Полная переделка усилителя Радиотехника У101. Полная переделка усилителя Радиотехника У101 Усилитель радиотехника у 101 описание

Вроде бы время Страны Советов давно уже прошло, но многие энтузиасты до сих пор используют советскую технику и искренне считают, что лучше нее на свете нет ничего. Особенно это относится ко всякого рода усилителям, колонкам и проигрывателям. Дескать, только они обеспечивают самый "правильный", чистый и теплый (ламповый) звук. Спорить с этим не будем. Тем более что советская аудиотехника действительно была на высоте. Одним из "старичков", который может еще порадовать качественным звуком, является усилитель "Радиотехника У-101". Немаловажную роль играет и то, что собран он был не на российских просторах, а в союзной Латвии. Поэтому и качество соответствующее. Однако пора разобрать основные характеристики этого устройства и рассмотреть отзывы счастливых обладателей этого "чуда". Но сначала немного общей информации о производителе.

О производителе

Когда-то компания "Радиотехника" была дочерним предприятием небезызвестного завода "ВЭФ". Последний был упразднен в 1997 году. Но "Радиотехника" осталась и по сей день работает. Теперь это крупнейший производитель музыкальной аппаратуры в Восточной Европе. История компании началась в 1927 году. Тогда Абрам Лейбовиц основал небольшое предприятие по выпуску радиоприемников. Со временем фирма разрослась и начала выпускать огромное количество бытовой электроники: от радиоприемников и телевизоров до усилителей и акустических систем. Легендарные колонки S90 были сконструированы и выпущены в 1989 году. Примерно к этому же временному периоду относится и разработка такой вещи, как усилитель "Радиотехника У-101".

Стоит сразу отметить, что искушенные "аудиофилы" не ценят технику этого производителя. Они считают ее массовым "шлаком" и "хламом". Единственное, что признают эти товарищи из советских аудиосистем - топовые усилители от "Амфитон" и легендарный "Бриг". Но в любом случае усилитель "Радиотехника У-101" стерео в десять раз лучше того китайского хлама, который сейчас находится на прилавках магазинов электроники. Поэтому для озвучивания небольших помещений (таких как стандартная квартира) его можно и нужно приобрести. Тем более что на вторичном рынке этот аппарат стоит копейки. Однако перейдем к особенностям дизайна усилителя и его техническим характеристикам. Ибо это самое важное.

Внешний вид и дизайн

Итак, посмотрим на усилитель "Радиотехника У-101" стерео. Его дизайн, в принципе, стандартен для устройств этого производителя 80-х годов прошлого столетия. Тем не менее массивная передняя панель из шлифованного алюминия внушает определенное доверие. Чистое дерево, которым оформлена остальная часть корпуса, тоже навевает кое-какие положительные эмоции. Но больше всего порадовали кнопки переключения режимов работы и регуляторы громкости, баланса, НЧ и ВЧ. Они сделаны добротно (из того же алюминия), а размер такой, что точно не промахнешься. Все это отличительные черты советской аудиотехники тех времен. И "Радиотехника" тоже выглядит соответственно. Однако конструкторы не забыли и об охлаждении внутренних элементов устройства. Добротные решетки из металла располагаются и в верхней части корпуса, и в нижней. На задней панели имеется массивный рефрижератор блока питания и большое количество необходимых разъемов (в основном пятиштырьковых). Выполнена задняя панель тоже из металла.

Вес и габариты

Советская техника не отличалась компактностью. Не исключение и стерео-усилитель "Радиотехника". Размеры его довольно внушительные. Его ширина составляет 330 мм. Длина - 430 мм. А высота - 80 мм. Довольно объемный аппарат. Для его установки придется подобрать подходящее место. Идеальным вариантом была бы стойка под аппаратуру. Они выпускались (и были весьма популярны) в 90-х годах прошлого столетия. Но и сейчас есть такая мебель. Вот только сейчас габариты таких полок заточены под китайские "ресиверы". Но этот усилитель должен там поместиться. Что касается веса, то масса у этого усилителя внушительная - 10 кг. Такой вес получился из-за тяжести блока питания, отдельных компонентов и металлических элементов дизайна. Но зато сразу видно, что перед нами добротное, качественное советское устройство. Теперь перейдем к техническим характеристикам усилителя. Именно они определяют качество воспроизводимого звука.

Технические характеристики усилителя

Итак, перейдем к техническим характеристикам усилителя. Стоит отметить, что он не подойдет любителям громкой музыки. Его номинальная выходная мощность составляет всего 20 Ватт на канал. Для озвучивания стандартной комнаты вполне достаточно. Но не более того. Сопротивление равно 4 Ом для каждого канала. Это значит, что огромные напольные 8-Ом колонки (вроде "Амфитона") к нему подключить не удастся. Он просто не сможет их раскачать. Самый лучший вариант - полочные АС. Именно они более всего подходят к такой штуке, как усилитель "Радиотехника". Характеристики довольно скромные. Даже по советским меркам. Но зато обеспечивается высокое качество звука. Диапазон воспроизводимых усилителем частот колеблется от 20 до 20 000 Герц. Этого вполне достаточно для обеспечения качественного звука. Если подключать сей усилитель к компьютеру, то обязательно нужно использовать внешний ЦАП. Только он сможет раскрыть весь потенциал данного усилителя.

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление - это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель "Радиотехника" лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму - 83 децибела. А отношение сигнала к фону - 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому "Радиотехника У-101" намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести "Радиотехнику", не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя "Радиотехника" четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях "Радиотехника", - конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще "болячки" имеет усилитель "Радиотехника У-101" стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель "Радиотехника" лучше или хуже остальных. Первый конкурент - "Амфитон-001". При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем "Амфитон". Дальше - больше. Бас "Амфитона" никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные "Радиотехникой". Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный "Бриг У-001". Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У "Брига" получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть "Бриг" и годами старше, но намного лучше, чем "Радиотехника". Беда только в том, что найти адекватный "Бриг" на вторичном рынке очень трудно. Поэтому "Радиотехника" остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Положительные отзывы о "Радиотехнике"

Что говорят те, кто успел уже приобрести предварительный усилитель "Радиотехника У-101"? Подавляющее большинство владельцев довольны тем звуком, который обеспечивает этот усилитель. Другие же отмечают, что после небольшой доработки аппарат стал звучать еще лучше. Но все меломаны сходятся в одном: этот усилитель прост в эксплуатации. Он прекрасно подходит для повседневного использования. Еще одним преимуществом люди считают простоту ремонта усилителя в случае его выхода из строя. В общем и целом, владельцы довольны устройством.

Отрицательные отзывы о "Радиотехнике"

Усилитель "Радиотехника" удостоился отрицательных отзывов только от тех, кто считает себя "аудиофилами". Самая частая жалоба от этих товарищей - недостаточная глубина сцены. Также жалуются на проработку низких и высоких частот. Но это не топовый усилитель. Если хотите такого звука, то нужно приобретать аппарат за несколько тысяч долларов. А "Радиотехника" - это усилитель начального уровня. Так что такие жалобы принимать во внимание не стоит.

Заключение

Итак, мы рассмотрели предварительный усилитель "Радиотехника У-101". Это качественное и надежное устройство, которое способно обеспечивать высококачественный звук при минимальных затратах. Приобрести этот усилитель на вторичном рынке можно за копейки. И в хорошем состоянии. Лишний повод обеспечить себя качественной аппаратурой. Хоть и родом из прошлого.

Первым делом мы займемся самым главным элементом любой системы - ее сердцем. У усилителя это, как вы уже догадались, блок питания. Доработаем его следуя советам Николая Васильевича + добавим несколько фишечек от себя.

Все провода внутри собраны специальными стяжками. Первый раз вижу такую аккуратность в советской технике. Хотя, скорее всего, мне просто не попадались такие образцы.

Откручиваем прижимные винты

отсоединяем шлейф с питанием от предусилителя

блока индикации, отстегивая при этом стяжку

и оконечных усилителей, снимая при этом тоже пару стяжек.

Все, легкий путь закончился, теперь придется взять в руки паяльник. Отпаиваем питание от платы входов. Да, детишки, никогда не паяйте на диване.

Кстати, я так пока и не понял, где здесь находить корректирующий усилитель для проигрывателя. Вроде как отдельный блок находится на плате входов, но вместе с тем, какая-то дополнительная микросхема стоит на предусилителе. Ладно, по ходу разберемся. Отпаиваем нули, идущие на выход на динамики и на корпус. Паять тяжело, мой 25 ваттный паяльник справляется с трудом.

Ладно, конечно можно еще отпаяться и от трансформатора и блока защиты, но что-то мне лень, тем более блок питания уже получил более чем достаточную мобильность для дальнейших с ним манипуляций. Девочка переезжает на стол.

Что ж, начнем с того, что запаяем конденсатор в цепь сети, чтобы защитить нашу малышку от всяческих ненужных ей помех. Вот этот из старого монитора вполне подойдет.

Переходим с доработке непосредственно самого БП. Как писал Николай Васильевич в своей более новой статье , переводить все питание на 31 вольт вовсе не обязательно, достаточно запитать по максимуму оконечники, чтобы получить максимальную отдачу, а всех остальный потребителей посадить на 26-вольтную "диету".Кроме всего прочего, это поможет избежать многих проблем, в частности с перегревом резисторов в блоке индикации.

Я не буду разводить ноль как советует Николай Васильевич. Что-то мне кажется, что ощутимой пользы будет намного меньше, чем геморроя с новыми проводами. Тем более, железный корпус уже должен защищать от помех, если верить тому, что нам рассказывали на физике.

Начнем с того, что поменяем местами выводы 26 и 31 вольт с трансформатора, чтобы подать большее напряжение на более стабилизированный участок. (Хотя, если учесть, что будут использованы конденсаторы 10000 мкф, эта выгода становится слегка сомнительна, ибо и так все будет в шоколаде, но тем не менее)

Меняем местами провода на обоих 4-х и 5-х выводах трансформатора. Теперь, как и положено, по прводам бОльшего сечения течет бОльшее напряжение.

Выпиливаем (анти)фильтрующие конденсаторы МБМ. Никогда их не любил.

Переходим к замене основных "боченков". Жаль, но их придется выбросить. Вряд ли в них осталась хоть треть от заявленной ёмкости.

Как оказалось, процесс намного упрощается, если снять пластиковую прокладку.

А теперь запиливаем сюда наших 10милифарадных монстров. Jackcon, конечно, не самая дорогая марка, но для наших целей - в самый раз.

Что имеем в итоге. Емкость увеличилась в 5 раз, при уменьшении объема в 2. Прогресс, епта!

А теперь - обещанная фишечка. Припаиваем параллельно каждому направлению по неполярному конденсатору типа к73-17. У Николая Васильевича этого нет, но по утверждению многих приближенных к теме, это увеличивает качество отдачи на высоких частотах. Да-да, блок питания в усилителе - очень важный звукоформирующий элемент! А вы думали? Мир - это совсем не то, что бросается в глаза с первого взгляда.

После третьего включения стало ясно, что дымят диоды малого выпрямителя. При замере двое из них оказались пробиты. Кто знает, может при первом включении что-то неудачно коротнуло, или 10милифарад для них - слишком большая ноша, но, в любом случае, назад пути уже нет. Диодов тоже нет, так что завтра бежать мне в магазин.

Но, нас не остановит эта мелкая неприятность! Муахаха! Продолжаем тестить больший выпрямитель.

Сначала автора очень удивило, почему больший выпрямитель выдает 66 вольт вместо ожидаемых 31. Но потом он догадался посмотреть на схему и увидел, что на ней написано -31, и +31, т.е. общая разность потенциалов 62 вольта, а это то же самое, что и 66, только под нагрузкой.

Ну что ж, аллилуя, братья и сестры, мотор практически готов понести нас в светлое будущее, наполненное божественным звучанием. Осталась пара небольших, но необходимых деталей, и мы с вами перейдем к самой интересной части нашего повествования. Аминь.

Продукт латвийской промышленности Radiotehnika У-101-стерео (позднее, Radiotehnika У-7101) был желанным приобретением для любого меломана в середине восьмидесятых. Полный комплект аппаратуры Radiotehnika насчитывал минимум четыре блока — усилитель, тюнер, кассетная дека, виниловый проигрыватель. Может было что-то еще но мне оно не попадалось.

Некоторое время назад, я оказался один на один с усилителем Radiotehnika У-101-стерео, кассетной декой Radiotehnika М-201-стерео и парой колонок Романтика 25АС. Времени было много, делать было нечего, рядом с мечтой меломана середины восьмидесятых нашлись кассеты с записями The Beatles и Al Bano & Romina Power. Было решено слушать Felicita и Let it be, но не тут-то было. Кассетная дека не крутила кассеты, а усилитель давал такой фон, что было страшно за колонки.
С кассетной декой всё решилось достаточно просто — немного жидкой смазки, бутылек одеколона и чекушка водки привели старушку в чувства. Вот небольшой фотоотчет:

Просто залить всё алкоголем и маслом сверху, ну и склеить рассохшийся фанерный корпус. Это конечно не на долго, т.к. и шестеренки подносились и пассики растянуись

С усилителем в принципе всё тоже достаточно просто. Вся соль в электролитах 🙂 Как оказалось после пятиминутного изучения проблемы посредством гугла, достаточно заменить пару электролитов в блоке ВЧ и возможно заменить электролиты по высокому. Вот небольшой фотоотчет:

По-скольку я не запомнил, какую именно пару электролитов менять в ВЧ блоке (такая маленькая экранированная коробочка на холодном контакте втыкаемая в основную плату), пришлось заменить все. Аналогично с электролитами по высокому. Усугублялось всё тем, что мультиметра у меня не было, да и паяльника тоже. Пришлось покупать всё там же, куда пришел за электролитами. DIN 5 pin и TRS 3.5mm разъёмы тоже были куплены на всякий случай.

В итоге на всё про всё ушло минут 40 работы и мечта меломана середины восьмидесятых запела сначала голосом Al Bano, а потом и синтезатором Moby, забирая сигнал с мобильного телефона.

Паяется, разбирается и собирается всё достаточно легко, я паял приличным китайским 100W паяльником. Все детали доступны и распространены, по высокому — шесть штук 50V 2000uF, по низкому пара 6.3V 50uF, пара 10V 20uF и пара 50V 2uF. Надо только иметь в виду, что дорожки от платы ВЧ блока отслаиваются легко и непринужденно, и паять нужно аккуратно, дабы ничего не порвать. Иначе, придется «дублировать» дорожки ножками электролитов.

Да, чуть не забыл, схема усилителя:

  • (PDF, 100KB)
  • (PDF, 100KB)

Сегодня я расскажу как мною восстанавливался усилитель Радиотехника У 101 1985 года выпуска.

Аппарат очень ремонтнопригодный, и в моём случае поломок не было никаких. Была сделана лишь небольшая модификация связанная с заменой разъёмов на современные, и замена всех электролитических конденсаторов.

Итак первое - это конечно же блок питания:

Меняем всё высохшие банки 50в 2000мкф современные 63в 6800мкф.

Главное соблюдаем полярность и тщательно пропаиваем контакты стараясь не перегревать конденсаторы.

Результат:

Правда с химией я чуть переборщил, и в результате потерял все надписи....

Но для меня это не критично, т.к. мне известны все крутилки. Далее на фото один из каналов усиления с полевыми транзисторами:

Позже будет заменена часть аудио проводки внутри усилителя, и приведены в порядок пучки проводов:

Тестирование. Акустическая система подключена прямо к проводам усилителя. Правда в обход реле защиты. Около 10 лет назад его я отключил, и теперь предстояло всё вернуть на свои места:

Поочерёдная проверка каналов:

Возвращаем лицевую панель на место, заодно и устанавливаем крутилки на место. Эдакий No Name усилитель получается:

К моменту когда все электролиты в усилителе были заменены, наступило время поработать напильником и ножовкой:

В этом мне очень помогли маленькие и очень удобные тисочки:

Деталь для крепления гнёзд входных джеков:

Установка входных разъёмов на свои места:

Это темброблок. Конденсаторы в нём как полярные, так и неполярные. Так же были обработанны хрустящие переменные резисторы ВДшкой:

И установка их на свои места:

Лицевую панель усилителя я сохранил, осовременив только разъёмы на задней панели. Так же был удалён за ненадобностью селектор входов, т.к. у усилителя будет всего 1 источник входа. А со входа сигнал идёт сразу на темброблок. В целом, на мой взгляд получилось классно:

В итоге усилителю предстоит некоторое время поработать с акустикой N-Monitors 100. Далее он отправится обслуживать восстанавлювающиеся сейчас акустические системы Амфитон 35ас-018. Посмотрим как он себя покажет в работе.

Спасибо за внимание!

Стереофонический усилитель и проигрыватель

Усилитель «Радиотехника У-101-стерео» предназначен для высококачественного усиления сигналов как от устройств, входящих в комплекс, так и от внешних источников звуковых программ. Усилитель имеет электронный коммутатор входов, раздельные по каналам электронные индикаторы уровня выходной мощности, устройство защиты выходных каскадов при коротком замыкании в нагрузке; предусмотрена и защита громкоговорителей от возможного попадания на них постоянной составляющей напряжения при неисправностях усилителя, а также защита транзисторов выходного каскада от перегрева.

Рис. 1. Компоновка


Рис. 2. Общая схема усилителя

Номинальная выходная мощность, Вт... 2х20
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц... 20...20 000
Номинальное входное напряжение, мВ, входа:
звукоснимателя... 2
остальных... 200
Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот, %, не более... 0,3
Отношение сигнал/фон, дБ... 60
Отношение сигнал/шум (взвешенный), дБ, при выходной мощности 50 мВт 83
Напряжение на выходе для подключения стереотелефонов (Rн=16 Ом), В... 0,9
Потребляемая мощность, Вт 80
Габариты, мм... 430x330x80
Масса, кг... 10

Электронные коммутаторы входов усилителя выполнены на микросхемах DА1-DА3 (рис. 4), управляемых постоянным напряжением, поступающим с селектора входов - галетного переключателя SА1. Такое схемное решение упростило монтаж, устранило трески при переключении входов, снизило наводки на входные цепи. Микросхемы размещены непосредственно около входных разъемов, а переключатель - на лицевой панели усилителя.

С платой коммутации соединен также переключатель SА2 «Копир». Он предназначен для оперативной коммутации магнитофонов (без дополнительных манипуляций с соединительными кабелями) при перезаписи фонограмм. Коммутация чисто механическая, что позволяет при отсутствии необходимости контрольного прослушивания производить эти работы без включения усилителя в сеть.



Рис. 5. Плата предварительного усилителя

В качестве оконечных усилителей «Радиотехники У-101-стерео» применены унифицированные модули УНЧ-50-8. Входной каскад модуля (рис. 5) - дифференциальный на транзисторах VТ2, VТ4 с источником тока (VТ1, VТЗ) в эмиттерной цепи. Следующий за ним каскад на транзисторах VТ5-VТ10 также дифференциальный, с динамической нагрузкой в виде токового зеркала (VТ5, VТ8), обеспечивающего симметричную раскачку выходного каскада. Высокая линейность усиления больших сигналов этой частью модуля обеспечивается повышенным (по сравнению с выходным каскадом) напряжением питания.

Выходной каскад (VТ13-VТ20) - симметричный, на составных эмиттерных повторителях с параллельным соединением транзисторов в последней ступени. Температурная стабилизация режима работы каскада обеспечивается устройством на транзисторе VТ9.



Рис. 5. Плата оконечного усилителя

Устройство защиты усилителя от перегрузки собрано на транзисторах VT11, VT12 и диодах VDЗ-VD6. При коротком замыкании нагрузки оно ограничивает выходной ток на уровне 2 А. Как уже говорилось, в Радиотехнике У-101-стерео» предусмотрена также защита громкоговорителей от попадания на них постоянного напряжения при неисправности усилителя и защита транзисторов выходного каскада от перегрева. Напряжение 34 поступает на громкоговорители через контакты реле К1 (рис. 6). Если усилитель исправен, оно срабатывает через 3... 5 с после включения питания, что устраняет щелчки, обусловленные переходными процессами в усилителе. Время задержки подключения громкоговорителей определяется параметрами цепи R10СЗ. С появлением постоянной составляющей (более 2. В любой полярности) транзисторы VT1, VТ2 формируют напряжение, которое поступает на базу транзистора VТЗ и закрывает его. В результате обмотка реле К1 обесточивается, и его контакты отключают громкоговорители от усилителя.

Это же устройство используется для автоматического отключения громкоговорителей при установке вилки стереотелефонов в розетку ХS17, снабженную выключателем SАЗ, и перегреве мощных транзисторов. Термореле собрано на микросхеме DА1. Функции терморезистора выполняет транзистор VТ, включенный в одно из плеч моста R12R13R16R17. Питается мост стабилизированным напряжением через резисторы R14, R15. В исходном состоянии соответствующим выбором высокоточных резисторов мост разбалансирован таким образом, что напряжение на выводе 5 (относительно вывода 4) микросхемы DА1 равно 50±5 мВ, а на ее выводе 10 отсутствует. При нагревании транзистора VТ (он расположен на теплоотводе транзисторов выходного каскада) до 85...90° мост балансируется, и напряжение на выходе микросхемы скачком повышается до питающего (+26В). В результате открывается транзисторный ключ VТ4, и система защиты отключает громкоговорители от оконечных усилителей.



Рис. 6. Плата защиты

Принципиальная схема электронного индикатора уровня выходной мощности с выводом информации на вакуумный катодолюминесцентный двухцветный дисплей показана на рис. 7. При выходной мощности, меньшей номинальной (-20...0 дБ) светится линейка зеленого цвета, а при перегрузке (0...+5) дБ - красного. Работой дисплея HL1 управляет микросхема DD1, обеспечивающая аналогопози-ционное преобразование выходного сигнала каждого канала усилителя в соответствующий код. Пороговые напряжения срабатывания элементов коммутации микросхемы стабилизированы генератором тока на транзисторе VТ2. Инвертор на транзисторе VТ1 совместно с элементами микросхемы DD1 образует генератор парафазных импульсов, поступающих на сетки дисплея в такт с подключением входов этой микросхемы к выходам ОУ DА1.1, DА1.2. Частота импульсов выбрана равной 150 Гц, определяется она номиналами элементов R11, С6. Обработка информации обоих каналов одним аналогопо-зиционным преобразователем обеспечивает идеальную согласованность характеристик индикации. Микросхема DА1 усиливает сигналы, поступающие с выпрямителей на диодах VD1, VD2 через интегрирующие цепи R1С1R4, R2С2R5 (время интеграции индикатора около 30, обратного хода - 500 мс). Параметрические стабилизаторы (VD4, VD5) обеспечивают стабильные показания индикатора при значительных изменениях питающих напряжений.


Рис. 7. Плата индикатора

Электропроигрыватель "Радиотехника-ЭП101-стерео" выполнен на базе электропроигрывающего устройства 1ЭПУ-70С-02 с магнитной головкой ГЗМ-105Д. Проигрыватель имеет устройство точной подстройки частоты вращения диска с контролем ее по встроенному стробоскопу, электромагнитный микролифт, механизм автоматического возврата звукоснимателя на стойку по окончании проигрывания пластинки. В нем предусмотрены также контроль и установка прижимной силы звукоснимателя, фиксация и удержание звукоснимателя в нерабочем состоянии, регулировка скатывающей силы с помощью компенсатора рычажного типа, автостоп.

Основные технические характеристики

Частота вращения диска, об/мин... 33.33; 45,11
Коэффициент детонации, %... 0,15
Относительный уровень рокота (со взвешивающим фильтром), дБ... - 60
Относительный уровень электрического фона, дБ... - 60
Чувствительность звукоснимателя, Мв-с/см... 0,7 – 1,7
Напряжение на универсальном выходе, мВ... 250
Рабочий диапазон частот, Гц... 31,5... 18000
Переходное затухание между каналами, дБ. на частоте 1000 Гц... 20
Прижимная сила звукоснимателя, мН... 15±3
Потребляемая мощность, Вт... 25
Габариты, мм... 430х330х160
Масса, кг... 10

«Радиотехника-ЭП101-стерео» состоит из трех узлов: электропроигрывающего устройства 1ЭПУ-70С-02, платы предварительного усилителя-корректора и платы стабилизатора устройства питания двигателя. Предусилитель-корректор (рис. 8) построен на ОУ 548УН1А. Для защиты от помех, возникающих в результате переходных процессов при включении питания, выход усилителя зашунтирован электронными ключами на транзисторах Т1, Т2 (рис. 9), открывающимися с некоторой задержкой после включения электропроигрывающего устройства. Время задержки определяется цепями R4С2, R5СЗ, включенными в цепь управляющего напряжения +15 В. Напряжение питания предусилителя-корректора (+ 24 В) стабилизировано устройством на транзисторе ТЗ и микросхеме МС1.


Рис. 9. Плата стабилизатора

Рис. 8. Плата усилителя-корректора

В. Папуш, В. Снесарь
г. Рига

"РАДИО" № 9, 1984 г.