Казни египетские. Объяснения эпидемиологов десяти казней египетских Прожорливая казнь египетская

Слышали выражение "казни египетские"? Так говорят, ожидая чего-то ужасного. Пришло это предание из Библии, где повествуется о Десяти казнях египетских. Пять глав книги Исход посвящены описанию того, как Господь обрушивает на Египет одно бедствие за другим. По Библии, казни насланы были для того, чтобы упрямый фараон дал разрешение евреям покинуть страну и отправиться в Землю обетованную. Оказывается, есть и материалистическое объяснение всем этим ужасным событиям.

Итак, вторая библейская книга - Исход - описывает, как тяжести существования еврейского народа под гнетом фараона. И вот Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей, вместе с братом Аароном пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта, но фараон, посмеявшись над ними, отказался. Тогда-то Господь и обрушил на Египет одну за другой Десять казней.

Сначала вода в Ниле превратилась в кровь, река сделалась зловонной и в ней вымерла вся рыба. Но это не впечатлило фараона. Тогда последовала Вторая казнь: началось нашествие жаб. Они "покрыли землю Египетскую", они забирались в дома, в постели египтян, в их печи, в их еду. Фараон был непреклонен. Последовала Третья казнь: на египтян и на их скот напали несметные тучи мошек. Фараон оставался при своем. Наступил черед Четвертой казни: дома египтян наполнились песьими мухами (по традиционной трактовке, оводами). Они жалили египтян и их скот, но, как жабы и мошки до них, обходили стороной евреев. Это бедствие также не заставило фараона образумиться. Пятой казнью стал моровой падеж скота египтян, затем Шестая казнь - их тела (в том числе и фараоново) покрылись язвами и нарывами. Фараон готов был сдаться, но Господь хотел, чтобы он отпустил евреев не из страха, а из смирения перед Ним, и Моисею и Аарон вновь получили отказ. Седьмой казнью стал смертоносный огненный град, Восьмой - нашествие саранчи, истребившей весь урожай, Девятой - непроглядная тьма, которую никакой огонь не мог рассеять (та самая Тьма египетская). Фараон в своем последнем разговоре с Моисеем после Девятой казни разрешил евреям покинуть Египет, но велел им оставить свой скот, переживший все бедствия (своего скота у египтян не осталось). Моисей отказался, и пришло время Десятой казни, самой ужасной.

Господь повелел каждой еврейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь. Ночью же на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, убивая первого ребенка в каждой семье. В том числе был убит и наследник фараона. Ангел смерти обошел стороной дома евреев, на которых были пометки кровью жертвенных ягнят. После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. А в память о пиршестве во время Десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова песах - обойти стороной, миновать).

Есть множество попыток найти материалистическое объяснение всем этим кровавым событиям. И вот еще одна версия, выдвинутая группой ученых - климатологов и биологов, из Германии. В Гейдельбергском университете, в Институте экологии водных систем и рыболовства, в Институте физики атмосферы ученые изучали следы радиоактивных элементов в сталагмитах в египетских пещерах и на основании этого смогли составить представление о двух совпавших по времени природных катастрофах, которые могли дать толчок рождению предания о Казнях.

Столицей Египта в 13 веке до нашей эры, которым датируется Исход, был город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса) в дельте Нила. Этот город, по мнению археологов, был оставлен жителями около трех тысяч лет назад. Немецкие ученые полагают, что те же природные бедствия, которые в Библии превратились в Казни египетские, были причиной, по которой египтяне покинули Пер-Рамзес.

Основных бедствий, ставших причиной всем остальным, было два: засуха и извержение вулкана. Исследователи обнаружили, что на протяжении почти всего правления Рамзеса II в Египте были обильные дожди, Нил исправно разливался, обеспечивая хорошие урожаи, и страна процветала. Однако в последние годы царствования Рамзеса наступила засуха. Нил стал мелеть, и течение его замедлилось. В жарком климате Египта последствия были неизбежны: вода стал цвести. В реке размножились водоросли Oscillatoria rubescens. Эти водоросли называют также "бургундская кровь" из-за того, что они придают воде темно-красный оттенок. Это явление можно наблюдать в застоявшихся водоемах и в наши дни. Вот и настала Первая казнь египетская, в которой "вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки".

Последующие бедствия Египта, по мнению ученых, были следствием первых. Биологи знают, что в экстремальных ситуациях, грозящих массовым вымиранием (например, вследствие резкого размножения ядовитых водорослей) головастики из-за гормонального всплеска могут развиться во взрослых жаб ускоренными темпами. Такое событие произошло в Египте три с лишним тысячи лет назад. Вся эта масса народившихся жаб лавиной выплеснулась из ставшего непригодным для жизни Нила в поисках мест, где можно было укрыться от жары.

Мест таких не находилось, и жабы стали массово умирать от недостатка пищи и палящего солнца. Их гниющие трупы стали пищей для насекомых, которые, соответственно, стремительно размножились. Насекомые, помимо того, что досаждают людям укусами, являются основными переносчиками инфекционных заболеваний. Вот, после мошкары последовали эпидемия и эпизоотия, приведшие к резкому росту смертности как среди людей, и падежу домашнего скота.


Похоже, причиной Казней с Первой по Шестую стала необычайная засуха. Что же с остальными - как объяснить огненный град, нашествие саранчи и Тьму египетскую? Оказывается, в Эгейском море, на архипелаге Санторини некогда находился вулкан. Его извержение в середине II тысячелетия до нашей эры породило множество древних мифов и легенд народов Средиземноморья. В частности считается, что гибель цивилизации Кикладских островов в результате разрушительного извержения вулкана Санторин и землетрясения стала первоисточником легенды об Атлантиде. Вы не находите, что Огненный дождь и Тьма египетская очень похожи на последствия крупного извержения вулкана, когда тучи пепла застят небо и осыпаются на землю? В результате образования тех же туч, могли случиться и погодные аномалии, такие как увеличение количество осадков, что, привело к чрезвычайному размножению и миграции саранчи.

Вот так, все Десять казней египетских получают вполне научное объяснение.


КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ

Все вы, наверное, слышали выражения «казни египетские», «тьма египетская»… слышали о таких бедствиях, как нашествие саранчи, превращение воды в кровь … на эти темы нарисовано много картинок, снято много фантастических фильмов. Библия, где об этом написано, самая распространенная в мире книга, она переведена на самое большое кол-во языков. Есть такая пословица «дыма без огня не бывает», может быть, Библия не сказка, а летопись и донесла до нас рассказ о каких-то реальных событиях? К сожалению, оригинальные рукописи Библии до нас не дошли. Но все согласятся, что, чем древнее издание Библии, тем текст должен быть ближе к оригиналу. Оказывается в древних Библиях написано не то, что в самых современных изданиях. Бывает даже, что о Библии любят говорить то, что там вовсе не написано. Например, в Библии не написано, что «манна небесная» не падала с неба, хотя есть иносказательное позднее употребление этих слов … евреи не ходили 40 лет кругами по пустыне, просто три разных названия пустынь: Тсин, Син и Синай в новых Библиях объединили в обно название Синайская, поэтому стало так получаться, что они ходили кругами, 2.5 колена евреев из Египта вышли, но в Палестину не вошли, остались жить в пустынях… Оказывается в старом понимании пустыня это не песок, а просто пока не заселенное место. Евреи забрали весь скот из Египта, но далеко угнать его не смогли и стали оседать в богатых травами пустынях еще до перехода Чер(м)ного моря … И т.д. …

Кратко о предыстории казней. Братья Иосифа из ревности (отец любил его больше них, покупал ему дорогие одежды не заставлял работать) продали его и он попал в Египет. Там, после разных злоключений, он попал к фараону и предсказал ему вещий сон, о «7 тучных коровах и 7 тощих коровах» О чем этот сон? Фараон назначает его премьер-министром и Иосиф собирает зерно для фараона 7 урожайных лет. Кстати, в голодные годы египтян же Иосиф землю скупал за зерно в годы голода, значит, египтяне были полусвободными людьми.

Когда наступает голод он переселяет свою многочисленную семью-общину в Египет, где у отца Иакова (Израиля) уже правнуки появились. Фараон сразу заставляет их пасти свои стада, за 3-4 поколения они размножаются, так сильно, что египтяне начинают боятся переворота и угнетают их. Число евреев изшедших из Египта учуднено в 1000 раз. Есть две переписи, через год после Исхода и 42 года. В обеих, учет поголовный, но последние цифры 00, что говорит об учуднении в 00 раз. Их число учуднили еще в 10 раз о чем, говорит дописка подряд одинаковых цифр в разряде сотен. В древней еврейской библии писано, что вышло их 600 алеф, что значит 600 семей, а не 600 тысяч. У евреев всего 2 повитухи, небольшой размер единственного переносного хама и жертвенника на котором они готовили еду, «напились из 1 колодца» Простой расчет показывает, что из 130-200 человек за 3-4 поколения могло народиться 3-4 тысячи, а не 3-4 миллиона, сколько получается всего народу из 600 000 тыс. мужчин от 20 лет и старше, что вышли из Египта. Мать Моисей родилась вскоре после переселения в Египет. … 3-4 поколения в Египте превратили в 400-430 лет!

Фараон приказывает уничтожать еврейских младенцев мальчиков. Почему только мальчиков? Оказывается евреи сами уничтожали своих девочек, поэтому чтобы они не смешивались с египтянами, нужно было выправить соотношение рождений М:Ж, которое в природе почти одинаково 106:100.

Младенца Моисея не только удалось спасти, но и хитростью пристроить приемным сыном дочери фараона. Когда Моисей вырос, он убил египтянина, защищая брата – еврея и бежал из Египта. Когда у евреев наступили тяжкие времена, он вернулся, чтобы увести их в Палестину. Возможно, «казни египетские» и вызвали возвращение Моисея в Египет, чтобы спасти своих братьев – евреев, вывести их из «темницы египетской».

Сначала я приведу все "10 египетских казней", в предполагаемом порядке наступления , а потом в той последовательности как они приведены в Библии:

дымная завеса от солнца;

ударный холод;

удушье;

язвы;

отравленная земля;

ливни и грады;

миграция;

поземка;

гибель растительности;

гражданская война - "Великое переселение народов".

1 (9) ДЫМ - (Флавий.ИД) "... египтяне были внезапно окутаны плотной непроницаемой мглою, так что они перестали видеть что-либо, а также, будучи стеснены, вследствие густоты воздуха, в своем дыхании, должны были беспомощно умирать или постоянно бояться задохнуться …»

- (Wycliffe ) "... , so thicke that tho moun be gropid (такая плотная, что луну скроет)." – переход на счетную субботу , т.е. «тьма» продолжалась дольше.

(Острог) "...тма осяжима... 10:22... … дымъ повсеи земли егыпетъстеи, три дни. 10:23 иневиде никтоже брата своего." ; (Прага) "... ощупати ихъ могли....." ;

В (ЦС) конкретное слово дымъ уже заменено, на более общее слово, отходящее от сути - тьма , правда, все еще осязаемая, исх 10:21 "...осязаемая тма. …, мрак, буря по всей земли египетстей три дни: 10:23 и не виде никтоже брата своего три дни..." ; - буря из-за похолодания.

В Коране, описывающем те же события, одна из книг так и называется "Дым": (Коран.Крачковский).Дым. 44:9.(10). "Подожди же дня, когда небо изведет явный дым. 44:10. (11). Он покроет людей; это - мучительное наказание!" Явный, значит настоящий дым, а не как дым.

В современных библиях описание отдышки учуднено и приобрело "духовное" значение: (СП) "... они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ.", и еще больше учуднено (ВБПЦ) "... они не стали слушать его, ибо труд их был так изнурителен, что у них "не хватало терпения" слушать Моисея."

Интересна трактовка перевода слова "Египет" во введении к (Прага) "... стемници Египетское...", "Египетже Порусскый сказуется темности , ...". Т.е. вывел не из страны с названием «Египет», а из зараженных этим «дымом» - пеплом территорий.

2 (5) язвы (6) воспаления с нарывами – Эти две казни описаны дна за другой, потому что по сути это одно и то же. Имея щелочную или кислотную природу, пепел разъедает плоть и вызывает язвы: (Коран.Крачковский) 7:170. (171). "И вот вытянули Мы гору над ними, точно она туча, и думали они, что она падет на них. ... " "Книге Мормона": (Мормона) 3 кн. Нефия 8:5

(Коран.Крачковский).Дым. 44:9.(10). "Подожди же дня, когда небо изведет явный дым. 44:10. (11). Он покроет людей; это - мучительное наказание!"

5 (7) град с огнем - (СП) исх 9:24 "... и был град и огонь между градом...". Внезапно появившаяся над землей пылевая завеса, резко охладила воздушные массы, и пар сконденсировался в град. Перемешиваясь, фронты воздушных потоков, заряжались атмосферным электричеством, которое разряжалось молниями. Вот откуда «в» граде «огонь». (Флавий.ИД) «…пошел такой крупный град, какого раньше никогда не было в Египте и какого не бывает в других местностях даже зимою; он был гораздо крупнее того, какой замечается в северных странах даже самой холодной зимой…» Почему град был особо крупный? Потому, что при температуре выше нуля воздух может накопить много влаги, и при резком длительном охлаждении, сформировать такой большой град. Дело было тогда, когда (СП) исх 9:31 "Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; 9:32 а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние." В нынешнем Египте это февраль, и урожай связан не со времен года, а с разливом Нила, поэтому Исход – Пасху мы отмечаем с началом весны, после Великого поста, но затем в нынешнем Египте наступает засушливое и жаркое лето, а в библейском Египте через после Исхода 3 месяца наступает настоящая холодная зима. Евреи разбивают лагерь и становятся на зимовку. Т.е. в библейском изложении это время года конец лета! В любом случае, Великий 7 недельный пост разумнее соблюдать, после сбора овощей и фруктов, когда много витаминов, а не в феврале, когда их и при полном питании может не хватать.

6 (2) нашествие жаб - (СП) исх 8:2 "... , Я поражаю всю область твою жабами; 8:3 и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, ... 8:14 и собрали их в груды, и воссмердела земля." Жабы в реках не живут.

Этимологически слово "frog " близко к понятию "холод" лат. frigus - холод , зимняя стужа, зима;

(FreLSG) "... frapper (1. ударять 2. штамповать; чеканить) par des grenouilles (лягушка, гранулы?)" Во французском языке "grenouilles" - лягушка, созвучно "grenure" - зернистость, "гранулы" - "granules" .

Образовываясь, лед на реке крошится, (Vasmer) "шуг - мелкий плавучий лед или комки снега, сало на реке осенью", и образует "гранулы", которые затем смерзаются в льдины.


Зачем лягушкам лезть в амбар? (FreMartin) 8:3 ... , et dans tes maies. (1. лари [ед.ч. ларь ] - продолговатое углубление, ящик в амбаре или в кладовой для хранения припасов 2. квашня). А вот холод, проникающий в амбар, заморозит овощи и фрукты, и после оттаивания они уже долго не сохранятся, исх8:14 "и собрали их в груды, и воссмердела земля". Собрали, что? Нетрудно догадаться, то что пропало в амбарах, в ямах для хранения в земле и в кучах для хранения, на земле. Казнь о гибели «первородного земли» тоже перекликается с этим описанием.

7 (8) нашествие саранчи - (СП) исх 10:4 "...Я наведу саранчу на всю твою область: 10:5 она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас все оставшееся на земле, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,",

(ЦС) "... аз наведу в сей час заутра пруги многи на вся пределы твоя, ..." Упругое, прыгать … - нечто летящее, возможно в древней записи было – пурга, метель, летящая поземка, которая замела возвышенности и низины! Заглянув в древнюю Вульгату, обнаруживаем несколько иной смысл:

(Vulgate) 10:13 ... et mane facto ventus urens levavit lucustas (... ventus urens levavit locus stas - ... жгучий ветер (пурга, поземка) сгладил возвышенности ...)

levavit - ослаблять, смягчать, полировать, например «левая» рука – более слабая; лат. locus - отдельные места; sta - возвышаться, стоять; lucusta , locusta - саранча.

8 (10) поражение первенцев - (СП) 12:39 "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота".

(AB) исх 11:5 "And every firstborn in the land of Egypt shall die, ..." , "и каждое перворожденное землей Египта погибнет " - растительность, погибшая от заморозков;

(Vulgate) 12:39 "factum est autem in noctis medio percussit Dominus omne primogenitum in terra (в полночь пронзил Господь всё первородное в земле ) Aegypti a primogenito Pharaonis qui sedebat in solio eius (первородное пахаря что сидит в земле (в месте своем одном)) usque ad primogenitum captivae quae erat in carcere (вплоть до первородного собранного (в повозках), что лежит в хранилищах ) et omne primogenitum iumentorum (и все первородное возвышающееся над землей )."

Перед бегством "евреи" не только грабили население: (Острог) исх 12:36 "...ипленишаегыптяны .", но могли убивать первенцев, дезорганизуя население. Евреи взяли с собой весь скот, (СП) исх 10:26 "... , не останется ни копыта;..."

9 (1) превращение воды в кровь - (Острог) исх 7:20 " .. предфараономъ. ипредъвсеми людми его, испроверже всю воду речную въкровь, ирыбы яже быша вреце измроша. Ивъсмердеся река, инесможаху егыптяне пити воды от реки. ибяше кровь, повсеи земли егыпетстей. Сътворишаже иволхвы егыпетстии волхвованиемъ своимъ такожде."

(ЖПМ) "И поразил он язвой великой Фараона и египтян. Превратил воды их в кровь ... И погибло от воинов Киканоса (носящего кику (головной убор типа короны, кичиться) - корононосца?) в один день сто тридцать мужей , а на другой день бились они на берегу реки. И тридцать всадников вошло в воду, желая перебраться на другую сторону, и не смогли. И утонули во рвах. И велел царь рубить деревья и делать плоты, чтобы переплыть на них. И сделали так, и прошли на плотах в эти рвы, и завертел их омут, и потонуло в тот день двести мужчин на десяти плотах. ... И в третий день подошли (воины) с той стороны, где (обитали) змеи, и не смогли ничего сделать. И поели змеи сто семь человек." Здесь «змеи» это огнестрельное оружие, которое раньше изготовляли в виде змеев. В Библии есть гораздо более явное описание огнестрельного оружия. Так же пушки описаны в древней индийской Махабхарате, которая считается не менее древней, чем Библия.

10 (4) нашествие мух - (СП) исх8:22 "... и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух ".

Видимо, "пёсьи мухи" - это блохи, по-аглийски: flies - что можно образно перевести, как летучки, скакалки, бегалки, убегалки и т.д.

(Geneva) исх 8:22 "But ye land of Goshe, where my people are, wil I cause to be wonderfull in that day, so that no swarmes of flies (толпы убегающих ) shalbe there, that thou maiest know that I am the Lord in the middes of the earth (я Бог в середине Земли )." Англ.: "flies", переведено как "мухи", но "flees" уже - "спасающиеся бегством"; "swarm" - рой, толпа. Кстати, интересно, что «Го с подъ» можно перевести с древнерусского, как идущий из под … земли - вулкан.

(Vulgate) 8:21 "quod si non dimiseris eum ecce ego inmittam in te et in servos tuos et in populum tuum et in domos tuas omne genus muscarum et implebuntur domus Aegyptiorum muscis diversi generis (назойливые разного происхождения ) et in universa terra in qua fuerint (и во всей земле в которой это происходило

Загадочная земля Гошен так и не идентифицирована библиофилами. Может быть, как раз потому, что это был просто левая - гошная, страна - сторона, великой реки. (Г)Ошуя - левый, евр. Ешаир, ст.рус. Ошуя, фр. goshe - gauche.

Вдоль которой скапливались, ища брода, животные и люди, (Флавий.ИД) «…страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых гибла масса народа и которые не давали земледельцам возможности обрабатывать поля, остававшиеся, таким образом, невозделанными.»

Кратко все "казни египетские" в том же порядке:

Наступила "тьма египетская" - "вулканическая зима" (9);

Дым вызывал смертельное удушье, пепел цементировал легкие (5);

Заражал почву (3);

Попадая на кожу, вызывал язвы (6);

От резкого похолодания выпал град и побил посевы (7);

Стали замерзать реки, холод проникал всюду (2);

Началась миграция животных к теплу и еде (4);

Поземка замела низины, сравняв их с возвышенностями (8);

От мороза погибла вся оставшаяся растительность (10);

Началась смута. Между партией фараона и партией Моисея на реке произошло сражение - вода превратилась в кровь (1).

(DRC) Nations rose up (Нации восстали), and were angry (и были в гневе) С неверными расправлялись, не только уничтожая всё живое, но и имущество, нёсшее память о нём: (СП) вт13:15 "порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его..."

Проклятье небывалого доселе геноцида заставило потомков проклятых пойти, в конце концов, на невероятную по масштабам, затратам времени и средств фальсификацию всемирной истории.

Бедствия выгнали народы из замерзающих континентальных частей материка к теплу южных поморей, принудили к завоевательному переселению.

Подобная этой, но менее мастштабная катастрофа - " Год без лета " случилась в 1816 году после извержения вулкана Тамборо на острове Сумбава, из Малых Зондских островов Малайского архипелага. При извержении погибло 92 000 человек, от голода и болезний 80 000 человек. Мельчайшая пыль поднялась в стратосферу и стала кружить вокруг Земли, отражая часть солнечного тепла в космос. В июне в Новой Англии пошли снегопады, везде усилились морозы. Сравнимый эффект мог бы вызвать взрыв всего ядерного оружия планеты.

(А.Г.Герцен.КрДр) ... "... глубокий снег 15 сентября 1427 года, погубивший все посевы...", это о Крыме, через который, как я полагаю, прошел один из потоков Исхода.

(Карамзин.ИГР) кн.2, т.5, гл.2, столбцы 125-126, "В 1419 году выпал глубокий снег 15 сентября, когда еще хлеб не был убран; сделался общий голод продолжался около трех лет по всей России; люди питались …, даже трупами человеческими; умирали тысячами … от зимнего необыкновенного холода в 1422 году... "

1257 г., вулкан Самалас , остров Ломбок в Индонезии. От извержения образовалсь озеро Сегара Анак в ширину 6.5 километра и глубиной 800 метров. Высота извержения лавы - 43 километра, объем выброшенной породы и пепла в пересчете на плотную породу составил не менее 40 кубических километров. Самое крупное за последние 10 000 лет.

Данные ледникового покрова арктической Канады и Исландии показывают, что существенное понижение среднегодовых температур за последние 8000 лет началось в 1275-1300 гг., а в 1430-1455 гг. произошло последнее резкое падение, что совпало с вулканической активностью Земли, характеризующейся значительными выбросами соединений серы.

"10 казней египетских ", в порядке описания:

БЕДСТВИЕ ПЕРВОЕ . Якобы вода в Египте превратилась в кровь.
"Всякое вместилище вод их... превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и каменных сосудах... И вся вода в реке превратилась в кровь" (Исход 7:19-20).

БЕДСТВИЕ ВТОРОЕ . В библейском Египте развелось огромное количество ЖАБ. "Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой... и в доме рабов твоих и народа твоего, И ПЕЧИ ТВОИ, и в КВАШНИ ТВОИ... " (Исход 8:2-3, 8:5).

БЕДСТВИЕ ТРЕТЬЕ . Библия говорит: "И явились МОШКИ на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась МОШКАМИ по всей земле Египетской" (Исход 8:17).

БЕДСТВИЕ ПЯТОЕ . Библия говорит: "Вот рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет МОРОВАЯ ЯЗВА ВЕСЬМА ТЯЖКАЯ" (Исход 9:3).

БЕДСТВИЕ ШЕСТОЕ . Библия говорит: "И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи и пусть бросит его Моисей к небу... и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами по всей земле Египетской" (Исход 9:8-9).

БЕДСТВИЕ СЕДЬМОЕ . Библия говорит: "Я пошлю... ГРАД ВЕСЬМА СИЛЬНЫЙ, которому подобного не было в Египте... И Господь произвел ГРОМ И ГРАД, И ОГОНЬ РАЗЛИВАЛСЯ по земле... И БЫЛ ГРАД И ОГОНЬ МЕЖДУ ГРАДОМ... И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле... и все деревья в поле поломал [град]... Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень

ВЫКОЛОСИЛСЯ, а лен ОСЕМЕНИЛСЯ; а пшеница и полба не побиты, потому что они были ПОЗДНИЕ... И прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю" (Исход 9:18, 9:23-25, 9:31-33).

БЕДСТВИЕ ВОСЬМОЕ . Библия говорит: "Я наведу САРАНЧУ на [всю] твою область... Восточный ветер нанес САРАНЧУ. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской... Западный весьма сильный ветер... понес саранчу и бросил ее в ЧЕРМНОЕ МОРЕ" (Исход 10:4, 10:13-14, 10:19).

БЕДСТВИЕ ДЕВЯТОЕ . Библия говорит: "И будет ТЬМА НА ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ОСЯЗАЕМАЯ ТЬМА... И была ГУСТАЯ ТЬМА по всей земле Египетской ТРИ ДНЯ; НЕ ВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА и никто не вставал с места своего три дня" (Исход 10:21-23).

БЕДСТВИЕ ДЕСЯТОЕ . Библия говорит: "И умрет всякий ПЕРВЕНЕЦ в земле Египетской от ПЕРВЕНЦА фараона... до ПЕРВЕНЦА рабыни... и будет вопль великий по всей земле Египетской" (Исход 11:5-6).

Такая последовательность описания казней в Библии – искусственная, куски текста переставлены поздними редакторами. Попробуем порассуждать, как они. Казни начинаются с самой «безобидной» - превратили воду в кровь, жрецы повторили «чудо»… Далее как бы из этой испорченной воды идет нашествие жаб. Далее, нашествие мошек, и похожая казнь «нашествие песьих» мух. Древние знали, что насекомые несут болезни. Следуют казни «моровая язва», «воспаления с нарывами»… После «града и огня», «саранча» доедает то, что осталось от града. Потому нужно было куда-то приткнуть 3-дневную тьму египетскую и завершает представление «гибель первенцев» людей, от простого народа до гибели первенца самого фараона. Конечно это самая страшная казнь для фараона лично, после которой он отпускает евреев.

«…стоило бы написать отдельную статью о взгляде современных ученых на рационально-естественноприродные причины… десяти казней… Скажем так: это - дело будущего…»
моё обещание, которое я сейчас выполню

"тематическая" страница из Моравской Агады, 1737 г.
В одной из своих раздач веселых картинок я обещал написать отдельную статью об поистине уникальном явлении Б-жественной силы и Справедливости - о знаменитых десяти казнях египетских!
При этом я никоим образом не хочу пересказывать Пасхальную Агаду: кто грамотен - сам прочитает, тем более, что эта самая Агада переведена на все я зыки мира, включая русский.
В данной статье речь пойдет о том, что в Торе содержится очень много исторически достоверных фактов. Это - тоже факт и о нем писали не раз. Однако до сих пор в Книгу Книг заглядывали в основном историки и археологи, вроде меня (да еще еретики и агностики, чтобы опровергнуть все, что там написано, но сейчас речь не о них). Но недавно за Тору всерьез взялись медики и микробиологи.
Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что ими найдены вполне научное объяснения знаменитых десяти казней, обрушенных Богом на древний Египет за отказ фараона отпустить рабов-евреев на волю.
Ученые долго не решались познакомить публику со своими исследованиями, но напасти, свалившиеся на человечество в последнее время, изменили их решение. Судите сами: неизвестно откуда появился африканский вирус Эбола, в Британии коровы заболели бешенством, из недр Китая выполз призрак «новой чумы» - атипичной пневмонии, американская пшеница подхватила коварный грибок (о проблеме СПИДа в свете вышесказанного разговор вообще не идет!)… «Все это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на библейские десять казней египетских. Ибо и то и другое - одного и того же, естественного, но отнюдь не божественного происхождения».
В книге «Исход», считают ученые, события изложены точно и абсолютно последовательно. Надо только их правильно интерпретировать, поставив себя, современного человека, вооруженного современными же знаниями, на место полудиких бывших кочевников-израильтян и не слишком далеко ушедших вперед цивилизованных египтян.
Итак, первая казнь: по Б-жьему велению, Аарон поднимает жезл брата своего, Моисея, и ударяет им по воде Нила. Вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воду из реки, и была кровь на всей земле Египетской». На фараона, интуитивно чувствовавшего подвох, эта казнь не произвела впечатления, поэтому требования Моисея остались без ответа. Тогда Б-г наслал на египтян вторую казнь - вся река воскишела жабами, которые стали входить в дома, в постели, в печи, и в квашню.
Естественно, ведь обе казни (точнее, напасти) напрямую связаны друг с другом, ибо вторая вытекает из первой, считают исследователи. И обе легко объяснимы вполне естественной причиной: кровь в реке - это микроводоросли (так называемая «красная ряска»), действительно очень опасные, так как они высасывают из воды кислород и выделяют, в качестве продукта обмена веществ, яд, убивающий все живое. Рыбам деваться некуда - они погибли и «воссмердели» (попросту протухли, а уж как воняет тухлая рыба…).
Кстати, о крокодилах, широко распространенных в Ниле, в Торе нет ни слова, значит, они смогли уйти из зараженной красной ряской воды и найти другое пристанище. Ведь и для фараона нашли вскоре чистую воду. Это был, разумеется, не колодец, как написано в Торе, а водоем, возможно озеро, не зараженное внезапно появившимися водорослями. Туда вполне могли мигрировать и крокодилы.
А вот жабам не повезло. В поисках чистой воды, без которой им тоже погибель, они вылезли из уютного и богатого пищей ила, в котором раньше жили, и распространились по окрестностям. Вряд ли они уж так увеличились числом, просто египтяне раньше на них внимания не обращали и не знали их истинного количества (откуда в Древнем Египте взяться натуралистам, тем более ученым-экологам!?)
Обманув евреев во второй раз, фараон, якобы, накликал на свою страну новую казнь - Б-г наслал на Египет мириады мошек. «Этого следовало ожидать, так как вовсе не фараон в этом виноват, - говорят исследователи. - Мошки размножились среди разлагающихся жабьих трупов…». Причем, в Торе есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда опять-таки Аарон ударил жезлом в твердь земную, поднявшаяся пыль превратилась в мошек. А значит речь более чем ясно идет о куликоидах. Это необычайно агрессивные маленькие комарики, откладывающие свои яйца в пыли, а их личинки питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Так что ни о каких мошках и тем более вшах речь не идет.
Так как фараон продолжал упорствовать, в Египет пришла новая казнь: моровая язва, погубившая весь скот. Доктор Мар основательно покопался в справочниках на предмет поисков тех болезней, которые могут разноситься комариками-куликоидами. И нашел целых две: африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» - тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему овец и крупного рогато скота. От них и погиб египетский скот, а израильский, напротив, уцелел, так как пасся в «стране Гошен», в 150 км. от земель фараона, так что комарикам на своих крошечных крыльях было просто невозможно преодолеть такое расстояние.
Фараон, однако, все еще упрямился, поэтому на его государство напала шестая казнь - воспаление с нарывами, похожее на обильный фурункулез, но все же таковым не являющееся, так как оно поразило оставшийся скот, а потом перекинулось на людей. «Это был самый обыкновенный, всем известный сап, - не без основания полагают исследователи. - Эту инфекцию можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной, не продезинфицированной (тем более в Древнем Египте) пищи и воды. Впервые сап был описан Аристотелем в 330 г. до н.э., который, в частности, предупреждал о смертельной опасности для человека поедать мясо больного сапом животного. Болезнь была известна и ранее на Ближнем Востоке и в странах североафриканского Средиземноморья».
Седьмая казнь с предыдущими, правда, не связана, но и в ней нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, выпадает и поныне, и не только в Египте. Причем, в Торе приведена интересная подробность - град побил только ранние, успевшие вырасти колосьями. Поздние же, только-только проклевывающиеся из земли, он не затронул.
Итак, законы природы и здесь не нарушены, как и в следующей - девятой казни. Саранча по сей день налетает на южные земли Египта, принося колоссальные убытки землевладельцам. Более того, именно град мог вызвать нашествие саранчи! Как известно, дождей в Египте не бывает, поэтому столь резкое и внезапное изменение климата, породившее град, вызвало непредусмотренную миграцию саранчи, спасавшейся из неблагоприятных районов Египта в места с более привычным климатом. Причиной же града могла стать любая погодная аномалия над водами Средиземного моря, правда, достаточно редкая.
Девятая казнь - густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской, ученые объясняют грандиозным извержением вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Такое извержение действительно имело место 3500 лет тому назад и засыпало пеплом все восточное средиземноморье. Однако, сам Мар предполагает иное объяснение - сверхсильная песчаная буря. Именно такая тьма - по настоящему, скорее рыжая, чем черная, - упоминается в относящихся к тем временам древних папирусах. Кстати, это вполне укладывается в гипотезу о внезапном изменении климата в небе над Египтом. Надо ли говорить, что «тьма», какого бы они ни была цвета, распространилась по всей стране, а не только у египтян, на чем настаивает Тора.
И, наконец, осталось объяснить только десятую казнь - гибель всех детей-первенцев, от сына фараона до сына рабыни - и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восемнадцати детей в Кливленде несколько лет назад. Причинной смерти стал черный грибок, появившийся в подвале их домов. Аналогичное происшествие вполне могло произойти и в Древнем Египте. Судите сами: изголодавшиеся за три дня тьмы люди пробрались к амбарам, а грибок, распространившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь, наиболее слабых - младенцев и детей, причем, конечно, не только первородных. Так что вся эта история с прохождение духа смерти по Египту, с мечением кровью косяков дверей и прочее - позднейшая легенда, молва, фольклор, переродившиеся в традицию, - считают исследователи.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры переносят микробов и, как следствие, источники заразы, из одного места в другое. Тому есть исторические подтверждения. Скажем, в V в. до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождаемые землетрясениями, наводнениями и засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», - писал античный историк Фогедит. Особенно тяжелым был 427 г. до н.э., когда в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие ценами и затопившие все побережье Эллады…
Ученые все чаще объясняют Тору и события, описанные в ней, с научной точки зрения. И это хорошо. Вот только может не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что не подвластно человеческому разуму: как возник этот мир, в чем смысл жизни (да и есть ли он вообще), бесконечна ли Вселенная?
Может быть, к этой категории относятся и десять казней египетских?

Почему же именно десять казней?

Вс-вышний создал мир десятью речениями [см. 1-ую главу Торы «Берешит» - рассказ о сотворении мира ]. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца.

Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама , избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы .

Египтяне отрицали факт создания этого мира Вс-вышним и дошли даже до того, что приписали создание мира самим себе - Фараон сказал: «Нил мой, и я создал его» (Йехезкель 29:3 и 9 ).

Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай .

Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях , подверглись десяти казням.

Связь 10 казней с целью творения

Чтобы ответить на вторую часть вопроса - почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке - давайте разберём сказанное выше немного подробней.

Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан мир. Чему это нас учит? Разве он не мог быть создан одним речением? А для того [он был создан именно так], чтобы наказать преступников, которые губят мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью речениями».

Почему же за поддержание существования мира, созданного бо льшим количеством речений, полагается бо льшая награда?

Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.

Дело в том, что создание мира - это процесс сокрытия лика Творца. (В Святом языке слово «мир» - олам и слово «сокрытие» - hээлем - образованы от одного корня).

Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.

Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Вс-вышнего. Нарушение - это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир».

К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.

Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.

Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.

Суть казней и их порядок

Как было сказано, десять речений обеспечили существование свободы выбора. Последовательно ошибаясь в принятии решений морального свойства (подчиняясь своему дурному началу), египтяне опустились на такой уровень, что стали отрицать даже первое речение «В начале создания Вс-могущим неба и земли» - «Нил мой, и я создал его». В большой мере они увлекли за собой и подвластных им евреев. Чтобы ослабить силу зла, нужно было, чтобы власть Вс-вышнего проявилась, раскрылась именно в тех аспектах существования, в которых восторжествовала тьма, и в том же порядке.

Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.

Последнее речение говорит о том, что наше благосостояние зависит от благословления, которое посылает нам Вс-вышнего: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу»(Берешит 1:29 ). Дальше Тора объясняет, как тут можно ошибиться: «Сила моя и мощь руки моей доставили мне богатство это»(Дварим 8:17 ).

Теперь понятно, что не случайно первая казнь - кровь - поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.

Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).

Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.

Каким образом смерть первенцев соответствует речению «В начале создания Вс-могущим неба и земли»?

Первенец - «реализация» возможности родителей участвовать в сотворении жизни. Только благодаря первенцу его родители становятся родителями. Здесь можно провести параллель с тем, как Творец реализовал Свою возможность творить, произнеся первое речение.

10 Казней - по порядку

Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.

Кровь («дам» ) - вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Жабы («цфардеа» ) - Египет заполонили вышедшие из реки жабы.

Вши («киним») - весь Египет наполнился вшами.

Дикие звери («аров») - нашествие диких зверей на Египет.

Мор («девер») - падеж египетского скота.

Нарывы («шхин») - гнойные язвы на теле египтян.

Град («барад») - крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» - т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).

Саранча («арбе») - небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.

Мрак («хошех») - весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.

Поражение первенцев («макат бхорот») - смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.

Немецкие ученые считают, что нашли научное объяснение библейской истории 3000-летней давности о «10 казнях египетских». По их мнению, эти катаклизмы можно объяснить природными явлениями, изменениями климата, и экологическими катастрофами.

Группа исследователей из Гейдельбергского университета (Германия) под руководством профессора палеоклиматологии Августа Маджини пришла к выводу, что «10 казней египетских», описанных в Книге Исхода, действительно имели место. Они объясняются серией природных катаклизмов, происшедших во времена фараона Рамзеса II, правившего Древним Египтом между 1279 и 1213 годами до нашей эры, сообщает газета The Daily Telegraph.

Археологи считают, что бедствия происходили в древнем городе Пи-Рамзес у дельты Нила, который был столицей Египта во времена правления фараона Рамзеса Второго. Этот город был заброшен около 3000 лет назад, и ученые утверждают, что произошло это именно в связи с «десятью казнями». Стоит напомнить, что в истории рассказывается как Бог обрушил на Египет бедствия в наказание за отказ фараона освободить евреев из рабства. Среди десяти казней были следующие: вода в Ниле обратилась в кровь, затем последовали нашествия жаб, мошек и песьих мух, затем мор скота. тДальше хуже - тела египтян покрылись язвами и нарывами, потом на страну обрушился огненный град и нашествие саранчи. На всю страну опустилась непроглядная тьма, а под конец в Египте погибли все первенцы, кроме еврейских. После всех этих злоключений фараон отпустил наконец евреев из Египта, и они под предводительством Моисея отправились в Землю обетованную. Результаты проведенных учеными радиоактивных исследований сталагмитовых пещер в дельте Нила, свидетельствуют о том, что в основе этого библейского предания лежит серия природных катаклизмов в Египте в XIII веке до нашей эры.

Группа климатологов, исследовавшая погодные условия древности в этом районе, выяснила, что при Рамзесе II произошло резкое изменение климата с теплого и влажного на холодный и сухой. «Рамзес правил в очень благоприятный климатический период, было много дождя, и страна процветала. Но этот период продолжался лишь несколько десятилетий, и после его правления климатическая кривая резко падает, последовал засушливый период, который, несомненно, имел очень серьезные последствия», - рассказывает палеоклиматолог Аугусто Маджини из университета Хайдельберга (Германия). Резко повысившаяся температура воздуха привела к засухе и обмелению Нила, превратившегося в поток бурой, вязкой жижи. В мелкой, медленно текущей реке разрослись токсичные водоросли и бактерии. Доктор Стефен Пфлюгмахер из Института водной экологии и пресноводного рыболовства им. Лейбница считает, что «кровавой» реку могли сделать токсичные бактерии Oscillatoria rubescens, также называемые «бургундская кровь». Эти бактерии «стремительно размножаются в застоявшейся теплой воде, богатой питательными веществами. Умирая, они окрашивают воду в красный цвет».

По мнению ученых, действие Oscillatoria rubescens привело и к трем последующим казням - нашествию лягушек, мошек и песьих мух. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила «бургундской кровью» и явилось таким стрессом, а когда вышедшие на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, рост численности которых не сдерживался хищниками. Насекомые могли вызвать пятую и шестую казни - мор скота и язвы у людей. «Мы знаем, что насекомые могут разносить болезни, такие как малярию, так что следующее звено в этой цепной реакции - эпидемия», - говорил профессор Института Лейбница Вернер Клоас.

Другое природное бедствие, произошедшее вдали от Пи-Рамзеса, повлекло еще три казни - град, саранчу и темноту. По мнению исследователей, их причиной могло стать извержение - одно из самых сильных в истории - вулкана Тера на греческом острове Санторини, в результате которого в воздух были выброшены миллиарды тонн пепла.

Надин фон Блом - ученый из немецкого Института атмосферной физики, изучает образование туч, несущих град. Она считает, что сильный град обрушился на Египет из-за столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Доктор Сиро Тревисанато из Канады убежден, что нашествие саранчи также могло быть результатом извержения. Выпадение пепла привело к различным климатическим аномалиям, в том числе увеличению влажности, что очень благоприятно для роста поголовья саранчи. Пепельные облака также могли заслонить солнце, вызвав темноту - девятую казнь.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски пемзы - вулканического камня, хотя в самой стране вулканов нет. Тесты показали, что пемза происходит из вулкана на Санторини, что подтверждает гипотезу о выпадении пепла Теры в Египте.

Одна из версий десятой казни - смерти всех египетских первенцев - поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку первенцам мужского пола доставалась первая порция еды, погибли именно они.

Справка

К слову, в истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. По всей вероятности, на самом деле это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.

Цитаты из Библии:

Наказание кровью

И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует опустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Травля дикими зверями

Страну наводнили дикие звери: львы, крокодилы, медведи, скорпионы, небо заполонили хищные птицы, которые пытались проникнуть в жилища египтян и не давали им выходить на улицу. Те же египтяне, которые переступали порог дома, оказывались растерзанными. Даже домашний скот вдруг стал охотиться за своими хозяевами. Лишь евреев не трогали животные.

Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

У всех египтян вымер скот, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил.

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

«и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23-25).

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:

Необычная темнота

Пала на Египет темнота, но темнота та была необычная темнота, ибо была она густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.