Зубры на пути к дакару: интервью с командой маз спорт авто. Что в нем белорусского: МАЗ рассказал о новом спорткаре, который испытал на "Шелковом пути" Маз спорт авто в контакте

Оригинал взят у den_176 в Команда МАЗ-СПОРТавто на Дакаре 2014.

В сегодняшнем нашем с Романом Пшеничным обзоре участников грузового зачёта ралли Дакар-2014 самая ожидаемая команда среди моих читателей, про неё у меня больше всего спрашивали на разных интернет-площадках, это белорусская команда МАЗ-СПОРТавто. За успехами братьев-белорусов у нас в России следят очень внимательно, а всё потому, что МАЗ всегда считался своим, родным автомобилем, и поэтому, когда на Дакаре-2012 впервые стартовала белорусская команда, многие наши дакаровсие фаны стали болеть и за неё.

Под катом материалы по команде, состав и техника.


Команда МАЗ-СПОРТавто уже по праву считается крепким середнячком среди грузовых участников, а ведь они провели только два Дакара, старт на нынешнем для них будет только третьим. Не многие участники грузового зачёта могут похвастаться таким званием в дебюте, хотя некоторые команды гоняют на Дакаре уже не один десяток лет. Но в моих словах есть и доля лукавства - не будем забывать, что МАЗ-СПОРТавто команда заводская, а это совсем другой уровень и ресурсы, тут многие частники заводу не конкуренты.

Но не так уж всё "молодо-зелено", вы наверняка помните мою фотографию с летнего российского этапа по кольцевым гонкам на грузовиках со Смоленского кольца, вот этот обзор , тогда этот "Мазай" был выставлен в качестве экспоната, в память о выступлениях марки в этапах европейского кольцевого чемпионата. А в трак-триале все любители автоспорта очень хорошо помнят команду МАЗ-ЯРОВИТ, она так же выступала на всевозможных соревнованиях, а в 2000 и 2001 году стала чемпионом Европы по трак-триалу.

На ралли "Шёлковый Путь-2010" МАЗ под управлением Петра Орсика (чемпиона Европы в трак-триале) занял 12-е место в общем зачете, задача ставилась дойти до финиша, но смогли и некоторые экипажи обойти.

На ралли "Шёлковый Путь-2011" команда выставляет уже два автомобиля, именно с этого года почему-то и идёт отсчёт истории команды на официальном сайте , правда он уже с лета 2013 года не обновлялся и судя по нему, команда в нынешнем Дакаре участия не принимает.

Так вот, год 2011. Для команды ралли ШП являлось генеральной репетицией перед их дебютом на Дакаре, в тот раз экипаж Александра Василевского финишировал 18-м, а экипаж Александра Полищука 22-м, правда в тот год и участников зачёта заметно прибавилось по сравнению с предыдущим.

Дакар-2012 стал дебютным для команды МАЗ-СПОРТавто, тогда экипаж Александра Василевского финишировал 31-м в грузовом зачёте, а вот экипаж Александра Полищука перевернулся на одном из этапов и сошёл с дистанции.



На ралли "Шёлковый Путь-2012" команда выступила уже с лучшим результатом, экипаж Александра Василевского финиширует 11-м, а экипаж Сергея Вязовича, дебютировавшего в команде, приходит на финиш 18-м.

На Дакаре-2013 не задалась гонка у второго экипажа команды Сергея Вязовича, серьёзная поломка у них произошла уже на втором этапе, к машине на трассу отправилась техничка и всю ночь происходил ремонт автомобиля. В последствии экипаж получил штраф в один час, но продолжил гонку. На последних этапах мазовские экипажи держались либо рядом с двадцаткой, либо даже попадали в неё. На 13-м этапе экипаж Александра Василевского финиширует с 13-м временем, это пока его лучший результат на Дакаре. По итогам всей гонки экипаж Василевского занял 21-е место, а экипаж Вязовича 27-е.

На ралли "Шёлковый Путь-2013" команда МАЗ-СПОРТавто выступила очень достойно - шестое место занял экипаж Александра Василевского и призовое третье занял экипаж Сергея Вязовича.

Каким же будет Дакар-2014 для команды? А вот это самое интересное. В этом году команда стартует в составе уже трёх экипажей, применяя тактику боевые машины - боевая техничка. И вот эта третья техничка является тёмной лошадкой. Дело в том, что МАЗ по тем же причинам, что и КАМАЗ должен переходить на новый двигатель, их старый движок так же как и наш не проходит по объёму и дымности. По заявлениям представителей команды, именно на третьей машине будет установлен новый двигатель, что это за марка, на сайте завода скромно умалчивается, но я нашёл интервью зама коммерческого директора ОАО "МАЗ" и куратора команды Дмитрия Короткевича которое он дал Натальи Счастной , в нём он говорит, что на третью машину будет установлен китайский двигатель марки Weichai, его технические характеристики вы увидите ниже.



Так что уже на этом Дакаре команда поедет на результат, в чём мы ей и пожелаем удачи.

№521 Александр Василевский - Валерий Козловский - Антон Запорощенко

№529 Сергей Вязович - Дмитрий Вихренко - Алексей Неверович

№561 Александр Полищук - Павел Гаранин - Андрей Жигулин

В обзоре прошлого года у меня есть технические данные на боевые машины и технички МАЗ, ЖЖшный козёл не даёт вставить в пост лишние таблицы, поэтому тут обойдёмся одной, на новый грузовик.
Технические характеристики МАЗ-5309RR ш.003:

Тип

Грузовой автомобиль

Колесная формула

4х4

Двигатель:

Дизельный, 8 цилиндров, с турбонаддувом

Рабочий объем, л

18,5

Мощность, л.с. при об/мин

850 / 2100

Крутящий момент, Н×м

3700

Масса автомобиля (заправленного, с запасными колесами и экипажем), кг

10 200

Распределение массы на 1-й мост, кг

5 600

Распределение массы на 2-й мост, кг

4 600

Максимальная скорость, км/ч

Емкость топливного бака, л

Габаритная длина, мм

6 940

Колесная база, мм

4 300

Габаритная ширина, мм

2 550

Колея, мм

2 090

Габаритная высота (по воздухозаборнику), мм

3 350

Дорожный просвет, мм

Ралли-марафон "Дакар" — не только серьезное испытание для техники на высоких скоростях в условиях разного типа дорог и на бездорожье, с постоянно меняющимся климатом и рельефом местности, это также и вызов самому себе. Руководитель команды "МАЗ-СПОРТавто" и штурман экипажа №512 Валерий Козловский в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал об условиях, с которыми столкнулась команда в гонке, о решениях, которые не всегда легко принять, а также о том, чем стал "Дакар" для команды Минского автозавода за пять лет выступлений.

За красивой картинкой — тяжелый труд

"Дакар" — это один из самых сложных и престижных ралли-марафонов планеты. Эта гонка собирает сильнейшие экипажи со всего мира. Спортивные автомобили ведущих мировых автопроизводителей, на которых выступают гонщики, являются, как правило, верхом совершенства конструкторской и технической мысли. Борьба здесь всегда идет на пределе человеческих возможностей и подготовленности техники. Мелочей здесь не бывает. Любой просчет, ошибка, невнимательность могут привести не только к ухудшению результата, но и к человеческим жертвам. Поэтому подготовка к "Дакару" начинается задолго до его старта.

В течении всего года команды, планирующие участвовать в этом ралли-марафоне, ведут постоянную и напряженную работу по сборке новых спортивных автомобилей, по совершенствованию и доработке конструкции уже существующей техники. В течении всего сезона команды работают над повышением уровня профессионального мастерства пилотов, штурманов и механиков. Важным моментом является также физическая подготовка членов команды, а при определенных условиях, как в частности перед "Дакаром — 2016", требуется еще и дополнительная подготовка для работы в условиях высокогорья. Объем работ настолько велик, что зачастую приходится работать по выходным дням и сверхурочно. Да, красиво и захватывающе выглядят кадры видеороликов и фотографии с этой именитой гонки, но за ними стоит большой объем действительно тяжелой, но при этом интересной работы.

Маршрут "Дакара" проходит как по скоростным дорогам среди степей, так и по извилистым и опасным горным серпантинам, по руслам рек, по бездорожью, среди дюн и барханов. Приходится преодолевать пески, грязь, каменистые участки, овраги, промоины, трамплины, крутые спуски и подъемы. Погода жалует участников гонки то проливными дождями, и холодным пронизывающим ветром с температурой воздуха близкой к "0", то изнуряющей жарой (до 58 градусов в тени), пылью и вездесущим феш-фешем (вязкий пыльный песок — Sputnik). В таких условиях, далеко не все, стартовавшие на первом этапе, приходят на финиш последнего — сказывается усталость экипажей и гоночной техники, и, как ни странно, ошибки организаторов при составлении роудбуков.

При испытаниях нашего нового спортивного грузовика в условиях ралли-марафона были выявлены отдельные недочеты, которые были обсуждены и, уже сейчас, конструкторы команды разрабатывают документацию для внесения изменений в следующую генерацию боевого грузовика. Но, в общем, результатами испытаний конструкции нового автомобиля и установленного на нем двигателя мы остались довольны.

Итоги и планы на будущее

Высокий уровень подготовки техники и опыт членов нашей команды позволили нам достойно бороться среди лидеров гонки. Однако проблемы с двумя двигателями не дали достичь экипажам запланированных результатов. Было очень обидно сойти двумя машинами, но это спорт, и здесь всякое может произойти. Надо уметь принимать и поражения, при этом делая из них разумные выводы, чтобы в дальнейшем минимизировать такие потери.

В нынешнем сезоне мы с особым вниманием подойдем к вопросу жесткого контроля над работами по ребилдингу узлов и агрегатов наших автомобилей в сторонних организациях и к срокам подготовки спортивных грузовиков к соревнованиям. Будем работать над повышением ответственности каждого члена команды за выполняемую работу. Кроме того, мы планируем серьезно повысить уровень физической подготовки наших спортсменов.

Ближайшая гонка, в которой примет участие "МАЗ-СПОРТавто" — 2-й этап Чемпионата России "Золото Кагана". Она состоится в апреле и пройдет по территории Астраханской области. Затем команда проведет тренировочный сбор на измененном маршруте ралли, который для нас ежегодно готовят организаторы гонки. Этот ралли-рейд и тренировка ценны для нас тем, что Астраханская область по своим природным условиям очень напоминает степи Аргентины, с небольшими дюнами и песчаными участками. Здесь сама природа создала идеальные условия для проведения полноценных тренировок по подготовке членов команды к участию в ралли-марафонах самого высокого международного уровня.

В 2016 году возобновляется ралли-марафон "Шелковый путь", который состоится в июле. Гонка пройдет по территориям трех стран: России, Казахстана и Китая. По информации организаторов, она стартует в Москве, а финиширует в Пекине. Гонка обещает быть очень интересной и привлечь экипажи со всего мира. По информации организаторов "Шелкового Пути", сложность и протяженность этого ралли-марафона превзойдут уровень "Дакара". Мы были на презентации гонки в Париже, где многие именитые спортсмены, такие как Жерар де Рой, ХансСтейси, Алеш Лопрайс и многие другие изъявили желание принять участие в ней. Для нашей команды участие в этом ралли-марафоне — одна из главных целей в сезоне этого года. В нынешнем году планируется участие СК "МАЗ-СПОРТавто" в чемпионате Беларуси по ралли-рейдам, однако остается открытым вопрос, будет ли там грузовой зачет, так как подготовка трассы для грузовиков требует значительных ресурсов, как финансовых, так и людских. Кроме того, мы рассматриваем варианты участия нашей команды в этапах Чемпионата России во втором полугодии, на гонке в Марокко и организации тренировки экипажей в ОАЭ.

Работа или образ жизни

Для многих, кто пришел в "МАЗ-СПОРТавто" — это исполнение той детской мечты, которая была, наверное, у любого мальчишки, увлекающегося автомобилями. Это огромный эмоциональный подъем, возможность проявить себя как члена экипажа, как конструктора, как механика, возможность получить бесценный опыт и реализовать свои самые смелые спортивные амбиции. Дорогого стоит, когда твои мечты, твои увлечения становятся работой.

© Photo: "МАЗ-СПОРТавто"

Команда "МАЗ-СПОРТавто" на "Дакаре-2016"

Все, кто собран в команде, это люди, которые пришли сюда неслучайно. В основном это инженеры — конструкторы, водители-испытатели и слесари МСР, ранее работавшие в различных подразделениях МАЗ-а. Этих людей объединили страсть к автоспорту, идея создания спортивных грузовиков на нашем предприятии и участия на них в ралли-рейдах. Конечно, не только наши заводчане стали членами команды. Явно не лишним для команды оказался опыт участия в соревнованиях по классическому ралли Сергея Вязовича и Константина Синебока.

К примеру, осенью в нашу команду был приглашен Алексей Вишневский, на сегодняшний день — чемпион Беларуси по дрифтингу, а в прошлом успешный картингист. Пока он работает механиком, но в ближайшей перспективе, после прохождения тренировок по программе подготовки пилотов, мы возлагаем на него большие надежды,как на пилота боевого грузовика.В настоящее время мы планируем активно тренировать молодежь, привлекать в команду перспективных ребят, повышать уровень мастерства наших специалистов. Это позволит нашей команде сделать шаг вперед и достигнуть более высоких и стабильных результатов.

На ралли-рейде «Шелковый путь» два новых спорткара. Грузовики по-спартански справились с изнуряющим бездорожьем, перепадами высот и коварными песками, а их экипажи взяли шестое и девятое места марафона из Москвы в Пекин..

Гоночный автомобиль третьего поколения разработали примерно за полгода. Над проектом трудились конструкторы спортивной команды — те, что создают машины только для гонок. От грузовиков-предшественников осталось название модели (МАЗ-5309RR), узнаваемый «зубровый» силуэт и многие конструкторские решения. Однако, как заверяют разработчики, в новые спорткары внесены существенные изменения, которые делают их легче, проворнее и выносливее.

Основное отличие новых автомобилей — в новом двигателе Gyrtech G13, который собрала чешская команда Buggyra из агрегатов Caterpillar. Мотор объемом 12,5 литра выдает 950 «лошадей» с крутящим моментом 4300 Н·м. Еще одно преимущество — электронное управление, которое позволяет быстро проводить компьютерную диагностику и настраивать необходимые параметры.

Двигатель оказался легче и надежнее более габаритных аналогов Ярославского и Тутаевского моторных заводов. Именно из-за них на последнем «Дакаре» два мазовских экипажа были вынуждены . Но есть и другая причина, по которой отказались от устаревших агрегатов: организаторы «Дакара» больше не будут пускать на ралли грузовики с двигателями объемом от 16,5 литра.

Спортивные грузовики создавали для гонок, поэтому комплектующие у них аналогичны тем, что используют команды — победители «Дакара». При этом многое в новом спорткаре произвели на МАЗе. Так, на заводе изготовили кабину, раму и надстройку кузова, в том числе каркас и панели. В Беларуси также собрали все кронштейны, систему охлаждения двигателя и наддувочного воздуха, равно как и многие другие части грузовика.

Однако часть комплектующих закупили у зарубежных производителей, которые поднаторели в выпуске составляющих для спорткаров. Собственно, в этом нет ничего зазорного — так поступают все команды, в том числе «КАМАЗ-мастер», многократный чемпион международных ралли-рейдов. К тому же некоторые импортные комплектующие и так применяются на серийных грузовиках под брендом «МАЗ».

Спортивные МАЗы оснастили оригинальными деталями подвески, которые разработаны специально для спортивных автомобилей. Амортизаторы создали голландцы из Reiger Racing, а рессоры — бельгийская Weweler. Коробка передач на грузовике немецкая — компании ZF. Карданные валы приехали из Турции (от фирмы Tirsan Kardan), а ведущие мосты взяли у известного финского производителя Sisu, который сам в ралли-рейдах не участвует. Грузовик также оснащен светодиодной оптикой от немецкой Hella и «обут» в мишленовские шины.

Позаботились и об экипаже: в салоне, наконец, появился кондиционер, так что при аномальной жаре (а она случается почти на любом ралли-рейде) гонщикам не приходится принимать «банные процедуры». В грузовиках также появился круиз-контроль, с помощью которого можно с высокой точностью придерживаться скоростных лимитов (например, на «Дакаре» они составляют 140 км/ч). Раньше, когда таких систем на МАЗах не было, гонщикам приходилось «на глаз» сбавлять скорость, чтобы не получить штрафные минуты от организаторов.

Команда «МАЗ-СПОРТавто» не озвучивает себестоимость грузовика. Но при наличии серьезного заказчика спорткар готовы собрать «с нуля» за 350 тыс. евро. Точная стоимость зависит от комплектации и в такого рода случаях оговаривается с покупателем индивидуально.

Впрочем, мазовские спорткары, возможно, будут не продавать, а сдавать напрокат. Желающих немало: выступать на ралли-рейдах на белорусских грузовиках мечтают несколько известных гонщиков. Их интерес понятен: вместе с боевыми машинами они получают еще и профессиональную техподдержку в виде мазовских механиков, которые уже и так стали завсегдатаями международных автомарафонов.

“Во время прохождения третьего этапа в гонку произошло вмешательство организаторов, которые внесли коррективы в ход этапа, чем предоставили необоснованное преимущество отдельным участникам гонки, а для экипажа 302 спортивной команды “МАЗ-СПОРТавто” дополнительную потерю времени”, – говорится в сообщении пресс-службы команды.

“Данная ситуация повлияла на результаты третьего этапа и на положение экипажей в генеральной классификации. По нашему мнению, такое поведение со стороны организаторов – нарушение принципов честной борьбы. В связи с этим спортивная команда “МАЗ-СПОРТавто” приняла решение не продолжать участие в международном ралли-рейде “Шелковый путь 2018”, – отмечается в сообщении.

На третьем спецучастке, который был остановлен из-за сильных дождей, руководитель гонки Владимир Чагин призвал экипажи команды «КАМАЗ-мастер» не останавливаться для того, чтобы вытягивать из грязи застрявшие машины соперников. Случилось это в момент, когда экипаж Сергея Куприянова остановился для помощи пилоту МАЗ . Такой шаг со стороны руководства ралли-марафона «Шёлковый путь» вызвал справедливое недовольство белорусской команды, которая приняла решение сняться с гонки. Организаторы решили засчитать гонщикам время финиша на первой контрольной точке. Это повлияло на результаты этапа и на положение команд в генеральном зачете.

Ситуацию прокомментировал руководитель международного проекта «Шёлковый путь» Владимир Чагин : «Сергей Вязович – талантливый гонщик, но, по всей видимости, трудности третьего этапа, с которыми столкнулся его экипаж и вся команда «МАЗ-СПОРТавто», помешали оставаться объективными в своих высказываниях.

Хочу подчеркнуть, что ралли-рейд «Шёлковый путь» является международным проектом и всегда соответствовал стандартам FIA, и уважает правила честной этики, за чем строго следят международные спортивные комиссары и руководство ралли.

В начале третьего этапа стали резко меняться погодные условия, сильный ливень изменил трассу до непроходимого состояния. Пилотам нужно было быстро адаптироваться к погодным условиям, а организаторам – обеспечить безопасность и не поставить под угрозу продолжение гонки в последующие дни. Поэтому спортивными комиссарами было принято решение остановить гонку на 140-м километре.

Хочу поблагодарить все экипажи, которые оказали помощь друг другу в сложившейся ситуации, в том числе пилотов команды «ГАЗ Рейд спорт» Болеслава Левицкого и Михаила Шкляева, экипаж «КАМАЗ-мастер» Антона Шибалова – которые дважды вытаскивали машину Сергея Вязовича в этот день. Вообще, в этом году особенно приятно наблюдать взаимовыручку между экипажами. В ралли-рейдах без этого невозможно добраться до финиша и невозможно победить.

Я, как руководитель проекта, и от имени всей дирекции ралли «Шёлковый путь» сожалею об эмоциональном решении Сергея Вязовича всей командой покинуть гонку, которое лишает остальные экипажи возможности продолжить участие в соревновании в этом году, и, надеюсь, что трассы «Шёлкового пути» всегда останутся ареной честной и бескомпромиссной борьбы сильнейших гонщиков мира, к которым я, безусловно, отношу и команду «МАЗ-СПОРТавто».

    Хотя пройдены только три этапа, темп, взятый Вишневским и Вязовичем впечатляет: оба экипажа заводской команды МАЗ-СПОРТавто в четверке сильнейших - на 3-4 позиции.
МОТОГОНКИ.РУ, 9 января 2018 - Следом за российскими КАМАЗ-Мастером, МАЗ-СПОРТавто пришлось испытать командные отношения на прочность в зыбучих дюнах Ике.

Сергею Вязовичу (№518) не удалось с первой попытки взобраться на одну из небольших дюн перед самым финишем СУ3. Точь-в-точь, как накануне Айрат Мардеев приложил свой КАМАЗ, Вязович уронил свой грузовик на бок - на неровном и очень сыпучем подъеме земля буквально ушла из-под колес! Этот "трюк" в воскресенье проделали многие. Но немногим удалось так же быстро исправить ситуацию.


Алексей Вишневский в тот момент был рядом, и он тут же пришел на выручку сокоманднику: на возвращение МАЗ′а обратно на 4 колеса потратили рекордно малое время. В итоге, оба заводских грузовика легко добрались до финиша и после подведения всех результатов Вишневский занял 3-ю позицию в ралли-марафоне «Дакар», Вязович занял 4-ю. Оба проигрывают лидеру класса TRUCKS Эдуарду Николаеву (КАМАЗ-Мастер) 52 и 53 минуты.

Положение в зачете TRUCKS после СУ3:

1. E. NIKOLAEV (KAMAZ) - 07:47:19
2. F. VILLAGRA (IVECO) +0:08:58
3. A. VISHNEUSKI (MAZ) +0:52:34
4. S. VIAZOVICH (MAZ) +0:53:32
5. M. MACIK (LIAZ) +1:01:24

Новый маршрут ралли «Дакар» уже вошел в историю, как самый непредсказуемый, а количество аварий и неожиданных сходов за первые 3-4 дня гонки бьют рекорды.

Всего за 1 километр до финиша СУ3 выбыл из борьбы заслуженный испанский автогонщик Нани Рома: его MINI «сделал крышу», а сам Рома в результате инцидента получил травму шеи и головы и остался в мобильном госпитале на бивуаке в Сан-Хуане на следующее утро. Сегодня поломал заднее колесо своего прототипа Peugeot многократный чемпион «Дакара» в классе MOTO Сирил Депре. Француз до сих пор стоит в дюнах и ожидает прибытия технички.

Богатым на сходы стал именно СУ3: в классе AUTO (джипы и багги) помимо Нани Рома не смогли продолжить гонку еще 10 машин, официально выбыли из гонки 4 экипажа грузовиков, включая японцев из заводской HINO.

Всего, после трех дней ралли покинули: 34 джипа, 16 мотоциклистов, 4 квадроциклиста и 9 экипажей грузовиков.