Машинист подвижного состава обучение. Помощник машиниста: обучение, обязанности и функции

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают. Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:



Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

Обучают машинистов в железнолорожном техникуме, поступить в который можно, окончив 9 классов общеобразовательной школы. Перечень дисциплин, преподаваемых будущим машинистам, весьма обширен. Чтобы управлять поездом, потребуется знание его технических характеристик, правил железнодороженого движения, техники безопасности и пр., например, в современных поездах появились бортовые компьютеры, и знание принципов их работы также понадобится машинисту. Компьютер задает параметры движения, занимается вычислением маршрутов движения, а трогает с места локомотив машинист.

Особенности профессии

К особенностям профессии машиниста относится знание различных типов локомотивов, потому как нельзя предугадать, где именно придется работать выпускнику техникума и каким составом управлять. Локомотивы подразделяются на тепловоз и электровоз, а также по дальности следования маршрута. Кроме того, поезда бывают пассажирские и грузовые, в зависимости от того, перевозят они людей или грузы.

На машиниста идти учиться могут физически крепкие юноши, обладающие устойчивой психикой, потому как ситуация на дороге непредсказуема. Нередки различные аварии, потому машинист всегда ходит в рейс только с помощником машиниста. Кстати, выпускник техникума никогда сразу же не будет назначен машинистом – сначала только лишь помощником, чтобы получить необходимую поездную практику. Помощником машиниста придется отработать не менее двух лет, а затем сдать экзамен. Такие сложности обусловлены тем, что машинисту поезда доверяют жизни сотен людей, потому его уровень обязан быть профессиональным, а квалификация высокой. На машиниста метрополитена возможно обучиться непосредственно в депо при линии метро – достаточно будет окончить курсы и сдать экзамен.

Всегда работает с помощником только машинист дальнего следования, машинист электропоезда в одиночку способен справиться с перевозкой пассажиров. Маршруты дальнего следования поделены на определенные участки. Каждый машинист является знатоком только своего участка, то есть по ходу движения поезда к нему несколько раз подсоединяют новые локомотивы, которыми управляют разные машинисты.

При железнодорожных вокзалах есть комнаты отдыха для машинистов, потому как труд людей этой профессии является физически затратным и сложным.

Профессия машиниста сегодня востребованная, высокооплачиваемая и останется таковой еще долгое время. Применения своим знаниям машинист может найти на железной дороге, метрополитене, шахтах и крупных заводах, имеющих внутреннее железнодорожное сообщение.

Вам понадобится

  • - паспорт
  • - военный билет
  • - документ об образовании
  • - трудовая книжка
  • - московская или подмосковная прописка

Инструкция

На вакансию машинистом метрополитена могут претендовать только мужчины. Это связано со сложностью профессии и необходимостью постоянно концентрировать внимание. Для устройства на работу сначала необходимо позвонить по телефону отдела кадров метрополитена, чтобы уточнить, на каких ближайших к месту вашего проживания линиях открыта эта вакансия.

Затем необходимо придти в отдел кадров для оформления на работу. С собой возьмите паспорт, военный билет, документ об образовании и трудовую книжку.

После оформления начинайте учиться на профессию помощника машиниста в специальном учебном центре. На занятия, которые будут проходить на протяжении нескольких месяцев примерно с 9.00-10.00 до 18.00 по будням, вы изучите строение состава, назначение рычагов и кнопок в кабине, обязанности помощника машиниста, основы первой медицинской помощи. На время обучения вам будет выплачиваться хорошая стипендия. По окончании учебы сдайте экзамены.

После экзаменов отработайте наезд: некоторое время работайте помощником машиниста под руководством опытного машиниста. Затем сдайте еще один экзамен.

Теперь еще несколько месяцев учитесь на профессию машиниста в специальном учебном центре, где вы пополните запас ранее полученных знаний новыми сведениями, уже касающимися особенностей обязанностей и выполнения рабочих действий машинистом в метро. На время обучения вам положена стипендия. По окончании учебы сдайте экзамен и некоторое время работаете машинистом в паре с более опытным помощником машиниста, который будет вас контролировать. После контрольной проверки знаний и техники управления составом инструктором в случае успешной сдачи теоретического и практического материала вы можете работать машинистом самостоятельно.

Если при проверке инструктором выявились какие-либо пробелы в ваших знаниях и недочеты в работе, то вам необходимо будет еще некоторое время поучиться и снова пройти проверку. До тех пор, рока вы не покажете отличное владение теоретическим и практическим материалом, вы не сможете приступить к работе машинистом московского метрополитена.

Лучшие специалисты едут устраиваться на работу в Москву, и это объяснимо: несмотря на некоторое развитие регионов, рынок труда в Москве по-прежнему гораздо более развит и готов принимать новых и новых специалистов.

Инструкция

Существует стереотип, что Москва - город высокомерный, и провинциалов здесь не любят. Это совсем не так. Очень многие высокооплачиваемые специалисты, топ-менеджеры и бизнесмены, работающие в Москве, приехали сюда из других городов. По данным многих опросов, большинство работодателей вполне положительно относится к специалистам из регионов, считая их более трудолюбивыми, энергичными и ответственными. Кроме того, их зарплатные ожидания, как правило, не так высоки, как у москвичей.

Прежде чем начать искать работу , посмотрите, сколько примерно платят специалистам вашего уровня в Москве. Это легко сделать через сайты поиска работы, там есть статьи о среднем уровне зарплат в той или иной отрасли, "зарплатомеры" - тесты, которые определяют уровень, на который вы можете претендовать. Кроме того, можно просто просмотреть вакансии и проанализировать, на что вы можете рассчитывать. После этого укажите в резюме зарплату чуть ниже этого уровня - процентов на десять. Так вы уже "выиграете" у некоторых москвичей.

На многих сайтах по поиску работы есть опция, которая позволяет работодателю указать, готов ли он принять специалиста из другого города. На такие вакансии стоит обратить особое внимание. Но если вас заинтересует вакансия, не имеющая такой пометки, не спешите от нее отказываться: в конце концов, ваше резюме может оказаться гораздо более интересным, чем другие присланные на эту вакансию.

Если вы живете в другом городе и если для прохождения собеседования вам необходимо приехать в Москву на несколько дней, договоритесь с тремя-пятью работодателями о собеседованиях в определенный период (например, в определенную неделю). На эту неделю вы сможете приехать в Москву и пройти сразу все собеседования, что сэкономит ваши силы и средства. Скорее всего, хотя бы одно из них окажется для вас успешным. Вариант беседы с работодателем почти всегда является лучшим, нежели вариант видеособеседования, хотя некоторые кандидаты пользуются именно им, чтобы никуда не ехать. Кроме того, вы сможете оценить условия работы, состояние офиса, а также понаблюдать за сотрудниками.

Некоторые компании предлагают выполнить тесты или задания по специальности. Иногородний кандидат вполне может попросить прислать их ему по электронной почте. Пройдя этот первый этап отбора, вы поймете, можете ли вы рассчитывать на работу в этой компании. Кроме того, иногда тестовые задания говорят о работодателе и характере работы очень многое, и вам после их выполнения будет проще определиться, подходит ли лично вам эта работа.

На собеседовании стоит сделать акцент на лучших качествах, приписываемых иногородним кандидатам: на трудолюбии и активности, а также на чуть заниженных зарплатных ожиданиях. Лучше немного "проиграть" в зарплате сначала, но устроиться именно в ту компанию, в которой вы бы хотели работать. Потом, когда вы проявите себя, ваши доходы вырастут - и, возможно, намного.

Источники:

  • как устраиваться на работу

Полезный совет

Не пропускайте занятия в учебном центре и будьте внимательны на них, так как вся излагаемая информация пригодится вам в процессе работы, а также при последующих регулярных проверках руководством.
После обучения не выбрасывайте конспекты лекций, так как в них содержатся ответы на многие вопросы, которые будут в программе переаттестаций машинистов

Источники:

  • Сайт московского метро
  • как я работал машинистом

50 тысяч рублей - средняя зарплата машиниста Московского метрополитена. За 6-8,5 часа работы в день он проезжает несколько раз по одному маршруту, развлекая себя песнями, разговорами с самим собой и картинками в зеркале заднего вида. «Уважаемые пассажиры, поторапливаемся с посадкой-высадкой, не задерживаем отправление поезда» - подобную фразу по инструкции должен сказать машинист даже при 2-3-секундной задержке состава. Всегда помнить о том, что спереди и сзади едут другие составы и вы зависите друг от друга, - обязанность любого машиниста. Каждый в этой профессии осознает, что ему доверили жизнь тысячи людей и он ответственен за них. Немногие выдерживают такие нагрузки до пенсионного возраста - как правило, сил и здоровья хватает максимум на 10–15 лет. Как стать машинистом Для успешного трудоустройства в метрополитене необходимо пройти комплексное обследование у психолога. По результатам тестов соискатель допускается к медкомиссии. Медикам необходимо проверить слух, сердечную деятельность, зрение, наличие/отсутствие дальтонизма. Нужно также пройти ЭКГ, флюорографию, отоларинголога, терапевта, хирурга и сдать кровь. Только при положительных результатах медкомиссии будущего машиниста отправляют на 4-месячное обучение с выплатой стипендии. После успешной сдачи экзаменов, где списать точно не получится, претендент может идти работать помощником машиниста. По словам машиниста московского метро Дмитрия Десяткина (фамилия изменена по просьбе самого машиниста), через месяц помощника могут отправить на «наезд» к опытному машинисту. После 2–3 месяцев езды соискатель может сдавать на право управления составом и еще через 2–3 месяца проходит экзамен на самостоятельное управление поездом. То есть с момента поступления на учебу до самостоятельного вождения проходит около года. Рабочая смена машиниста начинается с медосмотра. Каждый день - достаточно жесткий контроль основных показателей здоровья. По КЗОТу машинист должен работать 36 часов в неделю, то есть 6 часов в день. На деле смена доходит до 8,5 часа постоянного шума, резких вспышек света и максимально сосредоточенного внимания. «При острой нехватке людей иногда приходится работать по 11–12 дней без выходных. После 12 дней такой работы вам обязаны дать сдвоенный выходной… Да, и не забывайте, что праздники, выходные, дни рождения - все это рабочие дни. Метро работает без выходных», - рассказывает Дмитрий. Главное - чувство юмора Радует машинистов только одно: хорошо, когда все хорошо. Когда диспетчер не выдает дополнительных инструкций, а под поезд никто не бросается. Всех суицидников в метро с рельс по должностной инструкции должен доставать сам машинист. А таких много, особенно по весне. Движение поездов нарушается, возникают подземные пробки. «Молодой парень, 21 год, решил свести счеты с жизнью. Ну задолбала его проклятая. Выбор его почему-то пал на метро. Спустился наш герой на станцию, походил, посмотрел… Сообразил, что лучше все-таки прыгнуть в начале платформы. Скорость поезда большая, и вообще так надежнее. Встал за колонну, собрался с духом… Поезд… Короткий разбег - прыжок… Ну нет у человека опыта суицида! В общем, наш герой, решив свести счеты с жизнью, слишком высоко подпрыгнул и в результате, выбив лобовое стекло со стороны помощника, влетел в кабину. Представляете ощущения машиниста? Въезжаешь на станцию, все нормально. Удар - фонтан осколков, и человек влетает через лобовое… Жив. Ушибы, переломы, сотрясение мозга», - пишет в своем «Живом журнале» один из машинистов московского метро. Множество нестандартных ситуаций возникает и по связи «машинист - пассажир». Из-за того, что в кабине машиниста практически никакой шумоизоляции, слова собеседника из вагона практически в 100% случаев разобрать не получается. В итоге, даже если это безобидная шутка, у машиниста происходит резкий выброс адреналина, который выводит из равновесия. Несмотря на ежедневные инциденты, машинисты не теряют чувства юмора и шутят друг над другом, а иногда и над пассажирами. Так, например, одна из известных шуток - про «слепого» машиниста. В кабину на одной из станций заходит «слепой» с тростью и в черных очках, а «нормальный» машинист выходит. По словам очевидцев, когда поезд трогается, в зеркале видно, что в кабине остается один человек - этот самый слепой. Еще одна шутка - над учениками. По традиции первый свой электровоз - тот, на котором молодого машиниста обучают, - надо проводить, помахав ему на прощание рукой. Как пишет в своем дневнике племянница одного из «старожилов», машинистов московского метро, однажды два учителя, которые «обкатывали» новичка, внушили ему, что это совершенно обязательная вещь, проверенная годами. Сделаешь - тогда вся карьера пойдет как по маслу: никого не задавишь, в туннеле не застрянешь, проводка не загорится. В общем, не жизнь, а малина, знай только премии получай. Хмуро рассказали, что был случай, когда один мальчишка забыл электровозу махнуть - и все, в первую же неделю столкнулся с ремонтным поездом, и это еще цветочки. «Откатал парень первый день, высадили его на станции. Он стоит, ждет, когда его первый в жизни электровоз тронется. Те двое закрывают двери и после обычного „Осторожно, двери закрываются“ объявляют по громкой связи в вагонах: „Уважаемые пассажиры, электропоезд, в котором вы едете, экспериментальный. Состав движется без машиниста. Убедительная просьба соблюдать спокойствие и порядок“. Поезд отправляется. А не слышавший этого объявления новоиспеченный машинист в новенькой форме стоит на платформе и с блаженной улыбкой машет поезду рукой. На следующей станции пассажиры из трех первых вагонов выскочили, как пробки из шампанского, причем все», - описывает ситуацию Юлия. Забавные казусы в метро случаются не только с машинистами, но и даже с операторами стоек SOS. «Бабушка спросила у стойки, куда ей удобнее выйти. Оператор объяснила. То ли бабушка не поняла, то ли оператор ошиблась, но в результате бабушка вышла не в ту сторону. Другой бы человек плюнул и забыл, но не таковы люди, воспитанные советским обществом. Бабушка не поленилась и написала жалобу. Оператора вызвали на ковер к руководству и наказали. Вывод: не обижайте бабушек!» - описывает обычную рабочую ситуацию в онлайн-дневнике один из машинистов московского метро. Цифры - 50 тыс. рублей - средняя зарплата машиниста московского метрополитена - 8,5 часа в день отрабатывает каждый машинист - 9 тыс. человек перевозит один машинист московского метро ежесуточно