Упражнения для развития чувства габаритов автомобиля. Габариты автомобиля Как почувствовать габариты автомобиля новичку

Всех начинающих водителей заботит вопрос, как научиться чувствовать габариты автомобиля. При парковке, кстати, этот вопрос стоит особо остро. Чувство автомобиля и его габаритов - это один из важнейших навыков для правильного и безопасного движения. Случайно задеть чужое транспортное средство и влететь на копеечку не хочется никому.

Нынешнее обучение в некоторых автошколах оставляет желать лучшего. Так как там обучающихся попросту натаскивают на успешную сдачу экзамена, дабы не портить свой рейтинг. При этом инструкторы пропускают отсутствие у обучаемых многих практических навыков, необходимых в реальных условиях на дороге. И уж если так получилось, что вы обучались именно в такой автошколе, то не отчаивайтесь. Овладеть навыками вы сможете самостоятельно. Для этого понадобится терпение и тренировки.

Чувство автомобиля

Для начала стоит обозначить понятие "габариты автомобиля". Существует два независимых значения:

  • статические размеры - передняя, задняя часть и бока автомобиля.
  • динамические габариты - чаще всего приходится с ними сталкиваться на практике. Это расстояние до определенной точки с учетом движения.

Для того чтобы правильно ощущать габариты авто проводятся даже специальные курсы в автошколах. Однако изучить это искусство можно и самостоятельно без траты денежных средств.

Для чего необходимо ощущать габариты автомобиля

  1. Поставьте свой автомобиль на определенный участок.
  2. С помощью мела нанесите линии вперед от передних и задних колес. Они должны быть довольно длинные, так как вам нужно будет рассмотреть их сидя в кабине.
  3. После того как вы начертили линии, займите место на водительском сидении. Устраивайтесь удобно, так, будто вы собираетесь ехать. А теперь мысленно продолжите линию от колес через капот на переднюю панель.
  4. В точке, где она пересекается с ветровым стеклом, приклейте кусочек клейкой ленты. Проделайте то же самое и с задними колесами.

Такие ориентиры помогут понять, куда направляются колеса при движении. Как только вы начнете ощущать габариты вашего автомобиля, эти цветные стикеры можно убрать.

Своеобразными ориентирами окончания бампера являются установленная антенна или "реснички для фар". Полезным будет и использование парктроника или камеры. Если у вас в автомобиле они установлены, ориентируйтесь на их сигналы. Это значительно упростит использование автомобиля.

Упражнения

Вот несколько упражнений, которые вы способны выполнять самостоятельно, с целью повышения навыков вождения и ощущения габаритов автомобиля. Тренировка с конусами:

  • Для этого упражнения понадобятся: ровная площадка, конусы. За неимением последних можно воспользоваться пластиковыми бутылками, наполненными песком. А для того чтобы они были заметнее, воткните в них длинные шесты с яркими кусочками ткани. Главное условие для самодельных конусов - отличная видимость.
  • Установите автомобиль на ровном участке с твёрдым покрытием. Вокруг него разместите конусы на небольшом расстоянии. Впереди и сзади или по бокам - в зависимости от того, что вы желаете потренировать. Затем приступайте к упражнению. Аккуратно подъезжайте к конусам, как можно ближе, но, не касаясь их. Для начала ставьте флажки подальше, затем при удачном проезде, сдвигайте постепенно к автомобилю.

Навык объезда ям на дорогах (что не говорите, а такие упражнения нужны каждому автомобилисту):

  • Для тренировки потребуются две пластиковые бутылки. Поочередно кладите одну под правое, а затем под левое колесо.
  • Попробуйте наезжать на бутылку. Также можно поупражняться и с задними колесами.
  • Затем поставьте две пластиковые бутылки так, чтобы они оказались между колесами. И проезжайте через них.
  • Если вы не наехали на бутылки, значит, ямы на дорогах вам тоже не грозят.

Потренировать торможение и определить длину тормозного пути поможет интересное упражнение:

  • Соорудите условную стену. Для нее понадобятся на выбор: пустые картонные коробки, конусы. Установите их на расстоянии.
  • Затем сядьте в авто и наберите скорость, направляясь к условной стене.
  • Перед ней затормозите. Показателем вашего мастерства будет являться остановка на максимально коротком расстоянии перед стеной.

Делайте и всем известные упражнения "змейка" и "восьмерка". Причем практикуйте их выполнение как передом, так и задним ходом.

Одна из основных ошибок начинающих - попытка увидеть то, что находится перед бампером автомобиля. Это в корне неверно, и данное желание может привести к неожиданным последствиям. Водитель должен смотреть во время движения только перед собой.

Правильная настройка зеркал поможет без проблем парковаться задним ходом. Отрегулировать их нужно так, чтобы внешние зеркала отражали колеса задней оси. Наружные зеркала контролируют боковые стороны автомобиля. Важно научиться пользоваться ими.

При движении по трассе за городом, иногда случается, что вы ненароком подрезали ехавший сбоку автомобиль при перестраивании в его полосу. Чтобы этого не случилось, начинайте свой маневр, лишь когда в боковом зеркале соседствующее транспортное средство вы видите целиком.

Купив новый автомобиль и сдав на права, счастливый новоиспеченный автомобилист уже с первого дня готов кинуться осваивать науку вождения и стремится на оживленную дорогу. Но дьявол кроется в деталях. Казалось бы, на дороге вроде все хорошо, но вот на парковке супермаркета начинаются проблемы. Надо поставить машину так, чтобы она не заняла сразу три места, никому не мешала проехать, и сам автомобилист должен покинуть парковку без проблем. Но оказывается, что сделать это не так уж просто. А все потому, что неопытный водитель не чувствует габаритов собственной машины и чтобы справится с этой проблемой, специалисты в области безопасного вождения разработали специальную систему упражнений, которые помогают начинающим автомобилистам понять и ощутить габариты своего транспортного средства.

Обучатся этим полезным и не сложным в реализации способом, можно как на специальных площадках, так и на любой другой территории где можно безопасно осуществлять автомобильные маневры.

Наезд.

Для того, чтобы попрактиковаться с помощью этого упражнения, можно использовать пустую пластиковую бутылку. Водителю требуется наехать на нее поочередно одним и другим колесом. На первый взгляд это очень несложно, но на практике это получается не у всех с первого раза.

Маячок.

Это стандартное упражнение. Для этого можно использовать учебные конусы, мешки с песком, старые покрышки или пластиковые бутылки с водой. По условиям обучения, надо просто проезжать между ними стараясь не зацепить.

Метки на стекле.

Иногда начинающие автомобилисты помещают на лобовое стекло определенные метки, с помощью которых они и определяют расстояние до препятствия.

Почему необходимо чувствовать габариты автомобиля.

Естественно, что осознание размеров машины обязательно появится с опытом. И это очень облегчит жизнь автомобилиста. Это умение очень важно для нескольких вещей.

  • При движении в пробке или в плотном потоке. Во время такого движения, автомобилисту крайне важно правильно двигаться в потоке и при этом соблюдать очень короткую дистанцию.
  • Знание габаритов поможет в сельской местности, где дороги не всегда отличаются качеством. Автомобилисту иногда приходится серьезно маневрировать между многими расположенными на близком расстоянии препятствиями.
  • Парковка очень важна в городской среде. От этого зависит быт и работа автомобилиста. А если учесть плотность транспорта, то важно уметь ставить машину в довольно ограниченное пространство.

Чего не отнять у инструкторов в автошколе, так это то, что все они дают один и тот же совет. Только практика позволит овладеть всеми премудростями безопасного вождения. Конечно следует прилежно заниматься на курсах, но и после их окончания не стоит пренебрегать тренировками. Не надо ленится, ведь всего несколько занятий на площадке в течении часа, уже достаточно продвинут начинающего водителя в деле ощущения габаритов его машины.

Иногда человек меняет машину на более громоздкую. И естественно по привычке может попасть в неприятности. Чтобы этого избежать, даже опытному автомобилисту на новой машине не помешает несколько раз заехать на тренировочную площадку и поупражняться в овладении габаритами нового автомобиля.

Типичные ошибки новичка.

Начинающий автомобилист не сразу начинает видеть общую картину на дороге и в этом кроется проблема. Вот несколько ключевых ошибок, которые допускают новички.

  • Пренебрегают или не всегда учитывают расстояние от капота до другого автомобиля во время движения в пробке или плотном потоке.
  • Во время парковки используют только боковые зеркала, а это не дает общей картины позади автомобиля. При этом в боковое зеркало можно увидеть лишь часть автомобиля и не все препятствия.
  • Во время движения, следит лишь за небольшим отрезком дороги перед капотом, при этом совершенно не осознавая всю окружающую дорожную обстановку.

Естественно, очень важно, чтобы все зеркала автомобиля были правильно настроены. Но надо понимать, что это лишь средства для облегчения вождения и они не дают полной картины происходящего.

Стремительно возросший темп жизни современного человека, закономерно привел к тому, что количество автомобилей на современных дорогах ежедневно увеличивается. Каждый день на них выезжают только новоиспеченные водители. Собственная машина - это незаменимый помощник, исключительно комфортное и маневренное средство передвижения, которое позволяет решать множество задач.

Передвижение по городу очень часто происходит по узким улочкам или в плотном потоке машин. Большая плотность движения в ограниченном пространстве, закономерно вынуждает водителей органично чувствовать габариты автомобилей, чтобы устранить возможность ДТП. Особенно это необходимо еще неопытному водителю, которому тяжело быстро ориентироваться в дорожной ситуации.

Что собой представляют габариты автомобиля?

Габаритами обладает любой предмет, в том числе и сам человек. Ими принято называть максимальные размеры, ограничивающие его в пространстве в буквальном смысле - высота, ширина, глубина. Поскольку машина не является статическим предметом, этих трех размеров мало для правильной оценки положения и движения машины, то есть они не определяют полностью габарит авто.

Во время прохождения обучения в автошколе, рассказывают о шести основных показателях, которые определяют статическое и динамическое положение транспортного средства:

  • линия продолжения колес (А - левых, Б - правых);
  • продолжение переднего бампера автомобиля (линия В);
  • продолжение передней оси (линия колес Д);
  • продолжение задней оси (линия колес Е);
  • продолжения заднего бампера машины (линия Г).

Тот, кто хочет уверенно чувствовать себя в существующих дорожных условиях, неважно городская это полоса или загородное шоссе, должен научиться ощущать все эти габариты авто

Способы выработки рефлексов у новичков

Чувство габаритов автомобиля критически необходимо для того, чтобы движение в плотном потоке или парковка в ограниченном пространстве старого двора не вызывало суматохи, неконтролируемого волнения и следующих за ним неадекватных решений. Во многом ощущение машины в пространстве приходит на интуитивном, подсознательном уровне, как условный рефлекс при регулярном вождении. Но садясь в новый автомобиль, только что получив заветное удостоверение водителя, вчерашнее уверенное управление с сидящим справа инструктором как-то растворяется в суровой реальности дороги, с которой остаешься один на один. Сам по себе возникает подсознательный вопрос: «как почувствовать габариты машины, если я новичок?».

Вчерашние базовые упражнения, которые практиковались в автошколе и на экзамене в ГИБДД, забываются то ли от страха, то ли от самоуверенности. Это означает, что новоиспеченный водитель просто обязан уделять внимание самоподготовке, чтобы поскорее, как говорится, научиться понимать своего железного коня.

Сегодня в интернете можно найти колоссальное количество информации по данному вопросу, но, если все это проанализировать и систематизировать, то получится, что на быструю и правильную оценку габаритов легкового автомобиля влияют следующие критерии:

  • правильная индивидуальная подготовка автомобиля;
  • комплекс практических упражнений на самостоятельную оценку габаритов с использованием подручных средств;
  • комплекс практических упражнений с использованием вспомогательных электронных систем;
  • ознакомление с дидактическими материалами и просмотр видео о том, как научиться чувствовать габариты автомобиля.

Правильная индивидуальная подготовка машины

Каждый начинающий водитель в начале своей «карьеры» испытывает судорожное волнение и желание буквально вылезти из автомобиля при совершении маневров (особенно парковки), заглянуть вперед за бампер. От этого никуда не деться, поскольку волнение проходит только с опытом, но и отправлять процесс его накапливания в свободное плавание или длинный ящик не стоит. При езде в плотном потоке по городу или парковке возле супермаркета, где на решение остаются считанные секунды или их доли, судорожное вскакивание с сидения и желание заглянуть за габариты приводят к потере контроля над ситуацией и возможному ДТП.

От правильной с точки зрения эргономики посадки в автомобиле зависит удобство управления ним, сокращается количество лишних телодвижений, повышается скорость и адекватность принятия решений. В этом случае водитель сможет оценивать обстановку, спокойно сидя в кресле, используя для этого движения рук, ног, головы или просто взгляд. Это первое, что нужно сделать новичку, перед тем, как научиться чувствовать габариты автомобиля.

Правильная подгонка автомобиля должна состоять из следующих моментов:

  • настройка водительского сидения и рулевого колеса. Происходит это с учетом эргономики и безопасности вождения. Вы не будете испытывать желание куда-то двигаться или быстро утомляться, если будете правильно сидеть;
  • настройка зеркал заднего вида. Эта манипуляция необходима для того, чтобы правильно оценивать боковые и задние габариты автомобиля, находящиеся за водителем. Особенно выручает при движении задним ходом.

Попробуем вкратце изложить основные принципы этих действий.

Итак, правильная подгонка сидения и рулевого колеса состоит из следующих последовательных операций:


Настройка зеркал заднего вида включает подгонку салонного и боковых компонентов, чтобы почувствовать габариты автомобиля сзади и боков. В салонном зеркале при правильном его положении должно равномерно отображаться заднее стекло. Боковые зеркала настраиваются таким образом, чтобы в них одновременно были видны дорога и задние крылья не ниже дверной ручки. Надо отметить, что при парковке такой вариант будет проблематичным, поскольку не видна нижняя контактная зона машины. Решить этот вопрос можно подгонкой зеркал перед парковкой или установкой накладных сферических элементов для мертвых зон.

Как научиться чувствовать габариты авто с помощью подручных средств?

Для начала подготовки необходимо найти ровную большую площадку, где вы не будете мешать остальным участникам дорожного движения или пешеходам. Чтобы быстрее почувствовать очертания транспортного средства, необходимо в буквальном смысле провести линии габаритов, о которых говорилось выше. Сделать это можно с помощью баллончика краски в то время, когда машина стоит. Выглядеть будет примерно следующим образом:

После этого, необходимо сесть за руль и уже из салона сопоставить направление взгляда и положение линий относительно корпуса автомобиля.

Осмотревшись, как следует, можно приступать к практической части, выполняя поочередно ряд упражнений, перед тем, как почувствовать габариты авто:


Упражнения с использованием электронных систем

Большинство современных автомобилей имеют возможность установки различных систем типа «парктроник», которые сигнализируют о расстоянии от габарита транспортного средства до преграды. Наиболее простые системы состоят из комплекта датчиков, монтируемых в передний и задний бампера, и сигнализирующего блока. В зависимости от расстояния до преграды происходит характерная звуковая и цветовая индикация.

Более продвинутые и дорогие системы позволяют устанавливать камеры заднего вида, на которых нанесена размерная сетка расстояния.

Эти устройства существенно упрощают жизнь не только новоиспеченным автомобилистам, избавляя их, в некотором роде, от необходимости чувствовать габариты автомобиля. Их использование также требует практических занятий, которые можно проводить по уже опробованной схеме с подручным средствами. Особенно обучение актуально для только что окончивших автошколу водителей и пренебрегать им не стоит.

Каждый новоиспеченный водитель задается вопросом «как почувствовать габариты машины, если я новичок?». Это закономерно, поскольку приходится действовать в ситуации, кардинально отличающейся от привычной. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку в конечном счете результат обеспечивается постоянной практикой и сочетанием регулярных тренировок.

Видео, которое поможет новичкам лучше понимать габариты авто:

Те, кто только недавно получил водительское удостоверение, часто сталкиваются с множеством страхов перед первым самостоятельным выездом на дорогу. Боязнь совершения неверного маневра или столкновения с другим автомобилем – одни из самых распространенных. Подавляющее большинство опасений имеют под собой одну общую причину – неумение правильно определять и чувствовать габариты автомобиля.

Правильная регулировка сидения, зеркал и руля

Первый шаг, который водителю необходимо сделать за рулем – отрегулировать сиденье, зеркала и руль «под себя». Это не только сделает поездку более комфортной, но и поможет избежать аварийных ситуаций на дороге. Отражение в зеркале меняется в зависимости от угла обзора. Поэтому крайне важно, чтобы водитель мог оценить обстановку на дороге, не поворачивая головы и не отрываясь от спинки сиденья.

Если водительское сиденье имеет функцию регулировки по высоте, лучше устанавливать его как можно ниже – это позволяет лучше чувствовать машину. Не стоит пытаться поднять его повыше, чтобы лучше видеть дорогу перед капотом. Смотреть нужно вперед, оценивая и контролируя обстановку на дороге. Подвигать кресло вперед/назад следует так, чтобы руки, лежащие на руле, были слегка согнутыми и расслабленными, как и ноги на педалях. Не следует двигать сидение слишком далеко или близко – это помешает управлению автомобилем и снизит скорость реагирования на экстренную ситуацию.

Зеркало заднего вида необходимо регулировать так, чтобы его центр приходился на центр заднего стекла – так, не меняя положения тела, можно увидеть в этом зеркале все заднее стекло. В боковых зеркалах должен по касательной отражаться корпус автомобиля, а ¾ отражения при этом должны показывать обстановку вокруг автомобиля. Во время регулировки нужно следить за тем, чтобы линия горизонта приходилась примерно на середину зеркала.

Определить правильное положение зеркал можно, руководствуясь следующими критериями: в левом зеркале необходимо видеть заднее левое крыло, в правом – край заднего крыла и ручку задней двери. Обзор окружающего пространства с обеих сторон при этом должен быть максимальным.

Выбор стандартных ориентиров

Часто новички забывают о том, что перед ними находится еще как минимум метр корпуса автомобиля. Это необходимо запомнить и постоянно держать в голове для того, чтобы правильно соблюдать дистанцию в пробках и во время обычного движения. Но что делать, чтобы чувствовать боковые габариты автомобиля?

Обратите внимание на левую разделительную полосу. Во время движения она должна как будто «уходить» в левый нижний угол лобового стекла. Фактически это означает, что между корпусом автомобиля и разделительной линией остается расстояние около 70 см. Аналогично стоит ориентироваться и по правой стороне.

Разделительная полоса или бордюр справа также должны пересекать правый нижний угол лобового стекла. Это поможет при параллельной парковке с правой стороны дороги – при соблюдении данного правила можно быть уверенным в том, что автомобиль не заденет колесом бордюр и в то же время не будет припаркован слишком далеко от него.

Для оценки расстояния от автомобиля до объектов, расположенных позади, лучше всего воспользоваться левым боковым зеркалом – в него должен быть виден весь корпус автомобиля, длина которого обычно примерно равна трем метрам.

Создание подсказок

Начинающим водителям нелишним будет воспользоваться определенными подсказками, которые помогут привыкнуть к габаритам автомобиля. Тем, кто ежедневно оставляет машину в гараже, рекомендуется подвесить к потолку небольшой мячик или шарик. Он должен касаться лобового стекла в тот момент, когда необходимо остановиться, оставив оптимальное расстояние от переднего бампера до стены.

Если существуют проблемы с пониманием траектории движения и ощущением линии колес, то опытные водители рекомендуют следующее упражнение: необходимо выехать на большую площадку, выровнять колеса автомобиля и провести на асфальте шесть ровных линий. Две из них должны продолжать линии движения правых и левых колес; еще две – линии переднего и заднего бамперов; оставшиеся две – оси передних и задних колес.

После этого необходимо убедиться, что водительское сиденье отрегулировано в соответствии со всеми перечисленными выше требованиями, и занять водительское место. Мысленно продлить проведенные линии до пересечения с лобовым стеклом и приборной панелью и отметить места пересечения любым удобным способом. Подойдут небольшие кусочки скотча, цветные стикеры, не мешающие обзору. Это поможет понимать, где во время движения по дороге будет проходить линия колес. Со временем, когда водитель начнет определять положение колес автоматически, такие метки можно снять.

Дополнительные ориентиры

Некоторые водители выбирают для себя дополнительные ориентиры, чтобы лучше ощущать габариты автомобиля.

Например, чтобы лучше понимать, где заканчивается передний бампер, можно установить на него небольшую антенну-маячок, которая будет показывать край капота. Эту идею многие водители позаимствовали у японских машин 90-х годов выпуска. Популярные среди женщин-водителей «реснички» на передних фарах – одна из разновидностей такого ориентира. Для определения передних габаритов в темное время суток можно установить на край такой антенны небольшой светоотражающий элемент.

Для определения задних габаритов также можно использовать подобные антенны на заднем бампере или, если речь идет о хетчбеке, взять за ориентир точку крепления заднего стеклоочистителя. Но при этом стоит помнить, что стеклоочиститель – это еще не край машины, нужно оставлять еще примерно 20-30 см про запас.

Привыкание к габаритам других машин в отражении в зеркалах

Новички часто сталкиваются с тем, что не могут правильно определить расстояние до окружающих машин, пользуясь боковыми зеркалами. Отсюда – проблемы с перестроением из одного ряда в другой.

Первое, что нужно запомнить – автомобили в зеркалах кажутся меньше и более удаленными, чем на самом деле. В современных автомобилях нередко присутствуют уведомления об этом непосредственно на зеркале. Существует критерий, которым обычно пользуются опытные водители – если в зеркале видно отражение машины полностью, то перестраиваться можно.

Если же видна лишь часть корпуса, значит, соседний автомобиль находится слишком близко и перестраиваться нельзя. При выполнении этого правила не следует забывать о том, что боковые зеркала имеют так называемые «слепые зоны», поэтому перед совершением маневра необходимо дополнительно убедиться, что в соседнему ряду нет автомобиля, отражение которого не видно в боковом зеркале.

Нелишним будет выехать на тренировочную площадку на двух машинах с более опытным водителем. Устанавливая автомобили на различном расстоянии друг от друга, можно определить для себя, какие размеры машины в отражении соответствуют реальному расстоянию.

Существует множество способов помочь себе определять габариты автомобиля, однако нужно помнить о том, что самое главное в вождении – опыт и практика. Со временем все подобные хитрости станут не нужны даже при езде на другой модели автомобиля.

Перегруженность машинами современных городов предъявляет к автомобилистам повышенные требования. Кроме того, что они должны быть предельно сконцентрированными во время непосредственного вождения в плотных городских потоках, им также необходимо максимально достоверно чувствовать габариты своей машины, чтобы маневрировать в заставленных автомобилями улицах и дворах, а также уметь парковаться в ограниченных пространствах для стоянок транспортных средств.

Особенно остро эта проблема встает перед недавними учениками автошкол, которые получили заветные права, привыкли к вождению учебного автомобиля, но испытывают неподдельный страх перед той машиной, на которой им предстоит ездить уже самостоятельно без инструктора. Даже самый маленький автомобиль в этом случае кажется настоящим лимузином по своим габаритам, стоит только сесть за его руль.

Но, все это легко преодолимо для любого человека, который поставил своей целью научиться успешно управлять машиной в любых условиях. В конце концов смогли же это сделать миллионы других автомобилистов!

Чтобы не испытывать чувство страха и не покрываться испариной каждый раз во время парковки или ограниченного маневрирования, воспользуйтесь полезными советами, как почувствовать габариты машины.

Инструкторы по вождению используют для этого упражнения, специально разработанные, чтобы ученикам было легче почувствовать габариты машины. Вы можете их вспомнить, если со времени обучения в автошколе прошло немного времени. Только теперь вам нужно повторить их уже самостоятельно на том автомобиле, который предстоит водить в ближайшее время.

Упражнения для адаптации к габаритам машины

  1. Чувство переднего и заднего габарита. Форма кузовов современных автомобилей такова, что в большинстве случаев водителю не видны ни край капота, ни задняя часть крышки багажника. Тем не менее вы должны чувствовать где начинается передний бампер и заканчивается задний. Помочь в этом могут упражнения с маркером. Для его изготовления можно использовать пластиковую бутылку, частично наполненную песком, в которую можно вставить небольшую ветку от дерева. Маркер должен быть хорошо виден вам из салона автомобиля как спереди через лобовой стекло, так и сзади через заднее. Упражнение заключается в том, что вы должны тренироваться и вырабатывать чувство габаритов, подъезжая передним и задним ходом к маркеру максимально близко не касаясь его.
  2. Имитация проезда в узком месте. Очень полезно также преодолеть свой страх и научиться проезжать в кажущихся узкими местах. Для этого вы потребуется уже два маркера, установленных на расстоянии немного превышающем ширину вашего автомобиля. После оборудования места для тренировок приступайте к упражнениям. Проезжая узкое место передним ходом имейте в виду, что водитель лучше всего чувствует ту сторону машины, которая находится ближе к нему. По ней и старайтесь ориентироваться во время проезда. При отработке проезда задним ходом пользуйтесь боковыми зеркалами в которое вы должны четко видеть выставленные маркеры.
  3. Тренировка параллельной парковки. Параллельная парковка используется очень часто. Она предполагает, что ваш автомобиль должен заехать в свободное пространство между двумя машинами, стоящими у бордюра. Для ее отработки вам снова потребуются два маркера, один из которых будет имитировать задний бампер впередистоящего автомобиля, другой передний бампер заднего автомобиля. Обозначить бордюр можно линией, нарисованной мелом, или небольшой доской. Тренируйтесь парковаться выполняя движение передним и задним ходом. Вы должны почувствовать насколько автомобиль лучше поддается парковке именно задним ходом, что позволит вам парковаться в карманы между машинами, которые лишь незначительно превышают длину вашего автомобиля. Чтобы лучше видеть обозначенный «бордюр» и останавливаться максимально близко рядом с ним, опускайте вниз боковое зеркало. Некоторые современные машины наклоняют боковое правое зеркало вниз автоматически при включении задней передачи.
  4. Занятия с инструктором. Найдите в вашем городе опытного инструктора и проведите несколько практических занятий по маневрированию обязательно на вашем автомобиле. Хороший инструктор укажет вам не основные ошибки и даст ценные советы, с которыми чувство габаритов прийдет гораздо быстрее.
  5. Правильная посадка. Во время вождения большую роль играет посадка водителя. Постарайтесь подстроить под себя кресло, чтобы вы чувствовали себя в нем максимально комфортно. Использую для этого все доступные регулировки: удаление от руля, наклон спинки, высоту кресла. Угол наклона спинки должен составлять около 30 градусов, что позволяет оптимально распределять вес тела по всему креслу. Не устанавливайте как слишком большой угол наклона, занимаю положение полулежа, так и слишком малый, когда вы будете сидеть практически вертикально. Если в вашей машине регулируется и рулевая колонка, то измените по своим ощущениям вылет и угол наклона главного инструмента водителя.
Электронные помощники
Даже водители с большим стажем не всегда хорошо чувствуют габариты своих автомобилей. В этих случаях помогают различные электронные помощники. Прежде всего это практроники, которые звуковыми сигналами уведомляют об опасном приближении к препятствиям на пути автомобиля. В последнее время все больше автомобилей оборудуют камерами заднего, а некоторые машины и переднего вида. Изображение с камер во время маневрирования выводится на экран мультимедийной системы в салоне автомобиля. Эффективность камер по сравнению с парктрониками гораздо выше.

Самые современные автомобили оборудуют парковочными автопилотами, который оказывают водителю активную помощь при маневрировании задним ходом. При их использовании водитель лишь нажимает на педали и переключает скорости. Руль же крутится сам, точнее его вращает электроусилитель в соответствии с заданной программой.

Но какими бы совершенными электронными помощниками не был оборудован ваш автомобиль, за рулем по прежнему остается главным водитель. Только он принимает все решения и несет всю ответственность за свои действия. Поэтому, чувствовать габариты своей машины вы должны обязательно научиться.