Какие признаки положены в основу классификации автомобилей. Типы автомобилей. Внедорожники и кроссоверы

Разнообразие средств передвижения значительно затрудняет их учёт. Чтобы облегчить работу служб контроля за автомобильной техникой, была введена определённая классификация, учитывающая различные модели машин и распределяющая их по категориям. Это помогает в работе различных автошкол по подготовке водителей, позволяет быстро расшифровать цифро-буквенные обозначения моделей, а также способствует розыску определённых типов авто с целью выбора или для лёгкого визуального обнаружения инспектором ДПС, например.

Мировая практика классификации

Несмотря на глобализацию, нет единого мирового разделения транспортных средств на виды машин. Причины этого кроются в историческом развитии автомобилестроения, государственном строе и рыночной обстановке в различных регионах земли.

К примеру, в Европе, где давно сложилась общая экономическая зона, приняты буквенные обозначения классов авто. Также собственная производственная классификация существует у различных специализированных отраслей, тесно связанных с автомобилями, к примеру, у автомойщиков и организаций, предоставляющих машины напрокат. В любом случае любое разделение на типы или классы является довольно условным в рамках широкого ассортимента выпускаемых моделей.

Однако принятая ещё в Советском Союзе в 1966 году система, разделяющая виды автомобилей по разным признакам, до сих пор используется в России. Некоторые производители в условиях рынка несколько отклоняются от установленных норм, но в целом система вполне актуальна для современного автомобилестроения.

Основное деление по назначению

Принципы распределения автомобилей по типам для каждого вида свои, но есть общее разделение на виды машин по целям их производства и основным способам использования.

  • Пассажирские авто. Это машины, основной полезный объём которых предназначен для перевозки людей. Сюда относятся всевозможные легковые модели, а также в качестве отдельной категории включены автобусы. Отдельно, потому что права на вождение автобуса требуют дополнительного обучения и повышенного внимания вследствие крупных габаритов транспортного средства и ценности человеческой жизни.

  • Грузовые авто. Отсек для перевозки полезного груза в таких моделях занимает значительную часть всего объёма автомобиля - зачастую более половины. Сюда же относят седельные тягачи, не обладающие собственным грузовым отсеком, но способные перевозить груз в прицепах.
  • Грузопассажирские авто. Гибридные модели или грузовые машины, оборудованные местами для людей в грузовом отсеке. Чаще всего они создаются как модификации грузовых или легковых авто, а классифицируются вместе с теми моделями, на базе которых были спроектированы.
  • Машины специального назначения. Эта группа включает в себя множество самого различного транспорта, оборудованного для выполнения определённых технических или производственных задач. Создаются на базе легкового и грузового автотранспорта, отличаются тем, что большую часть полезного объёма занимает спецтехника и оборудование.

Марка авто

Этот параметр классификации указывает на производителя транспортного средства. Только на территории бывшего Советского Союза насчитывается более двух дюжин крупных автозаводов и предприятий, выпускающих авто под своей маркой. В названии модели чаще всего марка идёт впереди.

Легковые модели машин

Согласно принятой в СССР отраслевой нормали 025270-66, легковые авто классифицируют по объёму двигателя. Это отражается в названии модели транспортного средства, а именно в первой цифре:

  1. Малолитражки, рабочий объём двигателя которых не превышает 1,2 л.
  2. Класс малых легковых авто включает в себя машины с двигателем 1,2-1,8 л.
  3. Личный легковой автомобиль среднего класса оборудован двигателем до 3,5 л.
  4. Большие легковые авто, объём двигателей которых превышает 3,5 л.
  5. Высший класс не регламентируется по рабочему объёму двигателя.

Дополнительно легковые модели принято разделять по типу кузова - так их легче визуально различать между собой. Форма кузова может быть отражена в названии марки начиная с пятой цифры, которая указывает на модификацию. Основные типы кузова:

  • Купе.
  • Универсал.
  • Седан.
  • Хэтчбек.
  • Пикап.
  • Кабриолет.
  • Внедорожник.
  • Кроссовер.
  • Лимузин.

Грузовые виды автомобилей

Такие автомобили сложнее классифицировать по рабочему объёму двигателя, поэтому для них определяющим параметром является грузоподъёмность — максимально разрешённый вес полезного груза.

  • Особо малые грузовики могут перевозить до 1 т груза.
  • Малый грузовой транспорт способен справиться с весом до 3 т.
  • Средний класс для грузов до 8 т.
  • Большой - до 15 т.
  • Особо большой может транспортировать до 26 т груза.
  • Сверхбольшой класс не регламентирует максимальную грузоподъёмность.

По полному весу вместе с полезным грузом такие машины разделяют на 3 группы: до 3,5 т, 3,5-12 т и свыше 12 т. Это разделение актуально при переезде через мосты, насыпи и другие участки дорожного покрытия недостаточной прочности. По форме и назначению кузова грузовые транспортные средства делятся на самые разнообразные виды машин, включая специальные для определённых типов груза. Также грузовики обычно делят по количеству осей (от 2 до 5).

Классификация автобусов

Пассажирские транспортные средства, оборудованные более чем 9 местами для сидения, включая водительское, относят к автобусам. К ним применяют особую классификацию в зависимости от габаритных размеров, а именно длины. Различают 5 классов: от малых, до 5 м в длину, до особо больших, длиной до 24 м.

Спецтранспорт

Классификация такого транспорта имеет свою специфику, поскольку автомашины разного назначения имеют отличающиеся параметры. Разделение на виды машин существует, но относится оно только к той области или сфере, где применяется автомобиль. Например, автомобиль скорой помощи выпускается 3 классов в зависимости от встроенного оборудования, назначение которого от обычной перевозки больных до реанимационных действий медицинской бригады в процессе перевозки. Сюда же относятся различная сельхозтехника, классификация которой вследствие универсальности большинства моделей значительно затруднена.

Как бы ни было много моделей и конструктивных особенностей автомобилей, их можно разделить на несколько групп, типов или классов. О том, по каким именно признакам происходит упомянутое разделение, мы и расскажем далее в статье.

Классификация автомобилей

Транспортные средства, в зависимости от их назначения, можно разделить по на определенные типы:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • прицепы;
  • полуприцепы.

Основные типы автомобилей - легковые и грузовые. И к первым из них относятся транспортные средства, имеющие не больше 9 посадочных мест, в том числе водительское. Они предназначены для перевозки людей и их багажа.

Автомобили же, в которых перевозят грузы или устанавливают специальное оборудование, называются грузовыми.

Более подробно каждая из групп автомобилей делится и по назначению, по габаритным размерам, по конструктивным особенностям (компоновке), типу кузова, а также по типу и объему двигателя.

Классификация грузовых автомобилей по назначению

По назначению грузовые автомобили делятся на три основные группы:

  1. Транспорт общего назначения. Эти автомобили предназначены для перемещения грузов по дорогам общего пользования, на которых существуют ограничения на осевую нагрузку.
  2. Специальные автомобили. Они имеют установленное на грузовое шасси специальное оборудование: автокраны, бетономешалки, пожарные цистерны, автовышки.
  3. Специализированные. Данные грузовые автомобили предназначены для транспортировки определенных видов грузов. Примерами их являются контейнеровозы, самосвалы, цистерны.

Самосвальные грузовые автомобили – самый распространенный тип грузовой специализированной техники. Насыпные и навалочные грузы разгружаются путем опрокидывания платформы с бортами. Эти машины делятся на группы по габаритам и осевой нагрузке.

Дорожные самосвалы – это универсальные, сельскохозяйственные и строительные грузовики. Их грузоподъемность может быть от 1,5 до 45 тонн.

Внедорожные - это карьерные самосвалы. Их задача – вывозить породу и строительные материалы из карьеров, в которых открытым способом разрабатываются полезные ископаемые. Это самые большие грузовые автомобили. Они могут перевозить до 400 т породы, но не могут передвигаться по дорогам из-за ограничений по массе и габаритам. К месту работ доставляются в разобранном виде.

Классификация грузовых автомобилей по грузоподъемности и компоновке

Грузовые автомобили можно классифицировать по нескольким признакам. Основной признак, по которому эти транспортные средства делятся на группы, – грузоподъемность. С ней напрямую связано количество осей, потому что нагрузка одной оси на дорогу регламентируется законодательно и не должна превышать определенной величины. Следовательно, чем больше масса перевозимого груза, тем больше осей должно быть у грузовика.

Грузоподъемность автомобиля определяется так:

  • особо малая, если он может перевозить меньше тонны груза;
  • малая – 1-2 т;
  • средняя – 2-5 т;
  • большая – 5 т;
  • особо большая.

К последней группе и относятся карьерные самосвалы, грузоподъемность которых значительно выше пределов, установленных весовыми ограничениями на дорогах.

Сейчас, в связи с разработкой международных требований безопасности специальными комиссиями при ООН, существует общепринятая классификация грузовых автомобилей. По европейским стандартам, классы автомобилей, в соответствии с полной массой, выглядят так:

  • N1 – до 3,5 тонн;
  • N2 - от 3,5 до 12 т;
  • N3 – от 12 т.

В США грузовые автомобили более подробно делятся уже на восемь классов по полной массе.

Классификация грузовых автомобилей по типу кузова

Существует очень подробная классификация грузовых автомобилей и по типу кузова. Кузов автомобиля может быть открытым, как у самосвала, или закрытым, как контейнер.

Первый, как по времени использования, так и по распространенности – бортовой. Так говорят, когда пространство грузовой платформы ограничено с четырех сторон бортами, которые могут откидываться при необходимости.

Если же на специальных съемных ребрах над кузовом натягивается тканевый тент для защиты груза от непогоды и любопытных глаз, то это тентованный кузов.

Вместо него может быть установлен цельнометаллический фургон с запирающимися дверями. На его базе изготавливаются изотермические кузова с теплоизоляционной защитой, позволяющие защитить грузы от резких перепадов температуры.

Изотермический кузов с климатической установкой внутри – это уже рефрижератор, предназначенный для перевозки на большие расстояния скоропортящихся грузов. В свою очередь, рефрижераторы делятся на 6 классов, в зависимости от диапазона температур.

Отдельный тип кузова – это цистерны. Они могут быть стальными или алюминиевыми, различаться по форме, размерам и количеству секций внутри, иметь насосы и другое дополнительное оборудование.

Специально оборудуется грузовая платформа у автовозов, перевозящих несколько легковых автомобилей, а также у контейнеровозов и лесовозов.

Тягачи как отдельный вид грузового транспорта

Седельные тягачи – тоже грузовые автомобили, предназначенные для транспортировки полуприцепов и прицепов. Вместо кузова на них установлено специальное седло для быстрой смены прицепного состава. В Австралии, с ее просторами, встречаются сцепки из пяти прицепов, общей массой больше 100 т.

Типы автомобилей различаются по компоновке. Так, американские седельные тягачи выполняются по классической компоновке – капотной. Европейцы же располагают двигатель под кабиной, увеличивая полезную длину автопоезда.

Для буксировки особо тяжелых грузов используются балластные тягачи. У них укороченный кузов заполнен балластом, чтобы увеличить сцепной вес.

Развозные грузовые автомобили

К классу N1, упоминавшемуся ранее, относятся так называемые развозные грузовики. Их грузоподъемность меньше 2 т. Компоновка – вагонная или полукапотная. Типы автомобилей различаются по форме кузова.

Развозные грузовики оборудуются цельнометаллическим фургоном с распашными задними и сдвижными передними дверями. Кстати, пикапы, которые находятся на границе грузовых и легковых автомобилей, являются подвидом развозных грузовиков.

Это либо модификации легковых автомобилей с грузовой платформой вместо багажника и задних сидений, которые встречаются на дорогах Европы, или специальные модели рамного типа с кабиной, которая может вмещать 2-3 или 5-6 человек.

Российские развозные грузовики – это семейства "Газель" и "Соболь" Горьковского автозавода. Производят пикапы и фургоны «ИжАвто», УАЗ и «ВАЗинтерСервис».

Классификация легковых автомобилей по типу двигателя и привода

Типы грузовых автомобилей по двигателю и топливу для него обычно не разделяют - существует множество других критериев. А вот легковые автомобили можно разделить на группы, по типу двигателя:

  • бензиновые;
  • дизельные.

Дизельные более технологичны, экологичны и экономичны в эксплуатации, но стоят дороже бензиновых. Они надежны, но требовательны к качеству топлива, особенно при морозах. Машины с бензиновыми двигателями быстрее разгоняются и до больших скоростей.

Основные классы автомобилей по отечественной классификации определяются в зависимости от объема двигателя в кубических сантиметрах или литрах как особо малый, малый, средний и большой. Последний делится на автомобили бизнес-класса и класса люкс. Отечественный автопром выпускал в большом классе с объемом двигателя более 3,5 л только правительственные "Чайки" и "ЗиЛы".

Мини-автомобили, объем двигателя который чуть больше одного литра («Ока» ВАЗ-1111), относятся к особо малому классу.

Малый класс – машины с двигателем от 1,1 до 1,8 л - это все остальные отечественные легковые автомобили, за исключением «Волги», которая относилась и относится к среднему классу (1,8-3,5 л).

Типы автомобилей могут определяться и по виду привода:

  • заднеприводные, с ведущими задними колесами;
  • переднеприводные, с ведущей передней парой колес;
  • полноприводные.

Первым российским переднеприводным легковым автомобилем был ВАЗ-2108, а полноприводным, без возможности отключения этой функции, – «Нива».

Классификация легковых автомобилей по типу кузова

Тип кузова – самый распространенный критерий, по которому различаются легковые автомобили. Он классифицируется по сочетанию трех объемов (пассажирский салон, багажное отделение и двигатель) и по конструктивным особенностям.

В зависимости от наличия крыши, легковые автомобили делятся на закрытые (седан, купе, хардтоп, фастбек, хэтчбек, универсал, лимузин), открытые, с открывающейся или съемной крышей (кабриолет, фаэтон, брогам), а также на автомобили с частично складывающимся или снимающимся верхом (ландо, тарга и пикап).

Наиболее распространенные:

  • седан с трехобъемным кузовом, двумя или тремя рядами сидений, боковых дверей может быть две, четыре или шесть;
  • купе с двумя или тремя объемами, двумя дверями и двумя же рядами сидений, (задний может быть тесным);
  • хэтчбек с двухобъемным кузовом и большой задней дверью. За счет задних сидений, багажный отсек тут может быть значительно увеличен;
  • универсал, с кузовом, не разделенным стационарной перегородкой на пассажирский и багажный отсеки, и дверью сзади. Разновидностью является минивен с более высокой подвеской;
  • лимузин, кузов которого имеет перегородку за передними сидениями;
  • кабриолет, в котором складывается крыша и опускаются боковые стекла (в фаэтоне стекла снимаются).

Типы легковых автомобилей

Ведущие зарубежные автомобильные издания делят легковые автомобили по функциональности на четыре типа.

  1. Автомобили общего назначения, которые предназначены для поездок по дорогам с твердым покрытием. Базовые модели этого типа – это трехобъемный (седан) и двухобъемный (хэтчбек) кузов. На их основе создаются купе, универсалы, кабриолеты и даже пикапы и фургоны. Как правило, эти машины рассчитаны на 4-5 мест, их габаритная высота от 1,3 до 1,47 м.
  2. Универсалы повышенной проходимости (англоязычная аббревиатура APV). Это автомобили вместимостью до 7 человек и большим багажным отделением. Высота этих автомобилей - до 1,85 м. Силовой агрегат, рулевое управление и подвеска позаимствованы с автомобилей общего назначения. Яркие представители этого типа - Chrysler Voyager, Renault Espace, Chevrolet Lumina APV.
  3. Автомобили повышенной проходимости или, иными словами, джипы и внедорожники с высоким, до 0,2 м клиренсом, полным приводом, короткими свесами и базой. Габаритная высота из-за высокой посадки пассажиров до 2 м.
  4. Спортивные автомобили, с мощным двигателем, зачастую двухместные с максимально низкой посадкой и высотой по крыше не более 1,33 м.

Классификация легковых автомобилей по габаритным размерам

В Европе по типу кузова существует всего 4 группы автомобилей и шесть - по размерам.

Мини-автомобили относятся к классу А (особо малому). Эти крошки, с маленьким багажником, юркие и экономичные, удобны для поездок и парковки в больших городах (Smart, к примеру).

Малый класс B – это кузов автомобиля типа хэтчбек с двумя или четырьмя дверями небольшими габаритами. Например, Hyundai Getz или Ford Fusion.

Малый средний С, в честь основателя этого промежуточного класса VW Golf, называют еще «гольф-классом». К нему же можно отнести и Renault Megane и Opel Astra.

К среднему классу D относят автомобили с оптимальным соотношением габаритов, комфорта и цены - Ford Mondeo, Opel Vectra или более дорогой Jaguar X-type.

К высшему среднему Е относятся автомобили бизнес-класса с высоким уровнем комфорта и достаточно внушительными размерами, например, Nissan Maxima, Audi A6, Peugeot 607.

К высшему F причисляют автомобили класса «люкс» - представительские как Rolls-Royce Phantom или спортивные как Jaguar XJ.

Тип кузова – критерий, по которому легковые автомобили, не попавшие в классы, разделены на купе/кабриолеты (небольшие, спортивные, стильные Ferrari или Opel Speedster), внедорожники (многоцелевые переднеприводные пассажирские или грузопассажирские автомобили Volvo XC70, Nissan Patrol, Ford Expedition), минивэны/УПВ (с количеством мест до девяти, как Nissan Quest или Renault Kangoo) и кроссоверы.

Типы автомобилей и их классификация по различным признакам – тема богатая, имеющая множество трактовок и толкований. Назначение, тип двигателя, конструктивные особенности, комфортность, цена и многие другие критерии объединяют транспортные средства в несовпадающие в разных странах группы.

Даже деление на легковые и грузовые автомобили (казалось бы, чего уж проще) и то условно. Ведь чем больше становится автомобилей, и чем больше производители стараются удовлетворить запросы потребителей, тем сложнее становится классификация.

План:


    Введение

  • 1 Назначение

  • 2 Классификация

    • 2.1 Легковые автомобили

    • 2.2 Автобусы

    • 2.3 Грузовые автомобили

  • 3 История создания автомобиля

  • 4 Общее строение

    • 4.1 Ходовая часть

    • 4.2 Двигатель

    • 4.3 Трансмиссия

    • 4.4 Механизм управления

  • 5 Применение автомобилей

  • 6 Производство автомобилей

  • 7 Автомобильные предприятия Украины

  • 8 Проблемы автомобилей

  • 9 Интересные факты Примечания
    Литература

Введение

Современный легковой автомобиль Mercedes-Benz CLS 350 BlueEFFICIENCY

Автомобиль, авто, автомобиль (от греч. αὐτός - "Сам" и лат. mobilis - "Тот, что движется") - самоходная колесная машина, которая приводится в движение установленным на ней двигателем и предназначенное для перевозки людей, грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ и перевозки специального оборудования безрельсовым дорогами. Передвигается преимущественно суше.

1. Назначение

Автомобиль предназначен для перевозки пассажиров и грузов, первоначально рассматривался как механизированный вариант конной упряжки.

Большинство современных автомобилей имеют четыре колеса, жидкостное (обычно в системах охлаждения используется антифриз) или воздушное охлаждение двигателя, карбюраторный, инжекторный или дизельный двигатель внутреннего сгорания.

Разрабатываются также автомобили на электрических аккумуляторных батареях и гибридные автомобили.

2. Классификация

Автопоезд

Современные автомобили по назначению подразделяются на:


  • транспортные - основная группа, предназначенные для перевозки людей и груза (до транспортных автомобилей относятся также специальные буксирные и седельные тягачи, предназначенные для работы в составе автопоезда):

    • грузовые,

    • пассажирские:

      • легковые,

      • автобусы;

  • специальные - оснащены соответствующим оборудованием и предназначены для выполнения определенных производственных операций (автокраны, автовышки, автокомпресоры, пожарные машины, передвижные ремонтные мастерские и т.д.);

  • гоночные - используются для спортивных соревнований.

2.1. Легковые автомобили

Легковые автомобили, предназначенные для индивидуальных перевозок пассажиров, имеющие от 2 до 8 мест, включая место водителя, и классифицируются по рабочим объемом цилиндров двигателя, который определяется в литрах. Различают следующие классы легковых автомобилей:


  • микролитражные (до 0,57 л),

  • малолитражные (0,75-2 л),

  • середньолитражни (2-4 л),

  • крупнолитражные (более 4 л).
Литражом двигателя в значительной степени определяются основные транспортные показатели легковых автомобилии. При высоком литражу автомобили имеют большую мощность, скорость и емкость, но и больше тратят топлива. Легковые автомобили классифицируются также по типу кузова:

  • лимузины (закрытый кузов),

  • кабриолеты (закрытый кузов с матерчатым верхом),

  • фаэтоны (открытый кузов с тентом).

2.2. Автобусы

Автобусы предназначены для групповых перевозок пассажиров. По количеству мест для сидения делятся на:


  • автобусы малой вместимости (до 25 мест),

  • средней (от 26 до 35),

  • большой (от 36 до 45),

  • особо большой вместимости (более 45 мест).
По назначению автобусы подразделяются на:

  • городские,

  • междугородные,

  • специализированными, отличающихся планировкой кузова, оборудованием, оборудованием сидений, скоростью движения.
К специализированным относятся автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров определенных категорий (экскурсантов, туристов, школьников).

2.3. Грузовые автомобили

Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности. Различают следующие классы грузовых автомобилии:


  • очень малой грузоподъемности (менее 0,75 тонн),

  • малой (0,75-2,5 тонн),

  • средней (2,5-5 тонн),

  • большой (5-10 тонн),

  • очень большой грузоподъемности (свыше 10 тонн).
По типу кузова грузовые автомобили делятся на:

  • универсальные - имеют открытую платформу с откидными бортами,

  • специальные

    • самосвалы (с перекидной открытой платформой),

    • фургоны (с закрытым кузовом),

    • цистерны (для жидкостей),

    • цементовозы и другие.

3. История создания автомобиля

Автомобиль модели "Velo" Карла Бенца (1894) разработан для первых автомобильных гонок.

Самоходные экипажи различных схем и конструкций разрабатывались многими изобретателями еще в XVI - XVIII веках. Особенно интересные изобретения были сделаны в России. В 1751 - 1752 годах Л. Шамшуренкив построил "самобиглу коляску", которую двигали с помощью педалей. В 1784 - 1791 известный русский изобретатель И. П. Кулибин построил "самокатку", которая имела своеобразную коробку передач, маховик, механические тормоза, роликовые подшипники. Изобретение паровой машины позволило французскому инженеру Кюньйо (1769 - 70) создать первый паровой автомобиль. Быстрое развитие автомобилей начался после появления быстроходных и экономических, двигателей внутреннего сгорания. Таким двигателем был первый карбюраторный бензиновый двигатель, созданный в 1879 году русским изобретателем-конструктором А. С. Костович. Его двигатель весил 240 кг и развивал мощность в 60 к. с.. Изобретение легкого, компактного поршневого двигателя внутреннего сгорания имело большое значение для создания современного автомобиля. В 1885 - 1887 годах немецкие конструкторы К.-Ф.Бенц и Даймлер построили первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Важную роль В совершенствовании и улучшении эксплуатационных качеств автомобиля сыграла Советская научная автомобильная школа, созданная М. Г. Брилингом и Е. А. Чудакова.

4. Общее строение

4.1. Ходовая часть

Ходовая часть состоит из рамы, переднего и заднего мостов (осей), подвески и колес с пневматическими шинами. Рама является основой для крепления всех механизмов автомобилей, а также кузова или кабины и грузовой платформы в грузовых автомобилей. В легковых автомобилях и автобусах широко применяются безрамные конструкции, в которых все механизмы прикреплены к корпусу цельнометаллического несущего кузова. Мосты автомобилей передают вертикальную нагрузку от рамы или кузова на колеса, а толкающие и тормозные усилия - от колес к раме или кузову. Передний мост состоит из балки и шарнирно соединенных с ней поворотных цапф, с помощью которых автомобиль делает поворот. Задний мост изготовляют обычно пустотелым. В нем размещена часть механизмов силовой передачи. Подвеска упруго соединяет мосты с рамой и вместе с шинами смягчает толчки и удары, возникающие во время движения автомобилей.

В качестве упругого элемента подвески применяют рессоры (упругие балки, составленные из отдельных стальных листов) или витые пружины; используют также стержневую (торсионную), резиновую, пневматического и пневмогидравлического подвески. Для передних колес легковых автомобилей широко применяют так называемую независимую подвеску", в которой упругий элемент соединяет раму или кузов непосредственно с колесом. Для гашения колебаний подвески во всех легковых и в некоторых грузовых автомобилях устанавливают гидравлические или механические (фрикционные) амортизаторы.

Для улучшения маневренности колеса транспортных средств устанавливаются с определенными углами развала и восхождение. Для контроля и регулирования этих параметров применяются специальные (лазерные или компьютерные) стенды развал-схождение".

Кроме того, колеса транспортных средств подлежат периодическому балансированию на специальных балансировочных станках.

4.2. Двигатель

Двигатель Mercedes V6, 1996 года выпуска.

Основным типом двигателя современных автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. Значительные перспективы развития имеет автомобиль с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания. Электрические (аккумуляторные) автомобили применяются для городских перевозок легких и мелких грузов. Паровые автомобили теперь почти не применяются. По виду топлива используется для поршневых двигателей внутреннего сгорания, различают:


  • бензиновые,

  • газобаллонные,

  • газогенераторные,

  • дизельные.
Карбюраторные и дизельные автомобили составляют теперь основную часть автомобильного парка.

К дизельных автомобилей относятся преимущественно грузовые автомобили большой грузоподъемности и автобусы средней и большой вместимости. Газобаллонные и газогенераторные автомобили работают на местных видах топлива.

Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую, в результате чего на валу двигателя возникает вращающий момент. Современные карбюраторные автомобильные двигатели работают по четырехтактным рабочим процессом. Они имеют мощность от 25 (микролитражные автомобили) до 450 к. с. (легковые автомобили высокого класса) при скорости вращения коленчатого вала 3 000-4 500 об / мин. Дизели применяют четырехтактные и двухтактные мощностью от 100 до 450 к. с. при 1 500-2 500 об / мин. Число цилиндров от 2 (микролитражные автомобили) до 12 (мощные двигатели тяжелых грузовых автомобилей и двигатели легковых автомобилей большого литража). Размещение цилиндров обычно вертикальное однорядная или V-образное. Двигатель размещают в передней части автомобиля по его продольной оси или со стороны водителя. В легковых автомобилях и автобусах двигатель часто размещают в задней части вдоль или поперек кузова.

4.3. Трансмиссия

Типовая схема силовой передачи легкового автомобиля.

Силовая передача (трансмиссия) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она состоит из коробки передач, механизма сцепления, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей, соединенных со ступицами ведущих колес. Коробка передач позволяет увеличивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля при увеличении сопротивления движению (например, на подъеме, при разгоне). Кроме того, она позволяет делать задний ход и обеспечивает длительное разобщение двигателя с ведущими колесами, необходимое во время пуска двигателя и холостого хода. По способу изменения передаточного числа коробки передач делятся на:


  • ступенчатые,

  • бесступенчатые,

  • комбинированные.
В современном автомобиле распространенные простые ступенчатые коробки передач. Сцепление служит для разъединения и медленного соединения работающего двигателя с коробкой передач, в результате чего обеспечивается медленное трогание автомобиля с места и уменьшаются ударные нагрузки на зубья шестерен коробки передач при их переключении. По способу передачи крутящего момента сцепления разделяются на:

  • фрикционные - вращающий момент передается за счет сил трения между ведущими и ведомыми элементами механизма (обычно дисками, прижимаемыми друг к другу пружинами),

  • гидравлические (гидромуфта) - крутящий момент передается при помощи жидкости, циркулирующей между ведущим элементом - насосным лопастным колесом и ведомым элементом - турбинным колесом,

  • комбинированные - применяются в автомобилях с простой ступенчатой ​​коробкой передач, так гидромуфта обеспечивает очень медленный разгон автомобиля, но не предотвращает удары между зубцами шестерен коробки передач при их переключении как фрикционная муфта.
Карданная передача связывает агрегаты силовой передачи, валы которых расположены под некоторым углом, который изменяется во время движения автомобилей. Она состоит из одного или нескольких трубчатых карданных валов, карданных шарниров (карданов) и промежуточных опор. Карданы по своей конструкции делятся на жесткие и мягкие.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его от карданного вала к дифференциала и далее на полуоси, расположенные под прямым углом к продольной оси автомобиля. Главные передачи делятся на:


  • шестеренчатые:

    • одинарные,

    • двойные;

  • червячные.

4.4. Механизм управления

Механизм управления автомобилем состоит из двух систем: рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм преобразует поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки. Рулевой привод связывает сошку с поворотными цапфами управляемых колес. Он состоит из продольной рулевой тяги, рычагов поворотных цапф и поперечной рулевой тяги.

В тяжелых грузовых автомобилях и автобусах в систему рулевого управления входят гидравлические или пневматические усилители (сервомеханизмы), увеличивающие усилия водителя и значительно облегчают его работу. Для торможения в автомобиле две системы:


  • основная, действует от тормозной педали

  • вспомогательная (стояночная), действующий от ручного рычага.

5. Применение автомобилей

В процессе совершенствования конструкции и технологии производства автомобилей значительно расширилась сфера их применения, что вызвало появление специализированных автомобилей. Специальные автомобили используются в частности для потребностей:

  • вооруженных сил (бронеавтомобили, боевые машины пехоты, мобильные ракетные комплексы, радиолокационные установки и др.).

  • строительно-монтажных организаций (автокраны, буровые установки и др.).

  • автомобильного спорта

  • служб экстренной помощи (пожарные автомобили, скорая медицинская помощь и др.).

  • коммунального хозяйства (снегоочистительные, мусоровозы, уборочные и др.).

6. Производство автомобилей

В мире ежегодно выпускается более 300 млн. автомобилей.

С 1951 по 1991 год количество машин на английских дорогах увеличилось с 2 до 20 миллионов.

В I-м квартале 2007 году впервые обогнав GM по количеству проданных авто на первое место вышла Тойота. Этот показатель у Тойоты: 2,348 млн., а у GM - 2,26 млн. автомобилей. Совершенство конструкции и приспособленность автомобилей к использованию в различных условиях эксплуатации оцениваются по его динамическими (скоростными) качествами, устойчивостью движения, проходимостью, плавностью хода, легкостью управления, топливной экономичностью, надежностью. Эти эксплуатационные качества автомобилей определяются его конструктивными, геометрическими и весовыми параметрами. Для производства отечественных автомобилей характерно значительная потребность в повышении надежности и долговечности механизмов вследствие улучшения качества материалов, совершенствование технологии изготовления деталей, усиления их жесткости, совершенствование системы фильтрации масла и воздуха в двигателях. Важной проблемой является эргономичность и комфортабельность отечественных автомобилей. Принимаются меры к облегчению техичного обслуживания, в частности вводится система центрального смазывания деталей ходовой части и механизмов управления.

7. Автомобильные предприятия Украины


  • Автотехнология

  • Анто-Рус

  • ГАЛАЗ

  • КрАСЗ

  • Еврокар

  • Стрый-Авто

8. Проблемы автомобилей

Количество пассажирских автомобилей на 1000 жителей страны.

Создание двигателей, не загрязняющих окружающую среду, сняло экологические проблемы крупных городов.

Автомобиль - сложная система, совокупность механизмов и узлов, которые могут выходить из строя. Поэтому автомобили требуют регулярного технического обслуживания. Зачастую необходимо проверять давление воздуха в шинах, уровень масла (масла) и тормозной жидкости, а также температуру двигателя. Исходя из этого, большинство автомобилей оснащены приборами-индикаторами, которые позволяют следить за этими параметрами. Давление воздуха в шинах измеряется шинным манометром.

При експлуатації автомобіля найчастіше зношуються шини та гальмівні колодки. Шини також можуть пошкоджуватися при наїзді на гострі предмети (цвяхи, шурупи, скло, тощо). Пошкоджені шини часто підлягають ремонту і придатні для подальшої експлуатації. Зношені гальмівні колодки необхідно замінювати новими. При цьому постає проблема утилізації зношених колодок, котрі здебільшого виготовлені зі шкідливого для людини азбесту. Тому останнім часом промисловість переходить на виготовлення безазбестових гальмівних колодок.

Утилізації та переробки потребують також використане мастило, зношені шини, акумуляторні батареї, гальмівна рідина, тощо. Використане мастило переробляють на промивну оливу. Зношені шини спочатку розділяють на металевий корд і гуму, потім корд використовують, як металобрухт, а гуму використовують для виготовлення вторинних гумових виробів або додають до асфальту. Акумуляторні батареї найчастіше використовують для переплавки на свинцеві чушки.

Литература


  1. Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. - 2-е изд. - М., 1974-1985.

  2. Несвитский Я. И. Грузовые автомобили. К., 1953. (Рус.)

  3. Автомобиль (описательный курс). Под ред. Г. В. Зимелева. М., 1955. (Рус.)

  4. Гольд Б. В., Фалькевич Б. С. Теория, конструирование и расчет автомобиля. М., 1957. (Рус.)

  5. Абрамович А. Д. Технические характеристики автомобилей. М., 1958. (Рус.)


энергия

Устройство современного грузового автомобиля.

Современные грузовые автомобили могут

двигаться без помощи водителя

Виды и классификация автотранспортных средств

Классификация автомобилей осуществля-ется по следующим признакам:

Вид автотранспортного средства;

Основном технический параметр

(масса, мощность или габаритные размеры);

Назначение;

Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:

Пассажирский

(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)

Грузовой

(гру-зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще-ния груза)

Специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)

Специализированный (прицепы и полуприцепы с уста-новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)

Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми , свыше 8 человек автобусом.

После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей , что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в .

Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:

Особо малый (до 1,2 л);

малый (1,2-1,8 л);

Средний (1,83,5 л);

Большой (3,5 л и более);

Высший (не регламентируется).

Автобусы подразделяются по габаритным размерам, - длине на следующие классы:

Особо малый (до 5 м);

Малый (6—7.5 м);

Средний (8,0-9,5 м);

Большой (11-12 м);

Особо большой (16,5 и более метров).

Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:

Особо малый (менее 1т);

Малый (1 — З т);

Средний (3—8 т);

Большой (8—15 т);

Особо большой (15—26 т);

Сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт-ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто-мобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу-чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур-гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.

Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.

Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од-ним или несколькими прицепами образуют автопоезд .

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис-ло ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми веду-щими осями (ЗИЛ-131), 6x4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде-ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па-ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы-ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин-декс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав-тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.

В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно-го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 — легковые;

2 — автобусы;

3 _ грузовые бортовые;

4 — седельные тягачи (резерв);

5 — самосвалы;

6 — цистерны;

7 — фургоны;

8 — резерв;

9 — специальные.

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.

Сфера автопрома выпускает самые разнообразные автомобили, отличающиеся между собой не только марками, цветами и прочими техническими характеристиками, но и классами. Такое обилие всевозможных вариантов дало толчок ведению соответствующего учета легковых авто по классам, что переросло в целую систему, которая имеет свои особенности в зависимости от страны. Классификация регионов применяется параллельно с общепринятой системой. Так что такое класс автомобиля и по каким признакам классифицируются автомобили в мире и какая система считается наиболее признанной во всем мире? Какие классы авто бывают и коротко охарактеризовать каждый из классов? Как можно узнать класс своего автомобиля?

Какие системы классификации существуют?

Класс автомобиля - это соотнесение автомобилей по разным параметрам и объединение их в группы на основании схожести. Чаще всего в основе такой дифференциации лежит тех.характеристики, например, объем двигателя, длина авто, масса и прочее. Сегодня параллельно действует несколько систем классификаций, которые применяются в тех или иных географических зонах:

  • ЕЭК и EuroNCAP применяется в странах ЕС. Ряд евростран имеют свои системы, например, Испания и Франция;
  • Система, применяемая в США и Канаде;
  • Система, используемая в Японии и Китае.

Градацией авто на просторах отечества занималось МВД, а точнее его спецподразделения (сначала ОРУД, который сменился ГАИ, а после ГИБДД). Система классов авто на территории РФ появилась еще в 1966 году и сегодня она носит факультативный характер. В ней представлено 5 классов легковых автомобилей, в основе градации которых лежит объем двигателя. Основываясь на отечественной классификации, каждая модель имеет название в виде аббревиатуры завода изготовителя и кода из 4 и более цифр, где каждая цифра по порядку обозначает: 1 - класс; 2 - тип; 3-4 - заводской номер; 5 - модификация; 6 - импортное исполнение.

Столь обширная площадь действия классификаций обусловлена, в первую очередь, созданием союза европейских стран, а также большим количеством производств автомобилей. Основной параметр, который лежит в основе классификации, это габариты транспортного средства (длина и ширина). Всего европейская классификация выделяет 6 классов, обозначаемых латинскими буквами в алфавитном порядке: A, B, C, D, E, F. Данная классификация имеет свои пробелы и некоторые транспортные средства не подлежат классификации по данным характеристикам, ввиду чего было предусмотрено еще три категории: S - спорткары (купе, кабрио); M - семейные авто (минивены и универсалы с повышенной вместимостью); J - кроссоверы, внедорожники. Но даже после дополнения еще тремя категориями остались не охвачены фургоны и пикапы.

Характеристика классов автомобилей

Независимо от системы, каждый класс объединяет группу автомобилей по одному или нескольким схожим параметрам. Европейский способ сегментации нельзя назвать идеальным, поскольку такая система носит скорее информационный характер и весьма зависима от каких-то дополнительных факторов, например стоимости авто. Но она является самой широко применяемой системой и категории в ней характеризуются следующим образом:

  • А - маленькие (женские) автомобили. Их длина и ширина не превышают 3,6 м на 1,6 м., объем движка ограничивается 0,6-1,2 литрами, а мощность находиться в диапазоне 50-95 лошадиных сил. Это городское маленькое авто, призванное хорошо маневрировать на узких улочках и не занимающее много места при парковке («Ока», Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочие). Вместимость такого транспортного средства небольшая - до 4 пассажиров, при этом багаж фактически положить некуда, объем багажника не превышает 250 литров;
  • В - машины этого класса немногим больше тех, что относятся к «А» классу, в первую очередь, за счет большей длины, которая в данной группе стремиться к 4 метрам. Автомобили данного класса достаточно бюджетны и доступны широким массам. Основными представителями являются Peugeot 206, Skoda Felicia, Toyota Yaris, VW Polo, Kia Rio. Большинство моделей позиционируют себя как пятиместные, но по факту для комфортного передвижения места достаточно 4 пассажирам. Мощность ограничена 120 лошадиными силами с двигателями объемом от 1,2-1,6 литров;
  • С - автомобили данного класса достигают длины в 4,5 м, а ширины - 1,8 метра, а объем двигателя варьируется от 1,6 до 2 литров. Наиболее часто встречающимися на отечественных дорогах автомобилями данного класса являются VW Jetta и Golf, Hyundai i30, KIA Cee’d, Peugeot 308, Ford Focus, Citroen C4;
  • D - по мировым стандартам это средних размеров автомобиль с длиной от 4,5 до 4,7 м, а шириной 1,9 м. Двигатели таких авто от 2 литров. При этом класс имеет свои подкатегории: базовый и элитный (приравнивается к бизнес-классу). Наиболее популярные модели: Toyota Avensis, Ford Mondeo, VW Passat, Nissan Primera. Кузовы автомобилей данного класса представлены различными вариантами: седан, хэтчбеки и т.д.;
  • Е - максимально комфортные автомобили, отделка салона сделана из дорогостоящих и качественных материалов, имеют много дополнительного опциона. По габаритам авто данного класса просторны, их длина начинается от 4,6 м, а ширина от 1,9 м. Минимальный объем движка - 2 литра. Модели класса: Toyota Camry, BMW 5, Audi A6, Renault Safrane, Mercedes E-klasse. Выбор кузовов также присутствует, но доминируют седаны и универсалы;
  • F - машины представительского класса, доступные для состоятельных людей. Класс имеет свои подклассы: F1 - дорогие автомобили серийного производства (Audi A8, Lexus LS460, BMW7), F2 - автомобили, созданные по индивидуальным заказам с большим количеством элементов ручной работы (Ferrari, Bentley, Lamborghini, Lexus LS430).

Ввиду наличия альтернативных систем классификации авто, в Европе существует еще и классификация в зависимости от экологической его безопасности. Ее возникновение произошло в 90-х годах прошлого столетия. Фактически это не целая классификация, а ужесточение нормативов по вредным выбросам авто, которые касались производителей. Так впервые ограничения были установлены в 1992 году и правила получили название Евро-1, и автомобилям, соответствующим установленным стандартам, присваивалась одноименная категория. В 1996 году стандарты претерпели изменения, появилась категория Евро-2, еще позже Евро-3. На сегодняшний день экологических категорий уже 5. В таблице ниже представлена самая признанная система классификации авто в мире.

Таблица - Европейская классификация автомобилей и их основные характеристики

Класс
Характеристики
Примерный модельный ряд
А
Длина до 3,6 м ширина до 1,6 м, мощность до 95 лошадиных сил, объем двигателя от 0,6 до 1,2 литров
Daewoo Matiz, Hyundai i10, Toyota Aygo
В
Длина до 3,6 м ширина до 1,6 м, мощность до 120 лошадиных сил, объем двигателя от 1,2 до 1,6 литров
Peugeot 206, Skoda Felicia, Toyota Yaris, VW Polo, Kia Rio
С
Длина до 4,5 м ширина до 1,75 м, объем двигателя от 1,6 до 2,0 литров
VW Jetta и Golf, Hyundai i30, KIA Cee’d, Peugeot 308, Ford Focus, Citroen C4, Toyota Auris
D
Длина до 4,7 м ширина до 1,9 м, от 2 литров
Toyota Avensis, Ford Mondeo, VW Passat, Nissan Primera
Е
Длина от 4,6 м ширина от 1,9 м, объем двигателя от 2 литров
Toyota Camry, BMW 5, Audi A6, Renault Safrane, Mercedes E-klasse
F
Длина от 5 м ширина от 1,7 м
Audi A8, Lexus LS460, BMW7, Ferrari, Bentley, Lamborghini. Lexus LS430
J
Кроссоверы, внедорожники
Toyota rav4
M
Авто семейного типа
Peugeot 807
S
Спорткары (кабрио, купе)
Audi TT

Согласно данным интернет-портала «Классы автомобилей»

Чтобы узнать класс своего авто достаточно заглянуть в техническую документацию, а точнее в ПТС. Именно там сосредоточены все ключевые технические характеристики: масса, объем двигателя и т.д., которые достаточно соотнести с характеристиками класса, а если у автовладельца на руках есть документы от производителя, то там сразу же будет содержаться ответ на интересующий вопрос.

Заключение

Самой распространенной системой классов в мире считается европейская, но у некоторых стран (США, Япония, Франция) сформировалась собственная классификация, которая действует только на территории названного государства. Классификации используются в разных сферах (страхование, аренда и т.д.). Например, для аренды авто не требуется указывать подробные характеристики транспортного средства, которое клиент хочет арендовать, достаточно выбрать класс и арендодатель предложит на выбор имеющиеся модели. Классовая принадлежность авто ложится в основу определения стоимости аренды, чем проще класс, тем дешевле аренда.