Мотоцикл урал годы выпуска. Урал: российские мотоциклы не для России. Современные тенденции мотоциклов Урал

В череде товаров, ставших гордостью Свердловской области , самый известный - это, безусловно, ирбитский мотоцикл с коляской «Урал» . Его знают не только в России. Ценители мототехники во многих странах мира без ума от него - за то, что в его облике многое сохранилось от старого армейского аскетизма, за полное равнодушие к качеству дорог и сервису, за нежелание жить в «ногу со временем». Он как бы выломился из временного потока, оставшись при этом самим собой.

История создания: легенда про немецкий БМВ

По поводу нашего тяжёлого мотоцикла существует легенда, по которой его якобы тайком скопировали с немецкого мотоцикла «БМВ» 1938 года выпуска, закупив для этого не то в Германии , не то в Швеции пять серийных машин модели R-71 . Наши военные, дескать, были под впечатлением победного марша гитлеровцев по Европе , огромную роль в успехе которого сыграли механизированные части, укомплектованные в том числе и мотоциклами с колясками.

- Мы ничего не воровали, это неправда! - возражает директор Александр Буланов . - В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был с Германией в хороших отношениях. Немцы сами передали нам и лицензию, и чертежи.

Кстати, принимая решение о выборе прототипа для советского армейского мотоцикла, наши спецы тогда рассматривали и другие варианты: американские машины, английские, те же немецкие (например, более технологичную в производстве модель «БМВ» под индексом R-12 , которая позднее стала основной в частях вермахта). Но, как показало время, именно R-71 оказался наиболее удачным, в том числе и потому, что хорошо подходил для дальнейшей модернизации.

Поначалу выпуск советского армейского мотоцикла с коляской развернули в Москве , но осенью 1941 года (после стремительного продвижения немецких войск к столице) производство решено было перенести на Урал . Первый эшелон с оборудованием прибыл в 19 ноября 1941 года. Станки разместили на площадях бывшего… пивоваренного завода. А спустя всего три месяца - 25 февраля 1942 года - была выпущена первая партия машин.

Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них был, по сути, тот же оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 746 кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 лошадиные силы. Благодаря нижнему расположению клапанов в цилиндрах он здорово тянул на «низах», преодолевал любое бездорожье. Те немногие изменения, что появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.

Народный мотоцикл: история успеха

В 1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу (тот выпускал машины под маркой «Днепр» ). Уральцам не оставалось ничего другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха. Первой гражданской моделью была М-72М .

- Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти - пожалуйста, на рыбалку - легко. Вёз куда угодно! - рассказывает Александр Буланов .

Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки - только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 - она называлась «Ирбит» .

И только в 1961 году, когда вышла модель М-62 , у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал» . Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.

- Самой массовой нашей моделью за все годы был, наверное, мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й, - рассказывает бывший директор завода Николай Воложанин .


Николай Воложанин

Николаю Ивановичу в этом году исполнится 80 лет. Он - живая легенда , дважды был его директором. В первый раз - с 1979-го по 1983 год, а второй - на излёте славы предприятия, с 1987-го по 1995-й. У него самого было три «Урала» , на которых он участвовал в дальних пробегах.

Самый знаменитый из них состоялся в 1968 году. Тогда команда ирбитчан ездила на международный слёт, как бы сегодня выразились, байкеров, который проходил в Италии . Из Ирбита , по воспоминаниям Николая Воложанина , на восьми мотоциклах местного производства выехали девять работников мотозавода. До итальянской Перуджи , где проходил слёт, и обратно добирались 50 дней, проехали 11 тысяч километров - и практически без поломок. Наверное, тогда «заграница» и увидела впервые мотоцикл «Урал» . Как рассказывал Николай Иванович , даже в компании с именитыми собратьями «Урал» смотрелся неплохо. Техническое отставание ирбитского мотоцикла началось позже…

Снижение производства

- Я, когда был в Японии, на фирме «Хонда», побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, - говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана - «ВСМПО-Ависма» - расположено в - в Верхней Салде ).

Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были - да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример - судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73 . Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.

- Я сам испытывал этот мотоцикл, - говорит Александр Буланов . - Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…

Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный - в 1985-м, трёхмиллионный - в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов - 131 тысяча - было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год - 121 тысяча, 1994 - 68 700, 1995 - всего 11 700. Почему так произошло?

- Главная причина - не стало потребителя, - говорит Николай Воложанин . - Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.

Современные модели

Примечателен тот факт, что именно в сложное для завода время появились такие популярные мотоциклы, как Урал «Вояж» и флагманская модель Урал «Волк» .

Тяжелый дорожный мотоцикл Урал «Волк» , сошедший с конвейера в 1999-м году, стал излюбленной моделью российских байкеров. Мотоцикл укомплектован двигателем объемом 745 куб. см мощностью 45 л.с. и разгоняется до 152 км/ч. Благодаря необычному дизайну и ходовым характеристикам чоппер Урал «Волк» по праву возглавляет рейтинг самых удачных моделей завода.

Что касается мотоцикла Урал «Вояж» , появившегося чуть раньше (в 1996-м году), то эта модель имела более скромные характеристики: двигатель объемом 650 куб. см мощностью 36 л.с., позволяющий развивать скорость до 120 км/час.

С конвейера завода мотоциклов «Урал» сошли и другие модели: армейская версия мотоцикла Урал Gear-Up с камуфляжной расцветкой, патрульный мотоцикл Урал «Соло-ДПС» с ветровым щитком, сиреной и сигнальными фарами и тяжелый мотоцикл для перевозки грузов Урал «Геркулес» .


Урал «Турист»
– один из лучших образцов туристических мотоциклов для дальних поездок, в том числе и по бездорожью, разгоняющийся до 120 км/ч. Модель Турист 2WD стала полноприводной версией этого мотоцикла с дополнительным приводом на колесо коляски.


Мотоцикл Урал «Соло»
является довольно мощным одиночным байком с классической посадкой и низким прямым рулем, развивающий максимальную скорость в 150 км/час. Этот недорогой мотоцикл входит в число самых популярных моделей завода мотоциклов «Урал» и отлично подходит для большого города.

Модель Урал «Ретро» выполнена в стилистике 40-50-х годов, хотя сегодня этот мотоцикл с сидением из черной кожи и велюровой обивкой коляски смотрится более чем современно и стильно.

В 2007-м году был выпущен мотоцикл Урал «Пустыня» с рычажной передней вилкой и микропроцессорной системой зажигания, предназначенный для езды по песку, и модель Урал «Вьюга» с приводной коляской для эксплуатации в зимний период.

В 2015 году была выпущена лимитированная партия мотоциклов с коляской Урал , посвященная новой части фильма Star Wars . Модель была названа «Dark Force» и продавалась только в США. Ural Dark Force , заднеприводный двухместный мотоцикл, обладает мощностью в 41 лошадиную силу с четырехступенчатой механической коробкой передач. В нем установлен двухцилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения объемом 749 кубических сантиметров с электронной системой впрыска топлива. Кроме светодиодной передней фары, по заявления произволителя, к мотоциклу прилагался настоящий световой меч.


Мотоциклы «Урал» в Книге рекордов Гиннесса

Житель Ирбита Константин Матвеев в 1992 году попал в Книгу рекордов Гиннесса , проехав на мотоцикле «Урал» в положении с поднятой коляской 338 километров за 8 часов 14 минут 11 секунд. Рекорд был поставлен на обычном городском стадионе.

Ирбитчане Анатолий Бикишев и Александр Буланов в 1992 году (в один день с предыдущим рекордом - 7 июня), поочередно меняясь прямо на ходу, проехали на мотоцикле «Урал» с поднятой коляской 24 часа без остановки - даже дозаправка бензином осуществлялась в движении.

Житель Ирбита Владимир Глухих проехал на мотоцикле «Урал» задним ходом, не останавливаясь, 171 километр 200 метров за 8 часов 47 минут 23 секунды. Рекорд был поставлен всё в тот же день, 7 июня 1992 года.

Ирбитчане Анатолий Бикишев, Александр Буланов и Константин Матвеев в 1993 году они, сменяя друг друга, проехали на мотоцикле «Урал» без остановки 25 505 ки­лометров. Время в пути составило 440 часов (чуть больше 18 суток), средняя скорость движения - 57,97 километра в час.

  1. Советские байкеры из всех мотоциклов страны выделяли именно «Урал» - так как он выглядел более агрессивно, а также громко и красиво «рычал».
  2. «Урал» приглянулся Саддаму Хусейну . В 2002 году Республиканская гвардия заказала 2000 мотоциклов Ирбитского мотозавода с колясками для осуществления своей оборонительной стратегии, основанной на тактике высокой мобильности. На «Урал» устанавливались пулеметы для повышения обороноспособности.
  3. В 2012 году мотоцикл «Урал» купил для себя голливудский актер Брэд Питт и до сих пор является счастливым обладателем модели Урал «Турист» с коляской.
  4. На мотоциклах «Урал» довольно часто ездят герои зарубежных фильмов и сериалов. Например, на Урале Solo-sT ездил Моро в фильме «Призрачный гонщик 2» .


Где купить сегодня

Но всё же сумел сохранить своё профильное производство и свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий отечественные мотоциклы. Пережил он и своего собрата - украинский «Днепр» . Хотя объёмы производства с советскими временами, конечно, не сравнить.

- Продажи последние десять лет стабильны - 1 200 мотоциклов в год, плюс-минус сто штук, - рассказывает генеральный директор ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» Владимир Курмачёв .

По его словам, на заводе сейчас заняты 140–150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. Лидером по этому показателю являются США - на эту страну приходится до 60 процентов отгруженных мотоциклов. Наибольшей популярностью пользуются мотоциклы Урал с коляской и знаменитый уральский «Волк» .

Однако самые преданные поклонники легендарных мотоциклов Ирбитского завода не за океаном, а здесь, в России, и для многих из них «Урал» по-прежнему считается уникальным и единственным в своем роде.

На российский рынок поступает не более 5 процентов. Что неудивительно: из-за малой серии и высокой доли импортных комплектующих стоимость «Урала» сегодня составляет около 500 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль. Но кто-то предпочитает покупать именно «Урал» .

Видео: история создания мотоциклов Урал

Мотоцикл Урал – это не только история, но и часть жизни нашего народа. Самое большое достижение завода-изготовителя, это как двигается «Урал» по грязи, на этом основана концепция завода.

Несколько поколений проездило на знаменитых мотоциклах марки Урал, которые зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. А в сельской местности они до сих пор пользуются спросом как недорогая, практичная и надежная техника для повседневного пользования.

Урал — идеальный по проходимости мотоцикл для сельской местности

История возникновения модели Урал


Вначале стоит напомнить, что первые полноприводные экземпляры мототехники появились в Англии около 100 лет назад. Они долго не имели конкурентов по соотношению цена-качество. Впоследствии фирма BMW начала производство военной модификации подобной техники.

Считается, что военные полноприводные варианты и сделали такие мотоциклы очень популярными. По крайней мере, у нас в стране, после великой отечественной войны, начали производство именно немецких военных «клонов».

Со временем, путем модификаций и доработок, отечественный рынок получил отличную, надежную и практичную технику под разные цели. На них ездила милиция, различные надзоры, их очень ценили жители села. В то время автомобили были дефицитом, поэтому мотоцикл Урал был отличной альтернативой дефицитной авто-технике.

В войсках они оснащались пулеметами и противотанковыми установками. Это было весьма эффективное вооружение. Но со временем, под нажимом развития военной техники, от них отказались. С тех пор модельный ряд «Урал» сильно расширился.

Современные тенденции мотоциклов Урал


Современные экземпляры больше используются для туризма, сельскими жителями, и байкерами, из «Уралов». После небольшой переделки получаются неплохие байки. Очень популярна такая техника на западе. А после того, как они стали комплектоваться импортными деталями, значительно выросли продажи за рубежом.

Поэтому львиная доля, выпускаемой сейчас, подобной мототехники отправляется на экспорт. На данный момент завод-изготовитель выпускает мотоцикл Урал нескольких модификаций, у каждой из которых есть своя «изюминка»:

  • Турист – классика жанра. Надежный и проверенный временем экземпляр, в котором проявились все лучшие качества предыдущих модификаций. Больше популярен у жителей сельской местности за свои эксплуатационные качества и простоту в использовании. Как уже упоминалось, надежность техники подкреплена наличием многих импортных деталей таких известных фирм как: «Ducati», «DENSO», «Sachs»;
  • Турист Т – доработанный вариант предыдущего поколения, ориентированный на длительные путешествия. Способен перевозить на себе до 280-ти кг пассажиров и груза. За пределами шоссе, хорошую проходимость ему обеспечивает полный привод. За рубежом является одной из самых недорогих и популярных продаваемых моделей мотоцикла Урал;
  • Волк – вариант, больше ориентированный на любителей американских чопперов. Разрабатывать данную модель помогали настоящие члены байкерского клуба «Ночные волки». Он имеет удлиненную базу, великолепную динамику разгона и максимальную скорость до 150 ти км/ч. Современный вид модели обеспечивает ему стабильный покупательский спрос;
  • Соло – одиночный дорожный байк, который уже стал классикой в подобном сегменте. Больше рассчитан на езду по шоссе и пользуется заслуженным спросом у любителей подобных развлечений. Хромированный бензобак и дуги безопасности придают ему незабываемый внешний вид. Стилизован под мототехнику середины прошлого века;
  • Спортсмен – в 2006 году завод освоил выпуск спортивного варианта полноприводного байка. Модель была ориентирована на молодежь, из улучшений на ней был отключаемый привод колеса на боковой коляске. Доработанная коляска делает эту модель желанной для охотников, рыбаков и просто любителей активного отдыха. На ней установлена дуга безопасности, большой багажник сзади и ветровое стекло, защищающее от ветра и встречных брызг;
  • Ретро – стилизованный под модели прошлых лет современный Урал. Особый шик придает этой модели стилизованная ручка переключения передач на бензобаке. Любители старины очень любят данную модель;
  • Ямал . Модель выпущена в честь знаменитого ледокола и выполнена в его цветовой гамме. Символизирует надежность и проходимость знаменитого ледокола. Выпущен ограниченной партией.

Характерные особенности мототехники с полным приводом


«Уралы» можно отнести к первым вариантам мотоциклов, в которых присутствует без дифференциальный отключаемый привод, это обеспечило ему еще большее число почитателей.

Для этого мотоцикла не существует непреодолимых препятствий. «Урал» по бездорожью, с подключаемым приводом двигается как по трассе, а на шоссе отключив его, можно хорошо сэкономить топливо. Проходимость «Урал», это притча во языцех.

Максимальная скорость мотоцикла «Урал» обеспечивается двухцилиндровым четырехтактным двигателем, который способен выдерживать большие нагрузки. Он способен двигать по дороге с любым покрытием собственный вес мотоцикла «Урал», который составляет от 318-ти до 380-ти кг, в зависимости от модели, и нагрузку до 250-ти кг.

Высокая практичность, наличие надежных импортных деталей и небольшая стоимость обслуживания, делает мотоциклы семейства «Урал» желанными для различных слоев населения.

Современный внешний вид и хорошая комплектация привлекает к ним молодое поколение. Это воплощение оптимального соответствия цены, надежности, простоты и прогресса.

Начну с самого древнего М-72, прародителем которого является BMW-R71.

Мотоцикл начали выпускать в 1941г прежде всего для мотоциклетных частей Красной Армии. В качестве силового агрегата был установлен 22-ух сильный оппозитный двигатель объемом 746 кубиков. В результате последующих модификаций мощность увеличилась до 27 л/с. Масса мотоцикла составляет около 220кг, а максимальная скорость 105 км/ч. Вот с чего начался Урал! Хотелось бы отметить, что по сей день эта модель мотоцикла выпускается в Китае под названием «Чжанг-Сянг» и даже идут на экспорт.

Следующей остановкой в истории стал M-52. Эта модель была сделана уже как дорожный мотоцикл и была предназначена скорее для скоростной езды по асфальту, чем для передвижения по бездорожью. Урал М-52 был оснащен четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 500 куб. см и мощностью 24 л.с, что давало возможность развивать скорость 110 км/час. На сегодняшний день его считают один из редчайших советских серийных мотоциклов.

Учитывая тот момент, что сохранялся спрос на модели с внедорожными характеристиками, родилась новая модель M-61 (1960-1961 годы выпуска). Урал M-61 был выполнен на той же ходовой части, что М-72 и М-52, но эта модель с двигателем объемом 650 куб. см и мощностью 28 л.с. уже больше подходила для езды по сельским дорогам. Выпускалась эта модель с 1957 по 1963год.

Рождение М-62 относится к 1961-1965 годам. Новая модель Урала была значительно модернизирована, в ней появилось автоматическое опережение зажигания, благодаря которому мощность двигателя увеличилась на 2 л. с. и составила 28 л.с, новая коробка передач и увеличенные хода подвески.
Масса мотоцикла составляет 320кг, а максимальная скорость так осталась около 100км/ч.

Первый Урал М-63 сошел с конвейера в 1964 году и стал первой моделью с маятниковой подвеской заднего колеса. Так же к новинкам этой модели можно отнести гидравлические амортизаторы и новые глушители. Закончилось производство этой модели в 1971 году.

В 71-ом году на смену М-63 пришла новая модель М-66 (такое чувство как будто о девушках моделях пишу (:). Так вот, М-66 от предыдущих отличалась «ап-грейдом» двигателя, что увеличило его мощность до 32 л.с. А именно был добавлен масляный фильтр, соответственно подверглась изменению и передняя крышка двигателя. Как и всему в этом мире, производству М-66 в 1973 году пришёл конец.

«Урал» М-67 (1973-1976 г) и «Урал» М-67-36 (1976-1983 г) на внешний вид особо не отличались. Отличием М-67 от предыдущей модели был применённый впервые 12-вольтовый генератор. А на модели М-67-36 конструкторы снова потрудились над двигателем и выжали из него 36 л.с. Этих недостающих коней они нашли в измененные головки цилиндра (изменились углы хода и диаметр тарелок клапанов, а соответственно и коромысла клапанов).

Следующей моделью стал «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983-1986 г). Как видно с фото, на новой модели мотоцикла была установлена система выпуска с одним глушителем. Так же изменения коснулись и задней подвески, она стала рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте.

Эту часть назову «Наши дни» , т.к. следующие мотоциклы выпускаются и по сей день.

«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист модель впервые оснащена рычажной передней вилкой. В последние годы инженеры Ирбитского мотоциклетного завода постоянно совершенствуют эту модель, и добиваются при этом очень неплохих результатов. Прежде всего, следует сказать о том, что последние модели «Туриста» оснащены новыми четырехтактными двухцилиндровыми двигателями, мощность которых составляет 45 л.с., а рабочий объем – 750 куб.см. Это позволяет обновленному мотоциклу разгоняться на трассе до скорости 120 км/ч.

«Урал» ИМЗ-8.123 Соло - одиночка на базе ИМЗ-8.103-10.Модель укомплектована четырехступенчатой коробкой передач с задним ходом, передней телескопической и задней маятниковой подвеской, электростартером, передними дисковыми гидравлическими тормозами, задними барабанными тормозами и дугами безопасности. Последние модификации мотоцикла Урал «Соло» оснащены тем же двигателем что и «Турист», который выдаёт максимальную скорость около 130 км/час.

«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP представляет собой военизированную модель современного дорожного мотоцикла, производство которой началось с 2005 года. За основу был взят всё тот же «Турист». У него два ведущих колеса с бездифференциальной передачей значительно улучшающей езду мотоцикла по бездорожью и оборудование для установки различного вооружения.

«Урал» ИМЗ-8.1238 Волк по праву можно считать уникальным детищем отечественной мотопромышленности. И это неудивительно, ведь Урал Волк – это первый полноценный российский чоппер. Его серийное производство было начато Ирбитским мотозаводом в 1999 году, и с тех пор эта модель пользуется немалым успехом не только среди отечественных покупателей, но также и за рубежом. Интересным также является тот факт, что концепция этого первого российского чоппера была разработана заводскими инженерами совместно с представителями известного российского байкерского клуба – «Ночные волки».Главная особенность этой модели – это его очень длинная база 1690 мм. Из прочих значимых технических особенностей он отличается весьма мощным двигателем – его объем равняется 745 кубическим сантиметрам, а производительность – 40-ка лошадиным силам. Двигатель обеспечивает достойную максимальную скорость мотоцикла, при подходящих условиях он может разогнаться до 150 км\ч, а разгон до 100 км\ч происходит за 10 секунд.

«Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро в результате всех модернизаций мотоцикл не только стал одним из самых стильных мотоциклов модельной линейки, но и прошел сертификацию для рынка Европы и Америки. Мотоцикл с коляской Урал «Ретро» оснащен оппозитным четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см и мощностью 45 л.с.Максимальная скорость 120км/ч. Урал с коляской невероятно популярны за рубежом, особенно в США, поэтому с рынком сбыта у Ирбитского завода сегодня нет проблем. В 2001-м году завод выпустил модификацию Урал «Ретро» без коляски, а два года назад для демонстрации в автомобильном музее Haynes International Motor Museum в Англии была разработана уникальная модель мотоцикла Урал «Ретро» с правым рулем. Кстати сказать, праворульная версия пришлась по душе и японцам, которые закупили несколько моделей. говорят сами за себя)))

В этой статье я попытался описать историю развития и модернизации мотоциклов марки «Урал» и характеристики основных серийных моделей. Если есть какие-то замечания или предложения, с удовольствием выслушаю. В планах написать такие статьи и о других монстрах отечественного мотопрома.

Ещё из автомотовело и Как делают мотоциклы «Урал»
Отечественная мототехника

Многие, с кем общался об этой поездке в небольшой уральский городок Ирбит, удивлялись, что мотоциклы «Урал» до сих пор живы, собираются и продаются. Как-то этот бренд канул в Лету в последние годы. Совсем забылся.
А он жив, в целом даже здоров и неплохо продается причем на Запад. Я прогулялся по сборочному цеху и выяснил как там все обстоит. Начнем с фасада. Опознать в этом сером здании некогда завод-гигант сложно. Стелла с мотоциклом плохо видна с дороги из--за запущенного сквера. Вывесок нету. Большая часть здания, которое было когда-то заводоуправлением сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная, через которую почти никто не проходит. На предприятии по производству мотоциклов "Урал" работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000.


Строго говоря эти мотоциклы правильнее было бы называть Ural, чем "Урал". Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка много значительно покачают головой когда увидят список брендов, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем полный фарш по мотоциклетным меркам.

Из нашего советского здесь: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски.

Мотоцикл "Урал" во многой самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.

Единственный серийный мотоцикл с коляской

Единственный полноприводный мотоцикл. Да такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.

Ребята с завода рассказали, что регулярно выбираются на мотоциклах в леса и горы, добирались до перевала Дятлова, а по трассе "Урал" спокойно идет 110 км/ч.

Станки на заводе в основном советские, но есть и новые, например эта лазерная вырезалка.

В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма - 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие выдавало по 10 000 единиц техники.

Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.

В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы - через несколько недель, покупатель получает свой "Урал". В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия. На Западе - фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. По проходимости "Урал" вне конкуренции. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.

В России "Урал" можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых - по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности. Все тесты "Урал" проходит.

По большому счету есть только две модели "Урала". Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.

Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.

Сборочный цех удивил своей продуманностью. Все по полочкам, коробочкам. Все четко.

Здесь собирают сцепление.

А это скоро будет мотором.

Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный "Урал" - это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов. Но об истории расскажу в другом посте.

Скелет обрастает кишками.

Вот они тормоза Brembo. Кто в теме, тот поймет)))

Даже на экспортных вариантах "Урал" пишется по-русски.

Покраска порошковая - тоже самое модная.

Для Россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.

На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.

"Урал" может дать массу поводов для скепсиса: дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.

Но есть и повод для позитива. Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. "Урал" - бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор для любителя путешествий. "Урал" кроме харизмы обладает еще и потребительскими свойствами, потому его и покупают.

Но ощущение все-таки двойственное. Хотя предприятие живо и как-то развивается. В сравнении с тем, что было в советские годы, выглядит все несколько удручающе. Но себя можно успокоить тем, что "Урал" с производства массового продукта перешел на эксклюзивный.

Все модели советских и российских мотоциклов «Урал» относятся к приоритетному классу отечественной моторизованной промышленности. Аппараты имеют несколько модификаций, а современные экземпляры активно используются потребителями. Производитель старается поддерживать оптимальное сочетание качества, мощности и проходимости агрегата. Он предлагает современные двухколесные машины одиночного типа и с возможностью базирования бокового прицепа. Рассмотрим характеристики и особенности самых популярных образцов.

История развития и создания

Все модели мотоциклов «Урал», в той или иной степени, копируют немецкую марку BMWR. Самый первый прототип был создан советскими конструкторами в 1939 году. Основных версий о происхождении две, причем проверить их достоверность в настоящее время не представляется возможным.

Предположительно немецкий аналог был передан Советскому Союзу для ознакомления, после чего отечественные разработчики выпустили похожую модификацию. Второй вариант предполагает закупку оригиналов в Швеции, их дальнейшую переправу в СССР, и изготовление рассматриваемого транспортного средства.

Достоверно известно, что в 1941 году были выпущены мотоциклы под индексом М-72, которые с немецкими «сородичами» были похожи, как близнецы. Серийный выпуск техники был одобрен самим Иосифом Сталиным. Производство организовали на московском заводе, однако, в связи с военным положением изготовление машин было перенесено в Сибирь (небольшой город Ирбит). Примечательно, что производственные цеха оборудовали на бывшем пивном комбинате, по причине отсутствия свободных подходящих помещений.

«Урал М-72»

Все модели мотоциклов «Урал» походят от военного образца типа М-72. Стартовая поставка из Ирбита в армию началась уже в 1942 году. Общее количество составило более 9700 штук. Выпуск аппарата продолжался до 1954 года. За это время было произведено более трех миллионов экземпляров.

Гражданская модификация рассматриваемого транспортного средства вышла под индексом М-52. Конструкционные изменения позволяли модели стремительно и устойчиво перемещаться по асфальту. В качестве силового агрегата применен четырехтактный двигатель объемом пять кубических сантиметров. Характеристики мотора позволяли разгонять аппарат до 100 километров в час при мощности 24 л. с. Стоит отметить, что эта версия поступила в продажу, однако каждый владелец должен был зарегистрировать байк в военном комиссариате.

Особенности вариаций М-61 и М-66

Все модели мотоциклов «Урал» нельзя рассматривать без двух модификаций, которые вышли в шестидесятых годах прошлого века. Изменения в конструкции были минимальными, однако, на М-61/63 появилась обновленная подвеска маятникового типа, монтируемая на заднем колесе.

На 66-й модификации применили доработанный двигатель, мощность которого составила 32 л. с. Затем были выпущены образцы с 36-сильным агрегатом. Изменения конструкции мотора и прочие доработки привели к созданию последнего советского «Урала» марки 8.103-3О. Его главным отличием от предшественников стало наличие карданного вала автомобильного типа и цепного привода. Кроме того, стоит отметить улучшенную выхлопную систему и удешевленную версию для глубинок и удаленных поселков.

Новые модели мотоцикла «Урал»

После распада Союза Советских Социалистических республик население стало меньше покупать мотоциклы в связи с экономическим кризисом. Те, кто имели средства для приобретения, предпочитали иностранные бренды. Однако завод в Ирбите не остановил производство, хотя изделия реализовывались в минимальном количестве.

Комбинат был приватизирован в 1992 году и переименован в АО «Уралмото». Конструкторы обновленного завода смогли справиться с критической ситуацией, и даже разработали линейку принципиально новых модификаций.

Например, последние модели мотоцикла «Урал» категории «Турист», стали оснащаться рычажной вилкой и новыми силовыми установками (четыре такта), которые обладали объемом 750 «кубов» и мощностью 45 «лошадок».

Модификация Урал Solo - это модернизированный вариант для передвижения без бокового прицепа. Он оборудован четырехступенчатой коробкой передач, электрическим стартером, задним ходом и надежной дисковой тормозной системой. Предельная скорость аппарата составляет 130 километров в час.

Какие модели мотоциклов «Урал» имеются еще?

Наиболее стильным в рассматриваемой линейке считается мотоцикл «Урал Ретро». Он стилизован под старину и пользуется успехом не только на отечественном рынке, но и в Великобритании, и США. Разработаны версии с правым рулем для удобства адаптации в странах с особыми правилами дорожного движения.

На в 2014 году стартовала очередная модернизация, позволившая изменить характеристики всех серийных моделей. Детали подверглись существенной обработке, а также усилению комплектующих элементов, начиная от корпусных обвесов, заканчивая силовым агрегатом и топливной системой. Среди инноваций можно выделить следующие новшества:

  • появление электронного впрыска топлива;
  • оснащение всех колес дисковыми тормозами;
  • монтаж гидравлического рулевого демпфера;
  • использование в компоновке композитных материалов.

Совместимость советских наработок и современных технологий дала возможность довести мотоциклы «Урал» (фото всех моделей представлено в статье) до качества мирового уровня. Об успехе говорят реальные цифры, которые свидетельствуют о том, что более 90 процентов выпускаемой техники от этого производителя идут на экспорт.

Особенности

Среди экспортных и пробных моделей мотоцикла «Урал», можно выделить такие экземпляры:

  1. «Урал-Т» - современный аналог первой модификации, имеющий обновленные характеристики.
  2. «Турист» - вариация, ориентированная на передвижение по различным типам грунта, с возможностью подсоединения боковой коляски.
  3. Военная вариация Ural Gear Up, оснащена местом для установки пулеметной турели, бамперной трубой, увеличенной фарой и имеет соответствующую окраску.

Кроме того, в линейке ИМЗ присутствуют байкерские варианты «Кросс» и «Волк», оснащенные хромированными деталями, а также мотовездеходы «Спортсмен», «Патрол», «Ямал».

В завершение обзора

Отечественный мотоцикл «Урал», история моделей которого рассмотрена выше, стал настоящей легендой мотостроения. Еще в военные годы (1941-1945) он предназначался для армии. Однако позже использование этого тяжелого мотоцикла перешло в гражданскую сферу.

Особенно техника была популярна в селах и деревнях, поскольку обладала хорошей грузоподъемностью и проходимостью. Все модели мотоциклов "Урал" в современном исполнении, наравне с характерным стилем, приобрели совершенно новые ходовые параметры, пользуются спросом не только на территории постсоветских республик, но и за рубежом. Их выставку можно увидеть в Ирбитском государственном музее мотоциклов.