Путешествия на автодоме. Как путешествовать по европе

Не успела я отойти от новогодних каникул, как подруга сделала мне заманчивое предложение: «Поехали на выходные в Суздаль? В караване!» Место назначения меня не смутило, но при чем тут верблюды? Какой караван в Москве, да еще зимой?

Но все оказалось гораздо интересней. Животные здесь действительно ни при чем, а караваном, как выяснилось, называют дом на колесах. В нем то мы и намеревались провести наш уикэнд.
В назначенное время мы подъехали в московский офис аренды тех самых караванов.

– В наших автомобилях можно и зимой и летом путешествовать, – пояснил нам доброжелательный молодой человек Аркадий. – Ты ни к кому и ни к чему не привязан. Передвигайся как вольный ветер.

Аркадий сопроводил нас до своей чудо-техники, провел инструктаж по ее пользованию, а затем обрадовал, сообщив, что будет нашим водителем на время путешествия. Ну что ж, отличное начало. Но разве может истинный караван состоять из одного верблюда? Их должно быть несколько… для компании. Вот мы и отправились до Суздаля небольшой компанией на трех машинах. При чем в таком виде отдыха все оказались новичками. Зато в Суздале нас ждали те, для кого вопрос, как и с кем проводить отпуск, давно не стоит. Истинные караванеры, с пробегом в тысячи километров по России и Европе, пригласили нас присоединиться к их компании. С ними мы должны были почувствовать весь кайф отдыха на колесах.

Честно говоря, я не первый раз путешествовала на автомобиле. Летом мы с сестрой проехали всю Прибалтику и Скандинавию на джипе. Но каждый раз у нас возникал вопрос ночлега: в автомобиле спать все-таки неудобно. Поэтому ночи мы проводили в отелях, что довольно накладно. А если ты путешествуешь в доме на колесах с полным комплектом удобств, то о ночлеге у тебя вообще голова не болит.

Наш караван был оснащен по максимуму: мягкая мебель, стол, спальные места для полноценного отдыха. Среди шкафчиков мы нашли холодильник, который тут же наполнили, посетив ближайший супермаркет. Так что вопрос с питанием для нас был решен. Горячий обед мы могли приготовить на газовой плите. На ходу жарить котлеты мы, конечно, не могли, а вот вскипятить электрочайник – запросто. Маши на оснащена розетками на 220 вольт. В автомобиле были даже душ и биотуалет. С запасом пресной воды, кондиционером и отоплением мы без остановок домчались до Суздаля.

На паркинге перед ГТК «Турцентр» стояло с десяток караванов. Хозяева автомобилей уже обосновались на новом месте. Те, у кого техника подготовлена для долгих зимних путешествий, реши ли ночевать в домах на колесах, ну а новички могли поселиться тут же, в гостинице. Мы не из робкого десятка, провести ночь в полевых условиях было даже интересно. Ну а пока дружный коллектив караванеров пригласил нас на экскурсию по городу.

– Познакомимся с достопримечательностями, а заодно и друг с другом, – предложил нам Андрей Артюхов, президент «Лиги караванеров».

Большой автобус едва вместил путешественников.

– Детей берем на колени, – скомандовал громкоголосый караванер Владимир. – А мужики могут и постоять.

Шумная и веселая компания двинулась знакомиться с величественными древностями. Ну а нас тут же взяли «в оборот».

– О новом варианте отдыха мы задумались с женой пару лет назад, – поведал нам Владимир. – У нас как раз родилась вторая дочка, и тут же встал вопрос, как отдыхать с новорожденной? Мы люди подвижные, но путешествие по путевкам с группой товарищей нас не прельщало. И тут знакомый рассказал нам о караванерах, которые арендуют дома на колесах и путешествуют в свое удовольствие. Мы прикинули, посчитали бюджет и тут же разработали маршрут до Крыма. Отпуск прошел на ура! Ехали куда хотели, останавливались где понравится. Встретили в дороге таких же путешественников-караванеров и соблазнились на покупку собственного дома на колесах. Ну а этим летом, как только начались природные катаклизмы в столице, мы с друзьями из «Лиги караванеров» сели в свои автомобили и отправились караваном в тур по Европе. Два месяца колесили. Объехали девять стран.

Путешествовать несколькими машинами всегда веселей. Но пока этот вид туризма в России не сильно развит. Нет достойных кемпингов для стоянок. Да и туриндустрия не занимается продвижением российских маршрутов. А ведь в нашей стране есть что посмотреть и что показать путешественнику.

Покатавшись по миру, караванеры узнали, что в маленькой Финляндии туризм в домах на колесах очень развит. Там и условия создают соответствующие: строятся кемпинги, площадки-стоянки, обеспеченные электричеством и водой. Потому-то в этой стране 120 тысяч караванеров, а в России всего около 200.

Об этом и о том, как сплотить ряды путешественников, караванеры говорили на конференции, которую провели в Суздале. Правда, конференция – очень громко сказано. Ребята не любят официоза, скорее это собрание клуба по интересам. Здесь, в кругу единомышленников, «Лига караванеров», «Белорусский клуб караванеров и автотуристов», «Клуб АвтоПутешественников» из Санкт-Петербурга выразили свои пожелания и предложения о дальнейшем развитии автотуризма в России, и в Суздале в частности. А присутствовавший на мероприятии коммерческий директор управляющей компании «Суздальский турцентр» Константин Малинкин поделился с караванерами приятной новостью. Уже этим летом в Суздале начнется строительство полноценного кемпинга европейского уровня, который будет находиться рядом с ГТК «Турцентр». «Лига караванеров» пообещала принять самое активное участие в вопросах проектирования этого кемпинга. В конце концов, это в интересах автопутешественников. Кроме Суздаля энтузиасты автотуризма договариваются о строительстве площадок для кемперов по всему Золотому кольцу.

Караванеры – особые люди. С ними можно идти в разведку. Они отдадут последнюю рубашку и всегда придут на выручку. В их «закромах» можно найти не только спички и иголки, там есть все от мангала до надувной лодки. Караванеры живут по каким-то неписаным законам взаимопомощи и уважения. А еще нас предупредили, что вечеринки у караванеров – мероприятия зажигательные в прямом смысле этого слова. В истине сказанного мы убедились буквально через час после конференции.

Белорусские ребята из группы «Пиво вдвоем» зажгли не по-детски на сцене ресторана, где караванеры продолжили общение. Из электробалалайки в руках у парня с чубом на голове буквально летели искры. Фейерверк, а не вечеринка получилась! Разошлись мы только под утро. Но спать долго не пришлось. Кстати, ночь в доме на колесах не хуже ночи в мотеле.

Утро у нас началось с плотного завтрака – не зря же мы затарили холодильник провиантом. А какой отдых без шашлыков? С утра наелся – день свободен! Но только не у караванеров. Андрей Артюхов уже организовал автобусы для поездки на суздальскую фабрику «Дымов керамика». Всего за 300 рублей все желающие получили мастер-класс по работе на гончарном круге и постарались не ударить в грязь лицом.

Как мы поняли из общения с караванерами, у них у всех руки растут «откуда надо». Один путешественник из белорусской делегации, например, собрал дом на колесах из «буханки». Так в народе называли микроавтобусы производства еще советского автопрома. А началось все с… пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, бывший инженер заскучал от безделья. Не зная чем себя занять, он вдруг решил стать путешественником. В гараже извлек всю начинку из старенькой «буханки». Жена негодовала, полагая, что муж сошел с ума. Целыми днями он что-то чертил, пилил, варил… Оказалось, все старания были не напрасны. Через несколько месяцев старый микроавтобус превратился в «хрущевку» на колесиках. Диванчики, складной стол, холодильник и в придачу портативная газовая плита. «Ну, мать, собирайся в дорогу. Едем путешествовать!» С тех пор они объехали пол-России. Завели кучу новых знакомых и примкнули к клубу караванеров.

Проведя отлично выходные, познакомившись с интересными людьми, мы с подругой тоже задумались: а не прокатиться ли нам еще куда-нибудь с этой компанией летом? Пока, правда, собственным домом на колесах не разжились… Но, в конце концов, его же можно просто арендовать!

ОВР СПРАВКА

Караван (трейлер, кемпер) – наиболее распространенное название дома на колесах. Представляет собой полностью оборудованное жилое помещение вместимостью от 2 до 7 человек. Цены на подержанный караван колеблются от 6000 до 60 000 евро.

Караванинг – это не просто путешествие или проживание в прицепе на колесах, это особый образ жизни. Автомобильные карты Европы густо покрыты значками караван-парков – специально обустроенных на природе стоянок для караванов.

Есть среди путешественников и уникальные личности. Питерские караванеры переделали свой джип, приспособив его под ограниченные возможности супруга. Это для новых членов коллектива он герой, а его машина – чудо техники. А на Западе парализованные люди могут передвигаться не только на «инвалидках», но и на самых новых авто.

Все машины, сдаваемые в аренду, могут управляться водителями с правами категории В. Водительский стаж – не менее 2 лет. Если в вашей компании нет водителя, вы можете воспользоваться услугами компании. Оплата посуточная. Водитель поможет вам проложить маршрут путешествия, определить место стоянок, ведь по правилам автомобиль не может проезжать более 400 км в сутки. Да и зачем такие гонки? Путешествие должно быть в удовольствие!

Это же было моей мечтой, путешествие в доме на колёсах! Очень популярная штука в Америке и Европе, но совсем не развитая у нас. Теперь я знаю, почему.

Даже не пытайтесь повторить это сами. Намучаетесь.

1 Автодом, кемпер, яхта на колёсах - как только не называют эти машины. Должно быть, невероятно удобная штука для путешественников, вроде меня. Едешь, смотришь вокруг, и возишь всё с собой. Влезет любой багаж. Можно путешествовать всей семьёй. Не нужно искать ночлег, и тратить на него деньги. В реальности, подводных камней очень много.

2 В маленькой комнатке помещается целая квартира: гостиная, со столом и диваном, кухня, санузел, несколько спален. Первый минус обнаружился сразу: не было кондиционера. А окна открываются наружу, на ходу делать это запрещено, и с люками то же самое. Может быть, это недостаток конкретной модели кемпера, я не знаю.

3 Мини-кухня: холодильник, газовая плита и раковина. Очень много полочек, в которые влезает абсолютно вся необходимая утварь. Вон там, сзади, за занавесками, две спальные полки. Сфотографировать не смог, слишком тесно. Но это полноценная одноместная кровать.

4 Туалет с душем. Всегда горячая вода, слив, кра-со-та! Да это же мечта!

5 Да, мечта. Когда есть инфраструктура по пути. Все ресурсы этого микромира на колёсах жёстко ограничены, и путешествие может превратиться в кошмар, если вы не будете вовремя пополнять запасы и сливать отходы. Всё, как у яхты: нужно швартоваться в маринах, подключаться к электричеству, набирать воду…

6 Дороги. Вот это, пожалуй, самая большая проблема. Кемпер едет не быстро, для него “крейсерские" 100 км/ч - предел, машина очень валкая. И хочется ехать, раз уж не быстро, то с комфортом.

7 Забудьте, мы в России. Если на легковушке небольшие кочки ещё “проглатываются” подвеской и задницей, в доме на колёсах всё ещё как чувствуется. А в пассажирском отсеке даже нет ремней безопасности, не предусмотрены: там же удобные диваны!

8 Не просто хреновый асфальт, а так ещё периодически большой трафик из грузовиков: скорость падает ещё больше, приходится плестись за ними.

9 А обгоны на такой машине - вещь и опасная, и неудобная. Другое дело, когда ты встал где-нибудь в Америке на трассу, и пилишь себе с постоянной скоростью.

10 Что же делать с естественными потребностями автодома? С горем пополам, можно пользоваться автомойками, но он банально не на каждую влезет по высоте! И не каждый хозяин согласится принять.

11 Как хорошо на специальных стоянках: в один разъём розетку, в другой - шланг с водой. У нас такого, конечно, нет. Даже на стоянках дальнобойщиков.

12 Сливать водичку тоже лучше на мойке. Это и использованная вода с кухни, и туалет. Всё давно разложилось и очистилось, стоит специальная система.

13 А пополнять запасы воды приходилось таким “колхозным” способом.

14 Наконец, где ночевать? Да, в России можно припарковаться хоть во дворе многоэтажки, чтобы поспать, но это не лучшая идея. Есть ещё вопрос безопасности. Разумный выход, становиться на ночь возле платных автостоянок. Хотя за городом, на природе, встать лагерем намного приятнее.

15 Все эти факторы делают путешествие по России в доме на колёсах медленным, не очень комфортным и безопасным. Я бы сказал, что они теряют смысл. А вот где-нибудь в Австралии я бы так покатался.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите

Как планируется и осуществляется традиционное путешествие, например, в Европу? Все по накатанной схеме - планирование, оформление документов, покупка билетов, бронь отеля, вылет, заселение. Это стандартный путь путешественника-новичка. Туристы, уже набравшие опыта в поездках, постепенно начинают искать варианты, как сэкономить или сделать поездку более красочной. Все меньше опытные путешественники обращаются в туристические агентства, выбирают дешевые виды транспорта, отказываются от дополнительных услуг. Но активный туризм "дикарём" весьма специфичен - нужно обязательно найти приличную гостиницу, где-то поесть и отдохнуть. Но не всякая еда и временный ночлег вызывают доверие и могут быть безопасными.

Решив, что "дикие" путешествия все-таки рискованны, мы решили поискать другие варианты, но при этом сохранить романтику самостоятельных поездок. Решение было найдено быстро - аренда автодома . Для Европы это идеальный вариант. Благодаря этому передвижному дому, мы могли бы хоть каждый день оказываться в новом европейском государстве, не думая где помыться и зарядить смартфон, приготовить еду и выспаться. Автодом освобождает от многих бытовых заморочек.

Аренда автодома

В Европе с арендой нам помогла компания Polarus . Воспользоваться их услугой было очень удобно, есть русскоязычный сайт, номер телефона, где мы поговорили с консультантом тоже по-русски. Заявку можно заполнить прямо на сайте в электронной форме. Можно также выбрать удобный маршрут, зарезервировать кемпер дистанционно. Все это очень удобно.

Преимущества автодома

Первое, что нам понравилось - это значительная экономия личного времени. Отпуск мучительно короток и не хочется тратить время на налаживание быта. Здесь нам даже не нужно останавливаться на ночевку - просто ехали, не останавливаясь, из одного города в другой по заданному маршруту.

Второе важное преимущество - безусловный комфорт. Проехали не одну тысячу километров и даже не заметили. Особенно, если сравнивать с поездкой на легковом автомобиле, доверху забитом людьми. Автодом напрокат легко вместит в себя весь сплоченный коллектив путешественников - можно запросто усесться на диванах и заниматься своими делами.

Гастрономические радости в кемпере - это отдельная история. Там есть все, что может потребоваться для готовки - посуда, стол, ящики для хранения, холодильник, конфорки. Мы с удовольствием готовили по нескольку раз в день, а продукты покупали в супермаркетах. Все это обходилось в разы дешевле, чем вынужденное питание в общественных местах в прежних наших путешествиях.Туалет и душ здесь имеют свои ограничения по объему воды, но для путешествий это вполне нормально и приемлемо.

Путешествие в автодоме имеет свои недостатки, особенно для тех, кто не любит активный отдых и привыкли к повышенному комфорту. Но весомая доля дорожной романтики все эти минусы превращает в плюсы. Да и значительная экономия на отелях, ресторанной еде и освобождение собственного времени - немаловажные детали, открыто призывающие сделать выбор в пользу путешествий в автодоме.

В прошлом году мой муж во время путешествия по Нормандии, глядя на череду машинок-караванов, задумчиво произнес «вот было бы интересно попробовать, как это». Поэтому когда приблизился его день рождения, над подарком я долго не размышляла. Решила, что мы обязательно должны попробовать, как это – путешествовать на мотодоме. Тем более, что по Европе, где мы бываем каждый месяц, их ездит огромное количество. Уехать сразу после его дня рождения у нас не получилось – на этот год свободные машины были только с сентября (при том, что бронировала я ее в начале марта). 7 сентября мы в составе – я, мой муж, наша четырехмесячная дочь Лиза и наш фотограф Дима высадились в Варшаве, чтобы за 11 дней проехать небольшое по нашим меркам расстояние до Люберона через Швейцарию и обратно. По пути мы забрали с собой еще и тетю, которая переезжала с нами, а ночевала все-таки в отеле. Оговорюсь сразу, маршрут мы существенно поменяли уже на 2й день. А в остальном – это было одним их самых захватывающих приключений в моей жизни. И одно из самых сложныхКак и где арендовать?

Первые дни путешествия по отзывам в ФБ и Инстаграме показали, что мы исполнили какую-то недосягаемую мечту многих украинских пар. Хотя в Европе отпуск на автодоме – абсолютно типичное времяпрепровождение. И на любой трассе вы встретите множество машин-улиток или автобусов, везущих с собой маленький дом.

Если вам не достался прицеп или автодом в наследство, то его всегда можно арендовать. В гугл достаточно много предложений по ключевым словам motohome, autohome. Изначально я хотела арендовать машину на местном Норвежском сайте и, соответственно, проехаться по Норвегии в августе, но они 4 раза вручную присылали мне отказ по датам, и в отчаянии я случайно нашла одну из самых известных компаний McRent , которая работает по франчайзингу по всей Европе. Машину можно забрать в любом крупном городе, что очень удобно. Стоит это чуть дороже, чем у местных операторов, но есть одно отличие – если вы вдруг поломаетесь за 1000 км от пункта аренды, маленькая компания вам точно не пришлет замену, тогда как крупный игрок это сделает в течение суток.

Стоимость аренды существенно зависит от величины рентовой компании и сезона. В несезон (с октября по конец апреля) цены стартуют от 60 евро за машину с минимальной комплектацией. В сезон автодом среднего размера будет стоить 130 евро. Хотя некоторые люксовые модели обойдутся до 300 евро/сутки. Аренда начинается от 11 дней, в некоторых компаниях – от 14. Меньше не получится. При получении машины с вас возьмут залог 1200 евро, которые заблокируют на карте (наличные не принимаются) и вернут в течение трех дней после сдачи авто, если с ним все будет в порядке.

Для управления вам понадобятся права категории В, стаж вождения не менее 3-х лет и паспортный возраст – от 25 лет. Мы втроем претендовали на то, чтобы управлять этим «самоваром», как мы ласково прозвали его в поездке, но по факту рулил только муж, потому что дело это оказалось нелегким. «В принципе, ты едешь на грузовике и отвлечься нельзя, потому что им все время нужно управлять. Это тебе не легковушка», — говорил Андрей всю дорогу.

Я выбрала машину Compact Plus Group, построенную на основе шасси Фиат Дукато. Дизель 2.3, весом 3499 кг (чтобы подошла для прав категории В). Расход по ровным европейским дорогам у такой машины 11-13 литров, правда, не пугайтесь, если во время поднятия на гору приборы покажут расход до 45 литров.

Парковки и кемпинги.

Вся прелесть такого путешествия прежде всего в том, что ты можешь останавливаться в самых красивых местах, в том числе там, где отелям строиться не разрешили. Например, с австрийского озера Wolfgangsee я просто отказывалась уезжать, потому что жили мы в двух метрах от этого самого озера и местные лебеди приходили к нам клянчить кусочки круассана. С другой стороны – первую ночь мы провели на специально отведенном паркинге около АЗС, и к счастью, к нам никто не ломился в дверь, а утром было прикольно прийти в тапочках на АЗС за кофе. Это, кстати, подтвердило мою догадку — в караване можно ночевать в любом охраняемом месте, если вдруг устал и не можешь дальше ехать. Хотя мыться в местном душе я бы чаще двух раз за поездку не стала – уж больно тесно.

Парковом и кемпингом в Европе более чем достаточно, если не сказать «на каждом шагу». Есть шикарные 5-звездочные с ресторанами, бассейнами, мини-аквапарками, есть попроще – окультуренная стоянка. В принципе, мы рассчитывали на несколько конкретных мест в Австрии, которые заприметили еще в прошлой поездке, и на удачу – забить в гугле поиск ближайшего кемпинга, как только устанем. Что мы не предусмотрели, так это то, что сентябрь в Европе для такого вида туризма – High season, и места на лучших стоянках нужно бронировать заранее. Например, в той же Австрии первая линия уже забронирована на все следующее лето. «Позвоните мне в декабре, возможно, у кого-то из ребят поменяются планы и я найду вам место», — сказала девочка на ресепшине в одном из кемпингом недалеко от Зальцбурга.

Можно приобрести карточку клуба кемпингистов ACSI , она дает скидку на парковки до 50%, кроме того, у клуба – отличное мобильное приложение с картой кемпингов по всей Европе. Стоит 25 евро. Говорят, что реально экономит деньги, но мы о ней узнали ближе к концу поездки, так что воспользоваться не получилось.

Кемпинг – это такая закрытая оборудованная площадка, где чаще всего есть несколько домиков (в них охотнее всего ночуют байкеры), парковочные места для мотодомов, места для палаток. Некоторые кемпинги принимают только автодома без прицепов и максимум до 9 метров в длину, и не селят мотоциклистов или туристов. Мы останавливались в таком на Гарде, и я была дико разочарована этой жизнью пусть и на комфортной, но парковке.

В кемпинге обязательно будет подключение к электричеству, воде, находится кран с питьевой водой, есть слив воды (которую вы использовали для душа и мытья посуды), и контейнера-туалета. Собственно, ради этого он и строится. На территории обязательно будет душ, туалет, wi-fi и, если повезет, кухонька.

С душем везде по-разному: где-то он безлимитный, а где-то надо нести с собой 0,5-1 евро и укладывать свое мытье в 4 минуты. Что вам сказать? Осознание, что в сутки на «помыться» может уйти 60 гривен, внесла поправки в гигиенические нормы нашего фотографа.

Стоимость стоянки очень разная. Средняя цена – 15-20 евро в сутки. Но мы ни разу два раза не заплатили одинаково. В Чехии это была фиксированная плата в 12 евро на трех человек с безлимитным пользованием душем и кухней. Это был обычный незамысловатый кемпинг с кучей байкеров и детей. В Австрии на озере Wolfgangsee 11 евро в сутки стоила парковка, 7 евро за каждого человека, и дополнительно – плата за электричество по счетчику. За двое суток мы заплатили больше 65 евро. В Италии мы отдали за парковку 18 евро, но отдельно оплачивали каждое движение кроме похода в туалет. В Германии был самый живописный кемпинг с улочками, цветами и огромной детской площадкой прямо на берегу. Стоило это 39 евро/сутки, из которых 7,5 – это 3 подключения к интернету, 8 евро за третьего взрослого, остальное – парковка каравана с двумя пассажирами. Отдельно платили за душ. В этом кемпинге люди останавливались и жили подолгу, а не как мы – 2е суток, чтобы посмотреть на звезды.

И как в нем жить?

Честно говоря, меньше всего я ожидала, что жизнь в караванере будет такой комфортной. Более того, меня все пожалели, что я так себя ущемляла.

Любая машина такого типа, независимо от размера и уровня, укомплектована кроватями с удобными матрасами (не во всех отечественных отелях есть такой комфорт), газовой плитой, мойкой, холодильником, туалетом, душем, раковиной, двумя газовыми баллонами и баком на 150 литров воды. Кондиционер рассчитан только на переднюю часть машины, сзади – только отопление. Даже при нулевой температуре ночью было нехолодно. Кроме того, система лампочек-розеток, удобно расположенных шкафчиков и всевозможных «нычек» делает стоянки и поездки очень удобными. Минуса два – все-таки тесновато. И если постоянно переезжать, как мы, все приходится паковать и прятать. Потому что любая чашка, оставленная на столике, при торможении будет летать по всему салону. Любая неспрятанная детская игрушка окажется у вас на торпеде. Абсолютно все нужно прятать и закреплять.

Несмотря на то, что мы в машине готовили ужины, включали отопление, мыли посуду и пару раз принимали душ (но в основном пользовались им в кемпингах), воду мы доливали один раз, а газ не использовали даже с одного баллона.

Больше всего меня поразил контейнер туалета, который сконструирован таким образом, что даже самый неуклюжий владелец машины при его чистке не имеет возможности обляпаться. А синяя таблетка, заброшенная в чистый контейнер, полностью убивает любой запах.

До поездки я немного изучала вопросы, связанные с путешествием в автодоме, и мы приехали уже подготовленные: взяли с собой постель и белье, полотенца, посуду на троих, кухонную утварь и даже маленький электрочайник. В IKEA купили раскладные стулья, чтобы завтракать на улице. Правда, ни разу так и не воспользовались по прямому назначению, потому что все время догоняли дождь. В принципе, все это можно арендовать, если вдруг забыли, но комплект белья или посуды обойдется в 60-80 евро, так что дешевле заехать в IКEA. Я лично везла все с собой, правда, в таком состоянии, что было не жалко выкинуть после поездки. Назад забрала только любимое одеяло. И то зря, все равно купила домой новое.

В чем же прелесть?

Надо понимать, что такое путешествие – не лучше и не хуже, не дешевле и не дороже обычного путешествия. Оно просто другое. Мой друг, почитав посты и послушав мой рассказ, сказал: «За 200 евро в сутки ты будешь жить в отличном отеле на Лазурке». И он действительно прав. На автодоме точно нет смысла ехать, если вы планируете проехать за 10 дней больше 2500 тысяч километров, посмотреть большие туристические города и много гулять по достопримечательностям.

С другой стороны, если вам хочется быть поближе к природе, вам нравятся живописные озера и горы, вы мечтали припарковаться на скале с видом на море и с утра увидеть «вот это вот все», вы не против готовить себе сами и мыть посуду по графику, вас не смущает, что лежа на кровати вы без особых усилий выключаете свет в ванной – то пробуйте! Еще опытные путешественники не боятся останавливаться в необорудованных местах. Но тут важно не забыть подпорки под колеса, чтобы утром случайно не обнаружить себя, например, в озере вместе с машиной.

Лично для меня самый жирный плюс такой поездки – останавливаться в живописных местах, где на береговой линии нет ни одного отеля. Красота природы и возможность ночью понаблюдать за звездами – самый главный бонус такой поездки.

Из внезапно обнаруженных плюсов – обычно в кемпингах останавливаются ребята из разных стран, и вечернее пиво в местном баре – отличная возможность социализироваться и посмеяться не только над своими, но и над чужими приключениями. Ну и вообще: международная тусовка безумных, таких же как и ты, как вы понимаете, бесценна!

Из того, что отметила для себя, средний возраст путешественников – 50+. Молодежь до 30 редко пользуется автодомами. Вторая группа – родители с детьми-младшими школьниками. Хотя, может, мы просто были не в сезон. И еще – почти в каждой машине всегда была собака. Как в этом английском анекдоте: «А если у человека 3 собаки, значит ли это, что он маньяк? Нет, маньяк – это человек, у которого нет собаки».

Вообще-то, лично мне это очень похоже на поездку в детстве с папой в Крым с палатками. Те же принципы общего существования, компактная упаковка вещей, закупка продуктов. Только сейчас это более цивилизовано и удобно. Особенно, конечно, удобна система ящиков и хранения. Буквально все можно разложить по местам и ничто не будет мешать.

Не знаю, откажусь ли я в ближайшем будущем от пятизвездочных отелей с белыми простынями с пользу такого отдыха. Но мы с Андреем уже договорились, что когда Лизе будет 6-8 лет, мы обязательно арендуем караван снова. Потому что это незабываемое приключение в домике!

Лайфхаки для начинающих от нашей семьи.

То, что мы не знали, но поняли в результате нашего первого путешествия:


Бюджет

Итак, стоимость нашей поездки:

120 евро/сутки – автодом, что потянуло на 1320 евро. Помним, что еще 1200 евро надо оставить заблокированными в качестве залога.

Марки для дорог Чехии и Австрии и оплата автобанов Италии – около 80 евро.

Мы проехали от Варшавы через Чехию, Австрию и Венецию до Гарды, на обратном пути заехали на озеро под Мюнхеном и вернусь через Дрезден в Варшаву. Итого мы выкатали почти 5 полных баков дизеля – это коло 400 евро.

Парковки в среднем нам обошлись в 35 евро/сутки – это со всеми доп.костами на интернет и 3го человека. Можно находить и за 15.

Еда – по вашему усмотрению и аппетиту. Мы готовили раза 4, завтракали почти всегда «дома», остальное время питалий в ауте. Маленький чайник и прихваченный кофе из дома очень пригодились. Но в среднем уходило около 100 евро в день, все-таки в небольших, пусть и туристических местах, цены не космические. Хотя, ужины в мишленовских ресторанах никто не отменял.

Также мы заплатили штраф компании за треснувший бампер и плохую уборку – около 320 евро.

На автодоме по Украине

В Украине такой вид отдыха пока не очень популярен. Но судя по отзывам в FB и Инстаграме, очень многие мои друзья хотели бы попробовать.

Арендовать машину внутри страны, не исключено, что возможно. Более того, у нас есть свой производитель прицепов (они с кухонькой, но без туалета), с ним можно ездить на рыбалку. Но пользоваться хорошим автодомом в полную силу не сможете – проблема даже не в дорогах, у нас нет парковок. И даже если слить контейнер с отходами или опустошить отсек с водой вы сумеете негуманным для окружающей среды способом, то подключится на ночь к электричеству, а также залить воду – точно нет. Да и охранять вас никто даже в самом живописном месте не будет.

Поэтому если вы встретите где-то на дороге караван на европейских номерах – знайте, он сюда заехал как машина. Его жители в Украине ночуют в отелях.

Фото Дмитрий Вакулка

Ну вот наконец я и разобрал все фотографии из поездки в США, теперь буду постепенно их выкладывать сюда. А первым делом я решил написать о том, в каком формате проходило наше путешествие. Это было не просто путешествие, а путешествие в настоящем американском стиле, путешествие в доме на колесах.

В русскоязычном интернете практически отсутствует какая-либо информация, касающаяся путешествий за границей (в частности в США) на автодомах. Попробую хоть немного восполнить этот пробел, основываясь на собственном опыте. Возможно этот пост станет для кого-то полезным с практической точки зрения. В начале 2014 года, когда мы забронировали автодом для путешествия по США, стало ясно, что все особенности этой поездки придется познавать на собственном опыте. Итак, что же собой представляет путешествие на автодоме.

Сделаю небольшое уточнение. Мы путешествовали именно в доме на колесах, а не на трейлере. Чем они отличаются в общем понятно из названия. Автодом или RV (recreation vehicle) — это автономное транспортное средство на базе серийного автомобиля или автобуса. Трейлер — это прицеп, в США их обычно таскают с помощью пикапов.

У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Плюс дома на колесах в том, что водитель и пассажиры находятся в едином пространстве, тогда как при буксировке трейлера водитель находится в машине. Более того, я не уверен, можно ли при буксировке трейлера в нем находиться пассажирам по законам США. А преимущество трейлера состоит в том, что его можно поставить на стоянке и уже по местным достопримечательностям и по городу ездить на машине, не испытывая проблем с парковкой.

Еще хочу развеять миф о том, что путешествие в доме на колесах может быть дешевле, чем классическое путешествие с перелетами и отелями. Некоторые думают, что можно существенно сэкономить, так как нет необходимости платить за транспорт, так как по желанию можно поехать в любую точку страны, не надо платить за отели, можно встать, где захочется и переночевать, а также дешевле обойдется питание, так как нет необходимости посещать кафе и рестораны, ведь все можно приготовить в машине. Поверьте, это не так, точнее не совсем так.

Да, билеты на самолет покупать не нужно, но надо сначала заплатить за аренду автодома, за его страховку и всю дорогу его заправлять. А бензина он будет жрать очень много, так как двигатель в домах на колесах, как правило, совсем не маленького объема. Еще раз уточню, что я говорю про США. В Европе и Австралии, где также развит такой тип путешествий, машины другие.

Ночевать где захочется не получится. Не получится по двум причинам, во-первых просто так на ночевку где-попало в США останавливаться нельзя, во-вторых для комфортного существования нужна вода, а также место в сливных баках. Нам в поездке этого хватало на два дня, то есть по сути мы могли только одну ночь переночевать вне специализированной парковки (RV park), а на следующий день она нам была необходима. А за парковку надо платить, в среднем 40 — 50 долларов в сутки.

Вот что касается питания, то здесь конечно можно сэкономить. В машине есть холодильник, который можно забить продуктами из Walmart и готовить самим, не посещая рестораны и кафе. Но в какой-то момент вам это надоест и захочется зайти в какую-нибудь бургерную или поесть морепродуктов, да просто сменить обстановку. В общем в этом плане все индивидуально. Но арендная плата, плата за парковки и самое главное бензин сведут на нет всю эту экономию.

Я не переубеждаю тех, кто решил путешествовать в доме на колесах, ведь положительные эмоции бесценны, а их я вас уверяю будет очень много. Путешествие на RV очень интересно и увлекательно, это стоит обязательно попробовать.

Итак, расскажу про основные особенности такого путешествия. Дальше будут фотографии, много текста читать не всем хочется.

Устройство дома на колесах

Об устройстве RV я расскажу на примере модели Minnie Winnie 25B которую производит компания Winnebago. Машину мы брали совершенно новую, непосредственно на территории завода где их производят.

Этот Минни Винни сделан на базе Ford E350 (двигатель V10, объем 6.8 литра, 305 лошадиных сил), бензин он жрал соответственно объему двигателя.

Там же на территории завода мы заправили полный бак воды.

В автодом можно попасть как через входную дверь самого дома, так и через привычную автомобильную дверь.

Коробка естественно автоматическая, есть минимальный набор опций в виде автомобильного кондиционера, нескольких розеток, музыки и камеры заднего вида (очень полезная в такой машине вещь).

Заходим внутрь. Слева холодильник, двуспальная кровать и вход в сан-узел.

Холодильник работает в автономном режиме на газе, а при подключении электрокабеля на стоянке переходит автоматически в электро режим. Холодит отлично даже на среднем уровне.

Вот само спальное место. Постельные принадлежности выдаются на двоих человек, так что если пассажиров больше, то придется докупить. Благо в Walmart это стоит копейки.

Рядом туалет и душевая кабина. Непосредственно в унитаз заливается баночка химиката, которая все там разлагает и уничтожает запах. Нам на две недели пути хватило 3 баночки. Их можно купить непосредственно в месте аренды автодома или в Walmart.

В машине также есть горячая вода, которая подогревается в водонагревателе объемом 23 литра. Водонагреватель газовый, электричество не требуется! Я везде дальше буду указывать в привычных нам литрах, а не в галлонах. Холодной воды заправляется в машину 151 литр.

Использованная вода из душа и раковины называется «серая вода» и сливается в емкость Gray water объемом 102 литра, из унитаза «черная вода» попадает в емкость Black water объемом 87 литров.

Также необходима специальная туалетная бумага (на ней имеется маркировка RV), ее также можно купить в месте аренды или магазине. Мы купили сразу, когда брали машину, чтобы не искать.

Помимо основного спального месте есть еще два места над кабиной, также можно разложить диван, получится еще два места, также можно опустить стол и получится еще два места. В общем со спальными местами проблем нет.

В автодоме установлена газовая плита, мойка, раковина. Над плитой есть вытяжка, выше стоит микроволновая печь.

Все как дома, полноценная кухня. Комлпект всей необходимой кухонной утвари от чайной ложки до кувшина для кофе предоставляется в комплекте. Есть сковороды, кастрюли, чашки, стаканы и т.д.

Газовый баллон в выдаваемой машине всегда полный, его объем в нашем случае был 68 литров. За две недели мы его сожгли весь! На газе работает холодильник, водонагреватель, отопительная система в доме и генератор. Да, климатическая система в доме своя, автомобильную включать нет необходимости. Но для работы кондиционера необходимо электричество, поэтому работает он только при подключенном электрокабеле или при работающем генераторе. Также без электричества не работает телевизор, микроволновая печь и розетки на 110В в салоне.

Есть генератор, который работает на газе, имеет свою систему выхлопа. У генератора есть минусы: час его работы стоит 3 доллара и на парковках включать его можно только в определенное время. Если есть электрокабель, то проблем нет конечно.

Возле раковины установлена специальная панель, на которой можно проверить уровни воды, стоков, газа, заряда аккумуляторов, также на панели расположена кнопка запуска генератора.

На крыше есть раскладывающаяся из салона антенна, можно смотреть телевизор если нет кабельного ТВ. Да да, на парковках есть еще помимо всего прочего и кабельное ТВ!

Ну а это входная дверь и огнетушитель. Также есть в машине противопожарная сигнализация, реагирующая на задымление. Срабатывала иногда у нас даже при жарке стейков.

Вот так утроен дом на колесах среднего размера Minnie Winnie 25B.

Стоянки (RV parks)

Как я уже сказал, полностью автономно путешествовать на автодоме не получится, минимум надо где-то сливать серую и черную воду, а также заправлять чистую. У нас бы это не считалось проблемой, все бы сливалось на обочину или ближайшую канализацию. В США за это ждет большой штраф. В процессе подготовки к поездке я читал, что серую воду в некоторых штатах можно слить в канализацию, по факту же оказалось, что это невозможно. Везде встречались предупреждения, что слив грязной воды строго запрещен.

Для заправки чистой воды и слива грязной необходимо останавливаться на специализированных стоянках, RV парках. Там можно за небольшую плату просто воспользоваться краном с водой и канализацией, либо остановиться на ночь. На мой взгляд второй вариант предпочтительнее, так как вы не просто получаете кран с водой и канализацию, но также в хорошем парке у вас рядом с машиной будет стоять стол, над которым можно раскрыть навес, мангал. Также к машине подключается электричество, аккумуляторы заряжаются, работает ТВ, микроволновка. Полный набор (вода, слив, электричество) называется full hookups. Мы оперировали выражением «захукапсить машину». Более того, в парках есть чистые стационарные туалеты, души, прачечные, бесплатный Wi Fi, в некоторых есть бассейны, детские площадки.

Количество RV парков на территории США просто огромно, их не надо искать, вы можете просто ехать, они сами будут попадаться на пути. Ну для примера, мы едем вечером, пора останавливаться, я в навигаторе набираю «RV park», выдается 4 штуки в радиусе 30 миль, мы едем и останавливаемся в том, которого вообще не было на карте. То есть реально их еще больше.

Самыми качественными RV парками мне показались парки сети KOA. Вот один из них, наш самый первый RV парк.

У каждой машины здесь своя площадка.

А так выглядит подключение. Канализация, вода и электричество, то есть full hookups, ТВ кабель подключать не стали.

Слив серой и черной воды.

Чистая вода. У машины два гнезда для шланга с чистой водой, гнездо «city fill» используется на стоянке для подключения проточной воды, для наполнения бака «в дорогу» используется другое гнездо, которое расположено с другой стороны. Еще одна особенность, о которой я не упомянул. При минусовой температуре путешествовать на доме на колесах будет проблематично, вода то замерзнет. Мы хоть и ездили по заснеженным лесам, температура в местах стоянок все равно была выше 0. Но вот однажды ночью было -5 градусов, утром вода из крана не потекла, я подумал что все, бак перемерз и теперь придется ждать, пока он оттает, но оказалось что замерзла вода в шланге, полил кипятком из чайника и вода пошла. Также и канализация замерзнет, у нас замерзли задвижки, мы все слили и не пользовались водой пару часов, пока они не оттаяли.

Все шланги и кабель возятся с собой, внизу машины есть специальные ниши, а «говношланг» убирается в задний бампер. Все размеры и диаметры стандартные.

Территория RV парка KOA.

Прачечная. Кстати прачечная очень удобная. Сначала вещи стираются в стиральных машинах, а потом перекладываешь в сушильный барабан и там они сушатся. При это гладить их потом не надо, они совсем не мятые. Для использования стиральных машин и сушильных барабанов нужны 25 центовые монеты. Стирка и сушка стоят по 4 — 6 монет. Очень советую иметь запас таких монет, так как разменные аппараты есть далеко не везде, а вечером в парке из персонала никого не будет, там не принято всю ночь дежурить администратору.

Вечно голодные белки, которые шарятся рядом в поисках еды.

Но не все RV парки так выглядят. Есть вот такие например:

Это в районе национального парка «Арки». Там тоже был full hookups.

Вот еще один RV парк, также с полным набором. Там даже был бассейн, но мы не купались, поздно приехали.

Парковка в Малибу через дорогу от океана. Также full hookups.

А вот в лесах национальных парков с парковками сложнее. Во первых их надо бронировать сильно заранее, во вторых там может быть только вода, а может не быть даже воды. Точнее вода есть в душевых и туалетах, в уличных умывальниках, но не для подключения к автодому. В такие места следует приезжать с полным баком воды и слитым говном. Бронировать такие парковки надо в тот день, когда открывается бронирование, в этот день все места и разбираются, а просто так там встать практически невозможно. Хотя нам повезло в Йелоустоуне, были места, а вот на въезде в Йосемите мест не было. И никакие уговоры, подмигивания и подмаргивания не помогут, рейнджеры непреклонны — мест нет. Хотя они всегда помогут найти выход из положения, дадут карту, полезные советы, подскажут где можно переночевать.

Недостаток RV комфорта в таких местах полностью компенсируется природной красотой. Вот например парковка в Йеллоустоуне, в районе Мамота.

По территории ходят олени, никого не боятся, а вокруг все зеленое и красивое.

Рядом валяются бизоны.

В этом парке также была вода для заправки.

А вот парк в Йосемите. Там не было воды для заправки, да и в общем в душевых и туалетах было далеко не чисто. Видимо это очень старый лагерь. Но вокруг красивый секвойный лес, красота. Машину поставили на камень, чтобы не стояла под наклоном.

А это просто остановка в лесу на асфальтированной площадке, когда мы приехали в лагерь, где все занято, рейнджер подсказал, где можно легально и бесплатно переночевать. Среди леса на возвышенности есть асфальтированная площадка, которая используется, внимание, для игры в снежки!!! Там и знак есть — «место для игры в снежки».

Питание

Дом на колесах в этом плане удобен тем, что это именно дом со всем необходимым. Можно покупать еду в супермаркетах и готовить хоть салаты, хоть борщ.

Цены на продукты в Walmart доступные, то есть ниже, чем у нас.

Особенно мы налегали конечно на мясо, говядина там изумительная!

Макароны тоже не забывали. Паста с пармсокой ветчиной и соусом песто например.

Причем готовить не обязательно на сковороде, на парковках есть мангалы. Надо только купить уголь и розжиг.

Ну и классические завтраки с яйцами и беконом.

Главное не забыть взять попить, чтобы жажда вечером не мучила.

Особенности передвижения

Дороги в США это именно дороги, а не направления, поэтому ездить по ним одно удовольствие. Причем совершенно не важно, это интерстейт или сельская дорога. Там нет ям, колдобин и выбоин. Такого качества дорог, какие там закрывают на ремонт в связи с непригодностью для движения, у нас в Саратовской области даже близко нет. По личным ощущениям, проехать там 700 километров для меня как у нас 200. Практически все ездят по правилам, никто не подрезает, не сигналит, не лезет из ряда в ряд. Вместе с этим, полиции на дороге практически нет, тем более никто не стоит с «палочкой», нет КП. Мы проехали на новой машине без номеров больше 6000 километров, на ни разу никто не остановил!!!

Заправок много, цены в пределах штата приблизительно везде одинаковые, а вот от штата к штату могут существенно отличаться, в Калифорнии был самый дорогой бензин. Заправляться просто, подъезжаем, вставляем пистолет в бак, выбираем способ оплаты (карта или кэш) и заправляемся, потом оплачиваем. На некоторых заправках надо сначала занести деньги в кассу, как у нас. Картой платить удобно, не надо никуда ходить, но не везде получится. Часть колонок просят ввести zip код, то есть индекс, естественно США. Пробовали вводить любой местный индекс, но оплата не прошла. Видимо идет проверка.

В первый день мы привыкали к машине, ничего толком о ее особенностях не знали, ехали как на легковой, поэтому расход был больше 30 литров! Дальше мы стали умнее и расход снизился до 20-21 литра.

Вот основные советы по снижению расхода, они очевидны, но все же:

1. Не пользоваться круиз-контролем, так как машина держит одну скорость и на спуске и на подъеме, а на подъеме обороты большие.
2. Стараться держать обороты до 2500, когда стрелка тахометра выше этого значения, расход сильно увеличивается.
3. Не заправлять полный бак воды в дорогу, если вечером будет возможность залиться. Зачем таскать столько лишнего веса.

В горах конечно расход будет больше, чем при езде по ровной дороге.

Помимо асфальтированных дорог есть и грунтовые, точнее гравийные. На такую дорогу можно попасть где-нибудь в лесу, если решите срезать как мы, например, в лесу Black Hill. Вообще на автодоме ездить по таким дорогам нежелательно. Нам вообще было нельзя, так как машина была только с завода, это было прописано в контракте, за езду по дорогам без твердого покрытия полагался штраф 1500 долларов. Но мы не предполагали, что попадем на такую дорогу, а возвращаться было уже очень далеко. Так и пришлось ехать.

Почему нежелательно, если конечно поездка планируется не летом. Дороги хоть и довольно жесткие, но и на машине стоят простые летние колеса, которые годятся для езды по асфальту, но не по грунту.

Дорога через лес может выглядеть вот так, вполне безобидно.

Но в любой момент она может стать такой.

Снег глубокий, жесткий, слежавшийся, но уже проваливается. Застрять очень легко, а объехать по обочине не получится, она раскисла.

А может вот такой сюрприз встретиться на дороге. Это дерево мы ломали вручную, чтобы хоть как-нибудь протиснуться.

При этом телефон там не работает, связи нет, машин других тоже. За все время нам навстречу проехал только один пикап и то было видно, что он местный. Там очень часто вспоминались американские фильмы ужасов типа «Поворот не туда» и «У холмов есть глаза».

Также после езды по такой дороге машина становится очень грязной. Если всегда ездить по асфальтированным дорогам, то даже после дождя машина будет чистой. Так что сразу будет видно со стороны, что вы ездили по грунтовке.

А если машина грязная, то ее надо помыть. Сделать в США это совсем не сложно, не обязательно стоять в длинных очередях у мойки и ждать когда наконец закончат мыть. Все можно сделать самому!

Есть специальные мойки самообслуживания. Там есть пистолет для мытья, пистолет с шампунем, есть даже большая щетка с подключенным шлангом с водой.

Включается все после внесения определенного количества монет в монетоприемник и начинает работать таймер. Если время закончилось, можно добавить еще монет. Там же есть аппарат для размена купюр по 1 и 5 долларов на 25 центовые монеты.

Отмывали мы машину очень долго и скрупулезно.

Заключение

Что еще можно сказать на эту тему. Путешествия на автодомах в США очень популярны, там есть для этого вся необходимая инфраструктура, поэтому по пути на дороге встречается очень много таких-же путешественников с трейлерами, на домах на колеса и на автобусах! Да, да, на огромных автобусах. Мы как-то заглянули в такой, внутри только в прихожей стояло два больших кожаных кресла, торшер, а рядом комод.

Практически все «автобусники» тянут за собой на жесткой сцепке легковую машину для передвижения по городам, иногда за машиной цепляется прицеп с катером. Таким поездом и едут себе не спеша.

Вот здесь кстати непонятно, как происходит буксировка, ведь машины то все с автоматической коробкой. Машины они таскают не спроста, так как даже на нашем скромном автодоме в городах было тяжеловато, с парковками проблемы, также как и с разворотами. Обычное дело вот такие знаки.

На парковке у магазинов и вьюпоинтов RV занимает полтора-два места сразу и это небольшой RV.

Встретили интересный RV по пути. Старенькая машина из Германии, судя по наклейкам где только не путешествовали на ней владельцы, видимо перемещают ее в контейнере через океан.

Вот так кратко о путешествии на RV. Еще раз скажу, что это невероятно интересно и увлекательно, поэтому если есть возможность это надо обязательно попробовать.

UPD: Житель США и автотурист макс написал интересный комментарий, дополню им свою статью:

хорошо написал с душой но…без знаний тонкостей) поделюсь своим опытом (11 лет в США,6 лет гражданин,и-фанатик автотуризма) РВишки класса С самые невдалые и неудобные РВ…они по сути-перегруженые по трансмисии тяжелые модели пикапов и микроавтобусов…в США пикап джип и микроавтобус строятся на одной ходовке своего концерна (говорю тем кто не знает) то есть шеви тахо-субурбан,шеви сильверадо,шеви экспресс а так же эскалейд и хаммер-2 это-одна и та же рама,ходовки и трансмисия…от того что данный «пикап» вечьно перегружен тоннами которые с него не снимают ни когда вечьные движки и коробки совсем не вечьные!) и еще-они слишком небольшие для реальной автономности и слишком большие для полной свободы…личьно у меня додж рем-2500 пикап с трак кемпером(это такой домик улитка в кузов) ланс 825…с ним я конечьно аскет но зато-парковки не проблемма проходимость джипа и преславутое-ночевать где хочю низзя уходит на задний план(может это машина жителя соселнего дома?) хоть конечьно на голливудских холмах между домами дена билзериана и мела гибсона ночевать не советую! ограбят! шутка:)а вот в кемпере класса А вот там многих проблем описаных в статье-нет! и еще-это не правда что А это-автобус) это рама средне или полнотонажного тягачя-грузовика(в зависимости от размеров…тот что на фото в конце это рама и двигатели «фрейтлайнер 120» тягач капотный)вот там действительно-полная автономия с подогревами хоть в -30…