Давид Самойлов «Сороковые роковые. Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов Сороковые жанр

Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) , (1.06.1920 – 23.02.1990), советский поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР

Родился в еврейской семье. Отец - известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986).

В 1938-1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

После выздоровления продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

В урочище Карбусель, 23 марта 1943 года. Давид, будучи пулеметчиком, прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу».

Самойлов в годы войны.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

Уже после окончания войны, в июне 1945 года, Самойлову вручили третью награду – орден Красной Звезды за то, что взял в плен немецкого унтер-офицера, давшего ценные сведения советской разведке.

Первая публикация произведений поэта состоялась в 1941 году, под настоящим именем автора – Давид Кауфман, сборник назывался «Охота на мамонта». В период учебы в МИФЛИ Самойлов познакомился с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, Михаилом Валентиновичем Кульчицким, Борисом Абрамовичем Слуцким, Павлом Давыдовичем Коганом, которым посвятил стихотворение «Пятеро». Этих авторов позднее стали называть поэтами военного поколения.

Самое известное стихотворение Давида Самуиловича, посвященное войне, называется «Сороковые, роковые…».

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

В нем представлена обобщенная тема войны и проблема военного поколения. Но при этом Самойлов в творчестве не затрагивал политических тем.

По окончании войны поэт зарабатывал переводами и писал сценарии для радиопередач. Литературное признание пришло к Самойлову только в 1970 году, после выхода сборника стихотворений под названием «Дни». Став известным, Давид Самуилович не вел светской жизни в литературных кругах, но активно общался с Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом

В 1972 году вышла в свет поэма «Последние каникулы», где перекликаются различные исторические периоды и страны в путешествии главного героя по Германии. Кроме военных и исторических тем, есть у Самойлова пейзажная лирика (например, стихотворение «Красная осень») и произведения о любви («Беатриче»). Любовная лирика поэта на удивление спокойна и холодна, в ней нет страстей, свойственных этому жанру. Часто творчество Самойлова сравнивают с Пушкиным: в лирике Давида Самуиловича присутствует пушкинианство в форме биографического мифа.

Д.Самойлов. Дуэт для скрипки и альта. Читает Константин Райкин.

Помимо собственных стихотворений поэт переводил произведения зарубежных авторов, писал сценарии для театральных постановок, тексты песен для фильмов. Несмотря на серьезные темы в творчестве поэта, часто его упоминают в качестве авторов стихов из детства. Книги для детей Самойлов писал в 80-е годы ХХ века. Детские произведения наполнены историзмом, любовью к Родине и русскому народу.

Вернувшись героем с войны, Давид в 1946 году женился на Ольге Лазаревне Фогельсон. Ольга была искусствоведом по специальности. В браке Кауфманы имели единственного сына Александра. Александр Кауфман (псевдоним Александр Давыдов) пошел по стопам отца, став переводчиком и прозаиком.

Однако в первом браке семейная жизнь Давида не сложилась. Поэт повторно женился на Галине Ивановне Медведевой, в браке с которой родились Пётр, Варвара и Павел.

С семьей.

В 1974 году Самойлов с семьей уехал из Москвы в город Пярну (Эстония).

Хотя политических взглядов Самойлов не высказывал, сотрудники Комитета государственной безопасности СССР постоянно присматривали за жизнью и творчеством Самойлова, но это не пугало поэта.

“А вот и старость подошла…”. Читает К. Райкин.

Умер поэт 23 февраля 1990 года, в городе Пярну, на сцене театра во время своего выступления на юбилейном вечере Бориса Пастернака.

Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, - на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.

Тема стихотворения

Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.

Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.

Композиция и жанр

Условно всё стихотворение можно разделить на три части. Сначала читатель погружается в атмосферу войны — смерть, боль, бесконечные эшелоны.

Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.

В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.

Средства выразительности, размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).

Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы. Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание. Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите сделать анализ стихотворения А.А Фет.

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
(А.А Фет)

План анализа:
1)Год стихотворение и описание
2)Тема
3)Идея(основ.мысль)
4)Образ лирического героя,черты
5)Движение мысли(если есть)развитие мысли
6)Изобразительные средства (эпитеты,метафоры,олицетворение,сравнение,гипербола,литома)
7)Синтаксические средства(члены предложения,рифмы,ретарический вопрос)
8)Мое мнение

УМОЛЯЮ помогите сделать анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" по плану 1. Тема и идея стихотворения. 2.Основной конфликт

3.Стихотворный размер
4. Особенности стихотворения.

5. Художественные средства и приём.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Помогите сделать анализ стихотворения Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие...." :) Перед весной бывают дни такие: Под плотным

снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Помогите пожалуйста!:(((

Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».

Урок литературы в 6 классе

Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи : 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка д/з.

О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

С чьим стихотворением мы познакомились?

Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.

3.Подготовка к выразительному чтению . Самостоятельное чтение молча.

4.Чтение вслух . Учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?

6. Словарная работа .

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)

7.Анализ стихотворения . Беседа:

О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

Как изображает поэт войну?

Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)

8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

Что нового вы узнали из статьи?

10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)

12. Чтение мини-сочинений .

IY . Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.