Эксплуатация кондиционера на дэу нексия. Вентиляция и кондиционер: Кондиционер зимой Кондиционер автомобиля дэу нексия

Как работает кондиционер на нексии

Кондиционер на нексии представляет систему, заполненную хладагентом (фреон R134а) смешанным в пропорции с холодильным маслом. Хладагент в системе находится под давлением около 7 атм (кгс/см 2). При нажатии на кнопку включения кондиционера происходит включение электромагнитной муфты компрессора (1), и прижимной диск (3), издав характерный щелчок, примагничивается в муфте (2). Муфта (2) крутится ремнем постоянно при работе двигателя - когда кондиционер выключен она крутится вхолостую, а когда кондиционер включен - крутит компрессор кондиционера.

Компрессор начинает сжимать газообразный фреон до давления 12-15 атм. При сжатии фреон нагревается, и поступает в радиатор кондиционера (4), где происходит охлаждение и конденсация фреона. Радиатор кондиционера охлаждается воздухом с помощью установленного на нем вентилятора (5), а при движении дополнительно обдувается встречным потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон конденсируется (переходит из газообразного в жидкое состояние) и поступает в ресивер-осушитель (6), где происходит фильтрация фреона.

Далее после ресивера-осушителя фреон через терморегулирующий вентиль ТРВ (10) поступает в испаритель кондиционера (12). Терморегулирующий вентиль регулирует степень заполнения испарителя кондиционера, а также температуру отходящих паров фреона, идущих на всас компрессора. Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель по сути представляет собой такой же радиатор, только меньшего размера. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а салонный вентилятор (13) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля.

После испарителя газообразный фреон снова поступает в компрессор, где опять сжимается и проходит весь круг по новой.

Система кондиционирования делится на 2 контура: контур высокого давления - красного цвета (12-15 атм), низкого - синего (около 2,0-2,5 атм). Трубки контура высокого давления меньше в диаметре, и при работе кондиционера они всегда теплые или горячие. Трубки контура низкого давления толще в диаметре, и на ощупь ледяные.

Обслуживание кондиционера на нексии

  • Одно из слабым мест кондиционера - его радиатор. При работе он находится под давлением 15 атм, в него попадают летящие с дороги грязь, камни, соли и т.п., вследствие чего в нем появляются микротрещины и впоследствии утечка фреона. Именно поэтому рекомендуется устанавливать сетку в решетку радиатора (N100 , N150) и решетку бампера (N100 , N150), она защитит радиатор кондиционера от летящих камней и частично спасает от грязи. Также рекомендуется каждой весной очищать радиатор кондиционера от соли и грязи, это также скажется на работе кондиционера - радиатор будет лучше охлаждать фреон.
  • Обязательно установите на нексию салонный фильтр , иначе пыль, пух и листья будут попадать на испаритель кондиционера , будут забиваться соты и пахнуть гнилью в салоне. Гнилью начинает пахнуть потому, что при работе кондиционера соты испарителя влажные и к ним липнет пыль. Впоследствии на сотах испарителя разводятся различные грибки, которые которые неблаготворно сказываются на здоровье водителя и пассажиров. Если на вашей машине при включении кондиционера начал появляться запах гнили, рекомендуем провести чистку испарителя кондиционера пенным очистителем .
  • Довольно часто при работе кондиционера под машиной появляется лужа - какая-то жидкость стекает из-под мотора. Пугаться этого не нужно, так и должно быть при работе кондиционера. Как уже говорилось выше, при работе кондиционера испаритель охлаждается и становится ледяным. Салонным вентилятором через испаритель прогоняется воздух с улицы, охлаждается и поступает в салон. При этом содержащаяся в воздухе влага при прохождении испарителя конденсируется, и по специальному каналу стекает вдоль моторного отсека наружу.
    Кстати, именно этим способом осушается воздух в дождь, когда запотевают окна в машине - достаточно включить кондиционер, и через 1-2 минуты все окна отпотеют. Естесственно, чтобы не замерзнуть, поверните ручку регулятора температуры на теплую зону, и радиатор печки вновь нагреет охлажденный в испарителе кондиционера воздух.
  • При эксплуатации машины зимой не стоит забывать и про кондиционер - рекомендуется включать его раза 2-3 за зиму. Нужно это для того, чтобы не рассыхались уплотнения трубок кондиционера - при включении кондиционера компрессор прогонит вместе с фреоном масло, которое смажет места уплотнений. Компрессор включается при температуре выше -5 градусов, поэтому либо зимой ждем момент с указанной температурой воздуха, либо даем поработать компрессору кондиционера на теплой парковке или в капитальном гараже.
  • При эксплуатации кондиционера не стоит направлять охлажденный воздух из дефлекторов на себя - риск заболеть повышается во много раз! Вспомните физику: горячий воздух в помещении поднимается вверх, холодный опускается вниз. Самое оптимальное охлаждение салоне будет достигнуто в том случае, если вы направите воздух вверх через боковые и центральные дефлекторы, либо если направите воздух через дефлекторы обдува лобового стекла. Во вотором случае будьте аккуратны, есть риск получить трещину на лобовом стекле, если вы направите уже охлажденный воздух на нагретое на солнце лобовое стекло - делать это нужно на только включенном кондиционере, когда воздух, проходящий испаритель кондиционера еще не стал холодным.
  • Периодически осматривайте трубки кондиционера на предмет вибрации. Делать это нужно при включенном кондиционере. Если какая-то трубка сильно вибрирует, необходимо устранить вибрацию, подложив под трубку кусок резины, либо жестко подвязав трубку к чему-либо неподвижному.
  • Рекомендуется почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.
  • При работе кондиционера компрессор будет периодически включаться и выключаться, аналогично работе компрессора на бытовых холодильниках. Это не является поломкой, это значит что в системе достаточное количество жидкого фреона для охлаждения испарителя кондиционера.
  • Если при включении кондиционера и при дальнейшей его работе появляется свист, проверьте ремень кондиционера - рекомендуется его заменить при износе, или, чтобы кратковременно избавиться от свиста - брызните на него WD-40.
  • Утечка фреона часто происходит именно на радиаторе кондиционера - он подвергается воздействию солей, коррозиий, попадению камней. В месте возникновения микротрещин на радиаторе появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой радиатор подлежит замене, все попытки его заварить чаще всего обречены на неудачу - проблема вскоре вновь проявится, на месте другого очага коррозии, радиатор не гниет только в одном месте.
  • При большой нагрузке на двигатель (например, резкий старт со светофора) происходит кратковременное отключение компрессора кондиционера - вы сами заметите при старте "тупизну" машины, потом резкий толчок (отключился компрессор) и хороший разгон, а потом вновь щелчок включения кондиционера. Это не является неисправностью.

Прочитал в журнале За рулем, что если машина стоит на отстое (холодном),как у меня, то раз в месяц необходимо заводить в теплом в боксе и включать кондишен? Есть смысл включать кондишен в холодном помещении и если я его не буду включать, то не загнется ли он?

Мнение (Vladimir)
Включал два-три раза за зиму минуты на три. Особых изменений в работе летом не заметил.
А теоретически конечно нужно, как написано ниже

Мнение (FOX(Nexia))
Из моего опыта — кондишн просто не включится, пока моторный отсек не прогреется до какой-то температуры….Т.е. как только подошел и завелся — у меня не включается, а прогревшись — включилось и в -20… Лично я стараюсь хотя-бы раз в неделю на 10-15 мин. сей агрегат включать, потому как вместе в фреоном по системе гуляет масло, и все уплотнители в системе кондиционирования смазываются…

Мнение (Egor)
Прочитав "Инструкцию по эксплуатации Нексии, а так же проштудировав имеющиеся буквари пришел к выводу:
1. Зимой кондиционером пользоваться можно, НО:
1.1. Только после полного прогрева двигателя под капотом.
1.2. При температуре окружающего воздуха ВЫШЕ -5 градусов можно пользоваться кондиционером продолжительное время для подсушки воздуха в салоне, что бы уменьшить запотевание стекол. При такой наружной температуре еще есть надежда, что осевший на испарителе конденсат успеет растаять и стечь наружу не замерзнув, пока двигатель остывает.
1.3. При температуре окружающего воздуха НИЖЕ -5 градусов кондиционер можно включать профилактически, на НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ (2 — 3мин), чтобы смазались его внутренности. Длительно пользоваться кондиционером нежелательно, т.к. осевший на испарителе конденсат может не успеть растаять, а так же возможно замерзание стекающего конденсата в сливном поддоне и отводящем шланге. По аналогии — бытовой морозильник в квартире оттает только при плюсовой температуре, и чем окружающая температура ниже, тем дольше оттаивает морозильник. Если машина храниться в отапливаемом гараже, то кондеем можно пользоваться продолжительное время и в более сильные морозы. При безгаражном хранении пользоваться кондиционером продолжительное время нежелательно.
1.4. Механика расположения заслонки регулятора температуры вполне ДОПУСКАЕТ включение МАХ обогрева (регулятор в красную зону) и одновременное включение кондиционера. При такой комбинации воздух сначала охладится испарителем кондиционера, заодно и подсушится, т.к. влага осядет на испарителе, как снег в морозильнике бытового холодильника, а затем нагреется радиатором печки, при соблюдении условий пункта 1.2.
1.5. Если все же кондиционер работал зимой непрерывно довольно продолжительное время, — то очень полезно перед заглушением двигателя сначала:
— выключить кондиционер,
— затем включить МАХ режим обогрева (регулятор до конца в красную зону)
— включить режим рециркуляции
— включить вентилятор на средние обороты (2 или 3)
— дать поработать движку 3 — 5мин на ХХ. За это время конденсат на испарителе растает, стечет в поддон и вытечет наружу через отводящий шланг.
— затем ВЫключить режим рециркуляции
— при закрытых окнах включить вентилятор на МАХ обороты, — что позволит избыточным давлением в салоне продуть шланг слива конденсата теплым воздухом из салона, пока он еще не замерз.

2. Режим рециркуляции воздуха зимой полезен ТОЛЬКО для более быстрого прогрева салона и ДО посадки в машину самого себя и пассажиров. При поездке с пассажирами зимой режим рециркуляции создаст сильный парниковый эффект, с которым даже включенный кондиционер наверное может не справится и стекла сильно запотеют.

3. Теперь становится понятно, почему в "Инструкции по эксплуатации Нексии" сказано о возможной совместной работе печки и кондиционера только в межсезонье, когда еще нет отрицательных температур и нет четкого руководства об использовании кондиционера в морозы. Конструкторы опасаются, что конденсат может замерзнуть в сливном поддоне или в сливном шланге, а дальше вполне возможно переполнение закупоренного поддона и выливание конденсата внутрь салона машины. Выполнение пункта
1.5. поможет этого избежать. Предвижу различные возражения, что многие пользуются кондиционером зимой и все пока в порядке.

Здесь есть ряд факторов, которые вполне могут влиять на достижение положительного эффекта.
— Если кондиционер работает непродолжительное время, то за короткую поездку конденсата на испарителе может быть немного и он не переполнит поддон.
— Частые оттепели в Москве тоже вносят свою полезную лепту по оттаиванию конденсата в поддоне и сливном шланге.
— Наличие защиты картера создает более замкнутое пространство под капотом, что повышает температуру под капотом и так же предотвращает замерзание конденсата на выходе сливного шланга.
— Даже не отапливаемый гараж дольше сохранят тепло двигателя под капотом после его остановки, что тоже полезно.

4. Теперь о пользе приоткрытых окон в Нексии. Система выхода/выпуска воздуха из салона Нексии при закрытых/поднятых стеклах довольно не эффективна и замудрена. Об этом можно найти здесь, прочитав текст. Именно по этому Нексия так подвержена сильному внутреннему запотеванию стекол в холодное время года. Можно конечно включать вентилятор на МАХ скорость, но уж больно он шумит, поэтому оптимальная скорость вентилятора на цифре 1, или 2.

В любом случае зимой рекомендуется немного (на 1 — 2см) приопускать стекло хотя бы одного окна, а лучше оба на задних дверях. Владельцам электро-стекло-подъемников сделать это совсем просто. Главное не забыть перед длительной стоянкой их закрыть. Зимой пыли практически нет, а немного опущенные стекла намного улучшают проветривание салона и снижают влажность.

Дэу Нексия (до 2008 года). СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Автомобиль может быть оборудован либо системой отопления и вентиляции, либо системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которые служат для создания наиболее комфорт­ных условий для водителя и пассажиров независимо от погодных условий.

В систему отопления и вентиляции входят отопитель, вентилятор отопите­ля, воздуховоды и дефлекторы. Воздух поступает в салон естествен­ным напором через щель между капо­том и накладкой ветрового стекла. Для регулирования температуры исполь­зуется система смешивания холодного воздуха и воздуха, проходящего через радиатор отопителя. По воздуховодам воздух из отопителя подводится к решеткам обдува ветрового и боковых стекол, к центральным и боковым дефлекторам на панели приборов, к вентиляционным отверстиям в осно­вании панели приборов для подачи воздуха к ногам водителя и пассажи­ров, а также подается к ногам пасса­жиров заднего сиденья.

Управление системой осуществляет­ся поворотом рукояток, расположен­ных на блоке управления отоплени­ем, вентиляцией и кондиционирова­нием. Блок управления установлен на центральной консоли панели при­боров.

Корпус отопителя установлен под пане­лью приборов, в центральной ее части. В корпусе отопителя установлены рас­пределительные заслонки, направляю­щие потоки воздуха к определенным зонам, радиатор отопителя, соединен­ный шлангами с системой охлаждения двигателя, через который постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. Нагрев воздуха осуществляется за счет тепла охлаждающей жидкости двигате­ля, циркулирующей по трубкам радиа­тора отопителя.

Для увеличения подачи воздуха в салон во время движения автомобиля, а также на стоянке служит вентилятор отопителя.


Схема движения воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования:

1 - воздуховод обдува боковых стекол; 2 - воздуховод обдува ветрового стекла; 3 - воздуховод боковых и центральных дефлекторов; 4 - заслон­ка распределения воздуха на ветровое стекло или дефлекторы; 5 - воздуховод кондиционера; 6 - верхняя заслонка распределения воздуха; 7 - нижняя заслонка распределения воздуха; 8 - радиатор отопителя; 9 - заслонка регулятора температуры; 10 - испаритель; 11 - направляющий кожух вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - заслонка системы рециркуляции


Блок управления системой отоп­ления, вентиляции и кондициони­рования:

1 - переключатель режимов работы вентиля­тора; 2 - кнопка выключателя режима рециркуляции воздуха; 3 - кнопка выключа­теля кондиционера; 4 - регулятор распреде­ления потоков воздуха; 5 - регулятор темпе­ратуры воздуха

Вентилятор отопителя установлен в направляющем кожухе и прикреплен в моторном отсеке к щитку передка. Электродвигатель вентилятора - кол­лекторный, постоянного тока, с воз­буждением от постоянных магнитов. Частота вращения электровентилятора регулируется переключателем режи­мов работы вентилятора на панели приборов.

Электродвигатель вентилятора, в за­висимости от подсоединения допол­нительного сопротивления, может вращаться с четырьмя различными скоростями.

Распределение потоков воздуха в салоне осуществляется регулято­ром, который через пневмоприводы управляет заслонками, направляя потоки через воздуховоды централь- ныхи боковых дефлекторов, нижние вентиляционные отверстия в кожухе отопителя, а также сопла обдува сте­кол, расположенные в панели при­боров.

Для ускорения прогрева салона авто­мобиля и предотвращения поступле­ния в салон наружного воздуха при движении автомобиля по задымлен­ным, запыленным участкам дороги служит система рециркуляции возду­ха. При нажатии на кнопку включения режима рециркуляции открывается электропневмоклапан, и под действи­ем разрежения во впускном коллекто­ре двигателя заслонка системы рецир­куляции перекрывает доступ наруж­ного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При включен­ном режиме рециркуляции воздух в салоне начинает циркулировать по замкнутому контуру без обмена с наружным воздухом.

Часть автомобилей комплектуется системой кондиционирования воздуха, которая предназначена для снижения температуры и влажности воздуха в салоне. Привод компрессора конди­ционера осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. В шкив компрессора встроена электро­магнитная муфта, осуществляющая включение-отключение вала компрес­сора от шкива по сигналам ЭБУ. При работе компрессор сжимает пары хла­дагента, которые подводятся к нему по трубопроводу из испарителя, располо­женного в кожухе под панелью прибо­ров, рядом с радиатором отопителя. На выходе из компрессора давление и температура паров возрастают. Затем хладагент поступает в конденсатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя, и имеющий большое количество ребер охлаждения. Ребра охлаждаются пото­ком воздуха, поступающего от элек­тровентилятора системы кондициони­рования и при движении автомобиля. По мере охлаждения хладагент пере­ходит в жидкую фазу, после чего про­ходит через дроссельный клапан. На выходе из дроссельного клапана дав­ление и температура хладагента резко снижаются, и в испарителе, в который попадает хладагент уже в газообраз­ном состоянии, происходит тепло­обмен с обтекающим его потоком воз­духа. Охлажденный таким образом воздух поступает в салон автомобиля. Из испарителя газообразный хлада­гент с примесью небольшого количе­ства жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в ресивер. В нижней части ресивера расположена емкость с поглотителем паров воды. После ресивера хладагент вновь засасывается компрессором и рабочий цикл повторяется.

Хладагент в системе кондициони­рования находится под высоким давлением. При работе с системой циркуляции хладагента следует избегать его попадания на кожу, глаза и в дыхательные пути. Любые работы с хладагентом необходимо проводить только в проветривае­мом помещении. При заправке системы кондиционирования сле­дует использовать только рекомен- дуемые заводом-изготовителем материалы. Запрещается прово­дить сварочные или паяльные работы на узлах системы конди­ционирования.


Работы по ремонту и обслуживанию системы кондиционирования следует проводить на специализированных сервисах. Для поиска утечек в системе применяется специальное оборудова­ние, при этом в систему нужно будет ввести специальное контрастное веще­ство. После удаления хладагента из системы обязательно нужно откачать воздух, чтобы удалить остатки влаги. Перед заправкой необходимо добавить в систему специальное масло, рекомен­дованное заводом-изготовителем.


Дэу Нексия (до 2008 года).
СНЯТИЕ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ОТОПЛЕНИЕМ, ВЕНТИЛЯЦИЕЙ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕМ ВОЗДУХА

Снимаем блок для замены троса приво­да заслонки отопителя, лампы подсвет­ки, а также для замены блока в сборе.Снимаем аудиосистему «см. «Снятие аудиосистемы», с. 224).

Снимаем облицовку туннеля пола (см. «Снятие облицовки туннеля пола», с. 250).

Снимаем нижний кожух рулевой колонки (см. «Снятие подрулевых переключателей», с. 217).

Снимаем нижнюю декоративную накладку панели приборов (см. «Снятие панели приборов», с. 250).