Вашей проблемой лимузин был и. Лимузин – о чем мечтают олигархи. От высоких технологий отказались ради безопасности

Когда мы говорим о лимузинах, то избитая аксиома о роскоши, автомобилях и средствах передвижения теряет свой смысл. Этот не самый быстрый, не самый безопасный и не самый удобный в управлении автомобиль является сосредоточием понятия о комфорте, статусе и богатстве. Именно за эти качества и платят совершенно безумные деньги.

Первые лимузины

Первоначально лимузином называлась одна из разновидностей кузова автомобиля. Однако, после того, как авто с именно таким типом кузова полюбились состоятельным слоям населения, под термином лимузин стали понимать дорогостоящее, представительское транспортное средство. Согласно общепринятым представлениям того времени, кузов «классического» лимузина был обязан иметь жесткую перегородку, разделявшую зону водителя авто и пассажирское пространство салона. Количество боковых окон – не менее четырех, количество дверей – аналогично. Салон лимузина обязательно имел два ряда пассажирских сидений, третий ряд, отделенный подвижной перегородкой, предназначался для водителя и сопровождающих лиц. Очень часто место водителя оставалось открытым, в отличие от пассажирских сидений, упрятанных в прочный кузов.


Первые лимузины

Одним из первых производителей серийных лимузинов стал знаменитый американский конструктор Генри Лиланд, основавший в начале прошлого века такие гиганты автомобильной индустрии, как Cadillac и Lincoln Motor. В лимузинах Лиланда были реализованы такие инновационные идеи, электрический стартер, силовой агрегат с V-образным размещением поршней и первый в мире кузов с жесткой, металлической крышей. В начале 20-х годов Генри Лиланд продает свою компанию другому гению автомобиле строения – Генри Форду, который выводит производство лимузинов на новый уровень. С этого момента Линкольны и Кадиллаки являются неотъемлемой частью автопарка миллионеров и президентов.


Европейские компании подхватывают идею американских конструкторов. На автомобильном рынке Старого Света появляется аналогичная продукция от Bentley Motors Ltd, Rolls-Royce Limited, Mercedes-Benz и прочих флагманов европейского машиностроения. Европейские лимузины предпочитают и царственные особы, и великие вожди. Например, небезызвестный В. И. Ленин использовал продукцию Rolls-Royce – официального поставщика королевского двора Великобритании.



Машины Роллс-Ройс

Иосиф Сталин предпочитал изделия советского автопрома – лимузины завода собственного имени - ЗИС 101, ЗИС 110, ЗИС 115


Stretch-Limousine – автомобили для «звезд»

С течением времени лимузин становится частью имиджа состоятельного и знаменитого человека. Заказчиками престижных авто становились не только богатые покупатели, но и жаждущие внешней атрибутики общества избранных. Лимузины приобретали эксцентричные звезды эстрады и кино, стремясь закрепить статус « по-настоящему знаменитых». Именно на этот период истории лимузинов приходится время необычных Stretch проектов. Новые заказчики желают иметь лимузин на базе кузова автомобиля популярной марки. Донорами Stretch-Limousine становятся популярные модели полноразмерных автомобилей, внедорожников и спорт-каров. Такие типы лимузинов собираются либо владельцами небольших мастерских, либо крупными тюнинг-ателье.




Именно эти проекты поражают воображение публики размерами, необычными формами кузова и уникальным интерьером салона.




Интерьеры лимузинов

Современный лимузин – труженик VIP-сервиса

Сегодня лимузины уже не пользуются прежней популярностью. Вчерашний атрибут богатства уступил место дорогостоящим автомобилям представительского класса. Эксперты связывают подобную тенденцию с современными представлениями об образе жизни состоятельного человека. Большинство людей из этой прослойки уже не стремятся к вычурным атрибутам, предпочитая «показухе» лимузинов эстетику редких и дорогих автомобилей ручной сборки.

Уделом «оставшихся на плаву» моделей лимузинов стала работа в VIP-сервисе. Однако, в особо торжественных случаях, большинство пассажиров по-прежнему используют лимузин. «Звезды», спортсмены, политики, влюбленные пары – предпочитают «являться на публике» исключительно на лимузинах. А это значит, что данное транспортное средство обрело культовый статус и навечно останется в общечеловеческой культуре.

Когда на улицах города мы видим удлиненный автомобиль, то сразу именуем его лимузином и с восхищением и недоумением провожаем его взглядом. Восхищает нас размах, мы представляем себе роскошь внутреннего убранства салона, звезд шоу-бизнеса или настоящих олигархов, сидящих на кожаных диванах и поедающих икру ложками.

А недоумеваем мы потому, что не можем понять целесообразности такого автомобиля. Очевидно, что лимузину нелегко на поворотах, для его безопасности явно недостаточно одного осаго, он не подходит для 90% целей, в которых мы используем автомобиль, да и вообще лимузин часто кажется колоссом на глиняных ногах.

Кстати, основной причиной того, что владельцев лимузинов можно сосчитать по пальцам, является вовсе не огромная стоимость таких машин. Существует масса более дорогих моделей, которые при этом более востребованы. Причина именно в специфике автомобиля и слишком узких возможностях его применения. Вряд ли человек в здравом рассудке будет приобретать бронированный лимузин просто для того, чтобы с шиком прокатиться по городу.

Именно поэтому владельцев таких авто по всему миру насчитываются единицы. А вот компании, сдающие лимузины в прокат, закупают их гораздо активнее. Выгоду от такого прокатного автомобиля можно легко представить, даже не применяя калькулятор каско.

В наши дни лимузины вовсю используются в прокате. То есть вы можете за определенную, весьма умеренную для такого удовольствия плату, заказать лимузин, который заберет вас от подъезда и довезет, куда скажете. Особенно это актуально для свадеб, светских раутов и шикарных клубных вечеринок, куда так хочется прибыть во всей красе.

Салон лимузина – это музей, дискотека и бар одновременно. Чего только не придумывают производители, чтобы улучшить и без того шикарные салоны лимузинов. Здесь можно встретить и имитацию звездного неба, и аквариумы, и лазерное шоу в комплекте с профессиональным звуком, которым можно оглушить близлежащий квартал.

Пассажиру лимузина, или пассажирам (ведь эта машина может легко вместить целую хоккейную команду) не просто комфортно во время поездки. Они обеспечены всем, о чем только могут мечтать – от разнообразных алкогольных напитков до спутникового интернета. В лимузине можно жить и работать, и этот автомобиль идеально подходит тем, кто не может отвлечься от своих дел ни на секунду.

Поэтому на такой машине перемещается президент, поэтому о ней мечтают столь многие, для кого выгода от использования такой машины покрывает все заботы о ее нецелесообразности и слишком высокой стоимости.

Раньше президент РФ ездил на Mercedes S600 Pullman , теперь же пересел в лимузин отечественного производства. О нем все говорили пару месяцев назад, и сейчас можно объективно разобраться, что он из себя представляет.

Так разберемся же! Не каждый день такое видишь.

Кто создал новый лимузин президента России?

Бронированный лимузин Aurus Senat для главы государства разрабатывали в рамках проекта «Кортеж». Это неофициальное название – в документах фигурирует «Единая модульная платформа».

По сути, платформа – это набор базовых компонентов, из которых предполагается создать лимузин, седан, кроссовер и минивэн.

Название бренда является сочетанием латинского aurum (золото) и Russia (Россия).

Идею создания российского президентского лимузина озвучили в 2012 году, а в феврале 2014 года проект полноценно запустили. Разработкой «Кортежа» занимался Научно-исследовательский автомобильный институт в партнерстве с Porsche Engineering и Bosch Engineering. Участвовали в разработке и Brembo, Magna, Haldex.

Производственным партнером стал Sollers – концерн, основным брендом которого является УАЗ. Спецверсии Aurus будут мелкосерийно собирать в Москве. А массовый выпуск наладят на мощностях завода Ford-Sollers в Елабуге.

СМИ сообщали, что основную часть узлов для лимузина изготовят российские компании. Хотя в числе 130 фирм, которые значились в списке поставщиков, и зарубежных гигантов было немало.

Какой двигатель стоит в лимузине Путина?

Aurus Senat – гибрид: помимо основного бензинового двигателя, есть и электромотор. Он находится между ДВС и трансмиссией. Электромотор взял на себя три функции: собственно, тягового мотора, стартера и генератора.

ДВС для президентского лимузина является турбомотор V12 объемом 6,6 л максимальной мощностью 860 л.с. и крутящим моментом 1300 Нм, спроектированный Porsche . По другим данным, это 600-сильный мотор V8 объемом 4,4 л.

Трансмиссия девятиступечатая и, конечно, автоматическая. Произвела её московская фирма KATE. Коробка без гидротрансформатора, функции сцепления разработчики возложили на фрикционы планетарной коробки.

Ещё одна фишка – система управляемого интеллектуального полного привода. Правда, схема привода здесь паркетная: с автоматической муфтой и активацией передней оси по требованию. У массовых версий ожидается задний привод. Есть и круиз-контроль.

Что интересного снаружи и внутри в лимузине «Кортеж»

В отделке салона автомобилей проекта «Кортеж» используют кожу наппа, алькантару, ворсовые ковры, натуральное дерево и металл. Цветовых решений несколько:

Габаритная длина лимузина – 6,62 м, ширина - 2 м, высота - 1,695 м, а дорожный просвет равен 200 мм. Масса – около 6 т.

Кузов лимузина напоминает свежие модели Rolls-Royce, в частности, Phantom VIII, да и на Ghost разных версий.

Чтобы разработать дизайн авто, объявили конкурс. Отобрали 25 вариантов , показали Медведеву. Тот сократил список до восьми эскизов, и их направили Путину. Победил эскиз Алексея Чвокина, выпускника МАМИ 2007 года.

Что ж, вот вариант от ЗИЛ:

Вот так будет выглядеть кроссовер:

Впрочем, дизайн минивэна Aurus вообще напоминает катафалк:

От высоких технологий отказались ради безопасности

В президентском лимузине установлена цифровая приборная панель. Но мультимедийная система не укомплектована даже сенсорным экраном и не поддерживает интерфейсы Apple CarPlay или Android Auto. От них отказались в целях безопасности. Действительно, вдруг хакеры взломают авто и вмешаются в его работу.

Впрочем, экранов в салоне всё же предостаточно. Но, вероятно, данные на них выводятся либо локально (с флешки?), либо передаются по защищенным каналам связи.

Сколько стоит лимузин Путина и его разработка?

Российский бюджет потратил на разработку президентского лимузина 12,4 млрд рублей . Общие инвестиции в проект оцениваются в 22-24 млрд. Известно, что инвестиционный фонд компании Tawazun из ОАЭ вложит в проект около 110 миллионов евро (8 млрд рублей).

Казалось бы, чем не устраивал Mercedes S600 Pullman за 1,4 млн евро (103 млн рублей)? Всё дело в престиже.

Действительно, у британского премьера Терезы Мей Jaguar XJ , у президента Франции Эммануэля Макрона Citroen DS7 Crossback и Renault Espace , у канцлера Германии Ангелы Меркель Audi A8 Long , у императора Японии Акихито Toyota Century Royal , у президента США Дональда Трампа кастомный Cadillac по прозвищу The Beast производства США, доставшийся от Барака Обамы.

Даже у генсека компартии Китая Си Цзиньпина - отечественный FAW Hong Qi HQE за миллион долларов США, правда, на шасси Land Cruiser Prado и с деталями от немцев и японцев.

Да и вообще традиция пересаживаться на отечественное пошла ещё от Сталина. В годы гражданской войны ему как главе Реввоенсовета выделили американский Packard Twin Six , затем он пересел на Packard Twelve 14 серии – подарок Рузвельта. Но поручил наладить выпуск отечественных авто, которые бы были не хуже. Так появился ЗИС-101 .

Хрущев на посту генсека ездил в бронированном ЗИС-115 и открытом ЗИС-110 , а позднее – на ЗИЛ-111Г , «вдохновлённом» Cadillac Fleetwood 75. Но сам любил сидеть за рулём национализированного кабриолета Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей.

К слову, в создание новой версии The Beast для Трампа вложат всего 15 млн долларов.

Как лимузин Путина прошел краш-тесты?

Краш-тесты Aurus Senat проводили в России и Германии. В обеих сериях он получил максимальные пять звезд, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Автомобиль выдерживает не только пули, но и взрыв гранаты под днищем – это нормальная практика для президентских авто. Как именно устроена система безопасности, разработчики не рассказали.

Но если в Mercedes S600 Pullman установлена баллистическая защита уровня VR9, то и в российском должна быть не хуже.

Для понимания: в Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard 2016 года бронированные стальные листы не покрывали кузов, но были его частью и покрывались многослойной тканью на базе арамидных волокон, а многослойные стёкла с поликарбонатным покрытием имели толщину 6 см.

Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard 2016

Такая броня выдерживает обстрел из автоматов калибра 7,62 пулями со стальным сердечником и взрывы, эквивалентные 15 кг тротила, на расстоянии до 2 м. К слову, дверь Pullman весит 160 кг, так что для открытия и закрытия используются электромоторы.

До краш-тестов авто проехали около 10 тыс. тестовых километров из необходимых 100 тыс. Их испытывали на разных дорожных покрытиях, чтобы убедиться в безопасности.

Руководитель Центра компьютерного инжиниринга Алексей Боровков, который в составе команды разработчиков создавал автомобиль для президента, не раскрыл точных данных по краш-тестам, но отметил , что реальных испытаний было «существенно меньше, чем это требуется в рамках традиционного подхода.

Сейчас вообще в мировом автопроме происходит уменьшение объемов натурных испытаний - где-то раз в 30-50 оно уменьшилось за 10 лет. При этом более чем в 100-150 раз увеличился объем виртуальных испытаний на основе цифровых двойников.

Чтобы получился виртуальный краш-тест всего автомобиля, нужно прежде всего провести виртуальные испытания каждой детали, для каждой сварной точки, которых тысячи - то есть это как минимум 50 тысяч виртуальных испытаний.

Это очень много - считайте, 50-100 виртуальных испытаний каждый день, особенно если мы хотим сделать автомобиль по характеристикам не хуже, а даже лучше, чем аналогичные машины у Mercedes или у Rolls-Royce».

Где и когда лимузин Путина впервые показали?

Впервые Путин появился на публике на российском лимузине на инаугурации 7 мая. Точнее, перед ней: Путин проехал на авто с номером В776УС77rus несколько сотен метров по территории Кремля мимо Ивановской площади, а после церемонии в лимузин уже не сел.

Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков всех морально готовил к этому: дескать, раз Путин прибудет в Большой Кремлевский дворец из рабочего кабинета в Сенатском дворце в Кремле, а не из здания правительства, то тест-драйв будет коротким. Но так как ранее первый выезд «Кортежа» обещали как раз на инаугурации, пришлось ехать.

Однако полноценно автомобиль не успели подготовить к дедлайну. Так, в феврале 2017 года Минпромторг заявлял, что проект будет сложно реализовать из-за ограничений, которые накладывает закон о госзакупках. Да и санкции оптимизма не добавляли.

Летом 2017 года работу над кроссовером приостановили на неопределённый срок. Причина – нехватка ресурсов.

Техническим воплощением «Кортежа» должна была заниматься компания «Маруся Инжиниринг», которая готовила суперкары. Но она потерпела крах.

Однако на встречу с Трампом в Хельсинки Aurus Senat привезли на самолете ИЛ-76. Там президент перемещался на авто во время всех официальных мероприятий. Вероятно, за пару месяцев лимузин достаточно хорошо доработали.

А можно будет купить такой лимузин, как у Путина?

Авто проекта «Кортеж» планируется отправить в свободную продажу. Их также выпустят под брендом Aurus.

Автомобили получат названия в честь башен Кремля . Минивэн будет называться Arsenal , кроссовер – Komendant , седан, как и лимузин – Senat . Массовые модели Aurus могут получить 600-сильный мотор V8, 860-сильный V12 или турбированный L4 мощностью 245 л. с.

Заказать седаны и лимузины Aurus можно будет в августе-сентябре. Поставки начнутся в первом квартале 2019 года, выпускать планируется 200 машин в год. После 2020 года производство расширят до тысячи машин в год, если будет спрос. Есть слухи, что на них пересадят чиновников.

Минивэны и кроссоверы будут готовы лишь в конце 2019 года. В 2018 году планируется произвести лишь 70 Aurus для федеральной службы охраны.

Средняя цена серийного авто Aurus – около 10 млн рублей . Это на 20% дешевле Rolls-Royce и Bentley, но дороже, чем базовый Mercedes S-класса.

Что ещё может быть в лимузине президента РФ

Известно, что в «Кортеже» установлены защищенные линии связи, медиапроигрыватель, холодильник, система спутниковой связи. У ЗИЛ-41052 была бронекапсула . Сначала создавали её, а уже затем вокруг строился автомобиль. Вероятно, аналогичную идею реализовали в «Кортеже».

Подробных данных о необычных фишках в лимузине не достать по объективным причинам, но можно додумать их, исходя из рассекреченных особенностей автомобилей первых лиц других государств.

В лимузине Обамы (и Трампа) The Beast была даже медицинская система: оборудование и новейшие медикаменты, а также запасы донорской крови нужного резуса. Спутниковый телефон имеет прямую связь с Пентагоном и вице-президентом.

Кроме того, The Beast включает приборы ночного видения и собственный оперативный центр, систему защиты от химической атаки, кислородную установку и систему вентиляции. К слову, специальные фильтры для воздуха установлены практически на всех президентских авто. Броня выдерживает попадание из ручного гранатомета.

Если кевларовые покрышки «Зверя» повредят (проколоть их невозможно, так что потребуется что-то посильнее), лимузин поедет дальше на ободах, развивая скорость до 100 км/ч. Если снаряд попадет в бензобак, тот не сдетонирует – он самогерметизируется.

В переднем бампере «Зверя» расположена камера ночного видения и пушки со слезоточивым газом. Предусмотрена и система автоматического пожаротушения. Интересная деталь: в дверях «Зверя» нет замочных скважин.

Автомобиль Ангелы Меркель также бронирован со всех сторон. Помимо этого, Audi A8 Long – это мобильный офис с высокоскоростным защищенным интернетом, спутниковым телефоном, видео- и аудиосвязью.

В Bentley State Limousine Елизаветы II установлена система, характерная для бронированных авто этой марки. В особых ситуациях двери могут отстреливаться с помощью пиропатронов, чтобы обеспечить экстренную эвакуацию пассажиров.

В Mercedes S600 Pullman , на котором раньше ездил Путин, также по спецификации были установлены самогерметизирующийся топливный бак, система автоматического пожаротушения, баллоны с запасом воздуха. Имелись скрытые бойницы , отсеки для хранения оружия. Слоеное лобовое стекло имело толщину 10 см и весило 130 кг.

Примечательно, что в гараже президента РФ есть ещё один лимузин – бронированный ЗИЛ

И даже немного проехался на нем. Машина ему в целом понравилась, но говорить о полноценном тестировании нельзя, потому что автомобиль еще не готов. Об этом, уточняя информацию журналистов и чиновников, рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, передает «Интерфакс» .

«Эта информация (о тестировании - «МИР 24») слегка преувеличенная. Дело в том, что машина еще не готова. Действительно, есть некие наброски, скажем так, прототип президент видел, ему понравилось», - пояснил он.

Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что Путин прокатился на «прототипе А», который поступит в распоряжение Федеральной службы охраны до конца . «Прототип Б» показать ему не успели.

«Первое понимание - действительно выглядит интересно. Он не ездил на прототипе - он трогался на нем и чуть-чуть действительно проехался. Но не ездил, потому что это еще прототип. На нем еще нельзя ездить президенту», - поправил его Песков.

Проект «Кортеж» запущен в 2012 году. В рамках программы создаются автомобили представительского класса - лимузин, седан, внедорожник и минивэн. На них должны передвигаться высшие чиновники государства. Позднее автомобили поступят в продажу и для обычных, хотя и состоятельных граждан. Предполагается, что на площадке Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» в год будут выпускать до 300 машин.

В странах с развитой автомобильной промышленностью первые лица, как правило, передвигаются на продукции отечественного автопрома. Так было и в СССР - за исключением Владимира Ленина все руководители государства ездили на лимузинах производства ЗиЛ (ранее ЗиС). Такой автомобиль использовал и первый президент России Борис Ельцин, пока в 1997 году пересел на Mercedes.

Фото: Yorick Jansens, Zuma\TASS

В США Дональд Трамп передвигается на бронированном лимузине Cadillac One по прозвищу The Beast («Зверь»). Считается, что это самый защищенный автомобиль в мире. Он построен на танковой раме, весит до 9 тонн и может, к примеру, распылять слезоточивый газ. В настоящее время General Motors тестирует обновленную версию президентского лимузина. Предполагалось, что ее покажут на инаугурации 20 января 2017 года, но премьера задержалась. Отметим, что не всегда главы Белого дома использовали Cadillac, но именно его продукцию предпочли последние четыре президента. А вот Джордж Буш-старший передвигался на Lincoln Town Car.

Председатель КНР Си Цзиньпин использует лимузин FAW Hong Qi HQE («Красное знамя»). Длина автомобиля - 6,4 метра, он стилизован под первые Hong Qi 1950-х годов. Популярна модель и у других китайских чиновников.

Королева Великобритании Елизавета II передвигается на Bentley State Limousine, формально входящим в состав немецкого концерна Volkswagen Group, или на одном из вариантов Rolls-Royce - например, существующем в единственном экземпляре Phantom VI со складной крышей. А вот британские премьер-министры по традиции используют автомобили Jaguar. Так, Тереза Мэй предпочитает Jaguar XJ. Ее предшественник Дэвид Кэмерон использовал Jaxuar XJ Sentinel.

Канцлер Германии Ангела Меркель выбрала Audi A8 L Security W12 в специальном варианте Kanzler с многочисленными дополнительными опциями. Однако есть в ее гараже и Mercedes-Benz S600L класса Sonderklasse.

Во Франции нет традиции использования представительских автомобилей для главы государства, но машина обязательно должна быть французской. Нынешний президент Эммануэль Макрон выбрал флагманскую модель премиального французского бренда - кроссовер DS 7 Crossback, а вот его предшественник Франсуа Олланд появлялся на публике на среднеразмерном, почти серийном хэтчбеке DS 5.

В Японии императорская семья и премьер уже долгие годы пользуются седанами Toyota Century, которые собираются для них вручную. При этом седан Toyota Century Royal для Акихито выглядит внушительнее, чем автомобиль Синдзо Абэ. Стоит отметить, что премьерскую версию предпочитают также некоторые высшие чиновники и даже богатейшие члены японской мафии Якудза.

Самостоятельно обеспечивает автомобилями первых лиц государства и Южная Корея. Основной автомобиль для президента страны - Hyundai Equus VL500, значительно превышающий размеры основного парка автопроизводителя.

В Италии высшие чиновники выбирают автомобиль Lancia (нынешний президент Серджо Маттарелла - Lancia Flaminia 335), в Чехии - Skoda. А вот в Швеции король Карл XVI Густав для официальных церемоний использует не местную Volvo, а раритетный Daimler DS420 образца 1968 года, который предпочитали многие монархи Европы. Впрочем, в обычные поездки он отправляется все-таки на Volvo S80.

В целом же мировые лидеры чаще всего используют продукцию немецкого и британского автопрома специальных серий или сделанные по спецзаказу.

Оригинальнее всех, пожалуй, поступает премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Его выбор - это личный велосипед. Причем ездит на нем он не только на работу, но и по другим городам, когда приезжает туда с официальным визитом.

Длина – более десяти метров!Пассажировместимость – шестнадцать человек!Но это не автобус, как немедленно хочется подумать, а внедорожник.

Хотя, нет, уже даже и не внедорожник вовсе, а лимузин. Или, как говорят на западный манер, стретч – "растянутый". Да-да, они – растягиваются, и пресильно: в два с лишним раза. С лишним? Даже очень! Далеко не каждый поворот такая штуковина преодолеет в один прием.

Так, у вас, наверное, уже накопились вопросы. Тогда у нас – ответы. Что чувствует пассажир лимузина? Что чувствует водитель таксоподобной машины? Что чувствуют хозяева таких автомобилей? Мы только что об этом узнали. И не смогли утаить это от вас.

Ведро черной икры, золотой унитаз, чемодан долларов. Безразмерные лимузины "на вырост" в этом ассоциативном ряду будут смотреться на редкость гармонично. "Дорогая, я пришлю за тобой лимузин" – ну разве не суперски звучит? Метафора "дорогая" в данном контексте обретает истинный смысл.

Впрочем, похвастаться собственным лимузином могут лишь очень немногие. Дело даже не в стоимости подобной машины, а в целесообразности обладания ею. Да и вообще – лимузин лимузину рознь. Тут мы уже вплотную подошли к классификации.

Классификация

Чего только не назовут лимузином! Удлиненный седан представительского класса – лимузин. Легковой автомобиль с перегородкой между водителем и пассажирами – опять лимузин. Даже обычный шестиоконный седан – тоже нет-нет да и припишут к лимузинам! Вообще-то, согласно общепринятой классификации, под лимузином следует понимать трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя либо шестью дверями, имеющий перегородку за передним рядом сидений. Что же, получается, Cadillac Escalade, который на наших фотографиях изображен в разных позах, – не лимузин? Формально – нет: кузов-то здесь двухобъемный! Тем не менее любой прохожий, заметив этого слона на улице, не замедлит прокомментировать – о, "лимузин"!

Тогда в игру вступает иное понятие – вышеупомянутое иностранное словечко "стретч". Сделайте любой машине "стретч" – и вы получите народное "лимузин". Неправильно, конечно. Зато – общедоступно и без лишних вопросов. Не очень-то хочется умничать. Лимузин – значит, лимузин.

Самые дорогие лимузины, как правило, делаются из европейских автомобилей высшего класса самими производителями. Типичный пример – Mercedes-Benz S600 Pullman. Такие машины не поражают воображение внешним видом, зато вполне способны оглушить ценником. А в бронированном варианте цена попросту убивает насмерть: полмиллиона долларов – вовсе не предел. Кстати, на таких автомобилях ездят главы многих государств – нашего, например.

Другого рода лимузины зачастую используются в качестве такси или же в корпоративных целях; строятся на базе не самых дорогих авто и могут иметь до шести дверей. Встретив такую машину на улице, хочется протереть глаза – уж больно странно, даже противоестественно смотрится такой "удлинитель"! В Петербурге подобного плана автомобили иногда встречаются: это может быть и Volvo 900-й серии, и Mercedes-Benz в кузове W124, и видавший виды Opel Omega.

Ну а дальше… Стретчи, суперстретчи, ультрастретчи, гиперстретчи, ультрасуперстретчи – фантазия создателей таких машин неисчерпаема. Порой складывается впечатление, что лимузин строится не для выполнения какой-либо задачи, а исключительно как средство самовыражения. 10 мест, 20 мест, 30 мест, телевизоры, DVD-плееры, бар, ресторан, бассейн, вертолетная площадка, поле для гольфа, аквариум с действующей моделью авианосца в натуральную величину… Даже если вы не придумали, чего бы еще такого пожелать, – в лимузине это уже будет. Конечно, пятиосный стретч с бассейном вместо багажника, – это уж совсем экзотика, демонстрация возможностей фирмы, своего рода лимо-концепт. Но полноприводный джип длиной за десять метров, способный вместить в себя футбольную команду вместе со скамейкой запасных игроков – это, как видите, реальность. До нее можно дотронуться рукой! А если есть желание или необходимость, то за вполне человеческие деньги можно стать калифом на час – от $200. А то и дешевле.

Классический, самый лимузинистый лимузин, обычно строится на базе Lincoln Town Car. Принципиальный момент здесь – наличие рамы: сотворить стретч из машины с несущим кузовом – задача куда более хлопотная и дорогая. А тут все просто: кузов серийной машины разрезается ровно посередине, и между передними и задними дверями вваривается короб с окнами – так называемая вставка. Длина вставки и определяет класс лимузина: все эти "суперстретчи" и "ультрастретчи" по идее указывают на длину машины. "Таун-кары", как правило, удлиняют на 60-120 дюймов (1524-3048 мм), а внедорожники могут прирастать и 200 дюймами, а иной раз – и того сильнее. Получается более пяти метров! Наш "Кэдди" – как раз такой. Escalade и сам по себе – машина не маленькая, так еще и удлиненная на 100%. Считаем: 5 050 мм собственной длины плюс 5 080 мм благоприобретенной – итого более чем десять метров роскоши! А ведь и это не предел. В Петербурге обитает самый большой лимузин в России на базе Ford Excursion – так тот еще длиннее!

А что происходит с рамой? Увы, ее учесть печальна: здравствуй, утиль. Под новый же кузов подгоняется и новая силовая конструкция – наращенная рама не сможет обеспечить необходимую жесткость машины.

Производством лимузинов только в Соединенных Штатах озадачены почти полсотни фирм. Из тех, что на слуху – Tiffany Coachworks, Dream Coachworks, Krystal Enterprises и другие. Все вместе они творят удивительные вещи. Скажем, в модельном ряду Dream присутствует шестиосный Lincoln Navigator, а Krystal может изобразить такое удивительное существо, как Hummer H2 с восемью дверями!

В принципе, той стандартной начинки, которой располагают американские автомобили, оказывается вполне достаточно для стретча: двигатель и трансмиссия остаются нетронутыми. А вот подвеска и тормозная система могут быть усилены – все-таки полная масса машины становится малость повнушительнее. Опять же, приходится дорабатывать систему выхлопа, приводя ее в соответствие с новой длиной кузова, а также устанавливать новый карданный вал с несколькими промежуточными опорами. Лимузин считается завершенным при выполнении еще кое-каких процедур. Уже догадались? Правильно: в перечне электрооборудования появляется дополнительный генератор и аккумулятор, а система отопления и кондиционирования делается более производительной – как того требует огромный пассажирский салон.

Внутреннее пространство и убранство – вот ради чего строятся лимузины. Все – для блага человека! И не одного – а для целой компании! Салон белого Escalade рассчитан на 14 персон, в полном распоряжении которых зеркальный бар с подсветкой. В баре – хрустальные графины с фужерами и ведерки для шампанского. Тут же – аквариумы с игривой пластиковой живностью: вода пузырится и меняет цвета, живность – резвится и радует глаз. Не хватает только ананасов и рябчиков.

На зеркальном потолке мерцают звезды – то разноцветные светодиоды романтично изображают небо. В перегородках, расположенных в торцах салона, вмонтированы ЖК-телевизоры, а еще два монитора приютились на боковых стойках. Сигнал на них идет либо с DVD-плеера, либо с видеомагнитофона – эти устройства расположены на уровне пола под сиденьями. Над самыми VIP-местами расположился пульт управления всем, а рядом с пультом – головное устройство hi-fi-аудиосистемы с двумя 12-дюймовыми сабвуферами: грянуть может так, что любой прохожий мужик перекрестится! Можно устроить дискотеку, осветив интимный полумрак вспышками стробоскопов и наполнив пространство салона искусственным дымом и лазерными лучами. А можно выключить все вышеперечисленное разом или же попросить об этом водителя – аналогичный пульт есть и в кабине.

В той же кабине, впрочем, есть и еще кое-что. Например, рация для связи с диспетчером. Здесь же и другие примочки, которые жизненно необходимы водителю.

Водитель

Тяжело ли управлять лимузином? По словам Сергея, водителя Escalade, привыкнуть можно ко всему. Конечно, для длиннобазного автомобиля существует масса ограничений. Так, скажем, заранее приходится прокладывать маршрут: ультрасуперстретч не во всякий поворот войдет с первого раза. Хотя в целом по городу удается проехать везде, в отдельных местах не обходится без проблем. Удивительно, но градус поворота – вовсе не самая значимая характеристика улицы. Куда важнее ширина проезжей части! Однако для профессионала практически не существует проблем с маневрированием. Вы когда-нибудь видели, как мастерски сдают задом дальнобойщики на здоровенных фурах – по зеркалам? В этом смысле езда на лимузине даже проще: не сложишься при всем желании.

Нарушают ли водители лимузинов ПДД? Только когда это вызвано крайней производственной необходимостью. Самое распространенное нарушение – это поворот с выездом на полосу встречного движения либо поворот в неположенном месте. Инспекторы ДПС, будучи очарованы величием самого стретча и высочайшим профессионализмом его драйвера, относятся к некоторым прегрешениям снисходительно. Да и вообще – лимузин уважают все. В попытке развернуться в стесненных дорожных условиях (а для автомобиля длиной за десять метров практически любой разворот в городе чреват известными осложнениями) стретч может перегородить улицу и собрать внушительных размеров толпу машин, но мало кто из водителей начнет судорожно истерить клаксоном неповоротливому исполину. А вдруг внутри – свадьба поет и пляшет? Зачем же людям портить праздничное настроение? Зато скоростной режим соблюдается всегда и везде. Даже с запасом – сама фирма запрещает водителю развивать скорость более 40 км/ч. Хотя всем понятно, что многосотсильная машина способна и на много большее.

Кстати, полная масса и пассажировместимость сверхдлинного лимузина предъявляют к водителям особые требования, главное из которых – наличие открытой автобусной категории "D". Впрочем, случайные люди на лимузинах не ездят: в большинстве случаев это суперпрофессионалы. Как Сергей – у него открыты все категории. Исключения редки. Вот пара примеров из жизни кадров компании "Мир лимузинов". Первый кадр – это афророссиянин, который, правда, не прижился на фирме: подвело неважное знание города. Второй кадр (или "кадрша"?) – это женщина-водитель. Однако ей также пришлось уйти. Только вот не надо тут мужского шовинизма! Девушка управлялась с лимузином весьма успешно. До тех пор, пока семейные обстоятельства не вынудили сменить работу на более спокойную. Какую? История умалчивает.

Чуть не забыл рассказать о примочках. Их не так-то и много. Самая интересная – тумблер, пробуждающий пронзительные фанфары торжественного звучания. Сергей включает их при движении задним ходом. В зеркала, видно, безусловно, многое, – но далеко не все. К тому же важно, чтобы не только ты видел, но и тебя видели – также. Обратить на себя внимание – лучший способ избежать проблем.

Проблемы

Собственно, особых проблем с функционированием лимузина в городе нет. Но есть интересные особенности. Возьмем, к примеру, обслуживание и ремонт. У "Мира лимузинов" за техническим состоянием следит специально обученный человек. Он же производит кое-какой ремонт. Однако он, конечно, не всесилен: все-таки современный автомобиль требует фирменного сервиса. Вы представляете себе лимузин на подъемнике? Нет. Потому что нет таких подъемников, на который могли бы взгромоздиться все десять метров джипа. Зато стретч может заехать на яму, что обычно и происходит. В общем, проблема есть, но ее решить можно. Только смекалка нужна.

А вы знаете, что лимузин – это на самом деле автобус? По крайней мере, об этом свидетельствуют таможенные документы: в страну эти машины приходят именно под видом капотных автобусов. Так-то вот.

Наиболее востребованными лимузины становятся в богатые на торжества дни. В Питере это обычно сезон белых ночей – господа, бронируйте автомобили заранее! Второй всплеск активности клиентов приходится на околоновогоднее время. Между прочим, 80% клиентов лимузинов – это молодожены различных возрастов и судеб. Остальные проценты падают на выпуски выпускников и юбилеи юбиляров, а также все те случаи, которые попадают под определение "прочие": всевозможно всяческие экскурсии, перемещения дорогих гостей и просто исполнение чьих-то сокровенных мечт – покататься на роскошном авто.

Благодарим компанию "Мир лимузинов" за помощь в подготовке материала

Текст: Кирилл Бревдо