Как выставить зажигание на татре. Как выставить зажигание по лампочке. Нужна ли корректировка угла зажигания при переходе на газ

Система зажигания в автомобиле отличается своей высокой степенью чувствительности, и достаточно единожды снять распределитель зажигания (трамблер), чтобы «слетели» все заводские настройки. После такого «вмешательства» двигатель начинает работать некорректно, а в ряде случаев может и вовсе перестать заводиться. Для многих автовладельцев вопрос как правильно выставить зажигание является крайне актуальным, поскольку каждый раз отгонять машину на сервис не совсем удобно. Тем более, что сделать это можно вполне самостоятельно, достаточно один раз понять правильный алгоритм действий. Ведь, например, некорректно выставленный угол опережения зажигания может привести к сбоям в функционировании системы зажигания и, как следствие, таким проблемам как: потеря оборотов, образование «выстрелов» при работе двигателя. Такая ситуация часто наблюдается после работы неопытного «мастера» в сервисе, или самостоятельных попытках выставить зажигание.

Важно! При снятом распределителе зажигания, ни в коем случае не допустимо прокручивать коленчатый вал - это может привести к полному «расстройству» настроек системы зажигания.

Трамблер - основной элемент системы зажигания

Трамблер, или распределитель зажигания, на каждую конкретную модель автомобиля устанавливается по-своему. Наибольшей простотой монтажа отличаются такие марки как «Москвич», ГАЗ и ЗАЗ. Чтобы поставить его правильно, необходимо совместить метки в виде полумесяцев на хвостовике трамблера и на приводе в блоке двигателя. Большинство иномарок также имеют на распределителе зажигания метки, позволяющие правильно установить его и избежать, тем самым, сбоев в работе системы зажигания.

Установка трамблера на ВАЗ ведется по 1-му цилиндру. Для корректной работы системы зажигания цилиндр должен занимать позицию, предшествующую его верхней мертвой точке (ВМТ), когда наступает стадия сжатия. Алгоритм правильного выполнения этих работ выглядит следующим образом:

  • на холодном моторе извлекается свеча, принадлежащая цилиндру;
  • получившееся отверстие максимально плотно закрывается (удобно использовать винную пробку);
  • поворачивая коленвал (рукой или ключом х36) необходимо выбрать момент сжатия, когда воздух начинает вытеснять пробку из отверстия;
  • продолжая вращать маховик нужно получить полное совпадение метки на шкиве с меткой, присутствующей на корпусе ГРМ - полученное опережение станет равняться 5-ти градусам, что подходит для 92-го и 95-го бензина.

В дальнейшем, для исключения вопроса «как выставить зажигание», следует верно установить сам трамблер. Для этого можно провести "виртуальную" черту через защелки его крышки и осью двигателя. Они обязаны быть строго параллельны, а ротор бегунка смотреть в сторону контакта самого цилиндра на крышке трамблера. После всех манипуляций, свеча возвращается на место - двигатель должен запускаться четко и без промедлений. Достаточно наглядно демонстрирует процесс установки трамблера видеоролик:

Выставляем правильный угол опережения

Для большинства автолюбителей, особенно начинающих, остается непонятным вопрос не только как выставить угол опережения зажигания, но и для чего это нужно. Это нужно чтобы топливная смесь в цилиндрах сгорала полностью. Известно, что она прогорает не сразу, соответственно, воспламенять ее важно чуть раньше того момента, когда поршень попадает в свою ВМТ. Для этого момент искрообразования и должен быть скорректирован с максимальной точностью. Наибольшую популярность обрели три метода - на слух, при помощи лампочки и "по искре".

  • Регулировка на слух. Данный метод отличается достаточной простотой, но в большей степени подходит для опытных автовладельцев. Весь процесс настройки ведется на теплом заведенном моторе. Для начала следует немного открутить гайку, удерживающую трамблер, и начать медленно вращать его. Найдя позицию, при которой обороты у авто будут наибольшими, необходимо «погазовать», быстро нажимая на педаль газа. При правильно найденном положении трамблера нажатие на педаль будет сопровождаться быстрым набором оборотов без перебоев или «выстрелов». После этого можно заглушить двигатель, повернуть сам трамблера на 1-2 градуса по часовой стрелке (это позволит избежать преждевременного зажигания), и закутить фиксирующую гайку;

Важно! Перед тем, как правильно выставить угол опережения зажигания следует убедиться в том, что в бак залито качественное горючее, в противном случае процедуру регулировки зажигания скорее всего придется повторять.

  • настройка опережения по искре. При таком способе поршень 1-го цилиндра должен занимать верхнее положение - для этого необходимо вращать коленвал пока метка на шкиве не совпадет с 1-ой отметкой на блоке ГРМ. При этом раздатчик необходимо расположить так, чтобы он «смотрел» в сторону контакта провода цилиндра (может потребоваться совершить еще один цикл вращения). Также можно настроить зажигание, извлёкши свечу из того же цилиндра. Из распределителя извлекается основной провод (высоковольтный), и его контакт фиксируется в 5 мм от массы авто. После ослабления крепежной гайки на распределителе включается зажигание. Посредством медленного поворота трамблера осуществляется поиск момента образования искры. После этого, путем крайне медленного вращения против часовой стрелки, определяется, когда она исчезает, и распределитель фиксируется в этой позиции;
  • настройка зажигания по лампочке. После фиксации поршня 1-го цилиндра в позицию, предваряющую ВМТ (примерно по средней метке), первый провод автолампочки замыкается на массу, а второй соединяется с проводом, который идет от катушки к распределителю. После включения зажигания необходимо поймать момент загорания лампочки (путем поворота трамблера) и зафиксировать это положение. Простоту и доступность этой методики легко понять, посмотрев данный ролик:

Некоторые особенности самостоятельной регулировки зажигания

Все системы зажигания делятся на два типа - электронное и механическое, и регулировка каждого из них имеет некоторые особенности, несмотря на то, что в обоих случаях выполняется вращением трамблера. Так, механический распределитель генерирует искру при размыкании контактов. Поэтому прежде, чем начинать процедуру настройки опережения необходимо проверить и отрегулировать зазор межу контактами. Эта процедура не отличается какой-либо сложностью, и выполняется достаточно быстро:

  • коленвал поворачивается до тех пор, пока зазор между контактами не достигнет своего максимума;
  • специальным щупом проверяется зазор и, при необходимости, поворотами специальных винтов вносятся коррективы;
  • после повторных, заключительных замеров крепко заворачиваются крепежные винты.

В электронной системе отсутствуют какие-либо, а за искрообразование отвечают определенные датчики и коммутаторы. Искра в такой системе имеет куда большие размеры, нежели в механической, что благотворно сказывается на числе оборотов, характере пуска и процессе воспламенения топливной смеси. Для оптимального угла электронного зажигания можно изменять расположение корпуса распределителя (не более 1,5 мм за один раз) и проверка результата на ходу. Таким образом, можно подобрать оптимальное положение трамблера и добиться идеального зажигания.

Замена вышедших из строя деталей – это далеко не все, что может понадобиться для полноценного функционирования транспортного средства. Нередко, решение проблемы требует настройки тех или иных систем, но на практике, многие автолюбители сталкиваются с определенными трудностями. Так, к примеру, выставить (настроить) зажигание оказывается под силу далеко не каждому, поэтому, в данной статье, мы решили рассмотреть эту процедуру более внимательно. И так…

1. Что такое зажигание и зачем его настраивать?

Процесс зажигания на бензиновых двигателях предусматривает появление искр на электродах свечей, которые отвечают за возгорание горючей смеси в соответствующей камере. То есть, можно сказать, что напрямую влияет на процесс сгорания топлива, да и на работоспособность силового агрегата в целом. Поэтому, оно должно быть выставлено в положение, наиболее приемлемое для конкретного автомобиля.

Как Вы знаете, процесс возгорания горючего не происходит в один момент и смесь горит постепенно: начиная с воспламенения в верхних слоях и заканчивая охватыванием всего объема. Характер возгорания и последующего горения топлива является одним из множества факторов, которые самым прямым образом влияют на работу двигателя и, в частности, на его КПД. Так, если смесь не успевает вовремя сгореть (поршень уходит в низ), то все несгоревшие остатки уходят в выхлопную систему, где процесс продолжится, но энергию поршень уже не получает, в следствии чего, повышается расход топлива.

Примером своевременного зажигания могут послужить детские качели. Вот представьте себе, что раскачавшиеся качели – это поршень, а рука человека, которая их толкает, представляет из себя процесс воспламенения горючей смеси. И вот, когда качели достигают критических точек качения – толкающий их человек прикладывает силу. Если это сделать вовремя, то качели будут раскачиваться столько, сколько хватит сил у человека, но если начинать толкать раньше достижения критической точки подъема, то данное действие затормозит всю систему и сидящий на качели отчетливо это почувствует.

Более того, один может отбить руку, а второй просто улететь с петлями в любую сторону, так как данный процесс сравним с небольшой детонацией. Однако, совсем другое дело, когда толкающий оказывает влияние на качели уже после прохождения ими критической точки: во-первых , это не так эффективно (система сама уменьшит свою мощность до конкретного момента), а во-вторых – это не так опасно, хоть КПД, конечно, и сильно страдает.

С одной стороны, можно решить, что наиболее оптимальным вариантом будет зажечь смесь непосредственно при достижении поршнем ВМТ, но в реальности, такой сценарий не сработает, ведь должно существовать время на подготовку. Человек, толкающий качели, должен успеть положить руку и лишь в нужный момент передать энергию. Точно также себя ведут и газы топливной смеси: сначала расширяются, а уже потом, когда источник пламени разрастается до нужного состояния, начинают отдавать энергию. Для каждого рабочего режима существует свое начало воспламенения, свой конкретный угол.

Как правило, большинство современных автомобилей оборудовано системами электронного управления, контролирующими зажигание, которое не имеет никаких дополнительных регулировок. Но для эффективной работы представителей более старых моделей, обладающих четырехтактными моторами, необходимо иногда регулировать опережение зажигания, что гарантирует своевременность образования искры.

Если в процессе работы силового агрегата, появляются хоть малейшие признаки неполадок системы зажигания, то избежать повторной настройки уже не удастся. К таким признакам относятся детонация, слишком ранее или позднее зажигание, «стук пальцев» и т.п. В любом случае, не стоит оттягивать время и лучше сразу обратится за помощью к опытному мотористу, ну или взять дело в свои руки и выставить зажигание самостоятельно.

2. Что нужно для настройки зажигания?

Для установки момента зажигания на классических моделях двигателей, оборудованных кулачковым типом зажигания, а также на классических моторах с электронной системой зажигания, Вам понадобятся:

- рожковый ключ размером 12х13;

Храповичный ключ (его можно заменить кривым стартером);

Плоская отвертка;

Набор щупов;

Резиновая конусная пробка;

Свечной ключ.

Как нам уже известно, для работы двигателя необходимо, что бы в определенный момент, а конкретно за несколько секунд до того, как поршень достигнет верхней мертвой точки, между электродами свечей зажигания образовывалась искра, после чего расширившийся газ протолкнет поршень вниз.

Чтобы искра смогла появляться в нужный момент, в системе зажигания существует распределитель (трамблёр), основу которого составляют бегунок и контактная группа прерывателя. В кулачковом зажигании, наиболее важными регулировками являются зазор между кулачками прерывателя, момент появления искры (опережение зажигания) и угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). Отрегулировав эти элементы, Вы настроите и всю систему зажигания.

3. Как настроить зажигания самостоятельно?

Прежде, чем переходить к повторной настройке зажигания, давайте сначала выясним, что может вызвать сбой стандартных, заводских настроек. Довольно часто, причиной выхода из строя налаженной работы зажигания есть сам водитель, который, с разных причин, демонтирует трамблер (распределитель зажигания). После проведения всех мероприятий, из-за которых устройство и было извлечено, владелец транспортного средства с удивлением обнаруживает, что работа двигателя уже не отличается былой эффективностью, а в отдельных случаях, завести автомобиль вообще невозможно.

Почему же так происходит? А дело все в установленных заранее метках и когда водитель снимает трамблер, то даже не задумывается, что тем самым уничтожает штатные настройки. Конечно, когда это становиться явной проблемой, часто приходится жалеть о содеянном, но ничего уже не поделаешь и все что остается – это заново выставлять зажигание. Можно обратится в сервис, но иногда, в силу разных причин, приходится обходится собственными силами.

Первым делом, необходимо найти и правильно выставить вышеупомянутые метки. Для этого, нужно отыскать их шкалу, которая расположена на передней части маховика. Ее нумерация представлена в виде ряда цифр, убывающих до нуля, а затем опять возрастающихся до максимального значения. Обычно, штатные установки таковы, что когда первый цилиндр достигает верхней мертвой точки, то отметка находится в пределах «0», а как только обороты двигателя увеличиваются, угол опережения зажигания начинает меняться.

В результате, получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки, которая, зачастую, требует использования специального инструмента – стробоскопа. Цифры слева от «0», обозначают движение поршня вниз, а справа – наоборот, вверх. При перемещении маховика вправо, зажигание становится более ранним, в то время, как смещение влево приводит к более позднему его началу.

И так, как мы уже говорили, метки на шкиве коленвала и на штыре должны совпадать, а значит, их нужно выставить одинаково. Для этого необходимо взять ручку и прокрутить шкив коленвала в ручном режиме, или же установить высокую передачу и немного подтолкнуть машину вперед. Только следите, что б метки на шкиве вала и на штыре обязательно совпадали. Затем, следует снять крышку трамблера и запомнить положение бегунка, то есть, посмотреть на какой цилиндр указывает его разносная пластина. Разобравшись в ее расположении, можно снимать распределитель зажигания. Обратите внимание! Демонтировав трамблер, прокручивать шкив коленчатого вала уже нельзя, так как это вызовет полный сбой меток и работу придется начинать заново.

На разных автомобилях установка распределителя может проходить по-разному. Так, к примеру, в семействе ВАЗ, бегунок выставляют по первому цилиндру и перед установкой, а вот на автомобилях зарубежного производства, на корпусе трамблера имеется специальная метка, и при выставлении, бегунок ориентируют уже на нее. На некоторых других отечественных машинах («Москвичах», «ЗАЗах», «ГАЗах») имеются свои особенности, влияющие на способ настройки. Например, в хвостике распределителя зажигания, Вы можете заметить два разных полумесяца: один короткий, а второй длинный.

Такой же сектор находится и в приводе трамблера, размещенном в блоке мотора. Здесь следует держать такое же направление, как на приводе, после чего, распределитель возвращается на свое место и проверяется совмещение меток. Прокрутите двигатель на два оборота, если метки совпадут, значит все сделано правильно и можно уже хорошо фиксировать детали, параллельно проследив за проводами идущими на свечи (важно, что б они были правильно установлены и шли на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, а главный – центральный провод должен идти на катушку зажигания).

Но что делать, если Вы не знаете порядок работы цилиндров, как выставить зажигание в этом случае? Узнать недостающую информацию несложно. Довольно часто, номера проводов отмечаются прямо на них или же на крышке распределителя. Порядок отсчета начинается от радиатора и имеет следующий вид: сначала первый, затем третий, потом четвертый и наконец, второй. Попробуйте завести мотор, если после проведенных манипуляций он не заводится или в его работе по-прежнему наблюдаются проблемы, проверьте подачу бензина, возможно, придется подкачивать бензин в ручном режиме. В завершении операции, не забудьте снять ручку со шкива коленчатого вала. Заведите мотор, в принципе, все должно заработать.

Если трамблер снимался с автомобиля целиком, то существует еще один вариант его обратной установки и настройки. Сначала надо найти один из цилиндров (обычно, первый или четвертый), в котором при совмещении меток на шкиве и на лобовой крышке, будет проходить такт сжатия. Выполнить указанную задачку совсем несложно: ищем конусную резиновую пробку и поплотнее помещаем ее в свечное отверстие. Как правило, на классических моторах, при совпадении всех меток ГРМ, такт сжатия проходит в четвертом цилиндре.

Отыскав нужный элемент, прокручиваем коленвал специальным храповочным ключом или же подготовленным заранее кривым стартером. Как только нужный нам цилиндр будет найден, резиновая пробка вылетит из него. Что бы ее не пришлось потом долго искать, деталь можно заранее привязать.

Теперь совмещаем метки на шкиве и на лобовой крышке (самая длинная) и вставляем распределитель так, что бы бегунок занял строго перпендикулярное положение по отношению к плоскости головки и смотрел в ее сторону. Затем следует немного вытащить трамблер, так, что бы можно было прокручивать коленвал, не задевая шлицы, и переставляем на один зуб, двигаясь по часовой стрелке. Это нужно для того, что б трамблер мог получить полный ход регулировки, поскольку, зачастую, после настройки, вакуумный привод опережения перекрывает доступ к свече первого цилиндра.

И так, когда трамблер занял свое место, можно переходить непосредственно к процедуре настройки. Для начала, следует выставить зазор между контактами (как это сделать – Вам подскажет руководство по техническом обслуживанию автомобиля). Для классического двигателя, этот показатель соответствует 0,45. Что касается угла замкнутого состояния, то выставить его самостоятельно вряд ли получится, только время отнимет. Более точно, выполнить процедуру поможет специальный прибор, или же автомобильный тестер, обладающий нужной функцией.

Но вернемся к выполнению настройки. Подключив как положено всю проводку, выставьте регулировку момента ровно по средине ее хода и вставьте свечу нужного цилиндра в соответствующий свечной провод, включите зажигание. Дальше, шкив отводится против часовой стрелки на 450 и для свечи создается контакт с массой. Затем, следует плавно проворачивать шкиф за часовой стрелкой.

Как только между электродами проскочит искра, нужно тут же прекратить вращение . Посмотрите на метки, если присутствует некий разбег, то регулятор зажигания необходимо повернуть на несколько градусов в нужную сторону. Если метка шкива, по сравнению с меткой лобовой крышки сместилась вперед по направлению вращения, то это свидетельствует о слишком позднем зажигании. В данном случае, трамблер стоит повернуть против часовой стрелки. Если же метки расположены с точностью до наоборот, то зажигание считается ранним и трамблер нужно повернуть на несколько градусов по часовой стрелке. Дальше процедура повторяется: возвращаем шкиф назад и вновь ждем возникновения искры, сравниваем метки и выполняем соответствующую регулировку.

Конечно, в первый раз, с настройкой могут возникнуть некоторые трудности, но с каждым последующим разом, Вы будете приобретать нужный опыт и все действия будут выполнятся быстро и ловко. Заметьте, чем медленнее и аккуратнее Вы будете крутить шкиф, тем точнее будет проводится выставление зажигания. Как только получится добиться точного совмещения меток, затяните трамблер и проверните коленчатый вал на полных два оборота, после чего проверьте точность настройки еще раз. Если присутствует разбег – он устраняется и при достижении требуемой точности можно заводить мотор.

Все, прогрев машину, считайте, что зажигание установлено. Дальше, нужно разогнать автомобиль до 40-50 км/час и перейдя на четвертую передачу резко нажать педаль «газа». Если при этом Вы услышите резкий звук перебора клапанов, то зажигание стоит выставить на «попозднее». Как правило, если Вам удалось все точно настроить с первого раза, то возвращаться к этому вопросу больше не придется.

За стабильную работу двигателя в значительной степени отвечает система зажигания. Неправильно установленный угол опережения приводит к перебоям в работе двигателя, трудностям его запуска, потери оборотов, возникновению хлопков и выстрелов.

Другая возможная причина, по которой может понадобиться настройка работы системы – демонтаж трамблера.

Установка трамблера

На всех автомобилях эта процедура происходит по-разному. Очень простой монтаж трамблера на отечественные «Москвичи», ЗАЗы и ГАЗы. В хвостовике их распределителей находятся два полумесяца разных размеров. Точно такой же сектор присутствует и в приводе, расположенном в блоке двигателя. Устанавливая трамблер, достаточно придерживаться совпадения направления полумесяцев хвостовика с приводом.

На корпусе трамблера большинства автомобилей зарубежных производителей есть специальные метки для ориентира, что значительно упрощает его монтаж.

Установка трамблера на автомобили ВАЗ осуществляется по первому цилиндру. Для этого нужно выставить его поршень в положение предшествующее ВМТ (верхней мертвой точке), при котором наступает момент сжатия. Порядок этой процедуры следующий.

  • Выкручивается свеча первого цилиндра.
  • Пальцем или пробкой с вина плотно закрывается образовавшееся отверстие.
  • Вращая по часовой стрелке коленчатый вал заводной ручкой или торцевым ключом (36 мм), нужно дождаться момента сжатия (воздух начнет выталкивать палец или пробку).
  • Продолжая крутить маховик, следует добиться совпадения метки его шкива со средней меткой, расположенной на крышке ГРМ. Угол опережения в этом случае будет составлять примерно 5°, что приемлемо для «92-го» и «95-го» бензина.

Теперь можно устанавливать трамблер. Его корпус должен находиться в таком положении, при котором воображаемая линия через пружинные защелки крышки будет параллельна оси двигателя. Ротор распределительного бегунка при этом должен быть направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке.

Если все условия выполнены, можно затянуть крепежные болты и попробовать запустить двигатель (свечу из первого цилиндра нужно вкрутить обратно). Если машина завелась, значит все сделано правильно и следующим шагом будет регулировка угла опережения зажигания.

Видео — как выставить зажигание на ВАЗ 2106 если снимался трамблер:

Некоторые специалисты осуществляют монтаж трамблера по любому из цилиндров. При этом на метки они не смотрят вообще, а коленвал вращают стартером. Процесс этот, в принципе, не сложный, но без определенных навыков лучше все же ориентироваться по первому цилиндру.

Как можно выставить угол опережения зажигания

Настройка опережения зажигания требуется для полного сгорания топлива в камерах. Из-за того, что бензин сгорает не моментально, поджигать его нужно немного раньше достижения поршнем ВМТ. Поэтому, момент возникновения искры должен быть четко отрегулирован.

Видео — проблема раннего зажигания на ВАЗ 2106:

Существует несколько способов выполнения этой процедуры. Многие умельцы доверяют исключительно своим ушам и предпочитают все делать на слух. Некоторые автомеханики для выставления момента зажигания используют лампочки или стробоскоп.

Регулировка зажигания на слух

Процесс происходит на холостых оборотах заведенного, прогретого двигателя (в случае необходимости можно немного подтянуть подсос для обеспечения устойчивой работы).

  • Гайка, фиксирующая корпус трамблера ослабляется, после чего начинается его медленное вращение в разные стороны.
  • В положении, где обороты двигателя будут наиболее максимальными, нужно попробовать «погазовать». Если при резком нажатии на педаль не произойдет никаких перебоев, хлопков и выстрелов, а ускорение оборотов будет стремительным, то необходимое положение найдено.
  • От этой точки следует провернуть корпус распределителя на 1-2° по часовой стрелке, после чего зажать его фиксатор.

Выполнение последнего пункта необходимо для того, чтобы зажигание не было слишком «ранним», что создает излишнее сопротивление вращению коленчатого вала.

Примечание! Иногда достичь идеальной работы двигателя не удается из-за некорректной работы узлов топливной системы или низкого качества горючей смеси. В таких случаях нужно довольствоваться самым оптимальным решением, а после регулировки карбюратора провести повторную корректировку зажигания.

Установка угла опережения по искре

Поршень первого цилиндра нужно установить в верхнее положение вращением коленвала до совпадения метки шкива с первой меткой на блоке ГРМ.

Раздатчик при этом должен быть направлен в сторону контакта провода первого цилиндра. Если же он окажется в другом направлении, требуется выполнить еще один полный оборот маховика. Можно также искать нужное положение, выкрутив из первого цилиндра.

Из крышки трамблера вынимается центральный высоковольтный провод, а его контакт размещается на расстоянии 5 мм от «массы» автомобиля. Ослабив фиксатор распределителя, нужно включить зажигание.

Медленно проворачивая корпус распределителя, необходимо движениями бегунка влево/вправо найти положение, при котором возникнет искра между контактом провода и «массой».

Регулировка зажигания по лампочке

Первоначально осуществляется установка поршня первого цилиндра в положение, предшествующее ВТМ (ровняясь на среднюю метку) вышеописанным способом. Далее один провод обычной автомобильной лампочки подключается к «массе», а другой к проводу, ведущему от катушки к трамблеру.

Видео — как выставить зажигание по лампочке:

При включенном зажигании корпус распределителя вращается в разных направлениях до тех пор, пока лампочка не загорится. Остановив распределитель в этом положении нужно его зафиксировать.

Очень редко бывают случаи, когда машина замечательно работает при значительных несовпадениях меток. Это может быть вызвано неправильной предшествующей сборкой двигателя или растяжением цепи ГРМ.

Особенности зажигания разных видов, регулировка контактов

Существует два типа системы зажигания: электронная и механическая. Установка угла опережения любого из них одинакова, осуществляется путем вращения корпуса трамблера.

Отличительной особенностью является то, что у механического распределителя искра образовывается за счет размыкания контактов. Поэтому, перед настройкой угла опережения желательно проверить и при необходимости отрегулировать зазор между ними. Делается это следующим образом:

  • Коленчатый вал проворачивается до появления максимального расстояния между контактами.
  • С помощью щупа проверяется зазор. Если показатель отличается от рекомендуемого заводом изготовителем (для каждой модели авто он разный), то следует ослабить винты крепления и регулировки контактной группы.
  • Перемещением пластины выставляется требуемый зазор, после чего вначале затягивается регулировочный винт, а после контрольного измерения — крепежный.

В электронной системе зажигания контакты отсутствуют, возникновение искры в ней происходит за счет взаимодействия специальных датчиков и коммутаторов. Преимуществом является создание в электронной системе импульса высоковольтного напряжения в 1,5 раза выше, чем у механической.

Следовательно, на свечах образовывается искра больших размеров, что способствует лучшему воспламенению и сгоранию , увеличению оборотов, улучшению пусковых характеристик и т.д. Электронная система зажигания требует только настройки правильного угла опережения.

Не зависимо от используемого трамблера и выбранного способа его регулировки, может понадобиться корректировка угла опережения.

При «раннем» зажигании машина заводится хорошо, но при разгоне слышится постоянная детонация. При «позднем» падает мощность двигателя, наблюдается повышенный и т.д.

В поисках оптимальных решений, изменять положение корпуса распределителя следует умеренно (не более 1 — 1,5 мм), после чего нужно зажимать фиксатор и испытывать машину в движении. В любом случае, для достижения наилучшей работы двигателя придется немного поэкспериментировать.

Посмотрите когда и

У многих начинающих владельцев автомобилей, мотоциклов, мотоблоков и другой техники с ДВС могут возникать проблемы с системой воспламенения. Давайте рассмотрим, как правильно отрегулировать зажигание на автомобилях, мотоциклах и прочей технике.

Системы воспламенения на бензиновых ДВС: устройство

Без этой системы работа любых двигателей просто невозможна. Она отвечает за воспламенение топливной смеси в камерах сгорания в определенное время. Существует несколько видов таких систем. Первая - это контактная, в которой импульсы создаются на разрыве контактов.

Также различают бесконтактную систему. Здесь импульсы создаются при помощи электронных коммутаторов. Еще можно выделить полностью электронную систему, управляемую микропроцессором. Такая бесконтактная система стоит на «Уралах». Как отрегулировать зажигание мотоцикла «Урал», вы сможете узнать далее.

Для двухтактных агрегатов, которые чаще всего можно найти на мотоблоках, мопедах и скутерах, в качестве устройства для создания искры применяют магнето. Здесь работает принцип ЭДС. вращается в катушке, и так вырабатывается импульс.

В любую из систем входят несколько базовых элементов. Так, в качестве источника питания используется аккумулятор, а если двигатель работает, то генератор. Выключателем служит механический замок. Он зачастую выполняет несколько функций. выступает либо катушка, либо емкостный накопитель. Свечи также используются в системе. Они имеют два электрода на небольшом расстоянии друг от друга. Свеча представляет собой изолятор из фарфора, который насажен на резьбу. В центральной части - проводник-электрод, а в качестве второго электрода используется резьба. Как отрегулировать зажигание? Это несложно.

Принцип работы контактного воспламенения

Это оборудование позволяет получить искру достаточно высокого напряжения на контактах свечей. Напряжение для автомобильной системы может составлять до 30 000 В. Для того чтобы искра вырабатывалась, контакт свечи соединяется с катушкой.

Именно благодаря ей создается такое Сигналы на катушку подаются с помощью специальной группы контактов. Когда контакты размыкаются при помощи специального механизма, образуется искра.

Чтобы двигатель работал эффективно, необходимо, чтобы момент образования искры полностью соответствовал положению в камерах сгорания. Чтобы этого достичь, используют четко рассчитанный механизм - трамблер, передающий энергию вращения на прерыватель.

Среди недостатков такой системы выделяют высокое воздействие механического износа на процесс образования и качество искры. Также это значительно влияет на качество работы ДВС и требует настройки. Поэтому так важно знать, как отрегулировать зажигание.

Бесконтактное зажигание

Эта группа не имеет зависимости от трамблера. Основным устройством в процессе образования искры здесь считается коммутатор на транзисторах, а также специальный датчик. В этой системе нет никаких зависимостей между качеством искр и чистотой поверхности контактных групп - это гарантия того, что искра будет очень качественной вне зависимости от различных факторов.

В этом типе системы применяется прерыватель-распределитель, отвечающий за подачу тока на необходимую в данный момент свечу.

Электронная система

Здесь смесь воспламеняется без всяких механических устройств и каких-либо движущихся частей. С помощью специальных датчиков и блоков управления искра образуется точно в необходимый момент. С этим оборудованием значительно улучшается работа ДВС, увеличивается его мощность, снижается расход горючего. Более того, электронное зажигание очень надежно и практически не требует регулировок.

Причины сбоев настроек

Прежде чем рассказать, как отрегулировать зажигание, следует узнать, что же является причиной утери заводской настройки. Чаще всего виновником этого является сам водитель автомобиля, мотоцикла или другой техники. Автолюбители могут по различным причинам снимать трамблер или распределитель. После его обслуживания, ремонта других узлов и возвращения распределителя на его законное место двигатель не может больше работать эффективно. Иногда он даже не заводится.

Почему так? Все дело в метках, которые устанавливались на заводе. Начинающие автовладельцы редко задумываются о важности совпадения меток.

Момент угла опережения

Это один из самых важных параметров. Он определяет правильность работы всей системы.

Это время, на протяжении которого происходит воспламенение топливной смеси искрой. Момент можно определить как положение коленчатого вала в момент подачи импульса с опережением к ВМТ поршней в градусах.

Чтобы смесь эффективно сгорела, требуется определенное время. Скорость, с которой распространяется пламя, равно 20 м/с. Если розжиг будет происходить в верхней мертвой точке, тогда топливо сгорит на такте расширения и частично на выпуске. В результате давление на поршень не будет на достаточном уровне. Нужно правильно подобрать этот момент - тогда давление от расширения и сгорания газов будет приходиться на ВМТ.

Как отрегулировать зажигание на ВАЗе?

Для работы понадобятся некоторые инструменты. Это ключ на 13, вольтметр, а также ключ для свечей. Выставлять момент воспламенения следует по первому либо по четвертому цилиндру. Рассмотрим первый вариант.

На большинстве моделей ВАЗ момент регулируется при помощи меток на крышке ГРМ. Вы сможете увидеть там три метки - длинную, среднюю и короткую. Так, короткая метка - угол равен 10 градусам. Средняя - 5 градусов, а длинная соответствует 0 градусов.

Положение верхней мертвой точки обозначается на ободе шкива. Ступица шкива в районе метки имеет специальный наплыв.

Регулируем зажигание

Первым делом следует выкрутить свечу на первом цилиндре. После этого отверстие нужно закрыть резиновой пробкой. Далее при помощи специального ключа необходимо провернуть коленчатый вал до тех пор, пока первый цилиндр не перейдет в такт сжатия. Это легко понять - поршень начнет двигаться вверх. Увидеть это можно по пробке - ее постепенно выдавит. Вращайте вал до тех пор, пока метка на шкиве не будет полностью совпадать с меткой на крышке ГРМ. Для 95-го бензина подойдет средняя метка.

Теперь освободите защелки и демонтируйте крышку трамблера. После того как вы прокрутили коленвал, ротор этого механизма должен повернуться так, чтобы наружный контакт провернулся в сторону первого цилиндра на крышке трамблера. После совмещения меток посмотрите на распределитель и проведите линию через защелки - правильная воображаемая линия будет параллельной к оси двигателя. Если ваша линия не параллельна, тогда для вас дополнительная информация о том, как отрегулировать зажигание.

Скрутите гайку, которая крепит распределитель и поверните его вверх. Вращайте ротор и выставьте ее параллельно оси мотора. Установите трамблер, закрутите гайку, но не сильно. Далее можно перейти к установке момента.

Регулировка момента с помощью лампочки

Для этого требуется подключить заранее подготовленную лампочку одним концом к катушке, вторым концом - на массу.

Включайте зажигание и медленно вращайте трамблер по часовой стрелке.

Если лампа потухла, значит, все верно. Если лампа не горит изначально, то все выставлено верно. Теперь вращайте распределитель против часовой стрелки. Когда лампа загорается, зафиксируйте положение ротора и затяните гайку крепления. Теперь можно заглушить мотор, а крышку трамблера - вернуть на место.

Как отрегулировать опережение зажигания при помощи стробоскопа?

Чтобы воспользоваться этим методом, прогрейте мотор до рабочей температуры. Затем подключите стробоскоп к питанию от бортовой сети. Датчик устройства оденьте на высоковольтный кабель 1-го цилиндра.

Теперь запустите двигатель, и пусть он работает на холостых оборотах. Проворачивайте корпус распределителя, затем зафиксируйте положение корпуса так, чтобы метка на шкиве совпадала с меткой на крышке ГРМ. После этого затяните гайку крепления.

А если электронное зажигание?

На большинстве современных автомобилей, мотоциклов и мотоблоков производители устанавливают электронное зажигание. Посмотрим, как отрегулировать электронное зажигание.

Первым делом следует обязательно проверить нагар, который скапливается на свечах.

Также проверке подлежат контакты. Если некоторые из них подгорели, тогда их необходимо заменить.

Чтобы выполнить точную регулировку, потребуется стробоскоп. Если же его нет, тогда подойдет метод искры. Так выполняют настройку профессионалы.

Для регулировки мотор нужно прогреть до рабочих температур. Демонтаж трамблера не потребуется, его можно лишь слегка ослабить. Достаньте центральный провод из распределителя, а поршень на первом цилиндре установите в верхнюю мертвую точку.

Теперь включите зажигание. При этом у вас в руке должен находиться провод от катушки.

Правой рукой регулируйте распределитель по часовой стрелке, а бронепровод удерживайте над металлической поверхностью. Теперь вращайте в другую сторону до появления искр. Теперь вы знаете, как выставить бесконтактное зажигание. Затяните распределитель - и дело сделано.

Мотоблоки

На современных моделях мотоблоков производители устанавливают бесконтактные электронные системы. Они состоят из магнитопровода в маховике, катушки, высоковольтного кабеля и свечи. Все настройки выставляют на заводе и зачастую регулировки не требуют. Как отрегулировать зажигание на мотоблоке с электронным зажиганием? По аналогии с автомобильными системами.

Также можно отрегулировать зазор между катушкой и элементом магнето. Этот зазор регулируется при помощи двух винтов и смещения катушки. На современных мотоблоках зазор должен составлять не более 0,8 мм.

На некоторых моделях таких сельскохозяйственных машин регулировки вообще не предусмотрены.
Например, в двигателях типа ДМ производитель не дал возможности что-то регулировать. Но современная техника такую возможность предоставляет. Как отрегулировать зажигание на мотоблоке - путем изменения зазора между магнето и катушкой.

Мотоциклы

Первым делом установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Для этого помогут метки. При этом также можно отрегулировать контакт свечи и ротора. Затем проверните блок с электроникой против часовой стрелки, предварительно ослабив его крепление. Теперь проверьте, совпадают ли метки. При помощи лампы удостоверьтесь в наличии напряжения в сети. Проворачивайте блок до тех пор, пока индикатор не перестанет гореть. Вот как отрегулировать зажигание на «Урале».

Понять, что все сделано правильно, поможет лампочка. Она должна вспыхивать при повороте коленчатого вала.

Водители прошлого поколения владели информацией как выставить зажигание , так как занимались своим транспортом самостоятельно. Современные автовладельцы избалованы доступным сервисом обслуживания и мало представляют, как обстоят дела у них под капотом. Поэтому разберем вопрос подробнее, узнаем какой подход нужен к двигателям различных типов, а также выясним, что собой представляет система зажигания.

В целом даже малоопытные водители знают, что система зажигания заводит автомобиль. Система создает искру, которая расходится по свечам зажигания в определенный такт двигателя. Происходит возгорание топливно-воздушной смеси в двигателе и происходит сгорание. Такой процесс характерен для бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Если автомобиль оснащен дизельным двигателем, то процесс возгорания обеспечивается не искрой, а максимальным сжатием. То есть в момент топливо поступает в двигатель и активируется система сжатия.

Зажигание в автомобиле воспроизводится тремя способами:

  • с помощью микропроцессора в электронной системе зажигания, с помощью специального блока накапливается электрическая энергия, он же потом ей управляет и создает искру;
  • контактный способ, в этом случае за процесс отвечает трамблер (специальный распределитель зажигания);
  • бесконтактное зажигание, в этом случае процессом руководит транзисторный коммутатор, взаимодействующий с бесконтактным датчиком импульсов, он исполняет роль прерывателя, а механический распределитель направляет ток высокого напряжения.

Несмотря на различия в процессе, конструкция имеет немало общих деталей: , провода, выключатель, устройства для накопления и распределения заряда.

Что может подсказать автовладельцу о необходимость регулировки зажигания? В первую очередь - это частые ситуации, когда машина глохнет даже во время движения. Нередко автомобиль глохнет на старте, сразу после первого рывка. Также неравномерная работа двигателя, его перегрев и непонятные звуки из-под капота во время работы механизма, которые опытные автовладельцы определяют, как «стучат пальцы», могут стать признаками неисправности системы зажигания.

Как выставить зажигание : несколько доступных вариантов

Мы рассмотрим три доступных метода, решающих вопрос, как выставить зажигание . Каждый из них требует немало внимания. Мы советуем лишний раз самостоятельно не лезть с регулировкой под капот, если вы не уверены в своих силах. Частая настройка механизма не идет ему на пользу, а если допустить ошибку, то можно сделать так, что автомобиль вовсе не заведется и придется начинать процесс по новой.


Стробоскоп - многофункциональный прибор, позволяющий с большей точностью выставить зажигание. То есть автовладельцу нужно направить свет стробоскопа на нужные метки и запустив двигатель на холостых оборотах отследить их. Вспышка стробоскопа возникает одновременно с моментом образования искры и позволяет отследить положение вращающегося механизма в этот момент.

Итак, если в наличии имеется этот прибор, то алгоритм действий, будет следующий.

  1. Заведите машину и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Стробоскоп подключите к питанию транспортного средства.
  2. Датчик, отвечающий за сигнал срабатывания, прикрепите на высоковольтный провод первого цилиндра.
  3. Гайку, которая фиксирует корпус прерывателя-распределителя необходимо ослабить так, чтобы можно было повернуть корпус.
  4. Шланг вакуум-корректора снимите и заглушите его. Свет стробоскопа наведите на шкив коленчатого вала.
  5. Запустите двигатель на холостых оборотах и поворачивайте корпус трамблёра до тех пор, пока метка шкива не совпадет с нужной меткой на крышке распределителя.
  6. Зафиксируйте корпус прерывателя распределителя в том положении, когда метки совпадают.

Затяните гайку, чтобы предотвратить смещение прибора.

С помощью лампочки на 12 В

Из вспомогательных элементов понадобится только лампочка и патрон с проводами, позволяющими подключить осветительный прибор к питанию автомобиля.


На этом вопрос как выставить зажигание закрыт. Других действий не требуется.

По искре

Этот способ больше подходит профессионалам. Следует быть осторожным, искра проскакивает внезапно.

  1. Коленвал разверните так, чтобы метка шкива совпадала с нужной отметиной на поверхности крышки газораспределителя. Бегунок трамблёра должен указывать на высоковольтный провод первого цилиндра.
  2. Ослабьте фиксирующую гайку прерывателя-распределителя. Центральный провод достаньте из крышки трамблера и расположите в 5 мм от массы машины.
  3. Включите зажигание и поверните корпус прерывателя примерно на 20 градусов по часовой стрелке.
  4. Осторожно поворачивайте корпус трамблера в обратную сторону. Положение прибора нужно зафиксировать, когда между контактом и массой проскакивает искра.

По традиции затяните фиксирующий элемент, чтобы не допустить смещения.

Теперь вы знаете как выставить зажигание. Как часто вам приходится решать такой вопрос? Может есть какой-то проверенный метод, не описанный в заметке? Поделитесь с нами и читателями.