Религия древних египтян. Религия и мифология древних египтян Усыпальницы фараонов и «Книга мертвых»

Как главный персонаж мифов (особенно характерных для древних культур Средиземноморья) У. и в. б. оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с Сетом, Балу с Муту, Инанна с Эрешкигаль), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнерши (Думузи - Инанны, Адонис - Артемиды, Дионис - Геры). В результате конфликта бог - герой мифа погибает (Осирис, Балу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус, Деметра), терпит временное поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор, сын Осириса, - глаз, хеттский бог грозы - глаза и сердце). На поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже - сын или другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к жизни, при этом бог - один или чаще при их содействии убивает своего демонического противника (напр., Балу - Муту и Йамму, хеттский бог грозы с помощью Инары и Хупасияса - змея Иллуянку). Воскрешенный (или возвращенный) бог восстанавливает свой прежний статус, но иногда одновременно становится богом подземного царства (как Осирис, чьим земным субститутом оказывается Гор).

Мифам об умирающих (шире: исчезающих) и воскресающих (возвращающихся) богах свойственна, как правило, природная, земледельческая семантика. Так, египетский Осирис обучен своей женой-сестрой Исидой земледелию и сам в качестве культурного героя научил людей земледелию и скотоводству; он отождествляется в мифах с зерном ячменя или пшеницы, а его смерть и воскресение - с отливами и разливами Нила. В шумерской мифологии Инанна олицетворяет плодородие земли, а ее супруг Думузи, обновляющий мир в постоянной череде сезонов года, - производительные силы весны. Гибель Балу, бога бури, дождя и связанного с дождем плодородия, приводит к засухе и увяданию, его воскресение - к расцвету в природе. О неурожае, засухе и голоде, вызванных смертью или уходом бога, и соответственно о пробуждении природы при его появлении сообщается в мифах об Адонисе, Аттисе, Деметре и Персефоне и др.

В Древнем Египте драма смерти и воскресения Осириса разыгрывалась на великом земледельческом празднике, приуроченном ко времени наибольшего разлива Нила. В Месопотамии еще в 3-м тыс. до н. э. в периоды весеннего или осеннего равноденствия ритуально воспроизводился священный брак Думузи и Инанны, символизирующий возрождение плодородия в природе. Тема смерти и воскресения угаритского Балу также, по-видимому, лежала в основе соответствующей ритуальной церемонии. У хеттов миф о борьбе бога грозы и дракона Иллуянки входил в состав ритуальных текстов празднества пурулли, происходившего весной и призванного отвратить после прекращения зимних дождей грозящую земле засуху. Земледельческими в своей основе культами были культ Адониса, распространившийся из Сирии по всему Средиземноморью, греческие дионисии, а также элевсинские мистерии, посвященные Деметре и Персефоне и восходящие к празднику первого урожая. Непременным их компонентом был ритуальный плач участников об умершем (или исчезнувшем) боге и последовавшем оскудении земли. Таким образом, эти мифы представляют собой основную разновидность природных, календарных мифов (см. Календарь). Культовая фигура Великой богини-матери, персонифицирующей творческие силы природы, сохраняет в них свое значение. Однако с развитием аграрного общества и укреплением мужского пантеона она обычно уступает часть своих функций мужскому земледельческому божеству (Осирису, Балу, Телепинусу, Адонису, Дионису и др.) и фигурирует в календарных мифах главным образом как его мать, сестра, возлюбленная или жена.

Миф об У. и в. б., представленный в древних земледельческих цивилизациях Среди- земноморья, имеет соответствия как в архаических, так и в более поздних культурах (ср. мифы об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и многих других народов). В прямом или косвенном отношении к мифам об У. и в. б. находится и ряд архаических ритуалов: умерщвление царя-колдуна как акт земледельческой магии; убийство животного, отождествляемого со змеем или водяным духом, как часть процедуры вызывания дождя; принесение девушки в жертву водяному демону ради обеспечения плодородия, а также многочисленные весенние обряды.

Вместе с тем и семантика мифа об У. и в. б. (сезонный цикл года сопоставляется с солярным циклом дня, органическим циклом человеческой жизни, периодическим столкновением сил «порядка» и «хаоса», регулярным обновлением царской власти и т. п.), и его композиционная структура, восходящая к архаической мифологической модели (уход героя из обыденного мира - борьба с потусторонними силами - победа над ними - овладение объектом, необходимым для восстановления благополучия, - возвращение), обусловили его близость, а иногда и естественный синкретизм с широким кругом астральных, космогонических, эсхатологических, инициационных мифов. Так, представление об У. и в. б. оказывается органичным для группы мифов, связанных с суточным движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения бога и последующей его победы (сравни египетский миф о Ра и Апопе). Общепризнано воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на весьма широкий круг мифов о героях (в частности, Геракле, Актеоне, Орфее и Эвридике), сказок (ср., например, египетскую «Сказку о двух братьях»), религиозных легенд и представлений (ср. евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа). Но ощутима также их связь с сюжетными схемами классического эпоса. Эпический конфликт вызван, как правило, или посягательством на благополучие героя сверхъестественного противника, связанного с хтоническими силами, или гневом на него оскорбленной богини. Герой (героиня) умирает, похищен или временно исчезает (Акхат, Энкиду, Сита, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы, Рама). Муж, сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой и Быком небес, Ахилл с Ксанфом, Одиссей с чудовищами моря, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире (Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы). В конце концов герои одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.

Лит.: Мелетинский E. M., Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с 68-133, Гринцер P. А., Эпос древнего мира, там же, с 134-205, Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974, Мелетинский E. M., Поэтика мифа, M., 1976.

П. А. Гринцер [Мифы народов мира. Энциклопедия: Умирающий и воскресающий бог, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 7802 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 549 Словарь)]

2.1 Лечение с помощью магии

Конечно же, в некотором роде развитие медицины, как науки, тормозило наличие в ней неких магических действий. И, если в некоторых случаях, эти действия не несли вреда, но и не помогали, т. к. давались в совокупности с реальными медицинскими действиями, то, иногда, могли нести вред, в основном из-за потери времени на них. Вот что об этом пишет М. А. Коростовцев: «В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но, вместе с тем, так и не смогли избавить свою медицину от тяжелого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и «дурным глазом» недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине».

Было бы преувеличением утверждать, что магический элемент доминирует над собственно медициной в дошедших до нас медицинских текстах. Многие диагнозы и рецепты в них не сопровождаются магическими дополнениями, но зачастую медицина и магия соединены - не внутренне, органически, а внешне, механически. Болезни рекомендуется лечить определенным лекарством, но лучше и лекарством, и магическим заклинанием. При этом заклинание вовсе не должно обязательно соответствовать представлению о болезни или о свойствах лекарства. Произнесенное над лекарством, оно увеличивает его действенность и, тем самым, в большей степени способствует лечению, изгнанию из тела больного невидимого и злонамеренного существа, вызвавшего болезнь. Считалось, что если врачи могут лечить недуги, то они могут и вызывать их. Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н. э., сказано: «Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза». Или: «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет». 1

2.2 Мифология и врачевание

Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Главным божеством древних египтян был бог солнца - Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короной (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан - символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание народными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов.

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис - потомок бога Ра, символ животворящего солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым богом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса - богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Анубис) с просьбой сохранить Осириса на веки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Мумию окрашивали в зеленый цвет - символ воскрешающей природы. Согласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Анубис почитался как изобретатель и первый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мертвых. Изображали Анубиса в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь душам умерших.

Богиня Исида - преданная жена Осириса и самоотверженная мать - олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца. Исида почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. до н. э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между коровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери).

Сын Исиды и Осириса - бог Хор (греч. Horos - высоколетающий, или находящийся в вышине; лат. Horus) - стал одним из самых значительных образов египетской мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался или в виде сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями (урей - царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помещалась на головном уборе фараона) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верховной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око - уджат (егип. ujat ), Символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах, часто рядом с другим символом защиты от всех врагов - богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit - Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками.

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet - могущественная) - грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львиноголовой женщины, держащей в руке знак жизни (егип. анх ).

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама). Во время родов небольшие статуэтки Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденными, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.

2.3 Патологоанатомия

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом всей древнеегипетской культуры. Жители Древнего Египта верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. По их представлениям, бессмертие человека в загробной жизни даруется через единство (совместное существование) трех субстанций человека: его физического тела, его души («ба») и его духовного двойника («ка»). Душа «ба» понималась как физическая жизненная энергия человека; считалось, что она существует при теле умершего, но на время может покидать гробницу и подниматься в небо к богам (ее изображали в виде птицы с головой человека).

Другая субстанция «ка» - «двойник» - зримый образ человека, сотворенный вместе с человеком по его образу и подобию, сопровождает его всю жизнь и существует после его смерти в памяти людей. Сохранение «ка» умершего путем создания точных изображений человека рассматривалось как один из главных способов поддержания его существования в загробном мире. «Ка» обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Обе загробные субстанции («ба» и «ка») связаны с телом умершего и обитают в месте его погребения. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения. Для этого народ Египта со времен додинастического периода хранил умерших в «красной земле» соседних с долиной Нила пустынь. Воздух и почва Египта обладают превосходными консервирующими свойствами: солнце и насыщенный солями горячий песок высушивали тела умерших, предохраняя их от дальнейшего разрушения. Таким образом, завернутые в циновки, они прекрасно сохранялись (без гроба и мумификации). Развитие цивилизации привело к строительству специальных помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших (от греч. balsamon - бальзам). Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете и в папирусах не описывался - со временем он был утерян навеки; однако тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки - Геродот (ок. 484 – 425 гг. до н. э.) и Диодор (ок. 90 – 21 гг. до н. э.).

Согласно Геродоту существовало три метода бальзамирования. Самый совершенный и самый дорогой из них заключаются в следующем: «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают пеленами из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене».

Обработанный таким образом труп сохранялся тысячелетиями. Внутренности (печень, легкие, желудок и кишечник) хранили в четырех специальных сосудах из алебастра с крышками, украшенными изображениями человеческой или звериной головы - канопах (от греч. kanobos - название города в Древнем Египте). Сердце оставляли в грудной полости; по убеждению египтян, оно управляло всей телесной и духовной жизнью человека и было необходимо в царстве Осириса.

Исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнение в ставшее классическим описание Геродота. Так, ученые установили, что в большинстве случаев «труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду, встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании природных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли. Длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, оксид меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг».

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил ок. 1361 – 1352 гг. до н. э.). рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с его последующим переломом и образованием обширной гематомы; по всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и скончался, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра (по отцу) Анксенамон (Anchsenamon) ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Интересно отметить, что в Древнем Египте бальзамировали и священных животных: змей, птиц, кошек, крокодилов, быков. Согласно религиозным представлениям древних египтян каждый умерший представал перед загробным судом (идея окончательно сформировалась в эпоху Нового царства). Загробный суд возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имел равных ни в одной религии народов древности. Тем не менее, египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

Египетское государство, одно из древнейших в мире, - возникло в V тысячелетии до н. э. Образование и усиление централизованного рабовладельческого государства в Египте относится к 3600–2700 гг. до н. э. Экономические условия Египта способствовали развитию и укреплению деспотической формы государственного правления и появлению многочисленной бюрократии. Для Египта характерно кастовое деление общества. Жрецы, чиновники, родовая аристократия во главе с-фараоном составляли правящую верхушку и сосредоточивали в своих руках земли, торговлю и управление государством. Они называли себя «великими», «большими», а всех остальных свободных и зависимых - «малыми» (неджес).

Как в сельском хозяйстве, так и в промышленности’ преобладало мелкое производство, обслуживавшееся подневольным или свободным трудом. Подневольный труд широко применялся и на строительстве гробниц для фараонов, храмов, ирригационных сооружений, в каменоломнях. Эксплуатация рабов была доведена до предела. Отношения между социальными группами и классами в древнем Египте отличались чрезвычайной пестротой. Кастовое деление общества не совпадало с классовым. В касту входили люди с разным имущественным положением.

В период перехода от Древнего царства к Среднему усилился процесс дифференциации сельской общины. Значительная группа свободных и зависимых разбогатела, превратилась в рабовладельцев и выделилась из общины. В связи с этим разгорелась борьба между старой, родовой аристократией, жрецами и новыми рабовладельцами. В области идеологии это отразилось в усилении борьбы против религии, в отрицании учения о потусторонней жизни.

Учение о загробной жизни занимало существенное место в теологических системах древнего Египта. Этому отчасти способствовали и естественно-географические условия страны, необычно резкие контрасты природы: с одной стороны - бесплодная пустыня, с другой - сказочно плодородная долина. Сухость климата, благодаря которой долго сохраняются подверженные тлению вещества, как писал Б. А. Тураев, «содействовала особому направлению представлений о загробной участи, обусловила заботу о сохранении тел и вызывала исключительное среди других религий развитие интереса и учения о потустороннем мире».

Священный бык Апис

Древнеегипетская религия претерпела много изменений. В додинастический период она сводилась в основном к магии, тотемическим представлениям и культу предков. В более развитом рабовладельческом обществе пережитки тотемизма приняли форму культа священных животных (быка, ибиса, ястреба, кошки, шакала, коровы, крокодила и др.) и приобрели новое социальное содержание.

В древнем Египте священные животные были неприкосновенны. Убийство их считалось величайшим преступлением и каралось смертью. Геродот сообщает, что смерть кошки у египтян оплакивалась больше, чем смерть сына. Священные животные жили в храмах. По верованиям египтян, они являлись носителями души того или иного бога. Священные животные должны были обладать определенными признаками, например, быку Апису полагалось быть черным с белым пятном на лбу.

Египетская религия, как и всякая религия классового общества, была призвана отстаивать и теоретически обосновывать социальное неравенство между людьми и господство эксплуататорских классов. Формы ее менялись в зависимости от экономического и политического развития страны. С централизацией политической власти царство божие наделяется всеми чертами земного, создается целая иерархия богов во главе с царь-богом, с огромным штатом архангелов-сатрапов, ангелов-чиновников. Боги, как и земные властелины, ведут между собой войны, заключают мир, а постарев, уходят в отставку, передав власть наследнику. Не случайно древнеегипетский историк Манефон говорит о «династии богов».

С усилением земледельческой аристократии в египетской религии все большее место отводится учению о загробном мире, о суде божьем и странствии душ. Жрецы, чтобы ликвидировать противоречивость, разнобой, имеющиеся в религиозных верованиях египтян, попытались систематизировать их и слить в одно религиозное учение. Наибольшей известностью, по словам Б. А. Тураева, пользовалась богословская система, созданная на севере Египта в городе Илиополе. По этой системе, местный бог Атум был отождествлен с богом солнца - Ра и установлена такая иерархия богов: верховный бог Ра, творец мира, первый царь богов и людей; его дети- бог воздуха Шу и богиня влаги Тефнут; они дали следующую пару - бога неба Нута и богиню земли Гебу, от которых произошли другие божества, в том числе Озирис и Исида, Сэт и Нефтида. Эти девять богов составляли так называемую великую Эннеаду.

При боге Ра визирем состоял премудрый Тот, бог луны, меры, числа, грамоты, «владыка слова божия», покровитель «письменности и словесности… ученых, писателей», писцов. Так, переписчик в повести о двух братьях в конце замечает: «Кто будет возражать против этой книги, да будет Тот ему врагом». Египетские жрецы старались внушить народу, будто культура, письменность, литература - дар богов, «слово божье». Тоту приписывали изобретение письма, авторство всех многочисленных священных книг. Греки называли священные книги египтян «Гермесовыми книгами», т. е. книгами египетского бога Гермеса-Тота. Климент Александрийский (II в. н. э.) упоминает сорок две «Гермесовы книги» (число 42 в Египте считалось священным). Из них в тридцати шести, по его словам, заключена вся философия египтян. В этих книгах, кроме детального описания культовых обрядов, гимнов в честь богов, содержались сведения медицинского, астрономического, географического характера. Однако они тонули, растворялись в богословских системах. Знание священных книг было обязательным для жрецов и распределялось соответственно жреческим ступеням.

Триада: Гор, Озирис, Исида

Религиозно-идеалистическое миропонимание было господствующим в древнем Египте. Оно создавалось и разрабатывалось представителями рабовладельческой аристократии. Маркс подчеркивал: «Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса». В древнем Египте влияние религии на экономическую, политическую и духовную жизнь общества было особенно сильным. Религия проповедовала незыблемость рабовладельческого строя, вечность социального неравенства между людьми, прививала народным массам веру в сверхъестественное и рабскую покорность судьбе. Геродот называл древних египтян самым богочестивым народом, ибо религия играла особую роль в их жизни, регламентируя каждый шаг от рождения до смерти.

Заупокойный культ служил в руках жрецов серьезным духовным оружием укрепления рабовладельческого строя. Бог воды и растительности Озирис уже в древнюю эпоху считался богом умирающей и воскресающей, природы. Культ Озириса, по-видимому, восходит еще к первобытным временам. Древний египтянин верил, что жизнь человека подобна жизни Озириса:

Как воистину Озирис живет, так живешь и ты,

Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.

Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.

Культ умирающего и воскресающего бога Озириса не случайно был повсеместным и олицетворял земледельческий труд. Озирис считался «богом зерна». Как говорится в одном древнеегипетском тексте, он «дает всемирный свет, злак и пищу. Он вводит сытость и являет себя в виде воды».

Согласно мифу об Озирисе последний был сыном бога неба Нута и богини земли Гебы. Младший брат Озириса бог зла Сэт решил погубить старшего брата. С этой целью он смастерил ящик и хитростью принудил Озириса лечь в него. Тогда Сэт захлопнул крышку и бросил ящик в Нил. Верная жена Озириса богиня Исида после долгих поисков нашла труп мужа. Уже после смерти Озириса Исида родила сына Гора. В Египте была широко распространена статуэтка Исиды, кормящей грудью младенца. Образ Исиды и младенца Гора впоследствии лег в основу создания образа божьей матери с Христом на руках. Когда Гор вырос, он выступил против Сэта и победил его. Гор, как наследник Озириса, вступает на престол в царстве живых, а воскресший и восстановленный в правах Озирис царствует в мире мертвых. Миф об Озирисе впоследствии вошел во многие религии, в том числе в христианство и ислам.

Бог Тот

Бог Сэт

Культ умирающего и воскресающего бога в Египте был тесно связан с заупокойным культом. Египтяне верили не только в воскрешение души, но и в воскрешение тела, плоти. В «Книгах мертвых» (религиозно-магическис сборники) говорится: «Ты живешь снова, и душа твоя не разлучается с телом твоим». Содержание «Книг мертвых» невероятно пестро и разнообразно. В основном это сборники заклинаний, заговоров, якобы необходимых для безопасности в царстве мертвых. Некоторые главы специально посвящены поведению умершего. В 125-й главе, например, дается описание загробного судилища, на котором умерший отрицает совершенные им 42 греха. Характерно, что на судилище взвешивается на весах не душа, а сердце покойного, так как у египтян символом души служило сердце. В 30-й главе «Книги мертвых» покойник заклинает свое сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде.

В Египте весьма распространенными были и астральные культы. В связи с развитием земледелия и ирригации, а также астрономии постепенно выдвигается и становится общегосударственным культ бога солнца Ра, возглавившего египетский пантеон богов. Египтяне считали солнце грозной разрушительной силой, началом тепла и света.

Богиня Исида с сыном Гором.

Бог Озирис

Хотя религиозные верования играли большую роль в жизни египтян, однако они не могли окончательно уничтожить свободную мысль. Социальное неравенство, классовые противоречия, общественная и производственная практика народных масс неизбежно порождали сомнения в тех социальных и идеологических принципах, которые проповедовали жрецы. Положение трудящихся было чрезвычайно тяжелым. Сохранились отдельные древнеегипетские литературные памятники, описывающие жизнь крестьян, ремесленников и рабов, обреченных на тяжелый, беспросветный труд. В одном из документов старый писец рекомендует сыну выбрать профессию писца. У кузнеца, говорит он, пальцы так шероховаты, как вещи из крокодиловой кожи, и пахнет от него хуже, чем от рыбьей икры. Не лучше и профессия ремесленников, у которых не больше отдыха, чем у землепашцев, и которые трудятся даже ночью.

Не случайно в те времена физический труд считался наказанием за грехи. Жестокая эксплуатация бедноты и рабов правящими классами приводила к обострению социальных противоречий. Совершенно невыносимым было положение людей, занятых на тяжелых работах. Их труд оплачивался хлебом, который выдавался в первый день каждого месяца. Но хлеба хватало только на полмесяца, остальные пятнадцать дней рабочие голодали. Вследствие этого возникали голодные забастовки и бунты. В древнеегипетских литературных памятниках сохранились некоторые требования рабочих. В одном из документов эти требования сформулированы так: «Мы голодаем, а еще остается восемнадцать дней до следующего месяца. Мы пришли, понуждаемые голодом, понукаемые жаждой, нам не во что одеться, у нас нет ни масла, ни рыбы, ни овощей. Пошлите к фараону, нашему государю, пошлите к царю, нашему повелителю, чтобы нам дали средства к существованию».

Но не всегда выступления народных масс носили мирный характеров конце. Среднего царства происходят крупные бунты и восстания свободных и рабов против рабовладельческой аристократии, фараона и жречества. Восставшие разрушали и грабили «города мертвых» (т. е. кладбища, где были похоронены состоятельные люди). Ограбление гробниц фараонов, жрецов и рабовладельческой знати свидетельствует о неверии масс в загробную жизнь и в воскрешение мертвых.

Борьба между имущими и неимущими шла не только в области экономики и политики, но и в области идеологии. С этой точки зрения значительный интерес представляет «Поучение» царя Ахтоя своему сыну, в котором Ахтой стремится теоретически и морально оправдать рабовладельческий строй, доказать вечность и незыблемость социального неравенства и эксплуатации. Автор «Поучения» предупреждает, что самым опасным врагом государства являются бедняки. Поэтому их не следует допускать даже в армию. На крупные государственные и военные должности он рекомендует назначать только богатых рабовладельцев. С беглецами и бунтовщиками Ахтой советует расправляться решительно и беспощадно: «Истреби его, убей его, сотри его имя, уничтожь его близких, истреби память о нем и о людях, любящих его».

Царь Ахтой - ярый защитник частной собственности рабовладельца. Всякое покушение на нее он считает аморальным: «Завидующий тому, что другие имеют, - это глупец, ибо проходит жизнь на земле, не длинна она, оставляющий же добрую память о себе - это счастливец… Есть ли человек, живущий вечно?..». Ахтой отстаивает божественное происхождение царской власти, превосходство царя перед другими людьми от рождения: «Царь, обладающий вельможами, не невежда - он разумен уже с рождения, и возвысил его бог перец миллионами людей».

В «Поучении» царя Ахтоя изложены основные нормы рабовладельческой морали. Интересно, что уже тогда рабовладельческие классы прибегали к пресловутой идее наследственности, чтобы доказать свое превосходство по рождению. В «Поучении» говорится, что царь разумен и господствует над миллионами по велению бога. То, что автору «Поучения» приходится доказывать право на власть царя и рабовладельцев, свидетельствует о существовании в тот период и противоположного мнения.

Следует помнить, что материалистическая и атеистическая литература, которая отражала мировоззрение трудящихся, уничтожалась идеологами рабовладельческого класса. Мы можем судить о ней в основном в передаче представителей господствующих классов, сознательно извращавших взгляды противников. Но даже то, что сохранилось, показывает, что не всегда народные массы верили в божественное происхождение господствующих классов и не всегда мирились с их властью. Как свидетельствуют многие источники, представители господствующих классов древнего Египта с ужасом описывали волнения «черни» и предрекали новые революционные потрясения и перевороты. Пессимизмом и страхом веет от слов жреца Онху: «Я размышляю о происходящем, о положении дел на земле. Происходит перемена. Один год тяжелее другого. Страна в расстройстве. Правда выброшена вон, неправда - в зале Совета. Попраны предначертания богов, плач повсюду, номы и города в скорби».

До нас дошло множество «поучений», написанных высокопоставленными вельможами и жрецами. «Поучения» представляют собой своеобразные социологические трактаты политического, этического и философского характера. Причиной возникновения их являлось, по-видимому, резкое обострение борьбы между крестьянами, рабами и рабовладельцами, между трудящимися и аристократией. В «поучениях» нашли яркое отражение восстания рабов и бедняков. Авторы их защищают идею естественности и вечности экономического и социального неравенства между людьми и рассматривают борьбу народных масс против эксплуататорских классов как борьбу против существующего религиозного миропонимания, против божественных и царских законов.

Особенно богато «поучениями» Среднее царство - период крупнейших народных восстаний. К этому времени советские историки относят, в частности, «Речение Ипувера», описывающего одно из таких восстаний. Восстание народных масс, как свидетельствует Ипувер, привело к захвату государственной власти: «Бедняки прогнали царя». Будучи идеологом господствующих классов, Ипувер умышленно преуменьшает масштабы восстания, говоря, будто «лишили страну царской власти немногие люди, не знающие закона». За социальным переворотом произошло и разрушение политического аппарата рабовладельческой аристократии. Большинство господ и чиновников было убито, а уцелевшие разогнаны по всей стране; свитки законов судебной палаты выброшены прямо на улицу, и восставшие ломают печати на них. «Великая судебная палата стала местом выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы (зал заседаний судей. - А. А .)».

Народные массы, восставшие против эксплуататоров, не щадили ни «божественного» царя, ни тайн богов, ни богатства храмов. Они раскрывали тайны религиозного колдовства и магические «секреты», составлявшие монополию жреческой касты. С ужасом вспоминает Ипувер дни, когда «бедный достиг бытия девяти богов… Тайна царей Верхнего и Нижнего Египта разоблачена… Те, которые лежали бальзамированными… кинуты на высоты… Магические формулы стали общедоступными. Заклинания «шем» (появление или исчезновение злого духа. - А. А. ) и заклинания «сехен» (овладение злым духом. - А. А. ) сделались опасными, ибо они запоминаются теперь всеми людьми. Вскрыты архивы, изъяты податные списки» (документы, подтверждавшие рабское состояние того или иного человека. - А. А. ). В ходе переворота пострадало не только имущество вельмож и храмов, но и были ограблены царские пирамиды. «Свершились дела, которые никогда, казалось, не могли свершиться… То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым» (т. е. гробницы царей. - А. А .).

Из многочисленных «поучений» этого периода видно, что у восставших были свои вожаки и идейные руководители. Автор одного из «поучений» советует не только беспощадно расправляться с мятежниками, но и принять решительные меры против тех, кто подстрекает народ к восстанию. «Говорун - это опасность для города». «Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит. Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден… Он - враг». «Поучения» свидетельствуют о том, что движущей силой восстаний являлись трудящиеся. От победы восстания «богач в отчаянии, бедняк полон радости». В результате переворотов происходило перераспределение богатств, появлялись новые зажиточные слои общества со своими особыми экономическими и политическими интересами, со своей идеологией.

Восставшие бросали вызов религии, оправдывавшей и узаконивавшей угнетение и эксплуатацию. Авторы «поучений» вынуждены признать «неверие в богов» в среде восставших. «Горячие головы говорят: «Если бы я знал, где бог, я бы принес ему жертву». Гражданские войны, перевороты, смена династий царей, крупная ломка общественных отношений убедительно доказывали лживость утверждений о вечности и незыблемости существующего строя, о божественности и бессмертии царей. На глазах у трудящихся приходили в негодность и разваливались усыпальницы, божья кара не постигала тех, кто грабил гробницы царей, вельмож и жрецов.

Литературных памятников, отразивших чаяния и настроения обездоленных трудовых масс, до нас дошло немного, но даже эти отрывочные данные свидетельствуют о зачатках материалистического и атеистического мировоззрения в древнем Египте. Ярким документом атеистической мысли является знаменитая «Песнь арфиста», относящаяся к периоду Среднего царства. Автор ее отрицает основу основ египетской религии - учение о загробном мире. В «Песне арфиста» говорится, что из умерших никто не возвращался, чтобы поведать о загробном царстве. Бессмертие - выдумка жрецов. И боги, и люди смертны.

Тела погибают и уничтожаются,

Другие идут им на смену, со времени предков, -

таков круговорот движения. Нет ничего вечного под солнцем, даже земные боги умирают: «Боги, бывшие прежде, покоятся в своих пирамидах; также мумии и духи погребены в своих гробницах». Поэтому автор песни советует не думать о загробной жизни, а наслаждаться радостями земного бытия:

Умножай еще более свои наслаждения,

Не давай сердцу своему огорчаться,

Следуй его желаниям и предавайся удовольствиям,

Устраивай свои дела на земле

Согласно велениям своего сердца

И не сокрушайся,

Пока не наступит день плача (по тебе).

Не слушает тот, чье сердце не бьется (Осирис), жалоб,

И оплакивание не возвращает никого из могилы.

Итак, празднуй радостный день.

Не унывай,

Ибо никто не уносит своего добра с собою,

Никто из тех, кто ушел туда, не вернулся назад.

По своей атеистической направленности большой интерес представляет «Беседа разочарованного со своим духом» в которой нашла яркое отражение прогрессивная общественная мысль древнего Египта. Автор «Беседы» ставит многочисленные вопросы философского и этического характера, отрицает существование потустороннего мира, возможность бессмертия. Социальная заостренность этого произведения проявляется в описании неравенства и несправедливости в древнеегипетском обществе, в общем выводе: «Нет на земле правды». Ни в одном литературном произведении древнего Египта так сильно не выражен гнев и протест против рабовладельческого строя. Многие исследователи отмечают пессимистический характер «Беседы». Но пессимизм пессимизму рознь. Пессимизм автора «Беседы», раскрывающего безвыходное положение бедняка, для которого смерть - избавление от земного страдания, является вызовом религии с ее учением о загробном мире и бессмертии.

«Беседа» представляет собой диалог бедняка со своим духом. Бедняк, который дошел до предела нищеты, решил покончить жизнь самоубийством и убеждает своего духа добровольно уйти в царство мертвых, надеясь, что в судилище богов к нему отнесутся милостиво. Дух отговаривает его, доказывает, что бедняку нечего рассчитывать на бессмертие, ибо вера в посмертное существование тщетна. Загробной жизни нет. Смерть уравнивает всех: и тех, кого хоронили в дорогих усыпальницах, и тех, кто умирал на берегу моря без родных и друзей. Дух советует бедняку не верить глупым сказкам знатных мира сего о блаженной потусторонней жизни. «Послушай меня, хорошо для человека слушаться, проводи в веселье время. Забудь заботы».

Бедняку, в конце концов, удается убедить своего духа последовать за ним в царство мертвых, ибо в злом и бездушном мире, где люди с ненавистью относятся к бедняку, жить невозможно. «Сердца злы, - говорит бедняк, - каждый грабит ближнего. Человек с ласковым взором убог, добрым везде пренебрегают. Человек, на которого надеешься, бессердечен. Нет справедливости. Земля - приют злодеев. Я подавлен несчастьем, нет у меня верного друга. Злодей поражает землю, и нет этому конца». В «Беседе» ясно чувствуется душевный разлад, спор человека с самим собой.

Египтологи дают разноречивые характеристики этого документа. Б. А. Тураев полагает, что «Беседа» отражает личную трагедию человека: «Здесь мука мыслящей души над величайшими проблемами бытия… Здесь перед нами… страдалец, доведенный житейскими невзгодами до отчаяния». И. М. Лурье, полемизируя с Б. А. Тураевым, дает иную оценку «Беседы», считая ее выражением протеста против нарушения обычного порядка жизни. К мнению Лурье присоединяется М. Э. Матье. Он пишет: «Люди, внезапно лишенные привычного высокого положения и удобной обстановки обеспеченной жизни, не только выражали свое недовольство гневными высказываниями, но подчас литературные произведения доводили эти протесты до предпочтения смерти перед жизнью в неприемлемых условиях». Можно предположить, что автор «Беседы», доведенный до отчаяния условиями общественной жизни, отразил настроения широких слоев обездоленных и угнетенных масс.

Безусловно, «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своим духом» - исключительно важные документы для характеристики развития общественной мысли в древнем Египте. В этих произведениях, проникнутых атеизмом, свободомыслием, ярко проявилось скептическое отношение к господствующей идеологии, к религии. По-видимому, не только в античной Греции и Риме, но и в древнем Египте скептицизм был удобной формой прикрытия атеизма.

Вполне естественно, что рабовладельческая аристократия и жрецы вели решительную борьбу против социальных идей, выраженных в «Песне арфиста», «Беседе» и т. п. Например, царь Ахтой в своем «Поучении», о котором мы уже говорили, отстаивает идею загробной жизни и бессмертия души, советует своему сыну строить гробницы: «Твори для бога - да сотворит он тебе подобное же - жертвами, наполняющими алтари, и надписями - это сохранение твоего имени, ибо знает бог творящего для него».

Свободомыслие, неверие в загробное возмездие, атеизм особенно расцветают в связи с религиозной реформой фараона Эхнатона (Аменхетепа IV), стремившегося к укреплению своей власти посредством ослабления потомственной, в том числе жреческой, знати. Реформа Эхнатона имела, в конечном счете, политический характер. В противоположность господствовавшему в Египте политеизму Эхнатон выдвинул новое, монотеистическое религиозное учение, провозгласившее единым богом Атона - бога солнечного диска.

В мифотворчестве народов солярный культ играл огромную роль. Чудодейственные свойства огня вызывали у первобытных людей чувство ужаса и благоговения. Много фантастических представлений было связано с солнцем и солнечными лучами. «Почему кожа живого человека тепла, почему кровь, сердце, внутренности, вынутые из живого животного, испускают пар? На эти вопросы у древних был один ответ: теплота имеет божественное происхождение, это врожденное свойство людей и животных».

Солярные боги существовали в религиозных системах древнего Египта еще до Эхнатона. Мы уже говорили, что культ бога солнца Ра был широко распространен в Египте и соперничал с культом общегосударственного бога Амона. Однако религиозная реформа Эхнатона не была возвращением к старому культу древнеегипетского бога Ра. Бог солнечного диска Атон не имел ничего общего с богом Ра. Бог Эхнатона был живым существом в отличие от солнца. Но обожествление солнца также было связано с теплотой: «Жар, пребывающий в солнце (Атоне)…». Символом бога Атона служил солнечный диск. Высший символ нового бога находился в резком противоречии е религиозной традицией египтян.

Этим отчасти объясняется то, что египетские жрецы объявили Эхнатона безбожником и богохульником. Конечно, борьба Эхнатона против культа бога Амона имела чисто политический характер и была борьбой против всесильной касты жрецов храма Амона. Но было бы ошибкой не учитывать и теологического элемента в этой борьбе. В своеобразной религиозной реформации пострадали в той или иной степени все многочисленные культы богов древнего Египта, уступив место культу единого бога.

Главный фиванский бог Амон

Характерно, что во времена Эхнатона избегали употреблять множественное число от слова «бог».

Существуют различные взгляды по вопросу о том, чем вызван культ единого высшего бога Атона и не было ли это переходом к монотеизму. Так, во «Всемирной истории» говорится, что «распространенное мнение о новой вере Аменхетепа IV, как о единобожии, не соответствует действительности». Несомненно, реформы Эхнатона не были связаны с теогоническими и теологическими спорами. Уже во времена Эхнатона политеизм перестал удовлетворять новым политическим условиям. По-видимому, богословские системы должны были соответствовать политическим. Этим отчасти можно объяснить появление идеи единобожия, что должно было соответствовать политическому господству Египта как мировой державы. Древние египетские боги были непонятны и чужды многим народам, населяющим египетскую империю, гораздо доступнее для них была идея единого мирового общеимперского бога в виде солнечного диска.

Религиозная реформа Эхнатона оказала огромное влияние на все стороны общественной жизни Египта, привела к резкому разрыву со старыми традициями, устоями и условностями.

В честь нового бога Атона были созданы гимны, приписываемые фараону Эхнатону. Они интересны не только как литературные памятники, но и как своеобразная религиозная философская концепция, как миропонимание той эпохи. Вот один из них:

Твой восход прекрасен на горизонте,

О живой Атон, зачинатель жизни!

Ты производишь человеческий зародыш в женщине,

Ты создаешь семя в мужчине,

Ты даешь жизнь сыну в теле матери,

Как разнообразны все твои произведения!

Они скрыты от нас,

О ты, единый бог, кроме которого нет иного.

Ты сотворил землю по своему желанию.

Идея единобожия, верховного владыки, творца всего существующего составляет содержание всех этих гимнов. Все, что создано Атоном в природе и обществе, гармонично и целесообразно. Атон является «отцом и матерью всего сотворенного им». Новый государственный бог Эхнатона резко отличается от старых египетских богов тем, что он не воинственный покоритель других народов, а добродетельный отец всех племен. Гимны в честь Атона, по-видимому, представляли собой своеобразные догматы новой веры. Б. А. Тураев отмечает, что эти гимны имеют общечеловеческий характер: в них нет ничего специфически египетского. Чужестранцы - не варвары, а такие же дети общего бога, различаемые лишь языком и цветом кожи по воле этого бога.

В новой вере совершенно отсутствует учение о загробном мире, традиционное царство мертвых Озириса и самый культ Озириса. В культе Атона нет даже упоминания о загробном суде, о страшных мучениях и гибели душ в потустороннем мире. Конечно, это нельзя связывать только с именем Эхнатона, ибо и до него были люди, не верившие в традиционное учение. Но религиозная реформа Эхнатона, безусловно, способствовала изменению представлений людей о загробном мире и бессмертии души. Именно в связи с уничтожением культа старых богов, пересмотром многих, казалось бы, незыблемых религиозных традиций, канонов и правил развивалось свободомыслие и возникали сомнения в существовании потусторонней жизни.

Надо полагать, что жречество вело ожесточенную борьбу с атеистическими и вольнодумными течениями, отсюда изобилие пророческой литературы, рисующей черными красками те грядущие ужасы, которые ожидают в близком будущем людей, если они идут не по пути, начертанному богом. Эта пророческая литература впоследствии была заимствована иудейскими жрецами и легла в основу многих библейских легенд и сказаний. Египетская пророческая литература стремилась доказать истинность культа Озириса, существование загробного мира и вечного покоя. Так, в одном из текстов умерший Ани в разговоре с богом Атумом (до реформы Эхнатона считавшимся верховным богом в пантеоне египетских богов) высказывает сомнение в существовании загробной жизни, но бог Атум опровергает его сомнения:

Ани : О Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!

Атум : Ты будешь в ней жить с умиротворенным сердцем!

Ани : Но в ней нет радостей любви!

Атум : Я дал просветление вместо воды, воздуха и радостей любви, умиротворение сердца - вместо хлеба и пива!

Идея монотеизма не была случайной для Египта. Она существовала и до Эхнатона и в разных формах проявлялась после него. В период Нового царства философско-религиозные течения отходят от традиционных представлений. В центре их становятся вопросы политики, этики, социальные проблемы. Идеи монотеизма тесно переплетаются с идеями атеизма.

Очень интересно «Поучение», относящееся к XIII в. до н. э. Если в гимнах в честь Атона просто не упоминается царство мертвых, то автор этого документа прямо выступает против религиозных суеверий, обрядов и канонов, против существования загробной жизни, строительства некрополей, пирамид, гробниц. Он считает истинно бессмертными творцов книг, научных произведений. Автор «Поучения» решительно протестует против покорности судьбе: «Берегись, да не скажешь ты: каждый человек (создан) по своему образу; невежды и мудрецы - равны; судьба и воспитание написаны в писании самого бога, и каждый человек проходит свою жизнь, как час». По своему идейному содержанию это «Поучение» перекликается не только с «Песней арфиста», но и с идеями религиозной реформации, с гимнами в честь Атона. Однако в отличие от «Песни арфиста» и других подобных произведений, которым присущи элементы гедонизма и скептицизма, в нем преобладает оптимизм.

Поклонение Эхнатона солнцу

Одним из важных документов для характеристики воззрений древних египтян является «Спор Гора с Сэтом», в котором египетские боги, подобно греческим, показаны со всеми свойственными человеку слабостями. В этом произведении ярко проявились не только элементы свободомыслия, но и скептическое отношение к богам. Возражая богу Озирису, который считает себя создателем растительного мира, бог Ра говорит: «Если бы тебя не было и если бы ты не рождался, ячмень и пальба все равно были бы».

Другой египетский памятник «Беседа Хахеперсейба со своим сердцем» по содержанию ближе к «Беседе разочарованного со своим духом». «Размышляя о происходящем, о положении дел на земле», автор приходит к выводу, что на земле нет справедливости. Всюду царит скорбь и нужда. Справедливая «критика вызывает вражду, сердца не принимают правды». Ни на кого нельзя положиться, беседовать можно только со своим сердцем.

Интересным атеистическим документом является песня, посвященная жрецу Неферготепу (умер около 1340 г. до н. э.), которая по содержанию в значительной мере совпадает с «Песней арфиста». В ней также отрицается заупокойный культ, существование загробного мира и восхваляются радости земной жизни:

Празднуй радостный день, о жрец!..

Отбрось все заботы и думай о радости и думай о радости,

Пока не придет тот день, когда повезут

Тебя в страну, любящую безмолвие!

Празднуй радостный день, о Неферготеп,

Мудрый, с чистыми руками!

Я слышал все, что сталось с предками, -

Их тела распались,

Их места нет больше,

Точно никогда их и не было.

Как мы уже отмечали, прогрессивная мысль древнеегипетского общества дошла до нас в передаче ее врагов, часто в искаженном виде, но даже из этих отрывочных сведений видно, что древнеегипетские атеисты выступали против религии, религиозных догматов и традиций. Именно в борьбе с религиозно-идеалистическими взглядами складывалось наивное материалистическое и атеистическое мировоззрение. В эпоху древнего Египта значительное развитие получили научные знания. Римский ученый Макробий называл Египет матерью наук, а египтян - родоначальниками всякой философии, первыми людьми, дерзнувшими исследовать и измерить небеса, и единственными, проникшими во все божественные тайны. Усложнение общественных отношений, развитие экономики в той или иной мере требовали развития науки. Маркс в «Капитале» подчеркивает, что «необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия».

Развитие орошаемого земледелия и строительство ирригационных сооружений привели к накоплению астрономических знаний. В Египте был создан первый календарь, деливший год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, что вместе с пятью добавочными днями составляло 365 дней. Дион Кассий говорит, что распределение дней по семи планетам придумано египтянами и гораздо позднее сообщено ими остальным людям; древние греки ничего об этом не знали.

Шу отделяет небо от земли

Значительных успехов египтяне достигли в области медицины. Они были знакомы с анатомией, хирургией; древнеегипетские врачи создали лечебник по ветеринарии. Хотя в древнем Египте наука была тесно связана с религией, врачи искали причины болезни, не прибегая к магии и духам. В этом отношении интересен папирус Элиота Смитта, изданный в 1930 г. В нем дается не только точное описание частей тела, но впервые указано, что повреждение мозга неизбежно вызывает болезненное состояние всего организма. Египетская медицина считала, что центром тела является сердце, а центром сознания - мозг.

Представления древнеегипетских мыслителей носили наивноматериалистический, гилозоистический характер. Они исходили из того, что все предметы и явления природы имеют материальное начало. Источником и основой всех вещей они считали воду: «Прохладная вода, которая в стране этой, которая произвела вещи живущие и из которой выходят все вещи». Воздух, как материальное начало, не только заполняет пространство, но и «пребывает во всех вещах». Землю древнеегипетские философы представляли себе в виде ящика или коробки.

Однако материалистическая мысль в древнем Египте в силу особенностей рабовладельческого общества не могла свободно развиваться. В идейной и культурной жизни Египта господствовала религиозная идеология. Богословы уже в середине III тыс. до н. э. утверждали, что «все сущее получило бытие сначала в разуме бога» Пта. Божественное происхождение имеют, по их мнению, также мысль и речь человека. Мемфисский бог Пта считался у древних египтян покровителем архитектуры, ремесла, искусства. Впоследствии бога Пта стали называть высшим разумом. Все, что есть в природе, и сама природа существуют в разуме Пта. Живое и мертвое, человек и боги произошли из разума или сердца Пта. Гимн в честь бога Пта показывает, как люди в те времена объясняли происхождение мира:

Пта великий - разум и речь богов…

Пта, от которого произошла сила разума и речи,

То, что рождается из каждого разума

И из каждых уст,

Все боги, все люди, все животные, все пресмыкающиеся,

Которые живут, думая и исполняя

Все, что он (Пта) велит.

Он (разум) рождает всякое плодотворное действие.

Он - речь, повторяющая помыслы разума;

Он (разум) придал форму всем богам…

В то время, когда каждое божественное слово

Возникло к бытию из помысла разума

И веления речи.

Сильное влияние религиозно-мистического мировоззрения на все слои древнеегипетского общества объясняется в числе прочего тем, что многочисленная религиозная литература облекалась в художественную форму. Среди религиозных гимнов наибольший исторический, научный и художественный интерес представляют гимны богу солнца Атону.

Таким образом, восточные деспотии держались не только при помощи террора, политического и экономического гнета, но и при помощи целой системы религиозных верований, в основе которых лежало обожествление царской власти и культ умерших царей. В «Тексте пирамид» фараон изображается в виде божества: «Ты стоишь, о Пепи, подобно богу в образе Озириса на его престоле». В древневосточных деспотиях и особенно в Египте обожествление царя имело политический характер и было рассчитано на укрепление царской власти и всего государственного аппарата. Жрецы уверяли, что царь - божество, что его власть и права даны от бога. Поэтому восстания против царя рассматривались как святотатство и карались смертью.

Для Египта характерны классические формы культа обожествления царя. Фараона называли «великий бог», «сын Солнца от плоти его». Уже в эпоху Древнего царства строятся грандиозные царские гробницы - пирамиды, которые своими размерами должны были внушить благоговение и веру в божественность земных деспотов.

Изолированность египетского общества наложила отпечаток на весь ход культурного развития Египта. Отрыв умственного труда от физического, появление обособленной жреческой касты создавали условия для господства религиозной идеологии. Богословские системы Египта в эпоху эллинизма оказали значительное влияние на развитие идеалистической философской мысли. Конечно, широкие торговые и политические связи Египта с соседними народами сыграли определенную роль в развитии египетской религии, но в еще большей мере египетские религиозные воззрения и религиозные обряды оказали влияние на религию соседних народов, особенно иудеев, греков и римлян. Бесспорно, египетский религиозный монотеизм сыграл большую роль в формировании библейского единобожия, а в эпоху упадка эллинизма культ Исиды и Озириса способствовал формированию христианства. Геродот говорит: «Египтяне первые установили собрания, процессии и паломничества в честь богов», и «греки научились всему этому у них».

59. ЕГИПЕТ Не гнушайся египтянином, потому что ты был пришельцем в стране египетской.Библия - Второзаконие, 23:6Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто обопрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, таков царь

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Египет – Озирис

Из книги В преддверии философии. Духовные искания древнего человека автора Франкфорт Генри

Бегство в Египет I «Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет».Христианство началось бегством в Египет, и, если христианство не кончено, снова родится Христос в сердцах человеческих, Он снова бежит в

Из книги КРАСНАЯ РУНА автора Флауерс Стефан Э.

11. Новый Египет К анализу двух центральных образов Воланда и Иешуа так просто не подступишься, а все остальные нужно оценивать лишь в прояснённом контексте. Ну, разве что уцепиться за хвост явно выходящего вон из ряда кота Бегемота? Зачем кот? Почему кот? «– Котам нельзя! С

Из книги Тайное знание. Секреты западной эзотерической традиции автора Уоллес-Мерфи Тим

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Глава 6 Древний Египет: речные цивилизации Награда Феникса – возрождение из пепла. А. Тойнби В изложении материала отдельных культур сначала представлена их история, затем основные отрасли. В истории нас интересуют моменты, оказавшие влияние на развитие культуры,

Из книги автора

Египет Египетское государство, одно из древнейших в мире, - возникло в V тысячелетии до н. э. Образование и усиление централизованного рабовладельческого государства в Египте относится к 3600–2700 гг. до н. э. Экономические условия Египта способствовали развитию и

Следует отметить, что для египетской религии характерно длительное существование пер-вобытных представлений. Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные силы природы. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух – мужскими божествами, явления природы воспринимались как отношения различных божеств. Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Так, в Мемфисе «душой» местного бога Птаха стал бык Апис. Животным Амона был баран. Большое распространение в Египте получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Культ богини Хатхор вырос из почитания коровы. Египетские боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе, и общеегипетских богов, почитаемых по всех стране. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону с центром в городе Гелиополе, и бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. Когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царст-вующего фараона и царем богов. Причем Амон включает теперь ряд функций бога Ра. Считалось, что бог Амон-Ра каждое утро появляется на востоке. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот, который научил людей читать и писать. Особую роль в Древнем Египте играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, то есть он имел двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения. Согласно этим представлениям каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души «ба», которая вылетает из тела в виде птицы и уносится на небо. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Мумификация состояла в том, это из трупа умершего удаляли внутренности, труп пропитывали специальными составами, затем заворачивали в особые ткани, пеленали, чтобы обеспечить длительное сохранение тела. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Огромную роль в верованиях египтян играло имя – «рен», уничтожение его приносило огромный вред загробному бытию. Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведение заупокойном культе,Аменхотеп IV выдвинул нового бога Атона,Себя провозгласилединственным сыном божества, начал строительство храмов

5 египетская мифология Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д. Мифы заупокойного культа Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» - утверждает умерший на суде). Земледельческие мифы Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядахЯркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми. В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

Религия и мифология древних египтян

1. Религия. Ещё в глубокой древности о египтянах ходили слухи как о богобоязненном и богопослушном народе, набожность и суеверие которого не знали границ. Египтяне верили в то, что всё на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы всœе помыслы людей и что в любой момент они могут вмешаться в дела смертных. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Города и номы, порядок и закон, ремёсла и искусства, письмо и счёт, науку и магию жители ʼʼЧёрной землиʼʼ относили к божественным установлениям. Οʜᴎ охотно разделяли представления о том, что до земных царей, власть которым была вручена небожителями, Египтом правили боги, затем – полубоги, избравшие долину Нила наилучшим местом для своего пребывания. Зависимость сознания древних египтян от грозных, могущественных, неумолимых божественных сил превратила Египет в страну тысячи богов, а египтян – в один из самых набожных, по мнению древнегреческого историка Геродóта͵ народов на земле.

Политеизм (многобожие) египтян проявлялся в одухотворении и олицетворении ими небесных светил (солнца, луны, звёзд), разнообразных природных объектов и явлений (реки Нил, водной пучины, знойного ветра пустыни), в поклонении домашним и хищным животным, за звероподобным обликом которых скрывались творцы Космоса, земного миропорядка, людей, покровители любви и семьи, войны и мирного труда, защитники фараона. Древним грекам, путешествовавшим по Египту, казались странными и некоторые поступки египтян: к примеру, почему они с особой нежностью заботятся о баранах, зачем царская дочь пьёт воду, в которой только что плескался крокодил, с какой целью осыпается почестями чёрный бык с белым треугольником в центре лба и мумифицируются ибисы?

То, что европейцам казалось чудным и диковинным, находит объяснение в религиозных представлениях египтян. Их почтительное отношение к баранам выражало преданность Амону – покровителю Фиванского нома, так как баран был священным животным Амона, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ великое божество могло перевоплощаться. Трогательные чувства к крокодилу возникали у всœех, кто поклонялся богу нильской воды Сéбеку – одному из самых почитаемых в Египте богов. Центром его культа считался Фаюм, позднее названный греками Крокодилополем, а храмы располагались почти по всœей стране. Крокодилов холили и лелœеяли, умащивали их откормленные тела бальзамами, нанизывали на пальцы и лапы золотые украшения. Жители Мемфиса преклонялись перед быком Аписом, в котором усматривали воплощение бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Аписа находили по особым, примечательным признакам: чёрному – без примесей – окрасу, раздвоенным щетинкам хвоста͵ изображению коршуна на спинœе и скарабея – на языке. Когда чёрного быка с белым треугольником в центре лба и названными приметами обнаруживали в стаде, жрецы праздновали его рождение и торжественно вводили в храм Птаха – творца существующего мира и людей. Священному быку давали лучший корм и осыпали почестями до конца его дней, а когда он умирал, вся страна погружалась в траур.
Размещено на реф.рф
Тело Аписа мумифицировали и хоронили как высокого правителя. В Египте было принято мумифицировать и ибисов, считавшихся земным воплощением бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, счёта͵ покровителя литературы и писцов, лекарей и магов. Как создатель всœей интеллектуальной жизни Египта Тот считался языком бога Птаха и сердцем бога Ра. Будучи астральным божеством, Тот сливался с луной, и как бог луны он вёл счёт дням, месяцам, годам. Ему принадлежала также ведущая роль в культе мёртвых и погребальном ритуале: он записывал результат взвешивания сердца на суде Осириса.

По мере развития религиозного сознания египтян пантеон их богов усложнялся, и наряду с богами, персонифицировавшими силы природы и сферы хозяйственной деятельности людей, появились божества, символизировавшие этические категории и жизненные ценности: мудрость, справедливость, любовь, порядок, истину и другие. К примеру, такие важные понятия человеческой жизни, как справедливость и правосудие, несла в себе богиня Маáт, супруга Тота. Существование государства не мыслилось египтянам без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы, уничтожив изначальный хаос, в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителœей всœеобщей гармонии Маат. Порядок часто воспринимался как правопорядок, в связи с этим фараоны, подобно богам-творцам, должны были стремиться ʼʼутвердить Маат на месте беспорядкаʼʼ, как сказано в ʼʼТекстах пирамидʼʼ. Уже в эпоху Древнего царства Маат становится центральным понятием в египетской этике, принципом, на котором строятся гармоничные (правильные) человеческие взаимоотношения.

В ранней древности египетские боги почитались в образах различных животных (что свидетельствует о сохранении на протяжении длительного времени пережитков тотемизма): быка, львицы, крокодила, сокола, павиана, змеи и других. Позже появились антропозооморфные изображения богов – с телами людей, но с головами священных животных или с их атрибутами. К примеру, Тот сохранил голову ибиса, богиня войны Сохмет имела голову львицы, а Исида, супруга Осириса, украшала свою причёску рогами коровы. В период расцвета Египетской цивилизации иконогрáфия – строго установленные правила изображения образов и сюжетов – обогатилась символическими образами богов. Символом бога Ра стал высокий, суживающийся в верхней части каменный прямоугольный столб –обелиск; бог Хор нередко представал перед взорами верующих как солнечный диск с распростёртыми крыльями сокола; бог Атон представлял собой солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивавшимися человеческими ладошками.

Все боги делились на местных, почитаемых в крупных населённых пунктах, номовых, почитаемых в областных центрах, и государственных, культ которых был обязателœен для всœех обитателœей Египта. Наиболее чтимыми общеегипетскими богами были: Хапи, отвечавший за плодородие, жизнь и процветание обитателœей ʼʼЧёрной землиʼʼ, Осирис – владыка подземного мира, Исида – его жена и сестра, покровительствовавшая супружеской любви и материнству, Хор – сын Исиды и Осириса, символизировавший победу жизни над смертью, а также защищавший фараона бог Солнца Ра, боги Птах и Тот, бог Амон – покровитель царской власти, вершитель политических судеб. Египетские фараоны также почитались как боги: они имели храмы, штат жрецов, им полагались жертвоприношения.

Политическая история Древнего Египта влияла на религиозные предпочтения египтян. Со сменой столичных центров глава египетского пантеона богов изменялась, так как местные боги возводились в ранг общегосударственных. К примеру, Птах – главный бог Мемфиса – столицы Египта в период Древнего царства – уступил своё место богу из Гелиóполя – Ра. Когда возвысились Фивы (эпоха Среднего царства), то местный бог Амон приобрёл дополнительные функции бога Ра и, официально став владыкой богов, стал почитаться под именем Амон-Ра.

Обилие египетских богов, изменение их положения в божественной иерархии, переплетение их главных функций вызвали крайне важно сть упорядочить религиозные представления, придать им организованный, структурированный вид. Сложная работа по систематизации египетского пантеона богов была проведена жрецами наиболее крупных религиозных центров Египта и отражена в египетской мифологии.

2. Мифология. Основными источниками по мифологии Древнего Египта являются:

а) Тексты Пирамид, вырезанные на внутренних стенах коридоров и погребальных помещений пирамид фараонов V и VI династий (XXVI–XXV вв. до н. э.); они состоят из ритуалов, заклинаний и гимнов, относящихся к погребению и перевоплощению царя Египта;

б) Тексты Саркофагов, записанные на внутренних стенках деревянных саркофагов в период между VIII и XVII династиями (XXII–XIX вв. до н. э.) и рассчитанные на обожествление и вечную жизнь погребённых в саркофагах; они содержат главным образом описание представлений египтян о загробной жизни, космогонии (сотворении мира) и содержание мифа об Осирисе, связанные с заупокойным ритуалом;

в) Книга Мёртвых – египетская Библия, сборник текстов, образовавшихся на базе заупокойных ритуалов в эпоху Нового царства и заменивших вышедшие из обихода Тексты Саркофагов;

г) религиозные гимны и тексты мифов, надписи на стенах храмов;

д) заговоры, заклятия и другие магические тексты, содержащие сказания о богах, при помощи уподобления которым египтяне надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий;

е) храмы, гробницы, культовые статуи, мумии священных животных, предметы ритуала, рельефы и стенные росписи.

Религия и мифология древних египтян - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Религия и мифология древних египтян" 2017, 2018.