предостережениями, значит, это не обязательно и проблема не слишком выразительна?

Но несмотря на то, что 99,9 человек из ста либо вообще не замечают эти таблички, либо полностью игнорируют их призывы, на различных интернет-форумах тема опасности или безопасности мобильника на автозаправке поднимается пытливыми умами относительно регулярно. Основные народные гипотезы происхождения странного запрета звучат так:

  • мобильник может влиять на электронное оборудование, управляющее насосом, и вам недольют топлива или оборудование и вовсе заглючит и перестанет работать;
  • мобильник способен воспламенить пары бензина «своим радиочастотным излучением» и произойдет возгорание;
  • мобильник в грозу притягивает молнию, а если она ударит в вас на бензоколонке, то взорвется все вдребезги и пополам, как в «Приключениях итальянцев в России».

Возможно, существуют и более фееричные теории, но мы уж ограничимся этими тремя, с позволения читателей.

«Глюки и недолив»

« Явный миф – ведь мобильные телефоны десятков покупателей ежедневно работают рядом с электронными весами и кассами в магазинах, и их метрологическая начинка не отключается и не глючит от разговора по мобильнику, – комментирует Виктор Гордов, директор «Татсуно Рус», российского филиала японского производителя топливораздаточных колонок Tatsuno Corporation. – Старые радиотелефоны были весьма серьезными генераторами помех и действительно могли воздействовать на электронное оборудование – кто-то даже слышал о случаях подвисания систем управления на заправке и блокировке колонок. Однако сегодня современные топливораздаточные колонки не подвержены влиянию аппаратов мобильной связи – их электроника изготавливается по специальному регламенту и тестируется тоже специальным образом. Поэтому мы на свои колонки никаких предупреждающих знаков по поводу мобильной связи не наносили и не наносим» .

« Наши топливораздаточные колонки проходят испытания на электромагнитную совместимость в специальных аккредитованных лабораториях, – подтверждает и Виталий Лысиков, заместитель главного инженера «Топаз-сервис», российской компании, производящей топливораздаточные колонки. – Опытный образец каждого электронного изделия мы проверяем на степень защищенности с помощью специальных стендов формирования электромагнитных помех. При проектировании электронных устройств предпринимается целый ряд мер по защите от электромагнитного поля извне путем экранирования чувствительных элементов, фильтрации сигналов, ограничения высоковольтных выбросов, заземления корпусной части и экранов сигнальных кабелей. Поэтому электромагнитных помех от телефона они не боятся» .

«Воспламенение от радиоволн»

В отличие от обычных граждан, любому радиоинженеру-связисту очевидно, что от работы радиопередатчика малой мощности, каким является, к примеру, мобильный телефон или рация «уоки-токи» вне зависимости от диапазона используемых частот, в бензоколонке не порождается ни «искр» любого рода, вида или сорта, ни нагрева каких-либо тел и объектов до температуры воспламенения бензина или его паров. Вообще. От слова «совсем». Или совсем от слова «вообще»!

Да, мощные радиопередатчики (примером коих в быту может служить магнетрон микроволновой печи) способны вызывать своим излучением термический эффект и вихревые токи в металлических предметах, порождающие электрические разряды – искры. Но это происходит внутри печи – в крошечном замкнутом объеме, спроектированном специально так, чтобы усилить сей эффект, и при подводимой мощности в пару киловатт. Для того же, чтобы учинить искрение и возгорание в металлических предметах на открытой местности, нужен радиопередатчик размером с сарай… Специалисты, разумеется, это подтверждают:

« По большому счету, телефон является источником электромагнитного излучения, а электромагнитное излучение таки способно порождать токи в токопроводящих цепях и металлических предметах. Соответственно, наведенный электрический ток может вызвать электрическую искру, которой под силу воспламенить пары топлива, – говорит Алексей Нагорных, коммерческий директор «АлтайСпецИзделия», компании, производящей блочные и мобильные АЗС. – Однако для того, чтобы это произошло, необходимо чтобы совпало слишком много невероятных условий: мощность передатчика должна быть существенно выше, чем у телефона, «принять» излучаемую энергию должна некая электрическая цепь, в которой способна образоваться искра, а вокруг этой искры пары топлива должны иметь определенную концентрацию для воспламенения…»

Поэтому, хотя телефон нередко связывают с воспламенением на бензозаправке, причина не в нем. Вот на этом видео, например, видно, что, хотя человек активно болтает по телефону, воспламенение происходит именно в момент касания рукой топливораздаточного пистолета:

Очевидно, что пары топлива, выходящие из бака, зажгла искра статического электричества, которое накапливается на синтетической одежде, но нам видится, что «возгорание произошло во время звонка мобильника!». А на этом видео показана куда более вероятная причина возгорания на АЗС «от мобильника»:

«Мобильник притягивает молнию»

Почему журналистов и британских ученых нельзя упрекнуть в откровенном вранье, когда они утверждают, что практически все пораженные молнией в последнее время люди имели при себе мобильник? Да потому, что мобильник сейчас есть у каждого – вне зависимости, бьет в него молния или нет… А «городская легенда» об опасности «притяжения» телефоном на себя молнии в грозу и последующего возгорания автозаправочной станции от нее не имеет под собой научной базы.

« Опасность притяжения телефоном молнии в грозу к человеку у колонки – это миф, – убежден Алексей Нагорных. – Электрический пробой при разряде молнии происходит по кратчайшему расстоянию от отрицательно заряженного канала от облака до положительно заряженной поверхности земли или любого предмета, находящегося на её поверхности. Поэтому молния бьет в высокие предметы: столбы, деревья, здания, молниеотводы и т.п. Так что находясь на заправке с сотовым телефоном, вы не «притянете» молнию – она притянется к молниеотводам или каким-то конструкциям на крыше навеса, которые гораздо выше человека с телефоном. Даже если заправка одиноко стоит на открытом пространстве, «притягательным» для молнии станет именно наличие возвышающегося токопроводящего предмета, а не собственно сам мобильный телефон в вашей руке…»

Так безопасен или нет телефон на заправке?!

Казалось бы, после всего вышесказанного, после развенчания всех глупых мифов этот вопрос задавать нелепо. Подождите-ка!

Телефон все же способен в ряде исключительнейших случаев стать источником огня – вот только не обязательно на автозаправке, и это не связано с радиоволнами, молниями или электромагнитными помехами! Это, образно выражаясь, вообще не связано с тем, что он – ТЕЛЕФОН .

« Согласно документам, которые регламентируют работу АЗС, взрывоопасными зонами считаются 3 метра вокруг каждой топливораздаточной колонки и 8 метров вокруг резервуаров хранения топлива, – продолжает Виталий Лысиков. – Дело в том, что воздух, насыщенный парами бензина, всегда вытесняется из бака автомобиля при его наполнении топливом и попадает в окружающее пространство. Это не аварийная ситуация, это нормально, и так происходит почти всегда, в штатном режиме работы колонки. Современные бензоколонки могут быть оснащены системой улавливания этих паров из бензобака и возврата в резервуары, но не все владельцы АЗС ее устанавливают, поскольку такая система предлагается не в целях усиления пожарной безопасности, а по экологическим соображениям» .

Да, в целом ряде нормативных документов, которыми регламентируется работа автозаправочной станции, нет прямого запрета или разрешения использования на территории АЗС непосредственно сотовых телефонов. Но согласно пункту 743 раздела XVI «Автозаправочные комплексы и станции» «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», во взрывоопасных зонах АЗС запрещено использовать ЛЮБОЕ оборудование, не сертифицированное по классу взрывозащищенности. Неважно – телефон это, детская игрушка на аккумуляторе, фонарик, электродрель или кофеварка!

А раз массовые мобильники относятся к классу электрооборудования, не имеющего взрывозащиты, то использовать на АЗС их запрещают нормы. И табличка с перечеркнутым телефоном вешается именно потому, что у водителя машины с высокой долей вероятности кроме телефона с собой другого электрооборудования просто нет!

Телефон с взрывозащитой – что это?

Для неспециалистов термин «взрывозащищенное оборудование» смутен и туманен. Тем паче неясно – может ли телефон быть «взрывозащищенным»? Разъясняем!

Вы наверняка сверлили электродрелью, а значит, видели через вентиляционные щели её корпуса, как искрит коллектор мотора! Вот это – классический пример НЕвзрывозащищенного оборудования. Если вы попытаетесь просверлить такой дрелью дырку где-нибудь в шахте, где повсюду скопления метана, хмурые парни в касках с фонариками на лбу (взрывозащищенными, кстати!) доходчиво объяснят вам, как вы неправы…

Иначе говоря, взрывозащищенным должно быть ЛЮБОЕ электрическое и электронное оборудование, работающее в местах, где возможно образование взрывоопасных газов и паров. На предприятиях и объектах химической, горной, нефтегазовой промышленности, на складах горючки и лакокрасочных изделий, в гальванических и аккумуляторных цехах, в покрасочных камерах и т.п. Электропроводка, выключатели и светильники, станки, инструменты и приборы, а также средства связи – радиостанции и мобильные телефоны – обязаны быть взрывозащищенными – этого требуют нормы безопасности.

Конструкция взрывозащищенных приборов и устройств в принципе исключает любую искру или нагрев, способные воспламенить горючие газы или пары. Корпусы приборов защищены от их проникновения, аккумуляторы, а главное, их контакты, закрыты герметичными крышками и т.п. Этот принцип на опасных производствах блюдется уже много-много лет.

А некоторое время назад появились и взрывозащищенные сотовые телефоны. К примеру, модели марок Sonim, RugGear и некоторых других. Стоят они сумасшедших денег и спрос на них ничтожен. Однако именно такой телефон можно совершенно официально, легально и на 146% безопасно использовать для звонков в непосредственной близости от струи льющегося бензина и в облаке его паров… Производитель гарантирует, что искра никогда не выйдет за пределы корпуса гаджета, горючие пары не попадут внутрь мобильника, а аккумулятор не самовозгорится, как это порой случается даже у айфонов…

« Основной источник пожаро-взрывоопасности электроприборов – это их локальный перегрев и искрообразование, – поясняет Алексей Нагорных. – Так как сотовый телефон, как правило, не перегревается так, чтобы вызвать возгорание, то опасность в возможности появления электрического разряда. Поэтому взрывозащищенные телефоны отличаются от незвзрывозащищенных прежде всего своей искробезопасностью: они имеют герметичный корпус, и вся электронная начинка телефона надежно изолирована от внешней среды, плюс корпусы таких телефонов выполняются из антистатических неискрообразующих пластиков: они не искрят при прикосновении и не «высекают искру» даже при падении на металлическую поверхность» .

Итоги

Надо сказать, что когда сайт в лице автора статьи приступали к подготовке этого материала, тема казалась гораздо проще, короче и легковеснее, а вылилась в весьма масштабное и, возможно, загрузное исследование… Но что же в итоге? А то получается, что мы вконец запутали читателя. Вроде ходовые мифы развенчаны, однако по нормам взрывозащиты любой мобильник, кроме редких специальных, способен-таки внезапно загореться у вас у руках и воспламенить пары топлива у колонки… Как же быть? Варианта тут, разумеется, два.

Первый, абсолютно безопасный, но неудобный тем, кто должен быть на связи в любую минуту, – оставить телефон внутри машины. При этом, разумеется, выключать или переводить его в авиарежим не нужно.

И вариант второй – иметь телефон при себе, в кармане или сумке, даже во время заливки бензина. И спокойно отвечать на срочный звонок, если вдруг вам поступит входящий вызов. Лично я выбираю последний вариант, считая, что риск воспламенения батареи или «выхода искр за пределы корпуса мобильника» по вероятности ничтожны, и этой опасностью можно пренебречь.