Большинство автолюбителей почему-то думает, что автоматическую коробку передач (АКПП) нельзя назвать надежной и что в ее долговечности приходится сильно сомневаться. Хотя на деле это не совсем верно. А все заблуждения возникают потому, что АКПП просто является очень капризной, по примеру ксеноновой лампы в фарах, к предъявляемой к ней условиям эксплуатации. Т.е. если часто менять масло и обслуживать ее должным образом, то такая трансмиссия-автомат будет иметь гораздо больший срок эксплуатации, нежели срок эксплуатации у механической коробки.
Итак, предлагается несколько очень важных советов, которые должны понимать и выполнять владельцы тех автомашин, на которых стоит АКПП.
1. Не применять в своей АКПП «кик-даун». Если человек не является владельцем спорткара, на котором стоит ксенон , а напротив – в его гараже стоит обычная машина, но по дорогам он не любит ездить с «ветерком», то от такой коробки он должен отказаться. Ведь не секрет, что на больших скоростях масло в коробке начинает прогреваться до очень большой температуры, а фрикционы начинают изнашиваться в несколько раз быстрее.
2. Своевременная замена масла в АКПП. Напоминаем, что в любой сервисной книжке на такую коробку написано, что через каждые 60 000 масло в коробке должно меняться. Либо, через каждые 2 года. Надо сказать, что в коробке передач масло должно быть качественным, ибо коробка очень чувствительна к этому параметру масла. А ведь со временем масло постепенно начинает терять свои эксплуатационные свойства. И уж лучше поменять своевременно масло в коробке, нежели потом ремонтировать саму АКПП.
3. Заливать в АКПП надо только такое масло, которое предназначено только для коробки данного типа. Никаких заменителей не должно быть. И просто названия типа AFT бывает недостаточно. Поэтому, производители масла начинают предъявлять к своей продукции дополнительные требования, которые превышают стандартные общепринятые классы качества.
4. Если автомобиль встал на светофоре, либо попал в пробку, то переключать АКПП в режим «нейтрали» либо «паркинга», не стоит. Ибо, если автомобиль простоит пару минут в режиме «драйв», то вреда для коробки будет нанесено меньше, нежели при совершении многоразовых переключений.
5. В зимнее время АКПП следует прогревать. И прогревать надо вне зависимости от залитого в коробку масла либо ее модели. Для чего, завести двигатель, и не отпуская педали тормоза включить «драйв» на 2-3 минуты. Еще на пару минут включить «реверс». Как правило, этого оказывается вполне достаточными для прогрева коробки при десятиградусном морозе.
6. Всегда автомобиль ставить на ручной тормоз. Т.е. стоит ли машина под горку или нет, для коробки будет намного безопаснее, если ее запуск двигатели и его глушение проводить таким образом:
Для глушения двигателя: полностью остановить машину и не убирая ногу с педали тормоза, поставить АКПП в режим «паркинга». Так же, при нажатой педали тормоза затянуть ручной тормоз. Теперь можно глушить двигатель.
Для запуска двигателя: нажать на тормоз, завести мотор, при нажатом тормозе включить режим «драйв» или «реверс», снять с ручника и отпустить тормоз.
Регулярная замена жидкости ATF
Замена трансмиссионной жидкости возвращает ее свойства до нормального состояния и продлевает срок службы автоматической коробки передач. Особое значение имеет регулярное выполнение этой операции. Ведущие производители АКП рекомендуют выполнять замену не позднее, чем через 100 тыс. км. Однако при эксплуатации автомобиля в наших условиях менять жидкость ATF надо через 40-50 тыс. км. Этот норматив учитывает специфику вождения транспортного средства в российских городах.
Важно! Скептики ссылаются на информацию автопроизводителей, например, Audi или BMW, о том, что жидкость залита в коробку на весь срок службы. Однако компании, выпускающие автоматические коробки передач, на своих сайтах сами предлагают комплекты для замены жидкости в АКПП.
Производители автоматических коробок передач предписывают производить замену жидкости путем снятия поддона, слива масла, замены фильтра (при необходимости), установки и восстановления уровня жидкости.
Прогрев АКПП
Важное значение имеет предварительный прогрев автоматической коробки передач, особенно при эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах.
Примечание: при рабочих температурах двигателя и АКПП вязкость жидкости в коробке составляет обычно 6-9 сантистоксов (сСт). При значительных отрицательных температурах воздуха вязкость жидкости увеличивается и может достигать 20-30 сСт. Увеличение вязкости влияет на прохождение жидкости через жиклеры (калиброванные отверстия) в АКП и на способность смазывать детали конструкции коробки передач.
Поэтому прогрев АКП обязателен. Важно только выбрать правильный способ. Для прогрева коробки после стабилизации оборотов на холостом ходу мы рекомендуем принудительно, независимо от типа АКП, включить 1 скорость и двигаться медленно примерно 0,5-1,0 км при оборотах двигателя в «прогревочном» диапазоне от 1500-2000 об/мин. (максимум − до 2500 об/мин.) Затем также принудительно при сброшенном газе включить 2 скорость и продолжать движение. В таком режиме, в зависимости от температуры воздуха, нужно проехать 3-4 км, что обеспечит прогрев жидкости ATF до плюсовых температур. Это гарантирует нормальное прохождение жидкости через жиклеры и нужную смазку всех деталей. Одновременно прогреваются все узлы и агрегаты автомобиля.
Попытка прогреть АКП путем включения передачи D (при нажатой педали тормоза, без движения автомобиля) нужного результата не даст. Холодный аннтифриз в радиаторе автомобиля будет охлаждать жидкость АКП (при совмещённых радиторах). При этом прогрев двигателя на месте до нужной температуры займет много времени. Кроме того, работа двигателя на холостом ходу в жилой зоне просто запрещена.
Контроль уровня жидкости ATF
Необходимо регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости. В зависимости от типа АКПП делать это можно самостоятельно или в автосервисе. Проверку нужно проводить ежемесячно. Если возможности обратиться в автосервис нет, просто проверьте место, где стоял ваш автомобиль. Наличие капель жидкости говорит о появлении дефекта. Важно помнить, что требования действующей в Росси нормативно-технической документации запрещают эксплуатацию автомобиля с подобными неисправностями.
Коды ошибок
Загоревшийся на панели приборов современного автомобиля код ошибки указывает на место и характер возникшей неисправности. Нельзя игнорировать этот сигнал или сбрасывать его путем отключения аккумулятора.
Примечание: некритичные для автомобиля ошибки, а также ошибки, которые требуют многократного подтверждения, сбрасываются простым выключением зажигания на несколько секунд.
Автовладельцу необходимо понять суть случившегося и обратиться для устранения неисправности в автосервис. Код ошибки может говорить о небольшом дефекте, однако со временем этот маленький дефект приведет к серьезным проблемам. Поэтому загоревшийся код ошибки – сигнал для владельца автомобиля обратиться в автосервис для устранения неисправности.
Автовладелец также должен помнить, что неисправности в «смежных» с АКПП системах – двигателе и антиблокировочной системе ABS – могут вызывать проблемы в работе трансмиссии. Поэтому диагностика только АКПП не всегда выявляет дефекты работоспособности коробки передач, требуется и диагностика двигателя.
Запуск автомобиля с паузы
Автомобиль надо запускать с паузы – после поворота ключа выждать 2-3 секунды (для нормальной загрузки и функционирования электронных систем) и только после этого включить зажигание. Такая система, кстати, внедрена на автомобилях Audi. Кроме того, все переводы рычага коробки передач при изменения режимов движения ТС надо выполнять на заторможенном автомобиле.
Важно! Предварительно требуется изучить инструкцию завода-изготовителя, в каких диапазонах можно делать переключения. Нельзя руководствоваться какими-то универсальными правилами, каждая модель автомобиля имеет свои передаточные числа, максимальные обороты двигателя и другие уникальные характеристики.
МИФ
Автоматическую КПП придумали японцыПРАВДА
На самом деле "автомат" придумали американцы почти 70 лет назад. Первым серийным автомобилем, оснащенным автоматической трансмиссией,стал Oldsmobile Custom 8 Cruiser концерна General Motors, выпущенный в 1939 году.
Американцам "автомат" пришелся по душе, и к пятидесятым годам он стал вполне привычной опцией.МИФ
Автомобилю с АКПП нельзя буксировать прицепПРАВДА
Можно, нужно лишь помнить о допустимой массе прицепа (обычно она указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля).
Кроме того, в случае длительного буксирования это лучше делать в режимах 3 или даже 2, использование повышающей передачи очень нежелательно.МИФ
Нельзя буксировать автомобиль с АКПППРАВДА
Можно, но при этом необходимо установить селектор АКПП в положение N и буксировать машину, строго соблюдая следующие правила:
- автомобили с 3-скоростной АКПП можно буксировать, не превышая скорости 40 км/ч, на расстояние до 25 км;
- автомобили с 4-скоростной АКПП – не превышая скорости 50 км/ч, на расстояние до 50 км.
Есть также рекомендация (только в случае с неработающим двигателем) до начала буксировки залить в АКПП максимально возможный объем жидкости для "автомата" (а затем не забыть слить излишки!).
Однако если неисправна именно АКПП, куда предпочтительнее все же вызвать эвакуатор. К тому же для некоторых автомобилей имеются очень жесткие ограничения. Например, Jeep Grand Cherokee завод-изготовитель рекомендует транспортировать только на эвакуаторе.МИФ
Режим Р-парковка заменяет ручной тормозПРАВДА
Это не совсем так. Для надежной фиксации автомобиля на стоянке (на ровных участках) механизма блокировки выходного вала АКПП (режим Р), действительно, вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то включение ручного тормоза обязательно. Причем сначала необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить селектор "автомата" в положение Р. Такая последовательность необходима для освобождения от дополнительной нагрузки механизма блокировки выходного вала АКПП.МИФ
Автомобиль с "автоматом" расходует больше горючегоПРАВДА
Отчасти это верно (из-за потерь в гидротрансформаторе КПД АКПП меньше, чем у механической КПП), но современные автоматические трансмиссии позволяют добиться более высокой экономичности за счет поддержания оптимальных оборотов двигателя и электронного управления гидротрансформатором.МИФ
Масло в "автомате" нужно менять чаще, чем в "механике"ПРАВДА
Это не совсем так. Срок замены масла зависит от типа АКПП. Обычно масло рекомендуется менять через 60 тысяч км пробега или через 25-30 тысяч км, если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная езда в условиях мегаполиса в режиме "старт-стоп", постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). При замене масла в АКПП необходимо менять также прокладку поддона и фильтр.
Существуют АКПП, в которых замена фильтра во время смены масла не предусматривается, т.к. фильтр недоступен без снятия и разборки АКПП. Также у иных автомобилей (например, некоторые модели BMW) по инструкции замена масла вообще не предусмотрена.
А что же "механика"? В механических КПП срок замены масла также зависит от пробега и типа коробки. Например, на некоторых моделях Toyota масло в КПП меняется через 40 тысяч км пробега. МКПП, не требующие замены масла, тоже существуют, в них масло добавляется по мере необходимости.МИФ
Перед поездкой прогревать "автомат" не нужноПРАВДА
Даже в теплое время года первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. А зимой до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП. Для этого нужно, удерживая педаль тормоза, поочередно переместить рычаг АКПП во все положения, задерживая его в каждом из них на несколько секунд.МИФ
Машина с "автоматом" имеет худшую динамику по сравнению с машиной с "механикой"ПРАВДА
Действительно, автомобиль с АКПП имеет несколько худшие динамические показатели разгона, чем с механической КПП при прочих равных условиях. Но в большинстве случаев разница невелика и для основной массы водителей несущественна (попросту незаметна). Другое дело, когда АКПП изношена и переключения происходят с явной задержкой.МИФ
Ресурс АКПП меньше, чем у механической коробкиПРАВДА
Это не так. При правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании "автомат" способен исправно прослужить весь срок жизни автомобиля, впрочем, как и механическая КПП.МИФ
На "автомате" нельзя переключать передачи во время движенияПРАВДА
Можно, но только не во все режимы. Категорически запрещается при движении вперед переводить селектор в положения Р и R (такие переключения можно делать только при полной остановке автомобиля). Кроме того, не рекомендуется во время движения переключаться в положение N. А во все остальные положения – D, 3, 2 и 1(L) – рычаг АКПП переводить можно. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, например, перевод из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем.МИФ
Присадки продлевают жизнь АКПППРАВДА
Современные масла уже имеют в своем составе все необходимые присадки. А различные проблемы в работе АКПП возникают из-за повышенного износа фрикционных элементов управления. Это необратимый процесс, и ни замена масла, ни использование присадок не восстановят их. Поэтому в большинстве случаев единственный способ восстановить работоспособность трансмиссии – капитальный ремонт.МИФ
При остановках на светофоре обязательно переводить селектор "автомата" в положение NПРАВДА
Делать это имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. При кратковременных остановках переводить селектор "автомата" в положение N не рекомендуется.МИФ
На автомобиле с АКПП нельзя буксоватьПРАВДА
Ничего криминального во время буксования в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, только если система охлаждения имеет низкую эффективность, например, засорен радиатор охлаждения АКПП. Но одно правило есть: если колеса буксуют – надо перевести селектор "автомата" в положение 1 (или L).МИФ
Езда на авто с "автоматом" не требует особых навыковПРАВДА
Не совсем так. В АКПП переключение скоростей происходит автоматически. Однако водитель может в любой момент вмешаться в работу "автомата", выбрав наиболее оптимальный режим движения автомобиля исходя из дорожных условий.
Поломки и, как следствие, дорогостоящий ремонт АКПП связаны именно с неумением правильно выбирать положение рычага АКПП, соответствующее скоростному режиму, уклону дороги и т.п.
больше актуально в те моменты, когда коробка эксплуатируется зимой. Чтобы ваша коробка прослужила дольше и не развалилась, когда вы на ней едите в морозы мы рекомендуем первые 10 километров на ней ехать спокойно, без резких разгонов и торможений. В целом для всех агрегатов автомобиля полезен спокойный вид вождения. И естественно, если ваш автомобиль находится зимой на улице, то имеет смысл пару минут «помолотить»
Менять масло или не менять?
Касаемо масла в коробках существует множество теорий. Кто-то скажет, что масло менять не нужно и в регламенте это не прописано, и оно на весь срок службы. Безусловно, если вы планируете откататься на машине только 100 т.км., можно вообще её не обслуживать. За 100 т.км. с ней ничего серьёзного не случится, но только тут уже хлебнет тот, кто будет эксплуатировать её после вас. Потому что следующий владелец будет исправлять все косяки, которые возникли за время эксплуатации первых 100 т.км. не обслуживая автомобиль совершенно.
Если вы любите свой автомобиль и планируете на нем ездить и даль, то безусловно этому моменту нужно уделить особое внимание. Если мы говорим о коробках Вольво, то регламент замены существует только на роботизированных коробках. Если у вас любой другой автомобиль с автоматом, то как такового регламента не существует. И здесь только одна рекомендация исходя из нашей практики — раз в 60 т.км. масло в коробке требуется менять. Симптомы – черный цвет масла и запах гари.
Если ездите спокойно и катаетесь по трассе, вероятней всего и к 80 т.км. масло будет прозрачным. Касаемо того что заливать, если финансы позволяют лучше лить оригинальное масло и не беспокоиться.
Жара не идет на пользу
Особый пункт для автомобилей эксплуатирующихся в городском цикле. Речь идет о состоянии пакета радиаторов. На большинстве автомобилей марки Вольво стоят турбированные моторы. Это значит, что пакет состоит из 3х радиаторов (радиатор интеркуллера, кондиционера и системы охлаждения). На ряде автомобилей в зависимости от конструкции линия охлаждения коробки либо встроена в радиатор охлаждения (например ХС90 бензин) либо стоит отдельный теплообменник актуальный для платформы P3 (ХС60, ХС70, S80, S60), где автомобиль заводится с кнопки на консоли. Дело в том, что масло будет иметь похожую температуру, что и антифриз. Соответственно, если пакет радиаторов забит, то антифриз разогревается до высокой температуры и также происходит с маслом. Иными словами, температура масла в коробки связана с чистотой радиаторов.
Баба с возу, кобыле легче!
Если у вас большая масса автомобиля (пассажиры и прицеп), то не торопитесь. Заложите спокойный режим вождения с плавным набором скорости и плавным торможением. Колоссальную нагрузку создаёт на трансмиссию агрессивное вождение на нагруженном автомобиле, что влияет на износ фрикционов.
Пакет фрикционов можно условно сравнить с тормозной колодкой. В ходе износа колодок на диске появляется пыль, подобная пыль появляется в результате трения фрикционов и оседает в масле, в результате чего масло имеет черный цвет и запах гари. Поэтому, если в автомобиле много пассажиров и нагруженный прицеп, то лучше ехать спокойно с плавным набором скорости и плавным торможением.
Слишком холодно тоже плохо
Дополнительный радиатор на коробку передач. Не каждый человек, устанавливающий на свой автомобиль дополнительный радиатор, понимает зачем это и делает это правильно. Практически на каждый автомобиль Вольво есть возможность штатно установить дополнительный радиатор, для этого существуют специальные комплекты и предусмотрены места, куда он ставится. Дополнительный радиатор не препятствует охлаждению других радиаторов и правильно подключается в масляную магистраль.
Как правило в рекомендациях завода сказано, что если вы часто возите с собой что-то сзади (прицепы, буксиры и.т.д.), то для вас дополнительное охлаждение коробки будет особенно актуально, если вы эксплуатируете автомобиль в жарком регионе. Наше летнее солнце безусловно подходит под категорию жаркого региона.
Косяк гаражного подключения в том, что дополнительный радиатор ставят перед всеми остальными и запускают масляную линию только лишь на него обходя теплообменник, который сообщается с антифризом. Таким образом у вас появляется возможность максимально охладить масло в коробке. В летний сезон это хорошо, но если вы эксплуатируете автомобиль в зимнее время, то холодное масло будет еще сильнее охлаждаться от радиатора тем самым не давая нагреться маслу до рабочей температуры. Соответственно коробка с таким маслом будет работать некорректно, что в свою очередь сильно сократит ресурс.
Поэтому, если вы ставите дополнительный радиатор в обход штатной системы, как минимум на зимний период нужно систему подключать обратно или делать магистраль, которая будет параллельно подключена к штатной системе, либо через термостат.
Удачи на дорогах! Если у вас возникли вопросы по теме статьи, вы можете нам позвонить или оставить заявку!