Имеет ли право школа сдавать в аренду помещения. Аренда помещения в школе Как занять помещения у школы

Ирина Самойлова

71780

14


Обрадуем наших читателей с первых строк: арендовать помещение в школе можно, это прямо предусмотрено законом. Более того, такая сделка часто выгодна обеим сторонам отношений. Оборудованные классы, спортивные и актовые залы, медицинские кабинеты - прекрасные места для частной практики репетиторов, психологов, массажистов, фитнес-тренеров и так далее. Ну, что заинтриговали? Тогда давайте выяснять, как арендовать недвижимость в школе, на что обратить внимание.

Фото с Flickr.com/Jodie Dee McGuire

Основные моменты

  • Школа как образовательное учреждение владеет своим имуществом на праве оперативного управления. Что это значит? Фактическим распорядителем является муниципальное образование города, района. Например, администрация, комитет по управлению имуществом. Собственники и учредители поименованы в уставе школы. Таким образом, учебное заведение вправе распоряжаться своим имуществом с согласия собственника.
  • Законодательно запрещено использовать недвижимость образовательного учреждения:
    • для торговли алкогольной или табачной продукцией, а также ее рекламы;
    • для организации собраний политических партий;
    • для ведения религиозной деятельности.
По поводу остальных видов предпринимательства ничего не сказано. Уточняется лишь то, что деятельность не должна мешать образовательному процессу.
  • Устав школы должен содержать пункт о возможности передачи во временное владение недвижимости.
  • Учредителями проводится экспертиза, которой устанавливается возможность ухудшения условий обучения. Если такая возможность установлена, то получить в аренду помещение не удастся. По сути, это субъективная оценка, требования и параметры которой ничем не регулируются.
  • Для того, чтобы получить во временное владение помещение образовательного учреждения необходимо почувствовать в аукционе. Подробнее об аукционах на право аренды читайте в статье «Как арендовать землю у государства» . Исключение: объект аренды - часть здания не больше 20 кв.м., при условии, что это площадь не превышает 10% от общей площади школы. В этом случае торги не проводятся.

Преимущества аренды помещения у школы

  • Низкая арендная плата.
  • Хорошее расположение.
  • Оборудованные кабинеты и залы - наличие компьютеров, тренажеров, учебных материалов и литературы.
  • Большая клиентская база, не выходя из офиса.
  • Возможность обойтись без процедуры торгов.

Почасовая аренда в школе: что это, и кому подходит

Если Вы только начинаете свой бизнес в сфере образовательных или консультационных услуг, то нет смысла заключать стандартныйдоговор аренды. В кабинете можно проводит часовые занятия по иностранному языку, психологические тренинги для подростков и их родителей. Помещение на пару часов актуально, если у Вас не так много клиентов, и они не разбросаны по времени.

Что должно быть в договоре:

  • Полный срок, например - в течение года ежедневно с 17–00 до 19–00.
  • Описание помещение - расположение, площадь и наполнение. При этом, подробно описать наполнение помещение - количество компьютеров, их техническое состояние, мебель и так далее можно как в самом договоре, так и в дополнительном акте передачи.
  • Размер платы за час - примерная стоимость по Москве 200–500 рублей. Для сведения - час репетитора по английскому стоит от 1000 рублей и выше.
  • Цель использования.
  • Санкции за несоблюдение срока оплаты.
  • Расторжение и изменение договора.
Это основные моменты, остальное зависит от конкретной ситуации. Названные нюансы подходят и для обычной аренды на год и более.
Внимание: подписывая договор, сконцентрируйтесь на описании состояния помещения и санкциях за порчу имущества.

Стандартная аренда помещения в школе

Если вы снимаете помещение в школе без указания на почасовой характер, то вы сможете им пользоваться в течение всего дня. Примерная плата - от 5 до 15 тыс. руб. в месяц. Стоимость должна устанавливаться на основании экспертной оценки. Как правило, в образовательных учреждениях аренда на 15–20% дешевле, чем в крупных бизнес-центрах того же района.

На что обратить внимание

  1. Долгосрочное распоряжение, больше одного года регистрируется в юстиции, краткосрочное нет.
  2. Прежде чем переносит стены или красить их в яркий цвет - прочитайте договор. Переоборудовать нельзя - это общее правила. В договоре может быть отдельно предусмотрена такая возможность. Что касается ремонта, то этот момент тоже оговаривается отдельно. Сложившаяся практика - капитальный делает арендодатель, текущий - арендатор.
  3. Коммунальные платежи обычно рассчитываются отдельно от арендной платы.

Поиск и разведка

Поищете школу, у которой уже есть опыт в сдаче имущества в аренду, меньше проблем и вопросов. Оцените транспортную доступность - удобно ли будет вам и вашим клиентам добираться. Наладьте контакт с директором, если позволяет финансовое положение, спросите, в чем нуждается школа и принесете это в дар. Переговорите с директором о наличии незадействованных кабинетов, попросите посмотреть. Оцените помещение, есть ли техника, обучающие материалы, каково общее впечатление от кабинета.


Официальный

Когда доверие установилось, пишите письмо на имя директора с просьбой предоставить помещение во временное пользование, сразу указывайте цели, срок и подтверждайте статус ИП или другого юридического лица.


Ожидание

Письмо передадут в администрацию, а там проведут экспертизу и решат можно или нельзя предоставить кабинет.


Договор

Пока будут думать собственники имущества, не теряйте времени и вы. Запишите все нюансы, которые могут возникнуть в процессе и постарайтесь их урегулировать на этапе согласования условий. Можете с помощью юриста подготовить свой вариант договора, кто знает, может он придется администрации школы по вкусу.

Сдача имущества, закрепленного за школой, в аренду

Учредитель закрепляет имущество за государственными и муни­ципальными образовательными учреждениями на праве оператив­ного управления (ст. 120 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 39 Закона РФ «Об обра­зовании»).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отноше­нии закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, уста­новленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения,пользования и распоряжения им. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. В уставе образова­тельного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельнос­ти образовательного учреждения по сдаче имущества как форма ис­пользования имущества, закрепленного за образовательным учреж­дением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального за­кона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хо­зяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возмож­ными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), зак­репленного за образовательным учреждением, или имущества, при­обретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собствен­ником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13). Данное требование при буквальном толковании ставит под сомнение саму возможность сдавать имущество государственных и муниципальныхобразовательных учреждений в аренду. Правоприменительная прак­тика показывает, что отношения по сдаче школьного имущества в арен­ду осуществляются на основании п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образо­вании», согласно которому образовательное учреждение вправе выс­тупать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом не устанавливаются какие-либо исключения для государственных или муниципальных учреждений.

Упомянутый Федеральный закон № 122-ФЗ исключил из Закона РФ «Об образовании» и нормы, устанавливающие особенности сдачи в аренду имущества государственного или муниципального образова­тельного учреждения - необходимость получения согласия на сдачу имущества в аренду от учредителя. Однако это не означает, что теперь школы могут безо всяких ограничений, без ведома учредителя сдавать имущество в аренду. Ведь в любом случае заключению договора арен­ды должна предшествовать экспертная оценка последствий такого до­говора для обеспечения образования, воспитания, развития детей,которая проводится учредителем . Если в результате экспертной оцен­ки установлена возможность ухудшения указанных условий, то договор аренды не может быть заключен. А если такая экспертиза не проводи­лась, договор аренды может быть признан недействительным (п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российс­кой Федерации»). На федеральном уровне никак не урегулирована про­цедура и критерии проведения экспертной оценки. Поэтому фактичес­ки учредитель имеет достаточно большую свободу усмотрения при про­ведении экспертной оценки, и на практике она приравнивается к даче его согласия на сдачу имущества в аренду. В приложении № 6 приведе­на примерная форма акта экспертной оценки, разработанная Комите­том по образованию Санкт-Петербурга.

Следует специально отметить неправомерность сдачи имущества, закрепленного за государственными и муниципальными образова­тельными учреждениями, собственником. Как было отмечено выше, по общему правилу арендодателем имущества выступает его соб­ственник, однако Гражданский кодекс РФ, определяя права учрежде­ния и собственника имущества, закрепленного за ним, не предусмат­ривает право собственника по своему усмотрению распоряжаться имуществом, закрепленным за образовательным учреждением, за исключением случаев изъятия излишнего, неиспользуемого либо ис­пользуемого не по назначению имущества. Собственник вправе рас­порядиться имуществом по своему усмотрениютолько после его изъятия, т.е. прекращения права оперативного управления образо­вательного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, местная администрация, выполняющая полномо­чия собственника имущества муниципальной школы, вправе сдать в аренду или иным образом распорядиться имуществом школы только после его изъятия в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 296 ГК РФ, и прекращения права оперативного управления учреждения на такоеимущество. Такой позиции придерживается и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Москов­ского округа от 20 января 2005 г. по делу № КГ-А40/12160-04).

Договор аренды должен соответствовать требованиям главы 34 Гражданского кодекса РФ.

Договор аренды любого имущества, стороной которого является школа, заключается в письменной форме. Договор аренды недвижи­мого имущества - зданий, сооружений, помещений школы, заклю­ченный на срок не менее года, подлежит государственной регистра­ции и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним проводится территориальным органом Федеральной реги­страционной службы Министерства юстиции РФ, действующим на тер­ритории соответствующего регистрационного округа по месту нахож­дения недвижимого имущества (п. 1 ст. 9 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним»).

С заявлением о государственной регистрации права аренды недви­жимого имущества может обратиться одна из сторон договора арен­ды недвижимого имущества (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помеще­ния в них или части помещений, к договору аренды недвижимого иму­щества, представляемому на государственную регистрацию прав, при­лагаются поэтажные планы здания, сооружения, на которых обознача­ются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуе­мой площади. Договор аренды помещения или части помещения ре­гистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним»).

В приложении № 5 представлена модель договора аренды помеще­ния школы для осуществления продажи канцелярских товаров и учеб­ной литературы.

Бюджетный кодекс РФ рассматривает средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользова­ние или во временное пользование имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, как доходы соответствующего бюджета (п. 1 ст. 42). Поступившие от сдачи имущества в аренду средства обычно отражаются на лицевых счетах бюджетных образовательных учреждений, открытых в органах казначей­ства, и направляются на их содержание в качестве дополнительногоисточника бюджетного финансирования. Такая норма должна присут­ствовать в региональном или муниципальном бюджете (в зависимости от того, кто является собственником учреждения) на соответствующий год*. Таким образом, доходы от аренды имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования школы только при на­личии специального решения учредителя-собственника.

Содержание: Школа – это, прежде всего, собственность государства. Обычным договором об аренде нежилого помещения не обойтись, если речь идет о необходимости арендовать территорию, официально принадлежащую школе. Но выгода от такой аренды может быть обоюдной – как для желающих развить свой бизнес на школьной территории, так и самому учебному учреждению. Внимание первого ориентировано на недорогую стоимость аренды из-за того, что помещение бюджетное, а второго – на возможность привнести в бюджет заведения лишние средства, которые для школ просто необходимы. Всякое учреждение имеет право действовать в отношении своих зданий и помещений на собственное рассуждение, не выходя за рамки своего целевого назначения, о чем гласит ст. 296 в Гражданском Кодексе Федерации. А вот 39 статья российского Закона «Про образование» разрешает заведению выступать в роли арендодателя.

Вправе ли школы сдавать площади в аренду?

ФЗ N124-ФЗ гласит:»Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.
Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.
Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством».

Может ли школа сдавать помещения в аренду?

Все 107 договоров аренды заключены на срок 11 месяцев.Поступления от сдаваемых университетом помещений в аренду в 2010 году составляли 72,8 млн рублей, которые были израсходованы на: работы и услуги по содержанию имущественного комплекса — 38,7 млн рублей; прочие услуги — 10,8 млн рублей; уплату налогов — 10,4 млн рублей; заработную плату и начисления — 0,8 млн рублей; приобретение оборудования и материалов — 3,2 млн рублей; услуги связи — 1,3 млн рублей.Договоры аренды заключались университетом на конкурсной основе в соответствии с установленной законодательством процедурой.Проверками устанавливались поступления арендных платежей: в Мордовском государственном университете им.

Н.П.Огарева — 8,9 млн рублей; в Санкт-Петербургском государственном горном университете им.

Как арендовать помещение в школе

В Московском физико-техническом институте (государственном университете), расположенном в г.
Долгопрудном Московской области, было арендовано у сторонних организаций для проведения учебного процесса 2 объекта недвижимости общей площадью 1955,7 кв.


м. Аренда их обошлась университету в 3,4 млн рублей в 2010 году.При проверках ряда федеральных образовательных учреждений выявлялись отдельные факты несоблюдения требований нормативных правовых актов: федеральное имущество использовалось сторонними организациями без оформления договорных отношений, например, центрами коллективного пользования (временно не используемой университетами научно-исследовательской аппаратуры); фактически некоторыми сторонними организациями занималась площадь несколько больше, чем определено договором аренды; ряд договоров аренды заключен без согласования с собственником федерального имущества.

Аренда помещения в школе

В уставе образова­тельного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельнос­ти образовательного учреждения по сдаче имущества как форма ис­пользования имущества, закрепленного за образовательным учреж­дением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп.


6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред.
Федерального за­кона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хо­зяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возмож­ными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), зак­репленного за образовательным учреждением, или имущества, при­обретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собствен­ником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13).

Школа сдает в аренду помещение

Поэтому фактичес­ки учредитель имеет достаточно большую свободу усмотрения при про­ведении экспертной оценки, и на практике она приравнивается к даче его согласия на сдачу имущества в аренду.
В приложении № 6 приведе­на примерная форма акта экспертной оценки, разработанная Комите­том по образованию Санкт-Петербурга. Следует специально отметить неправомерность сдачи имущества, закрепленного за государственными и муниципальными образова­тельными учреждениями, собственником.
Что касается арендных отношений, то общие положения об аренде изложены в Гражданском кодексе РФ в главе 34 «Аренда».Так, в статье 606 ГК РФ определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; доходы, полученные арендаторами в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (ст. 607 ГК РФ).Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и обслуживания детей.

Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Таким образом, договор аренды может быть заключен, если после проведения оценки последствий заключения такого договора учредителем не будет установлена возможность ухудшения условий обучения и социального обслуживания детей, а также нарушений прав обучающихся.

Отвечает старший помощник прокурора Курской области по правовому обеспечению Татьяна ПЕРОВА: «Согласно пункту 11 статьи 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1«Об образовании», пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательное учреждение вправе с согласия собственника сдавать закрепленное за ним имущество в аренду.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, социальной защиты и обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Таким образом, договор аренды может быть заключен, если после проведения оценки последствий заключения такого договора учредителем не будет установлена возможность ухудшения условий обучения и социального обслуживания детей, а также нарушений прав обучающихся.

Нормами действующего законодательства запрещено сдавать в аренду объекты недвижимости образовательных учреждений для распространения и рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых не его основе, деятельности политических партий и религиозных организаций. Кроме того, не допускается передача в аренду жилых помещений в общежитиях образовательных учреждений для использования под офис и другие цели, не относящиеся к прямому назначению этих помещений, для незарегистрированной индивидуальной трудовой педагогической деятельности, а также аренда фасада и крыши зданий и сооружений, которые не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Статьей 614 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Контроль за использованием закрепленного за образовательными учреждениями имущества возложен на органы местного самоуправления, федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения. Надзор за законностью использования имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, осуществляют органы прокуратуры».

Вверх — Отзывы читателей (0) — Написать отзыв — Версия для печати

Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Школа – это, прежде всего, собственность государства. Обычным договором об аренде нежилого помещения не обойтись, если речь идет о необходимости арендовать территорию, официально принадлежащую школе. Но выгода от такой аренды может быть обоюдной – как для желающих развить свой бизнес на школьной территории, так и самому учебному учреждению. Внимание первого ориентировано на недорогую стоимость аренды из-за того, что помещение бюджетное, а второго – на возможность привнести в бюджет заведения лишние средства, которые для школ просто необходимы.

Всякое учреждение имеет право действовать в отношении своих зданий и помещений на собственное рассуждение, не выходя за рамки своего целевого назначения, о чем гласит ст. 296 в Гражданском Кодексе Федерации. А вот 39 статья российского Закона «Про образование» разрешает заведению выступать в роли арендодателя. Важная деталь:

  • учебное заведение должно иметь устав, в котором было бы описано, в каком порядке и под какие условия происходит сдача в аренду хозяйственных и других помещений учебного здания;
  • этот же устав обязуется наложить запрет на невыгодные сделки, вследствие которых вероятно отчуждение школьных помещений, а это недопустимо.

Как школе правильно сдать в аренду помещение или территорию?

Чтобы не допустить ошибок и не наткнуться на скандал или судебное обязательство, учредители школьного заведения должны побеспокоиться о таких деталях заключения арендной сделки:

  • школа не имеет права без обращения в специальные Фонды сдавать помещения площадью более 200 кв. м;
  • в некоторых случаях можно предусмотреть дополнительный документ или договор, где будут согласованы между сторонами способ и порядок возмещения расходов государственной структуре по тепло-, электроэнергии, водоснабжению и канализации;
  • местные структуры самоуправления могут предоставлять школам специально разработанные методики по расчету стоимости аренды, возмещения коммунальных расходов, порядок оплаты и прочее;
  • учредитель учебного заведения должен заключить отдельный договор, если в аренду идет также школьное оборудование и имущество вне помещения;
  • прежде чем подписывать договор, проводится оценка эксперта, который должен выяснить риски и последствия, что могут сказаться на репутации заведения и процессе образования. Инициатор такой оценки – сам учредитель, в последующем именно он контролирует использование помещений и несет ответственность;
  • если экспертная оценка выявит, что предстоящая аренда будет иметь негативное влияние на учебу детей, заключение договора недопустимо;
  • без предварительной экспертизы или в результате выявленных позже нарушений, в ходе экспертной оценки, договор будет признан недействительным;
  • оценка имеет субъективный характер, в законе нет предпосылок и критериев к ее осуществлению.

Что нужно знать бизнесмену, заключающему договор аренды со школой?

Арендатор также может пострадать из-за просчетов сделки со школой или ошибок договора, который регламентирует все отношения между бюджетным заведением и частным бизнесом (будь это юридическое лицо, либо же физическое). Арендатор должен учесть следующие нюансы:

  • изучить законы государства об аренде, подготовить договор по правилам и требованиям закона РФ, что можно детальнее рассмотреть в главе 34 Гражданского Кодекса;
  • так как заведение (школа) имеет государственную принадлежность, то аренда, которая планируется арендатором, превышает по срокам 1 год, должна быть известна службам государственной регистрации. То есть, такой договор, длительностью больше года обязан быть зафиксированным в органах Федеральных регистрационных служб по местности. Достаточно обращения любой одной стороны в эти органы для фиксации договора.

Учредители учебных заведений и арендаторы должны знать, кому принадлежит выручка от аренды госпомещения. В Бюджетном кодексе указано, что выручка от аренды, рента, которую получает школа от арендатора, принадлежит соответствующему бюджету (учреждения), но только после уплаты налоговых обязательств и сборов государству, а также налога на землю в некоторых отдельных случаях.