Мотоцикл урал м 63 объем двигателя. Габаритные размеры, мм

У двигателей тяжелых мотоциклов М-72, М-61, М-62 есть некоторые недостатки, от которых невозможно избавиться даже усовершенствованием отдельных узлов или деталей. Неразрывно связанные с конструктивной схемой двигателя, они, фигурально выражаясь, являются «врожденными пороками» и препятствуют улучшению его качеств.

К таким недостаткам относятся: громоздкость и конструктивная сложность привода масляного насоса; ухудшение работы цилиндрического сапуна при длительной эксплуатации двигателя вследствие износа соприкасающихся поверхностей; слишком большой диаметр корпуса заднего подшипника кривошипа, что приводит к течи из картера в полость сцепления; ограниченная возможность создания различных модификаций двигателей (например, с принудительным охлаждением, с расположением генератора на переднем конце кривошипа и т. д.) из-за того, что кривошип устанавливается в картер сзади.

Модернизация отдельных узлов ничего не могла дать — необходимо было создать новый двигатель. Непосредственным толчком к его проектированию явилось решение специальной комиссии об унификации мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов. О конструктивных различиях этих машин, порой небольших, но делающих невозможной взаимозаменяемость отдельных узлов и деталей, говорилось в статье А. Абросимова «Унификация в мотоциклостроении», помещенной во втором номере журнала.

Выполняя это решение, наш конструкторский коллектив спроектировал мотоцикл М-63. Основные узлы и агрегаты его взаимозаменяемы с узлами и агрегатами мотоцикла К-650, выпуск которого должен быть освоен в Киеве. Двигатель М-63 во многом отличен от М-61 и М-62, имеет принципиальные конструктивные особенности, но в сборе он взаимозаменяем со своими предшественниками.

Кривошип установлен в картер не сзади, как у двигателя М-62, а спереди, поэтому корпус переднего подшипника (он изготовлен из алюминиевого сплава с залитым в него стальным кольцом) имеет посадочный диаметр 142 мм, а корпус заднего — всего 78 мм. Кривошипы двигателей М-63 и М-62 взаимозаменяемы, однако в новой модели ширина маслоуловителей увеличена до 9 мм, что улучшает очистку масла.

Шестеренчатый масляный насос расположен под передней крышкой двигателя, а его корпус выполнен заодно с корпусом переднего подшипника. Привод масляного насоса осуществляется от ведущей шестерни газораспределения, закрепленной на переднем конце кривошипа.

Конструкция картера двигателя отличается большой технологичностью и простотой; его вес гораздо меньше, чем у М-62 (даже вес опытного картера, изготовленного отливкой в землю, оказался на 700 граммов меньше по сравнению со старым серийным). Как литье, так и механическая обработка значительно упрощены.

При проектировании механизма газораспределения было обращено особое внимание на увеличение жесткости привода клапана и уменьшение контактных напряжений на кулачках. Это было достигнуто за счет увеличения диаметра шеек распределительного вала, замены подшипника скольжения подшипником качения, увеличения сечения трубчатой стальной штанги и расположения толкателя и штанги в линию (в двигателях М-61 и М-62 штанга наклонена по отношению к толкателю под углом 8—9 градусов). Такие конструктивные меры в сочетании с особым профилем кулачка газораспределения обеспечили бесшумную работу клапанного механизма на протяжении всего гарантийного пробега. Новый профиль кулачка газораспределения, увеличение радиуса его затылка и ширины кулачков, применение вращающихся вокруг своей оси литых чугунных толкателей позволили значительно уменьшить износ как самих толкателей, так и распределительного вала.

Сапун, имеющий форму диска и прижимаемый во время работы к передней крышке пружиной, обеспечивает большое разрежение в картере двигателя на всех режимах работы. Износ рабочего торца сапуна и передней крышки, к которой он прижимается, компенсируется соответствующим перемещением сапуна под действием пружины. Сапун двигателя М-63 был испытан в 1962 году на штанговом гоночном двигателе и показал высокую надежность в работе, несмотря на то, что обороты достигали 9500 в минуту. На мотоцикле с этим двигателем спортсмены Ирбитского мотозавода Г. Вартаньян и В. Каржавин завоевали звание чемпионов

СССР 1962 года по шоссейно-кольцевым гонкам. Мотоцикл с опытным двигателем М-63 совершил также пробег в 15 тысяч километров и показал высокую надежность.

Хочется подчеркнуть то огромное значение, которое имеет участие коллектива конструкторов и экспериментаторов нашего завода в работе над кроссовыми и гоночными мотоциклами. Это не только значительно расширяет их технический кругозор, но ведет к улучшению качества дорожных машин. Некоторые детали, уже внедренные в производство, были заимствованы из спортивно-гоночных моделей. К их числу можно отнести клапанные пружины М-62, которые впервые были испытаны на гоночном штанговом двигателе, и усиленный поршень. Внедрение их на серийные машины не потребовало дополнительных экспериментов.

Сейчас новые двигатели М-63 проходят всесторонние испытания. Мы надеемся, что эти двигатели будут избавлены от тех «врожденных пороков», которые присущи выпускаемым ныне моторам М-62.

Созданием новых, обладающих улучшенными качествами машин, унификацией узлов и деталей, внедрением передовой технологии наш коллектив откликнулся на решения ноябрьского Пленума ЦК КПСС.

В. СТЕЛИН, руководитель группы двигателей конструкторского бюро Ирбитского мотозавода.

Двигатель М-63 : а — в собранном виде; б — со снятой передней крышкой: 1 — ведомая шестерня газораспределения, 2 — сапун, 3 — корпус переднего подшипника, 4 — ведущая шестерня газораспределения, 5 — шестерня привода масляного насоса; в - без передней крышки, корпуса переднего подшипника, распределительного вала (виден кривошипный механизм).

Урал-2 М-63 - советский тяжёлый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1963 по 1971 годы.

История создания и конструкция

Непосредственным толчком к проектированию М-63 явилось решение специальной комиссии об унификации мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов. Конструктивные различия этих машин, порой небольшие, делали невозможной взаимозаменяемость отдельных узлов и деталей. Выполняя это решение, конструкторский коллектив ИМЗ спроектировал мотоцикл М-63. Основные узлы и агрегаты его взаимозаменяемы с узлами и агрегатами мотоцикла К-650, выпуск которого должен был освоен в Киеве. Мотоцикл М-63, в отличие от своих предшественников, оснащен рамой с маятниковой подвеской заднего колеса. Новая выпускная система позволила значительно снизить шум выхлопа, глушители приподняты над землей (при полной загрузке мотоцикла просвет составляет 150 мм).

Двигатель

Двигатель М-63 во многом похож на М-61 и М-62, но имеет принципиальные конструктивные особенности.

Кривошип установлен в картер не сзади, как у двигателя М-62, а спереди, поэтому корпус переднего подшипника (он изготовлен из алюминиевого сплава с залитым в него стальным кольцом) имеет посадочный диаметр 142 мм, а корпус заднего - всего 78 мм. Ширина маслоуловителей увеличена до 9 мм, что улучшает очистку масла.

Шестеренчатый масляный насос расположен под передней крышкой двигателя, а его корпус выполнен заодно с корпусом переднего подшипника. Привод масляного насоса осуществляется от ведущей шестерни газораспределения, закрепленной на переднем конце кривошипа.

Конструкция картера двигателя отличается большой технологичностью и простотой; его вес гораздо меньше, чем у М-62 (даже вес опытного картера, изготовленного отливкой в землю, оказался на 700 граммов меньше по сравнению со старым серийным).

При проектировании механизма газораспределения было обращено особое внимание на увеличение жесткости привода клапана и уменьшение контактных напряжений на кулачках. Это было достигнуто за счет увеличения диаметра шеек распределительного вала, замены подшипника скольжения подшипником качения, увеличения сечения трубчатой стальной штанги и расположения толкателя и штанги в линию (в двигателях М-61 и М-62 штанга наклонена по отношению к толкателю под углом 8-9 градусов). Эти конструктивные меры в сочетании с особым профилем кулачка газораспределения снизили шумность работы клапанного механизма. Новый профиль кулачка газораспределения, увеличение радиуса его затылка и ширины кулачков, применение вращающихся вокруг своей оси литых чугунных толкателей позволили значительно уменьшить износ как самих толкателей, так и распределительного вала.

Сапун, имеющий форму диска и прижимаемый во время работы к передней крышке пружиной, обеспечивает большое разрежение в картере двигателя на всех режимах работы. Износ рабочего торца сапуна и передней крышки, к которой он прижимается, компенсируется соответствующим перемещением сапуна под действием пружины.

Первую промышленную партию мотоциклов Урал-2 модели М-63 Ирбитский мотозавод выпустил в 1964 году. Первое время на М-63 ставились двигатели от мотоцикла М-62 «Урал», но с некоторыми изменениями. У модернизированного двигателя М-62 были усилены выпускного клапана, цапфы кривошипа, шатуны, поршни.

Коробка передач

Коробка передач мотоцикла «Урал-2» - мелкошлицевая, аналогичная М-62 «Урал», но устранено слабое место прежней коробки - быстро изнашивались ось и втулка педали ножного переключения. Новый механизм переключения передач закрытого типа, работает в масляной ванне и защищен от пыли и грязи. Это улучшило и внешний вид, и упростило конструкцию коробки передач, которая стала устанавливается и на мотоцикл К-750.

Кардан

Карданный привод: в качестве привода на заднее колесо по-прежнему используется карданный вал. Причем вал на М-63 отодвинут от колеса на 5 мм, так как планировалось, что мотоциклы ирбитского завода будут выпускаться на более широких шинах (4" X 17"). В главной передаче установлен более надежный двухкромочный воротниковый сальник.

Ходовая часть

Ходовая часть подверглась коренной реконструкции. Впервые на серийных мотоциклах ИМЗ введена маятниковая подвеска с пружинно-гидравлическими амортизаторами для подвески заднего колеса (позднее аналогичная подвеска введена на колесе коляски), что значительно повысило комфортабельность мотоцикла и его долговечность. Гидравлическая часть задних амортизаторов почти полностью заимствована от амортизаторов автомобиля «Москвич». Маятниковая вилка заднего колеса установлена в раме на резиновых сайлент-блоках. Подвеска переднего колеса осталась прежней конструкции, но стала единой для мотоциклов ирбитского и киевского мотоциклетных заводов. Новые грязевые щитки расширены по профилю, установлены над колесом с большими зазорами, в нижней части имеют специальные резиновые брызговики. Бензобак также изменился и стал проще в производстве.

Характеристики:

Габаритные размеры, мм

ширина 1640

высота 1100

База мотоцикла (расстояние между осями колес), мм 1100

Дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах, мм 150

Колея, мм 1130

Максимальная скорость, км/ч 95

Масса, кг 310

Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой,л 6

Двигатель

Тип Четырехтактный, карбюраторный, двухцилиндровый с оппозитным расположением цилиндров, воздушным охлаждением

Рабочий объем, см3 650

Диаметр цилиндра, мм 78

Ход поршня, мм 78

Степень сжатия 7

Максимальная мощность, л.с. 32

Максимальная мощность, кВт 23,5

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин. 5000-5200

Максимальный крутящий момент. Нм 47

Карбюратор К-301 Г

Воздухоочиститель Комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой

Трансмиссия

Сцепление Сухое двудисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон

Карданная передача Карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках

Главная передача Пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число - 4,62

Коробка передач Четырехступенчатая, с передаточными числами на 1,2,3,4 передачах 3,6;2,28;1,7;1,3 соответственно

Электрооборудование

Система зажигания Батарейная

Напряжение, В 6

Аккумуляторная батарея 3МТ-12

Генератор Г-414

Реле-регулятор РР-302

Прерыватель-распределитель ПМ11А

Катушка зажигания Б201

Ходовая часть

Рама Трубчатая двойная закрытого типа

Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия

Подвеска заднего колеса Рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте

Ход переднего колеса, мм 140

Ход заднего колеса, мм 90

Размер шин, дюйм 3,75-19

Тормоза Колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе

Заправочные объемы

Топливный бак, л 20

Картер двигателя, л 2

Картер коробки передач, л 0,8

Картер главной передачи, л 0,13

Воздухоочиститель, л 0.2

Популярный в СССР тяжелый мотоцикл с коляской «Урал» М-63 пришел на смену Уралу М-62 и выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом с 1963 по 1971 годы.

Разработка новой модели была начата после принятия специальной комиссией решения об унификации мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов. Конструктивные различия этих мотоциклов, даже незначительные, препятствовали взаимозаменяемость отдельных узлов и деталей. В ходе выполнения этого решения, конструкторское бюро ИМЗ спроектировало мотоцикл М-63, основные узлы и агрегаты которого были взаимозаменяемы с узлами и агрегатами мотоцикла К-650.

В отличие от своих предшественников М-63 оснащался рамой с маятниковой подвеской заднего колеса. Новая система выпуска выхлопных газов позволила значительно снизить шум выхлопа. В остальном конструкция М-63 была типичной для отечественного тяжелого мотоцикла: оппозитный 2-х цилиндровый верхнеклапанный двигатель с рабочим объемом 649 см 3 , карданная передача к ведущему колесу.

Данная модель мотоцикла, оснащенная коляской, предполагала активную эксплуатацию в любых сельскохозяйственных целях и выдерживала нагрузку более 250 кг. Так же характеристики Урала позволяли использовать мотоцикл в качестве тягача для прицепного устройства. К преимуществам модели владельцы данных мотоциклов относили: мощный и надежный силовой агрегат; вместительный боковой прицеп с высокой грузоподъемностью; мягкая, простая в эксплуатации и ремонте подвеска; продуманная конструкцию осветительных элементов. К имеющимся недостаткам можно было отнести большой расход топлива, слабый для такого веса аккумулятор, сложность езды без коляски, жесткие сиденья. Не смотря на это, Урал являлся незаменимым помощником в селах и деревнях, а на дорогах Сибири М-63 остается распространенным транспортным средством до сих пор.

Техническая характеристика

Число мест 3
Габаритные размеры 2420х1640х1100
Колесная база 1450 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный
Рабочий объем 649 см 3
Мощность 32 л.с. при 5300 об/мин
Сухая масса 330 кг
Максимальная скорость 95 км/ч
Расход топлива 6 л/100 км

Стальной тяжеловес под названием «Урал М-63» считается одним из мощнейших периода. Подобная техника довольно «прожорлива», но обладает большой мощностью. Данное транспортное средство, оснащенное коляской, может активно использоваться для любых сельских целей.

Выпускалась указанная модель на с 1963 года по 1980-й. Данная модификация имеет ряд отличий от своих прародителей. Во-первых, модель оборудуется рамой с подвеской маятникового типа на заднем колесе. Во-вторых, она оснащена пружинами с гидравлическими амортизационными элементами в задней части, что потом пригодилось и на колясочном колесе. Также разработчиками был значительно расширен клиренс и внедрен новый тип обустройства выхлопного узла.

Общее описание

Мотоцикл «Урал М-63» имеет длину в 2,42 метра. При этом ширина транспортного средства составила 1,57 м. Высота байка -1,1 м. Сухая масса железного тяжелого коня, ни много, ни мало - 320 кг.

Рассматриваемая техника выдерживает более 250 килограммов груза без каких либо последствий. Рекомендованная скорость байка указана в пределах 100 км/ч. Силовая установка оснащена верхнеклапанной системой, рабочий объем - 650 кубических сантиметров. Размер цилиндров - 780 мм с умеренным показателем сжатия (6,2). Предельная мощность этого тяжеловеса с тремя колесами - 28 конских сил.

Коленчатый вал на мото «Урал М-63» при максимальных оборотах крутится со скоростью 5200 об./мин. Приличный расход топлива частично компенсировал вместительный бак для горючего на 22 л. Модификация оснащается шестивольтовой системой электроснабжения и карбюратором «К-301».

Особенности

«Урал М-63», характеристики которого позволяют эксплуатировать мотоцикл, как тягач для имеет привод как на заднее колесо, так и на коляску, что улучшает сцепление с дорожным покрытием.

При создании силового агрегата, особое внимание было направлено на разработку газораспределительной системы. Новаторские решения в итоге привели к усилению жесткости клапанного привода и понижению контактного напряжение путем увеличения габаритов шеек распредевала. Кроме того, мотор имеет еще один нюанс: переднее размещение шатунно-кривошипного механизма, в отличие от предшественника, что позволяет расширить уловители масла на девять миллиметров.

Размер мототехники схож с габаритами небольшого авто. Это затрудняет маневренность с прицепленной коляской на узких участках. Немаловажную роль играет и объемное багажное отделение, находящееся в задней части коляски. Там можно перевозить приличную кладь.

Показатели рассматриваемого транспортного средства делают его отличным помощником для сельской местности. Однако приобрести такой аппарат в рабочем состоянии довольно тяжело. На исправные модели, прошедшие реставрацию, цена стартует от 250 тысяч рублей.

Технические показатели

Мотоцикл «Урал М-63», технические характеристики которого приведены ниже, нельзя назвать экономичным транспортом, хотя во время копеечных цен на бензин его мощность была одной из лидирующих в своем классе.

Основные технические данные:

  • Габаритная длина/ширина/высота (мм) - 2420/1570/1100.
  • База по колесам (мм) - 1450.
  • Масса (кг) - 320.
  • Скоростной показатель по максимуму (км/ч) - 100.
  • Мощность (л.с.) - 21.
  • Объем бензобака (л) - 22.

Также рассматриваемая модель оснащается телескопической передней подвеской с амортизаторами на гидравлике двухстороннего действия. Задняя подвеска - рычажного типа на пружинных элементах. Тормоза мотоцикла - колодочные с фрикционными накладками. Сухое дисковое сцепление взаимодействует с карданной передачей.

Привет Мотобратья! В это посте я хочу рассказать вам о том, как я полюбил мото, и как покупал свой первый будущий кафе рейсер)

Кому интересно прошу под кат)
На улице весь день идет дождь, заняться нечем, поэтому я наконец решил написать свой первый пост)
Двухколесной техникой увлекаюсь с детства. Я никогда не мог оставаться безразличным к мотоциклу который просто стоял, проезжал мимо меня, или просто проносился где-то в дали, нарушая тишину своим мощным звуком. Началось все с велосипеда, затем продолжилось мопедами старшего двоюродного брата и после появления у брата первого мотоцикла и первой самостоятельной поездки я окончательно влюбился в мото)
Я давно мечтал о собственном мотоцикле, но мои родители были против, и вот когда год назад брат купил себе ИЖа и сделал из него кафер, я окончательно решил осуществить свою мечту. Близкие не разделяли мою любовь к мото потому что это опасно, и были против того, чтобы я покупал себе байк, но после долгих разговоров на мото тематику они смирились с тем, что я никогда не перестану любить мотоциклы и дали добро на то, чтобы я купил себе двухколесного друга)
Начались долгие поиски и выбор первого мотоцикла. Мне очень нравились классика, в том числе и кафе рейсеры, поэтому я искал подходящий мотик для переделки в кафер. Так как бюджет на покупку был очень скромным, то изначально я хотел себе ИЖ Юпитер 5. Перечитав и обзвонив много объявлений я так и не нашел подходящий мне вариант. Вскоре я начал поглядывать на оппозиты. Привлекали они меня тем, что они четырехтактные и не очень дорогие, но здравый смысл отгонял меня от этой мысли так как тяжелый оппозит как первый мот, на тот момент для 15 летнего, пятидесяти килограммового школьника это идиотизм. Поиски продолжались, и вскоре мой отец предложил мне один вариант. Он сказал мне, что ему предложили купить Днепр К-750 после капиталки двигателя всего за 700грн (1995руб). Он долго меня уговаривал, но я не соглашался, так как я хотел себе мотоцикл на котором смогу хоть теоретически ездить, но разузнав что такое легендарный Касик, я понял что это классика и восстановив его, я смогу продать его намного дороже. Позже удалось договориться о чудесной суме в 500грн(1425руб).
И вот я отдаю отцу заработанные и накопление мной деньги, и жду когда он вернется с документами уже от моего мота) И вот настал счастливый для меня момент, отец отдает в мои руки техпаспорт, я открываю его и оху... в техпаспорте написано Урал 2 М-63 1971. Просто отец не очень разбирался мотоциклах, и был уверен, что это Касик. Сказать, что я офигел, это ничего не сказать. Поначалу я был очень расстроен, но что сделано, то сделано. Я начал искать информацию про данный Урал. Как позже оказалось, это довольно таки редкий и относительно дорогой экземпляр, и я этому обрадовался.
Через месяц, наконец-то, моя Эмка стояла у меня во дворе) В этот же вечер я затащил ее в гараж и принялся разбирать. То как я затаскивал ее в гараж со стороны выглядело очень смешно. Мот был с коляской, колеса спущены, двигатель и коробка лежали в коляске, а въезд в гараж под небольшим уклоном и плюс ко всему в гараже был небольшой порог. Я выглядел словно муравей, который упрямо пытается утащить добычу намного больше его самого) После нескольких неудачных попыток закатить все вместе, я отдельно занес двигатель и прочее запчасти, и снова попытался поместить мот в гараж. Вскоре у меня, наконец-то, все получилось)
Вот таким он прибыл ко мне P.S. сори за качество фото, фотографировал на телефон и ночью.