Имеет ли право виновник дтп выбирать автосервис. Что делать, если сто затягивает ремонт по осаго. Но ведь теперь есть ремонт по осаго вместо выплаты деньгами! ура

Последствия страховых случаев всегда требуют своего устранения. Каждый раз они имеют разный тип и сложность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это может быть ущерб транспортному средству или дорожной инфраструктуре, вред здоровью и жизни участников движения (водителей, пешеходов или пассажиров).

Страховые компании обязуются выделять деньги для устранения этих последствий, как прописано в договоре по ОСАГО.

Известно, что процесс выплаты – трудоемкий и затяжной процесс. Многие страхователи воспринимают его как головную боль. Для упрощения процедуры можно получать и направление на ремонт по ОСАГО. Это касается случаев, когда последствием стал ущерб автомобилю.

Когда сразу можно получить направление на ремонтное восстановление ТС? Куда обращаться и в какие сроки? Потребуются ли для этого дополнительные документы? На данные и другие вопросы мы дадим ответы в представленной статье.

Как прописано в законе на 2019 год

Последние изменения в были внесены еще в 2014 году. С того момента мы стали иметь два способа возмещения вреда автомобилю после ДТП: старый – страховая выплата, новый – направление ТС на ремонт.

Это значит, что у страховщика и страхователя есть право выбирать удобный для себя способ устранения последствий страхового случая.

Направление на ремонт по ОСАГО с 1 января 2019 осуществляется на основе действующего законодательства.

Также законодательство регламентирует то положение, что если пострадавший выбирает техническое обслуживание, а не денежную выплату, то осмотр и ремонтные работы будет проводить СТО не по выбору потерпевшего, а с которым ранее страховщик заключил договоренность о сотрудничестве.

Также закон «Об ОСАГО» позволяет страхователю предварительно ознакомиться со списком станций технического обслуживания, которые заключили договор с СТО.

Если есть выбор, то самостоятельно определиться с тем отделением, которое далее будет ремонтировать ваше транспортное средство.

В отдельных случаях страховые компании могут пойти на уступки, чтобы клиент самостоятельно предлагал свои варианты ремонтных служб, но при этом они должны удовлетворять страховщика в плане финансовой доступности и качества обслуживания.

Помните, что СК не будут переплачивать на сервисе, а также их не удовлетворит плохая работа, которая потом может стать причиной поломки транспортного средства или даже наступления страхового случая.

Направление на ремонт по ОСАГО к официальному дилеру возможно лишь тогда, когда страховая организация сотрудничает с такими автосалонами.

Это не редкость, ведь банки крупные СК имеют длительные партнерские отношения со многими отечественными и иностранными автодилерами.

Можно ли получить направление на ремонт по ОСАГО

Многие страховщики практически во всех случаях не отказывают потерпевшим, потому что имеют выгоду от такого способа устранения последствий ДТП.

Это объясняется тем, что страховая компания может навязать ремонт в дешевой мастерской, может установить дешевые запчасти, но при этом сам автомобилист не контролирует и не вмешивается в процесс, потому что он ранее подписал заявление на пользование таким сервисом.

Таким образом, СК может сэкономить достаточно приличную сумму денег и прибавить ее к своей прибыли, а не на пользу транспортного средства их клиента.

Зачастую страховщики сами навязывают своим клиентам направление на ремонт вместо денежных компенсаций, аргументируя это тем, что существует лимит по ОСАГО, что вам не придется самостоятельно заниматься работами по восстановлению собственного транспортного средства.

Не исключаются ситуации, когда сотрудники СТО во время приема транспортного средства или даже при ремонте могут обнаружить скрытые повреждения, которые ранее не обнаружила независимая экспертиза. Это можно урегулировать с помощью согласования.

Если же СТО подтверждает об умышленных повреждениях, то потерпевшему могут отказать в обслуживании, направление аннулируют и ремонт придется проводить за личный счет.

Образец

Без этого документа станция технического обслуживания не сможет провести ремонт транспортного средства без оплаты.

Если в вашем случае денежные средства выделяет страховщик, то вам следует предоставить именно направление, чтобы подтвердить факт оплаты услуг СТО страховщиком.

Согласно , такое направление на ремонтные работы в обязательном порядке должно содержать информацию:

  • о пострадавшем, который получил направление от страховщика;
  • о , чтобы подтвердить цели и обстоятельства, разрешающие проводить ремонт автомобиля в СТО;
  • о самом автотранспортном средстве, над которым будут проводить ремонтные работы;
  • о станции технического обслуживания, которая уполномочена проводить ремонт ТС страхователя и которой страховая компания будет оплачивать стоимость произведенных для восстановления работ;
  • о сроках выполнения ремонта;
  • о возможной доплате самим пострадавшим, если стоимость ремонтных работ превышает лимит, предусмотренный .

Такое случается зачастую, потому что аварийная ситуация может привести к поломке дорогих деталей, которые нельзя починить, а нужно лишь менять на новый аналог, особенно это касается иномарок класса люкс.

В данном деле направление является главным документов, как и распоряжение о выплате по ОСАГО. Поэтому он еще содержит подписи и печати, что заверяет его подлинность.

Куда обращаться

Данная процедура в формальном плане ничем не отличается от тех случаев, когда вы выберете получение денежной компенсации.

В обоих случаях нужно обращаться к страховщику виновника происшествия. Единственное отличие – это документ, с которым следует подавать запрос о возмещении.

Если вы выбираете ремонтные работы, то в страховую компанию обращаетесь с заявлением для получения направления для ремонта вашего автомобиля.

Необходимые документы

Прежде чем обращаться в страховую компанию для возмещения ущерба, мы рассматриваем случаи с направлением на ремонтные работы, следует собрать пакет требуемой документации.

Ремонт по полису страхования гражданской ответственности может осуществляться лишь на основании заявления потерпевшего, которое подается страховщику вместе с пакетом документации.

Среди них числятся:

  1. Копии личных документов потерпевшего.
  2. Копия страхователя.
  3. , который оформляет уполномоченный инспектор ГИБДД.
  4. Заключение независимой экспертизы.

Рассмотрим детально последний документ из представленного списка. Заявление оформляется жертвой страхового случая с запросом получения возмещения вреда в натуре, другими словами произвести ремонтные работы для возобновления поврежденного автотранспорта.

В документе также следует указать конкретную станцию технического обслуживания, которая будет проводить ремонт.

Перечень СТО предоставляет страховщик, потому что он с ними сотрудничает, об этом условии он должен извещать своих клиентов ранее.

Рассматривает страховщик полученные документы в течении 20-дневного срока (как правило, считаются рабочие дни). Период для принятия решения выделяется точно такой же, как и для денежной компенсации.

За это время страховая компания выносит вердикт, и в случае одобрения выписывает направление на ремонтные работы для восстановления состояния транспортного средства.

Сроки

С ремонтом страховщик и партнерский сервис СТО не должны затягивать по срокам. Рассмотренные ранее Правила регламентируют этот момент.

Срок проведения ремонтных работ станцией технического указывается самими сотрудниками мастерской в момент приема транспортного средства. Эта отметка делается в самом направлении на ремонт.

Указанны срок можно менять, но лишь по согласованию всех сторон процесса, о чем так же все информируются ранее. Такой порядок регламентирует пункт 4.17 Правил.

От страхователя нужна бдительность, потому что следует следить за правильностью проведения процедуры, за соблюдением всех сроков.

Если СТО или страховщик не выполняют свои обязанности, то можно оформить соответственное заявление и потребовать назначить другую компанию по ремонту.

В таком случае пострадавший может отказаться от предлагаемого ремонта и заняться его организацией самостоятельно.

Порядок ремонта автомобиля

Перед этим следует этап экспертной оценки убытков от происшествия. После этого специалист приглашает потерпевшего на разговор и предлагает ему выбрать один из следующих вариантов устранения последствий от происшествия:

  1. Пострадавший может забрать денежные средства (максимум – 400 000 рублей ) и самостоятельно заняться процессом восстановления автомобиля.
  2. Страхователь соглашается на ремонт, которым займется автосервис – партнер страховщика.

Если вы выбираете второй способ, то должны быть ознакомлены с порядком проведения ремонтных работ, хоть и не будете принимать участие даже в их организации.

Это предусматривает следующие этапы:

  1. Ремонтные работы начинаются с предварительного осмотра и повторной диагностики транспортного средства.
  2. Специалисты описывают места, которые следует чинить, выбирают детали, требующие замены.
  3. Покупка нужных запчастей, непосредственный ремонт автомобиля.
  4. Сдача ТС, повторная проверка его исправного состояния.
    Закон «Об ОСАГО», а именно – не исключает право потерпевшего оспаривать качество проведенных ремонтных работ.

Если страховщик и СТО решили не только вложиться в лимит полиса автогражданки, но и присвоить себе оставшуюся сумму, то страхователь может обжаловать такие действия в судебном порядке с помощью услуг опытного автоюриста.

Каким способом устранения последствий воспользоваться – это дело каждого потерпевшего. Следует для самого себя взвесить все преимущества и недостатки каждого способа.

Преимуществами ремонтных работ на СТО от страховой компании считается то, что потерпевший не занимается самостоятельным поиском автосервиса, не ищет самостоятельно все нужные детали для возмещения ущерба транспортному средству; ремонт осуществляется за максимально короткие сроки, потому что все стороны не заинтересованы в затягивании данной процедуры.

С 28.04.2017 вступят в силу изменения в Закон об ОСАГО относительно ремонта автомобиля по ОСАГО после ДТП. Указанные изменения распространяются только на договоры ОСАГО, заключенные после 28.04.2017 (ст. 3 ФЗ от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

До изменений потерпевший мог выбрать, каким способом получать страховое возмещение: деньгами или в натуре (ремонтом). С 2017 года выбор возможен только для некоторых категорий потерпевших.

Для физических лиц (за некоторым исключением), владеющих легковыми автомобилями, зарегистрированными на территории РФ, предусмотрен по ОСАГО ремонт автомобиля вместо выплат.

В каких случаях выплата по ОСАГО осуществляется денежными средствами?

____________________________________________________________

Кто может выбрать выплату деньгами по ОСАГО вместо ремонта (изменения ОСАГО 2017)?

Если договор ОСАГО заключен до 28.04.2017, то потерпевший может сам выбирать, в каком виде получать страховую выплату: деньгами или путем ремонта на СТО по направлению страховщика. Выбор за потерпевшим, а не за страховой компанией.

Если договор ОСАГО заключен после 28.04.2017, то выбор способа получения страхового возмещения (выплата или ремонт) по ОСАГО, возможен только в следующих случаях:

— если собственником любого транспортного средства является не гражданин (п. 15. ст. 12 Закона об ОСАГО);

— если пострадал не легковой автомобиль, независимо от категории собственника (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);

— если транспортное средство зарегистрировано не в РФ, независимо от категории ТС и собственника (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);

— если потерпевшему в результате ДТП средней тяжести или тяжкий (пп. в. п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО);

— если потерпевший является инвалидом, имеющим ТС в соответствии с медицинскими показаниями, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения; (пп. г. п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Таким образом, когда поврежден легковой автомобиль, находящийся в собственности гражданина, зарегистрированный на территории РФ, возмещение ущерба по ОСАГО после ДТП с 2017 года осуществляется путем ремонта, исключение составляют инвалиды и потерпевшие, здоровью которых причинен вред, указанные выше.

Случаи получения физическими лицами выплаты деньгами по ОСАГО после ДТП с 2017 перечислены в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО:

— полная гибель ТС;

— смерть потерпевшего (наследники получают исключительно деньгами);

— при выборе такой формы возмещения ущерба потерпевшим, здоровью которого причинен вред (тяжкий или средней тяжести);

— при выборе такой формы возмещения ущерба потерпевшим-инвалидом, имеющим ТС в соответствии с медицинскими показаниями;

— стоимость ремонта больше страховой суммы (с 2014 года страховая сумма - 400 тыс. руб.) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт ( );

— стоимость ремонта больше установленной по европротоколу, если ДТП оформлялось таким образом, и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт;

за причиненный вред и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт;

При наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем);

Есть еще 3 случая, когда потерпевший может получить выплату по ОСАГО с 2017 не ремонтом, а деньгами, но они в законе об ОСАГО так спрятаны, что не каждый их увидит.

1. Абзацем 6 п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО предусмотрено право потерпевшего на выплату деньгами, если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. При согласии потерпевшего страховщик может его направить на такую станцию, но если согласия нет, то только деньги.

2. Пунктом 3.1. ст. 15 Закона об ОСАГО установлено, что при заключении договора ОСАГО страхователь вправе выбрать СТО, соответствующую требованиям закона, из предложенных страховщиком или по согласованию со страховщиком (согласие страховщика в письменной форме) другую СТО (следует понимать «не из перечня»). Выбор СТО указывается в заявлении на страхование. Страховщик при наступлении страхового случая в рамках прямого возмещения убытков обязан будет направить потерпевшего на согласованную СТО. Если такая возможность будет отсутствовать (причины в законе не указаны), то потерпевший вправе получить страховую выплату по ОСАГО деньгами или выбрать другую СТО, предложенную страховщиком. При этом согласие на другую СТО должно быть оформлено в письменном виде.

3. Если Банк России выявит 2 и более раз в течение года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе по организации или оплате, то Банк вправе (но не обязан) запретить такому страховщику осуществлять возмещение ущерба путем организации ремонта на срок до 1 года. После даты принятия решения Банком выплаты осуществляются деньгами, если потерпевший не даст согласие на проведение ремонта. При этом потерпевший должен быть уведомлен страховщиком о решении Банка, а сам страховщик направить подтверждение уведомления и согласие на ремонт в РСА (п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО)

Ещё два года назад в случае возникновения аварии на дороге пострадавшая сторона могла обратиться в страховую компанию и получить на ремонт по ОСАГО. Но с 1 сентября 2014 года начали действовать поправки в законодательстве, регулирующем этот вид страхования. Теперь пострадавший может обратиться в страховую и отдать свою машину в мастерскую, где восстановление и замена необходимых частей будет проведена бесплатно.

После ДТП часто возникает вопрос — как лучше поступить: выполнить ремонт автомобиля за счёт страховой компании или взять деньги

Давайте определимся, какой вид страхового возмещения - деньги или ремонт - более выгоден для владельца повреждённой машины.

Материальное возмещение

Такой способ большинство считает более надёжным, так как получив деньги от страховщика, имеют возможность самостоятельно выбрать сервис, в качестве услуг которого не сомневаются.

Когда нужно точно выбирать деньги, а не соглашаться на ремонт авто по ОСАГО:

  1. Если мастера в сервисе, где вам предлагает провести восстановление машины страховая компания, честно сообщают, что на выделенные деньги выполнить качественное восстановление они не в состоянии. Очень частая ситуация, когда страховщик занижает сумму реально необходимой выплаты.
  2. Если ни один автосервис из предложенного вам списка не подходит по какому-то критерию - отсутствию хороших отзывов о работе, далёкой расположенности от места жительства и т. д.
  3. Если вы понимаете, что физически не сможете следить за ходом работ, и поэтому не можете быть уверены, что ремонт машины по ОСАГО будет качественным.

Ремонт автомобиля за счёт страховой компании

Метод «ремонт вместо денег» уже давно и широко применяется , но его нельзя сравнивать с ОСАГО, ведь размеры страховых взносов в том и в другом случае различаются в десятки раз.

Но всё же есть случаи, когда вполне благоразумно будет выбрать оплаченный ремонт:

  1. Если повреждения не слишком серьёзные, не требуется замена частей и узлов автомобиля, необходимы только кузовные работы.
  2. Если в списке страховой компании есть автомастерская, качество работы которой вас устраивает или которая является официальным дилером марки вашей машины.

Однако, чтобы получить направление на ремонт по ОСАГО, необходимо соблюсти сложную процедуру.

Необходимые документы

Ждёт от вас пакет следующих документов и справок:

  • бумаги, предоставляемые сотрудниками ГИБДД - справка о происшествии, а также протокол или постановление о совершённом административном правонарушении;
  • документы, подтверждающие право собственности на ТС и вашу личность - паспорт, ПТС, технический паспорт на авто или доверенность;
  • результаты осмотра автомобиля;
  • заполненное извещение об аварии.

Процедура приёмки и оценки ущерба

После сбора всех необходимых документов взаимодействие со страховой компанией проходит следующим образом:

  1. Вы приезжаете в офис компании с пакетом подготовленных документов.
  2. Производится осмотр автомобиля и выявляются полученные повреждения.
  3. Автостраховщик проводит калькуляцию и выдаёт направление на восстановление автомобиля, где указана стоимость процедуры. Такой документ по закону вам обязаны выдать в течение 20 календарных дней, не считая выходных и праздничных дней.
  4. В автомастерской вы можете ознакомиться с перечнем услуг, стоимость которых возмещает . Замена некоторых узлов и запчастей чаще всего будет оплачиваться отдельно из вашего кармана.

После осмотра машины автостраховщик делает расчёт стоимости ремонта

Как рассчитывается сумма, выделяемая на ремонт

Каждый случай ремонта требует отдельных подсчётов, но есть установленные нормы, которые были рассчитаны при участии Российского союза автостраховщиков.

Они предусматривают:

  • стоимость одного нормо-часа;
  • среднюю рыночную стоимость конкретных запчастей.

Оценщик резюмирует все выявленные повреждения, уточняет необходимое для восстановления машины время и список запчастей, а после этого суммирует все получившиеся расходы. Конечно, это чисто теоретическая ситуация. В реальной жизни страховщики часто занижают стоимость этих работ, чтобы сократить свои расходы. Поэтому иногда встречаются ситуации, когда выделенной суммы возмещения не хватает на ремонт.

Эта ситуация может выявиться уже на СТО, где мастера сообщат вам о необходимости доплаты недостающей суммы. Тогда вы можете вместо возмещения ремонта выбрать денежную выплату и найти сервис, где такие же работы вам проведут дешевле. Другой вариант - доплатить за запчасти, если сумма невелика, а в надёжности автосервиса вы уверены.

В любом другом случае разрешить проблему можно только путём обращения в суд.

Где можно отремонтировать авто?

Выбирая в качестве возмещения бесплатный ремонт, вы не имеете права выбирать автомастерскую. Этим занимается представитель страховщика. Но список таких сервисов довольно широк, поэтому лучше всего, если вы произведёте ремонт по ОСАГО у официального дилера. Это выйдет дороже, чем на среднестатистической станции ремонта, но здесь вы можете быть уверены в качестве выполненных работ.

Тем более что при покупке нового автомобиля автодилер всегда предупреждает клиента, что гарантия, выдаваемая на машину, будет действовать только в том случае, если ремонт и замена деталей проводится официальным сервисным центром.

Ремонт у дилера по ОСАГО не является гарантией того, что авто будет починено качественно. Но если у вас есть возможность отдать авто в ремонт именно туда, лучше выбрать вариант с дилером. Если же важнее сэкономить на ремонте, то к вашим услугам другие мастерские в списке страховщика.

Каждый конкретный случай аварии, в результате которой автомобиль приходится чинить, нужно рассматривать отдельно. Ведь выбор материальной компенсации и ремонта зависит от множества обстоятельств. Но и в том, и в другом случае необходимо позаботиться об оформлении необходимого пакета документов.

Вопрос Ответ
Машина направляется в специализированное СТО, заключившее договор со страховой компанией.
Нет, стоимость определяется среднерыночными показателями за новые запчасти.
Денежная выплата предусмотрена, если:

· автомобиль не подлежит восстановлению;

· стоимость работ превышает максимальную сумму по договору;

· в случае смерти или получения серьезных повреждений пострадавшим;

· если потерпевший является инвалидом;

· такая возможность допускается условиями договора.

Наличными, в представительстве компании или перечислением на счет в банке, согласно реквизитам, указанным в заявлении.
Пострадавший предоставляет страховщику необходимый комплект документов, СК организует независимую экспертизу и принимает решение о направлении машины на СТО или выплате средств.
Да, с письменного разрешения страховщика.
Направление составляется с включением Ф. И. О. клиента, сведений о машине, договорных реквизитов, наименования и месторасположения СТО, перечня поврежденных узлов.
В течение двадцати дней по календарю, от момента регистрации заявления клиента.
Если цена вопроса превысит 400 тыс. рублей, в случае превышения стоимости ремонта 100 тыс. рублей или при обоюдной вине водителей.

Уже не первый год ОСАГО выступает одной из главных причин убытков страховщиков. По итогам 2017 года размер выплачиваемого по нему страхового возмещения вырос на 9%, в то время как выплаты со стороны водителей упали на 3%.

Общий убыток всех участников рынка составил свыше 47 млрд. рублей. С целью устранения дисбаланса законодателями был введен обязательный ремонт по ОСАГО, как альтернатива денежной выплате.

О том, чем это грозит автовладельцам, и как не допустить нарушения своих прав, читайте в нашей статье.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2019 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2019 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Можно ли получить деньги на самостоятельный ремонт

Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:

  • высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
  • превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2019 году это 400 тыс. рублей);
  • гибель потерпевшего (деньги получит семья);
  • причинение тяжелого урона здоровью;
  • наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
  • предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.

Деньги можно получить в кассе страховой компании, либо путем зачисления на банковский счет, указанный в заявлении.

Как проходит процедура ремонта

Для получения направления на ремонт страховщику подается заявление и пакет подтверждающих страховой случай документов. Их полный перечень представлен на сайте РСА (союз автостраховщиков).


Ключевым моментом ремонта по ОСАГО является проведение независимой технической экспертизы. Проводится она уполномоченным страховщиком техником-экспертом. Однако специалист не должен иметь непосредственное отношение к страховой компании – числиться в ее штате или составе учредителей, равно как и состоять в родственных отношениях со страхователем.

По результатам экспертизы составляется заключение, в котором прописываются сумма и детали предстоящего ремонта. Сама экспертиза для потерпевшей стороны является бесплатной, так как расходы на нее входят в сумму страхового возмещения.

Что касается места, в котором будут ремонтировать машину, здесь возможны 3 варианта.

У официального дилера

Если автомобилю менее 2 лет, он направляется на ремонт в дилерский центр, но только при указании соответствующего требования в заявлении страховой компании. Страховщик не вправе этому препятствовать, так как ремонт нового авто в стороннем СТО приведет к прерыванию гарантийного срока.

После принятия заявления пострадавшего водителя страховая компания в обязательном порядке заключает договор с его дилером.

Как правило, страховщики имеют договора с крупнейшими дилерскими центрами, а некоторые даже для подобного ремонта предлагают отдельные страховые продукты. Так, компания «Югория» предлагает автолюбителям специальный полис «Ремонт у дилера». По нему не только гарантировано восстановление авто у официального представителя марки, но и страховка на случай отсутствия у виновника аварии полиса ОСАГО.

На СТО страховой компании

Каждый страховщик заключает договора сразу с несколькими ремонтными сервисами. Их перечень публикуется в открытом доступе на официальном сайте страховой компании. Страхователь вправе выбрать из предложенного списка то СТО, которое вызывает больше доверия и имеет удобное месторасположение.


Ответственность за качество произведенного ремонта несет не автосервис, а страховая компания. При выявлении недочетов потерпевший направляет в адрес страховщика досудебную претензию. Если ответственная сторона отказывается бесплатно устранить проблемы, вопрос решается уже с участием суда.

Гарантия на ремонт по ОСАГО предоставляется на срок не менее 6 месяцев. А в случае с восстановлением кузова и покраской, не менее 12 месяцев.

В независимом сервисе

Владелец транспортного средства может выбрать автосервис и не из числа сотрудничающих со страховщиком, что подтверждается п. 15.3 ст. 12 ФЗ№40. Однако для этого ему понадобится письменное разрешение страховой компании. Если вопрос удалось согласовать, то в заявлении о страховом возмещении дополнительно указываются полное наименование и адрес выбранного СТО, а также банковские реквизиты, на которые страховщик переведет страховую сумму в оплату произведенных работ.

Направление на ремонт

В подтверждение права страхователя на возмещение убытков страховщик выдает ему направление на ремонт. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:

  • ФИО потерпевшего;
  • информация о поврежденном автомобиле (марка, регистрационный номер, VIN);
  • реквизиты договора страхования и полиса;
  • наименование и адрес СТО;
  • перечень подлежащих ремонту деталей.

Направление имеет ограничение по сроку действия, которое указывается на бланке (обычно 1 месяц). Поэтому медлить с посещением автосалона не стоит.

Расчет стоимости ремонтных работ

Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.

При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет.

Сроки

В тех случаях, когда положена денежная компенсация, ее выплата не должна занимать более 20 дней с даты обращения. В случае нарушения установленного порядка, за каждый просроченный день страховщик выплачивает неустойку в размере 1% от страховой суммы.


Что касается сроков ремонта, то авто должно быть восстановлено за 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента доставки транспортного средства на станцию техобслуживания. При нарушении установленных сроков автовладелец направляет в страховую компанию досудебную претензию, а при ее игнорировании решает вопрос в суде. В последнем случае можно дополнительно добиться возмещения убытков, связанных с длительным отсутствием автомобиля.

Когда и почему необходимо доплачивать

Нередко водителям приходится доплачивать за восстановительный ремонт из своего кармана, но далеко не всегда подобные требования страховщика законны. Все случаи, когда доплата действительно необходима, оговорены в п. 17 ст. 12 ФЗ№40:

  1. Сумма ремонта превышает 400 тыс. рублей (лимит страхового возмещения).
  2. ДТП оформлено по европротоколу и ущерб от него превышает 100 тыс. рублей.
  3. В аварии виноваты обе стороны.

При отсутствии перечисленных оснований требование доплаты с водителя неправомерно.

Что делать, если полис оформлен до 28 апреля

Приоритет восстановительного ремонта распространяется только на водителей, оформивших полис ОСАГО после 28 апреля 2017 года. Если страхование автогражданской ответственности виновника ДТП осуществлялось в более ранний период, то за потерпевшей стороной сохраняется право на самостоятельный выбор формы возмещения убытков.

Как и прежде, водитель сможет выбрать между денежной компенсацией и ремонтом за счет страховщика. Второй вариант более удобен, так как нет необходимости самостоятельно заниматься организацией ремонта авто. Однако и контролировать ход восстановительных работ страхователь тоже не сможет, поэтому при отсутствии доверия к предлагаемым страховщиком СТО более целесообразным будет выбор возмещения в денежной форме.

Прошлой весной, 28.04.2017 года, вступили в силу скандальные поправки в закон, касающийся страховых выплат. Речь идет о статье 15.3 Закона об ОСАГО. В нем говорится, что после принятых поправок, возмещение поврежденному транспорту осуществляется путем организации или оплаты восстановления. По сути, многие воскликнут, статья того же закона под номером 12 пункта 15, гласит, что каждый потерпевший может лично выбирать - восстановление или компенсации. Но, с внесенными изменениями и эти пункты статьи, частично преобразились. По новым правилам, предоставляется ремонт, за некоторым исключением.

Важно помнить, если полис выдан до 28.04.2017 года, то еще сохраняется возможность выбора, формата возмещения ущерба. Для оформивших «страховку» после 28, такой возможности уже нет. Еще интересный факт, получить право выбора компенсации могут все, за исключением граждан РФ, у которых на территории страны имеется легковой транспорт.

Несмотря на все, по новым правилам, есть определенные «лазейки», подразумевающие возможность компенсации в денежном эквиваленте. Когда производится оплата:

Причинен тяжкий, средний тип тяжести потерпевшему.

Есть погибший.

Пострадавший признан инвалидом (независимо от группы).

Полная «смерть» автомобиля, без восстановления.

Станция не в состоянии провести работы.

Лицу удалось договориться об оплате.

Сумма затрат превышает 400 000 руб.

Еще одно условие, добиться выплаты по нему бывает проблематично, даже с учетом привлечения суда. В новых положениях четко обозначены рамки, где должны проводиться работы, не более чем 50 км от места ДТП или регистрации владельца полиса. Все затраты на транспортировку должна нести компания. В случае если поблизости нет станций, с которыми есть договор, можно договориться о денежной выплате.

Ремонт транспорта, возраст которого не превышает двух лет, проводится на специализированных сервисах официального дилера.

На фото — официальный сервис GM

Как оформить ремонт по ОСАГО?

При появлении страхового случая, необходимо в течении пяти дней предоставить в страховую определенный перечень документов:

Справка о произошедшей аварии.

Извещение о ДТП.

Постановление инспектора, в котором обозначены виновники.

После предоставления «бумаг», страховщик рассматривает заявление и выносит вердикт, признать случай страховым или нет. Производится осмотр автомобиля и определяется сумма затрат на восстановление. Осмотр, как правило, проводят оценщики страховой, но за неимением такового, обращаются к специалистам. Машина фотографируется, все повреждения фиксируются, и далее определяется стоимость затрат. Цена на запчасти высчитывается согласно российского союза страховщиков (РСА).

После этого, выбирается автосервис, собственник авто должен подтвердить свое согласие на проведение работ в данном СТО. После чего, отправляется запрос в выбранный сервис, происходит согласование, могут ли они гарантировать выполнение работ и так далее. Дальше подготавливается соглашения сторон. Внимательно изучайте соглашение, обязаны быть прописаны сроки производства работ, перечисления действий и стоимость затрат. Кстати хотелось уточнить, что соглашение подписывается тремя сторонами, то есть - владелец ТС, страховая и СТО.

Запомните, срок, за который должны полностью починить автомобиль составляет 30 календарных дней.

Владельцу ТС вручается направление на ремонт, с которым он отправляется на СТО. Дальше проводится процесс восстановления. Есть небольшой нюанс, вызывающий массу негативных эмоций со стороны владельца автомобиля. Ему не разрешается проводить контроль, за выполнением работ, это ответственность полностью на страховщике.

Кто ремонтирует?

Страховая компания должна в обязательном порядке опубликовать на сайте перечень СТО, с кем заключен договор. Помимо перечислений названий станций, указывается информация:

Какие модели и марки обслуживаются на СТО.

Сроки (ориентировочные).

Сертификат соответствия, что данное СТО вправе проводить восстановление таких автомобилей.

Кроме перечисленных на сайте СТО, работами можно заниматься:

На мощностях официального дилера, в случае если заключен соответствующий договор.

На мощностях самой страховой (если таковые в принципе имеются).

На том СТО, которое выберет владелец ТС. Есть оговорка, обязательно необходимо соответствующие соглашения со страховой компанией. Такой случай невероятно редкий и скорей считается исключением.

Важный момент, какими запчастями производится ремонт? В целом, в законе нет ограничений по возрасту автомобиля. Теоретически 20 летняя машина, должна ремонтироваться новыми запчастями.

Сроки

Первоначально должны понимать, что необходимо согласовать и составить соглашение на проведение работ, на это уходит, как правило, полторы недели. В законе сказано, срок не должен превышать 20 дней. Дальше, в направлениях обязательно указывается срок, в том же законе, речь идет о 30 календарных днях. Но, нужно учитывать всевозможные форс-мажоры или намеренное затягивание процесса. Отсрочка возможно, если:

На СТО возникли трудности финансовой части.

Не оказалось необходимых запчастей на складах в России.

Машину передали другой станции, им требуется дополнительное время для анализа повреждений, учета уже замененных деталей и тому подобное.

В некоторых случаях, когда повреждения автомобиля серьезные, поставка запчастей сложная и длительная, ремонт может длиться более месяца.

Кстати, если у компании и СТО возникают трудности с доставкой запчастей, владелец может сам приобрести недостающие детали, однако для этого требуется дополнительное соглашение сторон.

Не хватило денег на ремонт?

Определено, что сумма причиненного вреда здоровью или жизни, измеряется в 500 000 руб., а если пострадало имущество 400 000 руб. В случае если для выполнения полноценного ремонта машины компенсационной суммы не достаточно, разница покрывается водителем.

Безусловно, водитель имеет право обратиться в суд на виновника, для возмещения ущерба. Как это часто бывает, виновник нигде не работает или работает, но получает минимальную зарплату, не имеет имущества, тогда ждать компенсации придется долго. В лучшем случае, суд назначит выплаты в размере 1000 руб.

Есть вариант не соглашаться на оценочные исследования, возможно, ценник был завышен специально. Если повторно проведя анализ повреждений, не изменили стоимости затрат, разрешается готовить исковое заявление в суд.

Не спешите принимать акт приема/сдачи. Проверьте работоспособность ВСЕХ узлов автомобиля. Если обнаружатся проблемы, можно требовать выполнения качественных работ.

Если обнаружились недочеты, собственник ТС, вправе требовать компенсации.